Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
2. Уполномочить Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева Умирзака Естаевича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 ноября 2010 года № 1305
проект
СОГЛАШЕНИЕ
о единых принципах и правилах регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
основываясь на Соглашении о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашении о таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.,
стремясь осуществлять согласованную политику регулирования деятельности субъектов естественных монополий на основе единых принципов и правил,
согласились о нижеследующем:
Раздел 1
Общие положения
Статья 1
Цель Соглашения
Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Статья 2
Определение терминов, используемых в Соглашении
Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные термины:
а) внутренний рынок - рынок государства Стороны, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий;
б) доступ к услугам субъектов естественных монополий - оказание субъектами естественных монополий одного государства Стороны своих услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям любого другого государства Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства Стороны при наличии технической возможности, а также при сопоставимых экономических условиях, определяемых в отраслевых (секторальных) соглашениях;
в) естественная монополия - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;
г) национальное законодательство - законодательство государств Сторон, касающееся сфер естественных монополий;
д) национальные органы - органы государства Стороны, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
е) оказание услуг - оказание (предоставление) услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота;
ж) потребитель - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
и) секторальные (отраслевые) соглашения - соглашения государств Сторон, включая двусторонние соглашения Сторон, касающиеся сфер естественных монополий, указанных в Приложении 1 к настоящему Соглашению;
з) сфера естественных монополий - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий;
к) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных национальным законодательством Сторон;
л) хозяйствующий субъект - юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени.
Статья 3
Сфера применения Соглашения
1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон в сферах естественных монополий, оказывающих влияние на торговлю между Сторонами и указанных в Приложении 1 к настоящему Соглашению.
2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий.
3. К сферам естественных монополий в государствах Сторон относятся также сферы естественных монополий, указанные в Приложении 2 к настоящему Соглашению.
В отношении сфер естественных монополий, указанных в Приложении 2 к настоящему Соглашению, применяются требования национального законодательства.
4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон.
5. Стороны стремятся к гармонизации сфер естественных монополий, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, путем их сокращения и с возможным определением переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях.
6. Расширение сфер естественных монополий в государствах Сторон осуществляется:
1) в соответствии с национальным законодательством, в случае если государство Стороны намерено отнести к сфере естественных монополий сферу, которая является сферой естественной монополии в ином государстве Стороны и приведена в Приложениях 1 или 2 к настоящему Соглашению;
2) по решению Комиссии таможенного союза, в случае если к сфере естественных монополий государство Стороны намерено отнести иную сферу естественных монополий, не указанную в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, после соответствующего обращения государства Стороны в Комиссию таможенного союза.
7. Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, урегулированные действующими двухсторонними соглашениями Сторон. Вновь заключаемые секторальные (отраслевые) соглашения Сторон не могут противоречить настоящему Соглашению.
8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий в той части, в которой оно не противоречит положениям настоящего Соглашения и национальному законодательству Сторон, касающемуся сфер естественных монополий.
9. Сфера транспортировки газа регулируется Соглашением о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.
Раздел 2
Регулирование деятельности субъектов
естественных монополий
Статья 4
Общие принципы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
Принципами, которыми руководствуются Стороны при регулировании и (или) контроле за деятельностью субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, являются:
1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств Сторон, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;
2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;
3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к государству Сторон;
4) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;
5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;
6) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;
7) обязательность заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование, при наличии технической возможности, определенной в соответствии с национальным законодательством Сторон;
8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа к услугам субъектов естественных монополий;
9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;
10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование;
11) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) по регулируемым услугам;
12) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.
Статья 5
Виды и методы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
1. Государства Сторон применяют виды (формы, способы, методы, инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон на основе общих принципов и правил регулирования естественных монополий, установленных настоящим Соглашением.
2. При осуществлении регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы, способы, инструменты) регулирования:
1) тарифное (ценовое) регулирование;
2) виды регулирования, установленные настоящим Соглашением;
3) иные виды регулирования, установленные национальным законодательством Сторон.
3. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий, включая установление стоимости подключения/присоединения к услугам субъектов естественных монополий, может осуществляться путем:
1) установления (утверждения) национальным органом субъектам естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые услуги, в том числе их предельных уровней на основе утвержденной национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения, а также соответствующего контроля национальным органом за применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных монополий;
2) установления (утверждения) национальным органом методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы (цены), а также контроля национальным органом за установлением и применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий.
4. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования, национальные органы Сторон вправе применять в том числе следующие методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в соответствии с национальным законодательством Сторон:
1) метод экономически обоснованных затрат;
2) метод индексации;
3) метод доходности инвестиционного капитала;
4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
5. При регулировании тарифов (цен) учитываются:
1) возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности;
2) получение экономически обоснованной прибыли;
3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов;
4) формирование тарифов субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг.
6. При установлении тарифов (цен) могут учитываться:
1) особенности функционирования естественных монополий на территории государств Сторон, в том числе особенности технических требований и регламентов;
2) государственные дотации и другие меры государственной поддержки;
3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка;
4) планы развития территорий;
5) государственная налоговая, бюджетная, экологическая и социальная политика;
6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.
7. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии предусматривается, что при формировании затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов, задействованных активов, по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий.
8. Регулирование тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым в том числе могут относиться уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей регулирования тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии могут применяться и долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
9. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий могут определяться в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.
В секторальных (отраслевых) соглашениях Стороны вправе установить перечень услуг субъектов естественных монополий и (или) перечень субъектов естественных монополий, в отношении которых могут быть применены специальные процедуры согласования Сторонами методов (подходов, методик) формирования и применения тарифов (цен).
Статья 6
Правила обеспечения доступа к услугам
субъектов естественных монополий
1. Стороны обязуются зафиксировать в своих национальных законодательствах правила регулирования, обеспечивающие доступ к услугам субъектов естественных монополий, как он определен в статье 2 настоящего Соглашения.
Национальные органы каждой из Сторон обеспечивают контроль за соблюдением правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий по отношению к потребителям услуг субъектов естественных монополий государства этой Стороны и условий подключения (присоединения/использования) к ним.
2. Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий по отношению к потребителям услуг субъектов естественных монополий государств Сторон включают в себя:
1) существенные условия договоров, а также порядка их заключения и исполнения;
2) порядок определения наличия технических возможностей;
3) порядок предоставления информации об оказываемых субъектами естественных монополий услугах, их стоимости, доступа к ним, возможных объемах реализации, технических и технологических возможностях оказания таких услуг;
4) условия получения открытой информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления заинтересованными лицами условий обращения услуг субъектов естественных монополий и (или) доступа к ним;
5) перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну;
6) порядок рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования споров по вопросам доступа к услугам субъектов естественных монополий.
3. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий, включая вопросы транзита, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.
4. Допускается применение субъектами естественных монополий государств любой из Сторон дифференцированных условий доступа к их услугам потребителей государств Сторон (с учетом специфики каждой отдельной сферы естественной монополии, определяемой в отраслевых (секторальных) соглашениях), если такие условия не применяются по принципу принадлежности потребителей к государству любой из Сторон, при условии соблюдения национального законодательства каждой Стороны.
5. Без ущерба положениям пункта 4 настоящей статьи национальное законодательство Сторон не должно содержать норм, устанавливающих в отношений потребителей государств Сторон дифференцированные условия доступа к услугам естественных монополий, исходя из принадлежности потребителей к государству любой из Сторон.
Статья 7
Национальные органы
1. В государствах Сторон функционируют национальные органы, наделенные полномочиями по регулированию и (или) контролю за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии с национальным законодательством государств Сторон.
2. Национальные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством Сторон исходя из единых принципов и правил, определенных настоящим Соглашением, секторальными (отраслевыми) соглашениями Сторон и иными международными договорами государств Сторон.
3. К функциям национальных органов относятся:
1) тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополии;
2) регулирование доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе установление платы (цен, тарифов, сборов) за подключение (присоединение) к услугам субъектов естественных монополий, в случаях предусмотренных национальным законодательством;
3) защита интересов потребителей услуг субъектов естественных монополий;
4) рассмотрение жалоб, заявлений, урегулирование споров по вопросам установления и применения регулируемых тарифов (цен), а также доступа к услугам субъектов естественных монополий;
5) рассмотрение, утверждение или согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий и контроль за их реализацией;
6) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий ограничений, предусмотренных национальным законодательством Сторон по отнесению информации к коммерческой тайне;
7) осуществление контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе путем проведения проверок и в иных формах (мониторинг, анализ, экспертиза);
8) иные функции, предусмотренные национальным законодательством.
Статья 8
Реализация Соглашения
1. Реализация настоящего Соглашения возлагается на национальные органы.
2. Стороны информируют друг друга и Комиссию таможенного союза о назначении и полном наименовании своих национальных органов не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения.
3. В целях поэтапного формирования Единого экономического пространства Комиссия таможенного союза выполняет следующие функции:
1) готовит предложения к поэтапному плану формирования Единого экономического пространства (в секторальном (отраслевом) разрезе) в отношении сфер естественных монополий, в том числе формирует предложения по критериям и порядку проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого экономического пространства;
2) анализирует и предлагает способы координации (разработки и реализации) решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий;
3) проводит сравнительный анализ системы и практики регулирования естественных монополий в государствах Сторон с подготовкой соответствующих ежегодных отчетов и докладов;
4) содействует гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов, энергоэффективности;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные секторальными (отраслевыми) соглашениями.
4. Результаты проводимой работы, указанной в настоящей статье Соглашения, Комиссия таможенного союза по согласованию с национальными органами Сторон представляет на рассмотрение Межгосударственного совета.
5. В целях гармонизации национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий высший орган таможенного союза - Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества по представлению Комиссии таможенного союза, устанавливает, какие нормативные правовые акты Сторон в данной области подлежат сближению, и определяет последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере.
6. Комиссия таможенного союза наделяется полномочиями по контролю за исполнением настоящего Соглашения.
Раздел 3
Заключительные положения
Статья 9
Разрешение споров
Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, в том числе с участием Комиссии таможенного союза, а в случае недостижения согласия в течение шести месяцев с начала таких консультаций или переговоров передаются любой из заинтересованных Сторон в Суд Евразийского экономического сообщества.
Сторона, обратившаяся в Суд Евразийского экономического сообщества, должна уведомить об этом другие заинтересованные Стороны в срок не позднее 30 дней с момента обращения.
Статья 10
Внесение изменений в Соглашение
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются протоколом.
Статья 11
Применение Соглашения в отношении третьих стран
Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее Сторону Соглашения распространять правила и/или преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи государства, не являющиеся участником настоящего Соглашения, или хозяйствующие субъекты таких третьих государств.
Статья 12
Порядок вступления в силу Соглашения, присоединение
к Соглашению и выхода из него
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.
Совершено в г. ___________ "__" __________ 20 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который является его депозитарием.
Копии подлинного экземпляра заверяются Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества и направляются каждой Стороне.
За За За
Правительство Правительство Правительство
Республики Республики Российской
Беларусь Казахстан Федерации
Приложение № 1
к Соглашению о единых принципах и
правилах регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
Сферы естественных монополий в государствах Сторон
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Российская Федерация |
|
1 |
транспортировка нефти и |
услуги по транспортировке |
транспортировка нефти и |
2 |
передача и распределение |
услуги по передаче и (или) |
услуги по передаче |
3 |
услуги по технической |
услуги по |
|
4 |
услуги оказываемые |
услуги магистральных |
железнодорожные перевозки |
Приложение № 2
к Соглашению о единых принципах и
правилах регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
Сферы естественных монополий в государствах Сторон
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Российская Федерация |
|
1. |
транспортировка газа |
услуги по хранению, |
транспортировка газа по |
2 |
услуги транспортных |
услуги аэронавигации |
услуги в транспортных |
3 |
услуги электрической |
услуги телекоммуникаций |
услуги общедоступной |
4 |
передача и |
услуги по производству, |
услуги по передаче |
5 |
централизованное |
услуги водохозяйственной и |
|
6 |
услуги по использованию |
||
7 |
услуги железнодорожных |
||
8 |
услуги подъездных путей |