Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О специальных экономических зонах в Республике Казахстан
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении специальных экономических зон на территории Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальная экономическая зона - часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления не запрещенных законодательством Республики Казахстан видов деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;
2) управляющая компания - юридическое лицо, создаваемое в соответствии с настоящим Законом в организационно-правовой форме акционерного общества для обеспечения функционирования специальной экономической зоны, привлечения потенциальных участников специальной экономической зоны;
3) заявитель - юридическое лицо, подающее в управляющую компанию заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны;
4) участник специальной экономической зоны - юридическое лицо, осуществляющее на территории специальной экономической зоны приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников специальной экономической зоны;
5) лица, осуществляющие вспомогательную деятельность - юридические лица, на которые не распространяется специальный правовой режим специальной экономической зоны, осуществляющие на территории специальной экономической зоны виды вспомогательной деятельности в соответствии с настоящим Законом;
6) объекты инфраструктуры - объекты недвижимости, входящие в состав объектов производства и передачи тепловой и электрической энергии, водоснабжения и газоснабжения, канализации, транспортных коммуникаций, услуг связи и иных объектов, в соответствии с технико-экономическим обоснованием создания специальной экономической зоны и утвержденным генеральным планом;
7) договор об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны - договор, заключаемый между участником или несколькими участниками специальной экономической зоны и управляющей компанией, устанавливающий виды деятельности участника или участников специальной экономической зоны на территории специальной экономической зоны, условия осуществления такой деятельности, права и обязанности сторон;
8) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий функции в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон;
9) специальный правовой режим специальной экономической зоны - совокупность условий функционирования специальной экономической зоны в соответствии с настоящим Законом, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, законодательством в области миграции;
10) экспертный совет - консультативно-совещательный орган, при Правительстве Республики Казахстан создаваемый для рассмотрения вопроса целесообразности создания или упразднения специальной экономической зоны;
11) приоритетные виды деятельности - виды деятельности, соответствующие целям создания специальной экономической зоны, на которые распространяется правовой режим специальной экономической зоны;
12) виды вспомогательной деятельности - виды деятельности, перечень которых утверждается уполномоченным органом, необходимые для обеспечения деятельности участников специальной экономической зоны, осуществляемые лицами, не являющимися участниками специальной экономической зоны, на ее территории;
13) единый реестр участников специальной экономической зоны - реестр участников всех специальных экономических зон, созданных на территории Республики Казахстан, ведение которого осуществляется уполномоченным органом;
14) принцип "одного окна" - система мер и услуг, направленная на упрощение процедуры взаимодействия заявителя либо участника специальной экономической зоны, лица, осуществляющего вспомогательную деятельность, с государственными органами, в том числе посредством ведения электронного документооборота и (или) посредством постоянного присутствия в специальной экономической зоне полномочных представителей государственных органов;
15) критический уровень не достижения целевых индикаторов - объем экономических, технических, социальных и/или иных показателей функционирования специальной экономической зоны, не достижение которых не позволяет реализовать основные цели создания специальной экономической зоны.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
специальных экономических зонах
1. Законодательство Республики Казахстан о специальных экономических зонах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели создания специальной экономической зоны
Специальная экономическая зона создается в целях ускоренного развития отраслей и регионов, привлечения инвестиций и создания высокопроизводительных и конкурентоспособных производств, а также современных технологий.
Глава 2. Государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальной экономической зоны
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических зон;
2) определение уполномоченного органа;
3) внесение представления Президенту Республики Казахстан о создании или досрочном упразднении специальной экономической зоны;
4) принятие решения о создании управляющей компании;
5) участие в управляющей компании;
6) создание экспертного совета;
7) утверждение положения об экспертном совете и его состава;
8) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) реализация государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических зон;
2) осуществление координации деятельности государственных органов и управляющих компаний в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон, за исключением специальной экономической зоны "Астана - новый город";
3) утверждение документов, регламентирующих деятельность специальных экономических зон, предусмотренных настоящим Законом;
4) привлечение потенциальных участников специальной экономической зоны для участия в деятельности специальной экономической зоны, за исключением специальной экономической зоны "Астана - новый город";
5) утверждение перечня вспомогательных видов деятельности по представлению управляющих компаний;
6) ведение единого реестра участников специальной экономической зоны на основании сведений, предоставляемых управляющими компаниями;
7) внесение в Правительство Республики Казахстан предложения о создании или досрочном упразднении специальной экономической зоны;
8) определение порядка и периодичности предоставления управляющими компаниями отчетности уполномоченному органу;
9) проведение проверок по исполнению договоров между управляющей компанией и участниками специальной экономической зоны об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны;
10) представление на ежегодной основе отчетности о результатах деятельности специальных экономических зон в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан;
11) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция местных исполнительных органов
области, города республиканского значения и
столицы
1. К компетенции местных исполнительных органов области, города республиканского значения и столицы относятся:
1) реализация государственной политики в сфере функционирования специальных экономических зон;
2) внесение предложения о создании специальной экономической зоны;
3) участие в управляющей компании в порядке, установленном настоящим Законом;
4) предоставление земельного участка для размещения специальной экономической зоны в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан и заключение с управляющей компанией договора аренды объектов инфраструктуры, построенных за счет бюджетных средств;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. К компетенции местного исполнительного органа столицы дополнительно относятся:
1) осуществление координации деятельности государственных органов и управляющей компании в сфере функционирования и упразднения специальной экономической зоны "Астана - новый город";
2) привлечение потенциальных участников специальной экономической зоны "Астана - новый город".
Глава 3. Создание, функционирование и упразднение специальной экономической зоны
Статья 7. Порядок создания специальной экономической зоны
1. Предложение о создании специальной экономической зоны вносится в уполномоченный орган центральными или местными исполнительными органами, юридическими лицами, заинтересованными в создании специальной экономической зоны с представлением концепции создания специальной экономической зоны, оформленной в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом. Предложение может быть подано совместно несколькими юридическими лицами.
2. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня внесения предложения о создании специальной экономической зоны направляет его на рассмотрение в экспертный совет.
3. На основании заключения экспертного совета уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней уведомляет лицо, внесшее предложение о создании специальной экономической зоны о целесообразности создания специальной экономической зоны либо об отклонении предложения о создании специальной экономической зоны.
4. Уполномоченный орган отклоняет предложение о создании специальной экономической зоны в случаях:
1) нецелесообразности создания специальной экономической зоны на основании заключения экспертного совета;
2) несоответствия предложения о создании специальной экономической зоны приоритетам государственной экономической политики;
3) неполноты или недостоверности представленных материалов;
4) несоответствия предложения требованиям в области охраны окружающей среды.
Отклонение предложения о создании специальной экономической зоны не является препятствием для последующего обращения с предложением о создании специальной экономической зоны.
5. В течение шести месяцев с даты получения уведомления о целесообразности создания специальной экономической зоны, лица, внесшие предложение о создании специальной экономической зоны, обеспечивают подготовку технико-экономического обоснования создаваемой специальной экономической зоны с оценкой воздействия на окружающую среду. Подготовленное технико-экономическое обоснование должно содержать предполагаемые финансово-экономические и социальные последствия, а также соответствовать требованиям, утвержденным уполномоченным органом.
В случае внесения предложения о создании специальной экономической зоны центральными или местными исполнительными органами выделение бюджетных средств на разработку технико-экономического обоснования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
6. Уполномоченный орган направляет технико-экономическое обоснование создаваемой специальной экономической зоны в заинтересованные государственные органы для осуществления его согласования. Инвесторы могут проводить независимые экспертизы технико-экономического обоснования.
Проведение согласования технико-экономического обоснования создаваемой специальной экономической зоны государственными органами должно быть завершено в течение трех месяцев со дня передачи технико-экономического обоснования в уполномоченный орган.
7. В течение двух месяцев после согласования технико-экономического обоснования, уполномоченный орган вносит в Правительство Республики Казахстан предложение о создании специальной экономической зоны с приложением концепции, соответствующего технико-экономического обоснования создания специальной экономической зоны с оценкой воздействия на окружающую среду, заключения экспертного совета.
8. Решение о создании специальной экономической зоны и приоритетных видах деятельности, соответствующих целям создаваемой специальной экономической зоны, принимается Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан.
Положение о специальной экономической зоне, целевые индикаторы функционирования соответствующей специальной экономической зоны, критический уровень недостижения целевых индикаторов, перечень видов государственных услуг, предоставляемых на территории СЭЗ по принципу "одного окна", утверждаются Президентом Республики Казахстан.
Статья 8. Экспертный совет
1. Экспертный совет создается по решению Правительства Республики Казахстан в целях рассмотрения вопросов о целесообразности создания или упразднения специальной экономической зоны.
Положение и состав Экспертного совета утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 9. Условия функционирования специальной
экономической зоны
1. Специальная экономическая зона создается на срок до двадцати пяти лет.
2. Специальные экономические зоны создаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, либо на земельных участках, принудительно отчужденных у собственников земельных участков и землепользователей для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. Основанием такого принудительного отчуждения является создание специальных экономических зон в случае отсутствия в государственной собственности необходимых для этого земельных участков.
3. Земельные участки, на которых создается специальная экономическая зона, передаются во временное возмездное землепользование управляющей компании, участнику специальной экономической зоны либо лицу, осуществляющему вспомогательную деятельность, в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан, на срок, на который была создана специальная экономическая зона.
4. Земельные участки, на которых создается специальная экономическая зона, должны быть обеспечены объектами инфраструктуры за счет государственного бюджета и/или иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников, в соответствии с технико-экономическим обоснованием специальной экономической зоны.
Порядок финансирования за счет средств государственного бюджета строительства или реконструкции объектов инфраструктуры на земельных участках, переданных управляющей компании, участнику специальной экономической зоны или лицу, осуществляющему вспомогательную деятельность, в аренду, определяется бюджетным законодательством Республики Казахстан.
В аренду управляющей компании, участнику специальной экономической зоны либо лицу, осуществляющему вспомогательную деятельность, также передаются объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, переданных указанным лицам в аренду.
Управляющая компания, участник специальной экономической зоны или лицо, осуществляющее вспомогательную деятельность, вправе осуществлять за свой счет строительство необходимых им объектов инфраструктуры на территории земельного участка, переданного им во временное возмездное землепользование.
Положения пунктов 2, 3 и 4 статьи 9 настоящего Закона не распространяются на земельные участки, находящиеся в частной собственности участников специальных экономических зон, созданных до введения в действие настоящего Закона.
5. На территории специальных экономических зон при предоставлении государственных услуг участникам специальных экономических зон применяется принцип "одного окна", обеспечивающего:
1) своевременное и качественное предоставление государственных услуг участникам специальной экономической зоны;
2) оказание информационной помощи участникам специальной экономической зоны по предоставляемым государственным услугам.
6. Порядок предоставления государственных услуг участникам специальных экономических зон по принципу "одного окна" определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 10. Упразднение специальной экономической зоны
1. Специальная экономическая зона упраздняется по истечении срока, на который данная специальная экономическая зона была создана. Срок действия специальной экономической зоны определяется соответствующим актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
2. В случае критического уровня недостижения целевых индикаторов специальная экономическая зона досрочно упраздняется Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан.
3. После упразднения специальной экономической зоны, участники специальной экономической зоны и лица, осуществлявшие вспомогательную деятельность, арендовавшие земельные участки на территории специальной экономической зоны, имеют право преимущественной покупки этих земельных участков в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Общие требования к заявителям
1. Заявитель должен обладать денежными средствами, иным имуществом, не изъятым из оборота, для осуществления деятельности на территории специальной экономической зоны в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию. Деятельность заявителя должна соответствовать целям и видам деятельности, осуществляемым на территории специальной экономической зоны.
2. Заявитель не должен:
1) являться недропользователем;
2) производить подакцизные товары (за исключением моторных транспортных средств).
Статья 12. Документы, подаваемые заявителем для
осуществления деятельности в качестве
участника специальной экономической зоны и
включения его в единый реестр участников
специальной экономической зоны
1. Деятельность участника специальной экономической зоны осуществляется на основании и в соответствии с договором, заключаемым с ним управляющей компанией на основании заявки по форме, утвержденной уполномоченным органом.
2. К заявке прилагаются следующие документы на бумажном и электронном носителе:
1) анкета заявителя по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
2) нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
3) нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность первого руководителя заявителя;
4) нотариально засвидетельствованная копия свидетельства налогоплательщика (до 1 января 2012 года) или нотариально засвидетельствованная копия документа с идентификационным номером (с 1 января 2012 года). В случае если юридическое лицо не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, то представляется копия справки об отсутствии государственной регистрации в качестве налогоплательщика в органах налоговой службы Республики Казахстан;
5) нотариально засвидетельствованная копия устава юридического лица;
6) нотариально засвидетельствованная копия решения высшего органа юридического лица об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны;
7) копия финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, подписанная первым руководителем заявителя или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером);
8) технико-экономическое обоснование проекта, отвечающее требованиям, установленным уполномоченным органом;
9) справка обслуживающего банка о финансовом состоянии заявителя (сведения по картотеке и ссудным задолженностям) с указанием среднемесячных оборотов по счетам за последний финансовый год;
10) справка с органа налоговой службы по месту регистрационного учета о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. В случае если юридическое лицо не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, то представляется копия справки об отсутствии государственной регистрации в качестве налогоплательщика в органах налоговой службы Республики Казахстан.
Если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, юридическими лицами, не являющимися резидентами Республики Казахстан, документы, указанные в подпунктах 2), 5) и 6) пункта 2 настоящей статьи, а также дополнительно предоставляемая выписка из торгового реестра или другой документ, удостоверяющий, что юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, должны быть легализованы и представлены с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках.
Статья 13. Процедура рассмотрения заявки на осуществление
деятельности в качестве участника специальной
экономической зоны
1. При представлении заявителем заявки управляющая компания:
1) регистрирует заявку в журнале регистрации заявок в день ее подачи;
2) проверяет полноту пакета представленных документов;
3) возвращает заявку без рассмотрения в день ее подачи в случае несоответствия предоставленных документов установленному перечню. Возвращение заявки не лишает заявителя права обратиться в управляющую компанию с повторной заявкой после устранения допущенных недостатков.
2. Управляющая компания отказывает заявителю в заключении договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны в качестве участника специальной экономической зоны в случае несоответствия заявленного вида деятельности приоритетным видам деятельности.
3. При соответствии заявленного вида деятельности приоритетным видам деятельности Управляющая компания в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего решения уполномоченного органа заключает с заявителем договор об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны.
4. Управляющая компания в течение двух рабочих дней после заключения договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны извещает об этом уполномоченный орган с приложением копии договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны.
После получения от управляющей компании извещения о заключении договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны, уполномоченный орган вносит сведения о заявителе в единый реестр участников специальной экономической зоны.
5. Управляющая компания в течение двух рабочих дней со дня заключения договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны уведомляет об этом органы налоговой службы и таможенные органы.
6. Органы налоговой службы и таможенные органы после получения уведомления от управляющей компании о заключении договора с участником специальной экономической зоны осуществляют учет участника специальной экономической зоны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
7. На основании заключенного договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны участник специальной экономической зоны прекращает деятельность своих структурных подразделений за пределами специальной экономической зоны.
8. Действие договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны прекращается в случае:
1) упразднения специальной экономической зоны;
2) истечения срока или досрочного расторжения договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны с участником специальной экономической зоны.
Управляющая компания уведомляет органы налоговой службы и таможенные органы в зоне действия которых находится специальная экономическая зона о прекращении договора об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны с участником специальной экономической зоны.
Статьи 14. Документы, подаваемые для допуска лиц к
осуществлению вспомогательной деятельности на
территории специальной экономической зоны
1. Вспомогательная деятельность осуществляется на территории специальной экономической зоны на основании и в соответствии с договором, заключаемым с участником специальной экономической зоны, в котором должен быть предусмотрен срок для прохождения процедуры допуска лица, осуществляющего вспомогательную деятельность.
2. Юридическое лицо представляет в управляющую компанию заявку на допуск в качестве лица, осуществляющего вспомогательную деятельность, по форме, утвержденной уполномоченным органом.
3. К заявке прилагаются следующие документы на бумажном и электронном носителе:
1) анкета, по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
2) копия свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
3) копия удостоверения личности первого руководителя;
4) копия свидетельства налогоплательщика (до 1 января 2012 года), копия документа с идентификационным номером (с 1 января 2012 года). Если юридическое лицо не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, то представляется копия справки об отсутствии государственной регистрации в качестве налогоплательщика в органах налоговой службы Республики Казахстан;
5) копия устава юридического лица;
6) копия договора с участником специальной экономической зоны.
Если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, юридическими лицами, не являющимися резидентами Республики Казахстан документы, указанные в подпунктах 2), 5) пункта 2 настоящей статьи, а также дополнительно предоставляемая выписка из торгового реестра или другой документ, удостоверяющий, что юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства должны быть легализованы и представлены с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках.
Статья 15. Основание и процедура допуска лиц к
осуществлению вспомогательной деятельности на
территории специальной экономической зоны
1. При поступлении заявки на допуск в качестве юридическим, осуществляющего вспомогательную деятельность, управляющая компания:
1) проверяет соответствие предоставленных документов перечни документов, указанному в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона;
2) проверяет соответствие заявленного вида вспомогательной деятельности на соответствие перечню видов вспомогательной деятельности, утвержденному уполномоченным органом;
3) регистрирует заявку в журнале регистрации заявок. Датой регистрации заявки является день ее подачи.
2. При соответствии предоставленных документов перечню документов, указанному в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона, и соответствии заявленного вида деятельности перечню видов вспомогательной деятельности, утвержденному уполномоченным органом, юридическое лицо, подавшее заявку, считается допущенным к осуществлению вспомогательной деятельности на территории специальной экономической зоны.
Управляющая компания в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявки извещает юридическое лицо, подавшее заявку, а также таможенный орган в зоне действия которого находится специальная экономическая зона, о допуске юридического лица к осуществлению вспомогательной деятельности на территории специальной экономической зоны.
3. В случае несоответствия предоставленных документом перечню документов, указанному в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона, и (или) несоответствия заявленного вида деятельности перечню видов вспомогательной деятельности, утвержденному уполномоченным органом, управляющая компании возвращает заявку в течении трех рабочих дней со дня регистрации заявки. Возвращение заявки не лишает юридическое лицо права обратиться и управляющую компанию с повторной заявкой после устранения допущенных недостатков.
Статья 16. Предоставление коммунальных услуг на
территории специальной экономической зоны
Поставщики, осуществляющие снабжение территории специальной экономической зоны электрической, тепловой энергией, газом, водой и оказывающие коммунальные услуги, обязаны обеспечить доступ к таким услугам, аналогичный для иных потребителей таких услуг.
Глава 4. Управление специальной экономической зоной
Статья 17. Функции управляющей компании
1. К функциям управляющей компании специальной экономической зоны относятся:
1) взаимодействие с государственными органами по вопросам функционирования специальных экономических зон;
2) предоставление во вторичное временное возмездное землепользование земельных участков и предоставление в аренду (субаренду) объектов инфраструктуры участникам специальной экономической зоны и лицам, осуществляющим вспомогательную деятельность;
3) заключение и расторжение договоров об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны с участниками специальной экономической зоны;
4) предоставление уполномоченному органу информации о деятельности специальных экономических зон в порядке, установленном уполномоченным органом, на основании ежегодных отчетов участников специальных экономических зон;
5) привлечение потенциальных участников специальной экономической зоны;
6) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры и для осуществления иных видов деятельности специальных экономических зон;
7) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам специальной экономической зоны во вторичное временное возмездное землепользование.
Статья 18. Создание управляющей компании
1. После введения в действие акта Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) принимается решение о создании и/или об участии в создании управляющей компании.
2. Учредителями управляющей компании могут выступать Правительство Республики Казахстан или местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы), на территории которых расположена специальная экономическая зона, а также юридические лица, в том числе лица, имеющие опыт управления специальными экономическими зонами в других странах или в Республике Казахстан.
В случае создания специальной экономической зоны по инициативе центральных или местных исполнительных органов Республике Казахстан, в лице Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы), должно принадлежать более пятидесяти процентов голосующих акций, выпущенных управляющей компанией, если иное не установлено актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
В случае создания специальной экономической зоны по инициативе иных юридических лиц, Республике Казахстан должно принадлежать не менее двадцати шести процентов голосующих акций, выпущенных управляющей компанией.
3. Первое учредительное собрание управляющей компании должно быть проведено не позднее тридцати календарных дней со дня принятия решения Правительства Республики Казахстан об участии Республики Казахстан в создании управляющей компании.
4. Управляющая компания регистрируется по месту расположения специальной экономической зоны в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц.
Статья 19. Финансирование деятельности управляющей
компании
Финансирование деятельности управляющей компании осуществляется за счет:
1) вознаграждения за услуги, предоставляемые управляющей компанией участникам специальной экономической зоны в порядке и размере, определенном уполномоченным органом;
2) целевого заемного финансирования;
3) доходов от сдачи в аренду и (или) субаренду объектов недвижимости (земельных участков, объектов инфраструктуры, иного имущества);
4) иных незапрещенных законодательством Республики Казахстан доходов от деятельности управляющей компании.
Статья 20. Ликвидация управляющей компании
1. После истечения срока действия специальной экономической зоны или принятия решения о досрочном упразднении специальной экономической зоны, акционеры управляющей компании должны принять решение о ликвидации управляющей компании не позднее сорока пяти календарных дней со дня наступления одного из событий, указанных в настоящей статье.
В случае не принятия акционерами управляющей компании решения о ликвидации управляющей компании, управляющая компания подлежит ликвидации в принудительном порядке.
2. Ликвидация управляющей компании осуществляется в порядке, определенном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. Правовой режим и условия функционирования специальной экономической зоны
Статья 21. Деятельность в специальной экономической зоне
1. В специальных экономических зонах могут осуществляться приоритетные и вспомогательные виды деятельности.
2. Приоритетные виды деятельности, соответствующие целям создаваемой специальной экономической зоны, устанавливаются актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
Статья 22. Специальный правовой режим специальной
экономической зоны
1. На территории специальной экономической зоны действует специальный правовой режим, установленный налоговым, таможенным и иным законодательством Республики Казахстан, заключающийся в предоставлении участникам специальной экономической зоны особых условий для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Специальный правовой режим специальной экономической зоны распространяется на участников специальной экономической зоны, осуществляющих только приоритетные виды деятельности.
Статья 23. Налогообложение участников специальной
экономической зоны
Участники специальной экономической зоны облагаются налогами и другими обязательными платежами в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Статья 24. Таможенное регулирование в специальных
экономических зонах
1. На территории специальной экономической зоны или на ее части действует таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Границы специальной экономической зоны, в пределах которых действует таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяются в соответствии с актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
2. Процедура свободной таможенной зоны применяется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.
3. Территория специальной экономической зоны является частью таможенной территории Таможенного союза.
4. Территория специальной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль на территории специальной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.
Статья 25. Товары, помещаемые под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны
Товары, ввезенные на территорию специальной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан, и рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Статья 26. Привлечение иностранной рабочей силы
1. Участники специальной экономической зоны вправе привлекать категории иностранных работников, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о занятости населения, без получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.
2. Участники специальной экономической зоны обязаны предоставлять информацию о привлечении иностранной рабочей силы в местный исполнительный орган, на территории которого расположена специальная экономическая зона, в порядке и форме, установленным центральным исполнительным органом, координирующим реализацию государственной политики в сфере занятости населения.
3. Выдача виз на работу, миграционный учет иностранных граждан осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области миграции.
Статья 27. Гарантии правовой защиты участников
специальной экономической зоны
1. Участникам специальной экономической зоны гарантируется защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Принудительное изъятие имущества участника специальной экономической зоны (национализация, реквизиция) для государственных нужд допускается в исключительных случаях и в порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
3. Участники специальной экономической зоны вправе использовать по своему усмотрению доходы, полученные от осуществления деятельности на территории специальной экономической зоны.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Статья 28. Переходные положения
1. Специальные экономические зоны, созданные до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свой статус до принятия решения об их упразднении или истечения срока, на который данная специальная экономическая зона была создана. Администрации (дирекции) специальных экономических зон могут выполнять функции управляющих компаний до создания управляющей компании, но не более срока, определенного уполномоченным органом.
2. В специальных экономических зонах, созданных до введения в действие настоящего Закона, где для управления специальными экономическими зонами привлечены компании-операторы, данные компании могут выполнять функции управляющих компаний до создания управляющей компании, но не более чем в течение одного года с момента ведения в действие настоящего Закона. Решение о выполнении функций управляющей компании, привлеченной компанией-оператором для специальной экономической зоны, принимается уполномоченным органом.
3. В срок не позднее одного года с даты создания управляющей компании, администрация (дирекция) специальной экономической зоны обязана передать управляющей компании все документы и информацию, касающиеся специальной экономической зоны, после чего данная администрация (дирекция) подлежит упразднению.
4. С даты создания управляющей компании, договоры, заключенные между уполномоченным органом и компаниями-операторами, подлежат расторжению.
Статья 29. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 6 июля 2007 года № 274-III "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 14, ст.104; 2010 г., № 15, ст. 71).
Президент Республики
Казахстан