Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство.
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство (далее - План мероприятий).
3. Руководителям центральных государственных органов, в том числе непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (по согласованию), местным исполнительным органам:
1) принять меры по выполнению Плана мероприятий;
2) ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию о ходе выполнения Плана мероприятий в Министерство финансов Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 сентября 2010 года № 975
Концепция
перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества
гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство
Раздел 1. Видение развития определенной сферы, отрасли (отраслей)
1. Анализ текущей ситуации
В соответствии с Программой Правительства Республики Казахстан "Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2005 года № 969, в целях сокращения объемов теневого сектора экономики в качестве одного из основных мероприятий в области совершенствования налогового администрирования предусмотрен поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов физических лиц.
Настоящая Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, детализирует цели, задачи, этапы, а также основные направления и механизмы перехода к всеобщему декларированию.
При наличии в Казахстане достаточно низких налоговых ставок с доходов и имущества физических лиц масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными. Анализ данных официальной статистики за 2008 год показывает, что около 50 % доходов физических лиц, проживающих в Республике Казахстан, не облагается налогами.
Развитие малого бизнеса, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости в Республике Казахстан не дали адекватного роста поступлений в бюджет в виде индивидуального подоходного налога. Так, по результатам 2008 года основным источником доходов бюджета в Республике Казахстан остается корпоративный подоходный налог (около 43 % от доходов государственного бюджета с учетом Национального фонда), а поступления индивидуального подоходного налога составляют незначительную долю (6 % от доходов государственного бюджета с учетом Национального фонда). При этом бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц. В частности, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете составляют в США - 60 %, в Великобритании, Швейцарии, Швеции - по 40 %, странах ОЭСР, в среднем, - 30 %, а вместе с взносами на социальное страхование, взимаемыми с общей базы, что и подоходный налог - 55 %.
Кроме того, развитие рыночной экономики обуславливает увеличение объема доходов физических лиц, с которых не производится удержание налога у источника выплаты и которые по законодательству подлежат декларированию физическими лицами самостоятельно, что в свою очередь требует организации эффективного контроля со стороны государства за полнотой отражения таких доходов.
Вместе с тем, обеспечение всеобъемлющего контроля отражения физическими лицами доходов для целей налогообложения и выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, затруднено, поскольку в настоящее время декларацию о доходах и сведения об имуществе представляет лишь незначительная часть населения республики (3,8 % от граждан Республики Казахстан).
Как показывает международный опыт, важным условием для решения задачи полномасштабного администрирования налогообложения доходов физических лиц в целях снижения размеров теневой экономики является всеобщее декларирование доходов и имущества населения.
В связи с чем, требуется разработка концептуальных "шагов" по переходу к всеобщему декларированию как инструмента обеспечения полноты собираемости налогов и противодействия теневой экономике.
2. Цель и задачи перехода к всеобщему декларированию
Целью перехода к всеобщему декларированию является создание системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями, а также усиление роли государства в обеспечении сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Основными задачами по обеспечению перехода к всеобщему декларированию являются:
разработка методологических основ введения всеобщего декларирования и их законодательное обеспечение;
проведение мероприятий по подготовке государственных органов к приему и обработке деклараций физических лиц;
создание максимально удобной для населения процедуры декларирования доходов и имущества;
широкомасштабное информирование населения по вопросам перехода к всеобщему декларированию;
оказание методической помощи населению со стороны государства по составлению и представлению декларации;
создание эффективной системы камерального контроля деклараций физических лиц.
3. Периоды исполнения и ожидаемые результаты от реализации концепции
В целом, переход к всеобщему декларированию будет осуществлен поэтапно в течение 7 лет.
При этом в рамках перехода к всеобщему декларированию сначала будут осуществлены подготовительные мероприятия со стороны государства (в течение 2010 - 2013 годов) с тем, чтобы в 2013 году была обеспечена полная готовность к приему деклараций и процедура составления и представления декларации была максимально простой и удобной для населения.
Таким образом, переход к всеобщему декларированию будет осуществлен в следующие этапы:
1 этап (в течение 2010 - 2011 годов): будут осуществлены мероприятия по определению методологических основ перехода к всеобщему декларированию и внесению изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан по вопросам всеобщего декларирования;
2 этап (в течение 2012 - 2013 годов): будут проведены мероприятия по разработке отдельных подзаконных нормативных правовых актов, по техническому оснащению государственных органов к приему, обработке и анализу деклараций физических лиц, созданию системы оповещения населения о наступлении срока представления деклараций и разработке программ методической помощи со стороны государства по составлению и представлению декларации, так чтобы к началу 2014 года была обеспечена полная готовность к приему деклараций;
3 этап (в течение 2014 - 2015 годов): будет осуществлена сдача деклараций работниками государственных учреждений, государственных предприятий и компаний, в которых имеется доля государства.
При этом в 2014 году указанными физическими лицами будет сдана первоначальная декларация. В течение 2014 года лица, вновь принятые на работу в указанные организации, будут представлять первоначальную декларацию при приеме на работу, а в 2015 году лица, представившие первоначальную декларацию в течение 2014 года, должны будут представить очередную декларацию по итогам 2014 года независимо от того, продолжают они работать в указанных организациях или нет.
В течение указанного периода (2014 - 2015 годы) налоговыми органами будут произведены пилотные прием и обработка представленных деклараций. При этом в 2015 году на основе практических результатов, полученных в ходе пилотных приема и обработки деклараций, будут проведены анализ содержания деклараций на предмет полноты сведений, необходимых для проведения контроля, а также анализ эффективности процедур по приему, обработке, камеральному контролю деклараций, отбору деклараций на проверку и доработка этих процедур в целях совершенствования;
4 этап (2016 год): сдача первоначальной декларации всеми остальными физическими лицами. Государственные органы в указанном периоде должны будут актуализировать свои базы данных в части сведений, используемых при всеобщем декларировании, налоговые органы - оказывать физическим лицам методическую помощь при сдаче деклараций.
5 этап (2017 год): полный переход на всеобщее декларирование, то есть все физические лица будут обязаны представлять декларацию. С указанного периода будет обеспечен всеобъемлющий налоговый контроль доходов и имущества физических лиц.
Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
противодействию теневой экономике;
снижению уровня коррупции в государственных органах;
расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;
эффективности криминальных расследований;
повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.
Введение всеобщего декларирования позволит произвести 100 процентный охват по налоговому администрированию физических лиц, что позволит обеспечить полноту уплаты налогов физическими лицами, в результате чего минимальный рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит 10 процентов.
4. Обзор позитивного опыта мировой практики
Всеобщее декларирование, как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике, применяется во многих странах мира, в том числе развитых. В частности, всеобщее декларирование введено в таких странах, как США, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили.
Вместе с тем, для оперативного удовлетворения потребностей государственного бюджета большинство из вышеназванных стран (за исключением Франции, Сингапура и Швейцарии) наряду с всеобщим декларированием применяют механизм удержания индивидуального подоходного налога у источника выплаты дохода, определяя в качестве налогового агента работодателей, осуществляющих выплату заработной платы.
В отношении вопроса сбора деклараций представляется целесообразным использование опыта США, где работа по приему и обработке деклараций сконцентрирована в едином Центре по приему и обработке деклараций (ЦОД), который входит в структуру налоговых органов США. Основными функциями ЦОД являются:
прием деклараций как на бумажных носителях, так и в электронном виде;
обработка деклараций (считывание деклараций, представленных в электронном виде с магнитного носителя, сканирование и распознавание деклараций на бумажном носителе);
сопоставление сведений, указанных в декларациях, с информацией о доходах, полученной от налоговых агентов, осуществивших выплату доходов физическим лицам;
передача результатов обработки деклараций в территориальные налоговые органы для дальнейшего администрирования.
В пиковые периоды сдачи деклараций ЦОД привлекает труд сезонных работников, не являющихся сотрудниками налоговых органов.
Концентрация приема и обработки всех деклараций физических лиц в едином центре обработки декларации в США позволяет достичь следующие преимущества:
обеспечение высокого технического оснащения ЦОД при общей экономии бюджетных средств;
высокая квалификация персонала, работающего в ЦОД;
качественная и оперативная обработка деклараций;
единая методика проведения сопоставления доходов и имущества;
применение единой системы управления рисками при проверке деклараций и направление в территориальные налоговые органы копий деклараций, по которым выявлены расхождения;
обеспечение максимальных условий для сохранения налоговой тайны, поскольку декларации остаются на хранении в ЦОД.
В качестве государственной услуги при всеобщем декларировании в скандинавских странах и Чили используется процедура предварительного заполнения деклараций, что представляет собой последовательное проведение следующих действий:
на основе сведений о доходах и имуществе физических лиц, полученных от третьих лиц (в том числе уполномоченных государственных органов) формируется база данных по доходам и имуществу физических лиц;
на основе базы данных осуществляется предварительное заполнение налоговыми органами деклараций физических лиц;
налоговыми органами производится рассылка предварительно заполненных деклараций физическим лицам;
физические лица подтверждают сведения о доходах и имуществе либо в случае несогласия со сведениями, указанными в предварительно заполненной декларации, заявляют фактические данные о доходах и имуществе.
Учитывая, что переход к всеобщему декларированию в Казахстане преследует цель повышения собираемости налогов и противодействие теневой экономике, при реализации Концепции следует сосредоточиться на детальном изучении передового международного опыта, в том числе на вопросах налогового администрирования всеобщего декларирования.
Раздел 2. Основные принципы и общие подходы развития
определенной сферы, отрасли (отраслей)
В течение 2010 - 2011 годов будут проработаны методологические основы перехода на всеобщее декларирование. В этой связи необходимо:
1) определить круг лиц, на которые будет распространяться обязанность по представлению декларации в рамках всеобщего декларирования. В частности, будет определено, как производить заполнение и представление декларации за несовершеннолетних, в том числе находящихся в детских домах, интернатах, под опекой, в неполных семьях, в семьях, в которых родители находятся в разводе;
2) пересмотреть перечень и размер налоговых вычетов для целей обложения индивидуальным подоходным налогом, поскольку в связи с переходом на всеобщее декларирование становится возможным реализация механизма применения налоговых вычетов при исчислении индивидуального подоходного налога непосредственно налогоплательщиками при составлении декларации. При этом, наряду со стандартным налоговым вычетом в размере минимальной заработной платы за каждый месяц начисления дохода будет рассмотрена возможность применения следующих социальных налоговых вычетов по расходам на оплату:
образовательных услуг (в том числе дошкольное воспитание и обучение), оказанных декларанту и лицам, находящимся на его иждивении;
медицинских услуг, оказанных декларанту и лицам, находящимся на его иждивении;
вознаграждения по жилищным кредитам или кредитам на приобретение земельного участка для индивидуального строительства.
При этом будет определено пороговое значение по применению таких вычетов;
3) определить содержание первоначальной декларации, в том числе перечень имущества физических лиц, подлежащего отражению в декларации, в том числе имущества за пределами Республики Казахстан. В первоначальной декларации - "фотографии" будут фиксироваться сведения обо всем имуществе физического лица на конкретную дату, в том числе дебиторская и кредиторская задолженность. При этом будут определены перечень государственных органов и юридических лиц, которые будут предоставлять сведения органам налоговой службы по каждому виду доходов и имущества физических лиц, а также порядок представления таких сведений. Эти сведения будут использоваться при предварительном заполнении деклараций физических лиц налоговыми органами, а также при проведении камерального контроля этих деклараций и при применении системы управления рисками;
4) определить содержание очередной декларации, в том числе перечень доходов и имущества физических лиц, подлежащих отражению в декларации, в том числе доходов и имущества за пределами Республики Казахстан.
В отношении сведений, указываемых в очередной декларации, необходимо отойти от действующего в настоящее время принципа отражения только. доходов, подлежащих налогообложению, предусмотрев отражение всех доходов, полученных за календарный год, а также определиться, какие сведения по имуществу будут отражаться в очередной декларации;
5) пересмотреть порядок налогообложения физических лиц в части исключения специальных налоговых режимов для крестьянских и фермерских хозяйств.
При этом будет рассмотрен вопрос реформирования специальных налоговых режимов на основе патента, упрощенной декларации, отдельного порядка налогообложения для частных нотариусов и адвокатов;
6) определить порядок предварительного заполнения декларации налоговыми органами (далее - предзаполнение).
Суть предзаполнения будет заключаться в том, что налоговые органы на основе сведений по доходам и имуществу физического лица, представленных ему государственными органами и другими юридическими лицами, будут заполнять декларацию и направлять ее такому физическому лицу по месту жительства или в "Кабинет налогоплательщика", позволяющий производить заполнение и отправку декларации в налоговый орган в электронном виде.
Физическое лицо, ориентируясь на информацию в такой декларации, может либо согласиться с отраженной в ней информацией, либо указать свои сведения.
При этом в случае, если физическое лицо указывает свои сведения, которые не совпадают с информацией предзаполнения, будет определен механизм подтверждения физическими лицами таких сведений при налоговой проверке.
Также, в целях оптимизации расходов бюджета по уведомлению физических лиц об исчисленных суммах налога на имущество, земельного налога и налога на транспортные средства целесообразно предусмотреть такое уведомление в предварительно заполненной декларации. Для этого будет и исключена обязанность по уплате земельного налога, налогов на имущество, транспортные средства в течение отчетного периода и будет осуществлен переход на исчисление и уплату таких налогов физическими лицами по истечении отчетного периода на основе данных о периоде фактического владения физическим лицом объектом налогообложения.
Кроме того, будет определен порядок оценки объектов недвижимого имущества для целей налогообложения;
7) определить порядок доставки деклараций с предзаполнением по месту жительства физических лиц с одновременным размещением их в Интернете с возможностью доступа к ним через "Кабинет налогоплательщика" для физических лиц, заключивших соглашение об использовании и признании налоговыми органами электронной цифровой подписи при обмене электронными документами. При этом необходимо предусмотреть, что такая доставка декларации должна быть бесплатной для физического лица. В связи с чем, будет предусмотрена возможность возмещения государством расходов почтовой организации по такой доставке.
Для реализации этой задачи потребуется актуализация государственных баз "Физические лица", "Юридические лица", "Адресный регистр", "Регистр недвижимости", "Единый государственный земельный кадастр", базы данных уполномоченных государственных органов по регистрации (снятии с учета) транспортных средств и ИНИС;
8) определить порядок доставки деклараций с предзаполнением отдельным категориям физических лиц, временно находящимся не по месту жительства, а также составления и отправки деклараций такими лицами. В частности, такой порядок будет разработан для физических лиц - граждан Республики Казахстан:
находящихся за рубежом, которым будут предоставлены условия сдачи деклараций из загранучреждений Республики Казахстан;
проходящих военную службу - с места прохождения военной службы;
находящихся в местах лишения свободы - из исправительных учреждений;
9) определить порядок представления деклараций физическими лицами. При этом будет предусмотрен особый порядок представления деклараций сотрудниками специальных служб, субъектов оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов с целью обеспечения сохранности и конфиденциальности сведений, составляющих государственные секреты. Также будет определен порядок заполнения и представления деклараций уполномоченными представителями налогоплательщиков, в том числе налоговыми консультантами, за физических лиц, включая недееспособных лиц.
Будут созданы условия для перехода от явочного способа представления деклараций к представлению их преимущественно в электронном виде, в том числе через развитие сети "терминалов налогоплательщиков" в налоговых органах и акиматах, с сохранением альтернативной возможности представить декларацию по почте заказным письмом с уведомлением. Для этого в целях предоставления возможности составления и отправки деклараций налоговым органам в электронном виде будет определен порядок выдачи криптографических ключей физическим лицам и лицам, оказывающим услуги населению по составлению и представлению деклараций;
10) определить способы информирования населения по вопросам всеобщего декларирования, оказания помощи по составлению, представлению деклараций и уплате налогов физическими лицами.
В частности, будет предусмотрена система предварительного оповещения физических лиц о наступлении срока представления деклараций через автоматические голосовые сообщения на городские телефоны по месту жительства, в виде СМС сообщений на сотовые телефоны, объявлений в средствах массовой информации. Также предусмотреть такое оповещение тех лиц, которые не представили декларации своевременно.
В качестве способов оказания помощи населению по составлению и представлению ими деклараций будут разработаны методические рекомендации по составлению деклараций, при этом такие методические рекомендации будут реализованы в виде программного обеспечения которое подлежит размещению на сайте органов налоговой службы для возможности бесплатного использования его физическими лицами, обеспечение налоговых органов бланками деклараций и методическими рекомендациями по их составлению для бесплатной раздачи налогоплательщикам.
Также будет создан цикл передач по составлению и представлению деклараций и расширена работа Саll-Центра. Кроме того, учитывая необходимость квалифицированной помощи населению, будет проведена работа по созданию условий для развития института сертифицированных налоговых консультантов, оказывающих услуги населению по составлению и представлению деклараций.
В части создания комфортных условий по уплате налогов будет предусмотрена возможность автоматического формирования платежного документа на уплату налогов, который будет направлен физическому лицу одновременно с предварительно заполненной декларацией.
Кроме того, будет предусмотрено развитие веб-сервиса по уплате налогов посредством банкоматов, веб-киосков, банкинга, терминалов, а также будет разработан Регламент работы Центров налоговых органов по работе с уведомлениями (далее - Центр).
Основными функциями Центра будет предоставление услуг населению по информированию о наличии налоговой задолженности и (или) наличии нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. При этом будет предусмотрена возможность физических лиц получать такую информацию посредством телефонных звонков в Центр. Учитывая необходимость сохранения конфиденциальности сведений, будет предусмотрен порядок идентификации при обращении физического лица в Центр посредством телефонного звонка;
11) определить порядок приема и первичной обработки деклараций, включающий в себя, в том числе, порядок считывания и распознавания информации, отраженной в декларации, посредством сканера. При этом в целях обеспечения эффективности такой работы прием и обработка деклараций будет сконцентрирована в одном или двух Центрах обработки деклараций, которые будут входить в состав органов налоговой службы (далее - ЦОД). Такие ЦОДы наряду с приемом и первичной обработкой деклараций будут осуществлять процедуры камерального контроля деклараций, а также их отбор для проведения налоговой проверки. Это будет достигнуто за счет высокого технического оснащения ЦОДов, привлечения персонала, не являющегося государственными служащими, для технической обработки деклараций, применения единой методики сопоставления доходов и расходов физических лиц, применения единой системы управления рисками при отборе деклараций для налоговой проверки, сохранности тайны сведений деклараций. В связи с чем, в 2011 году будет определено количество таких ЦОД, их местонахождение, разработан Регламент работы ЦОД, в 2012 году - проведены мероприятия по их строительству, а в 2013 году - по их техническому оснащению;
12) определить архитектуру и порядок функционирования информационной системы для целей всеобщего декларирования на основе развития информационных систем налоговых органов и государственных баз данных. Такой порядок будет включать вопросы информационного межсистемного взаимодействия и синхронизации информационных систем государственных органов с информационными системами налоговых органов (ИНИС, РНИОН, СОНО), причем такое взаимодействие будет основываться на прямой передаче данных;
13) определить порядок обеспечения сохранности сведений, указанных в декларациях. Такой порядок будет включать процедуры по принятию на себя работниками, не являющимися государственными служащими, осуществляющими техническую работу в ЦОДах, обязательства по неразглашению и меры ответственности за разглашение сведений, указанных в декларации, по обеспечению невозможности доступа указанных лиц к сведениям деклараций, хранящихся в информационных системах. Также будет предусмотрен порядок хранения и контроля доступа к сведениям деклараций, хранящихся на бумажном носителе;
14) определить порядок проведения камерального контроля по декларациям по доходам и имуществу, суть которого будет заключаться в следующем. Сведения, отраженные в декларации по доходам и имуществу физического лица, будут сопоставляться:
со сведениями государственных органов и юридических лиц, представляющих сведения для камерального контроля;
в динамике со сведениями ранее представленных деклараций по доходам и имуществу такого физического лица;
со сведениями других деклараций, представленных таким физическим лицом;
со сведениями деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые являются контрагентами такого физического лица.
По выявленным расхождениям будет разработана процедура дальнейшей отработки их в целях принятия решения, в том числе для применения системы управления рисками;
15) пересмотреть систему управления рисками и разработать порядок отбора деклараций физических лиц по доходам и имуществу для налоговой проверки;
16) определить порядок взаимодействия налоговых органов, осуществляющих камеральный контроль деклараций физических лиц по доходам и имуществу, с уполномоченным государственным органом, осуществляющим финансовый мониторинг;
17) определить методы и процедуры контроля доходов физического лица из зарубежных источников (прирост от реализации ценных бумаг на иностранных фондовых биржах, имущества, находящегося за пределами Республики Казахстан, доход от аренды) и имущества физического лица, находящегося за рубежом;
18) определить порядок проведения налоговой проверки деклараций физических лиц по доходам и имуществу;
19) определить административную и уголовную ответственность за нарушения при представлении (непредставлении) деклараций, в том числе, за какие нарушения наступает ответственность, размеры такой ответственности и порядок применения мер административной и уголовной ответственности;
20) определить механизм исполнения налогового обязательства в отношении имущества, по которому ранее налогоплательщиком не было исполнено налоговое обязательство.
Для выработки предложений по вышеуказанным вопросам будет создана Межведомственная рабочая группа по переходу к всеобщему декларированию (далее - МРГ).
По итогам обсуждения названных вопросов на МРГ не позднее 4 квартала 2011 года будут подготовлены проекты соответствующих нормативных правовых актов.
Также в течение 2011 года будет проведена работа по внесению изменений и (или) дополнений в международные договоры и (или) заключение новых международных договоров по обмену информацией с целью получения сведений о доходах и имуществе граждан Республики Казахстан, полученных и имеющихся за пределами Республики Казахстан.
Начиная с 2012 года, будут проведены мероприятия по технической подготовке государственных органов к приему и обработке деклараций физических лиц, а также по реализации программ информирования и оказания помощи населению по составлению и представлению ими деклараций.
При этом в рамках проведения работы по технической подготовке будет создан Вычислительный центр налоговых органов, функциями которого будут:
разработка, модернизация, сопровождение и внедрение автоматизированных информационных систем налоговых органов;
формирование и ведение информационных ресурсов;
обеспечение взаимодействия с автоматизированными системами других государственных органов;
информационно-вычислительные услуги;
сертификация программных средств на соответствие действующему налоговому законодательству и нормативным правовым актам Республики Казахстан;
разработка, проектирование, создание и монтаж телекоммуникационных систем и комплексов, телефонии, локальных вычислительных центров и электрических сетей;
обеспечение взаимодействия информационных систем с автоматизированными системами налоговых ведомств стран СНГ;
обучение работников налоговых органов и других организаций работе с созданными информационными системами.
Также в течение 2012 - 2013 годов будут построены и технически оснащены ЦОДы, в которых будут сосредоточены функции налоговых органов по приему и обработке всех налоговых деклараций.
Кроме того, в этот период работа налоговых органов также будет включать меры по общественному информированию населения по вопросам перехода к всеобщему декларированию, включая посредством бесплатного распространения буклетов, методических рекомендаций, брошюр.
К началу 2014 года будет завершена подготовка всех информационных систем государственных органов по вопросам всеобщего декларирования. При этом государственные органы и в течение последующих периодов обеспечат соблюдение регламентов представления информации и актуальность предоставляемых ими сведений.
В течение последующего трехлетнего периода (2014 - 2016 годы) будут проведены пилотные прием и обработка деклараций физических лиц, эксплуатация и доработка процедур и информационных систем по всеобщему декларированию.
С 2017 года будет осуществлен полный переход на всеобщее декларирование.
Вышеназванные мероприятия будут реализованы в рамках Программы совершенствования налогового администрирования в Республике Казахстан на 2010 - 2011 годы и Стратегического плана Министерства финансов Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.
Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством
которых предполагается реализация концепции
Реализация данной Концепции предполагается посредством следующих нормативных правовых актов:
реализация задач по проведению мероприятий по подготовке государственных органов к приему и обработке деклараций физических лиц, созданию максимально удобной для населения процедуры декларирования доходов и имущества, широкомасштабному информированию населения по вопросам перехода к всеобщему декларированию, оказанию методической помощи населению со стороны государства по составлению и представлению декларации, созданию эффективной системы камерального контроля деклараций физических лиц предусмотрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2010 года № 375 "О Программе совершенствования налогового администрирования в Республике Казахстан на 2010 - 2011 годы", постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2304 "О Стратегическом плане Министерства финансов Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы" со сроками исполнения 2010 - 2011 годы, а также путем разработки проекта Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы" со сроком исполнения в 2012 году;
реализация задачи по разработке методологических основ введения всеобщего декларирования и их законодательному обеспечению будет обеспечена путем разработки проекта Концепции Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перехода к всеобщему декларированию".
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 сентября 2010 года № 975
План мероприятий
по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества
гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство
№ |
Мероприятие |
Форма завершения |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2010 год |
||||
1. |
Создание Межведомственной |
Распоряжение |
МФ |
2 |
2. |
Анализ мирового опыта по |
Внесение |
МФ |
2 |
2011 год |
||||
3. |
Определение круга физических |
Внесение |
МФ,МЮ |
1 полугодие 2011 года |
4. |
Пересмотр перечня и размера |
Внесение |
МФ, МЭРТ, |
1 |
5. |
Определение содержания |
Внесение |
МФ |
1 |
6. |
Определение содержания |
Внесение |
МФ |
1 |
7. |
Определение перечня |
Внесение |
МФ, МЮ, |
1 |
8. |
Определение перечня |
Внесение |
МФ, МЮ, |
1 |
9. |
Исключение с 1 января 2013 |
Внесение |
МФ |
1 |
10. |
Рассмотрение вопроса |
Внесение |
МФ |
1 |
11. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ |
1 |
12. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ, МЮ, |
1 |
13. |
Определение порядка отработки |
Внесение |
МФ, МВД, |
1 |
14. |
Переход на исчисление и |
Внесение |
МФ |
1 |
15. |
Определение механизма оценки |
Внесение |
МФ, МЮ, |
1 |
16. |
Определение порядка доставки |
Внесение |
МФ, АО |
1 |
17. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ, МО, |
1 |
18. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ |
1 |
19. |
Определение порядка выдачи |
Внесение |
МФ, МСИ |
1 |
20. |
Определение способов |
Внесение |
МФ |
1 |
21. |
Определение порядка приема и |
Внесение |
МФ |
1 |
22. |
Определение "архитектуры" и |
Внесение |
МФ, МОН, |
1 |
23. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ |
1 |
24. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ, МЮ, |
1 |
25. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ |
1 |
26. |
Определение системы |
Внесение |
МФ, |
1 |
27. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ |
1 |
28. |
Определение методов и |
Внесение |
МФ |
1 |
29. |
Определение порядка |
Внесение |
МФ |
1 |
30. |
Определение административной |
Внесение |
МФ, МЮ, |
1 |
31. |
Внесение на рассмотрение |
Концепция |
МФ |
1 |
32. |
Разработка формы |
Информация в |
МФ |
2 |
33. |
Разработка формы очередной |
Информация в |
МФ |
2 |
34. |
Разработка перечня |
Информация в |
МФ, МЮ, |
2 |
35. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ |
2 |
36. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МОН, |
2 |
37. |
Разработка порядка отработки |
Информация в |
МФ, МВД, |
2 |
38. |
Разработка порядка доставки |
Информация в |
МФ, АО |
2 |
39. |
Разработка порядка выдачи |
Информация в |
МФ, МСИ |
2 |
40. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МОН, |
2 |
41. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ |
2 |
42. |
Разработка порядка проведения |
Информация в |
МФ |
2 |
43. |
Разработка системы управления |
Информация в |
МФ |
2 |
44. |
Создание Центров обработки |
Информация в |
МФ |
2 |
45. |
Создание Вычислительного |
Информация в |
МФ, МСИ |
2 |
46. |
Создание Центров налоговых |
Информация в |
МФ |
2 |
47. |
Внесение изменений и |
Международные |
МФ, МИД, |
2011-2012 |
48. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МТСЗН |
2 |
49. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МВД |
2 |
50. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МТК |
2 |
51. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МСХ |
2 |
52. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МТСЗН |
2 |
53. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МОН |
2 |
54. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МО |
2 |
55. |
Разработка порядка |
Информация в |
МФ, МЮ |
2 |
56. |
Разработка порядка оценки |
Информация в |
МФ, МЮ, |
2 |
57. |
Разработка порядка отбора |
Информация в |
МФ |
2 |
2012 год |
||||
58 |
Создание системы |
Акт ввода в |
МФ |
1 |
59. |
Строительство Центров |
Акт ввода в |
МФ |
1 |
60. |
Актуализация Государственной |
Наполнение |
МЮ, акимы |
1 |
61. |
Актуализация Государственной |
Наполнение |
МЮ, МЗ, |
1 |
62. |
Актуализация Государственной |
Наполнение |
МЮ |
1 |
63. |
Актуализация ИНИС |
Наполнение |
МФ |
1 |
64. |
Актуализация Государственной |
Наполнение |
МЮ, |
1 |
65. |
Актуализация подсистемы |
Наполнение |
АЗР (по |
1 |
66. |
Актуализация баз данных |
Наполнение |
МВД, МСХ, |
1 |
67. |
Актуализация базы данных |
Наполнение |
МТСЗН |
1 |
68. |
Развитие сети "терминалов |
Установка сети |
МФ, МСИ, |
2 |
2013 год |
||||
69. |
Выдача криптографических |
Обеспечение |
МФ, МСИ |
1 |
70. |
Разработка методических |
Информация в |
МФ |
1 |
71. |
Создание условий для развития |
Информация в |
МФ |
1 |
72. |
Разработка программного |
Акт ввода в |
МФ |
1 |
73. |
Развитие веб-сервиса по |
Акт ввода в |
МФ |
1 |
74. |
Обеспечение размещения ПО на |
Размещение ПО |
МФ |
Постоянно, |
75. |
Обеспечение налоговых органов |
Бланки |
МФ |
Постоянно, |
76. |
Создание цикла передач по |
Телепередачи |
МОН, МФ |
1 |
77. |
Реализация автоматического |
Акт ввода в |
МФ |
1 |
78. |
Проведение оценки объектов |
Единый регистр |
МЮ, |
Постоянно, |
79. |
Создание информационной |
Акт ввода в |
МФ |
2 |
80. |
Внедрение и доработка |
Акт ввода в |
МФ, МТСЗН |
2 |
81. |
Внедрение и доработка |
Акт ввода в |
МФ, МВД |
2 |
82. |
Внедрение и доработка |
Акт ввода в |
МФ, МТК |
2 |
83. |
Внедрение и доработка |
Акт ввода в |
МФ, МСХ |
2 |
84. |
Внедрение информационного |
Акт ввода в |
МФ, МТСЗН |
2 |
85. |
Внедрение информационного |
Акт ввода в |
МФ, МОН |
2 |
86. |
Внедрение информационного |
Акт ввода в |
МФ,МО |
2 |
87. |
Внедрение информационного |
Акт ввода в |
МФ, МЮ |
2 |
88. |
Расширение работы Саll-Центра |
Информация в |
МФ |
2 |
89. |
Создание условий для сдачи |
Акт ввода в |
МФ, МО, |
2 |
2014 год |
||||
90. |
Выпуск цикла передач по |
Телепередачи |
МСИ, МФ |
Постоянно, |
91. |
Пилотное предварительное |
Предварительно |
МФ, МЮ, |
1 квартал |
92. |
Бесплатная доставка |
Доставка |
МФ, АО |
1 квартал |
93. |
Организация налоговыми |
Оказание |
МФ |
1 квартал |
94. |
Пилотный прием первоначальных |
Наполнение |
МФ |
2 квартал |
95. |
Пилотная первичная обработка |
Наполнение |
МФ |
3 квартал |
96. |
Доработка процедур по приему |
Акт ввода в |
МФ |
4 квартал |
2015 год |
||||
97. |
Пилотное предварительное |
Предварительно |
МФ, МЮ, |
1 квартал |
98. |
Бесплатная доставка |
Доставка |
МФ, АО |
1 квартал |
99. |
Организация налоговыми |
Оказание |
МФ |
1 квартал |
100. |
Пилотный прием очередных |
Наполнение |
МФ |
2 квартал |
101. |
Пилотная первичная обработка |
Наполнение |
МФ |
3 квартал |
102. |
Пилотный запуск камерального |
Акт ввода в |
МФ |
3 квартал |
103. |
Доработка процедур по приему |
Акт ввода в |
МФ |
4 квартал |
2016 год |
||||
104. |
Предварительное заполнение |
Предварительно |
МФ, МЮ, |
1 квартал |
105. |
Бесплатная доставка |
Доставка |
МФ, АО |
1 квартал |
106. |
Организация налоговыми |
Оказание |
МФ |
1 квартал |
107. |
Прием первоначальных |
Наполнение |
МФ |
2 квартал |
108. |
Обработка первоначальных |
Наполнение |
МФ |
3 квартал |
109. |
Пилотный запуск камерального |
Акт ввода в |
МФ |
3 квартал |
110. |
Доработка процедур по приему |
Акт ввода в |
МФ |
4 квартал |
2017 год |
||||
111. |
Промышленная эксплуатация |
Наполнение |
МФ |
Постоянно, |
112. |
Предварительное заполнение |
Предварительно |
МФ, МЮ, |
1 квартал |
113. |
Бесплатная доставка |
Доставка |
МФ, АО |
1 квартал |
114. |
Организация налоговыми |
Оказание |
МФ |
1 квартал |
115. |
Прием очередных деклараций |
Наполнение |
МФ |
2 квартал |
116. |
Обработка очередных |
Наполнение |
МФ |
3 квартал |
117. |
Запуск камерального контроля |
Акт ввода в |
МФ |
2 |
Примечание:
расшифровка аббревиатур:
КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
НБ - Национальный Банк Республики Казахстан
ГП - Генеральная прокуратура Республики Казахстан
АЗР - Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами
АБЭКП - Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
КГА - Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
КТК - Комитет транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
НК МФ - Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
ИНИС - интегрированная налоговая информационная система