Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Об утверждении Концепции развития местного
самоуправления в Республике Казахстан
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан.
2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 11 октября 2012 года № 1287
Концепция
развития местного самоуправления в Республике Казахстан Содержание
1. Видение развития местного самоуправления в Республике Казахстан.
2. Основные принципы и общие подходы развития местного самоуправления в Республике Казахстан.
3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции.
Введение
Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан (далее - Концепция) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», в котором отмечалось: «Важно развивать местное самоуправление, расширить участие граждан в решении всех вопросов местного развития».
Развитие системы местного самоуправления является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества.
Становление местного самоуправления в Республике Казахстан – это многоэтапный и динамичный процесс, связанный со становлением и развитием гражданского общества, общим уровнем социально-экономического развития страны, другими факторами и условиями, которые непосредственно влияют на жизнь местного населения. Однако в настоящее время имеет место наличие некоторых проблем в вопросах организации и осуществления местного самоуправления.Как известно, в развитых странах мира местное самоуправление создавалось в несколько этапов, и этот процесс длился порой десятилетиями. В Казахстане в течение определенного времени также изучается и прорабатывается проблема местного самоуправления и вопрос упирается в выбор модели местного самоуправления, которая бы соответствовала условиям и реалиям нашей страны.Процесс становления и развития местного самоуправления в Казахстане начался недавно и еще продолжается. Предстоит проделать большую работу в пересмотре законодательной базы, применительной практики и, что самое сложное – в переориентации менталитета населения.
1. Видение развития местного самоуправления в Республике Казахстан.
1. Анализ текущей ситуации
В современном мире благополучие государства определяется эффективным использованием способностей граждан. Именно поэтому большинство развитых стран стремится к совершенствованию моделей местного самоуправления. Данный уровень власти наиболее приближен к населению, им же формируется, ему подконтролен и решает вопросы по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. При рациональном построении местного самоуправления не только оптимально расходуются местные ресурсы, но и заметно повышается доверие населения к власти.
На нынешнем этапе развития такая задача встала и перед Казахстаном. Повышение эффективности и конкурентоспособности его системы управления обуславливает необходимость передачи функций непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения административно-территориальных единиц в сферу регулирования местного самоуправления.
Однако этот объективно необходимый процесс сдерживается нерешенностью многих вопросов и слабым законодательным регулированием. Основным недостатком внедрения местного самоуправления в Казахстане и попыток подготовки проектов соответствующих законов явилось их фрагментарное осуществление без предварительной выработки целостной системы местного самоуправления.
В настоящее время нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы местного самоуправления в Республике Казахстан, являются Конституция Республики Казахстан и Закон от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
В 2007 году внесены дополнения в Конституцию, которыми определено, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления. Законодательством установлено, что аким, наряду с функциями государственного управления, осуществляет функции и местного самоуправления, а для обсуждения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления могут проводиться собрания (сходы) местного сообщества.
На сегодняшний день сформированы аппараты акимов аулов (сел), поселков, городов районного значения, а также районов в городах в организационно-правовой форме юридического лица. При этом, они не имеют самостоятельного бюджета, но являются администраторами бюджетных программ. Эти расходы предусматриваются в составе бюджета района (города областного значения) и утверждаются соответствующими маслихатами. Данные расходы направлены на осуществление дошкольного воспитания и обучения, оказание социальной помощи нуждающимся гражданам на дому, благоустройства и озеленения населенных пунктов, похозяйственного учета и т.д.
За акимами аулов (сел), аульного (сельского) округа, поселка закреплен целый ряд функций, но они обеспечиваются финансами по остаточному принципу. В результате данные акимы остаются не способными решать вопросы местного значения, что объективно вызывает недовольство со стороны населения.
Для решения данной проблемы на первоначальном этапе с 2012 года в рамках Программы «Развитие регионов» реализуется механизм финансовой поддержки регионов на решение актуальных вопросов местного значения. Важным фактором данного механизма является участие населения при отборе мероприятий и распределении полученных средств.
В настоящее время создание самостоятельных бюджетов на нижнем уровне сдерживается тем фактором, что большинство районных бюджетов является субвенционными. Следует ожидать того, что бюджеты нижнего уровня управления, в случае их формирования, также будут субвенционными (к примеру: в Акмолинской области все 17 районов получают субвенцию из областного бюджета, в Карагандинской области из 9 районов 8 являются субвенционными).
Поэтому закрепление за этими уровнями управления налоговых и неналоговых поступлений не позволит обеспечить их финансовую самодостаточность.
Вместе с тем, в настоящее время существует ряд нерешенных проблем в осуществлении местного самоуправления в Республике Казахстан.
Действующим законодательством предусмотрено, что порядок проведения собрания (схода) и принятия решений определяется областными, города республиканского значения и столицы маслихатами, и при этом каждый должен принимать свой порядок проведения сходов.
Однако на сегодня предусмотренные законодательством нормы по участию граждан в обсуждении вопросов местного значения на собраниях (сходах) практически не реализуются. Не регламентирован в законодательстве порядок формирования, проведения и полномочий собраний (сходов).
Одним из основных проблемных моментов в недостаточной самостоятельности акимов сельского уровня при осуществлении ими возложенных функций отмечается ограниченность прав владения и распоряжения собственными финансовыми средствами, имуществом и другими ресурсными возможностями. Необходимо поэтапно расширять полномочия сельских акимов в принятии решений в хозяйственной и экономической сферах, в решении вопросов эффективного использования имеющихся местных ресурсов – земли, имущества, реального способствования росту малого и среднего бизнеса.
Для обеспечения устойчивого комплексного социально-экономического развития населенного пункта на низовом уровне управления в действующие программы развития района (города областного значения) будет включен подраздел, в котором найдут свое отражение первоочередные нужды и потребности жителей данной территории, являющиеся основанием для формирования бюджетных программ, направленных на обеспечение жизнедеятельности населенного пункта.
Эффективность местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую самостоятельность самоуправления, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности реализации права на местное самоуправление.
Учитывая недостаточный уровень правовой грамотности населения в части понимания своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, в большей степени на селе, необходимо активизировать информационно-разъяснительную деятельность по разъяснению среди населения вопросов о роли и месте самоуправления в обществе и государстве.
Мировая практика свидетельствует, что местное самоуправление эффективно функционирует в административно-территориальных единицах низового уровня, где компактно проживает население. В Казахстане это аул, село, аульный (сельский) округ, поселок, город районного значения, район в городе.
Наделять полномочиями органы местного самоуправления нужно поэтапно, начиная с малых позиций. В противном случае органы самоуправления не справятся с поставленными перед ними задачами, и общая цель будет поставлена под угрозу. Доверие к органам местного самоуправления как со стороны государственных учреждений, так и со стороны населения появится лишь в процессе их работы.
2. Цели, задачи, период реализации и ожидаемые результаты от реализации Концепции
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года определены приоритеты дальнейшей модернизации политической системы в целом, в том числе развития местного самоуправления в Казахстане. Продолжится модернизация политической системы. К 2020 году в Казахстане возрастет значение представительной власти, будут созданы эффективные институты местного самоуправления и гражданского общества, соответствующие лучшим международным стандартам.
Исходя из положений Стратегии развития Казахстана до 2020 года, цель Концепции - определить основные концептуальные направления дальнейшего развития системы местного самоуправления в Казахстане.
Для достижения указанной цели с учетом вышеназванных ключевых проблем предусматривается решение следующих задач:
1) на уровне аулов (сел), поселков, городов районного значения постепенно повысить роль населения в решении вопросов местного значения через собрания (сходы) местного сообщества путем стимулирования участия, заинтересованности и ответственности населения при принятии управленческих решений;
2) на уровне городов для решения самых насущных проблем, которые волнуют местное население, внедрить механизм вовлечения части активного населения в процесс принятия управленческих решений;
3) поэтапно усилить роль маслихатов при назначении или избрании акимов села, поселка, города районного значения;
4) расширить финансовую и экономическую самостоятельность сельского уровня управления в решении вопросов местного значения.
Периоды реализации:
первый этап (2012–2016 годы) – расширение потенциала действующей схемы управления, прежде всего, на нижних уровнях власти;
второй этап (2017–2020 годы) – формирование органов местного самоуправления на нижних уровнях управления.
Ожидаемые результаты:
1) обеспечение реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления в части выражения волеизъявления населения через собрания (сходы);
2) повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов благоустройства населенных пунктов, повышение заинтересованности населения в получении качественных жилищно-коммунальных услуг, улучшении санитарного состояния, общественного порядка, посредством участия в принятии управленческих решений;
3) выработка механизма активного вовлечения городского населения в решение местных проблем, за исключением городов, имеющих в своем составе районы;
4) определение порядка участия местного населения в мониторинге бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения;
5) поэтапное и последовательное укрепление самостоятельности акимов нижних уровней в решении актуальных вопросов местного значения;
6) повышение гражданской и политической активности казахстанцев в решении важных проблем жизнедеятельности посредством проведенной информационно-разъяснительной работы среди населения.
В Казахстане будет создана эффективная система органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции.
Органы местного самоуправления будут способны решать различные вопросы местного значения, в том числе вопросы защиты интересов населения.
В настоящее время необходимо участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий. Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно решать на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает совместное участие этих органов в решении региональных задач.
Важным показателем в определении значения местных органов самоуправления служит тот фактор, что в их деятельности непосредственное участие будет принимать население.
Для обеспечения самостоятельности местного самоуправления и эффективного жизнеобеспечения населения местные органы самоуправления постепенно будут наделены правом на материально-финансовые ресурсы.
Это придаст новый импульс социально-экономическому развитию страны и формированию полноценного гражданского общества.
Принятие проекта Концепции позволит реализовать конституционные нормы, создать законодательные основы организации и деятельности местного самоуправления, провести реальные реформы в сфере децентрализации и демократизации власти, повысить роль населения в решении вопросов местного значения, создать условия для прямого участия населения в управлении территориями, снизить уровень негативных проявлений бюрократизма и коррупции.
Результатом предлагаемых мер в конечном итоге будет реализация политики развития местного самоуправления, которая в свою очередь приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:
1) Повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов населенных пунктов.
2) Улучшение условий жизнедеятельности населения в каждом населенном пункте.
3) Повышение политической стабильности в регионе и государстве в целом.
3. Обзор позитивного опыта мировой практики
Теоретической базой для конституционно-правового регулирования местного самоуправления являются общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закрепленные Европейской Хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 года, которые устанавливают, что:
1) местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;
2) право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;
3) существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;
4) органы местного самоуправления, создаваемые демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.
Система самоуправления предполагает наличие соответствующих экономических условий, четкую правовую базу, которая бы разграничила предметы ведения между государством и местным самоуправлением, качественно иной уровень массового сознания, правовой культуры и поведения людей.
В настоящее время в научной литературе наиболее часто встречается классификация известных в мировой практике моделей организации власти на местах, в основе которой лежат отношения между органами местного самоуправления и органами центральной власти.
В соответствии с данным подходом можно выделить четыре базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, смешанную и советскую.
Англосаксонская (классическая) модель получила распространение преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.
Основными чертами этой модели являются формальная автономия и самостоятельность местного самоуправления, отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих органы местного самоуправления.
Заметно отличается от англосаксонской модели континентальная модель организации власти на местах, которая получила распространение не только в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока.
Отличительные признаки этой модели следующие: сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости, определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим, наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени вобравшие в себя черты каждой из них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можно отнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.
Характерным признаком смешанной модели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.
Принципиальное отличие от рассмотренных выше моделей имеет так называемая советская модель организации власти на местах. Эта модель была еще недавно широко распространена в странах «мировой системы социализма», а также в ряде развивающихся государств просоциалистического образца. Сейчас она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба, КНДР), а также в некоторых государствах, образованных из бывших республик Советского Союза (Беларусь, Узбекистан).
Основными признаками данной модели являются следующие: единовластие представительных органов снизу доверху, жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность всех ее звеньев, отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов.
Опыт децентрализации государственного управления и становления системы местного самоуправления в странах Центральной и Восточной Европы является наиболее близким для Казахстана, в силу того, что данным странам также пришлось реформировать прежнюю систему местных советов, которые были основой системы местного управления во всех странах постсоциалистического пространства.
Опыт Польши, территориальное управление которой имеет давнюю историю и продолжительную традицию, в этом вопросе является наиболее показательным для Казахстана.
В настоящее время в территориальном делении Польши действует управление трех уровней: гмины (поселок/село), повят (район), воеводство (область). Такое территориальное разделение в определенной степени схоже с действующим административно-территориальным устройством Казахстана.
Воеводство – самая крупная территориальная единица Польши; повят – территориальная единица второй ступени; в ее состав входит несколько гмин; гмина – основная территориальная единица.
Что касается экономической основы местного самоуправления, в Польше действует Закон о доходах органов территориального самоуправления, который определяет структуру доходных источников соответствующих органов местного и регионального самоуправления.
Каждый уровень самоуправления получает финансовые средства в виде общей дотации (субвенции) или целевой дотации непосредственно из государственного бюджета.
Помимо данных источников доходов органы местного самоуправления могут получать доход из частных законных источников, например, от активов, которыми они владеют.В основном это касается гмин, которые хорошо обеспечены земельными и жилищными ресурсами. На их территории, как правило, ведется активная коммерческая деятельность.
В целом по оценке экспертов результаты административной реформы на всех уровнях власти в Польше оценивают положительно. Сокращение числа воеводств с 49 до 16 позволило создать крупные регионы, многие из которых приближаются к самодостаточности. Территории постарались уравнять по социально-экономическому, культурному и научному потенциалу, дали им возможность более равномерного самостоятельного развития. Это увеличило управляемость, сократило количество чиновников и барьеров на пути развития бизнеса. Воеводства получили большую самостоятельность в проведении региональной политики, налаживании международных связей.
В целом из позитивного зарубежного опыта развития местного самоуправления применительно к Казахстану можно сделать следующие выводы:
1. Успех развития местного самоуправления на уровне гмин в Польше обусловлен большим, по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы, размером административно-территориальных единиц, на котором сформирован базовый уровень местного самоуправления.
Это позволило в Польше обеспечить необходимый потенциал для создания на этом уровне полноценного самоуправления с самостоятельным бюджетом.
С учетом этого, в Казахстане с целью увеличения потенциала для формирования полноценного местного самоуправления на нижних уровнях управления необходимо решить вопрос укрупнения административно-территориальных единиц на уровне сельских округов.
2. Обеспечена рациональная структура местного самоуправления, исходя из специфики различных по значимости и численности населенных пунктов.
Варшава, как столица Польши имеет особый правовой статус (статус и выполняемые функции определены специальным законом). Варшава является повятом, состоящим из 1 гмины, которая в свою очередь делится на 18 дзельниц (районов). Сегодня Варшава - это центр самого крупного воеводства – Мазовецкого.
На уровне районов в городах, кварталах и микрорайонах нет органов местного самоуправления, но законодательно за гминой закреплено право на создание в них вспомогательных структур без образования юридического лица и самостоятельного бюджета.
В гминах сельско-городского типа вспомогательные структуры могут быть образованы в расположенных на территории гмин городах.
В селах, входящих в составе гмин, также нет органов самоуправления, но там также есть вспомогательные единицы (без образования юридического лица и самостоятельного бюджета).
В Казахстане в целом сформирована аналогичная Польше структура управления в крупных городах: в городах Астана, Алматы, Караганда, Шымкент созданы районы, в других городах областного значения – централизованное управление. С учетом опыта Польши создание на уровне районов в городах органов управления с самостоятельным бюджетом нецелесообразно.
В то же время, в крупных городах возможно закрепить за маслихатами городов право создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением по вопросам жилищно-коммунальной сферы, санитарного состояния, охраны общественного порядка и др.
Необходимо отметить, что в Польше продолжаются дискуссии о необходимости трехуровневого территориального деления страны и возможности перехода к двухуровневой структуре, упразднив повяты и усилив гмины.
В целом зарубежный опыт функционирования системы местного самоуправления изобилует весьма показательными примерами эффективного развития данной сферы. С позиции задач, стоящих перед Казахстаном в плане дальнейшего совершенствования его системы местного самоуправления, важно творчески использовать этот опыт. Нужно не просто сделать копию системы местного самоуправления какого-либо государства, важно провести анализ зарубежного опыта в комплексе и выбрать те, наиболее приемлемые компоненты для Казахстана, которые в последующем будут внедрены в отечественную систему местного самоуправления с учетом национальных, территориальных и политических особенностей нашей страны.
На данном этапе развития местного самоуправления в Казахстане необходимо сформировать эффективно действующую, наиболее приемлемую для Казахстана организационную, финансовую, кадровую систему обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а также механизм взаимодействия с государственными органами власти. Учитывая изученный позитивный зарубежный опыт, несомненно будет выработана политика совершенствования самоуправления Казахстана, с учетом государственного устройства страны, региональной специфики (большая территория, низкая плотность населения, значительное расстояние между компактно проживающими группами населения), опыта прошлого отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере родового и аульного самоуправления, местных традиций и культуры, экономических и других условий.
Реформирование и развитие системы местного самоуправления будут начаты именно с низовых уровней – сельского округа, аула (села) и района в городе.
2. Основные принципы и общие подходы развития местного самоуправления в Республике Казахстан
1. Основные принципы развития местного самоуправления в Республике Казахстан
В целях определения организационной, правовой и экономической основы местного самоуправления настоящей Концепцией необходимо обозначить следующие основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Республике Казахстан.
Основными принципами развития местного самоуправления в Республике Казахстан должны стать:
1) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
2) равенство прав и учет законных интересов всех жителей местного населения;
3) гласность и учет мнения населения при решении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения соответствующих территорий;4)комплексность, этапность развития системы местного самоуправления;
5) системная поддержка местного самоуправления со стороны государства;
6) открытость деятельности местного самоуправления, их подконтрольность и подотчетность населению.
2. Подходы по развитию местного самоуправления
Процесс реализации политики развития местного самоуправления в Казахстане характеризуется как комплексностью, так и определенной этапностью решения поставленных задач, необходимостью определения приоритетных направлений политики на соответствующем этапе реализации.
В связи с чем, дальнейшее развитие местного самоуправления в Казахстане предполагается в два этапа.
Первый этап (2012-2016 годы) – расширение потенциала действующей схемы управления, прежде всего, на нижних уровнях власти.
1. Повышение роли населения в решении вопросов местного значения через собрания (сходы) местного сообщества на уровне аулов (сел), поселков, городов районного значения.
Предлагается законодательно закрепить нормы, предусматривающие:
1) определение полномочий организационных структур местного самоуправления и их ответственности;
2) обязательность обсуждения собранием (сходом) вопросов финансирования мероприятий местного значения (акимы нижнего уровня управления не имеют самостоятельного бюджета, но являются администраторами бюджетных программ в составе бюджета района);
3) четкую регламентацию порядка формирования, проведения и полномочий собраний (сходов) и оформления их решений;
В настоящее время согласно действующему законодательству обязательный характер имеют решения только государственных органов. Решения других органов (консультативно-совещательных, собраний), как правило, носят рекомендательный характер.
Во избежание исполнения акимом противоправных решений и в целях исключения лоббирования интересов отдельных слоев населения, будет закреплено положение об обязательности рассмотрения акимом решений собраний (сходов) и информировании населения о принятии (либо отклонении) им решения с учетом соблюдения законности. В положении также будет предусмотрен механизм оценки эффективности и результативности принимаемых решений и общественного контроля за их реализацией.
Вышеуказанные меры, с учетом особенностей управления общегородским хозяйством в крупных городах, предлагается не распространять на районы в городах Астана, Алматы, Караганда, Шымкент, которые также относятся к нижнему уровню управления.
Кроме того, ввести норму по:
1) включению в действующие программы развития района (города областного значения) подраздела, в котором найдут свое отражение первоочередные потребности населения, принятые на собраниях (сходах) местного сообщества на уровне аула (села), аульного (сельского) округа, поселка, города районного значения;
2) предоставлению местному населению права участия в мониторинге бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения.
Вышеперечисленные меры позволят повысить роль населения в решении вопросов местного значения, стимулировать участие, заинтересованность и ответственность граждан при принятии решений, укрепить доверие к государственным органам.
2. Создание механизма активного вовлечения населения городов областного значения (за исключением городов, имеющих в своем составе районы) в процесс принятия управленческих решений. За маслихатами городов будет закреплено право создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением.
Созданные общественные структуры будут содействовать акимам городов в обеспечении надлежащего функционирования жилищно-коммунальных служб, санитарного состояния, охраны общественного порядка и безопасности граждан в населенных пунктах. Будут повышены общественная и гражданская активность и заинтересованность местного населения в улучшении условий жизнедеятельности на проживаемой территории и в целом полноценного социально-экономического развития населенного пункта.
3. Расширение финансовой самостоятельности нижних уровней управления.
Акимам аулов (сел), поселков, городов районного значения предлагается:
1) предоставить право формирования собственных доходных источников (доходы от оказания платных услуг, добровольные и целевые сборы, взносы благотворительных фондов и спонсоров, сборы за торговлю в специально установленных местах, штрафы за нарушение правил благоустройства, повреждение объектов инфраструктуры и зеленых насаждений, торговли в неустановленных местах и прочие источники, не противоречащие законодательству);
2) предоставить право по открытию специальных счетов в органах казначейства, где будут отражаться доходы и расходы, направленные на реализацию функций местного самоуправления;
3) передать часть районной коммунальной собственности акимам нижних уровней (клубы, библиотеки, детские сады и др.) с целью их эффективного использования, удовлетворения интересов местного населения и получения дополнительных доходов;
4) делегирование акимов сельских уровней в состав региональной земельной комиссии, с целью обеспечения вынесения на обсуждение схода населения вопросов передачи, использования по целевому назначению земельных ресурсов сельского округа.
В целях предоставления полноценных возможностей в решении вопросов местного значения, поэтапно будут расширены полномочия акимов сельского уровня управления за счет оптимизации реализационных и разрешительных функций исполнительных органов областного и районного уровней. Отмечаем, что в настоящее время проводится работа по разграничению полномочий между уровнями государственного управления, в части оптимизации системы государственного управления путем перераспределения властных полномочий по вертикали «республика (центр) - область – район - городские и сельские населенные пункты».
По результатам проведенной работы будет выработана эффективная схема взаимодействия центральных государственных и местных исполнительных органов в рамках исполнения стратегических, контрольных, надзорных и реализационных функций.
Приоритетным направлением данной схемы станет организация эффективного государственного управления и самоуправления на уровне города, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, прежде всего его институциональное и функциональное укрепление.
4. Организация и проведение мероприятий по повышению правовой грамотности населения по вопросам реализации прав и возможностей на осуществление самоуправления, в том числе:
1) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для органов местного самоуправления;
2) организационно-методическая поддержка деятельности местного самоуправления, включающая консультирование органов самоуправления, организацию и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления, практическому обмену опытом и др.;
3) информационная поддержка местного самоуправления, в том числе в популяризации идей, принципов и задач местного самоуправления среди населения, информировании о ходе и проблемах реформы, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, проведение опросов и социологических исследований.
Вышеназванные меры позволят расширить полномочия акимов нижнего уровня в принятии решений в хозяйственной и экономической сферах, обеспечат финансовую самостоятельность нижнего уровня государственного управления в решении вопросов местного значения.
Второй этап (2017-2020 годы) – формирование органов местного самоуправления на нижних уровнях управления.
Практическая отработка в течение 2012-2016 годов механизмов управления и финансирования станет базовой предпосылкой для формирования органов местного самоуправления.
В этот период будут решены вопросы разграничения функций местного государственного управления и самоуправления, формирования представительных органов, общественных советов, бюджета, собственности.
Будет проработан вопрос укрупнения административно-территориальных единиц на уровне сельских округов, с целью увеличения потенциала для формирования полноценного местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, с 2017 года предлагается проведение выборов акимов аулов (сел), поселков, городов районного значения маслихатами районов или населением.
При этом, учитывая мировую практику, вопрос введения выборности акимов районов в крупных городах будет дополнительно изучен.
3. Инструменты реализации Концепции
Реализация задач и индикаторов, определяемых Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», а также положениями настоящей Концепции, предусмотрена путем совершенствования законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих сферу функционирования местного самоуправления. Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления.
3. Перечень нормативных правовых и правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
Реализация данной Концепции предполагается посредством следующих нормативных правовых актов:
1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).
2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года.
3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года.
4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля I999 года.
5. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года.
6. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года.
7. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
8. Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О системе государственного планирования в Республике Казахстан».
9. Указ Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования системы государственного планирования в Республике Казахстан».
10. Указ Президента Республики Казахстан от 19 мая 2011 года № 86 «О порядке назначения на должность, прекращения полномочий и освобождения от должности акимов городов областного, районного значения и районов областей, районов в городах областного значения, районов в городе республиканского значения и столицы, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов».
11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2011 года № 862 «Об утверждении Программы «Развитие регионов».