В соответствии с подпунктом 2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года «О профилактике правонарушений», в целях совершенствования методов профилактики правонарушений, снижения уровня преступлений и правонарушений, обеспечения безопасности граждан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2010 года № 1390 «Об отраслевой Программе профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 – 2013 годы» следующие изменения и дополнения:
в разделе 1 «Паспорт»:
строку «Цель» изложить в следующей редакции:
«Цель |
Формирование эффективной и действенной системы профилактики правонарушений и преступлений»; |
строку «Задачи» изложить в следующей редакции:
«Задачи |
Активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; |
строку «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«Целевые |
Снижение уровня правонарушений и преступлений в стране (на 100 тысяч населения) до 4,9% в 2011 году, до 3,9% в 2012 году, до 3,5% в 2013 году»; |
в разделе 3 «Анализ текущей ситуации»:
в части пятой:
в абзаце девятом слова «и наркотического» исключить;
абзац десятый исключить;
части одиннадцатую, двенадцатую, тринадцатую, четырнадцатую, пятнадцатую, шестнадцатую, семнадцатую, восемнадцатую, девятнадцатую, двадцатую, двадцать третью, двадцать четвертую, двадцать пятую, двадцать шестую, двадцать седьмую, двадцать восьмую исключить;
после части семьдесят второй части дополнить частями следующего содержания:
«К наиболее популярным превентивным программам, которые доказали свою эффективность во многих странах мира (Великобритания, США, Канада, Германия, Индия, Австралия), можно отнести «Соседский надзор» и «Программы профилактики преступности через организацию внешнего окружения (Разбитые окна)».
Программа «Соседский надзор» направлена на создание соседских организаций по надзору за состоянием общественного порядка на определенной территории. Такие программы ведут, как правило, участковые инспектора полиции. Участие сотрудников полиции ограничивается организацией периодических совместных мероприятий.
Программа проводится по трем направлениям:
1) объединение в группы или отряды граждан, проживающих в определенном районе, для ведения наблюдения за подозрительными лицами и информирования об этом полиции;
2) маркировка имущества путем проставления специального номера (например, почтового кода дома и квартиры или инициалов владельца) для облегчения обнаружения имущества. Руководителям или старшим отрядов квартального наблюдения сотрудники полиции выдают наклейки для окон, предупреждающие преступников о том, что находящееся в доме имущество помечено;
3) организация посещений полицейскими домовладельцев и жителей района и оказание консультативной помощи в обеспечении охраной квартир и домов.
Формальная сторона участия в программе «Соседский надзор» минимальна, главное – это желание способствовать созданию более безопасных условий жизни. Основная деятельность «соседей» – доведение любой информации криминального характера до сведения полиции. Иногда эта деятельность включает создание гражданских дружин по патрулированию территории. К примеру, в США насчитывается более 100 тыс. таких организаций.
Аналогичная программа разработана в Великобритании и Эстонии, где финансирование и контроль над ее реализацией возложены на местные органы власти.
Большой интерес вызывает опыт работы полиции США в профилактике подростковой преступности, где под ее эгидой совместно с мэрией города Лос-Анджелеса с 1995 года создана Школа кадетов.
Школа кадетов – это курсы, которые организует полиция для обучения желающих подростков от 14 до 18 лет, которые проходят каждую субботу с 8 до 17 часов в течение 18-ти недель.
Как правило, основным контингентом школы являются подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Школа кадетов способствует тому, чтобы «увести» их с пути совершения преступлений, на который они могут встать или их может вовлечь среда, в которой они живут.
Программа обучения состоит из трех основных составляющих:
1) предотвращение преступления;
2) вмешательство в проблему до того, как проблема стала серьезной;
3) образование, обучение, навыки, которые пригодятся в жизни.
После окончания школы они могут работать на общественных началах на полицейских участках, выполняя небольшие поручения.
В части совершенствования форм и методов обеспечения общественного порядка и безопасности граждан особого внимания заслуживают преобразования, проводимые в последние годы в системе Министерства внутренних дел Грузии, где полностью упразднена государственная автомобильная инспекция.
В настоящее время функции дорожной полиции в Грузии выполняет специальная патрульная служба, которой также переданы функции патрульно-постовой службы. Данная организация работы позволяет минимизировать коррупционные правонарушения со стороны сотрудников полиции, усилия которых направлены на обеспечение общественного порядка и спокойствия граждан.
В этой связи, с 1 апреля 2012 года начат эксперимент по слиянию подразделений дорожной и патрульной полиции на базе Департамента внутренних дел Павлодарской области, который продлится до 1 апреля 2013 года»;
части восьмидесятую, восемьдесят первую, восемьдесят вторую исключить;
раздел 4 «Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы» изложить в следующей редакции:
«4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы
Основная цель Программы – формирование эффективной и действенной системы профилактики правонарушений и преступлений.
Основной целевой индикатор Программы - снижение уровня правонарушений и преступлений на 100 тыс. населения до 4,9% в 2011 году, до 3,9% в 2012 году, до 3,5% в 2013 году.
Задачи:
1) активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
Показателями результатов данной задачи являются:
снижение уровня беспризорности и безнадзорности до 37,4% в 2011 году, до 37,3% в 2012 году, до 37,2% в 2013 году;
снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними до 6,2% в 2011 году, до 6,1% в 2012 году, до 6,0% в 2013 году;
снижение количества преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных школ до 3659 в 2011 году, до 3563 в 2012 году, до 3500 в 2013 году.
В целях решения первой задачи «Активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи» основное внимание будет уделено мерам активизации работы региональных комиссий по делам несовершеннолетних путем проведения конкурсов на лучшую комиссию, вопросам приоритетного обеспечения занятости молодежи, состоящих на учетах в органах занятости, при этом проработаны вопросы стимулирования работодателей.
Также планируется осуществить мероприятия по организации отдыха и досуга детей, а также развитию правового воспитания среди учащихся и расширения услуг по оказанию психологической помощи несовершеннолетним;
2) профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, пьянства и алкоголизма.
Показателями результатов данной задачи являются:
снижение удельного веса преступлений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений до 0,4% в 2011 году, до 0,3% в 2012 году и до 0,2% в 2013 году;
снижение удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения до 14,1% в 2011 году, до 14,0% в 2012 году и до 13,9% в 2013 году.
Для решения второй задачи «Профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, пьянства и алкоголизма» будут осуществлены мероприятия, направленные на широкое применение новых норм законодательства о профилактике бытового насилия, обеспечение полного учета и качественной организации работы с лицами, склонными к совершению правонарушений в семейно-бытовой сфере, в отношении которых вынесены защитные предписания;
3) снижение уровня преступности в общественных местах и на улицах.
Показателями результатов данной задачи являются:
снижение удельного веса убийств до 0,4% в 2011 году, до 0,3% в 2012 году, до 0,2% в 2013 году;
снижение удельного веса причинений тяжкого вреда здоровью до 1,0% в 2011 году, до 0,9% в 2012 году, до 0,8% в 2013 году;
снижение удельного веса грабежей до 22,0% в 2011 году, до 21,8% в 2012 году, до 21,7% в 2013 году;
снижение удельного веса разбоев до 1,5% в 2011 году, до 1,4% в 2012 году, до 1,3% в 2013 году;
снижение удельного веса хулиганств до 14,5% в 2011 году, до 14,4% в 2012 году, до 14,3% в 2013 году.
Для решения третьей задачи «Снижение уровня преступности в общественных местах и на улицах» будут осуществлены мероприятия, прежде всего направленные на улучшение материально-технической обеспеченности патрульной службы, в частности увеличено количество передвижных и стационарных постов полиции, систем видеонаблюдения в местах массового скопления людей.
Также будет внедрен позитивный опыт работы правоохранительных органов зарубежных стран в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности (опыт полиции Грузии);
4) профилактика правонарушений в сфере миграции.
Показателем результатов данной задачи является:
средняя продолжительность незаконного пребывания в Казахстане иностранцев (дней) до 25 в 2011 году, до 20 в 2012 году, до 15 в 2013 году.
В рамках решения четвертой задачи «Профилактика правонарушений в сфере миграции» будут осуществлены мероприятия по реализации новых норм Закона Республики Казахстан «О миграции населения» в части усиления ответственности иностранцев и граждан Республики Казахстан за его нарушения.
Также будут приняты меры по установлению лиц, обладающих наравне с казахстанским, гражданством других государств с целью постановки на утрату их гражданства Республики Казахстан;
5) противодействие имущественным преступлениям.
Показателем результатов данной задачи является:
снижение удельного веса преступлений против собственности в общем числе зарегистрированных преступлений до 66,0% в 2011 году, до 64,0% в 2012 году, до 63,0% в 2013 году.
Для решения пятой задачи «Противодействие имущественным преступлениям» будет проведен комплекс целенаправленных оперативно-профилактических и специальных мероприятий;
6) профилактика преступлений в сфере оборота оружия.
Показателем результатов данной задачи является:
снижение количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия до 645 в 2011 году, до 635 в 2012 году, до 625 в 2013 году.
Для решения задачи «Профилактика преступлений в сфере оборота оружия» будет проведен комплекс целенаправленных оперативно-профилактических и специальных мероприятий по выявлению и пресечению незаконных каналов ввоза огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Также реализованы меры по повышению качества расследуемых уголовных дел, ужесточению контроля за учетом, хранением и уничтожением изъятого оружия и проработаны вопросы по созданию республиканской гильзотеки гражданского и служебного оружия для их постановки на учет;
7) создание эффективной системы профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Показателем результатов данной задачи является:
снижение количества предотвращенных конфликтов, способных спровоцировать возникновение межконфессиональных и межэтнических конфликтов до 10 в 2011 году, до 9 в 2012 году, до 7 в 2013 году.
Для решения задачи «Создание эффективной системы профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов» будут реализованы мероприятия по проведению разъяснительной и пропагандистской работы с населением, особенно молодежью, в части профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, для чего в регионах планируется создание агитационных и пропагандистских групп;
8) сотрудничество с общественностью и гражданами.
Показателем результатов данной задачи является:
увеличение количества граждан участвующих в охране общественного порядка до 34035 в 2011 году, до 34500 в 2012 году, до 35300 в 2013 году.
Для решения задачи «Сотрудничество с общественностью и гражданами» будут осуществлены меры по расширению сети общественных формирований правоохранительной направленности, привлечению к данной работе работников частных охранных структур и студенческой молодежи, использованию возможностей диспетчерских служб транспортных пассажирских предприятий и кооперативов собственников квартир;
9) совершенствование нормативной правовой базы.
В целях решения данной задачи в период реализации программы заинтересованными государственными органами будут разработаны нормативные правовые акты по совершенствованию деятельности государственных органов в сфере профилактики правонарушений, направленной на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учете органов внутренних дел, а также по созданию специальных учреждений органов внутренних дел для содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Государственные органы, ответственные за достижение цели, целевого индикатора, задач и показателей результатов:
Министерство внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющее координацию деятельности государственных органов и других основных участников программы и несущее ответственность за реализацию программы в целом;
Министерства финансов, образования и науки, здравоохранения, культуры и информации, труда и социальной защиты населения, Агентство по делам религий, а также областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы, осуществляющие в пределах компетенции выполнение мероприятий, предусмотренных программой.»;
в разделе 5 «Этапы реализации программы»:
в части второй:
в подпункте 2) слова «наркоманией и токсикоманией» исключить;
подпункт 4) исключить;
подпункты 1), 5), 7), 8), 9) 10), 12), 13), 14), 15), 16) части третьей исключить;
раздел 7 «План мероприятий по реализации отраслевой Программы профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 – 2013 годы»:
дополнить строкой, порядковый номер 1-1, следующего содержания:
«
1-1 |
Организовать проведение областных, городских конкурсов «Лучшая городская, районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав» |
Информация в Правительство |
МВД (созыв), акимы областей, городов Астаны и Алматы |
4 квартал 2012 – 2013 годы |
Не требуется |
Не требуется |
»;
дополнить строкой, порядковый номер 3-1, следующего содержания:
«
3-1 |
Содействие в приоритетном порядке занятости молодежи из целевых групп населения, состоящей на учете в |
Информация в МВД |
МТСЗН (созыв), МОН, МЗ, акимы областей, |
ежегодно |
Не требуется |
Не требуется |
»;
строку, порядковый номер 4, изложить в следующей редакции:
«
4 |
Принять комплекс мер по трудоустройству и реабилитации несовершеннолетних, не имеющих определенного места жительства, утративших социальные связи, уделив особое внимание несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний и иным подросткам, оставшимся без попечения родителей |
Соответствующие мероприятия, планы работ |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы |
Постоянно |
Не требуется |
Не требуется |
»;
дополнить строками, порядковые номера 4-1 и 4-2 следующего содержания:
«
4-1 |
Проработать вопросы выделения квот рабочих мест для несовершеннолетних, состоящих на учетах органов внутренних дел, малообеспеченных и неблагополучных семей |
Соответствующие мероприятия |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы |
Ежеквартально |
Не требуется |
Не требуется |
4-2 |
Разработать и внедрить систему стимулирования работодателей, создающих рабочие места для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц с ограниченными физическими возможностями, выпускников интернатных учреждений и детских домов |
Соответствующие мероприятия, планы работ |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы |
Декабрь 2012 года |
Не требуется |
Не требуется |
»;
дополнить строками, порядковые номера 13-1, 13-2, 13-3, 13-4, 13-5 и 13-6 следующего содержания:
«
13-1 |
Предусматривать с участием правоохранительных органов в организациях образования во внеурочное время проведение специальных тренингов с целью обучения приемам самозащиты и выработки навыков оптимального поведения в экстремальных ситуациях |
Информация в МВД |
МВД, (созыв), МОН акимы областей, городов Астаны и Алматы, районов, городов областного значения |
15 января, 15 июля ежегодно |
Не требуется |
Не требуется |
13-2 |
Организовать региональные конкурсы авторских программ и методических разработок заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей (воспитателей) образовательных учреждений по предупреждению девиантного поведения учащихся |
Информация в МВД |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы, районов, городов областного значения |
4 квартал 2012-2013 годы |
Не требуется |
Не требуется |
13-3 |
Проработать вопросы установки видеонаблюдения в учреждениях образования и на прилегающих к ним территориях, финансируемых из местного бюджета, а также введения контрольно-пропускного режима в форме турникетов с использованием пластиковых карточек |
Информация в МВД |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы, районов, городов областного значения |
15 января, 15 июля ежегодно |
В пределах предусмотренных средств |
|
13-4 |
Проработать вопросы о реализации в пилотном режиме проекта, заключающегося в создании в системе органов внутренних дел на базе одной области организации по аналогии Школы кадетов (США) |
Информация в МВД |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы |
1 квартал 2013 года |
Не требуется |
Не требуется |
13-5 |
Организовать дополнительное строительство в жилых массивах детских дворовых и спортивных площадок, принять меры по увеличению количества дворовых клубов на базе общеобразовательных школ и кооперативов собственников помещений (квартир) |
Информация в МВД |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы |
15 января, 15 июля ежегодно |
В пределах предусмотренных средств |
|
13-6 |
Разработать и утвердить совместным приказом МВД и МОН программу по повышению квалификации воспитателей интернатных учреждений и специальных организаций образования для работы с несовершеннолетними с девиантным поведением, в рамках действующих программ по вопросам повышения квалификации работников образования и органов внутренних дел |
Совместный приказ |
МВД, МОН |
2 квартал 2013 года |
Не требуется |
Не требуется |
»;
подразделы «Профилактика наркопреступности и наркомании» и «Профилактика повторной преступности» исключить;
дополнить строкой, порядковый номер 29-1, следующего содержания:
«
29-1 |
Продолжить работу по созданию полицейского подразделения для обеспечения правопорядка и дорожной безопасности по опыту Министерства внутренних дел Грузии |
Информация в Администрацию Президента |
МВД, Аким Павлодарской области |
апрель 2013 г. |
Не требуется |
Не требуется |
»;
подраздел «Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения» исключить;
дополнить строкой, порядковый номер 43-1, следующего содержания:
«
43-1 |
Реализовать комплекс целенаправленных мероприятий и операций в отстойных парках поездов, на грузовых станциях, в поездах дальнего следования и пригородного сообщения по выявлению лиц, занимающихся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ |
Информация в Правительство |
МВД (созыв), КТК МФ |
15 января, 15 июля ежегодно |
Не требуется |
Не требуется |
»;
дополнить строкой, порядковый номер 45-1, следующего содержания:
«
45-1 |
Организовать агитационные группы с целью разъяснения и пропаганды среди |
Информация в МВД |
АДР (созыв), МВД, МОН, акимы |
15 января, 15 июля ежегодно |
Не требуется |
Не требуется |
»;
дополнить строкой, порядковый номер 51-1, следующего содержания:
«
51-1 |
Внедрить программу «Соседский надзор» по опыту Великобритании, США, Канады, Германии, Индии и Эстонии |
Информация в МВД |
Акимы областей, городов Астаны и Алматы, МВД |
4 квартал 2012 года |
Не требуется |
Не требуется |
»;
подразделы «Информационное и материально-техническое обеспечение профилактики правонарушений» и «Подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам профилактики правонарушений» исключить.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов