Об отраслевой Программе профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2010 года № 1390

      В соответствии с подпунктом 2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года "О профилактике правонарушений" и целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую Программу профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
      2. Министерству внутренних дел Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами, акимами областей, городов Астаны и Алматы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
      3. Акимам областей, городов Астаны и Алматы в срок до 30 декабря 2010 года обеспечить принятие маслихатами региональных программ профилактики правонарушений на 2011 - 2013 годы.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                             К. Масимов

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 21 декабря 2010 года № 1390

Отраслевая Программа профилактики правонарушений в
Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы

1. Паспорт

      Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

Наименование               отраслевая Программа профилактики
                           правонарушений в Республике Казахстан на
                           2011 - 2013 годы (далее - Программа)

Основание для              подпункт 2) статьи 5 Закона Республики
разработки                 Казахстан от 29 апреля 2010 года "О
                           профилактике правонарушений";
                           пункт 5.8 Указа Главы государства от 17
                           августа 2010 года № 1039 "О мерах по
                           повышению эффективности правоохранительной
                           деятельности и судебной системы в
                           Республике Казахстан"

Государственный орган,     Министерство внутренних дел Республики
ответственный за           Казахстан
разработку и реализацию
Программы

Цель                       Формирование эффективной и действенной
                           системы профилактики правонарушений и
                           преступлений

Задачи                     Активизация работы по профилактике
                           правонарушений среди несовершеннолетних и
                           молодежи;
                           Профилактика правонарушений в сфере
                           семейно-бытовых отношений, пьянства и
                           алкоголизма;
                           Снижение уровня преступности в
                           общественных местах и на улицах;
                           Профилактика правонарушений в сфере
                           миграции;
                           профилактика правонарушений в сфере
                           природоохранного законодательства;
                           Противодействие имущественным
                           преступлениям;
                           профилактика преступлений в сфере оборота
                           оружия;
                           Создание эффективной системы профилактики
                           и раннего предупреждения межэтнических и
                           межконфессиональных конфликтов;
                           Сотрудничество с общественностью и
                           гражданами;
                           Совершенствование нормативной правовой
                           базы

Сроки (этапы)              2011 - 2013 годы
реализации

Целевые индикаторы         Снижение уровня правонарушений и
                           преступлений в стране (на 100 тысяч
                           населения) до 4,9 % в 2011 году, до 3,9 %
                           в 2012 году, до 3,5 % в 2013 году

Источники и объемы         Средства республиканского бюджета.
финансирования             Предполагаемые объемы финансирования -
                           всего 156,295 млн. тенге, в том числе:
                           в 2012 году - 81,288 млн. тенге,
                           в 2013 году - 75,007 млн. тенге
                           Предусматриваемые суммы на 2012 - 2013
                           годы будут уточняться при формировании
                           республиканского бюджета на
                           соответствующий финансовый год.

2. Введение

      Понимание преступности как социально негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие.
      Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика направлена на совершенствование общественных отношений и обеспечение комплексных мер противодействия правонарушениям.
      Разработка отраслевой программы профилактики правонарушений вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного и комплексного подхода к решению проблемы профилактики правонарушений, а также финансовой и технической поддержки предпринимаемых мер по укреплению потенциала в этой области.
      Отраслевая Программа профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы разработана в целях реализации Закона  Республики Казахстан "О профилактике правонарушений", Указа  Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан", а также иных законодательных и нормативных правовых актов по вопросам предупреждения правонарушений в Республике Казахстан.

3. Анализ текущей ситуации

      Сноска. Раздел 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

      Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют лишь сдерживать рост количества регистрируемых преступлений (таблица 1).
      Таблица 1. Количество зарегистрированных преступлений

годы

Зарегистрировано,
всего

рост, сниж. в %

Преступность на
10 тыс. населения

2005

146347

-9,3

96

2006

141271

-3,5

92

2007

128064

-9,3

83

2008

127478

-0,6

81

2009

121667

-4,6

77

10 мес. 2010

110412

10,8

82

      Источник: КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

      Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено имеющимися упущениями в проведении работы по предупреждению правонарушений и преступлений.
      Анализируя оперативную обстановку за последние два года, можно отметить, что криминальная ситуация в Республике Казахстан в целом остается сложной. Преступность продолжает оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, сдерживает социально-экономические преобразования в стране, подрывает ее международный авторитет.
      За 10 месяцев 2010 года зарегистрировано более 110 тысяч преступлений, что на 10,8 % больше, чем за аналогичный период 2009 года. При этом уровень преступности на 10 тыс. населения вырос с 75 до 82 преступлений.
      Несмотря на преодоление тенденции роста преступности, в том числе тяжких и особо тяжких ее видов, сокращение количества убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, снижение уровня групповой и подростковой преступности, в 2010 году в сравнении с показателями 2009 года:
      увеличилось на 17,4 % количество грабежей;
      увеличилось на 25,0 % количество краж чужого имущества, в том числе на 39,8 % из квартир, на 12,5 % скота;
      увеличилось на 14,9 % количество краж и на 14,8 % угонов автомашин;
      возросло на 41,5 % число преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на 37,6 % на улицах;
      на 24,3 % выросло число уголовно-наказуемых хулиганств;
      на 12,3 % возросло количество учащихся общеобразовательных школ, совершивших преступления;
      на 3,7 % возросло число преступлений, совершенных ранее совершавшими преступления лицами;
      на 32,1 % возросло число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
      Одной из целей, определенных Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Главы государства от 1 февраля 2010 года (далее - Стратегплан-2020), является укрепление системы охраны прав и защиты законных интересов детей.
      Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения уровня подростковой преступности, все еще остается высоким удельный вес учащихся общеобразовательных школ от общего числа выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления (таблица 2).

      Таблица 2. Доля учащихся школ, совершивших преступления

годы

Выявлено
несовершеннолетних

из них

учащихся
школ

удельный вес в %

2005

8608

4424

51,4

2006

8799

4274

48,6

2007

8344

3937

47,2

2008

7519

3297

43,8

2009

6651

3302

49,6

10 мес.
2010

4910

2651

54,0

      Источник: КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

      Несовершеннолетними в целом по республике совершается каждое 15-ое тяжкое преступление, каждое 20-ое убийство, каждое 16-ое причинение тяжкого вреда здоровью, каждый 8-ой разбой, каждый 5-ый грабеж и каждая 13-ая кража.
      Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется около 100 тыс. несовершеннолетних, из которых более 9 тыс. беспризорные и безнадзорные дети или 9,4 % от общего числа доставленных.
      За последние годы, в результате ослабления профилактических мер, отмечен рост преступлений, совершаемых в состоянии опьянения (таблица 3), на долю которых приходится каждое 10-ое преступление, в том числе каждое 2-ое убийство.

      Таблица 3. Динамика преступлений, совершаемых в состоянии опьянения

годы

Всего

Рост, снижение в %

Удельный
вес в %

2005

7879

-9,2

9,2

2006

6866

-12,9

7,9

2007

6272

-8,7

7,6

2008

6482

3,3

7,8

2009

8314

28,3

10,4

10 мес. 2010

8165

32,1

12,8

      Источник: КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

      Отмечается устойчивая тенденция роста рецидивной (повторной) преступности: если в 2005 году снижение составляло 8,9 %, то за 10 месяцев 2010 года рост составил 3,7 %. При этом, в целом по стране ранее судимыми лицами совершается каждое 9-ое убийство, каждое 11-ое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый 5-ый разбой и каждый 7-ой грабеж.
      Напряженной остается ситуация с преступностью в общественных местах и на улицах, рост которой в 2009 году составил 6,4 % (в 2005 г. - 13 %) и удельный вес достиг 17,1 % (в 2005 г. - 12,8 %). За 10 мес. 2010 года рост таких преступлений достиг 41,5 % и 37,6 % соответственно. Для выправления положения необходимо принятие комплекса мер по повышению эффективности оперативного управления комплексными силами полиции, задействованными в охране общественного порядка, внедрению новых форм и методов патрулирования маршрутов, широкому использованию систем видеонаблюдения в наиболее криминогенных участках, а также рациональному использованию сети стационарных постов полиции и парка передвижных пунктов полиции.
      Криминальную напряженность усиливает незаконная миграция, способствующая проникновению в страну оружия, наркотиков, преступников и экстремистов. Усилия правоохранительных органов и взаимодействие с другими государственными органами по перекрытию каналов нелегальной миграции остаются недостаточными. В настоящее время миграционная ситуация в республике характеризуется ростом объемов трудовой миграции, увеличением масштабов незаконной миграции, наличием беженцев, а также интенсивной внутренней миграцией.
      С начала 2010 года в органах внутренних дел зарегистрировалось 865 тыс. иностранцев, против 813 тыс. в 2009 году (+6 %).
      За нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлечено 122,5 тыс. иностранцев, в 2009 году - 113,0 тыс. (+7,7 %).
      В судебном порядке 12873 иностранцев выдворены за пределы страны, против 11947 в 2009 году (+7,1 %).
      За незаконное использование иностранной рабочей силы привлечено к административной ответственности 1576 работодателя, против 1359 в 2009 году (+13,7 %).
      За нарушение миграционного законодательства возбуждено 242 уголовных дела, в 2009 году - 269 (-10 %). Привлечено к уголовной ответственности 254 (221, +12,9 %) человек.
      Вместе с тем, слабо проводится работа по выявлению преступлений, связанных с организацией незаконной миграции по ст. 330-2 УК РК. В текущем году возбуждено всего 15 уголовных дел, против 11 в 2009 году.
      Не в полной мере органами внутренних дел на городском и районных уровнях используются возможности Единой информационной системы "Беркут", предназначенной для учета внешних миграционных потоков в Республику Казахстан. Кроме того, в данном направлении необходимо разработать новые механизмы учета в сфере внешней миграции.
      В целом по республике выявлено более 4 тыс. нарушений природоохранного законодательства. По фактам экологических преступлений (213), а также краж, незаконного приобретения или сбыта объектов и продукции биологических ресурсов (127) возбуждено 340 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 3,5 тысяч правонарушителей, взыскано штрафов на общую сумму более 7 млн. тенге.
      Особое внимание уделено борьбе с браконьерством на территории Урало-Каспийского бассейна, где органами внутренних дел по фактам незаконной добычи, приобретения или сбыта рыбы и ее продукции возбуждено 184 уголовных дела, из них 115 - направлены в суд. Изъято свыше 82 тонн незаконно добытой рыбы, из них 4,3 тонны осетровых пород, а также 1,5 тыс. единиц орудий лова, 26 плавательных средства.
      Вместе с тем, изучение правоприменительной практики в сфере экологии показывает, что работа органов внутренних дел по предупреждению и выявлению нарушений природоохранного законодательства проводится недостаточно эффективно, не принимаются должные меры по раскрытию и расследованию экологических преступлений. Из общего числа возбужденных уголовных дел лишь треть доходит до суда. Это в основном связано с низкой квалификацией сотрудников органов внутренних дел и отсутствием единой методологии пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере.
      Не эффективными остаются предупредительные меры по противодействию имущественным преступлениям (кражам, грабежам, разбоям и угонам автотранспорта) (таблица 5).

       Таблица 5. Динамика отдельных видов имущественных преступлений.


2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

10 мес. 2010 г.

кражи

63141

59322

51482

52696

49004

49625

грабежи

13064

12607

10930

11231

9274

8913

разбои

3002

2474

1994

1950

1623

1357

угоны

2054

2410

2411

2134

1930

1837

      Источник: КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

      Данная ситуация обусловлена ослаблением оперативных позиций подразделений криминальной полиции, а также взаимодействия со службами административной полиции при проведении целевых оперативно-профилактических мероприятий.
      За последние годы в целом по стране отмечается рост преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия, все чаще с их использованием стали совершаться такие тяжкие преступления, как убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и разбои (таблица 6).

       Таблица 6. Динамика преступлений с применением огнестрельного оружия


2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

10 мес. 2010 г.

всего

474

429

469

379

465

209

убийства

99

71

89

79

111

78

причинение
тяжкого
вреда
здоровью со
смертельным
исходом

-

2

1

3

5

11

разбои

112

84

107

84

93

83

      Источник: КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

      При этом, более 76 % таких преступлений совершено с применением незарегистрированного огнестрельного оружия, что указывает на слабую работу по выявлению каналов незаконного оборота оружия. Не должным образом организована работа по установлению утраченного и похищенного оружия (только за 2009 год таких фактов зафиксировано 305).
      Для организации надлежащего учета огнестрельного оружия требуется создание республиканской гильзотеки, а также специализированной лаборатории по проведению испытаний ввозимого в Казахстан гражданского и служебного оружия.
      В рамках ключевого направления "Обеспечение межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений" Стратегпланом-2020 поставлена задача по созданию эффективной системы профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
      Органами внутренних дел за последние годы налажена система мониторинга конфликтных ситуаций с целью раннего предупреждения их перерастания в массовые беспорядки, в том числе на межнациональной почве. Так, в 2008 году при Научно-исследовательском институте МВД создан Центр мониторинга криминогенной ситуации. По этим вопросам налажено тесное взаимодействие и обмен информацией между государственными и правоохранительными органами, а также Ассамблеей народа Казахстана и малыми ассамблеями.
      В 2009 году, в результате своевременно принятых мер, предотвращено 11 инцидентов на криминально-бытовой почве, которые могли спровоцировать межэтнические и межконфессиональные конфликты.
      Вместе с тем, как показывает анализ ситуации, наиболее взрывоопасными очагами социальной напряженности являются трудовые коллективы предприятий, созданных с участием иностранного капитала, которые наибольше сконцентрированы в западных регионах страны.
      Требует активизации работа правоохранительных органов с общественностью и гражданами. На сегодня по стране в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка" действует более 6 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности (в 2008 г. - 4154, в 2009 г. - 5863), в которых участвуют свыше 41 тыс. человек. С их участием раскрыто более 2,5 тыс. преступлений и выявлено 35 тыс. правонарушений.
      Вместе с тем, как показывает анализ криминогенной ситуации, необходимо расширение сети таких формирований в общеобразовательных школах.
      Министерством внутренних дел заключены меморандумы о сотрудничестве по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма с руководством Духовного управления мусульман Казахстана и Русской православной церкви.
      Установление различных форм сотрудничества правоохранительных органов с институтами гражданского общества должно стать одним из основных приоритетов в профилактике правонарушений, как отмечено в Указе Главы государства "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан".
      За последние годы Министерством внутренних дел проведена большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений. В период с 2006 по 2010 годы разработаны и приняты Законы Республики Казахстан:
      "Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых иммигрантов", которым был создан механизм проведения разовой акции по легализации незаконных трудовых мигрантов путем их регистрации в органах внутренних дел;
      "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по регулированию миграционных процессов", которым введены нормы, запрещающие въезд в Республику Казахстан иностранцам, выдворенным из страны, а также определяющие условия осуществления иностранцами частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;
      "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" с целью введения нормы, предусматривающей приобретение травматического оружия по разрешению органов внутренних дел, а также создания правовой базы для выкупа оружия у населения;
      "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу ограничения использования (ношения) военной форменной одежды" с целью установления административной ответственности за неправомерное использование физическими и юридическими лицами форменной одежды;
      "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних" с целью определения порядка нахождения несовершеннолетних в досуговых и развлекательных заведениях;
      "О противодействии бытовому насилию", которым конкретизированы меры индивидуальной профилактики, основания и порядок их применения, введено понятие "защитного предписания";
      "О профилактике правонарушений" с целью создания единой системы профилактики, определяющей компетенцию всех центральных и местных исполнительных органов.
      В настоящее время на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан находятся проекты законов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления оснований и порядка содержания граждан", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности".
      Вместе с тем, как показывает практика, в сфере профилактики правонарушений все еще имеется ряд проблем, решение которых необходимо на законодательном уровне.
      Так, требуется разработка изменений и дополнений в Закон  Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" в части усиления контроля за юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
      Назрела необходимость совершенствования нормативной правовой базы по уточнению понятий "общественное место" и "уличная преступность" в целях формирования объективной правовой статистики.
      На сегодня недостаточно осуществляется работа по информационному и материально-техническому обеспечению органов внутренних дел. Не в полной мере используется практика проведения социологических исследований по проблемным вопросам профилактики правонарушений.
      За последние два года проведено 5 акций среди населения ("Здравствуйте, я ваш участковый инспектор", "16 дней без насилия", "Разрешите представиться", "Семья без насилия", "Полиция и школа"), однако они носят эпизодический характер.
      В системе МВД сформирован значительный массив информации, обрабатываемый автоматизированными базами данных, действующими зачастую разрозненно. Вместе с тем, на сегодня назрела необходимость комплексного использования данных сведений для анализа и прогнозирования складывающейся криминогенной ситуации.
      Развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью должно быть направлено на укрепление имеющихся связей и расширение механизмов практического взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран.
      Необходимо продолжить работу по развитию договорной правовой базы борьбы с преступностью.
      В многостороннем сотрудничестве необходимо акцентировать внимание на взаимодействии с правоохранительными органами в формате Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества. Наладить взаимодействие правоохранительных органов государств-участников Таможенного союза.
      Следует активизировать участие правоохранительных органов страны в проектах и программах ООН, реализации приоритетов казахстанского председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и в составе "Тройки" ОБСЕ.
      В двустороннем формате, исходя из практических задач, продолжить динамичные контакты с правоохранительными органами Российской Федерации, Китая, странами Центральной Азии, государствами Европы и США.
      Особое внимание обратить на приграничное сотрудничество в противодействии различным проявлениям организованной преступности, терроризму и иным проявлениям экстремизма, незаконной миграции, перекрытию каналов наркотрафика, незаконному изготовлению и обороту оружия.
      В рамках разработки проекта отраслевой Программы профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы, был изучен позитивный международный опыт по решению имеющихся проблем, который позволяет сделать вывод о том, что в западных странах широко распространен программный подход к этой деятельности.
      Целевые программы выступают в качестве основной организационной формы участия населения в профилактике правонарушений. В таких программах, как правило, деятельность полиции минимизирована и в основном заключается в инициализации и решении текущих организационных вопросов. Профилактические же мероприятия проводятся силами граждан.
      К примеру, программы "Очисть и посей" ("Weed & Seed") проводятся по инициативе федеральных ведомств США, и являются инновационным, комплексным, межведомственным подходом к разрешению проблем профилактики правонарушений и преступлений, оздоровления коммуны. Цель программы состоит в том, чтобы бороться с насильственными преступлениями, незаконным оборотом наркотиков и другими видами преступлений и правонарушений на отдельно взятой территории, обеспечивая безопасную окружающую среду и социальное развитие ее жителям.
      Программа базируется на четырех фундаментальных принципах: сотрудничестве, координации, усилиях населения и объединении ресурсов.
      Об эффективности использования программы "Очисть и посей" (в совокупности с другими полицейскими инициативами) свидетельствует статистика по г. Нью-Йорку, где количество убийств снизилось в среднем на 39 %, квартирных краж на 25 % и угонов автомобилей - на 36 % в период ее реализации.
      На федеральном и местном уровнях реализуются программы предупреждения преступлений. В некоторых штатах участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество ограблений на улицах на 30 %.
      К наиболее популярным превентивным программам, которые доказали свою эффективность во многих странах мира (Великобритания, США, Канада, Германия, Индия, Австралия), можно отнести "Соседский надзор" и "Программы профилактики преступности через организацию внешнего окружения (Разбитые окна)".
      Программа "Соседский надзор" направлена на создание соседских организаций по надзору за состоянием общественного порядка на определенной территории. Такие программы ведут, как правило, участковые инспектора полиции. Участие сотрудников полиции ограничивается организацией периодических совместных мероприятий.
      Программа проводится по трем направлениям:
      1) объединение в группы или отряды граждан, проживающих в определенном районе, для ведения наблюдения за подозрительными лицами и информирования об этом полиции;
      2) маркировка имущества путем проставления специального номера (например, почтового кода дома и квартиры или инициалов владельца) для облегчения обнаружения имущества. Руководителям или старшим отрядов квартального наблюдения сотрудники полиции выдают наклейки для окон, предупреждающие преступников о том, что находящееся в доме имущество помечено;
      3) организация посещений полицейскими домовладельцев и жителей района и оказание консультативной помощи в обеспечении охраной квартир и домов.
      Формальная сторона участия в программе "Соседский надзор" минимальна, главное – это желание способствовать созданию более безопасных условий жизни. Основная деятельность "соседей" – доведение любой информации криминального характера до сведения полиции. Иногда эта деятельность включает создание гражданских дружин по патрулированию территории. К примеру, в США насчитывается более 100 тыс. таких организаций.
      Аналогичная программа разработана в Великобритании и Эстонии, где финансирование и контроль над ее реализацией возложены на местные органы власти.
      Большой интерес вызывает опыт работы полиции США в профилактике подростковой преступности, где под ее эгидой совместно с мэрией города Лос-Анджелеса с 1995 года создана Школа кадетов.
      Школа кадетов – это курсы, которые организует полиция для обучения желающих подростков от 14 до 18 лет, которые проходят каждую субботу с 8 до 17 часов в течение 18-ти недель.
      Как правило, основным контингентом школы являются подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Школа кадетов способствует тому, чтобы "увести" их с пути совершения преступлений, на который они могут встать или их может вовлечь среда, в которой они живут.
      Программа обучения состоит из трех основных составляющих:
      1) предотвращение преступления;
      2) вмешательство в проблему до того, как проблема стала серьезной;
      3) образование, обучение, навыки, которые пригодятся в жизни.
      После окончания школы они могут работать на общественных началах на полицейских участках, выполняя небольшие поручения.
      В части совершенствования форм и методов обеспечения общественного порядка и безопасности граждан особого внимания заслуживают преобразования, проводимые в последние годы в системе Министерства внутренних дел Грузии, где полностью упразднена государственная автомобильная инспекция.
      В настоящее время функции дорожной полиции в Грузии выполняет специальная патрульная служба, которой также переданы функции патрульно-постовой службы. Данная организация работы позволяет минимизировать коррупционные правонарушения со стороны сотрудников полиции, усилия которых направлены на обеспечение общественного порядка и спокойствия граждан.
      В этой связи, с 1 апреля 2012 года начат эксперимент по слиянию подразделений дорожной и патрульной полиции на базе Департамента внутренних дел Павлодарской области, который продлится до 1 апреля 2013 года.
      Одним из наиболее востребованных на сегодня является виктимологическое направление предупреждения преступлений. Оно не требует больших материальных затрат и реализует присущее всем людям стремление к самозащите.
      Так, в Японии в настоящее время действует разветвленная сеть различных общественных движений профилактического профиля. Самая заметная из них - Ассоциация по предупреждению преступности. Повсеместно действуют комитеты по связи полиции со школами и промышленными корпорациями. В результате таких превентивных мер в Японии самый низкий в мире показатель "тюремного населения" - 50 заключенных на 100 тысяч населения.
      В рамках профилактики правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних, интерес представляют программы для школ и высших учебных заведений.
      К примеру, во всех учебных заведениях Западной Европы, начиная с начальной школы и заканчивая вузами, с участием полицейских проводятся лекции по прикладной виктимологии, по результатам которых желающие могут пройти специальный тренинг с целью освоения приемов самозащиты и выработки навыков оптимального поведения в экстремальных ситуациях.
      Такие программы направлены на уменьшение, количества факторов риска антисоциального поведения различных категорий учащихся. Главное в этих программах - установление тесного взаимодействия между учащимися, родителями и местными общинами. Кроме того, в них предусматривается минимизация негативного поведения учащихся в стенах учебного заведения (в том числе употребления алкоголя, марихуаны, курения) и акцентирование внимания на учебной деятельности.
      Так, в Германии с 2004 года достигнуты наиболее низкие показатели по таким видам правонарушений, как детская (-10,9 %) и юношеская преступность (-4,3 %). В Болгарии количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (в возрасте с 14 до 17 лет), на 100 тысяч населения сократилась в течение четырех лет с 4286 до 2930, в Румынии - с 1958 до 1379. В Израиле такая работа организована в дошкольных организациях посредством реализации проекта "Я и мой полицейский".
      Национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения действуют в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Канаде, Латвии, Литве, Малайзии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, Португалии, Республике Корея, России, Саудовской Аравии, Соединенных штатах Америки, Турции, Финляндии, Швеции, Японии.
      В этой связи, полагаем возможным адаптировать изученный зарубежный опыт работы в деятельности казахстанской полиции в рамках отраслевой программы профилактики правонарушений.
      Кроме того, в Республике Казахстан в этом направлении уже предприняты определенные меры.
      Так, принятыми в последнее время законами Республики Казахстан "О профилактике правонарушений", "О профилактике бытового насилия", "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности" четко определена компетенция каждого государственного органа в профилактике правонарушений и преступлений, а также предусматривается участие в этой работе институтов гражданского общества, общественных объединений и неправительственных организаций.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации программы

      Сноска. Раздел 4 в редакции постановления Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

      Основная цель Программы – формирование эффективной и действенной системы профилактики правонарушений и преступлений.
      Основной целевой индикатор Программы - снижение уровня правонарушений и преступлений на 100 тыс. населения до 4,9 % в 2011 году, до 3,9 % в 2012 году, до 3,5 % в 2013 году.
      Задачи:
      1) активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
      Показателями результатов данной задачи являются:
      снижение уровня беспризорности и безнадзорности до 37,4 % в 2011 году, до 37,3 % в 2012 году, до 37,2 % в 2013 году;
      снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними до 6,2 % в 2011 году, до 6,1 % в 2012 году, до 6,0 % в 2013 году;
      снижение количества преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных школ до 3659 в 2011 году, до 3563 в 2012 году, до 3500 в 2013 году.
      В целях решения первой задачи "Активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи" основное внимание будет уделено мерам активизации работы региональных комиссий по делам несовершеннолетних путем проведения конкурсов на лучшую комиссию, вопросам приоритетного обеспечения занятости молодежи, состоящих на учетах в органах занятости, при этом проработаны вопросы стимулирования работодателей.
      Также планируется осуществить мероприятия по организации отдыха и досуга детей, а также развитию правового воспитания среди учащихся и расширения услуг по оказанию психологической помощи несовершеннолетним;
      2) профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, пьянства и алкоголизма.
      Показателями результатов данной задачи являются:
      снижение удельного веса преступлений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений до 0,4 % в 2011 году, до 0,3 % в 2012 году и до 0,2 % в 2013 году;
      снижение удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения до 14,1 % в 2011 году, до 14,0 % в 2012 году и до 13,9 % в 2013 году.
      Для решения второй задачи "Профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, пьянства и алкоголизма" будут осуществлены мероприятия, направленные на широкое применение новых норм законодательства о профилактике бытового насилия, обеспечение полного учета и качественной организации работы с лицами, склонными к совершению правонарушений в семейно-бытовой сфере, в отношении которых вынесены защитные предписания;
      3) снижение уровня преступности в общественных местах и на улицах.
      Показателями результатов данной задачи являются:
      снижение удельного веса убийств до 0,4 % в 2011 году, до 0,3 % в 2012 году, до 0,2 % в 2013 году;
      снижение удельного веса причинений тяжкого вреда здоровью до 1,0 % в 2011 году, до 0,9 % в 2012 году, до 0,8 % в 2013 году;
      снижение удельного веса грабежей до 22,0 % в 2011 году, до 21,8 % в 2012 году, до 21,7 % в 2013 году;
      снижение удельного веса разбоев до 1,5 % в 2011 году, до 1,4 % в 2012 году, до 1,3 % в 2013 году;
      снижение удельного веса хулиганств до 14,5 % в 2011 году, до 14,4 % в 2012 году, до 14,3 % в 2013 году.
      Для решения третьей задачи "Снижение уровня преступности в общественных местах и на улицах" будут осуществлены мероприятия, прежде всего направленные на улучшение материально-технической обеспеченности патрульной службы, в частности увеличено количество передвижных и стационарных постов полиции, систем видеонаблюдения в местах массового скопления людей.
      Также будет внедрен позитивный опыт работы правоохранительных органов зарубежных стран в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности (опыт полиции Грузии);
      4) профилактика правонарушений в сфере миграции.
      Показателем результатов данной задачи является:
      средняя продолжительность незаконного пребывания в Казахстане иностранцев (дней) до 25 в 2011 году, до 20 в 2012 году, до 15 в 2013 году.
      В рамках решения четвертой задачи "Профилактика правонарушений в сфере миграции" будут осуществлены мероприятия по реализации новых норм Закона Республики Казахстан "О миграции населения" в части усиления ответственности иностранцев и граждан Республики Казахстан за его нарушения.
      Также будут приняты меры по установлению лиц, обладающих наравне с казахстанским, гражданством других государств с целью постановки на утрату их гражданства Республики Казахстан;
      5) противодействие имущественным преступлениям.
      Показателем результатов данной задачи является:
      снижение удельного веса преступлений против собственности в общем числе зарегистрированных преступлений до 66,0 % в 2011 году, до 64,0 % в 2012 году, до 63,0 % в 2013 году.
      Для решения пятой задачи "Противодействие имущественным преступлениям" будет проведен комплекс целенаправленных оперативно-профилактических и специальных мероприятий;
      6) профилактика преступлений в сфере оборота оружия.
      Показателем результатов данной задачи является:
      снижение количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия до 645 в 2011 году, до 635 в 2012 году, до 625 в 2013 году.
      Для решения задачи "Профилактика преступлений в сфере оборота оружия" будет проведен комплекс целенаправленных оперативно-профилактических и специальных мероприятий по выявлению и пресечению незаконных каналов ввоза огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
      Также реализованы меры по повышению качества расследуемых уголовных дел, ужесточению контроля за учетом, хранением и уничтожением изъятого оружия и проработаны вопросы по созданию республиканской гильзотеки гражданского и служебного оружия для их постановки на учет;
      7) создание эффективной системы профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
      Показателем результатов данной задачи является:
      снижение количества предотвращенных конфликтов, способных спровоцировать возникновение межконфессиональных и межэтнических конфликтов до 10 в 2011 году, до 9 в 2012 году, до 7 в 2013 году.
      Для решения задачи "Создание эффективной системы профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов" будут реализованы мероприятия по проведению разъяснительной и пропагандистской работы с населением, особенно молодежью, в части профилактики и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, для чего в регионах планируется создание агитационных и пропагандистских групп;
      8) сотрудничество с общественностью и гражданами.
      Показателем результатов данной задачи является:
      увеличение количества граждан участвующих в охране общественного порядка до 34035 в 2011 году, до 34500 в 2012 году, до 35300 в 2013 году.
      Для решения задачи "Сотрудничество с общественностью и гражданами" будут осуществлены меры по расширению сети общественных формирований правоохранительной направленности, привлечению к данной работе работников частных охранных структур и студенческой молодежи, использованию возможностей диспетчерских служб транспортных пассажирских предприятий и кооперативов собственников квартир;
      9) совершенствование нормативной правовой базы.
      В целях решения данной задачи в период реализации программы заинтересованными государственными органами будут разработаны нормативные правовые акты по совершенствованию деятельности государственных органов в сфере профилактики правонарушений, направленной на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учете органов внутренних дел, а также по созданию специальных учреждений органов внутренних дел для содержания несовершеннолетних правонарушителей.
      Государственные органы, ответственные за достижение цели, целевого индикатора, задач и показателей результатов:
      Министерство внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющее координацию деятельности государственных органов и других основных участников программы и несущее ответственность за реализацию программы в целом;
      Министерства финансов, образования и науки, здравоохранения, культуры и информации, труда и социальной защиты населения, Агентство по делам религий, а также областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы, осуществляющие в пределах компетенции выполнение мероприятий, предусмотренных программой.

5. Этапы реализации программы

      Сноска. Раздел 5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 24.06.2011 № 703; от 12.10.2012 № 1298.

      Реализация программы предусматривается в течение трех лет (2011 - 2013 годы).
      В течение первого года (2011 год) реализации программы планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
      1) рассмотрение вопроса о дополнении Указа Президента Республики Казахстан от 17 января 2004 года № 1283 "Об утверждении реестра должностей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, государственной противопожарной службы Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и органов прокуратуры Республики Казахстан по категориям" в части совершенствования организационно-штатной структуры службы участковых инспекторов полиции;
      2) рассмотрение вопроса целесообразности внесения изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты по вопросу порядка направления на принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом, уклоняющихся от добровольного лечения и их медико-социальной реабилитации;
      3) совершенствование законодательства в целях уточнения понятий "общественное место" и "уличная преступность";
      4) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      5) внесение предложений в местные исполнительные органы о расширении сети наркологических организаций для принудительного лечения лиц от алкогольной зависимости;
      6) подготовить и опубликовать сборник законодательных актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав;
      7) создание механизма регистрации иностранцев, временно пребывающих в Республике Казахстан, в гостиницах с передачей информации в подразделения миграционной полиции органов внутренних дел;
      8) расширение учебной программы курсов повышения квалификации в Учебном центре подготовки специалистов по борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми при Карагандинской академии МВД с учетом задач, поставленных перед вновь созданным Комитетом миграционной полиции;
      9) организация на базе одного из высших учебных заведений системы МВД курсов повышения квалификации для сотрудников природоохранной и криминальной полиции, следственных подразделений по вопросам предупреждения, выявления, раскрытия и расследования экологических преступлений и правонарушений;
      10) пересмотр квалификационных требований с целью укрепления подразделений административной полиции квалифицированными руководящими сотрудниками, способными рационально распределять силы и средства с учетом анализа оперативной обстановки;
      11) изучение вопроса внедрения автоматизации пунктов коммерческого осмотра межгосударственных, стыковых и узловых станций, с установлением систем видеонаблюдения, габаритных ворот с дистанционным управлением, электронно-тенземетрических весов и аппаратуры подготовки, передачи и приема информации о поездах и грузах, для осуществления контроля целостности прибывающих вагонов с грузами (по методу приграничных пунктов коммерческого осмотра Российской Федерации);
      12) изучение вопроса создания республиканской гильзотеки гражданского и служебного оружия для постановки на учет и идентификации гладкоствольного, газового, газового с возможностью стрельбы травматическим патроном и бесствольного оружия;
      13) участие в мероприятиях ОБСЕ по международному сотрудничеству в сфере безопасности.
      В течение второго и третьего года (2012 - 2013 годы) реализации программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
      1) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      2) разработка изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" в части отнесения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и материалов, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением, к категории субъектов среднего и крупного предпринимательства, а также введение ежеквартальных проверок указанных субъектов;
      3) изучение правовых аспектов создания специализированной лаборатории по проведению испытаний ввозимого в Республику Казахстан гражданского и служебного оружия на соответствие их криминалистическим требованиям с выдачей соответствующих заключений;
      4) введение стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
      5) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      6) проведение рейдовых оперативно-профилактических мероприятий в организациях образования и местах досуга молодежи;
      7) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      8) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      9) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      10) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      11) проведение мероприятий по развитию кинологической службы органов внутренних дел;
      12) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      13) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      14) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      15) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      16) исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298;
      17) обеспечение подразделений природоохранной полиции территориальных органов внутренних дел транспортными и другими техническими средствами;
      18) разработка и внедрение в органах внутренних дел методологии в части выявления организованных форм преступности в сфере природопользования, а также расследования и раскрытия экологических преступлений;
      19) обобщение опыта работы правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота оружия и разработка методических рекомендаций;
      20) выработать механизм использования диспетчерских служб предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки (в том числе такси), для оперативного обмена необходимой информацией с дежурными частями органов внутренних дел;
      21) проведение социологических исследований (опросов) по проблемам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений.
      Мониторинг реализации Программы проводится в соответствии с порядком, определенным Правилами разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденными o постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218.

6. Необходимые ресурсы

      Финансовое обеспечение программы будет осуществляться за счет средств государственного бюджета.
      Для реализации программы потребуется 156,295 млн. тенге, в том числе в 2012 году - 81,288 млн. тенге, в 2013 году - 75,007 млн. тенге.
      Предусматриваемые суммы на 2012 - 2013 годы будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
      Реализация мероприятий, финансируемых за счет местных бюджетов, предусматривается в пределах выделенных средств.

       7. План мероприятий по реализации отраслевой Программы
         профилактики правонарушений в Республике Казахстан
                          на 2011 - 2013 годы

      Сноска. Раздел 7 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 24.06.2011 № 703; от 01.08.2011 № 888; от 12.10.2012 № 1298.


п/п

Мероприятие

Форма
завершения

Ответст-
венные
за
исполне-
ние

Срок
исполне-
ния

Предполагаемые расходы
(млн. тенге)

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

2011
год

2012
год

2013
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Профилактика правонарушений и укрепление правопорядка

1.

Образование при
местных
исполнительных
органах областей,
городов
республиканского
значения,
столицы и районов,
городов областного
значения
межведомственных
комиссий по
профилактике
правонарушений с
целью осуществления
координации
деятельности
субъектов
профилактики
правонарушений,
выработки
соответствующих
предложений по
повышению
эффективности
профилактической
работы

Решение
маслиха-
тов,
информация
в МВД

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
районов,
городов
област-
ного
значения

Январь
2011
года


Не требуется

1-1.

Организовать
проведение областных,
городских конкурсов
"Лучшая городская,
районная комиссия по
делам
несовершеннолетних и
защите их прав"

Информация
в Прави-
тельство

МВД
(созыв),
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

4
квартал
2012 –
2013
годы

Не требуется

Не требуется

Социальная профилактика

2.

Принятие
дополнительных мер по
обеспечению трудовой
занятости населения,
привлечению
безработных к
оплачиваемым
общественным работам,
проведению их
профессиональной
подготовки и обучения

Соответст-
вующие
мероприя-
тия

МТСЗН
(созыв),
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется

В пределах
предусмотренных
средств

3.

Введение стандартов
оказания специальных
социальных услуг в
области социальной
защиты населения для
лиц, находящихся в
трудной жизненной
ситуации в связи с
бездомностью

Приказ
МТСЗН

МТСЗН

3
квартал
2012
года

Не требуется


3-1.

Содействие в
приоритетном порядке
занятости молодежи
из целевых групп
населения, состоящей
на учете в органах
занятости и
дополнительно
оказывать им
индивидуальную,
групповую
воспитательную и
психологическую
помощь

Информация
в МВД

МТСЗН
(созыв),
МОН, МЗ,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

ежегодно

Не требуется

Не требуется

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи

4.

Принять комплекс мер
по трудоустройству и
реабилитации
несовершеннолетних,
не имеющих
определенного места
жительства,
утративших социальные
связи, уделив особое
внимание
несовершеннолетним,
вернувшимся из
воспитательных
колоний и иным
подросткам,
оставшимся без
попечения родителей

Соответст-
вующие
мероприятия,
планы
работ

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется

Не требуется

4-1.

Проработать вопросы
выделения квот
рабочих мест для
несовершеннолетних,
состоящих на учетах
органов внутренних
дел, малообеспеченных
и неблагополучных
семей

Соответст-
вующие
мероприятия

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Ежеквар-
тально

Не требуется

Не требуется

4-2.

Разработать и
внедрить систему
стимулирования
работодателей,
создающих рабочие
места для лиц,
освободившихся из
мест лишения свободы,
лиц с ограниченными
физическими
возможностями,
выпускников
интернатных
учреждений и детских
домов

Соответст-
вующие
мероприятия,
планы
работ

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Декабрь
2012
года

Не требуется

Не требуется

5.

Проработка с
неправительственными
организациями
вопросов создания
дополнительных
кризисных центров для
несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной
жизненной ситуации,
оказание им
психологической
помощи

Соответст-
вующие
мероприя-
тия,
соглашения

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но


Не требуется

6.

Подготовка и
опубликование
сборника
законодательства по
вопросам профилактики
безнадзорности и
правонарушений среди
несовершеннолетних,
защиты их прав

Сборник

МВД,
МОН

1
квартал
2011
года

Не требуется


7.

Оказание правовой и
консультационной
помощи родителям или
лицам, их заменяющим,
находящимся в трудной
жизненной ситуации, в
вопросах охраны прав
и защиты интересов
детей

Консульта-
ции,
семинары

МОН,
МЮ

Постоян-
но

Не требуется


8.

Проведение
тематических бесед и
лекций с привлечением
ученых-правоведов,
представителей
юстиции, прокуратуры
по разъяснению норм
административного и
уголовного
законодательства
среди учащихся
общеобразовательных
школ

Лекции,
семинары,
беседы

МОН,
ГП (по
согласо-
ванию),
МЮ

Постоян-
но

Не требуется


9.

Проведение
комплексных проверок
учебных заведений с
неблагополучной
криминогенной
обстановкой с
рассмотрением
результатов на
заседаниях
региональных комиссий
по делам
несовершеннолетних и
защите их прав и
органов образования

Комплекс-
ные
проверки,
протокола
заседаний

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
МВД,
ГП (по
согласо-
ванию)

Постоян-
но


Не требуется

10.

Осуществление работы
по выявлению детей и
подростков, не
посещающих школы,
лицеи и гимназии

Проведение
соответст-
вующих
рейдов

МОН
(созыв),
МВД,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется

Не требуется

11.

Организация и
проведение
оздоровительного
отдыха на период
проведения школьных
каникул подростков,
проживающих в
неблагополучных и
малообеспеченных
семьях, а также
состоящих на
учете в органах
внутренних дел

Соответст-
вующие
мероприя-
тия

МОН
(созыв),
МВД,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но, в
период
школьных
каникул

Не требуется

В пределах
предусмотренных
средств

12.

Привлечение детей,
находящихся в трудной
жизненной ситуации, к
занятиям физической
культуры и спортом

Проведение
спортивных
мероприя-
тий

МТС
(созыв),
МОН,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется

Не требуется

13.

Проведение регулярных
рейдов по контролю за
исполнением
требований
законодательных актов
о запрете нахождения
несовершеннолетних в
увеселительных
заведениях в ночное
время, а также
реализации
несовершеннолетним
алкогольной и
табачной продукции с
привлечением средств
массовой информации и
общественности

Проведение
соответст-
вующих
рейдов

МВД
(созыв),
МОН,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется

Не требуется

13-1.

Предусматривать с
участием правоохрани-
тельных органов в
организациях
образования во
внеурочное время
проведение
специальных тренингов
с целью обучения
приемам самозащиты
и выработки навыков
оптимального
поведения в
экстремальных
ситуациях

Информация
в МВД

МВД,
(созыв),
МОН акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
районов,
городов
областного
значения

15
января,
15 июля
ежегодно

Не требуется

Не требуется

13-2.

Организовать
региональные конкурсы
авторских программ и
методических
разработок
заместителей
директоров по
воспитательной
работе, классных
руководителей
(воспитателей)
образовательных
учреждений по
предупреждению
девиантного поведения
учащихся

Информация
в МВД

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
районов,
городов
областного
значения

4
квартал
2012-
2013
годы

Не требуется

Не требуется

13-3.

Проработать вопросы
установки
видеонаблюдения в
учреждениях
образования и на
прилегающих к ним
территориях,
финансируемых из
местного бюджета,
а также введения контрольно-
пропускного режима в
форме турникетов с
использованием
пластиковых карточек

Информация
в МВД

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
районов,
городов
областного
значения

15
января,
15 июля
ежегодно



В пределах
предусмотренных
средств

13-4.

Проработать вопросы о
реализации в пилотном
режиме проекта,
заключающегося в
создании в системе
органов внутренних
дел на базе одной
области организации
по аналогии Школы
кадетов (США)

Информация
в МВД

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

1
квартал
2013
года

Не требуется

Не требуется

13-5.

Организовать
дополнительное
строительство в жилых
массивах детских
дворовых и спортивных
площадок, принять
меры по увеличению
количества дворовых
клубов на базе
общеобразовательных
школ и кооперативов
собственников
помещений (квартир)

Информация
в МВД

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

15
января,
15 июля
ежегодно



В пределах
предусмотренных
средств

13-6.

Разработать и
утвердить совместным
приказом МВД и МОН
программу по повыше-
нию квалификации
воспитателей
интернатных
учреждений и
специальных
организаций
образования для
работы с
несовершеннолетними
с девиантным
поведением, в рамках
действующих программ
по вопросам повышения
квалификации
работников
образования и органов
внутренних дел

Совместный
приказ

МВД, МОН

2
квартал
2013
года

Не требуется

Не требуется

Профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, пьянства и алкоголизма

14.

Обеспечение полного
учета и организация
профилактической
работы с лицами,
склонными к
совершению
правонарушений в
семейно-бытовой
сфере, в отношении
которых вынесены
защитные предписания

Вынесение
защитных
предписа-
ний,
профилак-
тические
учеты

МВД

Постоян-
но

Не требуется


15.

Внесение предложений
в местные
исполнительные органы
о расширении сети
наркологических
организаций для
принудительного
лечения лиц от
алкогольной
зависимости

Предложе-
ния
акимам
областей,
городов
Астаны и
Алматы

МВД
(свод),
МЗ

1
квартал
2011-
2013
годы

Не требуется


Профилактика наркопреступности и наркомании

16.

Подраздел исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Профилактика повторной преступности

23.

Подраздел исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

24.

25.

26.

Обеспечение правопорядка и безопасности граждан в общественных местах и на улицах

27.

С учетом анализа
криминогенной
ситуации, внесение
корректировок в
маршруты
патрулирования
нарядов комплексных
сил полиции с целью
их приближения к
участкам, наиболее
подверженным
преступлениям

Корректи-
ровка
планов
расстанов-
ки сил и
средств
полиции

МВД

Ежеквар-
тально

Не требуется


28.

На основе динамики
преступности в
общественных местах и
на улицах, внесение
предложений в местные
исполнительные органы
о мерах по:
- увеличению парка
передвижных
пунктов полиции в
областных центрах и
крупных городах;
- расширению сети
стационарных постов
полиции в местах
массового скопления
граждан;
- расширению сети
камер видеонаблюдения
на улицах и других
общественных местах

Предложе-
ния
акимам
областей,
городов
Астаны и
Алматы

МВД

Декабрь
2011-
2013
годы

Не требуется


29.

На основе изучения
международного опыта
в сфере охраны
общественного порядка
внедрение новых
методов обеспечения
правопорядка и
безопасности граждан
на улицах и других
общественных местах

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МВД
(созыв),
ГП (по
согласо-
ванию),
МЧС

3
квартал
2011-
2013
годы

Не требуется


29-1.

Продолжить работу по
созданию полицейского
подразделения для
обеспечения
правопорядка и
дорожной безопасности
по опыту Министерства
внутренних дел Грузии

Информация
в Адми-
нистрацию
Президента

МВД,
Аким
Павлодар-
ской
области

апрель
2013 г.

Не требуется

Не требуется

Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения

30.

Подраздел исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

31.

32.

33.

34.

Профилактика правонарушений в сфере миграции

35.

Разработка новой
Инструкции по
применению Правил
въезда и пребывания
иностранцев в
Республике Казахстан
и постановка на
утрату совместного
приказа Министра
внутренних дел от 9
апреля 2004 года №
215, Министра
иностранных дел от 14
апреля 2004 года №
08-1/93 и
Председателя
Агентства по миграции
и демографии от 14
апреля 2004 года №
35-п

Совместный
приказ

МВД,
МИД,
КНБ (по
согласо-
ванию)

Ноябрь
2011
года

Не требуется


36.

Установление лиц,
обладающих наравне с
казахстанским,
гражданством других
государств и принятие
мер по регистрации
утраты у них
гражданства
Республики Казахстан

Заключения
об утрате
гражданст-
ва

МВД,
заинтере-
сованные
государс-
твенные
органы

Постоян-
но

Не требуется


37.

Организация работы
временных штабов по
борьбе с незаконной
миграцией в южных
приграничных районах
страны

Создание
временных
штабов,
планы
работы

МВД

Май-
октябрь
2011-
2013
годы

Не требуется


Меры по противодействию преступности

Профилактика имущественных преступлений (краж, грабежей, разбоев и угонов
автотранспорта)

38.

Проведение на основе
анализа оперативной
обстановки целевых
оперативно-профилак-
тических мероприятий:
- по выявлению лиц,
причастных к кражам
чужого имущества, а
также фактов
использования ими
дачных строений и
гаражей под складские
помещения для
хранения краденого
имущества, оружия,
боеприпасов,
разукомплектования
похищенных
автотранспортных
средств и изменения
идентификационных
номеров их узлов и
агрегатов
("Квартира",
"Автомобиль",
"Аркан", "Барсетка",
"Рынок", "Гараж",
"Дача" и "Сбыт");
- по предупреждению
краж и угонов
автотранспортных
средств ("Город без
угонщиков")

Оператив-
но-профи-
лактичес-
кие
мероприя-
тия

МВД

Постоян-
но

Не требуется


39.

Проведение работы по
расширению сети
платных автостоянок и
гаражных товариществ

Соответст-
вующие
мероприя-
тия

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но


Не требуется

40.

Изучение вопроса
внедрения
автоматизации пунктов
коммерческого осмотра
межгосударственных,
стыковых и узловых
станций, с
установлением систем
видеонаблюдения,
габаритных ворот с
дистанционным
управлением,
электронно-тенземет-
рических весов и
аппаратуры
подготовки, передачи
и приема информации о
поездах и грузах, для
осуществления
контроля целостности
прибывающих вагонов с
грузами (по методу
приграничных пунктов
коммерческого осмотра
Российской Федерации)

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МТК
(созыв),
МВД

3
квартал
2011
года

Не требуется


Профилактика преступлений в сфере оборота оружия

41.

Обобщение опыта
работы
правоохранительных
органов по выявлению
и расследованию
преступлений в сфере
незаконного оборота
оружия и разработка
методических
рекомендаций

Методичес-
кие
рекоменда-
ции

МВД,
КНБ (по
согласо-
ванию),
КТК МФ

1
квартал
2012
года

Не требуется


42.

Изучение вопроса
создания
республиканской
гильзотеки
гражданского и
служебного оружия для
постановки на учет и
идентификации
гладкоствольного,
газового, газового с
возможностью стрельбы
травматическим
патроном и
бесствольного оружия

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МВД,
заинтере-
сованные
государс-
твенные
органы

3
квартал
2011
года

Не требуется


43.

Проведение на
предприятиях, в
организациях и
учреждениях, хранящих
и использующих
оружие,
инвентаризации всего
имеющегося у них
оружия и боеприпасов,
проверку обеспечения
их сохранности

Проведение
проверок

МВД

Постоян-
но

Не требуется


43-1.

Реализовать комплекс
целенаправленных
мероприятий и
операций в отстойных
парках поездов, на
грузовых станциях,
в поездах дальнего
следования и
пригородного
сообщения по
выявлению лиц,
занимающихся
незаконным оборотом
оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ

Информация
в Прави-
тельство

МВД
(созыв),
КТК МФ

15
января,
15 июля
ежегодно

Не требуется

Не требуется

Создание эффективной системы профилактики и раннего предупреждения межэтнических и
межконфессиональных конфликтов

44.

Организация
пропагандистских
групп по разъяснению
и пропаганде среди
населения
государственной
политики в сфере
межэтнических и
межконфессиональных
отношений

Создание
пропаган-
дистских
групп

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

1
квартал
2011
года


Не требуется

45.

Организация с
привлечением
представителей
национально-
культурных центров по
изучению проблемных
вопросов и проведению
праворазъяснительной
работы в местах
компактного
проживания различных
этнических групп с
целью недопущения
конфликтных ситуаций
на межэтнической и
межконфессиональной
почве

Проведение
встреч

МВД

Постоян-
но

Не требуется


45-1.

Организовать
агитационные группы
с целью разъяснения
и пропаганды среди
населения, особенно
учащейся молодежи,
политики государства
в области укрепления
межконфессиональных
и межэтнических
отношений, а также
профилактики
конфликтов на
межрелигиозной почве
и религиозного
экстремизма

Информация
в МВД

АДР
(созыв),
МВД, МОН,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

15
января,
15 июля
ежегодно

Не требуется

Не требуется

Сотрудничество правоохранительных органов с общественностью и гражданами

46.

Принятие совместно с
местными
исполнительными
органами комплекса
мер по расширению
сети общественных
формирований
правоохранительной
направленности,
ориентированных на:
- предупреждение и
пресечение нарушений
общественного порядка
в городах и селах;
- профилактику краж
чужого имущества, в
т.ч. скота;
- профилактику
правонарушений среди
учащейся и
студенческой
молодежи;
- профилактику
правонарушений в
сфере дорожного
движения

Создание
обществен-
ных
формирова-
ний
правоохра-
нительной
направлен-
ности

МВД
(созыв),
МОН,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется


47.

Выработка механизма
использования
диспетчерских служб
предприятий,
осуществляющих
пассажирские
перевозки (в том
числе такси), для
оперативного обмена
необходимой
информацией с
дежурными частями
органов внутренних
дел

Соглашения
о сотруд-
ничестве

МВД,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

2
квартал
2012
года

Не требуется


48.

Создание института
волонтеров из числа
студентов
педагогических и
юридических вузов для
проведения шефской
работы над
воспитанниками
детских домов, а
также подростками,
состоящими на
профилактических
учетах в органах
внутренних дел

Соответст-
вующие
мероприя-
тия

МОН,
МВД

Постоян-
но

Не требуется


49.

Организация работы
по вовлечению
сотрудников
негосударственных
(частных) охранных
организаций в
обеспечении
общественного порядка
в качестве
общественных
помощников полиции

Регистра-
ция
обществен-
ных
помощников

МВД

Постоян-
но

Не требуется


50.

Привлечение
представителей
религиозных конфессий к работе по
социальной
реабилитации лиц,
страдающих
алкоголизмом и
наркоманией

Проведение
лекций,
бесед

МЗ,
АДР,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Постоян-
но

Не требуется

Не требуется

51.

Обеспечение
проведения отчетов
руководства органов
внутренних дел,
участковых
инспекторов полиции и
представителей
местных
исполнительных
органов перед
населением
административных
участков,
коллективами
предприятий,
учреждений и
организаций

Протоколы
отчетов

МВД,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

Ежеквар-
тально

Не требуется

Не требуется

51-1.

Внедрить программу
"Соседский надзор" по
опыту Великобритании,
США, Канады,
Германии, Индии и
Эстонии

Информация
в МВД

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
МВД

4
квартал
2012
года

Не требуется

Не требуется

Совершенствование нормативной правовой базы профилактики правонарушений

52.

Рассмотрение вопроса
о дополнении Указа
Президента Республики
Казахстан от 17
января 2004 года №
1283 "Об утверждении
реестра должностей
военнослужащих,
сотрудников
правоохранительных
органов,
государственной
противопожарной
службы Агентства
Республики Казахстан
по чрезвычайным
ситуациям и органов
прокуратуры
Республики Казахстан
по категориям" в
части
совершенствования
организационно-
штатной структуры
службы участковых
инспекторов полиции

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МВД

1
квартал
2011
года

Не требуется


53.

Разработка и внесение
на рассмотрение МВК
по законопроектной
деятельности
концепции Закона
Республики Казахстан
"О дорожном движении"

Решение
МВК по
законо-
проектной
деятель-
ности

МВД
(созыв),
МЮ,
МЗ,
МОН,
МТК

4
квартал
2011
года

Не требуется


54.

Разработка и внесение
на рассмотрение МВК
по законопроектной
деятельности
концепции Закона
Республики Казахстан
"О внесении изменений
и дополнений в Закон
Республики Казахстан
"О частном
предпринимательстве",
в части отнесения
юридических лиц,
осуществляющих
предпринимательскую
деятельность в сфере
оборота гражданского
и служебного оружия и
патронов к нему,
взрывчатых веществ и
материалов,
гражданских
пиротехнических
веществ и изделий с
их применением, к
категории субъектов
среднего и крупного
предпринимательства,
а также введение
ежеквартальных
проверок указанных
субъектов

Решение
МВК по
законо-
проектной
деятель-
ности

МВД
(созыв),
МЮ,
МЭРТ

4
квартал
2011
года

Не требуется


55.

Рассмотрение вопроса
целесообразности
внесения изменений и
дополнений в
постановление
Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 19 апреля 1995
года № 514 в части
порядка направления
на принудительное
лечение лиц,
страдающих
алкоголизмом,
наркоманией и
токсикоманией,
уклоняющихся от
добровольного
лечения и их медико-
социальной
реабилитации

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МВД,
ГП (по
согласо-
ванию),
МЗ

3
квартал
2011
года

Не требуется


56.

Изучение правовых
аспектов создания
специализированной
лаборатории по
проведению испытаний
ввозимого в
Республику Казахстан
гражданского и
служебного оружия на
соответствие их
криминалистическим
требованиям с выдачей
соответствующих
заключений

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МВД

1
квартал
2012
года

Не требуется


57.

Совершенствование
законодательства в
целях уточнения
понятий "общественное
место" и "уличная
преступность"

Внесение
предложе-
ний на
рассмотре-
ние МВК по
профилак-
тике
правонару-
шений

МВД

2
квартал
2011
года

Не требуется


Информационное и материально-техническое обеспечение профилактики правонарушений

58.

Подраздел исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

Подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам профилактики правонарушений

66.

Подраздел исключен постановлением Правительства РК от 12.10.2012 № 1298.

67.

68.

Международное сотрудничество

69.

Продолжить работу
по заключению
международных
договоров в области
борьбы с
преступностью, а
также о реадмиссии

Междуна-
родные
договора

МВД,
заинтере-
сованные
государ-
ственные
органы

Постоян-
но

Не требуется


70.

Совершенствование
практических форм
взаимодействия с
правоохранительными
органами в формате
СНГ, ОДКБ и ШОС

Совместные
мероприя-
тия,
специаль-
ные
операции

МВД,
КНБ (по
согласо-
ванию),
КТК МФ,
ГП (по
согласо-
ванию)

Постоян-
но

Не требуется


71.

Проведение
правоохранительными
органами Беларуси,
Казахстана и России
специальных операций
по выявлению и
пресечению деятель-
ности организованных
преступных групп,
действующих в
приграничных
регионах; пресечению
незаконного оборота
наркотических
средств; выявлению и
нейтрализации каналов
незаконной миграции
на единой таможенной
территории

Совмест-
ные
мероприя-
тия,
специаль-
ные
операции

МВД,
ПС КНБ
(по
согласо-
ванию),
КТК МФ

Постоян-
но

Не требуется


72.

Укрепление
взаимодействия с
Управлением
Организации
Объединенных Наций по
наркотикам и
преступности

Совместные
проекты

МВД,
заинтере-
сованные
государ-
ственные
органы

Постоян-
но

Не требуется


73.

Участие в
мероприятиях
Организации по
безопасности и
сотрудничеству в
Европе по
международному
сотрудничеству в
сфере безопасности

Совещания,
конферен-
ции,
семинары

МИД,
МВД,
заинте-
ресован-
ные
государ-
ственные
органы

Постоян-
но

Не требуется


74.

Обеспечение
регулярного обмена
информацией о
состоянии
преступности

Обмен
информа-
цией,
совместные
мероприя-
тия

МВД,
КНБ (по
согласо-
ванию),
КТК МФ,
ГП (по
согласо-
ванию)

Постоян-
но

Не требуется


75.

Взаимодействие с
правоохранительными
органами стран
Центральной Азии

Региональ-
ные
семинары,
встречи

МВД,
заинтере-
сованные
государ-
ственные
органы

Постоян-
но

Не требуется


76.

Взаимодействие с
правоохранительными
органами государств
Европы, Китая и США

Встречи,
консульта-
ции,
семинары

МВД,
заинтере-
сованные
государ-
ственные
органы

Постоян-
но

Не требуется


77.

Проведение на
регулярной основе
масштабных
оперативно-
профилактических
мероприятий
и специальных
операций в
приграничных с
Казахстаном регионах
по выявлению и
пресечению:
- деятельности
организованных
преступных групп;
- деятельности лиц и
организаций,
причастных к
совершению
преступлений
террористического и
экстремистского
характера;
- нелегальной
миграции;
- незаконного оборота
наркотических
средств, психотропных
веществ и
прекурсоров, в том
числе методом
"контролируемая
поставка";
- по противодействию
незаконному
изготовлению и
обороту оружия

Совмест-
ные
мероприя-
тия,
специаль-
ные
операции

МВД,
КНБ (по
согласо-
ванию),
КТК МФ,
ГП (по
согласо-
ванию)

Постоян-
но

Не требуется



Всего:



2011-
2013
годы

-

81,288

75,007


                        в том числе по РБ


Госорган




2011

2012

2013

Итого


МВД




-

81,288

75,007

156,295


Всего по РБ




-

81,288

75,007

156,295

Примечание: расшифровка аббревиатур:
ГП - Генеральная прокуратура Республики Казахстан
КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
ПС КНБ - Пограничная служба Комитета национальной безопасности
Республики Казахстан
КТК МФ - Комитет таможенного контроля Министерства финансов
Республики Казахстан
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики
Казахстан
МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МК - Министерство культуры Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МТС - Министерство туризма и спорта Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли
Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МВК по профилактике правонарушений - Межведомственная комиссия по
профилактике правонарушений при Правительстве Республики Казахстан
МВК по законопроектной деятельности - Межведомственная комиссия по
вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики
Казахстан
РБ - республиканский бюджет
МБ - местный бюджет
ДВД - департамент внутренних дел
АДР - Агентство Республики Казахстан по делам религий

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.