О Стратегическом плане Национального космического агентства Республики Казахстан на 2014-2018 годы

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1577. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года № 222

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.04.2015 № 222.

      Примечание РЦПИ!
      Вводится в действие с 1 января 2014 года.

      В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить Стратегический план Национального космического агентства Республики Казахстан на 2014-2018 годы.
      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. АХМЕТОВ

Утвержден          
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2013 года № 1577

Стратегический план
Национального космического агентства
Республики Казахстан на 2014-2018 годы

Раздел 1. Миссия и видение

      Миссия: формирование новой для страны полноценной космической отрасли, удовлетворяющей потребностям экономики и общества.
      Видение: космическая отрасль как наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики, способствующий вхождению Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Раздел 2. Анализ текущей ситуации и тенденции
развития в сфере космической деятельности

       Стратегическое направление 1. Создание и развитие космической инфраструктуры.
      1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности.
      Результаты и приложения космической деятельности в современных условиях становятся серьезным фактором общественного развития по инновационному пути, который оказывает мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и знаний, определяет основу построения постиндустриального информационного общества.
      Четкие ориентиры, обозначенные в Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», позволяют определить задачи и принципы, по которым будет жить Казахстан в ближайшие десятилетия. В рамках следующей фазы индустриализации страны в своем Послании Президентом страны поставлена задача: «К 2030 году Казахстан должен расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и довести до логического завершения ряд начатых проектов».
      Начиная с 2010 года, Казахстан вступил в активную фазу создания полноценной отечественной космической инфраструктуры, включающей космическую систему связи и вещания «KazSat» (далее - КССиВ), космическую систему дистанционного зондирования Земли (далее - КС ДЗЗ), систему высокоточной спутниковой навигации (далее - СВСН), сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов (далее - СбИК КА) и космический ракетный комплекс (далее - КРК) «Байтерек».
      Осуществлены создание и ввод в эксплуатацию начальной конфигурации КССиВ в составе космических аппаратов (далее - КА) «KazSat-1», «KazSat-2» и наземного комплекса управления ими. Завершены работы по созданию резервного наземного комплекса управления для КССиВ «KazSat» и КА «KazSat-3». Запуск в космос и ввод в эксплуатацию КА «KazSat-3» в 2014 году позволит полностью удовлетворить имеющиеся на сегодняшний день потребности страны в услугах космической связи. Успешный запуск и использование космических аппаратов связи и вещания «KazSat-2» и «KazSat-3» позволит снизить обороты импорта услуг более чем на 4,5 миллиарда тенге в год.
      Вышли на завершающую стадию работы по созданию КС ДЗЗ в составе оптических КА ДЗЗ среднего и высокого разрешений, наземного комплекса управления этими КА и наземного целевого комплекса для приема и обработки данных с КА ДЗЗ. Работы выполняются по контракту с французской компанией EADS Astrium. Запуск в космос КА ДЗЗ и ввод в эксплуатацию КС ДЗЗ в 2014 году позволит получить независимый доступ к данным ДЗЗ для решения задач экономики, обороны и национальной безопасности.
      Ввод наземной инфраструктуры СВСН, включающей сеть из 60 дифференциальных станций (далее - ДС), в эксплуатацию позволит, начиная с 2014 года, получить конечным пользователям услуги высокоточного определения координат и времени для решения задач геодезии, картографии, землепользования, сельского хозяйства, строительства крупных сооружений, обороны, национальной безопасности.
      В соответствии с контрактом с французской компанией EADS Astrium идет изготовление технологического оборудования по проекту создания СбИК КА, в рамках которого создается специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники (далее - СКТБ КТ) с опытным производством (далее - ОП). Завершены проектные работы и осуществляются работы по строительству зданий СбИК КА и СКТБ КТ с ОП. Ввод в эксплуатацию этого объекта позволит начать с 2016 года полный цикл работ по проектированию, изготовлению комплектующих, сборке и испытаниям КА ДЗЗ, научно-технологического назначения (далее - НТН), связи и вещания.
      Работы по проекту создания на космодроме «Байконур» КРК «Байтерек» временно приостановлены в связи с принятием главами государств решения о переводе КРК «Байтерек» с РН «Ангара» на РН «Зенит». В настоящее время на уровне заместителей глав Правительства Республики Казахстан и Российской Федерации согласованы механизм и план реализации принятого политического решения. В новом варианте создания КРК «Байтерек» не потребуется больших расходов и сроков на реализацию проекта в связи с тем, что будут использованы существующие объекты КРК «Зенит», эксплуатируемые с 1985 года.
      2. Анализ основных проблем.
      Основная проблема КССиВ «KazSat» связана с тем, что в 2017 году заканчиваются долгосрочные контракты казахстанских операторов спутниковой связи по аренде спутниковых емкостей у международных компаний спутниковой связи. Последнее означает, что необходимо создать и запустить КА «KazSat-4» для удовлетворения потребностей казахстанских операторов спутниковой связи, которые появятся в результате отказа от аренды спутниковой емкости иностранных спутников.
      В создании КС ДЗЗ связана с тем, что оптические КА ДЗЗ не позволят получать снимки с территорий в ночное время, а при наличии облаков и в дневное время. По этой причине в спутниковую группировку Казахстана необходимо включить радарный КА ДЗЗ, который позволяет получить снимки в любое время суток и при любой погоде.
      В создании наземной инфраструктуры СВСН связана с тем, что сеть из 60 ДС позволяет покрыть лишь 55% территории Казахстана. Для покрытия всей территории страны услугами СВСН необходимо создание и ввод в эксплуатацию дополнительных ДС.
      В создании СбИК КА связана с тем, что для производства КА коммерческого назначения необходимо использовать комплектующие, имеющие летную историю, то есть прошедшие успешно испытания в реальных условиях космического полета. Закуп таких комплектующих у зарубежных компаний будет стоить в несколько раз дороже, чем использование комплектующих собственного производства. Для решения этой проблемы необходимо реализовать проект создания космической системы научно-технологического назначения (далее - КС НТН), в рамках которого комплектующие отечественного производства смогут пройти испытания в реальных условиях космического полета.
      В создании КРК «Байтерек» обусловлены проводимой российской стороной тактикой сдерживания вхождения Казахстана в деятельность космодрома «Байконур», максимальной выработки оставшихся ресурсов «Байконура» с постепенным переносом запусков на космодром «Восточный». Действующая юрисдикция российской стороны на комплексе не способствует его использованию в интересах Республики Казахстан. Отсутствие заинтересованности российской стороны в совместном проекте не позволяет Казахстанской стороне четко определить дальнейшие перспективы проекта.
      3. Оценка основных внешних и внутренних факторов.
      Тенденции мировой космической индустрии демонстрируют устоявшийся темп роста, начиная с 2000 годов во всех направлениях, сохраняя динамику на ближайшие 5-10 лет в пределах 5-10%.
      Сравнительная характеристика финансирования космической отрасли государствами показывает, что в данном случае доминируют США. Бюджет NASA на 2013 финансовый год равняется 17,7 млрд. долларов США без расходов на поддержание системы GPS. В сумме на все космические программы России в 2013 году федеральный бюджет выделит 169,8 млрд. рублей, это примерно 5,5 млрд. долларов. Затраты Европейского космического агентства на 2013-2016 годы утверждены на уровне 10 млрд. долларов. В свою очередь Казахстан выделил из бюджета на развитие своей космической деятельности за последние 4 года 105 млрд. тенге или примерно 700 млн. долларов США.
      Обобщая вышеизложенное, можно определить следующие показатели SWOT-анализа развития космической инфраструктуры Казахстана.
      Сильные стороны:
      1) наличие в собственности самого крупного и активного в мире космодрома «Байконур»;
      2) выход работ по созданию современной космической инфраструктуры на завершающую фазу;
      3) рост внутренних потребностей экономики страны в космических услугах;
      4) государственная поддержка развития космической деятельности.
      Слабые стороны:
      1) моральный и физический износ основных средств космодрома «Байконур»;
      2) недостаток в специалистах, которые обладают практическим опытом, навыками и умениями создания и эксплуатации космической техники.
      Возможности:
      1) приобретение казахстанскими специалистами практического опыта и навыков создания космических аппаратов и трансферт космических технологий в рамках стратегического партнерства с Французской Республикой;
      2) рост спроса на космическую технику и космические услуги на мировом рынке;
      3) создание совместных с Россией и Украиной предприятий по модернизации космических ракетных комплексов и оказанию пусковых услуг с космодрома «Байконур».
      Угрозы:
      1) рост конкуренции в поставке космической техники и оказании космических услуг;
      2) действие ограничений международного режима контроля за ракетными технологиями;
      3) зависимость результатов деятельности от политических решений государств - стратегических партнеров.
      Стратегическое направление 2. Развитие научной и научно-технологической базы космической деятельности.
      1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности.
      Казахстанская космическая наука получила в наследство от бывшего СССР развитую научно-экспериментальную базу для исследования дальнего и ближнего космоса: Тянь-Шаньская высокогорная астрофизическая обсерватория, Обсерватория астрофизических исследований и Обсерватория Ассы, радиополигон «Орбита» и экспедиционная база «Космостанция». В 90-е годы независимым Казахстаном были созданы Центр приема космической информации и Центр космического мониторинга.
      После образования Национального космического агентства Республики Казахстан (далее - Казкосмос) в 2007 году три научно-исследовательских института космического профиля (Астрофизический институт им. Фесенкова, Институт ионосферы и Институт космических исследований им. академика У.М. Султангазина) были переданы в ведение Казкосмоса в составе созданного на их базе Национального центра космических исследований и технологий (далее - НЦКИТ). В этих институтах работают высококвалифицированные ученые, которые ведут фундаментальные и прикладные научные исследования на международном уровне.
      Реализация Казахстаном крупных проектов по созданию объектов космической инфраструктуры потребовала от Казкосмоса организации в составе НЦКИТ в 2009 году Института космической техники и технологий, основным направлением деятельности которого определено проведение прикладных научных исследований по разработке отечественных образцов космической техники и технологий. В настоящее время институт имеет серьезные наработки, которые уже позволили отказаться от услуг зарубежных компаний по разработке ДС в рамках проекта создания СВСН.
      Казкосмосом организовано Республиканское государственное предприятие научный исследовательский центр «Ғарыш-Экология», который имеет развитую материально-техническую и химико-аналитическую базу, необходимую для успешного выполнения научных и научно-прикладных исследований, направленных на создание системы экологического нормирования космической деятельности и минимизации негативного воздействия космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения в условиях прогрессирующего развития космической отрасли.
      2. Анализ основных проблем.
      Основной проблемой развития научной и научно-технологической базы космической деятельности является отсутствие современной лабораторной и опытно-экспериментальной базы космических исследований.
      В частности, для проведения астрофизических исследований необходим современный инструмент научных исследований в виде телескопа с большим разрешением. Для проведения научных исследований на основе данных ДЗЗ необходимо модернизировать центр приема космической информации под характеристики КА ДЗЗ нового поколения, которые сейчас приходят на замену старым КА ДЗЗ. Для проведения прикладных исследований по разработке космической техники и технологий необходимо создать лабораторную и опытно-экспериментальную базу с современной измерительной и испытательной аппаратурой.
      3. Оценка основных внешних и внутренних факторов.
      Развитие научной и научно-технологической базы позволяет одновременно решить и задачи развития науки, и задачи трансферта высоких технологий, поэтому в космических программах различных государств большое внимание уделяется проведению научных исследований.
      В нынешних условиях, когда космическая деятельность в республике находится на своей ранней стадии развития, жизненно необходимо обеспечить мощное научное сопровождение всех проектов по созданию космической техники и технологий.
      Для этого в первую очередь необходимо создание современной лабораторной и опытно-экспериментальной базы космической науки, обеспечивающей развитие новых научных направлений по разработке перспективных образцов космической техники и технологий, по расширению их использования в отраслях экономики Казахстана.
      Обобщая вышеизложенное можно определить следующие показатели SWOT-анализа развития научной и научно-технологической базы космической деятельности.
      Сильные стороны:
      1) наличие высокого кадрового потенциала космических исследований;
      наличие развитой научно-экспериментальной базы космических исследований;
      2) наличие тесных международных научных связей в области космических исследований.
      Слабые стороны:
      моральный и физический износ лабораторного и опытно-экспериментального оборудования космической науки.
      Возможности:
      1) углубление и расширение международной кооперации в научных исследованиях;
      2) трансферт космических технологий на этапах их научной проработки.
      Угрозы:
      сокращение финансирования научных программ вследствие углубления мирового экономического и финансового кризисов.

Раздел 3. Стратегические направления,
цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и
показатели результатов
3.1. Стратегические направления,
цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия
и показатели результатов

Стратегическое направление 1. Создание и развитие космической
инфраструктуры.
Цель 1.1. Удовлетворение растущих потребностей экономики и общества в
космических средствах и услугах. Коды бюджетных программ,
направленных на достижение данной цели: 005, 009, 011, 021.

Целевой индикатор

Источник
информации

ед-ца
изм.

в том числе с указанием
промежуточного значения

в отчетном
периоде

в плановом
периоде

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Степень удовлетворения потребностей страны в каналах фиксированной спутниковой связи

Отчет
АО «РЦКС»

%

50

50

80

100

100

100

100

2. Степень удовлетворения потребностей страны в услугах высокоточной спутниковой навигации (процент покрытия территории Республики Казахстан)

Отчет
АО «НК «ҚҒС»

%

8,3

8,3

55

55

55

63

70

3. Доля данных с казахстанских КА ДЗЗ в общем количестве космических данных, предоставляемых потребителям

отчет
АО «НК «ҚҒС»

%

-

-

50

50

50

50

60

4. Рост ВДС в реальном выражении к уровню 2008 года

статистические
данные

%

-

-

30

32

34

36

40

5. Позиция Казахстана в ГИК ВЭФ по показателю «Фаворитизм в решениях правительственных чиновников»

отчет
ВЭФ

место

91

77

76

75

74

73

72

6. Позиция Казахстана в ГИК ВЭФ по показателю «Общественное доверие политикам»

отчет
ВЭФ

место

37

35

34

33

32

31

30

7. Позиция Казахстана в ГИК ВЭФ по показателю «Прозрачность решений, принимаемых государственными органами»

отчет
ВЭФ

место

32

29

28

27

26

25

24

Задача 1.1.1. Создание и развитие космической системы связи

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество действующих КА космической системы связи

отчет
АО «РЦКС»

КА

1

1

2

2

2

2

2

2. Количество действующих наземных комплексов управления (НКУ) космической системы связи

отчет
АО «РЦКС»

комплекс

1

2

2

2

2

2

2

Мероприятия для достижения показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Создание, запуск и ввод в штатную эксплуатацию КА «KazSat-3»

Х

-

-

-

-

2. Проведение подготовительных работ по созданию КА «KazSat-4»

-

-

-

х

х

3. Страхование объектов космической системы связи: КА «KazSat-2», КА «KazSat-3» НКУ РНКУ

х

х

х

х

х

4. Привлечение иностранных и отечественных операторов связи и вещания к использованию ресурсов КА серии «KazSat»

х

х

х

х

х

Задача 1.1.2. Создание и развитие космической системы дистанционного
зондирования Земли (КС ДЗЗ)

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество действующих КА КС ДЗЗ

Отчет
АО «НК «ҚҒС»

КА

-

-

1

2

2

2

2

2. Количество действующих наземных комплексов КС ДЗЗ

Отчет
АО «НК «КҒС»

комплекс

-

-

2

2

2

2

2

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Создание, запуск и ввод в штатную эксплуатацию оптического спутника КС ДЗЗ среднего разрешения

Х

-

-

-

-

2. Создание, запуск и ввод в штатную эксплуатацию оптического спутника КС ДЗЗ высокого разрешения

Х

Х

-

-

-

3. Страхование КА КС ДЗЗ среднего и высокого разрешений

Х

Х

Х

Х

Х

4. Страхование объектов наземной космической инфраструктуры ДЗЗ

Х

Х

Х

Х

Х

5. Создание и запуск радиолокационного КА ДЗЗ

-

-

-

Х

Х

6. Дооснащение НКУ и наземного целевого комплекса КС ДЗЗ для эксплуатации радиолокационного КА высокого разрешения

-

-

Х

Х

Х

7. Трансферт технологий в области проектирования, производства, испытаний и эксплуатации КА ДЗЗ

Х

-

Х

Х

Х

8. Реализация функций национального оператора КС ДЗЗ

Х

Х

Х

Х

Х

Задача 1.1.3. Создание космической системы научно-технологического
назначения

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество действующих КА космической системы научно-технологического назначения на базе НКУ КС ДЗЗ

отчет
АО «НК «ҚҒС»

КА

-

-

-

-

-

1

1

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Создание, запуск и ввод в эксплуатацию КА научно-технологического назначения

Х

Х

Х

Х

-

2. Дооснащение НКУ космической системы ДЗЗ

Х

Х

Х

-

-

3. Страхование КА научно-технологического назначения

-

-

-

X

X

Задача 1.1.4. Создание и развитие наземной космической инфраструктуры

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество действующих объектов наземной космической инфраструктуры

отчет
АО «НК «ҚҒС»

объект

-

1

1

3

3

4

4

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Строительство, оснащение технологическим оборудованием и ввод в эксплуатацию зданий СбИК КА, СКТБ КТ с ОП

Х

Х

-

-

-

2. Трансферт технологий по производству комплектующих космической техники

Х

Х

-

-

-

3. Создание оборудования испытательных участков СбИК КА

Х

Х

-

-

-

4. Создание национальной лаборатории космических технологий на базе Назарбаев Университета

Х

Х

Х

Х

-

5. Проектирование и создание КА различного назначения, в т. ч:

Х

Х

Х

Х

Х

- КА научно-технологического назначения

Х

Х

Х

-

-

- КА связи и вещания «KazSat-4»

-

-

-

-

Х

- радиолокационного КА ДЗЗ высокого разрешения

-

-

Х

Х

Х

6. Реализация функций национального оператора СВСН Республики Казахстан

Х

Х

Х

Х

Х

Цель 1.2. Расширение участия Республики Казахстан в деятельности
космодрома «Байконур».
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели: 004,
006, 010, 015.

Целевой индикато

Источник
информации

ед-ца
изм.

в том числе с указанием
промежуточного значения

отчетный
период

в плановом периоде

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество проектов с участием Казахстана на космодроме «Байконур»

отчеты
АО «НК «ҚҒС», АО СП «Байтерек»

проект

2

2

2

2

2

3

3

Задача 1.2.1. Создание экологически безопасного космического
ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на базе РН «Зенит» на космодроме
«Байконур»

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество сотрудников казахстанской организации, прошедших практическое обучение по составу и особенностям эксплуатации систем и агрегатов КРК «Зенит» для их приема и эксплуатации при выводе из аренды

отчет
АО СП «Байтерек»

человек

-

-

49

-

-

-

-

2. Количество выведенных из состава аренды РФ и принятых казахстанской организацией в эксплуатацию объектов КРК «Зенит»

отчет
АО СП «Байтерек»

комплекс

-

-

-

1

-

-

-

3. Количество сотрудников казахстанской организации, прошедших практическое обучение навыкам работ на системах и агрегатах КРК «Байтерек» с получением допуска к самостоятельной работе для участия в совместных расчетах по эксплуатации, подготовке и пуску РН «Зенит»

отчет
АО СП «Байтерек»

человек

-

-

-

-

170

-

-

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Практическое обучение сотрудников казахстанской организации по составу и особенностям эксплуатации систем и агрегатов КРК «Зенит» для их приема и эксплуатации при выводе из аренды

Х

-

-

-

-

2. Формирование нормативной правовой, нормативной технической, организационно-распорядительной и комплексной эксплуатационной документации для организации эксплуатации КРК «Байтерек» на базе РН «Зенит»

Х

Х

-

-

-

3. Вывод из состава аренды РФ объектов КРК «Зенит» и их прием казахстанской организацией

Х

Х

-

-

-

4. Содержание и эксплуатация КРК «Байтерек» на базе РН «Зенит»

-

Х

Х

Х

Х

5. Обучение сотрудников казахстанской организации практическим навыкам работы на системах и агрегатах КРК «Байтерек» для получения допуска к самостоятельной работе, участие казахстанских специалистов в совместных расчетах по эксплуатации, подготовке и пуску РН «Зенит»

-

Х

Х

-

-

6. Выполнение задач, связанных с запусками космических аппаратов с КРК «Байтерек» по программам Республики Казахстан, Российской Федерации и по коммерческим программам совместным расчетом подготовки и пуска РН «Зенит»

-

-

-

Х

Х

7. Проведение работ по модернизации (реконструкции) КРК «Байтерек»

-

-

-

Х

Х

Задача 1.2.2. Создание экологически безопасного КРК с РН легкого
класса на космодроме «Байконур»

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Степень обеспеченности проекта в правовой базе

отчет
АО СП «Байтерек»

%

-

-

-

-

20

60

100

2. Количество разработанных и подписанных документов

отчет
АО СП «Байтерек»

документы

-

-

-

-

2

-

4

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Разработка инвестиционного предложения

Х

-

-

-

-

2. Разработка и утверждение ТЭО на создание КРК с РН легкого класса

-

X

Х

-

-

3. Разработка и утверждение ТТЗ на создание КРК с РН легкого класса

-

-

Х

-

-

4. Разработка, подписание и ратификация соглашения между Правительствами Республики Казахстан и Украины о создании КРК с РН легкого класса

-

-

-

Х

Х

5. Подготовка и подписание контракта на создание КРК с РН легкого класса

-

-

-

-

Х

6. Проведение предпроектных и проектных работ по созданию КРК с РН легкого класса

-

-

-

-

Х

Задача 1.2.3. Обеспечение участия Казахстана в коммерческом
использовании РН «Днепр»

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Доля участия в уставном капитале ЗАО МКК «Космотрас» (РН «Днепр»)

отчет
АО «НК «ҚҒС»

%

10

10

10

10

10

33,3

33,3

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Участие Казахстана в коммерческом использовании РН «Днепр»

Х

Х

Х

Х

Х

Задача 1.2.4. Обеспечение сохранности объектов и эффективного
управления имуществом комплекса «Байконур», не вошедших в состав
аренды Российской Федерацией и исключенных из него

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

Отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество постов обеспечения охраны объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

отчет
РГП «Инфракос»

пост

15

15

15

15

15

15

15

2. Количество объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

объект

131

131

131

131

131

131

131

3. Количество утилизированных объектов, не входящих в состав арендуемых Российской Федерацией

отчет
РГП «Инфракос»

объект

5

3

1

2

2

1

2

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Обеспечение охраны объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

Х

Х

Х

Х

Х

2. Организация работ по утилизации, ремонту объектов, не входящих в состав арендуемых Российской Федерацией, и рекультивации территорий комплекса «Байконур»

Х

Х

Х

Х

Х

Стратегическое направление 2. Развитие научной и
научно-технологической базы космической деятельности.
Цель 2.1. Повышение казахстанского содержания в создании и применении
космической техники и технологий.
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели: 002,
014, 017.

Целевой
индикатор

Источник информации

ед-ца
изм.

В том числе с указанием промежуточного значения

в отчетном периоде

в плановом периоде

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество организаций и учреждений, использующих наукоемкие космические технологии и услуги

отчет
АО «НЦКИТ им. академика У. М. Султангазина»

организация

10

11

12

14

16

18

20

2. Количество внедренных наукоемких космических технологий

отчет
АО «НЦКИТ им. академика У. М. Султангазина»

технология

6

8

12

16

20

24

29

3. Доля казахстанских квалифицированных специалистов в области космической деятельности по отношению к общему числу работников космической отрасли

отчет НКА

%

30

40

50

50

60

70

80

Задача 2.1.1. Развитие научной и опытно-экспериментальной базы
космических исследований

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

Отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: Начатые

отчеты
АО «НЦКИТ им. академика У.М. Султангазина», РГП «НИЦ «Ғарыш- Экология»

отчет
НИР

23

-

-

-

-

-

-

Продолжающиеся

-

23

-

-

-

-

-

Завершенные

-

-

23

-

-

-

-

2. Количество разработанных новых наукоемких технологий, в т. ч.:

отчет
АО «НЦКИТ им. академика У.М. Султангазина»

ед.

7

9

9

-

-

-

-

количество созданных экспериментальных образцов космической техники и материалов

-

2

2

-

-

-

-

3. Количество научных разработок внедренных в практику

отчет
АО «НЦКИТ им. академика У.М. Султангазина»

ед.

2

2

4

-

-

-

-

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Разработка методов исследования объектов дальнего и ближнего космоса

Х

Х

Х

Х

Х

2. Разработка методов наземно-космического геодинамического и геофизического мониторинга территории Казахстана

Х

Х

Х

Х

Х

3. Разработка технологий тематической обработки данных ДЗЗ

Х

Х

Х

Х

Х

4. Создание экспериментальных образцов космической техники и материалов

Х

Х

Х

Х

Х

5. Создание геоинформационной системы космического экологического мониторинга «Северный Каспий»

-

-

-

Х

Х

6. Модернизация и развитие лабораторной и опытно-экспериментальной базы

Х

Х

Х

Х

Х

Задача 2.1.2. Развитие системы экологического нормирования
космической деятельности

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

Отчетный
период

плановый период

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Расширение базы нормативно-методического обеспечения комплексной оценки состояния экосистем на территориях, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности (РКД)

отчет
РГП «НИЦ «Ғарыш- Экология»

Ед.

3

2

2

3

1

1

1

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Разработка проектов гигиенических нормативов

Х

Х

-

-

-

2. Разработка проектов технологических регламентов детоксикации почв, загрязненных КРТ

-

Х

-

-

-

3. Разработка проектов методик определения КРТ и продуктов их трансформации в объектах окружающей среды

Х

Х

Х

Х

Х

Задача 2.1.3. Развитие международного сотрудничества в области
космической деятельности

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

Отчетный
период

в плановом периоде

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество установленных партнерских отношений с зарубежными государствами

отчет
НКА

документ

2

4

6

7

8

9

10

2. Количество согласованных документов в рамках Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств

отчет
АО «НК «ҚҒС»

документ

-

2

-

-

-

-

-

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Подписание международных договоров и других документов о сотрудничестве с государствами и компаниями в области космической деятельности

X

X

Х

Х

Х

2. Реализация Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств

Х

Х

Х

-

-

Задача 2.1.4. Развитие кадрового потенциала в области космической
деятельности

Показатели
прямых результатов

Источник
информации

ед-ца
изм.

отчетный
период

в плановом периоде

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество подготовленных специалистов в разрезе специальностей в вузах Казахстана и по международной программе «Болашак»

Информация
МОН

человек

-

-

20

25

30

35

40

2. Количество специалистов, прошедших повышение квалификации по приоритетным направлениям формирования космической отрасли, в т. ч.:

отчет
НКА

человек

140

140

140

140

140

140

140

количество специалистов космической отрасли, прошедших стажировку в ведущих зарубежных космических центрах

отчеты
АО «НК «ҚҒС», АО «НЦКИТ им. академика У. М. Султангазина»

человек

20

20

20

20

20

20

20

3. Количество молодых ученых, задействованных в научно-исследовательских программах и проектах космической отрасли

отчет
АО «НЦКИТ им. академика У. М. Султангазина»

человек

-

-

10

15

17

20

23

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

1

2

3

4

5

6

1. Подготовка специалистов в базовых вузах Казахстана и по международной программе «Болашак» (магистратура, докторантура, научные стажировки) согласно потребностям организаций Казкосмоса

X

X

X

X

X

2. Повышение квалификации специалистов космической отрасли, включая стажировки в ведущих зарубежных космических центрах

X

X

X

X

X

3. Организация сотрудничества и совместной деятельности организаций Казкосмоса и вузов Казахстана, включающая привлечение студентов и молодых ученых к проведению НИОКР в области космической деятельности

X

X

X

X

X

3.2. Соответствие стратегических направлений и целей
государственного органа стратегическим целям государства

Стратегические направления
и цели государственного органа

Наименование стратегического и
(или) программного документа

1

2

Стратегическое направление 1.
Создание и развитие космической инфраструктуры
Цель 1.1. Удовлетворение растущих потребностей экономики и общества в космических средствах и услугах
Цель 1.2. Расширение участия Республики Казахстан в деятельности космодрома «Байконур» Стратегическое направление 2.
Развитие научной и научно-технологической базы космической деятельности
Цель 2.1. Повышение казахстанского содержания в создании и применении космической техники и технологии

Указ Президента Республики Казахстан № 958 от 19 марта 2010 года «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы»
Постановление Правительства Республики Казахстан № 1125 от 29 октября 2010 года «Об утверждении Программы по развитию космической деятельности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы»
Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года
«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

Раздел 4. Развитие функциональных возможностей

Наименование
стратегического
направления, цели и
задачи государственного
органа

Мероприятия по реализации стратегического
направления и цели государственного органа

Период
реализации

1

2

3

Стратегическое направление 1. Создание и развитие космической инфраструктуры

Повышение эффективности деятельности Казкосмоса, соблюдение основных принципов Доктрины национального единства Казахстана через:
1) взаимодействие с неправительственными организациями;
2) привлечение международных экспертов из стран, имеющих большой опыт в области космической деятельности;
3) научно-методическое обеспечение системы технического регулирования в сфере космической деятельности;
4) обеспечение эффективной работы кадровых служб Казкосмоса и его подведомственных организаций;
5) совершенствование работы по улучшению внутренней среды и результатов деятельности, в том числе в рамках мероприятий по модернизации системы государственного управления;
6) повышение профессионального уровня кадрового состава путем системной подготовки и переподготовки специалистов в области космической деятельности;
7) развитие государственного языка;
8) обеспечение 30% представительства женщин во власти на уровне принятия решений к 2016 году;
9) внедрение и совершенствование системы менеджмента качества, в том числе на подведомственных предприятиях Казкосмоса:
2010 год - внедрена в АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары»;
2012 год - внедрена в АО «Республиканский центр космической связи»;
2013 год - внедрена в АО «Национальный центр космических исследований и технологий»;
2015 год - в Казкосмосе;
10) достижение оценки эффективности деятельности Казкосмоса:
в 2010 году - 48 баллов; в 2011 году - 68 баллов; в 2012 году - 72 балла, по направлению «Достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/ регионе» - 95,6 балла; в 2013 году - 78 баллов; в 2014 году - 88 баллов; в 2015 году - 95 баллов; в 2016 году - 96 баллов; в 2017 году - 97 баллов; в 2018 году - 98 баллов;
11) внедрение и совершенствование оценки эффективности деятельности структурных подразделений и сотрудников Казкосмоса - ежегодно;
12) обеспечение доли казахстанского содержания при осуществлении государственных закупок информационно-коммуникационных технологий:
в IT-услугах: 2011 год - 40%, 2012 год - 50%, 2013 год - 65%, 2014 год - 75%, 2015 год - 80%;
в объеме коробочного (лицензионного) программного обеспечения: 2011 год - 0,5%, 2012 год - 1%, 2013 год - 2%, 2014 год - 4%, 2015 год - 5%;
в объеме сектора IT-оборудования: 2011 год - 3%, 2012 год - 5%, 2013 год - 6%, 2014 год - 9%, 2015 год - 10%;
13) применение информационных технологий, в т. ч. организация работ по автоматизации функций Казкосмоса;
14) обеспечение информационной безопасности;
15) снижение операционных издержек, связанных с регистрацией и ведением бизнеса (получение разрешений, лицензий, сертификатов; аккредитация; получение консультаций) в космической отрасли, включая время затрат - на 30% к 2015 году по сравнению с 2011 годом;
16) разработку проектов национальных стандартов в области космической деятельности, ежегодно;
17) внесение изменений в утвержденные стандарты и регламенты государственных услуг;
18) организация мероприятий по мобилизационной подготовке в области космической деятельности

2014-2018 годы

Цель 1.1. Удовлетворение растущих потребностей экономики и общества в космических средствах и услугах

Цель 1.2. Расширение участия Республики Казахстан в деятельности космодрома «Байконур»

Задача 1.1.1. Создание и развитие космической системы связи

Задача 1.1.2. Создание и развитие космической системы дистанционного зондирования Земли (КС ДЗЗ)

Задача 1.1.3. Создание космической системы научно-технологического назначения

Задача 1.1.4. Создание и развитие наземной космической инфраструктуры

Задача 1.2.1. Создание экологически безопасного космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на базе РН «Зенит» на космодроме «Байконур»

Задача 1.2.2. Создание экологически безопасного КРК с РН легкого класса на космодроме «Байконур»

Задача 1.2.3. Обеспечение участия Казахстана в коммерческом использовании РН «Днепр»

Задача 1.2.4. Обеспечение сохранности объектов и эффективного управления имуществом комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

Стратегическое направление 2. Развитие научной и научно-технологической базы космической деятельности

Цель 2.1. Повышение казахстанского содержания в создании и применении космической техники и технологии

Задача 2.1.1. Развитие научной и опытно-экспериментальной базы космических исследований

Задача 2.1.2. Развитие системы экологического нормирования космической деятельности

Задача 2.1.3. Развитие международного сотрудничества в области космической деятельности

Задача 2.1.4. Развитие кадрового потенциала в области космической деятельности

Раздел 5. Межведомственное взаимодействие

Показатели задач,
для достижения которых
требуется межведомственное
взаимодействие

Государственный
орган,
с которым
осуществляется
межведомственное
взаимодействие

Меры, предполагаемые для
установления межведомственных
взаимосвязей

1

2

3

Стратегическое направление 1. Создание и развитие космической инфраструктуры

Цель 1.1. Удовлетворение растущих потребностей экономики и общества в космических средствах и услугах

Задача 1.1.1. Создание и развитие космической системы связи

1. Количество действующих КА космической системы связи

МО, МКИ, МЧС, МТК, КНБ, СВР «Сырбар»

обеспечение услугами спутниковой связи и вещания потребностей центральных и территориальных органов государственного управления, организаций, населения; проведение международной координации частот космического аппарата связи и вещания «KazSat-3», «KazSat-4»; контроль за исполнением плана-графика перехода казахстанских операторов связи и вещания на КА «KazSat-2»; проработка вопроса обеспечения загрузки КА серии «KazSat»

2. Количество действующих НКУ космической системы связи

Задача 1.1.2. Создание и развитие космической системы дистанционного зондирования Земли

1. Количество действующих КА КС ДЗЗ

МО, КНБ, СВР «Сырбар», МЧС, МРР (КУЗР), МСХ, МОСВР, МИНТ, МНГ, МТК, Акиматы областей и городов Алматы, Астаны

определение потребностей в информации и данных ДЗЗ, включая сезонное состояние земель, водных и лесных объектов и территорий, картографические и геологические данные и т. д.;
проведение международной координации частот для КС ДЗЗ;
оказание услуг по предоставлению космических снимков ДЗЗ для удовлетворения потребностей центральных и территориальных органов государственного управления, организаций, населения;
организация и содействие в обучении специалистов госорганов по применению космических данных ДЗЗ;
проработка вопросов по разработке методическх рекомендаций по получению и использованию космических данных ДЗЗ, проведению мониторинга состояния земель, водных и лесных объектов и территорий, получения картографических и геологических данных и т. д.

2. Количество действующих наземных комплексов КС ДЗЗ

Задача 1.1.4. Создание и развитие наземной космической инфраструктуры

1. Количество действующих объектов наземной космической инфраструктуры

МРР (КУЗР, КД-СЖКХ), МО, КНБ, заинтересованные государственные органы, акимат г. Астаны

определение потребностей в услугах СбИК КА, СВСН Республики Казахстан; получение разрешительных документов и согласования строительства и ввода в эксплуатацию СбИК КА, СКТБ КТ, СВСН, создание Национальной лаборатории космических технологий; оказание услуг государственным органам и предприятиям по предоставлению данных СВСН;
содействие в обучении специалистов госорганов по применению данных СВСН; проработка вопросов разработки методических рекомендаций по получению и применению данных СВСН

Цель 1.2. Расширение участия Республики Казахстан в деятельности космодрома «Байконур»

Задача 1.2.4. Обеспечение сохранности объектов и эффективного управления имуществом комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

1. Количество постов обеспечения охраны объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

МРР (КДСЖКХ), МВД, МФ

обеспечение сохранности объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

2. Количество объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

Стратегическое направление 2. Развитие научной и научно-технологической базы космической деятельности

Цель 2.1. Повышение казахстанского содержания в создании и применении космической техники и технологии

Задача 2.1.1. Развитие научной и опытно-экспериментальной базы космических исследований

1. Проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

МСХ, МЧС, МОСВР, МО, КНБ, МНГ, МОН, заинтересованные государственные органы

определение потребностей во внедрении методов и использовании экспериментальных образцов космической техники и материалов; согласование и утверждение методик по использованию космических технологий в оперативной работе госорганов по оценке состояния территории Республики Казахстан из космоса методами дистанционного зондирования и результатов наземно-космического геодинамического и геофизического мониторинга, изучения ближнего и дальнего космоса и др.

Начатые

Продолжающиеся

Завершенные

2. Количество разработанных новых наукоемких технологий, в т. ч.:

количество созданных экспериментальных образцов космической техники и материалов

3. Количество научных разработок внедренных в практику

Задача 2.1.2. Развитие системы экологического нормирования космической деятельности

1. Расширение базы нормативно-методического обеспечения комплексной оценки состояния экосистем на территориях, подверженных воздействию РКД

МОСВР, МЧС, заинтересованные госорганы

согласование и утверждение нормативных правовых документов, методик системы экологического нормирования и космической деятельности

Задача 2.1.4. Развитие международного сотрудничества в области космической деятельности

1. Количество установленных партнерских отношений с зарубежными государствами

СВР «Сырбар», МИД, МФ, МЭБП, заинтересованные органы

согласование проектов международных договоров и других документов о сотрудничестве с государствами в области космической деятельности

2. Количество согласованных документов в рамках Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств

Задача 2.1.5. Развитие кадрового потенциала в области космической деятельности

1. Количество подготовленных специалистов в разрезе специальностей в вузах Казахстана и по международной программе «Болашак»

МОН

организация обучения в казахстанских и зарубежных вузах по космическим специальностям

2. Количество молодых ученых, задействованных в научно-исследовательских программах и проектах космической отрасли

МОН

содействие привлечению молодых ученых в научно-исследовательские программы и проекты космической отрасли

Раздел 6. Управление рисками

Наименование
возможного
риска

Возможные
последствия
в случае
непринятия мер
по управлению
рисками

Мероприятия
по управлению рисками

1

2

3

Внешние риски

1. Изменения конъюнктуры и структуры международного космического рынка, связанные с мировым финансовым кризисом

Созданные космические технологии, услуги на их основе окажутся не востребованными на внешнем рынке. Повысятся сроки окупаемости проектов, другие отрицательные факторы

Формирование внутреннего рынка потребления космических услуг в области спутниковой навигации, приложений ДЗЗ, связи через реализацию следующих мер:
1) углубление и расширение взаимодействия с государственными органами, организациями и частными компаниями по применению достижений космической деятельности в соответствующих сферах;
2) создание баз данных по потребностям государственных органов, организаций и частных компаний в космических услугах связи, ДЗЗ, спутниковой навигации и др.;
3) формирование нормативно-технической базы в области технического регулирования распространения данных ДЗЗ, создания Национальной инфраструктуры пространственных данных Республики Казахстан

2. Ценовой демпинг иностранными операторами космической связи

Переход национальных операторов на иностранные спутники, отток денежных средств из страны, включая бюджетные

1) обеспечение межведомственного взаимодействия с уполномоченным органом в области связи;
2) формирование ценовой политики с учетом изменений, возникающих в следствие демпинга цен иностранными спутниковыми операторами, путем заключения долгосрочных контрактов и гибкости тарифной политики

3. Уход России на новый космодром «Восточный», принятие новой стратегии и космических программ развития космической отрасли в РФ до 2040 года

Проблема сохранения космодрома «Байконур» и дальнейшего его функционирования по причине сворачивания российских проектов и программ на космодроме «Байконур», изменение условий аренды космодрома и т. д.

1) разработка, подписание и реализация «дорожной карты» по совместному использованию комплекса «Байконур», предусматривающая поэтапный переход от арендных отношений по комплексу «Байконур» к совместному использованию космодрома на новых условиях;
2) разработка, подписание и ратификация нового межгосударственного соглашения, регламентирующего порядок совместного использования космодрома «Байконур», развитие его научно-технического потенциала, создание совместных ракетно-космических комплексов, подготовку кадров, участие казахстанских организаций и специалистов в пусковых услугах;
3) внесение изменений и дополнений в межправительственное Соглашение от 22 декабря 2004 года согласно принятому механизму перевода проекта «Байтерек» с РН «Ангара» на РН «Зенит»;
4) подготовка, подписание, утверждение и реализация Плана совместных действий по реализации механизма перевода создания КРК «Байтерек» на РН «Зенит», предусматривающий: представление Россией нормативной технической документации, используемой при подготовке РН «Зенит»;
осуществление практического обучения сотрудников казахстанской организации по составу и особенностям эксплуатации систем и агрегатов комплекса;
вывод из аренды стартового и технического комплексов РН «Зенит» и передачи их Казахстану (не позднее 1 января 2015 года); постепенный переход ответственности за эксплуатацию к казахстанской организации по мере готовности его специалистов к самостоятельной работе при подготовке и пуске РН «Зенит»;
5) активизация работы Межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» между Республикой Казахстан и Российской Федерацией

4. Отказ от совместных проектов по различным политическим и экономическим причинам одной из сторон

Ущерб в случае невозможности завершения начатых проектов

1) предусмотрение в контрактах и соответствующих соглашениях возмещения ущерба от невыполнения обязательств участниками совместных проектов;
2) поиск других альтернативных партнеров по продолжению дальнейшей реализации начатых проектов;
3) рассмотрение возможности продолжения начатых проектов собственными силами

5. Действие ограничений и санкций международного режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ)

Невозможность получения технической, конструкторской и другой документации по ракетным технологиям. Ограничение в сотрудничестве с государствами - членами РКРТ

1) обеспечение активного взаимодействия с государствами - членами РКРТ по вопросу вступления Казахстана в данный режим;
2) пропаганда Казахстана по использованию космического пространства в мирных целях;
3) расширение партнерских отношений с иностранными государствами - не членами РКРТ

6. Риск чрезвычайных ситуаций и экологических катастроф на территории Казахстана от ракетно-космической деятельности

угроза жизни и здоровью людей, угроза экологической безопасности Казахстана

1) усиление взаимодействия с Российской Федерацией по поэтапному сокращению эксплуатации РН, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива (амил, гептил), и полной их замене на экологически чистые РН;
2) согласование заключений к планам запусков КА и испытательных пусков ракет, и новых районов падения отдельных частей ракет-носителей с учетом выполненных требований Казахстана;
3) проведение мероприятий по утилизации объектов и рекультивации почв в районах падения ступеней РН;
4) создание современной научной базы по обеспечению экологической безопасности ракетно-космической деятельности на территории Казахстана;
5) развитие и укрепление системы экологического нормирования космической деятельности;
6) обеспечение выполнения обязательств РФ по межправ. соглашениям:
по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией от 4 октября 1997 года;
по сотрудничеству в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 28 марта 1994 года;
по порядку взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур»

7. Изменение курса иностранной валюты

Нехватка денежных средств, выделенных на реализацию проектов космической деятельности

1) применение различных форм финансовых инструментов (фьючерсы, форварды, опционы и др.);
2) обеспечение наличия свободных средств для оплаты работ по договору  

Внутренние риски

8. Отток высококвалифицированных кадров

Резкое снижение профессиональных возможностей государственного органа и неспособность выполнения им ключевых задач

1) организация и проведение семинаров по повышению квалификации сотрудников;
2) принятие мер по повышению мотивации сотрудников путем материального и морального стимулирования;
3) осуществление взаимодействия с вузами Казахстана, Центром международных программ и Агентством по делам государственной службы по поиску и привлечению специалистов космических специальностей;
4) выявление самых лучших и успешных сотрудников по результатам ежегодной оценки эффективности деятельности сотрудников

9. Моральный и физический износ основных средств космодрома «Байконур»

Утрата возможности использования потенциала комплекса «Байконур» в интересах Казахстана. Потеря конкурентных преимуществ и низкая конкурентоспособность казахстанской космической отрасли

1) создание КРК «Байтерек» на базе РН «Зенит»;
2) создание КРК с РН легкого класса;
3) создание и ввод в действие специального конструкторско-технологического бюро ракетной техники (далее - СКТБ РТ), предприятий по производству компонентов ракетной техники;
4) увеличение доли отечественных НИОКР по созданию ракетно-космической техники;
5) трансферт технологий по созданию ракетно-космической техники;
6) организация взаимодействия с РФ по урегулированию механизмов использования комплекса «Байконур» в части исполнения взятых по договору аренды обязательств по капитальному ремонту объектов и поддержанию их и инфраструктуры в надлежащем сохранном состоянии, а также компенсации Республике Казахстан ущербов по ранее имевшим место фактам их нанесения;
7) организация сохранности объектов космодрома «Байконур», исключенных из состава арендуемых

10. Нарушение технологической дисциплины при изготовлении космической техники, недостаточный контроль качества

Отказ техники, срывы графиков работ, несвоевременная реализация проектов, угроза жизни и здоровью людей

Повышение требований к качеству изготовляемой космической техники путем:
1) разработки стандартов создания, испытания и эксплуатации космической техники;  
2) создания системы контроля качества изготовления космической техники;  
3) внедрения в организациях и предприятиях стандартов качества серии ISO

11. Не соблюдение договорных обязательств казахстанскими подрядчиками при реализации космических проектов, несвоевременное выполнение обязательств поставщиками

Срыв срока реализации проекта

1) обеспечение качества конкурсной документации и технического задания проектов;
2) организация и проведение качественного отбора потенциальных подрядчиков в рамках процедур государственных закупок;
3) предусмотрение в договорах возмещения ущерба от невыполнения обязательств подрядчиками в реализуемых проектах;
4) поиск других альтернативных подрядчиков по продолжению дальнейшей реализации начатых проектов

Раздел 7. Бюджетные программы
7.1. Бюджетные программы

      Сноска. Подраздел 7.1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.05.2014 № 560.

Бюджетная
программа

001 «Услуги по формированию политики, координации и контроля в области космической деятельности»

описание

содержание аппарата центрального органа

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый период

2017
год

2018
год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата









Содержание центрального аппарата

чел.

72

72

72

72

72

-

-

показатели конечного результата











Эффективное выполнение возложенных функций и задач, формирование и развитие космической отрасли в Республике Казахстан

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели качества


-

-

-

-

-

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-





объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

299 072

303 180

324 558

302 884

302 884

0

0

Бюджетная
программа

002 «Прикладные научные исследования в области космической деятельности»

описание

проведение прикладных научных исследований

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6


8

9

показатели прямого результата проведенные научно-исследовательские работы: начатые

отчет
НИР

23

-

-

-

-

-

-

продолжающиеся

-

23

-

-

-

-

-

завершенные

-

-

23

-

-

-

-

Количество разработанных новых наукоемких технологий, в т. ч.:

ед.

7

9

9

-

-

-

-

количество созданных экспериментальных образцов космической техники и материалов

-

2

2

-

-

-

-

Количество внедренных научных разработок в практику

ед.

2

2

4

-

-

-

-

Расширение базы нормативно-методического обеспечения комплексной оценки состояния экосистем на территориях, подверженных воздействию РКД

ед.

3

2

2

-

-

-

-

показатели конечного результата
Количество организаций и учреждений, использующих наукоемкие космические технологии и услуги

организация

10

11

12

-

-

-

-

показатели качества
Соответствие требованиям законодательства и техническим нормам и правилам Республики Казахстан

%

100

100

100

-

-

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

1 010 000

1 010 000

1 010 000

0

0

0

0

Бюджетная
программа

004 «Организация утилизации, рекультивации и ремонта объектов комплекса «Байконур», не входящих в состав арендуемых Российской Федерацией»

описание

проведение проектно-изыскательских работ;
разборка зданий и сооружений выведенных из эксплуатации;
обустройство полигона для захоронения инертных строительных отходов;
сбор, вывоз и захоронение инертных строительных отходов на полигоне;
планировка очищенной территории;
мероприятия по рекультивации земельных участков, загрязненных нефтепродуктами

Вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество утилизированных объектов, не входящих в состав арендуемых Российской Федерацией

объект

5

3

1

2

2

-

-

показатели конечного результата
Восстановление природной среды на объектах комплекса «Байконур»

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели качества
Соблюдение требований экологических норм и правил Республики Казахстан

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели эффективности
Предотвращение нанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения

%

100

100

100

100

100

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

159 670

170 546

170 000

170 000

181948

0

0

Бюджетная
программа

005 «Увеличение уставного капитала АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» на создание целевых космических систем, технологий и их использование, а также строительство Сборочно-испытательного комплекса»

описание

пополнение уставного капитала АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» для проведения следующих мероприятий и работ:
создание космической системы дистанционного зондирования Земли;
создание сборочно-испытательного комплекса КА;
создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации Республики Казахстан

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

развития

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество действующих КА космической системы ДЭЗ, в том числе:

КА

-

-

1

2

2

2

2

КА ДЗЗ среднего разрешения

КА

-

-

1

1

1

1

1

КА ДЗЗ высокого разрешения

КА

-

-

-

1

1

1

1

Количество действующих наземных комплексов КС ДЗЗ

комплекс

-

-

2

2

2

2

2

Количество действующих объектов наземной космической инфраструктуры

объект

-

1

1

3

3

4

4

показатели конечного результата
Доля данных с казахстанских КА ДЗЗ в общем количестве космических данных, предоставляемых потребителям

%

-

-

50

50

50

50

60

% импортозамещения по услугам производства отечественных КА

%

-

-

28

28

28

30

39

Степень удовлетворения потребностей страны в услугах высокоточной спутниковой навигации

%
покрытия территории Республики Казахстан

8,3

8,3

55

55

55

63

70

показатели качества Соответствие требованиям казахстанского законодательства в области строительной, градостроительной и архитектурной деятельности

%

100

100

100

100

100

100

100

показатели эффективности
Целевое и эффективное использование выделенных ресурсов Мониторинг эффективной реализации космических проектов и программ

%

100

100

100

100

100

100

100

объем бюджетных расходов

тыс.
тт.

22 597 437

18 443 245

13 733 794

0

0

0

0

Бюджетная
программа

006 «Оплата услуг банкам-агентам по обслуживанию бюджетного кредита в рамках межправительственного соглашения»

содержание бюджетной программы

выплата комиссионного вознаграждения Банку-агенту за агентское обслуживание республиканского бюджетного инвестиционного проекта «Создание на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек»

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Выплата комиссионного вознаграждения Банку-агенту

%

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

-

-

показатели конечного результата
Обслуживание бюджетного кредита

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели качества
Соответствие нормативов Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек»

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели эффективности
Обслуживание бюджетного кредита

%

100

100

100

100

100

-

-

объем бюджетных расходов

тыс. тг.

12 105

11 282

11 900

12 840

12 840

0

0

Бюджетная
программа

009 «Обеспечение управления космическими аппаратами»

описание

Обеспечение технической эксплуатации космической системы связи в части обеспечения:
страхования спутников «KazSat-2», «KazSat-З» и наземной инфраструктуры космической системы «KazSat»; страхования гражданско-правовой ответственности за нанесение ущерба в результате космической деятельности, включая ответственность за загрязнение окружающей среды.
Обеспечение эксплуатации космической системы ДЗЗ Республики Казахстан в части страхования КА ДЗЗ среднего и высокого разрешений и наземного сегмента КС ДЗЗ

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/
развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Договора страхования КА и наземной инфраструктуры космической системы «KazSat», страхования гражданско-правовой ответственности за нанесение ущерба в результате космической деятельности и ответственности за загрязнение окружающей среды

договор

6

6

6

6

6

-

-

Договора страхования КА ДЗЗ

договор

-

-

2

2

2

-

-

Договора страхования наземного сегмента КС ДЗЗ

договор

-

-

-

1

1

-

-

показатели конечного результата
Обеспечение штатной технической эксплуатации спутниковой системы связи «KazSat» и системы ДЗЗ

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели качества
Снижение финансовых рисков от потери КА

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

1 151 606

1 102 281

4 234 804

4 045 790

4 045 790

0

0

Бюджетная
прогамма

011 «Увеличение уставного капитала АО «Республиканский центр космической связи» на создание целевых космических систем, технологий и их использование»

описание

создание и запуск КА «KazSat-З», создание КА «KazSat-4»

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

развития

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество действующих КА космической системы связи

КА

1

1

2

2

2

2

2

Количество действующих наземных комплексов управления космической системы связи

комплекс

1

2

2

2

2

2

2

показатели конечного результата
Степень удовлетворения потребностей страны в каналах фиксированной спутниковой связи

%

50

50

80

100

100

100

100

показатели качества
Стабильность обеспечения отечественных операторов связи и вещания в предоставлении в аренду емкостей транспондеров КА серии «KazSat»

%

100

100

100

100

100

100

100

показатели эффективности
Пропускная способность космических аппаратов

транспондер

16

16

44

44

44

44

44

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

10 500 000

8 000 000

0

0

0

0

0

Бюджетная
программа

014 «Разработка технических регламентов и стандартов в области космической деятельности»

описание

разработка технических регламентов и создание систем гармонизированных стандартов в области космической деятельности, обеспечивающих выполнение положений Закона Республики Казахстан «0 техническом регулировании» от 09.11.2004 г. № 603 с учетом особенностей и стратегии развития космической отрасли

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития


текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество разработанных проектов стандартов Республики Казахстан

проект
стандарта

10

11

-

-

-

-

-

показатели конечного результата
Использование стандартов организациями в области космической деятельности

%

100

100

-

-

-

-

-

показатели качества
Соответствие разработанных стандартов требованиям системы технического регулирования Республики Казахстан

%

100

100

-

-

-

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

13 000

15 301

0

0

0

0

0

Бюджетная
программа

015 «Обеспечение сохранности объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него»

описание

обеспечение сохранности объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество постов обеспечения охраны объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

пост

15

15

15

15

15

-

-

показатели прямого результата
Количество объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и исключенных из него

объект

131

131

131

131

131

-

-

показатели конечного результата
Обеспеченность сохранности объектов комплекса «Байконур»

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели качества
Соответствие требованиям законодательства об охранной деятельности

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели эффективности
Обеспечение дальнейшего функционирования объектов комплекса «Байконур»

%

100

100

100

100

100

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

78 474

100 892

95 453

95 453

95 453

0

0

Бюджетная
программа

017 «Организация переподготовки и повышения квалификации специалистов космической отрасли»

описание

формирование и развитие кадрового потенциала космической отрасли в Республики Казахстан

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество специалистов, прошедших повышение квалификации по приоритетным направлениям формирования космической отрасли, в т. ч.:

чел.

140

140

140

140

140

-

-

количество специалистов космической отрасли, прошедших стажировку в ведущих зарубежных космических центрах

чел.

20

20

20

20

20

-

-

Количество подготовленных казахстанских специалистов по проектированию космических систем связи и вещания для СКТБ КТ и СбИК КА

чел.

-

12

-

-

-

-

-

показатели конечного результата
Доля казахстанских квалифицированных специалистов в области космической деятельности по отношению к общему числу работников космической отрасли

%

30

40

50

50

60

-

-

показатели качества
Повышение квалификации специалистов космической отрасли

%

100

100

100

100

100

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

50 000

207 565

50 000

50 000

50 000

0

0

Бюджетная
программа

019 «Капитальные расходы Национального космического агентства Республики Казахстан»

описание

обеспечение деятельности аппарата центрального органа

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление капитальных расходов

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Материально-техническое оснащение центрального органа

%

100

100

100

-

-

-

-

показатели конечного результата
Эффективное выполнение возложенных функций и задач, формирование и развитие космической отрасли в Республике Казахстан

%

100

100

100

-

-

-

-

показатели качества


-

-

-

-

-

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

34 396

4 845

3 900

0

0

0

0

Бюджетная
программа

020 «Межгосударственная радионавигационная программа государств - участников СНГ на период до 2012 года»

Описание

Реализация Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2012 года

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/развития

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Разработка и согласование документов в рамках Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2012 года

Проект
документа

2

-

-

-

-

-

-

показатели конечного результата
Создание сети межгосударственных радионавигационных центров и испытательных центров навигационного оборудования в СНГ

центр

-

2

-

-

-

-

-

показатели качества


-

-

-

-

-

-

-

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

105 920

0

0

0

0

0

0

Бюджетная
программа

021 «Создание космической системы научно-технологического назначения»

Описание

Создание космической системы научно-технологического назначения

вид
бюджетной
программы

в зависимости от содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от способа реализации

индивидуальная

текущая/
развития

развития

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

отчетный
период

плановый
период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата
Количество действующих КА космической системы научно-технологического назначения на базе НКУ КС ДЗЗ

КА

-

-

-

-

-

1

-

показатели конечного результата
Создание космической системы научно-технологического назначения

система

-

-

-

-

-

1

-

показатели качества
Соответствие требованиям законодательства и техническим нормам и правилам Республики Казахстан

%

-

-

100

100

100

100

100

показатели эффективности


-

-

-

-

-

-

-

объем бюджетных расходов

тыс.
тг

0

0

3 397 685

1 682 387

996 332

0

0

7.2. Свод бюджетных расходов

      Сноска. Подраздел 7.2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.05.2014 № 560.


Ед.
изм.

отчетный
период

плановый период

2017
год

2018
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

1

2

3

4

5

6

7

3

4

ВСЕГО бюджетных расходов

тыс.
тг.

36 011 680

29 369 137

23 032 094

6 359 354

5 685 247

0

0

текущие бюджетные программы

тыс.
тг.

2 914 243

2 925 892

5 900 615

4 676 967

4 688 915

0

0

бюджетные программы развития

тыс.
тг.

33 097 437

26 443 245

17 131 479

1 682 387

996 332

0

0

Примечание: расшифровка аббревиатур:

НКА - Национальное космическое агентство Республики Казахстан
АС - Агентство по статистике Республики Казахстан
КДСЖКХ - Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства
КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
КУЗР - Комитет по управлению земельными ресурсами
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
М3 - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МИНТ - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
МНГ - Министерство нефти и газа Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МОСВР - Министерство окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан
МРР - Министерство регионального развития Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
АО «РЦКС» - Акционерное общество «Республиканский центр космической связи»
АО «НК «ҚҒС» - Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары»
АО «НЦКИТ - Акционерное общество «Национальный центр космических исследований и технологий им. академика имени академика У.М. Султангазина»
АО «СП «Байтерек» - Акционерное общество «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек»
РГП «Инфракос» - Республиканское государственное предприятие «Инфракос»
РГП «НИЦ «Ғарыш-Экология» — Республиканское государственное предприятие «Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология»
ВЭФ - Всемирный экономический форум

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.