О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования экспертной деятельности в области проектирования объектов строительства"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2014 года № 424

      Сноска. Проект закона отозван из Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 12.12.2014 № 1307.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования экспертной деятельности в области проектирования объектов строительства».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам реформирования экспертной
деятельности в области проектирования объектов строительства

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
      1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 115, 116; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 17, ст. 136; № 19, ст. 145; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11, 13, 14, 16; № 3, ст. 21, 22, 25, 26, 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35, 36; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 12, ст. 84, 85; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 93, 94; № 15, ст. 97; № 20, ст. 121; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 10, 11, 13; № 4, ст. 21; № 7, ст. 36; № 8, ст. 50; № 10-11, ст. 56; № 13, ст. 62; № 14, ст. 72; № 15, ст. 77, 78; № 16, ст. 83; № 23-24, ст. 116; 2014 г., № 1, ст. 6, 9; № 2, ст. 10, 11; Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия бытовому насилию», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 22 февраля 2014 года; Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 15 марта 2014 года; Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 15 апреля 2014 года):
      часть вторую статьи 235-1 изложить в следующей редакции:
      «2. Выдача положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не обеспечивающую устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов, или без наличия исходных разрешительных документов, необходимых для проектирования
      - влечет штраф на физических лиц в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением действия аттестата эксперта на право осуществления экспертизы проектов на срок шесть месяцев.».

      2. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст. 93; 2009 г., № 23, ст. 112; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 125; № 16, ст. 129; № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 16; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 36, 41; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 94; № 18-19, ст. 119; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 13; № 5-6, ст. 30; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 10-11, ст. 56; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72; № 15, ст. 81, 82; № 16, ст. 83; № 20, ст. 113; № 21-22, ст. 114; 2014 г., № 1, ст. 6; № 2, ст. 10, 12; Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 15 марта 2014 года):
      1) часть четвертую пункта 5 статьи 96 изложить в следующей редакции:
      «Регистрация гражданско-правовых сделок, связанных со строительством либо реконструкцией зданий, сооружений, дорог, капитальным ремонтом помещений, зданий, сооружений, дорог и других объектов, производится при обязательном наличии положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации, кроме объектов, по которым стоимость изготовления проектно-сметной документации включена в стоимость договора.»;
      2) часть третью пункта 5 статьи 97 изложить в следующей редакции:
      «По расходам, связанным со строительством либо с реконструкцией зданий, сооружений, дорог, капитальным ремонтом помещений, зданий, сооружений, дорог и других объектов, по которым стоимость изготовления проектно-сметной документации включена в стоимость договора, территориальное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета дополнительно проверяет наличие положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации при проведении платежа, следующего за авансовым.».

      3. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 17, ст. 141; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 19, ст. 147; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 23, ст. 114; № 24, ст. 129; 2009 г., № 2-3, ст. 15; № 15-16, ст. 76; № 18, ст. 84; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2, 7; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 27; № 14, ст. 92; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 79, 82; № 16, ст. 83; 2014 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 10;  Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты», опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" от 15 апреля 2014 года):
      1) статью 54 изложить в следующей редакции:
      «Статья 54. Экспертиза в области использования и охраны
                  водного фонда
      1. В области использования и охраны водного фонда осуществляются следующие виды экспертизы:
      1) государственная экспертиза деятельности, влияющей на состояние водного объекта;
      2) экспертиза технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
      3) государственная экспертиза запасов подземных вод и геологической информации о подземных водных объектах;
      4) государственная экспертиза соответствия водохозяйственных и промышленных гидротехнических сооружений требованиям чрезвычайных ситуаций;
      5) государственные санитарно-эпидемиологическая и экологическая экспертизы.
      2. Государственная экспертиза деятельности, влияющей на состояние водного объекта, осуществляется для оценки воздействия данной деятельности на окружающую среду и принимаемых управленческих и хозяйственных решений. Государственная экспертиза деятельности, влияющей на состояние водного объекта, является обязательной.
      3. Экспертиза технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляется с целью проверки ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативных документов, утвержденных уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства и уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      4. Государственная экспертиза запасов подземных вод и геологической информации о подземных водных объектах осуществляется уполномоченным органом по изучению и использованию недр.
      5. Государственная экспертиза соответствия водохозяйственных и промышленных гидротехнических сооружений требованиям чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций и уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
      6. Государственные санитарно-эпидемиологическая и экологическая экспертизы осуществляются соответственно уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.
      7. Порядок проведения экспертизы определяется законодательством Республики Казахстан.»;
      2) в статье 125 пункт 7 изложить в следующей редакции:
      «7. В водоохранных зонах и полосах запрещается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций без наличия проектов, согласованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и получивших положительные заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы проектов (включающей выводы экологической и других экспертиз).».

      4. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 17, ст. 135; 2008 г., № 13-14, ст. 58; № 20, ст. 87; № 21, ст. 97; № 24, ст. 128; 2009 г., № 2-3, ст. 21; № 9-10, ст. 47, 49; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 78, 82; № 24, ст. 129, 133; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 108; № 24, ст. 146; 2011 г., № 2, ст. 26; № 4, ст. 37; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 20, ст. 151; № 21, ст. 161, 171; 2012 г., № 2, ст. 11; № 3, ст. 22; № 6, ст. 43; № 8, ст. 64; № 12, ст. 83; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 94; № 15, ст. 97; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2; № 14, ст. 75; № 15, ст. 76; 2014 г., № 1, ст. 4, 6, 9):
      в пункте 2 статьи 39:
      подпункт 2) изложить в следующей редакции:
      «2) в части увеличения суммы договора, если в проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения, принятое в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;»;
      подпункт 7) изложить в следующей редакции:
      «7) в части изменения сроков исполнения договора о выполнении работ в случае изменения финансирования по годам за счет государственного бюджета, при условии неизменности суммы заключенного договора или уменьшения сметной стоимости работ и внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию, в последующем прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;».

      5. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 246; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 14, ст. 89; № 24, ст. 148; 2007 г., № 16, ст. 129; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 23, ст. 114; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 24, ст. 146; 2011 г., № 5, ст. 43; № 15, ст. 125; 2012 г., № 14, ст. 92; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 9, ст. 51; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72, 75; Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 11 декабря 2013 года):
      в статье 14 пункт 4 изложить в следующей редакции:
      «4. Техническая документация, разработанная для строительства новых или реконструкции и капитального ремонта существующих автомобильных дорог, подлежит государственной экологической экспертизе и экспертизе проектов, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. По технической документации, предназначенной для среднего ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования, проводится ведомственная экспертиза в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.».

      6. В Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 243; 2004 г., № 23, ст. 142; 2005 г., № 6, ст. 10; № 7-8, ст. 19; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; № 23, ст. 144; № 24, ст. 148; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 16, ст. 129; 2008 г., № 21, ст. 97; № 24, ст. 129; 2009 г., № 15-16, ст. 76; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 3, ст. 21, 27; № 4, ст. 32; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; 2013 г., № 9, ст. 51; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72, 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 10, 12; Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 15 апреля 2014 года):
      1) в статье 1:
      дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
      «3-1) реестр аккредитованных экспертных организаций – перечень экспертных организаций, наделенных правом на проведение экспертизы проектов строительства объектов, не отнесенных законодательством Республики Казахстан к государственной монополии;»;
      дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
      «6-1) уникальный объект строительства – здания, сооружения и их комплексы, характеризующиеся особыми, ранее не применявшимися по отдельности или в совокупности архитектурными, объемно-планировочными, конструктивными, инженерными или технологическими решениями, для которых не установлены государственные или межгосударственные технические регламенты и нормативно-технические требования по проектированию и строительству, определяющих необходимость разработки, согласования и утверждения для данного объекта специальных технических условий (особых норм);»;
      подпункт 11) изложить в следующей редакции:
      «11) проект - замысел физических и юридических лиц или государственных органов по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов), в том числе технико-экономического обоснования строительства либо проектно-сметной документации, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации;»;
      подпункт 15) исключить;
      подпункт 16) изложить в следующей редакции:
      «16) экспертиза проектов – этап проектирования объектов строительства (разработки технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) или градостроительного планирования территорий (разработки градостроительных проектов), заключающийся в их комплексной оценке путем установления соответствия или несоответствия проектных решений условиям исходных материалов и данных для проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также соблюдения в проектных решениях и расчетах требований градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов, направленных на обеспечение государственных, общественных и частных интересов, благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека, устойчивого функционирования проектируемых объектов;»;
      дополнить подпунктом 16-1) следующего содержания:
      «16-1) субъекты экспертной деятельности в области проектирования – экспертные организации, а также эксперты, являющиеся штатными работниками экспертных организаций, либо временно привлеченные этими организациями в качестве внештатных экспертов для исполнения экспертизы по отдельному разделу (части) в составе проекта или для участия в работе экспертных комиссий (групп) по комплексной градостроительной экспертизе;»;
      подпункт 18-1) исключить;
      подпункт 28) изложить в следующей редакции:
      «28) потенциально опасные объекты строительства – опасные производственные объекты, которые вследствие своего функционального назначения и производственных процессов содержат угрозу возникновения техногенных и (или) экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека, невосполнимого ущерба, нарушения функционирования других объектов, требующих специальных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности при их проектировании, строительстве и эксплуатации;»;
      дополнить подпунктом 30-1) следующего содержания:
      «30-1) эксперт в области проектирования (далее - эксперт) - физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, для осуществления экспертных работ по определенным разделам (частям) проектов, состоящий в штате экспертной организации;
      дополнить подпунктами 47-1), 47-2), 47-3) следующего содержания:
      «47-1) экспертная организация – юридическое лицо:
      созданное по решению Правительства Республики Казахстан в форме республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения и осуществляющее отнесенную к государственной монополии экспертизу по проектам строительства объектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) – государственная экспертная организация;
      аккредитованное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, осуществляющее экспертизу проектов строительства объектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), не отнесенную законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к государственной монополии;
      47-2) профессиональное объединение экспертных организаций – некоммерческая организация, объединяющая аккредитованные экспертные организации, осуществляющие экспертную деятельность в области проектирования объектов строительства, за исключением государственной экспертной организации;
      47-3) реестр экспертов – постоянно обновляемый список физических лиц, аттестованных уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, и наделенных правом на:
      проведение работ по экспертизе проектов строительства объектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), а также проектов градостроительного планирования территорий (градостроительных проектов различного уровня);
      техническое обследование надежности и устойчивости существующих (эксплуатируемых) зданий и сооружений;
      оказание инжиниринговых услуг по ведению технического надзора от имени заказчика и авторского надзора от имени разработчиков проекта;»;
      2) подпункт 3) пункта 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:
      «3) разработке, согласовании, экспертизе и утверждении в установленном порядке градостроительной, архитектурно-строительной и иной проектно-сметной документации;»;
      3) в статье 14:
      в конце подпункта 2) знак «.» изменить на знак «;» и дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
      «3) создавать профессиональные общественные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;
      4) в статье 19:
      подпункт 15) изложить в следующей редакции:
      «15) устанавливает правила:
      проведения экспертизы проектов строительства объектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации);
      утверждения проектов на строительство объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций.»;
      подпункт 19) изложить в следующей редакции:
      «19) утверждает правила отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам проектирования;»;
      дополнить подпунктом 23-1) следующего содержания:
      «23-1) утверждает правила аккредитации экспертных организаций в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;»;
      5) в статье 20:
      подпункт 8) изложить в следующей редакции:
      «8) организация проведения комплексной градостроительной экспертизы проектов генеральных планов города республиканского значения, столицы, городов областного значения с расчетной численностью населения свыше ста тысяч жителей, иной градостроительной документации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан;»;
      подпункт 11) изложить в следующей редакции:
      «11) осуществление надзора за качеством проектов и их экспертизы, осуществляемой экспертными организациями;»;
      подпункт 11-2) изложить в следующей редакции:
      «11-2) разработка и утверждение правил создания экспертных комиссий (экспертных групп) и привлечения специалистов (специализированных институтов и организаций) для участия в экспертизе;»;
      дополнить подпунктами 11-3), 11-4) следующего содержания:
      «11-3) разработка и утверждение правил оформления экспертных заключений по проектам строительства объектов (технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации);
      11-4) проведение аккредитации и ведение реестра аккредитованных экспертных организаций;»;
      подпункт 18-1) изложить в следующей редакции:
      «18-1) аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также ведение реестра аттестованных экспертов;»;
      6) подпункт 16) пункта 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:
      «16) организация проведения комплексной градостроительной экспертизы проектов генеральных планов городов областного значения с расчетной численностью населения до ста тысяч жителей;»;
      7) подпункт 1) части второй пункта 9 статьи 60 изложить в следующей редакции:
      «1) соблюдения норм пожаро- и взрывобезопасности, надежности конструкций, устойчивости функционирования объекта и охраны труда, установленных законодательством Республики Казахстан и государственными нормативными документами, что должно подтверждаться экспертизой проектов;»;
      8) пункт 1 статьи 63 дополнить частью второй следующего содержания:
      «К проектам строительства также относится проектно-сметная документация, выполненная на основании результатов проведенного технического обследования и предназначенная для:
      1) капитального ремонта существующих объектов или реставрации зданий и сооружений, не относящихся к памятникам истории и культуры;
      2) реконструкции, расширения, модернизации или технического перевооружения эксплуатируемых объектов;
      3) постутилизации демонтируемых объектов, выработавших свой ресурс, за исключением сноса аварийных зданий и сооружений;
      4) консервации (расконсервации) незавершенных объектов, строительство которых было приостановлено.»;
      9) статью 64 исключить;
      10) дополнить главой 9-1 и статьями 64-1, 64-2, 64-3, 64-4, 64-5, 64-6, 64-7, 64-8, 64-9, 64-10, 64-11 следующего содержания:
      «Глава 9-1. Экспертиза проектов в области строительства и градостроительного планирования территорий
      Статья 64-1. Экспертиза проектов в области строительства и
                   градостроительного планирования территорий
      1. Экспертиза проектов в области строительства осуществляется экспертами, имеющими аттестат по соответствующим разделам (частям) проектной документации и работающими в экспертных организациях.
      Экспертиза проектов строительства осуществляется в соответствии с правилами проведения экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, установленными Правительством Республики Казахстан.
      Положительные заключения экспертизы являются основанием для утверждения технико-экономического обоснования строительства или проектно-сметной документации на строительство.
      2. Обязательной экспертизе подлежат:
      1) проекты градостроительного планирования развития и застройки территорий, требующие проведения государственной комплексной градостроительной экспертизы и подлежащие утверждению Правительством Республики Казахстан или местными представительными органами;
      2) технико-экономические обоснования и проектно-сметная документация, предназначенные для строительства зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций, финансируемых за счет бюджетных инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия бюджетных средств, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, а также средств негосударственных займов под государственную гарантию либо поручительство государства.
      3. По объектам и комплексам, которые предусматривается проектировать и строить поэтапно, экспертиза проектов может осуществляться по соответствующим этапам разработки данного проекта в режиме экспертного сопровождения. Порядок осуществления экспертного сопровождения устанавливается государственными нормативами, утверждаемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
      4. Проекты строительства технически несложных объектов, финансируемые без участия бюджетных средств или иных форм государственных инвестиций, не подлежат обязательной экспертизе по следующим объектам:
      1) индивидуальных жилых домов, выполненных лицами, имеющими лицензии, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения). Данное требование не распространяется на индивидуальное жилищное строительство в районах (зонах) повышенной сейсмической опасности или иных особых геологических (гидрогеологических) и геотехнических условий, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;
      2) временных строений, жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;
      3) хозяйственно-бытовых построек на территории индивидуальных приусадебных участков, а также на участках садовых и огороднических товариществ (обществ);
      4) благоустройства на приусадебных и дачных участках, не требующего изменения действующих инженерных сетей;
      5) мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажных зданий (сооружений) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возводимых из сборно-разборных конструкций и не требующих согласования с санитарно-эпидемиологическими службами;
      6) автостоянок открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, а также гаражей с боксами не более чем на две автомашины;
      7) перепланировок (переоборудования) помещений непроизводственного назначения, осуществляемых в существующих зданиях и не требующих изменения несущих конструкций;
      8) защиты инженерных сетей от электрокоррозии;
      9) капитального ремонта линейных инженерных сетей и сооружений на них, не требующего изменения их положения, отметок заложения, диаметра труб;
      10) малых архитектурных форм и ограждений территорий;
      11) открытых спортивных площадок, тротуаров, мощений вокруг зданий (сооружений);
      12) ремонта и замены единиц технологического или инженерного оборудования, по которым исчерпан технологический ресурс, и не требующих реконструкции или перепрофилирования предприятия (цеха);
      13) реконструкции (перепланировки, переоборудования) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), выполненных лицами, имеющими лицензии, и не требующих отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не снижающих расчетную прочность конструкций, не ухудшающих архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающих вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации, о чем имеется соответствующая запись автора проекта (главного инженера проекта, главного архитектора проекта);
      14) других технически несложных строений, предназначенных для личного пользования собственниками.
      По указанным проектам экспертиза может проводиться по усмотрению заказчика.
      5. Утверждение и дальнейшая реализация проектов, подлежащих обязательной экспертизе, без ее положительного заключения не допускается.
      6. Заказчик проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации) является и заказчиком экспертных работ по этому проекту. В случаях, предусмотренных законодательством о государственных закупках, в обязанности заказчика входит организация и проведение раздельных конкурсов на разработку, и экспертизу проектов строительства. Раздельные конкурсы проводятся в сроки, исключающие перерывы между изготовлением проекта и представлением его экспертной организации, определенной к этому времени победителем по результатам проведенного конкурса.
      7. Заказчик проектов, подлежащих экспертизе, но не относящихся к государственной монополии, и не являющихся предметом государственных закупок, вправе по своему усмотрению выбрать для проведения экспертизы любую аккредитованную экспертную организацию.
      8. Заказчики обязаны представить для проведения экспертизы полный комплект документов, предусмотренный государственными нормативами. Ответственность за достоверность документов, представленных для проведения экспертизы, несет заказчик.
      9. Экспертные организации создают экспертные комиссии (экспертные группы), а также привлекают внештатных специалистов (специализированные институты и организации), в том числе зарубежных экспертов, имеющих документы на право занятия экспертной деятельностью, выданные соответствующим органом зарубежного государства. Правила образования экспертных комиссий (экспертных групп), привлечения специалистов или специализированных институтов и организаций, зарубежных специалистов для участия в экспертизе устанавливаются в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
      Не допускается включение в состав экспертных комиссий или экспертных рабочих групп, а также привлечение для иной формы участия в экспертизе проектов специалистов, прямо или косвенно принимавших участие в подготовке и (или) разработке рассматриваемых проектов, либо являющихся представителями проектных организаций, их разработавших.
      10. Заказчики и проектировщики, а также эксперты или экспертные организации в случаях нарушения одной из сторон порядка ведения или подведения результата экспертизы проектов вправе обратиться в уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства с обоснованием этого обращения.
      При несогласии с результатами проведенной экспертизы заказчик может обжаловать заключение экспертов в судебном порядке.
      Статья 64-2. Стоимость и сроки проведения экспертизы
                   проектов строительства
      1. Экспертиза проектов строительства (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) осуществляется на основании договоров, заключаемых заказчиками экспертизы и экспертными организациями, с отнесением затрат на стоимость разработки рассматриваемого проекта.
      2. Стоимость экспертных работ, выполняемых государственной экспертной организацией, независимо от источника финансирования, определяется по ценам, утвержденным Правительством Республики Казахстан.
      3. Стоимость экспертных работ, выполняемых аккредитованными экспертными организациями, устанавливается в соответствии с договором между заказчиком и экспертной организацией.
      По договорам, выполняемых в рамках государственных закупок, стоимость экспертных работ не может быть ниже стоимости, определяемой по ценам, утвержденным Правительством Республики Казахстан.
      4. Порядок и продолжительность (сроки) проведения экспертизы технико-экономического обоснования строительства, а также проектно-сметной документации для строительства определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан, и являются едиными для всех субъектов экспертной деятельности в области проектирования объектов строительства.
      Статья 64-3. Виды экспертизы проектов
      1. Экспертиза проектов в области строительства и градостроительного планирования территорий подразделяется на следующие виды:
      1) экспертиза проектов строительства (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) осуществляемая аккредитованными экспертными организациями или экспертами, имеющими соответствующий аттестат;
      2) экспертиза проектов строительства (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) отнесенная к государственной монополии;
      3) комплексная градостроительная экспертиза – обязательная экспертиза градостроительных проектов различного уровня, осуществляемая:
      экспертными комиссиями, образуемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства по проектам, утверждаемым Правительством Республики Казахстан;
      экспертными группами, образуемыми соответствующими местными исполнительными органами по проектам, утверждаемым маслихатами;
      4) межгосударственная экспертиза проектов, представляющих взаимный интерес для двух и более государств-участников соответствующих международных договоров или межправительственных соглашений по проектированию и строительству объектов или градостроительному планированию смежных приграничных территорий, осуществляется международными экспертными комиссиями, создаваемыми уполномоченными органами заинтересованных государств.
      2. Проекты градостроительного планирования территорий (градостроительные проекты) различного уровня проходят комплексную градостроительную экспертизу в порядке, установленном настоящим Законом, а также государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства. Положительные заключения комплексной градостроительной экспертизы являются основанием для утверждения градостроительных проектов соответствующего уровня и их дальнейшей реализации.
      3. Порядок проведения межгосударственной экспертизы по проектам, затрагивающим интересы двух и более стран, устанавливается в соответствии с международным договором или межправительственными соглашениями.
      Статья 64-4. Экспертная деятельность, отнесенная к
                   государственной монополии
      1. К государственной монополии относится экспертиза:
      1) проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) для строительства:
      новых или изменения существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств или с участием иных форм государственных инвестиций;
      новых и изменения существующих потенциально опасных производственных зданий и сооружений, а также технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций, финансируемых без участия государственных инвестиций;
      2) сметной документации из состава технико-экономического обоснования или проектно-сметной документации, предназначенных для строительства объектов, финансируемых с участием государственных инвестиций, если по остальным частям проекта экспертиза проводится аккредитованной экспертной организацией.
      2. Экспертизу, относящуюся к государственной монополии, осуществляет государственная экспертная организация, которая не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью.
      3. Требования настоящей статьи не распространяются на объекты международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.
      Статья 64-5. Аккредитованные экспертные организации
      1. Аккредитованные экспертные организации проводят обязательную экспертизу проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства, за исключением проектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 64-4 настоящего Закона.
      2. Аккредитованные экспертные организации вправе проводить экспертизу как полного комплекта документов на проект в целом, так и отдельных частей (разделов) проекта с выдачей локальных экспертных заключений в случаях, если:
      1) строительство объектов должно проводиться поэтапно по проектно-сметной документации, разрабатываемой по соответствующим этапам, сопровождаемую поэтапным проведением экспертизы (экспертное сопровождение);
      2) строительство объектов (комплексов) предусматривается по пусковым комплексам или по очередям;
      3) строительство линейных сооружений инженерной или транспортной инфраструктуры разделяется на отдельные участки (отрезки).
      Локальные заключения экспертизы по отдельным частям (разделам) проекта не являются основаниями для утверждения проектно-сметной документации в целом, но используются в составе сводного экспертного заключения. Исключением для данного требования являются случаи, когда на основании результатов технического обследования требуется только разработка сметной документации для проведения капитального ремонта с целью восстановления эксплуатационных качеств путем замены изношенных элементов или инженерных систем на объекте.
      3. Экспертиза проектов строительства, не требующих обязательного ее проведения, по решению заказчика также может проводиться аккредитованной экспертной организацией.
      4. Аккредитованные экспертные организации не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, за исключением экспертной, предусмотренной настоящим Законом.
      Статья 64-6. Эксперты в области проектирования
                   объектов строительства
      1. Для получения аттестата на право занятия экспертной деятельностью в области проектирования объектов строительства физическое лицо должно иметь высшее образование по соответствующей специальности, стаж работы не менее пяти лет в области проектирования по соответствующему разделу (части) технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации на строительство объектов и пройти аттестацию с соответствии с правилами аттестации экспертов, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
      2. Аттестованный эксперт, не занимавшийся практической экспертной деятельностью в течение трех лет, допускается к осуществлению экспертной деятельности только после прохождения переаттестации.
      3. Эксперты, состоящие в штате аккредитованной экспертной организации, вправе продолжать по ранее заключенным договорам осуществлять экспертизу проектов в области проектирования объектов строительства единолично либо в составе группы экспертов в пределах специализаций, установленных их аттестатами.
      Статья 64-7. Учет аккредитованных экспертных организаций и
                   аттестованных экспертов
      Учет аккредитованных экспертных организаций и аттестованных экспертов осуществляется путем ведения реестров.
      Реестр аккредитованных экспертных организаций содержит совокупность информации о реквизитах юридического лица, дату выдачи и номер свидетельства об аккредитации; о наличии в штате аттестованных экспертов, специализирующихся по экспертизе различных разделов проектов, а также сведения о принятых в отношении данного юридического лица мерах воздействия, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      Реестр аттестованных экспертов содержит совокупность информации о личных данных эксперта, дату выдачи и номер аттестата, о специализации, образовании и стаже работы по профессии, а также сведения о принятых к эксперту мерах воздействия, предусмотренных законодательством, в том числе о лишении аттестата с признанием эксперта недобросовестным.
      Статья 64-8. Права, обязанности и ответственность субъектов
                   экспертной деятельности
      1. Права и обязанности экспертных организаций устанавливаются настоящим Законом и их уставами.
      2. Эксперт наделяется правом:
      1) участвовать в комплексной градостроительной экспертизе по проектам градостроительного планирования территорий в составе экспертных комиссий, создаваемых уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, или экспертных групп, создаваемых местными исполнительными органами;
      2) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от заказчиков и разработчиков раздела (части) проекта необходимые материалы и информацию;
      3) осуществлять экспертизу отдельных разделов (частей) проектов согласно профессиональной специализации, указанной в аттестате, составлять по ним локальные заключения, отзывать ранее выданные локальные заключения при невыполнении заказчиком оговоренных в выводах экспертного заключения условий (требований). Локальные заключения, составленные экспертом по отдельным частям (разделам) проекта, не являются основаниями для утверждения проектной (проектно-сметной) документации в целом, но используются в составе сводного экспертного заключения;
      4) заниматься научной, педагогической и творческой деятельностью.
      3. Эксперту запрещается:
      1) проводить экспертизу по проектам, в подготовке которых данный эксперт принимал прямое или косвенное участие либо выполненным с участием супруга или близких родственников;
      2) заниматься иными видами предпринимательской деятельности, связанными с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью;
      3) находиться в трудовых, финансовых или прочих зависимых отношениях с иными субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
      4) работать в двух и более экспертных организациях.
      4. Эксперт обязан:
      1) для осуществления профессиональной деятельности состоять в штате экспертной организации;
      2) соблюдать конфиденциальность и обеспечивать служебную и коммерческую тайну по рассматриваемым проектам, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;
      3) иметь персональную печать с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности, номера и даты выдачи аттестата;
      4) систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
      5) соблюдать профессиональную этику.
      5. В случаях выявления фактов некачественно проведенной экспертизы экспертные организации и эксперты несут ответственность за качество экспертных работ.
      За некачественные проекты, представленные на утверждение после проведения экспертизы, экспертные организации несут ответственность наряду с разработчиками проектов.
      Ответственность по всем имущественным обязательствам устанавливается в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
      6. Действие аттестата эксперта приостанавливается в случаях выдачи им положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектно-сметную документацию, не обеспечивающую устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов или без наличия исходных разрешительных документов, необходимых для проектирования.
      Приостановление действия аттестата эксперта производится решением уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства на основании представлений территориальных подразделений уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций, органов прокуратуры, следствия, дознания.
      Решение о приостановлении действия аттестата эксперта может быть обжаловано в суде.
      7. Лишение эксперта его аттестата осуществляется судом по представлению уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства в случаях повторной в течение года выдачи положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектно-сметную документацию, не обеспечивающую устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов или без наличия исходных разрешительных документов, необходимых для проектирования.
      8. За выдачу положительного экспертного заключения (экспертной оценки) по проектно-сметной документации, не соответствующей требованиям законодательства и государственных нормативов, экспертная организация несет предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан ответственность вместе с персональной ответственностью экспертов, положительно оценивших проектные решения, не обеспечивающие устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов.
      Статья 64-9. Независимость экспертной деятельности
      1. Эксперты в своей деятельности независимы от субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
      2. Никто не вправе вмешиваться в работу экспертов или экспертных организаций в ходе приемки документации на экспертизу, рассмотрения проектов, подготовке и оформлении экспертных заключений по ним, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
      3. Ответственность государственных органов и организаций, а также иных субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности за вмешательство в профессиональную деятельность экспертов и экспертных организаций устанавливается в соответствии с Законами Республики Казахстан.
      Статья 64-10. Требования к экспертным организациям
      1. Экспертные организации должны иметь в своем составе не менее пяти экспертов, аттестованных по специализациям, соответствующим основным разделам проекта.
      2. Экспертные организации после их государственной регистрации обязаны:
      1) пройти аккредитацию в порядке, установленном правилами аккредитации, утвержденными Правительством Республики Казахстан;
      2) в рамках ведения делопроизводства вести учет даты поступления документов на экспертизу и даты выдачи экспертных заключений.
      Статья 64-11. Профессиональное объединение аккредитованных
                    экспертных организаций
      1. Профессиональное объединение аккредитованных экспертных организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области проектирования объектов строительства, является некоммерческой организацией в форме ассоциации (союза) юридических лиц – Палаты, созданной для выражения и защиты их прав и законных интересов.
      2. Деятельность Палаты регулируется настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан о некоммерческих организациях и уставом. Финансирование деятельности Палаты осуществляется за счет уплаты членских взносов. Размер и порядок уплаты взносов определяется уставом.
      Взимание вступительных взносов не допускается.
      3. Высшим органом управления профессионального объединения (Палаты) является общее собрание (собрание представителей) его членов.
      4. Руководство профессиональным объединением осуществляют правление и председатель Палаты, избранные общим собранием членов (собранием представителей).
      5. К функциям профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций относится:
      1) представление, защита прав и законных интересов своих членов в государственных органах Республики Казахстан, а также в международных организациях;
      2) аккредитация экспертных организаций и ведение реестра аккредитованных экспертных организаций;
      3) проведение постоянно действующих курсов повышения квалификации экспертов;
      4) проведение анализа, обобщение и распространение положительного опыта работы экспертов и экспертных организаций;
      5) разработка кодекса этики экспертов и проверка его соблюдения;
      6) иные функции, предусмотренные уставом.
      6. Обязательным требованием является наличие официального интернет-ресурса профессионального объединения с информацией об аккредитованных экспертных организациях.»;
      11) пункт 4 статьи 66 изложить в следующей редакции:
      «4. Если условиями конкурса (тендера) по выбору подрядчика определено, что составление технико-экономических обоснований и разработка проектно-сметной документации входят в обязанности заказчика, то на момент проведения конкурса (тендера) на подрядные работы заказчик обязан иметь утвержденные в установленном порядке технико-экономические обоснования и проектно-сметную документацию, прошедшие необходимую обязательную экспертизу.»;
      12) пункт 10 статьи 68 изложить в следующей редакции:
      «10. Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектно-сметная документация проходит согласования, экспертизу и утверждения в соответствии с требованиями, установленными государственными нормативными документами.
      Экспертиза проектов проводится в соответствии с требованиями, установленными главой 9-1 настоящего Закона.».
      Статья 2. Заключительные и переходные положения
      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
      2. В Законе Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»:
      1) подпункт 11-4) статьи 20 утрачивает силу с момента начала работы профессионального объединения экспертных организаций;
      2) подпункт 1) пункта 1 статьи 64-4 вводится в действие с 1 июля 2015 года в следующей редакции:
      «1) проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) для:
      строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;
      реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих потенциально опасных, а также технически и (или) технологически сложных объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций;»;
      3) подпункт 1) пункта 1 статьи 64-4 вводится в действие с 1 января 2020 года в следующей редакции:
      «1) проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) для строительства новых:
      объектов, отнесенных к объектам межгосударственного (международного) значения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      уникальных объектов;
      технически и (или) технологически сложных зданий и сооружений, финансируемых за счет бюджетных средств или с участием иных форм государственных инвестиций.»;
      4) пункт 4 статьи 64-5 вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования;
      5) пункт 3 статьи 64-6 вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования в следующей редакции:
      «3. Эксперты не имеют права осуществлять единолично экспертную деятельность, за исключением случаев привлечения их в качестве внештатных экспертов по договору с другой аккредитованной или государственной экспертной организацией, а также выполнения экспертиз отдельных разделов (частей) проекта по поручению руководства экспертной организации.».

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.