Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам защиты прав потребителей
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст. 92; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145, 146; 2015 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 6; Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 8 апреля 2015 г.; Закон Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 28 апреля 2015 г.; Закон Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 29 апреля 2015 г.; Закон Республики Казахстан от 5 мая 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 7 мая 2015 г.; Закон Республики Казахстан от 19 мая 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимальных социальных стандартов и их гарантий», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 21 мая 2015 г.):
1) абзац второй части второй статьи 415 изложить в следующей редакции:
«влечет штраф на физических лиц в размере сорока пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере четырехсот месячных расчетных показателей, с лишением аттестата аккредитации, аттестатов экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации, с приостановлением деятельности или без такового, с конфискацией продукции или без таковой.»;
2) абзац второй части второй статьи 425 изложить в следующей редакции:
«влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без таковой.»;
3) часть первую статьи 715 изложить в следующей редакции:
«1. Органы, осуществляющие государственный контроль в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 203, 415 (частью первой), 417 (частями второй, третьей, четвертой и пятой), 418, 419 (частью первой), 464 (частью первой), 638 (частью первой) настоящего Кодекса.»;
4) дополнить статьей 715-1 следующего содержания:
«Статья 715-1. Уполномоченный орган по защите прав
потребителей
1. Уполномоченный орган по защите прав потребителей рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 193 (частью первой), 415 (подпункты 1), 2), 3) части первой) настоящего Кодекса.
2. Административные взыскания вправе налагать руководитель ведомства центрального уполномоченного государственного органа по защите прав потребителей и его заместители, а также руководители территориальных органов и их заместители.»;
5) часть первую статьи 804 дополнить подпунктом 64) следующего содержания:
«64) уполномоченного органа по защите прав потребителей и его территориальных органов (статьи 193 (часть третья), 415 (часть вторая).».
2. В Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 2-3, ст. 25; 2001 г., № 20, ст. 258; 2002 г., № 5, ст. 50; 2004 г., № 5, ст. 29; № 13, ст. 74; 2005 г., № 17-18, ст. 73; 2006 г., № 3, ст. 22; № 24, ст. 148; 2007 г., № 2, ст. 18; № 12, ст. 86; № 13, ст. 100; № 19, ст. 147; 2008 г., № 13-14, ст. 55; № 21, ст. 97; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84; № 22, ст. 94; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 7; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 8, ст. 64; № 15, ст. 97; 2013 г., № 5-6, ст. 30; № 14, ст. 72; № 15, ст. 81; 2014 г., № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 94, 96; № 23, cт. 143):
дополнить статьей 15-1 следующего содержания:
«Статья 15-1. Особенности разработки и принятия нормативных
правовых актов, затрагивающих интересы
потребителей
1. Центральные государственные, местные представительные и исполнительные органы направляют проект нормативного правового акта, затрагивающего интересы потребителей, в экспертные советы по вопросам защиты прав потребителей с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
Срок, устанавливаемый государственными органами для представления экспертного заключения на проект нормативного правового акта, затрагивающего интересы потребителей, не может быть менее десяти рабочих дней с момента его поступления в экспертный совет по вопросам защиты прав потребителей.
2. Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы потребителей, должна содержать результаты расчетов, подтверждающих необходимость снижения и (или) увеличения расходов потребителей в связи с введением в действие нормативного правового акта.
3. Экспертные заключения представляют собой консолидированное мнение членов экспертного совета, носят рекомендательный характер и являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
Экспертные заключения представляются на казахском и русском языках.
4. Государственный орган при согласии с экспертным заключением вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения и (или) дополнения.
В случае несогласия с экспертным заключением, государственный орган направляет членам экспертного совета по вопросам защиты прав потребителей ответ с обоснованием причин несогласия. Такие ответы с обоснованием являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия.
В случаях, когда по проекту нормативного правового акта представлено экспертное заключение с замечаниями и член экспертного совета требует проведения заседания экспертного совета, проведение такого заседания является обязательным.
При этом заседания экспертного совета могут проводиться путем непосредственного созыва членов экспертного совета либо проведения интернет-конференции в режиме реального времени.
5. Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб потребителям.
6. Процедуры, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательными условиями принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потребителей.».
3. В Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 24, ст. 174; 2006 г., № 15, ст. 92; № 16, ст. 102; 2007 г., № 12, ст. 88; 2009 г., № 17, ст. 79, 82; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 11, ст. 102; 2012 г., № 3, ст. 25; № 14, ст. 92; 2013 г., № 8, ст. 50; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 2, ст. 11; № 11, ст. 65; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; Закон Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 28 апреля 2015 г.):
статью 13 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Запрещается реклама строящегося, а также введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующая его проектной документации и классификации жилых зданий, предусмотренной государственными строительными нормами и правилами.».
4. В Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 6, ст. 44; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 23, ст. 141; 2009 г., № 17, ст. 80; № 18, ст. 84; № 24, ст. 129; 2010 г., № 15, ст. 71; 2011 г., № 2, ст. 26; № 11, ст. 102; 2012 г., № 2, ст. 11, 14; № 15, ст. 97; 2013 г., № 14, ст. 75; № 15, ст. 81; № 21-22, ст. 114; 2014 г., № 1, ст. 4; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, cт. 143):
статью 1 дополнить подпунктами 24) и 25) следующего содержания:
«24) распродажа – реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам;
25) уцененный товар – товар, реализуемый по сниженной цене в связи с наличием недостатка, устранением недостатка.»;
статью 12 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Порядок торговли путем распродажи или уценки устанавливаются правилами внутренней торговли.».
5. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 17, ст. 102; 2006 г., № 3, ст. 22; № 7, ст. 38; № 13, ст. 87; № 24, ст. 148; 2007 г., № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г., № 13-14, ст. 62; № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 21; № 12, ст. 85; № 14, ст. 92; № 15, ст. 97; 2013 г., № 4, ст. 21; № 14, ст. 75; № 15, ст. 79; 2014 г., № 10, ст. 52; № 12, ст. 82; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, cт. 122; № 23, cт. 143):
пункт 1 статьи 18 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
«Энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу тепловой энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную электрическую энергию.
Энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную тепловую энергию.».
6. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О долевом участии в жилищном строительстве» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 16, ст. 101; 2007 г., № 2, ст. 18; 2009 г., № 17, ст. 79; № 23, ст. 100; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 14, ст. 72; 2014 г., № 1, ст. 4; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, cт. 143):
статью 15 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Запрещается реклама строящегося, а также введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующая его проектной документации и классификации жилых зданий, предусмотренной государственными строительными нормами и правилами.».
7. В Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 9, ст. 43; 2011 г., № 11, ст. 102; 2014 г., № 1, ст. 4; № 21, cт. 122; № 22, cт. 128; № 23, cт. 143):
1) в статье 1 подпункты 5), 7), 9), 11), 15) и 16) изложить в следующей редакции:
«5) гарантийный срок – период времени, установленный изготовителем (исполнителем), законодательством или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, который исчисляется со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которого продавец (исполнитель) гарантирует качество товара (результата работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;»;
«7) срок службы – период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;»;
«9) срок хранения – период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;»;
«11) товар – продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для индивидуального потребления или использования потребителем, электрическая и тепловая энергия, газ, вода, поставляемые для индивидуального потребления, в том числе недвижимость;»;
«15) потребитель – любое физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для удовлетворения своих личных, семейных, домашних и иных потребностей, не связанных с предпринимательской или профессиональной деятельностью;
16) уполномоченный орган в области защиты прав потребителей (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и регулирование в сфере защиты прав потребителей, контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям;»;
дополнить подпунктами 17) и 18) следующего содержания:
«17) общественное объединение потребителей – общественное объединение, основной целью создания которого является защита прав и законных интересов потребителей;
18) экспертный совет по вопросам защиты прав потребителей (далее – экспертный совет) – консультативно-совещательный орган, создаваемый при центральных государственных и местных исполнительных и представительных органах для организации работы по:
получению экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потребителей;
выработке предложений о совершенствовании законодательства и деятельности государственных органов с целью защиты прав потребителей, в том числе устранению административных барьеров.»;
2) пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан, за исключением положений настоящего Закона в отношении прав и полномочий общественных объединений потребителей.»
3) дополнить статьей 2-1 следующего содержания:
«Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей
Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов:
1) защиты потребителей от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу;
2) приоритета экономических прав и законных интересов потребителей и защиты этих интересов;
3) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
4) обеспечения условий реализации права на свободу выбора товара (работы, услуги);
5) просвещения потребителей;
6) справедливости процесса обжалования действий и решений, ограничивающих права потребителей.»;
4) статью 4 дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:
«1-1) не реже двух раз в год рассматривает на заседаниях вопросы защиты прав потребителей;
1-2) ежегодно не позднее 1 июня направляет в Администрацию Президента Республики Казахстан годовой отчет о состоянии защиты прав потребителей;»;
5) статьи 5 и 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей;
5) проводит полугодовой, годовой анализ жалоб потребителей и ежегодный анализ деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей;
6) вносит предложение государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;
7) осуществляет информирование, консультирование и просвещение потребителей;
8) возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях;
9) выдает в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, предписания продавцам, (исполнителям, изготовителям) по устранению выявленных нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
10) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям;
11) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;
12) ежегодно не позднее 1 мая направляет в Правительство Республики Казахстан годовой отчет о состоянии защиты прав потребителей;
13) участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам защиты прав потребителей;
14) взаимодействует с экспертными советами по выработке предложений о совершенствовании законодательства Республики Казахстан и деятельности государственных органов с целью защиты прав потребителей, в том числе устранению административных барьеров;
15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция государственных органов
Государственные органы в пределах своей компетенции:
1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей;
2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
3) согласовывают с уполномоченным органом проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы потребителей;
4) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
5) осуществляют информирование, консультирование и просвещение потребителей;
6) информируют потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности;
7) представляют в уполномоченный орган не позднее 1 марта ежегодную и не позднее 1 сентября полугодовую информацию по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей и деятельности в сфере защиты прав потребителей;
8) обращаются в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;
9) ежегодно размещают в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей;
10) создают и организуют деятельность экспертных советов;
11) анализируют законодательство Республики Казахстан на предмет необходимости его совершенствования по вопросам защиты прав потребителей и по его итогам разрабатывают проекты нормативных правовых актов;
12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.»;
6) дополнить статьями 6-1 и 6-2 следующего содержания:
«Статья 6-1. Экспертные советы при государственных органах
1. В экспертные советы при центральных государственных органах входят представители общественных объединений потребителей.
В экспертные советы при местных представительных и исполнительных органах входят представители общественных объединений потребителей и территориального подразделения уполномоченного органа по защите прав потребителей.
Заседания экспертных советов проводятся по мере необходимости.
2. Составы экспертных советов при центральных государственных и местных представительных и исполнительных органах утверждаются решениями руководителей государственных органов.
3. Государственный орган, разрабатывающий нормативный правовой акт, затрагивающий интересы потребителей, вносит его на рассмотрение экспертного совета, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты.
4. Рассмотрение проекта нормативного правового акта экспертным советом может осуществляться без проведения заседания путем его рассылки членам экспертного совета.
5. На рассмотрение экспертного совета может быть вынесен любой вопрос, затрагивающий интересы потребителей, в случае, если данный вопрос относится к компетенции соответствующего государственного органа.
Статья 6-2. Организация и порядок осуществления
государственного контроля за соблюдением
требований, установленных техническими регламентами
и нормативными документами по продукции и услугам,
реализуемым потребителям
Государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».»;
7) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Право на свободное заключение договоров на
приобретение товаров (выполнение работ и оказание
услуг)
1. Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).
Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).
2. Договор на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенный с потребителем, должен не противоречить законодательству Республики Казахстан и соответствовать следующим требованиям:
1) четко определять предмет договора;
2) содержать условия приобретения товаров (выполнения работ и оказания услуг);
3) определять права и обязанности потребителя;
4) определять соответствующие права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя);
5) содержать основания и сроки возврата и (или) обмена товара;
6) содержать условия и сроки возврата оплаченной суммы за товар (работу, услугу) и (или) возмещения в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков приобретенного товара (работы, услуги);
7) содержать гарантийный срок, сроки годности, хранения и (или) службы товара (работы);
8) текст договора должен быть напечатан единым шрифтом на казахском и русском языках, одинакового цвета, без сносок более мелким шрифтом;
9) не содержать условия, нарушающие права потребителя;
10) не содержать условия и определения, не имеющие смысловой и правовой нагрузки и отношения к предмету договора;
11) быть предельно кратким, понятным, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.»;
8) дополнить статьей 8-1 следующего содержания:
«Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при
заключении договора
1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договора с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.
2. Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:
1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;
2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;
3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);
4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше пятидесяти процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору;
5) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права по своему усмотрению изменять условия договора;
6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;
7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права на расторжение договора, заключенного с потребителем на неопределенный срок, без уведомления его об этом, кроме случаев, установленных законодательством Республики Казахстан;
8) установление требований, обязательств и финансовых условий в других договорах;
9) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;
10) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;
11) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;
12) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;
13) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без согласия потребителя, если это может стать следствием уменьшения установленных договором гарантий и обязательств;
14) иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей.
3. Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.
4. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом (исполнителем, изготовителем) в связи с использованием последним преимуществ своего положения.
5. Любой заключенный между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний.»;
9) пункт 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«1. Потребитель вправе в течение четырнадцати календарных дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).
Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.»;
10) в статье 17:
пункт 2 дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:
«Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Если в дате изготовления товара указаны только месяц и год или год изготовления товара, днем его изготовления считается соответственно последний день месяца или года.»;
дополнить пунктами 3, 4, 5, 6 и 7 следующего содержания:
«3. Для сезонных товаров (одежды, обуви, меховых изделий и прочих) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона:
1) с 1 апреля – для товаров весенне-летнего ассортимента;
2) с 1 сентября – для товаров осенне-зимнего ассортимента.
Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются:
1) для зимней – с 15 ноября;
2) для весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября;
3) для летней – с 1 мая.
Правила исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров, имеющих иную сезонную классификацию, устанавливаются договором. Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона. Если в сезонном товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.
При продаже товаров путем электронной торговли, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара исчисляется со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, – со дня его установки (подключения) или сборки.
Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (изготовителя), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара не исчисляется до устранения продавцом (изготовителем) таких обстоятельств. Если день передачи (доставки), установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
4. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.
В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
5. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.
6. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 15 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
7. В случае обнаружения производственных, рецептурных и иных недостатков, не связанных с износом, старением и другими физическими процессами в товаре, по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества – трех лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором, потребитель вправе предъявить изготовителю требования о недостатках товара, если докажет, что недостатки возникли до реализации товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанные требования могут быть предъявлены, если недостатки в товаре обнаружены в пределах установленного на товар гарантийного срока или в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара, если гарантийный срок не установлен.»;
11) дополнить статьями 17-1, 17-2 и 17-3 следующего содержания:
«Статья 17-1. Устранение недостатков товара изготовителем
(продавцом)
1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом) в течение десяти календарных дней. Срок устранения недостатков товара, определяемый договором, не может превышать десяти календарных дней.
В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в срок, стороны могут заключить договор о продлении срока на десять календарных дней. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования, специалиста и другого не являются основанием для освобождения от ответственности за нарушение срока.
2. В случае устранения недостатков товара, гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар находился на устранении недостатков. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи товара. При выдаче товара изготовитель (продавец) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о продлении гарантийного срока.
3. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части, гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на замененные части, если он больше гарантийного срока самого товара.
Статья 17-2. Замена товара ненадлежащего качества
1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене, продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) – в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором.
Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение десяти календарных дней со дня предъявления такого требования.
По требованию потребителя продавец (изготовитель) в течение трех календарных дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товара аналогичный товар, отвечающий этим же потребительским свойствам, обеспечив доставку за свой счет.
2. Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара. Продавец (изготовитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара.
При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.
3. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
Статья 17-3. Сроки удовлетворения отдельных требований
потребителя
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение десяти календарных дней со дня предъявления соответствующего требования.»;
12) часть вторую статьи 18 изложить в следующей редакции:
«Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото и видеофиксацию, в подтверждение факта заключения договора или его условий.»;
13) статью 23 изложить в следующей редакции:
«Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя,
исполнителя) по установлению гарантийного срока
1. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу, услугу) гарантийный срок, если иное не определено законодательством Республики Казахстан, в течение которого в случае обнаружения недостатка товара (работы, услуги) изготовитель (исполнитель) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные настоящим Законом.
2. Продавец вправе увеличить гарантийный срок, установленный изготовителем (исполнителем), но не вправе уменьшать его.
3. Продавец (изготовитель, исполнитель) вправе принять обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются продавцом (изготовителем, исполнителем).
4. Продавец обязан установить на товар гарантийный срок, если изготовитель (исполнитель) не выполнил предусмотренную законодательством Республики Казахстан обязанность по его установке или выполнил ее ненадлежащим образом.
5. Гарантийное обязательство не прекращается в случае невозможности выполнения такого обязательства ввиду отсутствия необходимых для его выполнения материалов, комплектующих или запасных частей.»;
14) в статье 24:
дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
«6-1) в случаях, когда требуется письменная форма договора, заключать договора с потребителями в соответствии с общими требованиями к оформлению договора, установленными настоящим Законом;»;
дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:
«Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.
Запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан:
1) ограничивать права потребителей в отношении фото-, видеосьемки;
2) осуществлять досмотр потребителя и его вещей.»;
15) в статье 25:
пункт второй изложить в следующей редакции:
«2. Продавец (изготовитель) обязан своевременно сообщать о товаре надлежащего качества, не подлежащем обмену или возврату в соответствии с пунктом 1 статьи 30 настоящего Закона.»;
дополнить пунктами 5, 6, 7, 8, 9 и 10 следующего содержания:
«5. Информация о товаре должна быть размещена в местах, где она реализуется, а также доводиться до потребителя с помощью средств связи, если товар реализуется путем электронной торговли.
6. Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации о товаре.
7. Потребителю должна предоставляться информация о сертификации продукции, которая подлежит обязательной сертификации.
8. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан сообщить потребителю информацию о товаре и возможных последствиях, которые при определенных условиях могут быть опасными для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.
9. Продавец обязан доводить до сведения потребителей информацию о товарах производства Республики Казахстан и обеспечить к ним свободный доступ на равных с товарами производства других стран.
10. Информация, предоставленная на одном языке, либо на иностранном языке, считается не предоставленной.»;
16) статью 26 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя на видном месте адрес и номер телефона органа, наделенного функциями по защите прав потребителей, о правилах реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также информацию об обязательности требования у продавца кассового чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги).»;
17) пункт 1 статьи 28 изложить в следующей редакции:
«1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя). Запрещается принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) в ненужном ему количестве и (или) ассортименте.»;
18) статью 29 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
«6. Запрещается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги) с недостатками, наличие которых является нарушением установленных законодательством Республики Казахстан требований по его безопасности.
7. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт товара, а также выпуск и поставку запасных частей для организации, которые осуществляют техническое обслуживание и ремонт, в необходимом объеме и ассортименте в течение всего срока его производства.»;
19) статью 30 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат товара, проданного с истекшим сроком годности, не соответствующего требованиям, установленным техническими регламентами, нормативными документами по продукции, в том числе выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, не зависимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар.»;
20) статью 31 дополнить пунктами 5, 6 и 7 следующего содержания:
«5. В связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний изготовителя (исполнителя) выявить их особые свойства и характеристики, вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению.
6. Продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя также, если товар предоставлен, продан, а услуга оказана безвозмездно или по сниженной цене.
7. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности при предъявлении доказательств, что вред причинен вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения товара (работы, услуги).»;
21) статью 32 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Продавец (исполнитель, изготовитель) должен предупреждать потребителя об установленном сроке использования (сроке годности, службы) товара (результате работ, услуги) или его части, обязательных условиях его использования и возможных последствиях в случае их невыполнения, а также о необходимых действиях по окончании этого срока.»;
22) статью 35 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
«6. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
7. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги), потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) гарантийного срока или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если гарантийный срок не установлен.»;
23) статью 36 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, исполнитель имеет право потребовать увеличения установленной сметы. Если потребитель не дал согласия на превышение сметы, исполнитель вправе расторгнуть договор по усмотрению сторон или в судебном порядке.»;
24) пункт 1 статьи 38 изложить в следующей редакции:
«1. Если работа выполняется полностью или частично из материала потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала, правильное его использование.
В договоре о выполнении работы (оказании услуги) или ином документе, подтверждающем факт выполнения работы (оказания услуги), должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала потребителя, определяемые соглашением сторон.»;
25) статью 39 изложить в следующей редакции:
«Статья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги)
1. Форма и порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги) определяются по соглашению между потребителем и исполнителем, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
2. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
3. Потребитель вправе отказаться от оплаты дополнительных работ (услуг), исполненных без его согласия, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.»;
26) дополнить статьей 39-1 следующего содержания:
«Статья 39-1. Электронная торговля
1. Договор купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара (работы, услуги) посредством информационных технологий.
2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация о товаре, предусмотренная статьями 25, 26 настоящего Закона, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
3. Потребитель вправе отказаться от товара (работы, услуги) в любое время до его передачи (выполнения работы, оказания услуги), а после передачи непродовольственного товара (выполнения работы, оказания услуги) в течение четырнадцати календарных дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена на бумажном носителе или в электронной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара, в течение четырнадцати календарных дней со дня начала выполнения работы (оказания услуги).
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также представлен документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять календарных дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
4. Если другое не предусмотрено договором, продавец должен поставить потребителю товар в течение тридцати календарных дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.
В случае невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара, продавец должен немедленно сообщить об этом потребителю, но не позднее десяти календарных дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.
5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены статьями 15, 16, 17, 30, 31, 35 настоящего Закона.»;
27) статью 40 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Запрещается финансирование общественных объединений потребителей, а также их ассоциаций (союзов) субъектами частного предпринимательства.»;
28) статью 41 изложить в следующей редакции:
«Статья 41. Права общественных объединений потребителей,
ассоциаций (союзов)
1. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:
1) вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;
2) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;
3) изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);
4) осуществлять прием заявлений, жалоб;
5) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;
6) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;
7) предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей;
8) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;
9) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов;
10) участвовать в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потребителей, стандартов и нормативных технических документов, устанавливающих обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг);
11) изучать и направлять в соответствующие государственные органы информацию по соблюдению прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания;
12) вносить в соответствующие государственные органы информацию с приложением подтверждающих нарушения документов для принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;
13) предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных объединений потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан;
14) распространять информацию о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
15) вносить в соответствующие государственные органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным действующим законодательством Республики Казахстан требованиям;
16) участвовать совместно с соответствующими государственными органами в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
17) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям;
18) представлять через своих членов интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем);
19) вносить предложения и замечания по размещенным на интернет-ресурсе государственных органов проектам нормативных правовых актов, затрагивающим права и законные интересы потребителей.
2. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) представляют по запросу уполномоченного органа информацию о:
1) количестве и содержаниях жалоб потребителей;
2) мероприятиях, проведенных в уставных целях.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан