Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития по реализации проекта "Реформирование системы экологических платежей. Анализ соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане" на 2018 - 2019 годы.
2. Уполномочить Министра энергетики Республики Казахстан Бозумбаева Каната Алдабергеновича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития по реализации проекта "Реформирование системы экологических платежей. Анализ соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане" на 2018 - 2019 годы, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Одобрен постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2018 года № 314 Проект |
Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития по реализации проекта "Реформирование системы экологических платежей. Анализ соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане" на 2018 - 2019 годы
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, здесь и далее по отдельности именуемые "Сторона" или вместе именуемые "Стороны", согласились о нижеследующем:
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) осуществляет проект "Реформирование системы экологических платежей. Анализ соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане" на 2018 - 2019 годы (далее – проект), предусмотренный в приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР выполняет в рамках проекта.
3. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты подписания и прекращает свое действие 31 декабря 2019 года.
Статья 2. Бюджетные и финансовые механизмы
Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР 132875 евро (сто тридцать две тысячи восемьсот семьдесят пять евро) на покрытие расходов, связанных с реализацией проекта, как указано в приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
Взнос выплачивается в два этапа:
1) первый взнос в размере 66437,5 евро (шестьдесят шесть тысяч четыреста тридцать семь целых и пять десятых евро) выплачивается в полном объеме после подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета-фактуры от ОЭСР;
2) второй взнос в размере 66437,5 евро (шестьдесят шесть тысяч четыреста тридцать семь целых и пять десятых евро) выплачивается при получении соответствующего счета-фактуры от ОЭСР и итогового отчета в конце проекта.
ОЭСР будет администрировать этот взнос в соответствии с финансовыми положениями и другими соответствующими правилами, политиками и процедурами ОЭСР, которые в настоящий момент предусматривают оплату возмещения административных затрат в размере 6,3 % от общей суммы взноса. Расход будет отражен на счетах ОЭСР согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета и может проверяться во время аудита в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
Статья 3. Описание работ и отчетности
1. ОЭСР выполняет проект, как описано в прилагаемом приложении, являющемся его неотъемлемой частью.
2. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит в Правительство Республики Казахстан предварительный нарративный отчет о ходе реализации проекта и предварительный финансовый отчет по расходам.
3. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит в Правительство Республики Казахстан окончательный нарративный отчет о ходе реализации проекта
4. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования к финансовой отчетности соблюдаются в отчете о затратах в соответствии со стандартным форматом отчетности ОЭСР.
Стороны предоставляют друг другу помощь и информацию, необходимую для осуществления проекта.
Любой обмен информацией между Сторонами адресуется:
для Правительства Республики Казахстан: Министерство энергетики Республики Казахстан – 010000,г. Астана, район "Есиль", ул. Кабанбай батыра, дом № 19, тел.: +7 (7172) 78-68-01, + 7 (7172) 74-01-98, + 7 (7172) 74-08-85, факс: + 7 (7172) 97-69-43, эл.адрес: kence@energo.gov.kz; a.shalabekova@energo.gov.kz, m.yesmurzina@energo.gov.kz.
для ОЭСР: Отдел "Зеленого Роста" и Глобальных Связей Директората по охране окружающей среды, 75775, Франция, Париж Cedex 16, 2, rue André-Pascal, эл.адрес: kumi.kitamori@oecd.org.
Статья 5. Использование результатов проекта
1. Результаты проекта в любой форме остаются исключительной собственностью ОЭСР.
2. При соблюдении прав третьих сторон, а также правил и политик ОЭСР относительно классификации и исключения из классификации документов, если применимо, ОЭСР передает Правительству Республики Казахстан неисключительное, безотзывное право на использование, копирование и распространение бумажных копий заключительного отчета по проекту для любых государственных некоммерческих целей. Правительство Республики Казахстан также может размещать на своем веб-сайте и распространять заключительный отчет.
3. Правительство Республики Казахстан всегда должным образом признает авторское право ОЭСР, где это необходимо.
4. ОЭСР оставляет за собой право первой публикации заключительного отчета на английском языке и формы такой публикации.
5. Публикация заключительного отчета будет согласованa с Правительством Республики Казахстан и включать в себя признание вкладa Правительства Республики Казахстан в проект, символ Правительства Республики Казахстан, который размещается на оборотной стороне обложки публикации или внутри публикации рядом с указанным выше признанием.
6. Любые данные или информация, являющиеся собственностью Правительства Республики Казахстан, представленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию с целью подготовки своего отчета и для осуществления проекта.
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из/или в отношении толкования, применения или выполнения настоящего Соглашения, включая существование, действительность или расторжение, которые не могут быть разрешены путем переговоров, разрешаются окончательным арбитражным разбирательством, имеющим обязательную силу, в соответствии с факультативными правилами арбитражного суда для международных организаций и государств постоянной палаты третейского суда, действительными на дату заключения настоящего Соглашения. Количество судей – один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами. Если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, все производство и подаваемые объяснения должны быть на английском языке.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как отказ от иммунитетов и привилегий ОЭСР как международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются его неотъемлемыми частями.
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами, действует до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него.
Совершено в шести подлинных экземплярах, по два экземпляра на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахским, русским и английским текстами, вариант на английском языке является единственной подлинной версией.
Приложение к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития по реализации проекта "Реформирование системы экологических платежей. Анализ соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане" на 2018-2019 годы |
Техническое задание
на проект "Реформирование системы экологических платежей. Анализ соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане" на 2018-2019 годыв рамках реализации Страновой программы между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития Общая информация
Экономический механизм природопользования, действующий в Республике Казахстан, не оказывает заметного воздействия на снижение уровня загрязнения окружающей среды. Основные элементы механизма – система платежей, традиции планирования, нормативная база, лежащая в основе лимитирования эмиссий загрязняющих веществ – создавались в конце 80-х и начале 90-х годов.На сегодняшний день основные характеристики данного механизм не соответствуют радикально изменившимся экономическим отношениям.
Внесение единых ставок платежей за эмиссии загрязняющих веществ в Налоговый кодекс сыграло положительную роль в долгосрочном планировании инвестиций, но целевое назначение платежей по-прежнему носит фискальный, а не стимулирующий характер. Платежи в Республике Казахстан достаточно велики для предпринимателей, однако никаких стимулирующих мер нет.
Расчет ущерба окружающей среде практически всегда осуществляется косвенным методом на основе установленных коэффициентов и не адекватен реальному воздействию. Иногда суммы ущерба окружающей среде в несколько раз превышают величины балансовой стоимости компании, что не соразмерно с ее финансовым положением.
Процедуры лимитирования эмиссий на основе нормативов предельно допустимых загрязнений не обеспечивают соблюдения санитарно-экологических условий в атмосфере городов и речных бассейнов, где фоновые загрязнения уже вышли за пределы нормативных значений, поскольку отсутствуют процедуры корректировки лимитов на основе сводных расчетов. Законодательство предъявляет одинаковый уровень требований ко всем предприятиям, игнорируя различия в их экологической опасности и экономических возможностях. В сочетании с завышенными природоохранными требованиями это формирует значительные прогнозные потребности в инвестициях, трудновыполнимые, в том числе и для развитых стран. Обусловленный этим разрыв между природоохранными потребностями и экономическими возможностями приводит к массовому невыполнению предприятиями даже минимально необходимых экологических требований.
В Казахстане в 2016 году внедрен принцип механизма расширенных обязательств производителей (импортеров) (далее - РОП). Согласно экологическому законодательству производители и импортеры автотранспортных средств, упаковки, электрического и электронного оборудования обязаны обеспечить организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров).
В Казахстане выбор инструментов и варианты проведения реформы рассматриваются вне зависимости от конкретных природоохранных задач. Данный подход существенно отличается от подхода к выбору и разработке инструментов природоохранной политики в странах ОЭСР, где отправной точкой обычно становится конкретная природоохранная проблема, требующая решения. После того, как в соответствии с этой проблемой определены природоохранные задачи, обычно выбирается адекватный пакет инструментов природоохранной политики, которые затем детально прорабатываются. Экономические инструменты редко используются изолированно; в целях решения конкретной проблемы они применяются либо в составе пакета регулирующих инструментов прямого действия и других вспомогательных программ либо параллельно с таким пакетом. Для решения различных видов природоохранных проблем и в связи с различными видами загрязняющих веществ следует применять различные виды и комбинации инструментов природоохранной политики.
Также в Казахстане действуют экономические инструменты, как платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов, обязательное экологическое страхование, финансирование природоохранных мероприятий, экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
В целях соответствия критериям Комитета по политике в сфере окружающей среды ОЭСР требуется содействие для изучения принципа "загрязнитель платит" с целью обеспечения полного и четкого понимания соответствия международным требованиям действующей практики в Казахстане. Данный обзор позволит государственным органам и общественным объединениям принимать взвешенные решения развития политики окружающей среды в целом для Казахстана и его регионов.
2.Цели проекта
Совершенствование экономического механизма природопользования путем реформирования системы экологических платежей и проведения анализа соблюдения принципа "загрязнитель платит" в Казахстане.
3. Охват проекта
Реализация проекта предполагается в три этапа:
1) фаза предварительного обзора и анализа;
2) подготовка аналитического отчета;
3) обсуждение результатов анализа и представление окончательной версии аналитического отчета.
Предварительный обзор и анализ включают:
консультации с Министерством энергетики, центральными государственными и местными исполнительными органами, ассоциациями природопользователей для более детального определения охвата проекта;
проведение первой встречи с участием основных заинтересованных сторон в Казахстане, на которой будет представлен проект и обсуждается охват проекта(в ходе дискуссии будут определены основные проблемы,насколько это возможно на этом этапе, но при этом будут, как минимум, четко определены охват, цели и задачи проекта);
обзор текущей ситуации в секторе на основе анализа доступных материалов, в частности, государственных стратегических документов и документов по вопросам политики, планов, нормативов по разработке среднесрочных программ бюджетных расходов, опубликованных и неопубликованных отчетов и прочих материалов как национальных, так и международных;
проведение ряда двухсторонних встреч и консультаций с представителями соответствующих государственных, негосударственных и международных организаций для дальнейшего уточнения элементов исследования, сбора данных и информации.
Подготовка аналитического отчета включает:
подготовку проекта отчета, который охватывает, в частности, следующие основные элементы:
1) анализ эффективности применяемых в Казахстане экономических механизмов регулирования в сфере охраны окружающей среды;
2) анализ соответствия экономических механизмов, применяемых в Казахстане и используемых в международной практике, основополагающим правилам и принципам ОЭСР;
3) зарубежный опыт налогообложения и экономических механизмов мотивирования предприятий инвестировать в экологически чистые технологии;
4) предложения по изменению законодательства для стимулирования инвестиций в новые технологии в целях достижения наилучшего производственного и экологического эффекта;
проведение заключительной встречи с заинтересованными сторонами и привлечение отраслевых ассоциаций и организации для обсуждения результатов проекта, на которой будет представлен проект отчета и согласована ее окончательная структура;
пересмотр отчета с учетом комментариев партнеров в Казахстане.
4. Описание реализации проекта
Проект будет реализовываться в тесном сотрудничестве с Министерством энергетики Республики Казахстан (далее–местный координатор), а также министерствами финансов и национальной экономики, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" и заинтересованными отраслевыми ассоциациями. ОЭСР и Национальный координатор организуют встречу с заинтересованными сторонами при участии различных организаций для дальнейшего обсуждения охвата программы, работа над которой будет осуществляться в рамках этого проекта и ее отдельных элементов.
Проект будет реализовываться группой международных консультантов под руководством менеджера проекта от ОЭСР и при его непосредственном участии. Министерство энергетики, как ведущий партнер ОЭСР, будет играть ключевую роль в реализации проекта наряду с ОЭСР. Министерством будет назначен координатор проекта для его координации в стране. Активное участие представителей министерств финансов и национальной экономики в этом проекте имеет решающее значение.
Местный координатор проекта будет активно участвовать в реализации проекта, осуществлять деятельность по взаимодействию с ключевыми государственными органами, опираться в своей работе на налаженные рабочие отношения с ключевыми государственными ведомствами и поддержку Министерства энергетики, тесно сотрудничать с менеджером проекта от ОЭСР.
Местный координатор отвечает, в частности, за:
определение источников информации, сбор документов по запросу менеджера проекта от ОЭСР;
взаимодействие с национальными органами по вопросам, касающимся проекта, в частности, по вопросам определения ключевых заинтересованных сторон, с которыми должны встретиться сотрудники проекта в рамках визитов ОЭСР;
организацию встреч заинтересованных сторон в стране;
участие в подготовке проекта отчета и окончательной версии отчета по итогам анализа;
оказание содействия в решении организационных вопросов сотрудникам проекта: подготовка письменных приглашений, содействие в выдаче виз, определение мест проведения встреч, обеспечение успешного проведения встреч, организация перевода документов с государственного языка на английский язык (при необходимости).
Подготовка и реализация проекта в целом будут координироваться менеджером проекта от ОЭСР. В частности, менеджер проекта от ОЭСР будет отвечать за:
определение международных консультантов для работы по проекту;
взаимодействие с государственными должностными лицами в стране для содействия реализации проекта;
осуществление контроля за сроками реализации проекта;
предоставление комментариев и редактирование проектов отчетов для обеспечения высокого качества аналитической работы;
участие во встречах заинтересованных сторон в стране.
Проект будет реализовываться ОЭСР при поддержке международных консультантов, имеющих практический опыт и знание системы экологических платежей в странах ВЕКЦА и ОЭСР. Консультантов будет нанимать непосредственно ОЭСР. Главными функциями международных консультантов будет проведение выездных миссий в Казахстан с целью сбора необходимых данных и разработки рекомендаций. Международным консультантам будет оказывать содействие национальный консультант; международные консультанты подотчетны менеджеру проекта от ОЭСР.
5. Результаты и сроки деятельности
Реализация проекта будет завершена к 31 декабря 2019 года. К декабрю 2019 года ожидается получение следующих основных результатов проекта:
определение и привлечение консультантов для работы по проекту – апрель 2018 года;
встреча с заинтересованными сторонами, посвященная началу реализации проекта - май-июнь 2018 года;
анализ эффективности применяемых в Казахстане экономических механизмов регулирования в сфере охраны окружающей среды (с приведением конкретных примеров и обоснованных расчетов) -октябрь 2018 года;
анализ соответствия экономических механизмов, применяемых в Казахстане и используемых в международной практике, основополагающим правилам и принципам ОЭСР (с приведением конкретных предложений по изменению законодательства Республики Казахстан)-ноябрь 2018 года;
обзор зарубежного опыта налогообложения и экономических механизмов мотивирования предприятий в инвестирование в экологически чистые технологии (с приведением конкретных предложений по изменению законодательства РеспубликиКазахстан)-декабрь 2018 года;
подготовка окончательного отчета – январь-март 2019 года;
проведение итогового совещания – март 2019 года;
разработка Дорожной карты по внесению изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан по итогам аналитического отчета – март-июнь2019 года;
публикация финального отчета – сентябрь 2019 год.
6. Бюджет проекта
- Общий бюджет проекта оценивается в 132875 евро (сто тридцать две тысячи восемьсот семьдесят пять евро). Реализация проекта предусматривается через республиканский бюджет.
Расчет по использованию бюджета
Категория | Общая расчетная стоимость (евро) |
Командировочные расходы | 20000 |
Затраты на сотрудников ОЭСР | 50000 |
Услуги консультантов | 50000 |
Услуги перевода | 5000 |
Административный сбор ОЭСР (6,3 %) | 7875 |
Итого расходы: | 132875 |
*Примечание: любой перерасход на одной строке бюджета может быть компенсирован недостачей на другой строке бюджета, оставаясь в рамках полного бюджета.