Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Проект |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном страховании
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования как одной из форм социальной защиты граждан, осуществляемой государством.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу "одного окна", а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения;
2) кормилец – лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода;
3) коэффициент количества иждивенцев – коэффициент, который определяется в зависимости от количества членов семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявших на его иждивении;
4) социальные отчисления – деньги, уплачиваемые плательщиками в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) задолженность по социальным отчислениям – исчисленные и неуплаченные в сроки, установленные настоящим Законом, суммы социальных отчислений, а также неуплаченные суммы пени;
6) ставка социальных отчислений – фиксированный размер обязательных платежей в Государственный фонд социального страхования, выраженный в процентном отношении к величине объекта исчисления социальных отчислений;
7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянские или фермерские хозяйства, лицо, занимающееся частной практикой, а также физическое лицо, являющееся плательщиком единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;
8) социальный риск – наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в результате которого участник системы обязательного социального страхования либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;
9) социальные выплаты – выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу получателя социальной выплаты;
10) получатель социальной выплаты (далее – получатель) – физическое лицо, за которое производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования до наступления случая социального риска и в отношении которого Государственным фондом социального страхования вынесено решение о назначении социальных выплат, а в случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, – члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении;
11) коэффициент утраты трудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;
12) коэффициент количества дней нетрудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от количества дней, указанных в листе о временной нетрудоспособности, выданном в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
13) лицо, занимающееся частной практикой, – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;
14) инвестиционная декларация – документ, определяющий цели, стратегию, перечень объектов для инвестирования в рамках законодательства Республики Казахстан, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении активов Государственного фонда социального страхования, условия хеджирования и диверсификации активов Государственного фонда социального страхования;
15) инвестиционный доход – деньги, полученные (подлежащие получению) в результате инвестирования активов Государственного фонда социального страхования;
16) коэффициент стажа участия – коэффициент, который определяется в зависимости от общего стажа участия в системе обязательного социального страхования;
17) подразделение медико-социальной экспертизы (далее – подразделение МСЭ) – структурное подразделение уполномоченного органа по контролю в сфере обязательного социального страхования, проводящее медико-социальную экспертизу;
18) Государственный фонд социального страхования (далее – фонд) - юридическое лицо, производящее аккумулирование социальных отчислений, назначение и осуществление социальных выплат участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи – иждивенцев в случае потери кормильца;
19) активы фонда – деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для целей, предусмотренных настоящим Законом;
20) обязательное социальное страхование – совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, в целях осуществления социальных выплат при наступлении случая социального риска, предусмотренного настоящим Законом;
21) система обязательного социального страхования - совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между субъектами системы обязательного социального страхования;
22) общий стаж участия в системе обязательного социального страхования – общее количество месяцев, за которые поступили социальные отчисления;
23) субъекты системы обязательного социального страхования – плательщик; участник системы обязательного социального страхования; получатель; Государственная корпорация; фонд; Национальный Банк Республики Казахстан; уполномоченный орган; уполномоченный орган по контролю в сфере обязательного социального страхования; органы государственных доходов; центр занятости населения;
24) участник системы обязательного социального страхования – физическое лицо, за которое уплачиваются социальные отчисления и которое имеет право на получение социальных выплат при наступлении случаев социального риска, предусмотренных настоящим Законом;
25) уполномоченный орган по контролю в сфере обязательного социального страхования – территориальное подразделение государственного органа, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения;
26) коэффициент замещения дохода – коэффициент, который определяется в зависимости от случая социального риска;
27) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий регулирование, контрольные и надзорные функции за деятельностью фонда;
28) центр занятости населения – юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения".
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием дополнительной формы социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования и получателя при наступлении случая социального риска, предусмотренного настоящим Законом.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании
1. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
3. На правоотношения, урегулированные законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности.
Статья 4. Виды обязательного социального страхования
Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды:
1) на случай утраты трудоспособности;
2) на случай потери кормильца;
3) на случай потери работы;
4) на случай потери дохода в связи беременностью и родами;
5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
6) на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Статья 5. Основные принципы обязательного социального страхования
Основными принципами обязательного социального страхования являются:
1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;
2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;
3) обязательность уплаты социальных отчислений на условиях, предусмотренных настоящим Законом;
4) использование активов фонда на цели, установленные настоящим Законом;
5) обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим Законом;
6) дифференциация размеров социальных выплат;
7) гласность в деятельности государственных органов и организаций, обеспечивающих обязательное социальное страхование.
Статья 6. Право на получение социальных выплат
Государство гарантирует гражданам право на получение социальных выплат при наступлении случаев социального риска по видам обязательного социального страхования на условиях, установленных настоящим Законом.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, оралманы пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами Республики Казахстан.
Статья 7. Обеспечение сохранности активов фонда
1. Государство гарантирует сохранность и целевое использование активов фонда.
2. Сохранность активов фонда обеспечивается посредством:
1) регулирования деятельности фонда путем установления соответствующих норм и лимитов, обеспечивающих его финансовую устойчивость;
2) осуществления инвестиционной деятельности через Национальный Банк Республики Казахстан;
3) учета всех операций по инвестиционному управлению активами фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
4) ведения раздельного учета собственных средств и активов фонда;
5) введения ограничений расходов на обеспечение деятельности фонда;
6) обязательности проведения ежегодного аудита;
7) регулярной финансовой отчетности фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) определения перечня и лимита финансовых инструментов для инвестирования активов фонда;
9) установления требований по диверсификации и снижению рисков при размещении активов фонда в Инвестиционной декларации фонда;
10) установления требований к руководящим работникам фонда в соответствии с настоящим Законом.
Статья 8. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию
Обязательному социальному страхованию подлежат:
1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);
2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;
3) лица, занимающиеся частной практикой;
4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.
Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", не подлежат обязательному социальному страхованию.
Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере обязательного социального страхования
Правительство Республики Казахстан в сфере обязательного социального страхования:
1) принимает решения о создании, реорганизации или ликвидации фонда в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан;
2) устанавливает предельную величину процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда;
3) принимает решение о повышении размеров социальных выплат из фонда на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца;
4) определяет перечень и лимиты финансовых инструментов для инвестирования активов фонда;
5) устанавливает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда;
6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция уполномоченного органа по контролю в сфере обязательного социального страхования
Уполномоченный орган по контролю в сфере обязательного социального страхования:
1) устанавливает степень утраты общей трудоспособности;
2) обеспечивает контроль за своевременным и правильным назначением социальных выплат фондом;
3) обеспечивает контроль за своевременным и полным перечислением получателю социальных выплат Государственной корпорацией;
4) рассматривает жалобы участников системы обязательного социального страхования по вопросам назначения, отказа в назначении социальных выплат фондом, а также своевременного и полного перечисления социальных выплат Государственной корпорацией.
Статья 11. Компетенция Государственной корпорации в сфере обязательного социального страхования
1. Государственная корпорация в сфере обязательного социального страхования осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии:
1) персонифицированный учет участников системы обязательного социального страхования, их социальных отчислений и социальных выплат;
2) организацию социальных выплат из средств фонда;
3) наполнение и актуализацию информационных систем в сфере обязательного социального страхования;
4) формирование ежемесячной потребности, графиков осуществления социальных выплат и направление заявок о потребности средств на социальные выплаты в фонд;
5) представление информации участникам системы обязательного страхования и плательщикам о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат, а также порядке назначения и получения социальных выплат в соответствии с видами деятельности Государственной корпорации с учетом требований законодательства Республики Казахстан по обеспечению конфиденциальности информации;
6) переводы социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений от плательщиков, возвраты излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них, в фонд не позднее одного операционного дня, следующего за днем их поступления на счет Государственной корпорации;
7) обеспечение возвратов плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений не позднее одного операционного дня, следующего за днем поступления средств фонда на счет Государственной корпорации;
8) представление в орган государственных доходов реестров, поступивших и возвращенных социальных отчислений плательщиков;
9) возврат плательщику сумм социальных отчислений, уплаченных за участника системы обязательного социального страхования, не имеющего индивидуального идентификационного номера, и (или) в реквизитах которого допущены ошибки.
2. Государственная корпорация взаимодействует и осуществляет обмен информацией с фондом по вопросам учета и перевода:
1) социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений;
2) возвратов излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и пени по ним;
3) социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них;
4) возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них.
3. Государственная корпорация имеет право получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, средства из республиканского бюджета за оказание услуг, предусмотренных настоящим Законом.
При этом, цены на услуги, оказываемые Государственной корпорацией, устанавливаются уполномоченным органом, определяемым решением Правительства Республики Казахстан из числа центральных государственных органов, по согласованию с антимонопольным органом и уполномоченным органом.
4. Государственная корпорация обязана:
1) осуществлять прием и проверку полноты документов, необходимых для назначения социальных выплат, формировать макеты дел на назначение и передавать их в фонд;
2) в случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов и организаций осуществлять прием и проверку полноты документов, необходимых для перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат и передачу их в фонд;
3) уведомлять получателя о необходимости возврата излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;
4) обеспечивать равные условия обслуживания лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию и имеющим право на социальную выплату;
5) своевременно обеспечивать получателям перевод социальных выплат;
6) осуществлять, приостанавливать, возобновлять и прекращать социальную выплату на основании решения фонда;
7) обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
8) давать необходимые разъяснения по вопросам обязательного социального страхования;
9) при формировании электронного макета дел на назначение социальной выплаты не учитывать суммы социальных отчислений, признанные незаконными (необоснованными) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости фонда;
2) определяет перечень, формы, сроки представления финансовой и иной отчетности фондом;
3) дает согласие на назначение (отказ в назначении) руководящих работников фонда;
4) вправе получать сведения о деятельности фонда, а также от государственных органов и организаций сведения, необходимые для осуществления своих контрольных и надзорных функций;
5) осуществляет внутренний контроль деятельности фонда в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об административных процедурах";
6) разрабатывает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда;
7) разрабатывает перечень и лимиты финансовых инструментов для инвестирования активов фонда;
8) разрабатывает предложение об установлении предельной величины процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда;
9) ежегодно устанавливает величину процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда, но не более двух раз в год;
10) разрабатывает и утверждает порядок и сроки исчисления и уплаты социальных отчислений в фонд и взысканий по ним;
11) разрабатывает и утверждает правила назначения, исчисления (определения), перерасчета размеров социальных выплат из фонда, а также их осуществления;
12) разрабатывает предложение о повышении размеров социальных выплат из фонда на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца;
13) осуществляет проверку деятельности Государственной корпорации в пределах компетенции;
14) разрабатывает и утверждает правила сопровождения информационных систем в сфере обязательного социального страхования;
15) разрабатывает и утверждает правила доступа к информационным системам и базам данных в сфере обязательного социального страхования;
16) определяет порядок ведения персонифицированного учета участников системы обязательного социального страхования и их социальных отчислений и социальных выплат;
17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 13. Права и обязанности участника системы обязательного социального страхования и получателя
1. Участник системы обязательного социального страхования, а в случае его смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим) члены семьи, состоявшие на его иждивении, и получатель имеют право:
1) подавать заявление в фонд через Государственную корпорацию о назначении социальной выплаты на случай утраты трудоспособности (если лицу установлена степень утраты общей трудоспособности на момент обращения), на случай потери кормильца, на случай потери работы (если лицо зарегистрировано в качестве безработного), на случаи потери дохода в связи беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года;
2) подавать заявление в подразделение МСЭ о назначении социальной выплаты на случай утраты трудоспособности при первичном установлении степени утраты общей трудоспособности;
3) подавать заявление в центр занятости населения о назначении социальной выплаты на случай потери работы при регистрации в качестве безработного;
4) подавать заявление через веб-портал "электронного правительства" о назначении социальной выплаты на случай потери работы (при наличии сведений о регистрации в качестве безработного), на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года;
5) получать социальные выплаты из фонда в порядке, предусмотренном настоящим Законом, вне зависимости от получения государственных социальных пособий;
6) запрашивать и получать бесплатно информацию от плательщика, Государственной корпорации, а также через веб-портал "электронного правительства" о состоянии и движении социальных отчислений;
7) запрашивать и получать бесплатно информацию от Государственной корпорации и фонда о порядке назначения и получения социальных выплат;
8) обжаловать решения, действия (бездействие) фонда и иных государственных органов или организаций, указанных в настоящем пункте, связанные с ограничением прав, установленных настоящим Законом.
2. Участник системы обязательного социального страхования, а в случае его смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим) члены семьи, состоявшие на его иждивении, и получатель обязаны:
1) представлять достоверные документы (сведения), необходимые для назначения социальных выплат, в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
2) производить возврат излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;
3) в период получения социальных выплат уведомлять Государственную корпорацию обо всех изменениях, влияющих на исполнение обязательств фонда по социальным выплатам, в течение десяти календарных дней со дня возникновения таких изменений.
Статья 14. Права и обязанности плательщика
1. Плательщик имеет право:
1) на возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений в порядке, определяемом уполномоченным органом;
2) запрашивать и получать бесплатно необходимую информацию от Государственной корпорации об уплаченных суммах социальных отчислений и (или) пени по ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) на реализацию других прав в соответствии с настоящим Законом.
2. Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), обязан:
1) своевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений;
2) самостоятельно осуществлять расчет и перерасчет сумм социальных отчислений, уплачиваемых в фонд, а также расчет пени в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты социальных отчислений;
3) представлять в органы государственных доходов налоговую отчетность в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан;
4) вести первичный учет исчисленных и уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени по каждому работнику в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) представлять работникам, за которых уплачиваются социальные отчисления, сведения об исчисленных и уплаченных суммах социальных отчислений в фонд ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;
6) представлять информацию по запросам фонда, необходимую для назначения социальной выплаты.
Глава 2. Социальные отчисления
Статья 15. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
Статья 16. Объект исчисления социальных отчислений
1. Объектом исчисления социальных отчислений для работников, а также лиц, имеющих иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.
При этом в расходы работодателя включается денежное содержание военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов.
2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, является:
за себя - сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
за наемных работников - расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.
3. Объектами исчисления социальных отчислений для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), являются 1-кратный размер месячного расчетного показателя в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя – в других населенных пунктах.
При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
4. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать семикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В случае, если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы.
5. Социальные отчисления в фонд не уплачиваются с доходов:
1) установленных пунктом 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
2) установленных пунктом 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 22), 24), 25), 26), 32), 52) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
3) установленных подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Статья 17. Исчисление и уплата социальных отчислений
1. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет Государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящей статьей.
2. Крестьянские или фермерские хозяйства, применяющие специальный налоговый режим, индивидуальные предприниматели и юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе патента, уплачивают суммы социальных отчислений в сроки, предусмотренные Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
3. Физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), уплачивают социальные отчисления в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
4. Днем уплаты социальных отчислений, осуществляемых в безналичной форме, считается день получения акцепта платежного поручения на сумму социальных отчислений от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в наличной форме - день внесения плательщиком социальных отчислений в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций.
5. Социальные отчисления уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан.
6. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты социальных отчислений и (или) пени, начисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона, осуществляется органами государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 18. Ответственность плательщика за несвоевременное перечисление социальных отчислений
1. Своевременно не перечисленные суммы социальных отчислений взыскиваются органами государственных доходов или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пени на счет фонда в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд), за исключением платежей физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
2. Не позднее пяти рабочих дней со дня образования задолженности по социальным отчислениям у плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого или среднего уровня риска, орган государственных доходов направляет плательщику уведомление о сумме задолженности по социальным отчислениям.
Форма уведомления утверждается уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
3. В случае непогашения задолженности по социальным отчислениям, орган государственных доходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе:
1) плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, - по истечении одного рабочего дня со дня вручения ему уведомления;
2) плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, - по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления.
По распоряжению органов государственных доходов банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны приостановить расходные операции по банковским счетам плательщиков и исполнять указания, касающиеся перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования, налоговой задолженности и задолженности по таможенным платежам, налогам и пени в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Распоряжение органа государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе подлежит безусловному исполнению плательщиком путем перечисления поступающих наличных денег в фонд не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их поступления.
Форма распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе плательщика утверждается уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
4. Распоряжения органа государственных доходов о приостановлении расходных операций по банковским счетам и кассе плательщика отменяются органом государственных доходов, вынесшим такие распоряжения, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем погашения задолженности по социальным отчислениям.
5. В случае непогашения задолженности по социальным отчислениям, орган государственных доходов взыскивает суммы такой задолженности в принудительном порядке с банковских счетов:
1) плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, - по истечении пяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления;
2) плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, - по истечении двадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления.
Взыскание задолженности по социальным отчислениям с банковских счетов плательщиков производится на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов.
В случаях отсутствия или недостаточности денег на банковском (банковских) счете (счетах) для удовлетворения всех требований, предъявляемых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан.
В случае отсутствия денег на банковском счете плательщика в национальной валюте, взыскание задолженности по социальным отчислениям производится с банковских счетов плательщика в иностранной валюте на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных доходов.
6. Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны перечислить суммы социальных отчислений в фонд через Государственную корпорацию в день списания данных сумм с банковских счетов плательщиков.
7. Органы государственных доходов ежегодно публикуют в средствах массовой информации списки плательщиков, имеющих задолженность по социальным отчислениям, не погашенную в срок более шести месяцев со дня ее возникновения, с указанием идентификационного номера плательщика, фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и суммы задолженности по социальным отчислениям.
Статья 19. Возврат излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений
1. Суммы излишне (ошибочно) уплаченных плательщиком социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений подлежат перечислению на банковский счет Государственной корпорации в течение семи банковских дней со дня поступления заявления плательщика в фонд для последующего перечисления Государственной корпорацией не позднее одного операционного дня, следующего за днем поступления средств фонда, плательщику в порядке, определяемом уполномоченным органом.
2. Возврату не подлежат суммы излишне (ошибочно) уплаченных плательщиком социальных отчислений, исчисленные за период, который был учтен для назначения социальной выплаты.
Глава 3. Социальные выплаты
Статья 20. Обращение за назначением социальных выплат и сроки рассмотрения документов для назначения социальных выплат
1. Обращение за назначением социальных выплат осуществляется путем подачи заявления по форме, установленной уполномоченным органом, в соответствующие государственные органы или организации, предусмотренные пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона, с документом, удостоверяющим личность заявителя. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется уполномоченным органом.
2. При представлении государственными органами и (или) организациями электронных документов, подтверждающих отсутствие запрашиваемых сведений в информационных системах, орган или организация, осуществившие запрос, уведомляют заявителя о необходимости представления оригиналов документов на бумажных носителях.
3. Государственная корпорация в течение четырех рабочих дней со дня принятия документов, необходимых для назначения социальных выплат, передает их в фонд.
4. Фонд в течение четырех рабочих дней со дня поступления документов рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении социальных выплат.
В случае отказа в назначении социальных выплат фонд уведомляет заявителя о причинах отказа и возвращает представленные документы заявителю через Государственную корпорацию.
5. Фонд имеет право производить проверку достоверности документов (сведений), необходимых для назначения, перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат. В этих целях фонд вправе направлять запросы в государственные органы и соответствующие организации, плательщику социальных отчислений и заявителю. При этом о произошедшей задержке в принятии решения о назначении, перерасчете, приостановлении, возобновлении и прекращении социальных выплат и сроках продления принятия решения, но не более чем на один месяц, заявитель должен быть извещен в письменной и (или) электронной форме.
6. При последующих обращениях социальные выплаты назначаются в порядке и сроки, которые установлены пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.
Решение фонда может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
7. Социальные выплаты из фонда назначаются со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.
Право на социальные выплаты из фонда возникает:
на случай утраты трудоспособности - со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;
на случай потери кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина – участника системы обязательного социального страхования умершим, либо с даты, указанной в решении суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
Право на выделение доли социальной выплаты на случай потери кормильца возникает со дня обращения за ее выделением в фонд;
на случай потери работы – со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;
на случай потери дохода в связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности;
на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности;
на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до одного года - со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна.
Сроки обращения за назначением социальных выплат из фонда на случаи потери работы, на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также за перерасчетом социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами при осложненных родах, рождении двух и более детей не могут превышать двенадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.
Срок обращения за назначением социальной выплаты на случай потери кормильца не может превышать срок достижения двадцатитрехлетнего возраста детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), братьями, сестрами и внуками, состоявшими на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, на дату обращения за назначением социальной выплаты, за исключением лиц, ставших инвалидами до достижения возраста восемнадцати лет.
8. Днем обращения за назначением социальных выплат из фонда считается день регистрации заявления в органе или организации, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Закона.
Срок назначения социальных выплат не превышает восьми рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами в Государственной корпорации.
9. Суммы социальных выплат, не полученные своевременно либо полученные не полностью по вине Государственной корпорации и (или) фонда, выплачиваются за прошлое время со дня возникновения права на социальные выплаты без ограничения сроков.
Статья 21. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности
1. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности назначается участнику системы обязательного социального страхования независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за назначением социальной выплаты или продолжается.
2. Освидетельствование и установление степени утраты общей трудоспособности лица осуществляются путем проведения медико-социальной экспертизы подразделением МСЭ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите инвалидов.
3. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности назначается со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда на весь установленный период утраты трудоспособности.
В случае изменения степени утраты общей трудоспособности, социальная выплата осуществляется в размере, соответствующем вновь установленной степени утраты общей трудоспособности, со дня изменения степени утраты общей трудоспособности. При этом фонд в течение трех рабочих дней уведомляет Государственную корпорацию о вынесенном решении об изменении размера социальных выплат.
4. Размер ежемесячной социальной выплаты на случай утраты трудоспособности определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, за минусом пятидесяти пяти процентов от минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, утраты трудоспособности и стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.
Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
При этом коэффициент замещения дохода составляет 0,6.
Коэффициент утраты трудоспособности соответствует установленной степени утраты общей трудоспособности от 30% до 100%.
Коэффициент стажа участия для участника системы обязательного социального страхования составляет:
менее шести месяцев - 0,1;
от шести до двенадцати месяцев - 0,7;
от двенадцати до двадцати четырех месяцев - 0,75;
от двадцати четырех до тридцати шести месяцев - 0,85;
от тридцати шести до сорока восьми месяцев - 0,9;
от сорока восьми до шестидесяти месяцев - 0,95;
от шестидесяти до семидесяти двух месяцев - 1,0;
от шестидесяти и более месяцев - к 1,0 прибавляется 2 процента за каждые двенадцать месяцев стажа участия в системе обязательного социального страхования.
Статья 22. Социальная выплата на случай потери кормильца
1. Право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца имеют следующие члены семьи, состоявшие на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца – участника системы обязательного социального страхования:
1) дети, в том числе усыновленные (удочеренные), братья, сестры и внуки, не достигшие восемнадцати лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения восемнадцати лет.
При этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей или если они не получают алименты от родителей. Указанные в настоящем подпункте лица старше восемнадцати лет, обучающиеся или обучавшиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, имеют право на назначение и получение социальных выплат до времени окончания учебы, но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста;
2) один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, не достигшими трех лет.
2. Социальные выплаты, назначенные детям, оставшимся без попечения родителей - участников системы обязательного социального страхования, выплачиваются усыновителю (удочерителю), опекуну за каждого потерянного родителя в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. Лицам, признанным инвалидами с детства первой или второй группы, социальные выплаты назначаются на срок установления инвалидности.
4. На всех членов семьи, состоявших на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, имеющих право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца, назначается одна социальная выплата.
5. По письменному заявлению члена семьи, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, его доля социальной выплаты выделяется и выплачивается ему отдельно.
Выделение доли социальной выплаты производится со дня обращения в фонд.
6. В случае изменения числа членов семьи, состоявших на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, фонд принимает решение о перерасчете социальных выплат. При этом размер социальной выплаты увеличивается или уменьшается соответственно по числу членов семьи, имеющих право на получение социальных выплат.
7. Размер ежемесячной социальной выплаты на случай потери кормильца определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, за минусом пятидесяти пяти процентов от минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, количества иждивенцев и стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.
Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Социальные выплаты на случай потери кормильца выплачиваются членам семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшим на его иждивении, ежемесячно на протяжении периода времени, в течение которого член (члены) семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца сохраняет (сохраняют) право на получение социальных выплат.
8. Коэффициент количества иждивенцев определяется в зависимости от количества лиц, состоявших на иждивении участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления до наступления смерти, и составляет при одном иждивенце 0,5; двух иждивенцах – 0,65; трех иждивенцах – 0,8; четырех и более иждивенцах – 1,0.
При этом коэффициент замещения дохода и коэффициент стажа участия определяются в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.
Статья 23. Социальная выплата на случай потери работы
1. Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения.
Положения части первой настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
2. Размер социальной выплаты на случай потери работы определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату по потере работы, на двадцать четыре.
Коэффициент замещения дохода составляет 0,4, а коэффициент стажа участия рассчитывается в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.
3. Участнику системы обязательного социального страхования социальные выплаты на случай потери работы назначаются:
на один месяц – в случае, когда за него производились социальные отчисления от шести до двенадцати месяцев;
на два месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от двенадцати до двадцати четырех месяцев;
на три месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от двадцати четырех до тридцати шести месяцев;
на четыре месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от тридцати шести до сорока восьми месяцев;
на пять месяцев – в случае, когда за него производились социальные отчисления от сорока восьми до шестидесяти месяцев;
на шесть месяцев - в случае, когда за него производились социальные отчисления от шестидесяти и более месяцев.
4. Социальная выплата на случай потери работы при последующем обращении назначается исходя из того, что за каждый месяц ранее полученной социальной выплаты на случай потери работы из общего стажа участия в системе обязательного социального страхования вычитается двенадцать месяцев.
5. В случаях направления безработного центром занятости населения в рамках активных мер содействия занятости на социальные рабочие места, общественные работы и профессиональное обучение, социальные выплаты на случай потери работы не прекращаются.
Статья 24. Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей)
1. Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается участнику системы обязательного социального страхования, имеющему право на получение социальных выплат из фонда.
2. Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается на весь период, указанный в листе о временной нетрудоспособности, выданном в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.
Жителям города Байконыр, являющимся участниками системы обязательного социального страхования, социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается на основании листа о временной нетрудоспособности, выданного в порядке, предусмотренном частью первой настоящего пункта, или выданного федеральными организациями здравоохранения Российской Федерации и их подразделениями, расположенными на территории города Байконыр, на период отпуска в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.
3. Размер социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, на соответствующий коэффициент количества дней нетрудоспособности.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двенадцать календарных месяцев (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двенадцать.
Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Коэффициент количества дней нетрудоспособности определяется путем деления количества дней, на которые выдан лист о временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), на тридцать календарных дней.
4. Работодатель оплачивает отпуск по беременности и родам, отпуск работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы, если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя, за вычетом суммы социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года
1. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается участнику системы обязательного социального страхования, осуществляющему уход за ребенком (детей) и имеющему право на получение социальных выплат из фонда.
При этом, если уход за ребенком осуществляется несколькими участниками системы обязательного социального страхования, социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается только одному из указанных лиц.
2. При рождении двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается на каждого ребенка отдельно.
3. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, по день достижения им возраста одного года включительно.
В случае смерти ребенка, не достигшего возраста одного года, социальные выплаты производятся по месяц смерти включительно.
4. Ежемесячные социальные выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года определяются путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, на коэффициент замещения дохода.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.
Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доход за каждый месяц, с которого производились социальные отчисления, принимается на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Коэффициент замещения дохода составляет 0,4.
Размер социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года не может быть менее размера ежемесячного государственного пособия, назначаемого и выплачиваемого по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года, установленного в зависимости от очередности рождения ребенка в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей", с дополнительным исчислением обязательных пенсионных взносов, подлежащих удержанию в соответствии со статьей 27 настоящего Закона.
Максимальный размер социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года не должен превышать сорок процентов от семикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на дату возникновения права на социальную выплату.
5. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года гарантируется в размере ежемесячного государственного пособия, назначаемого и выплачиваемого по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года, установленного в зависимости от очередности рождения ребенка в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей", с дополнительным исчислением обязательных пенсионных взносов, подлежащих удержанию в соответствии со статьей 27 настоящего Закона, в случае возобновления трудовой или предпринимательской деятельности получателя.
6. В случаях смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим), лишения или ограничения родительских прав, отбытия наказания в местах лишения свободы получателя, социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года производится лицу, осуществляющему уход за ребенком по достижении им возраста одного года, за исключением случаев определения ребенка на полное государственное обеспечение на основании документов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 26. Порядок осуществления социальных выплат
Социальные выплаты производятся за текущий месяц через Государственную корпорацию путем перечисления на банковские счета получателя.
Статья 27. Удержания из социальных выплат
1. Из социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и (или) потери работы, на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года удерживаются обязательные пенсионные взносы и направляются в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.
2. Удержания из социальных выплат могут производиться в порядке исполнительного производства, кроме случаев излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат, когда удержания производятся на основании заявления получателя.
3. Удержания из социальных выплат производятся из суммы, причитающейся к выплате.
4. Из социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца не может быть удержано более 25 процентов от причитающейся к выплате суммы. Удержание не производится из социальных выплат на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Статья 28. Приостановление и возобновление социальных выплат
1. Социальная выплата приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем поступлений сведений:
1) о выезде получателя на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;
2) об отбывании получателем уголовного наказания, назначенного судом в виде лишения свободы;
3) об истечении срока действия документа, удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства, удостоверения оралмана, в том числе из информационных систем;
4) о выявлении факта без вести пропавших лиц, находящихся в розыске, в том числе из информационных систем;
5) о выявлении фактов утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан до получения вида на жительство иностранца, в том числе из информационных систем.
2. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности приостанавливается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также со дня окончания установленного периода утраты трудоспособности получателя до установления очередного периода утраты трудоспособности.
3. Социальная выплата на случай потери кормильца приостанавливается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) со дня окончания срока установления инвалидности лицам, признанным инвалидами с детства первой или второй группы, состоявшим на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, до переосвидетельствования;
2) со дня истечения срока действия справки, выданной организацией среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования о том, что члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца являются учащимися или студентами по очной форме обучения.
4. Социальная выплата возобновляется на основании документов, подтверждающих истечение обстоятельств, вызвавших приостановление социальной выплаты.
Статья 29. Прекращение социальных выплат
1. Социальная выплата прекращается:
1) в связи со смертью получателя (признанием судом безвестно отсутствующим или объявлением умершим) и осуществляется по месяц смерти получателя (со дня вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим) включительно;
2) в связи с утратой или выходом из гражданства Республики Казахстан получателя социальной выплаты и осуществляется по месяц, когда выявлены факты утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан, в том числе из информационных систем;
3) в связи с представлением заявителем недостоверных документов (сведений), послуживших основанием для принятия решения о назначении социальной выплаты, и прекращается со дня ее назначения;
4) в связи с подачей заявления получателя на прекращение социальной выплаты и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
2. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности прекращается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) со дня достижения получателем возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан";
2) со дня вынесения решения подразделением МСЭ о признании получателя трудоспособным.
3. Социальная выплата на случай потери кормильца прекращается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) в связи со смертью лица, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, и осуществляется по месяц смерти включительно;
2) со дня окончания срока установления инвалидности лица, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца;
3) со дня достижения лицом, состоявшим на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, восемнадцатилетнего возраста (за исключением лиц, ставших инвалидами до достижения восемнадцати лет), а в случае обучения указанного лица по очной форме обучения в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования - двадцатитрехлетнего возраста;
4) в связи с отчислением получателя (иждивенца) старше восемнадцати лет из учебного заведения или переводом его на заочную форму обучения и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем получения сведения об отчислении получателя (иждивенца) или перевода на заочную форму обучения, в том числе из информационных систем.
4. Социальная выплата на случай потери работы прекращается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) со дня достижения получателем возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан";
2) с первого числа месяца, следующего за месяцем снятия получателя с учета в качестве безработного в центре занятости населения.
5. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года прекращается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) по истечении месяца, в котором наступила смерть ребенка (детей);
2) по истечении месяца, в котором ребенок (дети) определен (определены) на полное государственное обеспечение;
3) по истечении месяца, в котором родители были лишены или ограничены в родительских правах, решения об усыновлении (удочерении) признаны недействительными или отменены, опекуны освобождены или отстранены от исполнения своих обязанностей, в случаях, установленных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Порядок функционирования Государственного фонда социального страхования
Статья 30. Статус Государственного фонда социального страхования
1. Государственный фонд социального страхования - некоммерческая организация в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство.
2. Фонд несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
Статья 31. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда
1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.
2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:
1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:
образование - высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);
не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанной с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;
2) для главного бухгалтера:
образование - высшее профессиональное (финансовое, экономическое);
не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.
3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:
1) не имеющее высшего профессионального образования;
2) не имеющее минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
3) не имеющее безупречной деловой репутации;
4) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица.
Статья 32. Деятельность фонда
Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда.
Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.
Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.
Фонд осуществляет следующие виды деятельности:
1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;
2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;
3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.
В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 33. Права и обязанности фонда
1. Фонд имеет право:
1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;
2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, определяемом настоящим Законом;
3) проводить консультативную и разъяснительную работу по вопросам обязательного социального страхования;
4) получать комиссионное вознаграждение на осуществление деятельности фонда;
5) получать информацию от Государственной корпорации;
6) запрашивать и получать информацию от субъектов системы обязательного социального страхования, необходимую для обеспечения деятельности фонда, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
7) проверять достоверность документов (сведений), необходимых для назначения, перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат, путем запроса информации через государственные органы и соответствующие организации, плательщиков социальных отчислений и заявителя;
8) открывать филиалы на территории Республики Казахстан.
2. Фонд обязан:
1) обеспечивать своевременное перечисление средств для осуществления Государственной корпорацией социальных выплат;
2) осуществлять возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений плательщику, а также обеспечивать возврат излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них в фонд через Государственную корпорацию;
3) при назначении социальной выплаты не учитывать суммы социальных отчислений, признанные незаконными (необоснованными) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) размещать временно свободные средства фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан;
5) обеспечивать проведение аудита годовой финансовой отчетности;
6) обеспечивать аудит оценки финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования один раз в три года;
7) формировать проекты решений для перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат в случае получения сведений из информационных систем государственных органов и организаций;
8) принимать решения о назначении либо отказе в назначении, перерасчете, приостановлении, возобновлении и прекращении социальных выплат;
9) формировать прогнозные данные по исчислению потребности на социальные выплаты из фонда;
10) производить ежедневное финансирование Государственной корпорации для осуществления социальных выплат по графику;
11) давать необходимые разъяснения по вопросам назначения и получения социальных выплат;
12) иметь автоматизированную информационную систему фонда в виде программного обеспечения для осуществления учета активов фонда, а также обеспечить сохранность и защиту информации от несанкционированного доступа;
13) иметь резервный центр для хранения информации;
14) обеспечивать конфиденциальность информации о суммах социальных отчислений и социальных выплат, полученных из информационных систем;
15) представлять в Государственную корпорацию информацию о суммах социальных отчислений, признанных незаконными (необоснованными), в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
16) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. Фонд не вправе:
1) передавать в залог активы фонда;
2) заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не предусмотренной настоящим Законом.
Статья 34. Образование активов фонда
1. Активы фонда формируются за счет социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода, возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат и иных поступлений в фонд, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда, средств, направленных на социальные выплаты и возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений.
2. Активы фонда могут быть использованы исключительно для следующих целей:
1) осуществление социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;
2) размещение в финансовые инструменты, перечень и лимиты которых определяются Правительством Республики Казахстан;
3) возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также сумм иных ошибочно зачисленных средств.
3. Активы фонда не могут быть:
1) предметом залога;
2) взысканы по требованию кредиторов;
3) предметом ареста или иного обременения имущества;
4) взысканы инкассовым распоряжением по обязательствам фонда и третьих лиц;
5) переданы в доверительное управление, за исключением случаев, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона;
6) предметом обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства.
Статья 35. Порядок управления активами фонда
1. Доверительное управление активами фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан на основании инвестиционной декларации, одобренной Советом по экономической политике, и договора, заключаемого между фондом и Национальным Банком Республики Казахстан.
2. Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет размещение активов фонда согласно перечню финансовых инструментов, определенных Правительством Республики Казахстан.
3. Национальный Банк Республики Казахстан ведет учет всех операций по аккумулированию и размещению активов фонда, по получению инвестиционного дохода и ежеквартально представляет в фонд отчет о состоянии счетов и инвестиционной деятельности с активами фонда в соответствии с заключенным договором.
Статья 36. Учет и отчетность
1. Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и активам фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Фонд обязан обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
Статья 37. Аудит
1. Аудит фонда и аудит оценки финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования производятся аудиторскими организациями, правомочными на проведение аудита в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
2. Аудиторский отчет не составляет коммерческой тайны.
3. По результатам обязательного ежегодного аудита фонда аудиторская организация составляет два аудиторских отчета по:
1) собственным средствам фонда;
2) активам фонда.
4. Расходы по обязательному ежегодному аудиту фонда и аудиту оценки финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования осуществляются за счет собственных средств фонда.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 38. Разрешение споров
Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2020 года и в случае улучшения положения получателей социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца с учетом ежегодного повышения размеров социальных выплат действует на правоотношения, возникшие до 1 января 2020 года.
2. Установить, что подпункт 7) статьи 1, абзац пятый статьи 8, абзац первый пункта 2 статьи 14, пункт 2 статьи 15, пункт 3 статьи 16, пункт 3 статьи 17, пункт 1 статьи 18, абзац третий пункта 4 статьи 21, абзац третий пункта 7 статьи 22, абзац второй пункта 1 статьи 23, абзац третий пункта 3 статьи 24, абзац третий пункта 4 статьи 25 настоящего Закона действуют до 1 января 2024 года.
3.Установить, что подпункт 7) статьи 1 настоящего Закона с 1 января 2024 года действует в следующей редакции:
"7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянские или фермерские хозяйства, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;".
4. Установить, что абзац первый пункта 2 статьи 14 настоящего Закона с 1 января 2024 года действует в следующей редакции:
"2. Плательщик обязан:".
5. Установить, что пункт 1 статьи 18 настоящего Закона с 1 января 2024 года действует в следующей редакции:
"1. Своевременно не перечисленные суммы социальных отчислений взыскиваются органами государственных доходов или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пени на счет фонда в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд).".
6. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года "Об обязательном социальном страховании" с 1 января 2020 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 9, ст.41; 2004 г., № 23, ст.140, 142; 2006 г., № 23, ст.141; 2007 г., № 3, ст.20; № 20, ст.152; № 24, ст.178; 2008 г., № 23, ст.114; 2009 г., № 9-10, ст.50; 2010 г., № 5, ст.23; № 7, ст.28; 2011 г., № 6, ст.49; № 11, ст.102; № 14, ст.117; 2012 г., № 2, ст.14; № 3, ст.26; № 4, ст.32; № 8, ст.64; № 14, ст.95; № 23-24, ст.125; 2013 г., № 2, ст.13; № 3, ст.15; № 10-11, ст.56; № 14, ст.72; № 21-22, ст.115; 2014 г., № 1, ст.1, 4; № 19-І, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 22, ст.131; 2015 г., № 6, ст.27; № 20-IV, ст.113; № 22-II, ст.145; 2016 г., № 7-І, ст.49; 2017 г., № 12, ст.36; № 13, ст.45; № 22-III, ст.109; 2018 г., № 7-8, cт. 22, № 14, ст.42).
Президент Республики Казахстан |