1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан:
1. "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан" от 14 мая 1998 года № 1 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 8, 30 декабря 2011 года № 5, 24 декабря 2014 года № 3, 31 марта 2017 года № 2):
1) по всему тексту вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2. "О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания" от 28 декабря 2009 года № 7 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2011 года № 1, 31 марта 2017 года № 3, 24 января 2020 года № 2, 11 декабря 2020 года № 6):
1) дополнить пунктами 15-2, 15-3 следующего содержания:
"15-2. В целях реализации положений статьи 16 Конвенции каждому факту жестокого или унижающего человеческое достоинство видам обращения и наказания должна быть дана правовая оценка. В тех случаях, когда такие действия были совершены не для достижения целей, указанных в статье 146 УК, а по иным мотивам и не подпадают под определение пытки, то виновное лицо при наличии оснований подлежит ответственности по соответствующим статьям Особенной части УК.
15-3. При установлении по уголовному делу факта совершения органом уголовного преследования незаконных действий, унижающих человеческое достоинство лица, вовлеченного в уголовный процесс, и не образующих состав уголовного правонарушения, суд обязан вынести частное постановление о принятии прокурором соответствующих мер.";
2) в пункте 16:
цифры ", 108" исключить;
слово "легкий," исключить;
3) пункт 21 дополнить абзацами третьим, четвертым следующего содержания:
"Орган, ведущий уголовный процесс, обязан разъяснить потерпевшему по преступлениям, связанным с пытками, его право на получение компенсации в соответствии с пунктом 23) части шестой статьи 71 УПК и подпунктом 1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 131-VI "О Фонде компенсации потерпевшим" (далее – Закон о Фонде).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о Фонде органами прокуратуры предъявляются регрессные исковые требования с виновных лиц по возмещению денег, выплаченных потерпевшим в качестве компенсации.";
3. "О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми" от 29 декабря 2012 года №7 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 31 марта 2017 года № 3, от 11 декабря 2020 года № 6):
1) по всему тексту вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2) в пункте 1 абзац второй исключить;
3) в пункте 2:
в абзаце первом слова "и 135 УК" заменить словами "и 135 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК)";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Цель эксплуатации человека является обязательным признаком при вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве, получении потерпевшего, а также в иных деяниях, предусмотренных статьями 128, 135 УК. Состав торговли людьми является формальным и считается оконченным с момента фактической купли-продажи, иных сделок в отношении человека.";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"При совершении вербовки, перевозки, передачи, укрывательства, получения человека и иных действий, предусмотренных статьями 128, 135 УК, субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а целью преступления является эксплуатация человека.";
дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"Способами совершения преступлений могут выступать применение насилия, угроза его применения, похищение, угроза распространения порочащих сведений, фото-, видеоматериалов, шантаж, подкуп, обман, злоупотребление властью, использование материальной или иной зависимости, умышленное создание тяжелых личных, семейных обстоятельств и тому подобное.";
4) в пункте 5 в абзаце втором слово "ее" заменить словами "данное лицо";
5) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Под укрывательством лица с целью последующей эксплуатации следует понимать сокрытие потерпевшего от правоохранительных органов, родственников и других лиц до наступления благоприятного момента для совершения перевозки, передачи, купли-продажи, других сделок, (например, утаивание в специальных помещениях, воспрепятствование свободному передвижению, медикаментозное подавление физической или психической активности). Укрывательство может выражаться не только в физическом сокрытии потерпевшего, но и в иных действиях, затрудняющих обнаружение потерпевшего (изменение документов, внешности и так далее).";
6) в пункте 9:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"При рассмотрении дел, связанных с торговлей людьми, необходимо учитывать, что Законом Республики Казахстан от 4 июня 2008 года № 37-IV ратифицирован Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 ноября 2000 года.";
абзацы второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"Согласие несовершеннолетнего потерпевшего на запланированную эксплуатацию для привлечения к уголовной ответственности по статье 135 УК во внимание не принимается.";
7) дополнить пунктами 9-1, 9-2 следующего содержания:
"9-1. Под иными деяниями в целях эксплуатации человека следует понимать приискание клиентов, организацию торгов для совершения купли-продажи, мены и других сделок, в том числе с использованием сетей телекоммуникаций, и тому подобное.
9-2. В отличие от уголовных правонарушений, связанных с торговлей людьми, уголовная ответственность за деяния, предусмотренные статьями 152, 153, 156, 395 УК, наступает, когда между работодателем и работником имеют место трудовые правоотношения и отсутствует цель эксплуатации человека.";
8) в пункте 10:
в абзаце втором:
слова "статьи 12 УК" заменить словами "статьи 13 УК";
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Сводничество осуществляется путем содействия проституции на основе достигнутого согласия с лицом, оказывающим сексуальные услуги, с извлечением выгоды.";
9) в пункте 11:
в абзаце первом слово "суды" заменить словами "органы, ведущие уголовный процесс,";
в абзаце третьем слово "они" заменить словами "органы, ведущие уголовный процесс,";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Потерпевшие не подлежат ответственности за совершение ими в ходе или в результате нахождения в качестве объектов торговли людьми деяний, образующих уголовные и административные правонарушения, при наличии оснований, предусмотренных статьями 23, 32, 33, 34, 36, 37 УК и подпунктом 11) части первой статьи 741 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (например, за незаконную миграцию, умышленное пересечение государственной границы Республики Казахстан, невыполнение решения о выдворении, нарушение правил пребывания в стране, использование поддельных документов, незаконное осуществление трудовой деятельности и тому подобное).";
10) дополнить пунктом 17-1 следующего содержания:
"17-1. Следует отличать торговлю людьми от состава организации незаконной миграции, предусмотренного статьей 394 УК.
Целью организации незаконной миграции является незаконное перемещение людей или отдельного лица, а целью торговли людьми — эксплуатация человека.
Торговля людьми необязательно связана с пересечением государственной границы. Она может осуществляться в пределах одного государства.
При организации незаконной миграции сделка между тем, кто осуществляет незаконное перемещение других лиц через государственную границу, и перемещаемым физическим лицом прекращается по достижении своей цели. Торговля людьми же связана с утратой личной свободы жертвы торговли, ее подчинением. Такая сделка не прекращается по ее прибытии на место назначения, где начинается торговля человеком.";
4. "О некоторых вопросах назначения уголовного наказания" от 25 июня 2015 года № 4 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 13, от 11 декабря 2020 года № 6):
1) в пункте 4 абзац третий дополнить предложением вторым следующего содержания:
"Также не может быть признана отягчающим обстоятельством особо активная роль в совершении уголовного правонарушения, если лицо признано организатором деяния.";
2) в пункте 6 абзац второй дополнить предложением третьим следующего содержания:
"Применение к лицу наказания, на которое установлен запрет, не допускается и в случае решения вопроса о замене наказания, назначенного приговором суда, при уклонении от его отбывания.";
3) пункт 7 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Применение правил части четвертой статьи 55 УК в порядке исполнения приговора, в том числе при замене неуплаченного штрафа лишением свободы, недопустимо.";
абзацы шестой, седьмой, восьмой и девятый считать соответственно абзацами седьмым, восьмым, девятым и десятым;
4) в пункте 9-1 абзац второй изложить в следующей редакции:
"При осуждении лица к лишению свободы условно с применением статьи 63 УК время содержания его под стражей, домашним арестом до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок отбывания наказания по правилам частей третьей и четвертой статьи 62 УК, с учетом вида учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором ему подлежало отбывать наказание при условии его осуждения к реальному лишению свободы.";
5) в пункте 10 в абзаце третьем после слов "нахождения лица под стражей" дополнить словами ", домашним арестом";
6) дополнить пунктом 10-1 следующего содержания:
"10-1. По смыслу статьи 44 УК наказание в виде ограничения свободы состоит в установлении и осуществлении пробационного контроля. В связи с чем срок пробационного контроля должен совпадать со сроком назначаемого наказания.
Статья 44 УК также устанавливает срок привлечения к принудительному труду – сто часов ежегодно. Увеличение или снижение этого срока недопустимо.
При назначении ограничения свободы на срок менее одного года или неполного количества лет, время принудительного труда исчисляется пропорционально сроку наказания по отношению к ежегодному сроку привлечения к труду (ста часам).";
7) пункт 12 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"При этом, если лицо освобождено только от основного, но не от дополнительного наказания, совершение данного преступления прерывает течение срока, погашающего предыдущую судимость. Срок погашения судимости исчисляется заново после отбытия дополнительного наказания за последнее преступление. Совершение преступления, уголовное преследование по которому прекращено на основании акта амнистии, не прерывает течение срока погашения предыдущей судимости.";
абзацы четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый считать соответственно абзацами пятым, шестым, седьмым, восьмым, девятым и десятым;
8) в пункте 16 абзац пятый изложить в следующей редакции:
"при осуждении к ограничению свободы, привлечению к общественным работам, исправительным работам либо штрафу, если за вновь совершенное преступление не избиралась мера пресечения либо избрана мера пресечения, не связанная с ограничением свободы – неотбытое наказание определяется по состоянию на день вынесения приговора. В случае полного отбытия наказания по предыдущему приговору правила статьи 60 УК не применяются. При избрании за вновь совершенное преступление меры пресечения в виде содержания под стражей либо домашнего ареста неотбытой частью наказания следует считать срок, оставшийся на момент избрания меры пресечения.";
9) в пункте 17:
в абзаце третьем после слов "к лишению" дополнить словами "или ограничению";
дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"При назначении наказания по совокупности уголовных правонарушений по правилам части шестой статьи 58 УК или по совокупности приговоров следует обсуждать вопрос применения акта амнистии к лицам, совершившим уголовные правонарушения до принятия указанного акта. При этом необходимо учитывать, что положения акта амнистии не распространяются на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после его применения, если об этом указано в самом акте.";
10) в пункте 22:
абзац второй дополнить предложением четвертым следующего содержания:
"Лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не назначается.";
дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"При назначении за совершение экстремистских преступлений дополнительного наказания, предусмотренного статьей 50 УК, должен быть указан конкретный вид деятельности, права заниматься которой лишается осужденный (к примеру, деятельности, связанной с созданием, членством, участием в работе политических партий, политических общественных объединений и движений).";
абзацы пятый и шестой считать соответственно абзацами шестым и седьмым.
2. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Председатель Верховного Суда Республики Казахстан |
Ж. Асанов |
Судья Верховного Суда Республики Казахстан, секретарь пленарного заседания |
Г. Альмагамбетова |