В целях дальнейшего развития сферы дошкольного воспитания и обучения Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую модель развития дошкольного воспитания и обучения.
2. Министерству образования и науки Республики Казахстан в месячный срок утвердить План реализации модели развития дошкольного воспитания и обучения.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года № 137 |
Модель развития дошкольного воспитания и обучения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая модель развития дошкольного воспитания и обучения (далее – модель) разработана во исполнение пункта 1 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных на третьем заседании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан 27 мая 2020 года, на основе норм Конституции и законодательства Республики Казахстан с учетом норм Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года, и определяет направление изменений, необходимых для трансформации дошкольного воспитания и обучения, в соответствии с меняющимися требованиями к развитию и обучению детей и актуальными научными данными.
2. Основные понятия, используемые в настоящей модели:
1) модель – совокупность подходов и принципов, определяющих направления развития и совершенствования дошкольного воспитания и обучения;
2) целостное развитие ребенка – физическое, психологическое, социальное, эмоциональное здоровье и безопасность ребенка, обеспечиваемые через создание условий для двигательной активности, полезного и полноценного питания, доброжелательных отношений и организацию развивающей среды;
3) потребности ребенка – потребность в игре, движении, выборе, чувстве контроля над своей жизнью, занятиях полезной деятельностью, близких теплых отношениях, общении, создании нового, изучении, экспериментах, познавательной активности;
4) развивающая среда – среда с разнообразными материалами, спланированная для поддержания детской инициативы, обеспечивающая свободный доступ к предметам и игрушкам и возможность самостоятельно выбирать занятия, и реализовывать свои идеи в течение дня;
5) поддерживающие отношения – доброжелательные отношения взрослых к детям, поощрение самостоятельности, уважение личности каждого ребенка, поддержка в сложные для ребенка моменты;
6) инклюзивное образовательное пространство – среда, организованная с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, в которой все дети чувствуют эмоциональную, интеллектуальную и академическую поддержку, включены в социализацию и участвуют независимо от идентичности, предпочтений в воспитании и обучении;
7) качественные значимые взаимодействия – взаимодействие педагога с каждым ребенком персонально, с искренним интересом к занятиям ребенка и его мнению, выслушивая, предлагая поддержку, демонстрируя теплое отношение к ребенку;
8) раннее развитие – развитие ребенка в период от рождения до поступления в школу;
9) ранний возраст – период от рождения до трех лет:
10) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
3. Модель ориентируется на гармоничное сочетание национальных ценностей с современными теориями целостного раннего развития детей.
Глава 2. Анализ текущей ситуации
дошкольного воспитания и обучения;
7) высокая текучесть кадров;4. Основные принципы государственной политики в области дошкольного образования определены в Законе Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании").
5. Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы образования осуществляются в семье или с одного года до приема в первый класс в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Предшкольная подготовка детей осуществляется с пяти лет в дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, независимо от форм собственности, или в семье.
6. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 (далее – Госпрограмма), определены основные направления развития образования, в том числе развития дошкольного воспитания и обучения. Доступное и качественное дошкольное образование входит в перечень целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 года.
7. В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию дошкольного воспитания и обучения. Государственная политика в системе дошкольного воспитания и обучения направлена на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.
8. Сеть дошкольных организаций в стране расширилась, в том числе благодаря Программе по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением "Балапан" на 2010 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года № 488. За счет привлечения частного бизнеса для открытия дошкольных организаций и размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение сеть частных дошкольных организаций увеличилась более чем в 13 раз – с 347 единиц в 2010 году до 4556 единиц в 2020 году.
9. В 2021 году сеть дошкольных организаций составила 10759 единиц, из них 6949 детских садов и 3696 мини-центров, 6080 государственных и 4679 частных дошкольных организаций, которые посещают более 903 тысячи детей от 1 до 6 лет.
10. За последние 10 лет в большей степени решены вопросы охвата детей дошкольным воспитанием и обучением. На данном этапе приоритеты развития дошкольного образования направлены на повышение качественных показателей, которые предусмотрены в реализации модели.
11. В системе дошкольного воспитания и обучения имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения:
1) несоответствие используемых методов и форм работы с детьми современным требованиям;
2) недостаточно всегда учитывается развитие познавательных интересов детей, их любознательность и самостоятельность;
3) несогласованность в наборе ключевых навыков, приобретаемых на разных уровнях образования, которая создает препятствия к построению системы обучения в течение всей жизни (lifelong learning);
4) низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие системы измерения и оценивания качества дошкольного воспитания и обучения;
5) нехватка и устаревание кадров;
6) непрестижность профессии педагога
8) несоответствие содержания программ подготовки педагогов современным тенденциям мировой науки;
9) изолированность детей с особыми образовательными потребностями;
10) дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде;
11) недостаточная связь с родительской общественностью.
12. Отсутствие системы оценки качества работы дошкольного воспитания и обучения, упрощение процедуры проверки, исключение лицензирования, внедрение уведомительного порядка деятельности дошкольных организаций привели к низкому качеству услуг дошкольного воспитания и обучения.
13. Исследование, проведенное в Казахстане, с использованием международной шкалы оценки качества ECERS-R показало уровень в 4,1 балла по 7-балльной шкале, что соответствует оценке "среднее качество", тогда как "хорошее качество" начинается с 5 баллов. Высокий показатель дошкольные организации получили по подшкале "Присмотр и уход", в то время как оценка ниже 4,0 была по подшкалам "Структурирование программы", "Взаимодействие", "Речь и мышление" и "Предметно-пространственная среда", особенно по показателям как игра и специальные условия для детей с ограниченными возможностями. Самые низкие баллы были по подшкале "Виды активности" по таким показателям, как кубики, математика, игра, природа/наука, музыка/движение, искусство, мелкая моторика и др. Были выявлены низкая насыщенность и доступность среды детям. Исследование показало необходимость уделения внимания на взаимодействие ребенка с учителем, эмоциональное развитие ребенка, усиление индивидуального подхода и поддержку интересов ребенка.
14. В Госпрограмме определено ограниченное количество индикаторов, связанных с качественным показателем образовательных услуг на уровне дошкольного воспитания и обучения, – навыки грамотности детей, охват дошкольными организациями, уровень образования педагогов, тогда как международная практика показывает, что качество дошкольного воспитания и обучения – понятие, включающее множество компонентов и отражающее локальный контекст.
15. Существуют три группы качественных показателей и каждый международный инструмент оценки качества организаций, предоставляющих услуги в области обучения и ухода за детьми, имеет свой баланс этих показателей:
1) структурное качество – организация и дизайн системы дошкольной организации, внутренняя организация пространства, уровень образования и профессионализма педагогов, дизайн куррикулума, финансовое регулирование, соотношение количества детей к количеству взрослых, индивидуальный подход к детям, условия для безопасности детей, аккредитация;
2) качество процесса – организация развивающего процесса для детей педагогами в дошкольных организациях, включая время игровой деятельности, сколько времени уделяется игре, значимые взаимодействия между педагогом и детьми и между детьми, насколько уход и образование вплетены в ежедневную практику, которая является дружественной к ребенку и отвечает его потребностям, взаимоотношения педагогов с семьей каждого ребенка, вовлеченность родителей и ежедневная практика педагогов в дошкольных организациях;
3) качество результата – польза, получаемая детьми, семьями, обществом от конкретной дошкольной организации, результат его влияния на благополучие детей, измерение эмоционального, морального, ментального, психологического благополучия и развития детей, социальных навыков, подготовленности к дальнейшей жизни, здоровье детей и их готовность к школе.
16. Большинство из этих показателей не учитываются в системе дошкольного воспитания и обучения в Казахстане. Необходимо дальнейшее развитие системы дошкольного воспитания и обучения с учетом и в соответствии с лучшей мировой практикой, обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей дошкольного возраста и удовлетворение потребностей родительской общественности в получении качественных услуг.
Глава 3. Содержание модели
Цель и задачи модели
17. Цель модели – определить направление и принципы развития дошкольного воспитания и обучения через трансформацию системы воспитания и обучения, предусматривающей формирование и социализацию здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей.
18. Задачи модели:
1) создать условия для трансформации содержания дошкольного воспитания и обучения путем научно обоснованного совершенствования педагогического процесса через обеспечение гибкости учебных планов и программ, в том числе для инклюзивного образования;
2) обеспечить нормативное правовое сопровождение изменений в содержания дошкольного воспитания и обучения;
3) повысить качество дошкольного воспитания и обучения через определение критериев качества и разработать инструмент оценки качества образования;
4) обеспечить целостность процесса раннего развития ребенка на основе гармоничного сочетания современных теорий с национальными особенностями;
5) разработать структуру и определить направления вариативных учебных программ на основе научных обоснований;
6) создать культуру исследовательской деятельности в ежедневной работе дошкольных организаций на уровне педагогов и организации образования;
7) обеспечить непрерывность профессионального роста педагогов;
8) обеспечить удовлетворенность родителей образовательными услугами путем установления партнерских взаимодействий.
19. Комплексные меры по развитию дошкольного воспитания и обучения, обеспечению качества образования:
1) обновление нормативной правовой базы, регулирующей содержание и условия реализации программ дошкольного воспитания и обучения;
2) обеспечение научно-методологического и учебно-методического сопровождения;
3) разработка и внедрение вариативных учебных программ;
4) разработка критериев оценки качества воспитания и обучения;
5) совершенствование подходов в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей;
6) совершенствование программ подготовки педагогов и актуализация программ курсов повышения квалификации педагогов дошкольных организаций в части методики раннего развития детей.
Нормативное правовое сопровождение
20. На современном этапе развития Республики Казахстан происходят глубокие социально-экономические изменения в системе дошкольного воспитания и обучения, требующие поиска новых подходов и новых эффективных форм организации процессов развития, воспитания и обучения детей. Это своевременно отражено в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050" от 14 декабря 2012 года, Госпрограмме, Законе "Об образовании" и других основных нормативных документах и подзаконных актах. В данных нормативных правовых документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан.
21. Реализация модели предполагает внесение изменений в сопутствующие нормативные правовые акты после проведения научных исследований в сфере дошкольного воспитания и обучения, разработку рекомендаций по улучшению условий развития и повышения качества образовательных услуг.
Изменение подходов к процессам развития, воспитания и обучения
22. В современном мире подход к образованию меняется вместе с быстроменяющимися реалиями, в которых живут и растут наши дети. Взгляд на образование как на продолжающийся в течение жизни процесс, в котором начало совпадает с моментом рождения ребенка, предполагает принятие гибких стандартов организации образовательного процесса. Дети проводят в организациях образования большое количество времени, что ведет к пониманию важности создания соответствующих условий для проживания детьми периода детства в гармоничной, доброжелательной, развивающей, инклюзивной, справедливой среде, в которой уважают культурное и этническое разнообразие.
23. Ребенок должен восприниматься как активный участник своего обучения, у которого есть право и возможности конструировать свое собственное понимание мира.
24. Дошкольный период – ступень подготовки к школе, этап развития жизненно важных навыков ребенка. Следовательно, должен измениться подход к роли дошкольного воспитания и обучения в жизни ребенка от организованной учебной деятельности к созданию условий для максимального развития потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Важно следовать за интересами ребенка и строить его день исходя из выбранных ребенком активностей, не ограничиваясь заранее запланированными педагогом действиями.
25. Воспитание и развитие начинается с самого раннего детства, что подтверждается научными выводами. При этом в воспитании детей большое значение должно иметь благополучная обстановка в семье, моральные качества родителей. Поэтому необходимо объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей.
26. Овладение навыками совместной игры, навыками трудовой деятельности, чистоты, порядка, организованности, детского мышления, восприятия, рисования и другими навыками должно происходить в форме игры. Игра – ведущая деятельность и основное средство развития детей.
27. Социально-эмоциональное обучение является важной составляющей в развитии ребенка. Оно состоит из понимания и управления своими эмоциями, эмпатии и постоянно развивающихся навыков общения. Чем спокойнее ребенку в отношениях с воспитателями и другими взрослыми дошкольной организации, тем качественнее развивается его эмоциональная и социальная компетентность, являющаяся основой психоэмоционального благополучия ребенка. Необходимо уделять особое внимание развитию социально-эмоциональных навыков детей в дошкольных организациях и дома.
28. Изменение требований к организации условий для детей предполагает также пересмотр нормативных правовых актов с приведением в соответствие с современными научными обоснованиями о процессах развития ребенка в возрасте от 1 года до приема в 1 класс.
29. Современные мировые тенденции демонстрируют фокус педагогов на создание условий для полноценного развития каждого ребенка, соответственно, нужно отдать предпочтение программам, направленным на индивидуальный подход к процессам развития, воспитания и обучения ребенка.
30. Дошкольным организациям будет предоставлена возможность самостоятельного определения направления развития, на основе которого на педагогическом совете разрабатываются и утверждаются альтернативные развивающие программы.
31. Дошкольные организации будут использовать вариативные индивидуальные адаптированные программы, различные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса; создавать безбарьерную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка, развития жизненно необходимых физических, социальных, эмоциональных, коммуникативных, познавательных навыков.
32. Для педагогов будут разработаны образцы недельных циклограмм с учетом возраста детей, содержащие примеры различных игр для занятий, методические рекомендации по методикам проведения развивающих игровых занятий с алгоритмом технологического процесса организации игровых действий с детьми разных возрастных групп.
33. Обучение детей раннего и дошкольного возраста должно осуществляться через организованную учебную деятельность, ежедневные практики и взаимодействия.
34. Роль педагога – привитие знаний о здоровье, коммуникациях, основах математики и других областях знаний в течение дня в диалогах с детьми (о здоровье и важности питания педагог говорит во время приема пищи; о природе рассказывает на прогулках). Педагогом должны транслироваться навыки коммуникации. В диалогах с детьми педагог должен показывать приемы общения, напоминать о чувствах собеседника, рассказывать о вежливости и правилах обращения к другим людям. С учетом значимости устного народного творчества в воспитании детей необходимо поддерживать интерес ребенка к сказкам и книгам. Особенности раннего и дошкольного возраста детей заключаются в том, что дети учатся через активные действия и практику. Поэтому организованная учебная деятельность должна проводиться только в игровой форме.
35. Задачи образовательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения должны реализовываться через организацию доступной предметно-пространственной среды, когда ребенок может самостоятельно выбирать те занятия, которые ему интересны на данный момент. Задача педагога – отмечать интересы детей, вести диалоги с каждым ребенком во время занятий. Формы занятий должны подбираться педагогом.
Методическое сопровождение деятельности дошкольных организаций
36. В странах с высоким уровнем качества дошкольного образования на постоянной основе проводятся эмпирические и прикладные исследования, которые позволяют отслеживать текущие проблемы в сфере и разрабатывать соответствующие рекомендации, педагоги выстраивают деятельность в соответствии с актуальными научными данными, занимаются исследовательской деятельностью на постоянной основе, проводя исследование своих действий и рефлексируя над практикой и откликом детей. Для этого необходим соответствующий уровень мастерства педагогов и желание постоянно развиваться и учиться.
37. Для решения проблемы по научному обоснованию и сопровождению деятельности дошкольных организаций на базе республиканского центра "Дошкольное детство" будет создан Институт раннего развития детей, при методических кабинетах регионов – мобильные группы по вопросам раннего развития детей, в деятельность которых войдут следующие функции:
1) оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольного воспитания и обучения в реализации образовательных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;
2) обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создание банка данных об эффективных формах работы и их результатах;
3) создание творческих групп по разработке содержания методической работы дошкольного воспитания и обучения согласно направлениям деятельности;
4) предоставление педагогам возможности повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы;
5) создание условий педагогам дошкольного воспитания и обучения для ознакомления с опытом работы педагогического коллектива и отдельных педагогов.
Оценка качества дошкольного воспитания и обучения
38. Для осуществления комплексного перехода к высокому качеству образовательных услуг, обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию всех детей, выявления проблем в системе дошкольного образования будут проведены исследования по следующим вопросам: качество образовательных услуг, эргономические условия, сбалансированное питание; разработка единых критериев оценки качества образовательных услуг, инструмент оценки качества дошкольного воспитания и обучения для замеров и принятия мер по повышению качества услуг; внедрение системы независимой национальной оценки качества дошкольного образования с использованием рейтинговой шкалы окружающей среды в раннем детстве ECERS, которая используется во всем мире в качестве комплексного инструмента оценки.
39. Образовательное пространство высокого качества с большим выбором ресурсов, соответствующих возрасту и уровню ребенка, является важным составляющим в активной роли собственного обучения ребенка.
40. По итогам мониторинга, проведенного в дошкольных организациях, выявлен низкий показатель параметра "многофункциональность". Особое внимание будет уделено материально-техническому оснащению и созданию условий в дошкольных организациях, будут приняты эргономические решения, направленные на обеспечение эффективности, безопасности и комфортности предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста.
41. Дошкольные организации должны создать комфортные условия, доступную пространственно-образовательную среду, способствующую повышению качества обучения, становлению свободной, культурной, образованной, духовно и физически здоровой, социально активной личности.
42. Рациональное питание является одной из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, которое способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, центральной нервной системы и интеллекта, повышает защитные силы организма.
43. По итогам исследования по изучению обеспечения сбалансированного питания детей в дошкольных организациях будут разработаны нормы питания в дошкольных организациях, соответствующие данным современных научных исследований.
Педагог в системе дошкольного воспитания и обучения
44. В меняющемся мире важна способность педагога развиваться, слушать и слышать детей, задавать вопросы, искать доказательства, критически анализировать их и проводить творческие эксперименты. Педагоги должны быть активными исследователями и создателями новых форм работы с детьми, инновационными и ответственными.
45. Реализация модели предполагает комплексный подход к решению вопроса повышения качественного уровня педагогов дошкольных организаций с участием вузов и колледжей:
1) образовательные программы педагогических факультетов вузов и колледжей должны предусматривать подготовку кадров по действующим нормативным правовым актам, обеспечить методическую базу для реализации программ воспитания и обучения, прохождение педагогической практики студентами;
2) для единства теории и практики в подготовке кадров должно быть обеспечено взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями по вопросам раннего развития детей;
3) специальности в сфере раннего развития детей будут внесены в список приоритетных специальностей международной стипендии "Болашак" с целью наращивания институционального потенциала вузов через повышение качества профессорско-преподавательского состава.
46. Методистами дошкольных организаций должны осуществляться:
1) мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг;
2) совместное определение направления развивающих программ;
3) помощь педагогу в изучении интересов детей для организации возможности совместного с родителями выбора развивающих программ для ребенка;
4) помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике;
5) оказание методической помощи педагогам в организации игровых зон, подборе учебных ресурсов;
6) методическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей;
7) совершенствование практики педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации, самореализацию;
8) внедрение инновационных подходов.
Обеспечение условий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями
47. Развитие инклюзивного образования будет обеспечено через:
1) формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми потребностями;
2) совершенствование научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса;
3) разработку и внедрение механизмов, форм, способов использования практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения процесса включения детей с особыми потребностями в образовательную среду;
4) совершенствование системы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями и организацию психолого-педагогического сопровождения;
5) осуществление преемственности инклюзивных технологий между дошкольным и школьным уровнями образования;
6) осуществление информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования; развитие социального партнерства организаций, деятельность которых связана с решением проблем инклюзивного образования (дошкольные организации, осуществляющие инклюзивную практику; ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования; научно-исследовательские центры; высшие учебные заведения; специальные организации образования; общественные организации);
7) углубление сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики инклюзивного образования;
8) развитие системы прогнозирования потребностей дошкольных организаций, осуществляющих инклюзивную практику;
9) обеспечение групп с детьми с особыми образовательными потребностями необходимыми квалифицированными специалистами (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог и др.).
Работа с родителями и родительской общественностью
48. В дошкольном воспитании и обучении следует принимать во внимание все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребенка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и их вовлечение в процессы адаптации и обучения должны быть одной из главных задач коллектива дошкольной организации.
49. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным воспитанием и обучением ставятся целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие перед системой образования, предполагают повышение ответственности родителей за результативность учебно-воспитательного процесса. Проблема вовлечения родителей в процесс детского развития, воспитания и обучения будут решены через:
1) повышение педагогической культуры родителей;
2) включение родителей в деятельность дошкольной организации.
50. Перед системой дошкольного воспитания и обучения ставится цель вовлечения родителей стать активными участниками педагогического процесса путем оказания им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели предусматривается:
1) установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
2) объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей;
3) создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов дошкольной организации;
4) подготовка педагогов для установления конструктивного сотруднического взаимоотношения с родителями и законными представителями детей.
51. В работе с родителями будут использованы новые форматы родительских собраний, которые должны проходить в виде тренингов, семинаров, "дней добрых дел", педагогического совета с участием родителей, родительской конференции, нетрадиционных форм общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольной организации, где родители должны лучше знать своего ребенка, видеть его в другой, новой для себя обстановке, взаимодействовать с педагогами. Рекомендуется проведение индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, дискуссии по проблеме, "устные журналы", педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, "ток-шоу", просмотр видеозаписей занятий и режимных моментов с последующим обсуждением и другие. Для родителей детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использование интерактивных методов активизации, интервьюирование, рейтинговой оценки обсуждаемой проблемы, обсуждение несколько различных точек зрения.
Глава 4. Ожидаемые результаты
52. Реализация модели позволит:
1) на уровне дошкольной организации:
создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения;
разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса;
создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка;
формировать личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции;
расширить формы сотрудничества с семьей;
разработать комплексную программу сбалансированного питания;
разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения;
создать условия для детей раннего возраста;
2) на уровне педагогов:
подготовить квалифицированных педагогов для работы в современных условиях;
обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов;
создать культуру исследований с проведением рефлексии с целью совершенствования процесса развития ребенка;
развивать компетенции, необходимые для работы в современных условиях;
обеспечить прохождение курса "вхождение в профессию" (для молодых специалистов);
3) обеспечить детям:
физическое благополучие;
социально-эмоциональную компетентность;
развитие когнитивных навыков коммуникаций;
высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию;
развитие инициативности, самостоятельности и ответственности;
заботу о себе и окружающих;
умение делать самостоятельный осознанный выбор;
работу в команде;
развитие критического мышления;
поддержание креативности;
психолого-педагогическую поддержку;
4) предоставить родителям возможность:
быть участниками образовательного процесса;
обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребенка;
развивать индивидуальные возможности ребенка;
повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг;
получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребенка дома.