Некоторые вопросы организации и проведения научной экспертизы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 386

      В соответствии с пунктом 4 статьи 30, пунктом 2 статьи 33, пунктом 3 статьи 33-2 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О правовых актах", пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года "О международных договорах Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить Правила организации и проведения научной экспертизы, а также отбора научных правовых экспертов согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

      2. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан":

      в Регламенте Правительства Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:

      часть третью пункта 89 изложить в следующей редакции:

      "К законопроектам о ратификации международных договоров, вносимым Правительством на рассмотрение Парламента, прилагается экспертное заключение по результатам научной экспертизы международных договоров, проведенной в соответствии с Законом Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан.".

      3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

      4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 8 июня 2021 года № 386
  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 июня 2021 года № 386

Правила организации и проведения научной экспертизы, а также отбора научных правовых экспертов

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и проведения научной экспертизы, а также отбора научных правовых экспертов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 30, пунктом 2 статьи 33, пунктом 3 статьи 33-2 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" (далее – Закон "О правовых актах"), со статьей 4 Закона Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан" (далее – Закон "О международных договорах Республики Казахстан") и определяют порядок организации и проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров, подлежащих ратификации (далее – международный договор или проект международного договора), и отбора научных правовых экспертов, за исключением проведения научной антикоррупционной экспертизы.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) заключение научной экспертизы – документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Правил, отражающий результаты проведенной научной экспертизы;

      2) экспертная комиссия – группа в составе не менее двух экспертов, созданная с целью проведения научной экспертизы.

      3. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в целях, указанных в пункте 2 статьи 30, пункте 1 статьи 33 Закона "О правовых актах".

      Научная экспертиза международного договора или проекта международного договора проводится в целях, указанных в пункте 3 статьи 4 Закона "О международных договорах Республики Казахстан".

      4. По проектам нормативных правовых актов, разработанным в порядке законодательной инициативы Правительства Республики Казахстан (далее – Правительство) и вносимым на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – Мажилис Парламента), проводятся научная правовая, научная лингвистическая, научная экономическая и другие экспертизы.

      По проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение Парламента Республики Казахстан (далее – Парламент), проведение научной экспертизы в зависимости от регулируемых ими общественных отношений обязательно, за исключением случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан (далее – Президент), когда научная экспертиза может не проводиться.

      По международному договору или проекту международного договора проводится научная экспертиза (правовая, лингвистическая и другая) в зависимости от правоотношений.

      5. Организация проведения научной экспертизы возлагается на:

      Министерство юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции) – по научной правовой и научной лингвистической экспертизам проектов законов, международных договоров или проектов международных договоров;

      Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее – Министерство национальной экономики) – по научной экономической экспертизе проектов законов.

      6. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится научными учреждениями, уполномоченной организацией, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемого проекта. Проведение экспертизы может быть поручено одному или нескольким экспертам (экспертной комиссии).

      В качестве научных организаций, экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций. Проект нормативного правового акта может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации.

      7. Уполномоченная организация обеспечивает проведение научной правовой экспертизы на основании статьи 33-2 Закона "О правовых актах", пункта 2-2 статьи 4 Закона "О международных договорах Республики Казахстан" посредством деятельности по координации и созданию условий для осуществления экспертами научной правовой экспертизы.

      8. Условия проведения научной правовой экспертизы определяются действующим законодательством, настоящими Правилами, нормативными правовыми приказами Министра юстиции Республики Казахстан, а также договором на проведение научной правовой экспертизы.

      9. Научная организация, уполномоченная организация, эксперт в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках:

      1) получают всю необходимую информацию, материалы для проведения научной экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения научной экспертной работы;

      2) по согласованию с уполномоченным органом дают заключения не только по поставленным перед ними вопросам, но и иным, вытекающим из проектов нормативных правовых актов вопросам, в пределах их компетенции;

      3) могут использовать статистические данные разработчиков (органов-разработчиков) (в случае, если статистические данные уполномоченного государственного органа по статистике и разработчика не совпадают, это должно быть отражено в экспертном заключении);

      4) при осуществлении научной экспертизы могут привлекать к ее исполнению третьих лиц, если иное не предусмотрено договором;

      5) дают мотивированное, научно обоснованное, объективное и полное заключение по вопросам, вытекающим из проектов нормативных правовых актов, а также поставленным перед ними уполномоченным органом;

      6) своими силами, за свой счет и в сроки, установленные уполномоченным органом, устраняют допущенные по своей вине недостатки в ходе проведения научной экспертизы;

      7) обеспечивают конфиденциальность сведений, касающихся предмета проведения научной экспертизы, хода ее исполнения и научных результатов;

      8) получают вознаграждение за выполненную работу;

      9) исполняют иные обязанности, установленные договором.

      10. По проектам нормативных правовых актов, международных договоров или проектам международных договоров могут проводиться самостоятельная, комиссионная, комплексная научные экспертизы, а при необходимости – повторная научная экспертиза.

      При этом повторная научная лингвистическая экспертиза по проектам законов проводится в соответствии с пунктом 75 настоящих Правил.

      11. Самостоятельная научная экспертиза различных видов проводится в случаях, когда необходимо исследовать проект нормативного правового акта, международный договор или проект международного договора на основе одной отрасли знания.

      12. Комиссионная научная экспертиза проводится экспертной комиссией одной специальности.

      13. Комплексная научная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо исследовать проект нормативного правового акта, международный договор или проект международного договора на основе различных отраслей знаний.

      14. Повторная научная экспертиза проводится в случаях, когда заключение научной экспертизы по результатам первоначальной научной экспертизы необоснованно.

      15. Решение о проведении научной экспертизы проекта закона может быть принято:

      1) Президентом или по его поручению Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан (далее – Администрация Президента), депутатами Парламента и Правительством, вносящими проект в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы;

      2) уполномоченным органом;

      3) разработчиком, если регламентом данного органа или иными нормативными правовыми актами этим лицам и структурным подразделениям такое право предоставлено.

      Решение о проведении научной экспертизы по международному договору или проекту международного договора может быть принято:

      1) на основании поручения Президента, Руководителя Администрации Президента, Премьер-Министра Республики Казахстан (далее – Премьер-Министр), Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;

      2) по инициативе депутатов Парламента;

      3) по инициативе центрального государственного органа, представляющего предложение о заключении международного договора, а также по предложениям других центральных государственных органов, осуществляющих согласование международного договора или проекта международного договора.

      16. Направление проектов законов на научную экспертизу осуществляется его разработчиком (органом-разработчиком).

      При этом, проекты законов, разрабатываемые в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента, направляются по их решению на проведение научной экспертизы.

      Направление на проведение научной экспертизы международного договора или проекта международного договора возлагается на орган-разработчик.

      17. Соответствие текста проекта нормативного правового акта, международного договора или проекта международного договора, представленного на проведение научной экспертизы, на каждой стадии его разработки и согласования обеспечивается разработчиком (органом-разработчиком).

      18. Заключение научной экспертизы должно содержать научно обоснованные, полные, объективные и мотивированные выводы по предмету научной экспертизы.

      19. В случае если у разработчика (органа-разработчика) или лиц, инициировавших проведение научной экспертизы, возникают вопросы в отношении выводов заключения научной экспертизы, они могут обратиться к эксперту, научной организации, уполномоченной организации за соответствующими пояснениями.

      20. В случае представления для научной экспертизы нескольких проектов законов, международных договоров или проектов международных договоров, уполномоченной организацией, научной организацией или экспертом проводится научная экспертиза и составляется заключение по каждому проекту закона, международному договору или проекту международного договора.

      21. Заключение научной экспертизы подготавливается на официальном бланке организации, проводившей научную экспертизу, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) эксперта и его квалификации.

      22. Заключение научной экспертизы подписывается первым руководителем научной организации либо лицом, его замещающим, и экспертами, проводившими научную экспертизу, а по научной лингвистической экспертизе – руководителем уполномоченной организации либо лицом, его замещающим, и экспертами.

      23. Заключение научной экспертизы носит рекомендательный характер.

      24. При наличии в заключении научной экспертизы замечаний и/или предложений к проекту закона разработчик(орган-разработчик) принимает решение о доработке проекта закона в случае согласия с замечаниями и/или предложениями заключения научной экспертизы.

      При внесении проекта закона и заключения научной экспертизы по нему на рассмотрение Правительства разработчик представляет в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней после получения заключения научной экспертизы аргументированные обоснования причин непринятия рекомендаций. Копию соответствующих обоснований разработчик одновременно представляет научной организации или эксперту либо уполномоченной организации.

      В случае, если заключение научной экспертизы содержит замечания и/или предложения, не относящиеся к компетенции разработчика (органа-разработчика), то разработчик (орган-разработчик) направляют их одновременно с проектом закона, международного договора или проекта международного договора государственным органам, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, затрагиваемых в заключении научной экспертизы, для проработки и формирования соответствующей позиции.

      При внесении правового акта о ратификации/подписании международного договора или проекта международного договора и заключения научной экспертизы по нему на рассмотрение Правительства либо Министерства юстиции орган-разработчик должен предоставить аргументированные обоснования причин непринятия рекомендаций, содержащихся в заключении научной экспертизы по международному договору или проекту международного договора. Копию соответствующих обоснований орган-разработчик одновременно предоставляет уполномоченной организации.

      25. Организация и проведение научной экспертизы проекта закона, международного договора или проекта международного договора осуществляются в течение срока, не превышающего 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня представления научной организации или эксперту, а по научной лингвистической экспертизе – уполномоченной организации. Научная экономическая экспертиза проводится в течение 25 (двадцать пять) календарных дней со дня представления научной организации или эксперту проекта закона.

      Организация и проведение научной правовой экспертизы международного договора или проекта международного договора о займах осуществляются в течение срока, не превышающего 10 (десять) календарных дней.

      По окончании срока проведения научной экспертизы разработчику (органу-разработчику) направляется заключение научной экспертизы, подготовленное в соответствии с настоящими Правилами.

      26. При необходимости срок проведения научной экспертизы может быть продлен с согласия разработчика (органа-разработчика), Министерства юстиции, Министерства национальной экономики, а по научной правовой экспертизе – в порядке, определяемом пунктами 44, 65 настоящих Правил, за исключением случаев, когда имеется поручение Президента, руководства Администрации Президента, Правительства о необходимости ее проведения.

      27. Порядок проведения иных видов научных экспертиз международных договоров или проектов международных договоров (за исключением научной правовой и научной лингвистической экспертиз) определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Порядок проведения научной правовой экспертизы проектов законов, а также отбора научных правовых экспертов

      28.Разработчиками проектов законов являются депутаты Парламента, Администрация Президента, Правительство, иные государственные органы, организации и граждане по согласованию с ними в соответствии с требованиями статьи 17 Закона "О правовых актах".

      29. Эксперты, осуществляющие научную правовую экспертизу по проектам законов, делятся на две группы.

      Требования к эксперту первой группы:

      1) высшее юридическое образование, ученая степень либо степень доктора философии (PhD), доктора по профилю по группе специальностей "Право";

      2) общий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

      Требования к эксперту второй группы:

      1) высшее юридическое образование/академическая степень по группе специальностей "Право";

      2) общий стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

      Эксперты первой и второй групп обладают правами и обязанностями в соответствии с законодательством и привлекаются к проведению научной правовой экспертизы на равноправной основе.

      30. Научная правовая экспертиза проектов законов проводится экспертом, состоящим в реестре научных правовых экспертов (далее – реестр экспертов), или экспертной комиссией.

      31. Информация о требованиях к эксперту и порядке включения в реестр экспертов публикуется на официальном интернет-ресурсе уполномоченной организации.

      32. Решение о включении/об отказе о включении/исключении кандидата в эксперты (далее – кандидат)/эксперта принимается уполномоченной организацией на основании заключения комиссии.

      Состав комиссии утверждается приказом уполномоченной организации. Деятельность комиссии определяется положением о комиссии, утверждаемым приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

      Комиссия рассматривает документы кандидатов на предмет соответствия/несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к эксперту, наличия/отсутствия оснований расторжения договора.

      Решение о приостановлении деятельности эксперта принимается уполномоченной организацией.

      На основании заключения комиссии с экспертом заключается/расторгается договор на проведение научной правовой экспертизы.

      33. Для включения в реестр экспертов кандидат представляет документы в соответствии с перечнем, определяемым приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

      34. Основанием для отказа во включении кандидата в реестр экспертов является непредставление полного перечня документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемым к эксперту пунктами 29, 56 настоящих Правил.

      35. Порядок ведения и использования реестра экспертов определяются приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

      36. Научная правовая экспертиза проектов законов проводится на следующих стадиях разработки проекта закона:

      1) при одновременном направлении в общественные советы, экспертные советы, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан для получения экспертных заключений до внесения проекта закона в Канцелярию Премьер-Министра в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300;

      2) в случае внесения концептуальных изменений в проект закона, в результате его доработки по замечаниям Администрации Президента или Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан (далее – Канцелярия Премьер-Министра).

      Указанные требования не распространяются на проекты законов, инициированные депутатами Парламента.

      37. Для проведения научной правовой экспертизы по проектам законов разработчик представляет проект закона на казахском и русском языках и прилагаемые к нему материалы (на бумажном и электронном носителях):

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке разработчика, подписанное заместителем первого руководителя либо лицом, его замещающим (на казахском языке);

      2) пояснительную записку к проекту закона (на казахском и русском языках);

      3) сравнительную таблицу к проекту закона при внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений (на казахском и русском языках);

      4) консультативный документ регуляторной политики (на казахском и русском языках);

      5) концепцию проекта закона (на казахском и русском языках), одобренную Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности, за исключением случаев разработки проектов законов в порядке законодательной инициативы Президента, депутатов Парламента;

      6) статистические данные по изучаемой проблеме (при их наличии);

      7) проекты подзаконных актов (на казахском и русском языках), принимаемых в реализацию предлагаемого на рассмотрение проекта закона (при их наличии);

      8) иные материалы с целью представления полных и достоверных данных для проведения научной правовой экспертизы (при их наличии).

      38. Уполномоченная организация проверяет полноту представленного разработчиком проекта закона и прилагаемых к нему материалов в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил.

      39. В случае представления разработчиком неполного перечня материалов научной правовой экспертизы, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, уполномоченная организация в течение 2 (два) рабочих дней возвращает их без рассмотрения и уведомляет разработчика.

      40. Разработчик после устранения причин, указанных в уведомлении уполномоченной организации, повторно представляет проект закона и прилагаемые к нему материалы для проведения научной правовой экспертизы.

      41. По запросу уполномоченной организации разработчиком в течение 2 (два) рабочих дней представляются иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в проекте закона.

      42. Началом проведения научной правовой экспертизы считается момент уведомления экспертом или последним членом экспертной комиссии уполномоченную организацию о принятии проекта закона и прилагаемых к нему материалов к рассмотрению. При наличии обстоятельств, исключающих участие эксперта в проведении научной правовой экспертизы, в срок не позднее 2 (два) рабочих дней с момента направления эксперту материалов для проведения научной правовой экспертизы эксперт уведомляет уполномоченную организацию об отказе от проведения научной правовой экспертизы и его причинах.

      43. В случае несвоевременного уведомления/неуведомления экспертом о принятии/невозможности принятия проекта закона к рассмотрению, об отказе от проведения научной правовой экспертизы, уполномоченная организация направляет проект закона и прилагаемые к нему материалы другому эксперту.

      44. В случае необходимости срок, установленный для проведения научной правовой экспертизы, может быть продлен до 5 (пять) рабочих дней по согласованию с разработчиком с незамедлительным уведомлением уполномоченной организации, Министерства юстиции.

      45. Эксперт, экспертная комиссия в течение 10 (десять) рабочих дней дает заключение научной правовой экспертизы на казахском и русском языках в соответствии с настоящими Правилами. Аутентичность текстов заключения научной правовой экспертизы на казахском и русском языках обеспечивается экспертом.

      В случае несогласия одного из экспертов с выводами, изложенными в едином заключении, он может изложить особое мнение и приложить его к единому заключению.

      46. В течение 5 (пять) рабочих дней уполномоченная организация производит проверку заключения эксперта или экспертной комиссии в соответствии с требованиями, установленными пунктом 49 настоящих Правил, с последующим направлением его разработчику.

      47. Повторная научная правовая экспертиза проекта закона проводится в сроки, не превышающие 5 (пять) рабочих дней с момента начала проведения научной правовой экспертизы проекта закона, определяемого пунктом 42 настоящих Правил.

      48. В течение 2 (два) рабочих дней после согласования с разработчиком замечаний и/или предложений, изложенных в заключении научной правовой экспертизы, уполномоченная организация производит оценку заключения в соответствии с критериями оценки стоимости научной правовой экспертизы, утверждаемыми приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

      49. Заключение научной правовой экспертизы проекта закона должно содержать:

      1) общие положения, которые включают фамилию, имя, отчество (при его наличии), ученую степень (при наличии), ученое звание (при наличии) эксперта, членов экспертной комиссии, наименование разработчика, наименование уполномоченной организации, предмет и цели научной правовой экспертизы, наименование проекта закона, его назначение, отрасли науки, по которым проведена научная правовая экспертиза, и структуру проекта закона, а также прилагаемые к нему материалы;

      2) описание проблемных вопросов, на решение которых направлен проект закона, в том числе оценку научной обоснованности и своевременности принятия проекта закона;

      3) описание всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение которых направлено принятие закона, в том числе применявшихся на разных исторических этапах, зарубежной практике, а также описание смежных сфер правоотношений и влияния на них в виде последствий от принятия закона;

      4) анализ предлагаемых проектом закона способов, механизмов, подходов к разрешению поставленных проблемных вопросов, возможных последствий от принятия тех или иных способов разрешения проблемных ситуаций:

      проверка на соответствие проекта закона Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция), нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан;

      оценка правовых, социальных, экономических и иных последствий принятия проекта закона, в том числе в части возможных рисков социальной напряженности;

      определение наличия причин и условий, способствующих совершению уголовных и административных правонарушений в связи с принятием проекта закона, а также оценка его влияния на предупреждение их совершения;

      определение наличия причин и условий, способствующих ущемлению права на гендерное равенство в связи с принятием проекта закона;

      определение перечня нормативных правовых актов, подлежащих уточнению при условии принятия проекта закона;

      выработка научно обоснованных предложений по улучшению законодательной базы;

      выявление возможных противоречий принципам соответствующей отрасли права;

      выявление явного или скрытого ведомственного или группового интереса, обеспечиваемого проектом закона;

      получение ответов на иные вопросы, вытекающие из проекта закона.

      50. Заключение научной правовой экспертизы подготавливается по форме, утверждаемой приказом Министра юстиции Республики Казахстан, оформляется на официальном бланке и подписывается руководителем уполномоченной организации или лицом, его замещающим. Подпись руководителя уполномоченной организации или лица, его замещающего, исходящий номер и дата подтверждают направление заключения уполномоченной организацией.

      51. Заключение научной правовой экспертизы проекта закона публикуется на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

      Публикация заключения научной правовой экспертизы проекта закона производится одновременно с направлением его разработчику. Публикация материалов, имеющих пометки "Для служебного пользования", "Без опубликования в печати", "Не для печати", не производится.

      52. Споры, вытекающие из договора на проведение научной правовой экспертизы, обжалование действий и решений уполномоченной организации подлежат обязательному досудебному урегулированию.

      При уполномоченной организации образовывается Претензионный совет по досудебному рассмотрению возражений заявителей.

      В своей деятельности Претензионный совет руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан, настоящими Правилами и Положением о Претензионном совете, утверждаемым приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

3. Порядок проведения научной правовой экспертизы международных договоров или проектов международных договоров, а также отбора научных правовых экспертов

      53. Обязательная научная правовая экспертиза проводится по подлежащим ратификации:

      1) международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, – до принятия решения об их ратификации или присоединении к ним путем ратификации;

      2) проектам международных договоров – до их подписания.

      54.Органом-разработчикоммеждународных договоров является центральный государственный орган, представляющий предложение о заключении международных договоров.

      Органы-разработчики направляют на научную правовую экспертизу международный договор или проект международного договора.

      55. Научная правовая экспертиза международных договоров, а также проектов международных договоров осуществляется после проведения юридической экспертизы Министерством юстиции.

      56. Научная правовая экспертиза международных договоров или проектов международных договоров осуществляется экспертом или экспертной комиссией, состоящих в реестре экспертов.

      В ее состав включаются эксперты, которые должны соответствовать следующим требованиям:

      1) высшее юридическое образование;

      2) ученая степень, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю по специальности "Международное право" / по группе специальностей "Право" (специальность "Международное право" является приоритетной);

      3) общий стаж по юридической специальности не менее трех лет.

      К проведению научной правовой экспертизы также привлекается эксперт, имеющий:

      1) высшее юридическое образование и академическую степень магистра по специальности "Международное право"/по группе специальностей "Право" (специальность "Международное право" является приоритетной) и опыт работы не менее трех лет по юридической специальности; или

      2) высшее юридическое образование/академическую степень бакалавра по специальности "Международное право"/по группе специальностей "Право" (специальность "Международное право" является приоритетной) и опыт работы не менее десяти лет по юридической специальности.

      57. Информация о требованиях к эксперту и порядке включения в реестр экспертов публикуется на официальном интернет-ресурсе уполномоченной организации.

      58. Порядок включения/отказа во включении кандидата в реестр экспертов либо исключения эксперта из реестра экспертов регулируется пунктами 3234 настоящих Правил.

      59. Уполномоченная организация проверяет полноту представленного органом-разработчиком международного договора или проекта международного договора и прилагаемых материалов в соответствии с пунктом 70 настоящих Правил.

      60. В случае представления органом-разработчиком неполного перечня материалов научной правовой экспертизы уполномоченная организация в течение 5 (пять) рабочих дней возвращает их без рассмотрения и уведомляет органа-разработчика.

      Орган-разработчик после устранения причин, указанных в уведомлении уполномоченной организации, вправе повторно представить международный договор или проект международного договора и прилагаемые материалы для проведения научной правовой экспертизы.

      61. По запросу уполномоченной организации органом-разработчиком в течение 5 (пять) рабочих дней представляются иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в международном договоре или проекте международного договора.

      62. В случае принятия международного договора или проекта международного договора и прилагаемых материалов уполномоченная организация определяет количество экспертов, необходимых для проведения научной правовой экспертизы, которым в электронном виде направляется международный договор или проект международного договора, а также прилагаемые материалы.

      Эксперт обязан изучить международный договор или проект международного договора и прилагаемые материалы и в случае отсутствия обстоятельств, исключающих участие эксперта в проведении научной правовой экспертизы, принять их к рассмотрению.

      63. При наличии обстоятельств, исключающих участие эксперта в проведении научной правовой экспертизы, эксперт обязан отказаться от ее проведения, уведомив уполномоченную организацию в срок не позднее 2 (два) рабочих дней, а по международным договорам или проектам международных договоров о займах – в срок не позднее 1 (один) календарного дня, с момента направления ему материалов для проведения научной правовой экспертизы.

      64. Началом проведения научной правовой экспертизы считается момент уведомления экспертом или последним членом экспертной комиссии уполномоченной организации о принятии международного договора или проекта международного договора и прилагаемых к нему материалов к рассмотрению. При наличии обстоятельств, исключающих участие эксперта в проведении научной правовой экспертизы, в срок не позднее 2 (два) рабочих дней, а по международным договорам или проектам международных договоров о займах – в срок не позднее 1 (один) календарного дня, с момента направления эксперту материалов для проведения научной правовой экспертизы эксперт обязан уведомить уполномоченную организацию о причинах отказа от проведения научной правовой экспертизы.

      В случае несвоевременного уведомления/не уведомления экспертом о принятии/невозможности принятия международного договора или проекта международного договора к рассмотрению, об отказе от проведения научной правовой экспертизы, уполномоченная организация вправе направить международный договор или проект международного договора и прилагаемые материалы другому эксперту.

      65. В случае необходимости срок, установленный для проведения научной правовой экспертизы, может быть продлен до 5 (пять) рабочих дней по согласованию с разработчиком (органом-разработчиком) с незамедлительным уведомлением уполномоченной организации, Министерства юстиции.

      66. Эксперт, экспертная комиссия в течение 10 (десять) рабочих дней дает заключение научной правовой экспертизы, а по международным договорам или проектам международных договоров о займах – в течение 6 (шесть) календарных дней на казахском и русском языках и направляет его уполномоченной организации для ознакомления и согласования. Аутентичность текстов заключения научной правовой экспертизы на казахском и русском языках обеспечивается экспертом.

      В случае несогласия одного из экспертов с выводами, изложенными в едином заключении, он может изложить особое мнение и приложить его к единому заключению.

      67. В течение 5 (пять) рабочих дней, а по международным договорам или проектам международных договоров о займах в течение 4 (четыре) календарных дней уполномоченная организация производит проверку заключения экспертной комиссии в соответствии с требованиями, установленными пунктом 71 настоящих Правил, с последующим направлением его органу-разработчику.

      68. Повторная научная правовая экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие 5 (пять) рабочих дней со дня представления эксперту международного договора или проекта международного договора и материалов к нему.

      69. В течение 2 (два) рабочих дней после направления заключения научной правовой экспертизы разработчику (органу-разработчику) уполномоченная организация производит оценку заключения в соответствии с критериями оценки стоимости научной правовой экспертизы, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан.

      70. Для проведения научной правовой экспертизы по международному договору или проекту международного договора орган-разработчик представляет уполномоченной организации следующие материалы на бумажном и электронном носителях):

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке органа-разработчика, подписанное заместителем первого руководителя либо лицом, его замещающим (на казахском языке);

      2) международный договор, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, а также проект международного договора, подлежащего ратификации, на казахском и русском языках, парафированный заместителем первого руководителя либо лицом, его замещающим, органа-разработчика, либо заверенный Министерством иностранных дел Республики Казахстан (далее – Министерство иностранных дел) текст международного договора на языках подписания с приложением перевода на казахский и русский языки, заверенного должностным лицом государственного органа-разработчика;

      3) копию заключения юридической экспертизы Министерства юстиции, за исключением международных договоров или проектов международных договоров о займах. Направление эксперту копии заключения юридической экспертизы Министерства юстиции не допускается.

      71. Заключение научной правовой экспертизы международного договора или проекта международного договора должно содержать:

      1) фамилию, имя, отчество (при его наличии), ученую/академическую степень (при наличии) и ученое звание (при наличии) экспертов, проводивших научную правовую экспертизу;

      2) отрасли науки, по которым проведена научная правовая экспертиза;

      3) наименование уполномоченной организации;

      4) наименование международного договора или проекта международного договора;

      5) использованные при проведении научной правовой экспертизы международные договоры и документы;

      6) предмет и цели научной правовой экспертизы;

      7) обоснованные рекомендации и предложения;

      8) ответы на вопросы, поставленные разработчиком (органом-разработчиком);

      9) иные вопросы, связанные с проведением научной правовой экспертизы международного договора или проекта международного договора.

      72. Заключение научной правовой экспертизы подготавливается по форме, утверждаемой приказом Министра юстиции Республики Казахстан, оформляется на официальном бланке и подписывается руководителем уполномоченной организации или лицом, его замещающим. Подпись руководителя уполномоченной организации или лица, его замещающего, подтверждает направление заключения уполномоченной организацией.

      73. Споры, вытекающие из договора на проведение научной правовой экспертизы международного договора или проекта международного договора, а также об обжаловании отказа во включении в реестр экспертов, подлежат обязательному досудебному урегулированию в порядке, определяемом пунктом 52 настоящих Правил.

4. Порядок проведения научной лингвистической экспертизы

      74. Обязательная научная лингвистическая экспертиза проводится:

      1) по проектам законов, разработанным в порядке законодательной инициативы Правительства, депутатов Парламента, вносимым на рассмотрение Парламента;

      2) по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров, подлежащих ратификации.

      По проектам законов, разработанным в порядке законодательной инициативы Президента, научная лингвистическая экспертиза может не проводиться.

      Научная лингвистическая экспертиза проводится на следующих стадиях:

      1) по проектам законов до его внесения в Правительство после согласования с министерствами финансов, национальной экономики и юстиции и проведения всех видов научных экспертиз;

      2) до внесения проектов законов Правительством на рассмотрение Парламента после устранения замечаний Администрации Президента и/или Канцелярии Премьер-Министра;

      3) по международным договорам – до их ратификации или присоединения к ним путем ратификации, а по проектам международных договоров – до их подписания.

      75. По проектам законов, международным договорам или проектам международных договоров может проводиться повторная научная лингвистическая экспертиза.

      Повторная научная лингвистическая экспертиза проводится в случае внесения изменений и дополнений в проект закона, проекта международного договора, по замечаниям Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента.

      76. Проекты законов, международные договоры или проекты международных договоров, а также материалы к ним направляются на научную лингвистическую экспертизу разработчиком (органом-разработчиком) направляются уполномоченной организации посредством электронного документооборота и на бумажных носителях. При этом электронные варианты должны быть идентичны бумажным носителям и внесены день в день.

      77. Первоначальная научная лингвистическая экспертиза проекта закона проводится после проведения всех видов научных экспертиз перед внесением в Канцелярию Премьер-Министра. Для ее проведения орган-разработчик представляет уполномоченной организации:

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке органа-разработчика;

      2) проект закона на казахском и русском языках;

      3) копию листа согласования.

      78. Для проведения первоначальной научной лингвистической экспертизы международного договора или проекта международного договора орган-разработчик представляет уполномоченной организации:

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке органа-разработчика;

      2) международный договор или проект международного договора на казахском и русском языках, парафированный руководителем либо лицом, его замещающим, органа-разработчика, либо заверенный Министерством иностранных дел текст международного договора или проекта международного договора на языках подписания с приложением перевода на казахский и русский языки, заверенного должностным лицом "органа-разработчика";

      3) копию заключения юридической экспертизы Министерства юстиции.

      79. Для проведения повторной научной лингвистической экспертизы проекта закона разработчик (орган-разработчик) представляет:

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке органа-разработчика с указанием необходимости проведения повторной научной лингвистической экспертизы после проработки проекта закона в структурных подразделениях Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента;

      2) проект закона на казахском и русском языках;

      3) копию материалов по проекту закона после его проработки в структурных подразделениях Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента.

      80. Для проведения научной лингвистической экспертизы проектов законов, инициированных депутатами Парламента, направляется Министерству юстиции и/или уполномоченной организации:

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке (на электронном и/или бумажном носителях);

      2) проект закона на казахском и русском языках (на электронном и/или бумажном носителях).

      81. Министерство юстиции после получения проектов законов, инициированных депутатами Парламента, направляет их в уполномоченную организацию для проведения научной лингвистической экспертизы посредством электронного документооборота или на бумажных носителях.

      При этом срок проведения научной лингвистической экспертизы исчисляется с момента поступления проекта закона в уполномоченную организацию.

      82. Для проведения повторной научной лингвистической экспертизы международного договора или проекта международного договора орган-разработчик представляет:

      1) сопроводительное письмо на официальном бланке органа-разработчика с указанием необходимости проведения повторной научной лингвистической экспертизы после проработки в структурных подразделениях Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента;

      2) международный договор или проект международного договора на казахском и русском языках;

      3) копию материалов по международному договору или проекту международного договора после его проработки в структурных подразделениях Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента.

      83. По запросу уполномоченной организации органом-разработчиком могут предоставляться иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в международном договоре или проекте международного договора.

      84. Непредставление материалов, перечисленных в пунктах 8794 настоящих Правил, является основанием для отказа уполномоченной организацией в проведении научной лингвистической экспертизы.

      85. Условия проведения научной лингвистической экспертизы определяются гражданско-правовым договором, заключенным между Министерством юстиции и уполномоченной организацией (далее – договор).

      86. Научная лингвистическая экспертиза включает следующие этапы:

      1) принятие материалов проекта закона, международного договора или проекта международного договора уполномоченной организацией (на бумажных и электронных носителях);

      2) проведение научной лингвистической экспертизы проекта закона, международного договора или проекта международного договора;

      3) подготовка заключения научной лингвистической экспертизы;

      4) направление заключения научной лингвистической экспертизы разработчику (органу-разработчику).

      87. Ответственность за соответствие текстов проектов законов, международных договоров или проектов международных договоров на казахском и русском языках несет разработчик (орган-разработчик).

      88. Первоначальная научная лингвистическая экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня представления уполномоченной организации проекта закона, международного договора или проекта международного договора и материалов к ним.

      При этом по проектам международных договоров о займах первоначальная научная лингвистическая экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие 10 (десять) календарных дней.

      89. Срок проведения повторной научной лингвистической экспертизы проекта закона, международного договора или проекта международного договора не должен превышать 5 (пять) рабочих дней со следующего рабочего дня их представления разработчиком (органом-разработчиком).

      90. Эксперт научной лингвистической экспертизы должен иметь высшее филологическое и/или юридическое образование, или опыт работы в сферах права и/или международного права, и/или филологии, и/или переводческого дела (юрист, переводчик) и (или) ученую степень в сферах филологии и/или юриспруденции, и/или международного права.

      91. По результатам проведенной научной лингвистической экспертизы проекта закона, международного договора или проекта международного договора составляется заключение научной лингвистической экспертизы, которое должно содержать мотивированные, научно обоснованные, объективные и полные выводы уполномоченной организации по предмету научной лингвистической экспертизы.

      В случае, если у разработчика (органа-разработчика) проекта возникают вопросы в отношении заключения научной лингвистической экспертизы, он может обратиться к уполномоченной организации за соответствующими пояснениями.

      92. В заключении научной лингвистической экспертизы проекта закона, международного договора или проекта международного договора должны быть указаны следующие данные:

      1) основание научной лингвистической экспертизы;

      2) цель проведения научной лингвистической экспертизы;

      3) методические основания проведения научной лингвистической экспертизы;

      4) результаты проведения научной лингвистической экспертизы;

      5) вывод.

      93. Заключение научной лингвистической экспертизы подготавливается на казахском и русском языках на официальном бланке уполномоченной организации, подписывается ее руководителем либо лицом, его замещающим, и экспертами, проводившими научную лингвистическую экспертизу, и заверяется печатью уполномоченной организации.

      94. Заключение научной лингвистической экспертизы носит рекомендательный характер.

5. Порядок проведения научной экономической экспертизы проектов законов

      95. Научная экономическая экспертиза проводится на следующих стадиях разработки проекта закона:

      1) до его согласования Министерством национальной экономики;

      2) в случае внесения концептуальных изменений в проект закона, в результате его доработки по замечаниям Администрации Президента или Канцелярии Премьер-Министра.

      96. Для проведения научной экономической экспертизы разработчик проекта закона направляет материалы по проекту закона в Министерство национальной экономики на электронном носителе. Министерство национальной экономики направляет материалы по проекту закона научной организации, эксперту, привлекаемому для проведения научной экономической экспертизы.

      Эксперт должен иметь высшее образование и ученую степень, обладать специальными знаниями, опытом в области научной экономической экспертизы.

      97. Разработчик вместе с копией проекта закона (на казахском и русском языках) представляет на научную экономическую экспертизу копии следующих материалов (на электронных носителях):

      1) пояснительной записки к проекту закона (на казахском и русском языках);

      2) сравнительной таблицы к проекту закона при внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений (на казахском и русском языках);

      3) концепции проекта закона (на казахском и русском языках), одобренной Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности, за исключением случаев разработки проектов законов в порядке законодательной инициативы Президента, депутатов Парламента;

      4) статистических данных по изучаемой проблеме при их наличии;

      5) консультативного документа регуляторной политики (на казахском и русском языках);

      6) проектов подзаконных актов, принимаемых в реализацию предлагаемого на рассмотрение проекта закона (при их наличии);

      7) паспорта по оценке социально-экономических последствий действия принимаемого проекта закона (на казахском и русском языках), полистно парафированного и подписанного курирующим заместителем руководителя органа-разработчика проекта закона, по форме согласно приложению к настоящим Правилам;

      8) финансовых расчетов для Республиканской бюджетной комиссии по проектам нормативных правовых актов, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.

      98. Непредставление материалов, предусмотренных пунктом 97 настоящих Правил, является основанием для отказа в проведении научной экономической экспертизы.

      99. По запросу эксперта или Министерства национальной экономики разработчиком в течение 2 (два) рабочих дней представляются иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в проекте закона.

      100. В случае доработки проекта закона разработчиком по предложениям научной организации или эксперта, сроки на проведение научной экономической экспертизы устанавливаются с даты представления обновленного проекта закона.

      101. Условия проведения научной экономической экспертизы определяются гражданско-правовым договором, заключенным Министерством национальной экономики с научной организацией или экспертом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      102. Повторная научная экономическая экспертиза проводится в сроки, не превышающие 5 (пять) рабочих дней со дня представления научной организации или эксперту проекта закона и материалов к нему.

      103. В заключении научной экономической экспертизы проекта закона необходимо указать:

      1) общие положения:

      разработчика;

      организацию и/или лицо, привлеченное организацией, проводившее научную экспертизу;

      общую характеристику проекта закона;

      наименование проекта закона;

      назначение проекта закона;

      структуру проекта закона;

      новизну проекта закона;

      2) описание проблемных вопросов, на решение которых направлен проект закона;

      3) описание всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение которых направлено принятие проекта закона, в том числе применявшихся на разных исторических этапах, международной практике;

      4) анализ предлагаемых проектом закона способов, механизмов, подходов к разрешению поставленных проблемных вопросов, возможных последствий от принятия тех или иных способов разрешения проблемных ситуаций, в том числе оценку влияния положений проекта на макроэкономическую эффективность, социальное развитие, развитие предпринимательства, экономическую безопасность отрасли и/или страны;

      5) общий вывод.

      104. Финансирование проведения научной экспертизы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      105. Деятельность уполномоченной организации по созданию условий для осуществления научной правовой экспертизы экспертами по истечении 15 декабря текущего года обеспечивается за счет средств республиканского бюджета, выделяемых в следующем году.

  Приложение
к Правилам организации и
проведения научной экспертизы,
а также отбора научных
правовых экспертов

Паспорт по оценке социально-экономических последствий действия принимаемых проектов законов Республики Казахстан для представления на научную экономическую экспертизу

      *Подробное руководство к заполнению разделов паспорта представлено в методических рекомендациях по оценке социально-экономических последствий действия принимаемых проектов законов

1. Общая информация

Государственный орган-разработчик


Наименование проекта закона


Контактная информация исполнителя-разработчика

Ф.И.О.:
Должность:
Тел:
Адрес электронной почты:

Отрасль законодательства


Предмет правового регулирования


2. Обоснованность и своевременность разработки проекта закона

2.1 Проблема, на решение которой направлен проект закона (проблема должна быть определена и сформулирована максимально четко. Следует избегать чрезмерно обширных либо неконкретных формулировок).
Формулировка проблемы:
Качественное и количественное описание проблемы:
(качественно раскрыть сущность и масштаб проблемы: в территориальном и отраслевом аспектах, а также представить информацию о динамике развития проблемы: увеличение, снижение или неизменность остроты проблемы с течением времени)
Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:
(описать негативные эффекты, являющиеся последствием существования проблемы, с представлением сведений о причинении вреда, его размерах в денежном выражении; количественных сведений о нарушениях прав и интересов граждан и организаций; сведений о невозможности выполнения действий, функций либо получения услуг вследствие отсутствия регулирования (данные и оценки убытков, упущенной выгоды и др.); данных об обращении, жалобах граждан и организаций и т.п.)
Лица, которых затрагивает проблема:
(охарактеризовать затронутые проблемой целевые группы: граждане, предприятия, организации, государство)
Причины, существование которых приводит к проблеме:

2.2 Анализ текущей ситуации и государственное регулирование в проблемной сфере (основные параметры развития регулируемой отрасли, сектора экономики, оценка конкурентоспособности с использованием анализа статистических данных и международных рейтинговых оценок, предпринимаемые в настоящее время меры для решения проблемы в рамках действующего законодательства, программных документов, достигнутые результаты)

2.3 Цель и задачи проекта закона
(желаемый результат от введения проекта закона)

Цель

(установление долгосрочных социальных и (или) экономических целей, для достижения которых разрабатывается проект закона)

Задачи
(должны определять будущее состояние дел для осуществления проверки достижения цели)

количественно-измеримые показатели результатов решения задач(показатели, характеризующие степень решения задач; не распространяется на нормы, содержащие редакционные правки и направленные на устранение правовых пробелов и коллизий)

1.

1.

2.

3.

2.

1.

2.

3.

….


 

2.4 Соответствие целей проекта закона стратегическим целям государства
(отразить согласованность цели предлагаемого регулирования с целями ежегодных посланий Президента РК, Стратегии "Казахстан-2050", стратегических и программных документов с указанием конкретных положений документов и их названия)

Стратегические цели государства

Описание соответствия цели проекта закона стратегическим целям государства

"…."


"…"

 

2.5 Международный опыт решения аналогичных проблем регулирования
(описание примеров решения установленной проблемы регулирования в разных странах)

2.6 Описание всех вариантов решения проблемы, рассмотренных на этапе разработки проекта закона, и обоснование выбранного варианта
(описание механизмов, преимуществ, недостатков, рисков реализации различных вариантов решения проблемы, а также обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы с описанием причины исключения других вариантов)

3. Анализ социально-экономических последствий с применением метода анализа выгод и издержек для целевых групп
(определить целевые группы, на которые прямо или косвенно может повлиять предлагаемый проект закона, дать им качественную и количественную характеристику, а также проанализировать все ожидаемые для них последствия (положительные и отрицательные)

I. Население

Описание целевой группы

Количественная оценка целевой группы

Качественное и количественное описание выгод

Качественное и количественное описание издержек













 
II. Субъекты предпринимательства

Описание целевой группы

Количественная оценка целевой группы

Качественное и количественное описание выгод

Качественное и количественное описание издержек













 
III. Государство

Описание целевой группы

Количественная оценка целевой
группы

Качественное и количественное описание выгод

Качественное и количественное описание издержек

















 
*примеры возможных расчетов для данных разделов находятся в разделе 3 методических рекомендаций

4. Реализационные риски
(негативные последствия, потенциальные сложности, обстоятельства, которые могут помешать достижению целей проекта закона при его реализации)

5. Средства достижения цели и задач проекта закона(отражаются средства достижения и предполагаемая сумма в рамках утвержденной бюджетной программы, дополнительного финансирования сверх утвержденных сумм или средства, выделенные из других источников. При этом указываются источники финансирования: республиканский, местные бюджеты, Национальный фонд и иные источники, а также потери бюджета в случаях отмены или понижения ставок налогов и других обязательных платежей в бюджет, введения налоговых льгот, вычетов и др.)


Республиканский бюджет

Местный бюджет

Национальный фонд

Иные источники (название источника)

Сумма в рамках запланированной бюджетной программы (название)





Сумма дополнительно выделенных средств из бюджета





Сумма, выделенная из других источников





Потери
бюджета





 

6. Результаты публичного обсуждения проекта закона

7. Приложение
(дополнительные материалы для иллюстрации результатов анализа) 

      Ф.И.О. ___________________________________________________________
            (подпись курирующего заместителя руководителя государственного
                  органа-разработчика проекта закона)

  Приложение 2
к постановлени Правительства
Республики Казахстан
от 8 июня 2021 года № 386

Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2010 года № 938 "Об утверждении Правил проведения научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров".

      2. Пункт 5 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 2011 года № 590 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".

      3. Подпункт 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2014 года № 513 "О внесении изменений в постановления Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2013 года № 436 "О создании Межведомственной комиссии по вопросам международных договоров Республики Казахстан" и от 14 сентября 2010 года № 938 "Об утверждении Правил проведения научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров".

      4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 497 "Об утверждении Правил проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов".

      5. Пункт 2 изменений и дополнений, утвержденных подпунктом 2) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2020 года № 451 "О некоторых вопросах проведения научной антикоррупционной экспертизы".

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.