О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа и грантов для неправительственных организаций"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2021 года № 690

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа и грантов для неправительственных организаций".

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа и грантов для неправительственных организаций

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:

      подпункт 12) пункта 1 статьи 53 изложить в следующей редакции:

      "12) прочие направления: трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы;

      обслуживание и погашение правительственного долга; выполнение обязательств по государственным гарантиям;

      выполнение обязательств по государственным гарантиям по поддержке экспорта; расходы по сделкам хеджирования правительственных займов; выполнение обязательств по поручительствам государства;

      выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, Правительства Республики Казахстан; возмещение расходов по договору доверительного управления государственным имуществом;

      исполнение обязательств государства по выплатам, непередаваемым долговым обязательствам (векселям), относящимся к членству Республики Казахстан, и донорским взносам в международные финансовые организации;

      расходы на досрочное погашение правительственного долга, в том числе покупку выпущенных государственных ценных бумаг;

      расходы на выполнение государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.".

      2. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года:

      пункт 2 статьи 78 изложить в следующей редакции:

      "2. Государством стимулируется благотворительность субъектов предпринимательства посредством установления и присуждения субъектам предпринимательства, осуществляющим такую деятельность, внесшим значительный вклад в развитие благотворительности, государственных наград в порядке, утверждаемом Президентом Республики Казахстан, а также почетных званий в порядке, утверждаемом уполномоченным органом в сфере благотворительности.".

      3. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года:

      1) статью 35 дополнить подпунктом 10) следующего содержания:

      "10) справка, содержащая сведения об осуществлении волонтерской деятельности или благотворительности, с указанием периода и вида волонтерской деятельности или благотворительности, подписанная и заверенная печатью волонтерской или благотворительной организации.

      Справка, содержащая сведения об осуществлении волонтерской деятельности или благотворительности, применяется для подтверждения квалификационных требований к работникам по направлениям, соответствующим вакантным должностям.";

      2) пункт 2 статьи 139 изложить в следующей редакции:

      "2. Конкурс организовывается и проводится государственным учреждением, казенным предприятием, имеющими вакантную должность. Участие граждан Республики Казахстан в осуществлении волонтерской, благотворительной деятельности учитывается конкурсной комиссией при поступлении на гражданскую службу с учетом личных способностей и профессиональной подготовки кандидата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.".

      4. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года:

      статью 50 изложить в следующей редакции:

      "Статья 50. Передача функций центральных и (или) местных исполнительных органов в конкурентную среду путем государственного социального заказа

      Передача функций центральных и (или) местных исполнительных органов в конкурентную среду путем государственного социального заказа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан.".

      5. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения":

      подпункт 19) статьи 8 изложить в следующей редакции:

      "19) формирует государственный социальный заказ, проводит мониторинг его реализации и оценку результатов по удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан;".

      6. В Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года "О некоммерческих организациях":

      подпункт 5) пункта 2 статьи 39 изложить в следующей редакции:

      "5) принятия в пределах, установленных законодательными актами, решения об участии некоммерческой организации в создании или деятельности других юридических лиц, своих филиалов и представительств. При этом высший орган управления фонда, за исключением государственного фонда, вправе в соответствии с учредительными документами делегировать попечительскому совету принятие решений об участии фонда в деятельности других юридических лиц, участником (акционером) которых является фонд.

      К исключительной компетенции высшего органа управления учредительными документами некоммерческой организации могут быть отнесены и другие вопросы деятельности этой организации в соответствии с законодательными актами.".

      7. В Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года "О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республики Казахстан":

      1) заголовок изложить в следующей редакции:

      "О государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан";

      2) преамбулу изложить в следующей редакции:

      "Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций в Республике Казахстан.";

      3) в статье 1:

      подпункты 3-1) и 7-1) изложить в следующей редакции:

      "3-1) государственный орган в сфере государственного социального заказа и грантов для неправительственных организаций (далее – государственный орган) – государственный орган, в том числе центральный исполнительный и местный исполнительный орган, осуществляющий деятельность по формированию, мониторингу реализации и оценке результатов государственного социального заказа и формированию грантов для неправительственных организаций;";

      "7-1) грант для неправительственных организаций (далее – грант) – средства, предоставляемые неправительственным организациям оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций, в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала неправительственных организаций к решению актуальных вопросов развития социальной сферы;";

      дополнить подпунктами 7-6), 7-7), 7-8) и 7-9) следующего содержания:

      "7-6) формирование государственных грантов – деятельность государственных органов по определению направлений государственных грантов, проведению процедуры ежегодного и (или) среднесрочного планирования и определения бюджета государственных грантов;

      7-7) оценка эффективности государственных грантов – процесс анализа полученных в ходе реализации проектов результатов, его соответствия поставленным целям и ожидаемым результатам;

      7-8) государственный заказ на реализацию стратегического партнерства – средства, предоставляемые неправительственным организациям центральными исполнительными органами, в целях привлечения потенциала неправительственных организаций для реализации общенациональных приоритетов;

      7-9) стратегический партнер – неправительственная организация, прошедшая конкурсный отбор, в соответствии с правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, с которой заключен договор на выполнение государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.";

      4) в статье 2:

      заголовок и пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан.

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.";

      дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      "4. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением грантов неправительственным организациям без участия оператора.";

      5) статью 3 изложить в следующей редакции:

      "Статья 3. Принципы правового регулирования процесса государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций в Республике Казахстан

      Правовое регулирование процесса государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций в Республике Казахстан основывается на принципах:

      1) законности;

      2) повышения эффективности реализации социальных программ, социальных проектов в Республике Казахстан;

      3) участия граждан Республики Казахстан в решении социальных задач;

      4) обеспечения равных возможностей для неправительственных организаций;

      5) гласности и открытости процесса государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций.";

      6) статью 4 дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:

      "1-1) утверждает правила формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      1-2) определяет направления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;";

      7) статью 4-1 изложить в следующей редакции:

      "Статья 4-1. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) осуществляет координацию деятельности государственных органов по формированию, реализации, мониторингу реализации и оценке результатов государственного социального заказа;

      2) оказывает информационную, консультативную, методическую поддержку государственным органам, осуществляющим формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа;

      3) разрабатывает и утверждает правила формирования, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа;

      4) разрабатывает и утверждает стандарты государственного социального заказа;

      5) размещает на своем интернет-ресурсе темы государственного социального заказа, реализуемого государственными органами;

      6) один раз в год представляет информацию в Правительство Республики Казахстан по итогам реализации государственного социального заказа в Республике Казахстан;

      7) утверждает правила формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      8) создает Координационный совет, утверждает его положение и состав;

      9) направляет на рассмотрение Координационного совета перечень приоритетных направлений государственных грантов, относящихся к компетенции центральных исполнительных органов;

      10) на основе рекомендаций Координационного совета формирует направления государственных грантов и объемы финансирования в рамках своей компетенции;

      11) направляет в центральные исполнительные органы рекомендации Координационного совета по направлениям государственных грантов в соответствии с их компетенцией;

      12) предоставляет государственные гранты в пределах своей компетенции через оператора;

      13) осуществляет оценку эффективности государственных грантов в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      14) рассматривает отчет оператора о результатах его деятельности и утверждает его форму;

      15) осуществляет присуждение премий для неправительственных организаций и утверждает правила их присуждения;

      16) разрабатывает правила формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      17) ежегодно до 1 февраля информирует Правительство Республики Казахстан о результатах государственного заказа на реализацию стратегического партнерства по направлениям стратегического партнерства на основании информации, представляемой центральными исполнительными органами;

      18) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по определению, изменению, исключению направлений государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      19) осуществляет проверку сведений, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан "О некоммерческих организациях" для включения в базу данных неправительственных организаций;

      20) осуществляет ведение базы данных неправительственных организаций;

      21) определяет порядок формирования базы данных неправительственных организаций;

      22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.";

      8) статью 4-2 изложить в следующей редакции:

      "Статья 4-2. Компетенция государственных органов

      Государственные органы:

      1) осуществляют формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа;

      2) создают советы по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями;

      3) предоставляют информацию по реализации государственного социального заказа в уполномоченный орган;

      4) размещают на своих интернет-ресурсах планируемые и реализуемые темы государственного социального заказа и оценку результатов государственного социального заказа;

      5) оказывают информационную, консультативную, методическую поддержку неправительственным организациям, осуществляющим государственный социальный заказ;

      6) предоставляют государственные гранты в пределах своих компетенций через оператора и рассматривают отчет оператора о результатах реализации государственных грантов;

      7) осуществляют оценку эффективности государственных грантов в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Центральные исполнительные органы:

      1) на основе рекомендаций Координационного совета формируют направления государственных грантов и объемы финансирования;

      2) проводят конкурсный отбор стратегических партнеров и заключают с ними договора в соответствии с правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      3) осуществляют оценку исполнения стратегическими партнерами обязательств в соответствии с заключенными договорами и правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      4) ежегодно до 1 декабря представляют в уполномоченный орган информацию о результатах государственного заказа на реализацию стратегического партнерства в соответствии с правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      Местные исполнительные органы:

      1) собирают, обобщают и представляют в уполномоченный орган сведения о неправительственных организациях, осуществляющих деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы Республики Казахстан;

      2) выносят на рассмотрение советов по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями перечень приоритетных направлений государственных грантов;

      3) на основе рекомендаций советов по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями формируют направления государственных грантов и объемы финансирования;

      4) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия по взаимодействию с неправительственными организациями, возложенные на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.";

      9) в статье 5:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Статья 5. Сферы реализации государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления государственных грантов и присуждения премий";

      абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Реализация государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставление государственных грантов и присуждение премий осуществляются по следующим сферам:";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Реализация государственного социального заказа осуществляется также по сферам:

      1) оказания помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации;

      2) по иным социально значимым сферам, не противоречащим законодательству Республики Казахстан.";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В рамках сфер государственного социального заказа формируются темы.";

      10) пункты 2 и 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:

      "2. Государственный социальный заказ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан и о государственных закупках.

      3. Для участия в конкурсе допускаются потенциальные поставщики, осуществляющие деятельность в соответствии с уставными целями по сферам, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона.";

      11) статью 6-1 изложить в следующей редакции:

      "Статья 6-1. Гранты

      1. Гранты подразделяются на:

      1) государственные гранты, предоставляемые за счет бюджетных средств;

      2) негосударственные гранты, предоставляемые из внебюджетных источников финансирования.

      2. Государственные гранты подразделяются на следующие виды:

      1) краткосрочные гранты – гранты, срок реализации которых составляет от трех месяцев до одного года, объем финансирования от пятисот до трех тысяч месячных расчетных показателей;

      2) среднесрочные гранты – гранты, срок реализации которых составляет от одного года до двух лет, объем финансирования от трех тысяч до десяти тысяч месячных расчетных показателей;

      3) долгосрочные гранты – гранты, срок реализации которых составляет от двух до трех лет, объем финансирования от десяти тысяч месячных расчетных показателей, предоставляемые неправительственным организациям, имеющим необходимую материальную базу для реализации долгосрочных проектов, в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов.

      3. Государственные гранты предоставляются через оператора в соответствии с договором на предоставление гранта для реализации социальных программ, социальных проектов, разработанных неправительственными организациями.

      4. Государственные гранты предоставляются на основе конкурсного отбора неправительственным организациям, включенным в базу данных неправительственных организаций, за исключением неправительственных организаций:

      находящихся в процессе ликвидации;

      признанных несостоятельными (банкротами);

      имеющих неисполненные обязательства по исполнительным документам;

      на имущество которых наложен арест;

      экономическая деятельность которых приостановлена;

      руководители, учредители которых являются близкими родственниками уполномоченных лиц оператора;

      руководители, учредители которых включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

      5. Неправительственные организации, получившие государственный грант, могут использовать часть полученных средств на материально-техническое обеспечение и институциональное развитие:

      1) не более десяти процентов для грантов, размер которых не превышает десяти тысяч месячных расчетных показателей;

      2) не более пяти процентов для грантов, размер которых превышает десять тысяч месячных расчетных показателей.

      6. Требования к предоставлению негосударственных грантов и отчетности определяются условиями договора, заключенного между оператором и заказчиком, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      7. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие в процессе предоставления грантов, которые регулируются Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и иными законами Республики Казахстан.".

      12) подпункт 1) пункта 2 статьи 6-2 изложить в следующей редакции:

      "1) осуществлять мониторинг за реализацией государственных грантов в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;";

      13) дополнить статьей 6-5 следующего содержания:

      "Статья 6-5. Государственный заказ на реализацию стратегического партнерства

      1. Центральные исполнительные органы вносят в уполномоченный орган предложения по направлениям государственного заказа на реализацию стратегического партнерства в соответствии с правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      2. Правительство Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа определяет направления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, вытекающие из документов системы государственного планирования Республики Казахстан.

      3. По каждому направлению государственного заказа на реализацию стратегического партнерства определяется только один стратегический партнер на основе конкурсного отбора. Государственный заказ на реализацию стратегического партнерства осуществляется на основе договора, заключенного между центральным исполнительным органом и стратегическим партнером, в соответствии с правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      4. В случаях недостижения по вине стратегического партнера целевых показателей, установленных в договоре на выполнение государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, и (или) систематического неисполнения стратегическим партнером своих обязательств, договор подлежит расторжению в одностороннем порядке по инициативе соответствующего центрального исполнительного органа в порядке, определяемом правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      5. Акт оказанных услуг по государственному заказу на реализацию стратегического партнерства принимается комиссией из представителей центрального исполнительного органа и гражданского общества, созданной в соответствии с правилами формирования государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.";

      14) статью 7 изложить в следующей редакции:

      "Статья 7. Финансирование и использование бюджетных средств государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, государственных грантов и премий

      Финансирование государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, государственных грантов и премий осуществляется за счет бюджетных средств.

      Бюджетные средства, предусмотренные для реализации государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления государственных грантов и присуждения премий используются в целях и порядке, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, договором на осуществление государственного социального заказа, договором на выполнение государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, договором на предоставление государственного гранта.";

      15) статью 8 изложить в следующей редакции:

      "Статья 8. Контроль за исполнением государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, использованием грантов и присуждением премий

      Контроль за исполнением государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, использованием грантов и присуждением премий осуществляется уполномоченным органом, а также иными государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.";

      16) статью 9 изложить в следующей редакции:

      "Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.".

      8. В Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года "О культуре":

      пункт 2-1 статьи 31 изложить в следующей редакции:

      "2-1. Финансирование творческих союзов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан, а также за счет филантропической деятельности и (или) спонсорской деятельности, и (или) меценатской деятельности.".

      9. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании":

      пункт 5 статьи 26 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

      "5) благотворители на основании справки, предоставленной благотворительной организацией.

      Общее количество затраченных часов на благотворительность должно быть не менее пятидесяти часов.".

      10. В Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах":

      подпункт 1) пункта 1 статьи 17 изложить следующей редакции:

      "1. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, вправе:

      1) участвовать в конкурсах на предоставление специальных социальных услуг, услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах, оказываемых за счет бюджетных средств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан;".

      11. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе":

      статью 75 дополнить пунктом 15 следующего содержания:

      "15. Коммунальное имущество может быть предоставлено в доверительное управление без права последующего выкупа на льготных условиях благотворительным и волонтерским организациям в соответствии с порядком, определяемым частью третьей пункта 3 настоящей статьи.".

      12. В Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах":

      пункт 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:

      "1. Общественный мониторинг качества оказания государственных услуг проводится физическими лицами, некоммерческими организациями по собственной инициативе и за свой счет.

      Общественный мониторинг качества оказания государственных услуг также проводится по государственному заказу уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан.".

      13. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О благотворительности":

      1) в статье 1:

      подпункты 2), 4), 5) и 9) изложить в следующей редакции:

      "2) спонсорская деятельность – деятельность спонсора по оказанию спонсорской помощи на условиях популяризации имени спонсора в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан;";

      "4) добровольные пожертвования – деньги, а также имущество, переданные пользователям для решения их вопросов социального характера;";

      "5) благотворительность – социально-полезная деятельность, основанная на оказании благотворительной помощи и удовлетворении гуманных потребностей, осуществляемая добровольно, безвозмездно либо на льготных условиях в виде филантропической, спонсорской, меценатской деятельности, корпоративной или электронной благотворительности, а также оказания поддержки малой родине;";

      "9) благотворитель – субъект предпринимательства в рамках корпоративной благотворительности и (или) филантроп, и (или) спонсор, и (или) меценат, и (или) лицо, оказывающее поддержку малой родине, осуществляющие благотворительность;";

      дополнить подпунктами 2-1), 18), 19), 20), 21), 22), 23), 24), 25), 26) и 27) следующего содержания:

      "2-1) спонсорская помощь – имущество, предоставляемое на безвозмездной основе с целью распространения информации о спонсоре, оказывающем данную помощь:

      физическим лицам в виде финансовой (кроме мер социальной поддержки) поддержки для участия в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах и развития творческой, научной, научно-технической, изобретательской деятельности, повышения уровня образования и спортивного мастерства, на удовлетворение текущих потребностей;

      некоммерческим организациям для реализации их уставных целей;";

      "18) корпоративная благотворительность – добровольная деятельность субъектов предпринимательства по оказанию помощи пользователям или поддержке благотворительных программ;

      19) благотворительный фандрайзинг – процесс привлечения благотворительными организациями денежных, материальных, трудовых и информационных ресурсов для реализации благотворительной программы через проведение благотворительных акций, концертов, марафонов и иных мероприятий, в том числе онлайн-мероприятий;

      20) благотворительный фандрайзер – физическое или юридическое лицо, определенное благотворительной организацией, по привлечению средств и ресурсов для реализации благотворительных программ;

      21) благотворительный краудфандинг – привлечение денежных средств благотворительными организациями с целью финансирования определенной благотворительной программы, с помощью специализированных интернет-ресурсов (краудфандинговых платформ);

      22) благотворительная краудфандинговая платформа – интернет-ресурс, используемый для привлечения денежных средств в интернете на реализацию благотворительных программ;

      23) уполномоченный орган в сфере благотворительности – центральный исполнительный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества;

      24) реестр благотворительных организаций – электронная база данных, содержащая сведения об объектах благотворительности, благотворительных организациях и оказанной ими благотворительной помощи;

      25) электронная благотворительность – деятельность по привлечению добровольных пожертвований, осуществляемых электронным способом;

      26) онлайн пожертвования – добровольные пожертвования, осуществляемые физическими и юридическими лицами путем безналичного перевода денег через средства электронного платежа.";

      2) пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:

      "1. Видами благотворительности являются филантропическая, спонсорская, меценатская деятельность, корпоративная и электронная благотворительность, деятельность по оказанию поддержки малой родине.";

      3) главу 1 дополнить статьями 4-1, 4-2, 4-3 и 4-4 следующего содержания:

      "Статья 4-1. Электронная благотворительность

      Переводы денег, связанные с электронной благотворительностью, осуществляются благотворителями и (или) благотворительными организациями электронным способом посредством сервисов поставщиков платежных услуг в соответствии с требованиями законодательства о платежах и платежных системах.

      Статья 4-2. Благотворительный краудфандинг

      1. Благотворительная организация для сбора финансовых средств посредством интернет-ресурса размещает полную информацию о планируемой благотворительной программе на имеющейся благотворительной краудфандинговой платформе.

      2. Под полной информацией понимается наименование благотворительной организации, первый руководитель, бенефициарные владельцы, дата регистрации в органах юстиции, веб-сайт (при наличии), электронный адрес и другие контактные данные, цель, описание, период реализации программы, сумма сбора финансовых средств.

      3. Благотворительная организация после сбора необходимых финансовых средств на благотворительной краудфандинговой платформе и реализации благотворительной программы публикует отчет в средствах массовой информации и интернет-ресурсе благотворительной организации о результатах благотворительной программы, оказанной благотворительной помощи.

      Статья 4-3. Благотворительный фандрайзинг

      1. Благотворительная организация для реализации благотворительной программы осуществляет благотворительный фандрайзинг через привлечение денежных, материальных, трудовых и информационных ресурсов.

      2. Благотворительный фандрайзинг осуществляется сотрудниками благотворительной организации или фандрайзером, имеющим опыт работы в данном направлении.

      3. Благотворительный фандрайзинг осуществляется через проведение благотворительных акций, концертов, марафонов и иных мероприятий, в том числе онлайн-мероприятий.

      4. При проведении онлайн-мероприятия, направленного на сбор средств для реализации благотворительной программы, благотворительная организация размещает на интернет-ресурсах информацию о благотворительной организации, целях, сроках, описание благотворительной программы, необходимую сумму финансовых средств для реализации благотворительной программы.

      5. Благотворительная организация публикует в средствах массовой информации, интернет-ресурсе благотворительной организации информацию о проведении и результатах благотворительных акций, концертов, марафонов и иных мероприятий.

      Статья 4-4. Корпоративная благотворительность

      1. В случае принятия решения о развитии корпоративной благотворительности, субъекты предпринимательства разрабатывают внутренние документы по оказанию благотворительной помощи.

      2. Внутренние документы определяют принципы, основные направления, правила и порядок оказания благотворительной помощи пользователям, порядок формирования расходной части бюджета организации.

      3. Цели оказываемой благотворительной помощи определяются в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.";

      4) в статье 6:

      пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:

      "5. Государственные органы не вправе заниматься благотворительностью за счет государственного бюджета, а также в одностороннем порядке вносить изменение (изменения) в утвержденную благотворителем благотворительную программу.

      6. Государство стимулирует благотворительность путем установления и присуждения субъектам благотворительности государственных наград в порядке, утверждаемом Президентом Республики Казахстан, а также почетных званий в порядке, утверждаемом уполномоченным органом в сфере благотворительности.";

      дополнить пунктами 7, 8 и 9 следующего содержания:

      "7. Государство оказывает поддержку благотворительным организациям в виде предоставления коммунального имущества в доверительное управление без права последующего выкупа на льготных условиях в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе".

      8. Благотворители, осуществляющие деятельность в сфере благотворительности, при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с высшим образованием в случае равенства баллов получают преимущественное право в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

      9. Участие благотворителей в благотворительной деятельности учитывается конкурсной комиссией при поступлении на гражданскую службу с учетом личных способностей и профессиональной подготовки кандидата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";

      5) в статье 7:

      пункт 5 исключить;

      дополнить пунктом 6 следующего содержания:

      "6. Премьер-Министр Республики Казахстан образует и упраздняет консультативно-совещательный орган в сфере благотворительности.";

      6) дополнить статьями 7-1 и 7-2 следующего содержания:

      "Статья 7-1. Компетенция уполномоченного органа в сфере благотворительности

      Уполномоченный орган в сфере благотворительности:

      1) реализует государственную политику в сфере благотворительности;

      2) взаимодействует с физическими, юридическими лицами и государственными органами в сфере благотворительности;

      3) разрабатывает и утверждает правила формирования и ведения реестра благотворительных организаций;

      4) разрабатывает и утверждает правила присуждения почетного звания в сфере благотворительности;

      5) присуждает почетное звание в сфере благотворительности;

      6) организует работу консультативно-совещательного органа по благотворительности при Правительстве;

      7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные иными законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 7-2. Реестр благотворительных организаций

      1. Реестром благотворительных организаций является электронная база данных, содержащая сведения об объектах благотворительности, благотворительных организациях и оказанной ими благотворительной помощи.

      2. Регистрация сведений в реестре благотворительных организаций производится на добровольной основе.

      3 Информация о благотворительных организациях и оказанной ими благотворительной помощи предоставляется в форме электронной справки и является общедоступной.

      4. Формирование и ведение реестра благотворительных организаций осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.";

      7) в статье 8:

      пункт 1 дополнить подпунктами 6) и 7) следующего содержания:

      "6) использовать на содержание благотворительной организации до двадцати процентов поступивших на реализацию благотворительной программы финансовых средств, при отсутствии у нее иных источников финансирования.

      Содержание благотворительной организации может включать в себя заработную плату штатных сотрудников, аренду офиса, закуп канцелярских товаров, связь, банковские комиссии, обязательные выплаты в бюджет и страховые взносы, приобретение мебели, компьютерной и офисной оргтехники.

      7) предоставлять справку благотворителям, подтверждающую их участие в благотворительности.";

      пункт 2 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

      "5) публиковать в средствах массовой информации и (или) интернет-ресурсе благотворительной организации отчет о реализованной благотворительной программе не реже одного раза в год.

      Отчет должен содержать краткую информацию о доходах и расходах, достигнутых целях в рамках реализации благотворительной программы.";

      8) пункт 4 статьи 11 изложить в следующей редакции:

      "4. Пользователь, получивший благотворительную помощь, имеющую целевой характер, обязан представить отчет благотворителю в письменной форме (с приложением соответствующей подтверждающей документации), подтверждающий целевое использование полученной благотворительной помощи в течение 10 (десять) календарных дней с момента использования благотворительной помощи.";

      9) подпункт 2) пункта 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

      "2) добровольных пожертвований, в том числе полученных посредством интернет-ресурсов благотворительных организаций, благотворительных краудфандинговых платформ, платежных систем.";

      10) пункты 1 и 2 статьи 16 изложить в следующей редакции:

      "1. Высшим органом управления благотворительной организации является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

      2. Высший орган назначает исполнительный орган благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием деятельности благотворительной организации цели ее устава, а также иные полномочия, закрепленные уставом.";

      11) дополнить статьей 25-1 следующего содержания:

      "Статья 25-1. Спонсорская помощь

      1. Физическим лицам спонсорская помощь предоставляется в виде финансовой поддержки при их участии на спортивных, культурных или иных мероприятиях, а также для поддержки развития творческой, научной, научно-технической, изобретательской деятельности, повышения уровня образования и спортивного мастерства, за исключением социальной поддержки.

      2. Благотворительным организациям спонсорская помощь оказывается для реализации их уставных целей.

      3. При оказании спонсорской помощи информация может быть распространена посредством привлечения средств массовой информации и электронных информационных ресурсов по усмотрению:

      1) спонсора;

      2) физического лица;

      3) благотворительной организации;

      4) получателей спонсорской помощи.".

      14. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения":

      пункт 3 статьи 18 изложить в следующей редакции:

      "3. Социальная профессиональная ориентация проводится центрами занятости населения с правом привлечения частных агентств занятости и (или) иных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан и о государственных закупках.".

      15. В Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года "О волонтерской деятельности":

      1) статью 1 дополнить подпунктами 10), 11) и 12) следующего содержания:

      "10) мониторинг волонтерской деятельности – процесс сбора и анализа информации о волонтерской деятельности, в том числе о реализации волонтерских программ (проектов) и волонтерских акций;

      11) корпоративное волонтерство – добровольное участие сотрудников организации в различных волонтерских программах (проектах) при поддержке своей организации;

      12) наставничество – волонтерский вид деятельности социально активных граждан Республики Казахстан, выраженный в оказании помощи детям и подросткам в формировании духовных, моральных, культурных ценностей, развитии у них навыков самостоятельной жизни, личностного потенциала, определении личных и профессиональных целей и, таким образом, реализации процесса социальной адаптации.";

      2) пункт 2 статьи 6 дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания:

      "12-1) оказание индивидуальной поддержки и помощи в подготовке к самостоятельной жизни подростков и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях всех типов (образовательные, медицинские и другие);";

      3) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:

      "Статья 6-1. Корпоративное волонтерство

      1. В случае принятия решения о развитии корпоративного волонтерства, субъекты предпринимательства разрабатывают внутренние документы по осуществлению волонтерской деятельности.

      2. Внутренние документы корпоративного волонтерства определяют принципы, основные направления и порядок осуществления корпоративной волонтерской деятельности.

      3. Цели корпоративного волонтерства определяются в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.";

      4) в статье 8:

      подпункт 6) пункта 1 изложить в следующей редакции:

      "6) осуществляют мониторинг реализации волонтерской деятельности, в том числе волонтерских программ (проектов) и волонтерских акций, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;";

      подпункт 8) пункта 1 исключить;

      5) в статье 9:

      подпункты 3), 4) и 7) изложить в следующей редакции:

      "3) разрабатывает и утверждает правила по ведению реестра учета волонтерской деятельности;

      4) разрабатывает методические рекомендации по поддержке волонтерской деятельности и порядку привлечения волонтерских организаций и волонтеров к участию в реализации волонтерских программ (проектов) и проведению волонтерских акций;";

      "7) разрабатывает и утверждает правила осуществления мониторинга волонтерской деятельности, в том числе реализации волонтерских программ (проектов) и волонтерских акций;";

      подпункт 5) исключить;

      6) в статье 10:

      подпункт 3) пункта 1 изложить в следующей редакции:

      "3) осуществляют мониторинг волонтерской деятельности, в том числе волонтерских программ (проектов) и волонтерских акций, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;";

      подпункт 3) пункта 2 изложить в следующей редакции:

      "3) осуществляют мониторинг волонтерской деятельности, в том числе волонтерских программ (проектов) и волонтерских акций, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;";

      7) в статье 12:

      пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

      "1. Волонтерскую деятельность могут осуществлять физические лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста.

      2. Физические лица, не достигшие четырнадцати лет, участвуют в волонтерской деятельности с письменного согласия родителей (иных законных представителей) или в их сопровождении.";

      дополнить пунктами 2-1, 2-2 и 2-3 следующего содержания:

      "2-1. Период времени, затраченный волонтером, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, на осуществление волонтерской деятельности составляет:

      1) для возраста от четырнадцати до шестнадцати лет – не более двадцати четырех часов в неделю;

      2) для возраста от шестнадцати до восемнадцати лет – не более тридцати шести часов в неделю.

      2-2. Физическими лицами, не достигшими восемнадцати лет, волонтерская деятельность осуществляется при условии, что она не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию и не нарушает процесс обучения.

      2-3. Волонтеры, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть привлечены к:

      1) проведению работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам правонарушений, беженцам и вынужденным переселенцам;

      2) оказанию помощи лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию, за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса;

      3) тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями.";

      пункт 3 дополнить подпунктами 10) и 11) следующего содержания:

      "10) получение преимущества при наличии знака отличия "Медаль Елбасы" за проявленный патриотизм и активную гражданскую позицию в конкурсе на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с высшим образованием в случае равенства баллов в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан;

      11) учет конкурсной комиссией при поступлении на гражданскую службу его волонтерской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При этом конкурсной комиссией также учитываются личные способности и профессиональная подготовка кандидата.";

      пункт 4 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:

      "8) в случае осуществления сбора благотворительных пожертвований, предоставить благотворителю отчет о результатах сбора средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";

      дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      "5. Волонтер может осуществлять иные права и обязанности, установленные законодательными актами Республики Казахстан.";

      8) статью 14 дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:

      "9. Волонтерская организация предоставляет волонтерам справку об осуществлении волонтерской деятельности при участии волонтера в конкурсе на гражданскую службу.

      Справка должна содержать сведения об осуществлении волонтерской деятельности с указанием периода и вида волонтерской деятельности, подписанная и заверенная печатью волонтерской организации (при ее наличии).

      10. Волонтерская организация ведет реестр учета волонтерской деятельности в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.";

      9) пункт 2 статьи 16 исключить;

      10) статью 17 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

      "3. Государство оказывает поддержку волонтерским организациям в виде предоставления коммунального имущества в доверительное управление без права последующего выкупа на льготных условиях в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе.".

      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:

      1) пункта 1, пункта 4, пункта 5, подпункта 1), подпункта 2), абзацев восьмого и девятого подпункта 3), абзацев второго, третьего и четвертого подпункта 4), подпункта 5), подпункта 6), абзацев девятнадцатого, двадцатого, двадцать первого подпункта 7), абзацев четырнадцатого, пятнадцатого и шестнадцатого подпункта 8), подпункта 9), подпункта 10), подпункта 13), подпункта 14), подпункта 15), подпункта 16) пункта 7, пункта 8, пункта 10, пункта 12, пункта 14 статьи 1, которые вводятся с 1 января 2023 года;

      2) абзаца шестнадцатого подпункта 1), абзацев шестого, одиннадцатого, двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого подпункта 6) пункта 13 статьи 1, которые вводятся с 1 января 2023 года.

      Президент
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.