Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об общественном контроле".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об общественном контроле
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в Республике Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) общественный контроль - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в порядке и формах, установленных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, направленная на анализ и общественную оценку актов и решений объектов общественного контроля, а также разработку рекомендаций;
2) субъекты общественного контроля - граждане Республики Казахстан;
некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, за исключением корпоративных фондов, религиозных объединений (далее - некоммерческие организации);
иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законами Республики Казахстан;
3) объекты общественного контроля - органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления;
государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов.
К объектам общественного контроля не относятся государственные органы и организации, отнесенные к категории особорежимных, режимных объектов Республики Казахстан;
4) группа общественного контроля - группа граждан Республики Казахстан, и (или) представителей некоммерческих организаций, являющихся гражданами Республики Казахстан а также иных субъектов, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, сформированная для осуществления общественного контроля;
5) конфликт интересов при осуществлении общественного контроля (далее - конфликт интересов) - ситуация, при которой личная заинтересованность субъектов общественного контроля, эксперта, члена (участника), учредителя, руководителя, работника субъектов общественного контроля влияет или может повлиять на объективность осуществления общественного контроля;
6) мотивированный ответ - информация объекта общественного контроля о всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств, указанных в рекомендациях по результатам общественного контроля.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле
1. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
3. Особенности осуществления общественного контроля устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, в части, не урегулированной законодательными актами Республики Казахстан.
4. Действие Закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским процессуальным, административным процедурно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, законодательством о выборах и республиканском референдуме, внешней разведке, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, обеспечении безопасности охраняемых лиц и объектов, проведении охранных мероприятий, государственных секретах, а также законами о судах и статусе судей, специальных государственных органах, прокуратуре, обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан, персональных данных и их защите.
5. Общественный контроль в Фонде национального благосостояния и национальных компаниях, входящих в группу Фонда национального благосостояния (далее - Фонд), осуществляется Общественным советом Фонда в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния".
Статья 3. Цели и задачи общественного контроля
1. Целью общественного контроля является обеспечение участия граждан Республики Казахстан в управлении делами государства.
2. Задачами общественного контроля являются:
1) вовлечение граждан Республики Казахстан в процесс общественного контроля;
2) обеспечение учета общественного мнения при принятии решений объектами общественного контроля;
3) обеспечение прозрачности и открытости деятельности объектов общественного контроля;
4) обеспечение взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля;
5) повышение эффективности деятельности объектов общественного контроля;
6) повышение уровня доверия граждан Республики Казахстан к деятельности объектов общественного контроля;
7) формирование в обществе нетерпимости к противоправному поведению.
Статья 4. Принципы деятельности общественного контроля
Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:
1) законность деятельности субъектов и объектов общественного контроля.
2) публичность, открытость и прозрачность осуществления общественного контроля.
3) добровольность участия субъектов общественного контроля в осуществлении общественного контроля.
4) независимость субъектов общественного контроля.
Статья 5. Условия участия в осуществлении общественного контроля
1. Граждане Республики Казахстан осуществляют общественный контроль индивидуально или путем участия в группах общественного контроля.
2. Субъектами общественного контроля не могут быть лица:
1) имеющие не погашенную или не снятую в установленном законодательством Республики Казахстан порядке судимость;
2) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
4) состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
5) ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, экстремистских и террористических преступлений;
6) некоммерческие организации с иностранным участием, а также некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена либо запрещена в соответствии с действующим законодательством.
3. Группа общественного контроля формируется по инициативе субъектов общественного контроля по согласованию с объектом общественного контроля.
Решение об утверждении состава группы общественного контроля оформляется в виде протокола.
Количественный состав группы общественного контроля не может превышать пяти человек.
Члены группы общественного контроля осуществляют общественный контроль в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Члены группы общественного контроля за нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении общественного контроля несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 2. Субъекты и объекты общественного контроля
Статья 6. Права и обязанности субъектов общественного контроля
1. Субъекты общественного контроля имеют право:
1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан;
2) размещать рекомендации по результатам общественного контроля одновременно с мотивированными ответами объектов общественного контроля в средствах массовой информации;
3) посещать объекты общественного контроля по письменному согласованию с объектом общественного контроля;
4) привлекать экспертов к осуществлению общественного контроля в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
5) запрашивать информацию у объектов общественного контроля в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о доступе к информации;
6) использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с учетом норм законодательства Республики Казахстан;
7) обжаловать действия (бездействие) объектов общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
8) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Субъекты общественного контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан;
2) осуществлять общественный контроль в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан;
3) информировать объект общественного контроля об осуществлении общественного контроля, а в случае формирования группы общественного контроля направить протокол об утверждении состава группы общественного контроля;
4) направлять объектам общественного контроля рекомендации по результатам общественного контроля, включающие предложения о мерах по устранению выявленных нарушений;
5) направлять информацию о выявленных нарушениях в ходе осуществления общественного контроля в соответствующие уполномоченные органы;
6) требовать от субъектов общественного контроля соблюдения общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;
7) не допускать конфликта интересов при осуществлении общественного контроля;
8) размещать рекомендации по результатам общественного контроля, а также мотивированные ответы объектов общественного контроля на рекомендации по результатам общественного контроля в средствах массовой информации;
9) требовать от субъектов общественного контроля соблюдения мер безопасности и установленного режима работы объекта общественного контроля при осуществлении общественного контроля;
10) соблюдать меры безопасности при осуществлении общественного контроля и установленный режим работы объекта общественного контроля при осуществлении общественного контроля;
И) не распространять персональные данные без согласия субъектов персональных данных, а также не разглашать сведения, полученные от объектов общественного контроля, составляющие охраняемую законами Республики Казахстан тайну;
12) осуществлять иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.
Статья 7. Права и обязанности объектов общественного контроля
1. Объекты общественного контроля имеют право:
1) получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и его результатах;
2) использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с учетом норм законодательства Республики Казахстан;
3) требовать соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля на объекте общественного контроля;
4) отказать в посещении объекта общественного контроля в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона;
5) обращаться к субъектам общественного контроля для инициирования проведения общественного контроля;
6) не допускать к осуществлению общественного контроля в случаях проведения общественного контроля повторно по одному и тому же предмету в течение двенадцати месяцев с момента проведения последнего общественного контроля;
7) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Объекты общественного контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов общественного контроля и (или) его представителей;
2) обеспечивать доступ субъектов общественного контроля на территорию и в помещения объектов общественного контроля на основании и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан;
3) обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, за исключением информации с ограниченным доступом, и рассматривать запросы субъектов общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства о доступе к информации;
4) обеспечивать соблюдение представителями объектов общественного контроля общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;
5) обеспечивать безопасность субъектов общественного контроля в соответствии с установленными нормативами для данного объекта общественного контроля;
6) рассматривать и принимать решения по рекомендациям результатов общественного контроля, а также направлять мотивированные ответы;
7) размещать рекомендации по результатам общественного контроля, а также мотивированные ответы на рекомендации по результатам общественного контроля на интернет-ресурсах объектов общественного контроля;
8) информировать субъект общественного контроля о согласии на осуществление общественного контроля группой общественного контроля, а также на посещение объекта общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) осуществлять иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.
Глава 3. Формы и результаты общественного контроля
Статья 8. Формы общественного контроля
1. Общественный контроль осуществляется в форме общественных обсуждений, общественной экспертизы, общественного мониторинга, а также в формах, установленных действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Статья 9. Общественное обсуждение
1. Общественное обсуждение проводится в целях организации публичного рассмотрения актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
2. Субъекты общественного контроля за три рабочих дня до даты проведения общественного обсуждения размещают в средствах массовой информации тему, дату, время, место и форму общественного обсуждения, а также информацию, относящуюся к предмету общественных обсуждений.
3. Субъекты общественного контроля обязаны сообщать и приглашать представителей объектов общественного контроля для участия в общественных обсуждениях не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения общественного обсуждения.
4. Объекты общественного контроля в случае необходимости могут принять участие в общественном обсуждении, а также оказывать техническое содействие в организации общественного обсуждения субъектам общественного контроля.
5. Участники общественного обсуждения при его проведении вправе озвучивать предложения по предмету общественного обсуждения.
6. Рекомендации, принятые на основе протокола по итогам проведения общественного обсуждения, направляются субъектами общественного контроля объектам общественного контроля для рассмотрения.
Статья 10. Общественная экспертиза
1. Общественная экспертиза осуществляется субъектами общественного контроля в целях анализа и общественной оценки актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
Предметом общественной экспертизы являются акты и решения объектов общественного контроля, принимаемые в ходе деятельности, затрагивающие права и законные интересы неограниченного круга лиц.
2. Субъекты общественного контроля для проведения общественной экспертизы вправе привлекать экспертов.
3. Экспертом может быть физическое лицо, имеющее высшее и (или) послевузовское образование в соответствующей сфере, не менее двух лет стажа работы в соответствующей сфере, обладающее научными и (или) практическими знаниями по предмету общественной экспертизы.
4. Заключение общественной экспертизы, содержащее выводы экспертов, оформляется в виде рекомендаций общественной экспертизы и направляется объектам общественного контроля для рассмотрения.
Статья 11. Общественный мониторинг
1. Общественный мониторинг представляет собой наблюдение за деятельностью объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
2. Субъекты общественного контроля осуществляют общественный мониторинг путем сбора, обобщения и анализа информации, касающейся актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
3. Субъекты общественного контроля в случае необходимости могут осуществлять общественный мониторинг с посещением объектов общественного контроля по согласованию с объектом общественного контроля.
4. Субъект общественного контроля к обращению о согласовании на осуществление общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля прилагает список субъектов общественного контроля и информацию о соответствии их требованиям, установленным пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона, обоснование необходимости посещения.
5. В целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения объект общественного контроля имеет право отказать в посещении объекта общественного контроля.
6. Рекомендации по итогам общественного мониторинга направляются субъектами общественного контроля объектам общественного контроля для рассмотрения.
Статья 12. Рекомендации общественного контроля
1. Субъектом общественного контроля разрабатываются рекомендации по результатам общественного контроля.
К рекомендациям по результатам общественного контроля прилагаются информация о месте и времени осуществления общественного контроля, задачах общественного контроля, список субъектов общественного контроля и информация о соответствии их требованиям, установленным пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона, формах общественного контроля, фактах и обстоятельствах, установленных при осуществлении общественного контроля, а также иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.
2. Субъект общественного контроля направляет рекомендации объекту общественного контроля не позднее семи рабочих дней со дня завершения общественного контроля на государственном и (или) русском языках.
3. Рекомендации по итогам общественного контроля являются обязательными для рассмотрения объектами общественного контроля.
4. Объекты общественного контроля рассматривают рекомендации по результатам общественного контроля в течение десяти рабочих дней со дня получения и направляют субъекту общественного контроля мотивированный ответ.
Объекты общественного контроля указывают в мотивированном ответе на рекомендацию по результатам общественного контроля о выявленных фактах конфликта интересов или информацию о несоответствии субъектов общественного контроля требованиям, установленным пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.
5. Объекты общественного контроля обязаны принять меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств, указанных в рекомендациях по результатам общественного контроля, и предоставить возможность субъекту общественного контроля участвовать в рассмотрении его обращения в форме заслушивания, если это не нарушает права, свободы других лиц.
6. Заслушивание может осуществляться путем приглашения субъекта общественного контроля, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации.
В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения рекомендации по результатам общественного контроля процедура заслушивания не проводится.
Субъект общественного контроля уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия решения по рассмотрению рекомендаций по результатам общественного контроля.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 13. Материально-техническое и организационное обеспечение осуществления общественного контроля
Материально-техническое и организационное обеспечение
общественного контроля осуществляется за счет средств субъектов общественного контроля и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении общественного контроля
Нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 15. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |