Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года:
статью 48 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Общественный контроль в области использования и охраны водного фонда осуществляется субъектами общественного контроля в соответствии с настоящим Кодексом или Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".
2. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года:
1) часть первую статьи 4 дополнить подпунктом 31-1) следующего содержания:
"31-1) петиция - коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронной форме и рассматриваемое в порядке, установленном главой 12-1 настоящего Кодекса;";
2) дополнить главой 12-1 следующего содержания:
"Глава 12-1. ПЕТИЦИИ
Статья 90-1. Общие положения
1. Петиция рассматривается государственным органом, местным представительным и исполнительным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой.
2. Для целей настоящей главы под заявителем понимается гражданин Республики Казахстан, подавший петицию, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 90-2. Порядок подачи петиции
1. Петиция подается заявителем посредством интернет-ресурса, определяемого уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества (далее - интернет-ресурс).
2. Для размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе петиция должна соответствовать следующим условиям:
1) присоединение к петиции не менее ста пятидесяти граждан Республики Казахстан в течение двадцати рабочих дней с даты подачи;
2) соответствие петиции требованиям, установленным статьями 90-3, 90-4 настоящего Кодекса;
3) отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.
3. Уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение двадцати рабочих дней с даты присоединения к петиции не менее ста пятидесяти граждан Республики Казахстан осуществляет проверку петиции на соответствие условиям, указанным в части второй настоящей статьи.
При необходимости установления соответствия петиции условиям, указанным в статье 90-4 настоящего Кодекса, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества вправе направить запрос в уполномоченные государственные органы.
4. В случае несоответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение трех рабочих дней со дня установления несоответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, отклоняет петицию с обоснованием причин отклонения, о чем уведомляется заявитель.
5. В случае соответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение трех рабочих дней со дня установления соответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, размещает петицию на интернет-ресурсе для начала присоединения гражданами Республики Казахстан, о чем уведомляется заявитель.
6. По итогам присоединения поддержанной считается петиция, которая в течение шести месяцев после ее размещения на интернет-ресурсе получила не менее:
пятидесяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Республики Казахстан;
не менее двух процентов от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
не менее одного процента от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
пяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан от численности населения при населении свыше пятидесяти тысяч, для остальных - не менее десяти процентов от населения соответствующей административнотерриториальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
двух тысяч пятисот голосов граждан Республики Казахстан от численности населения при населении свыше пятидесяти тысяч, для остальных - не менее пяти процентов от населения соответствующей административно- территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах.
7. Петиция, не достигшая порогового значения, указанного в пункте 6 настоящей статьи, возвращается заявителю уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества по истечении шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе.
Такая петиция направляется уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества по компетенции в соответствующий государственный орган, местный представительный и исполнительный орган и рассматривается как индивидуальное сообщение, отклик или предложение в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 90-3. Общие требования, предъявляемые к петиции
В петиции указываются:
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;
2) электронная копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подается его представителем);
3) описание предмета петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции;
4) электронная цифровая подпись заявителя или его представителя.
При необходимости заявителем прилагаются к петиции подтверждающие документы и (или) иные материалы.
Статья 90-4. Вопросы, которые не могут быть предметом петиции
Не могут быть предметом петиции вопросы:
1) которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;
2) изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статуса;
3) административно-территориального устройства и границ Республики Казахстан;
4) досудебного расследования и правосудия;
5) высшего надзора органов прокуратуры;
6) внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
7) уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
8) обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
9) амнистии и помилования;
10) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, палат Парламента и Правительства Республики Казахстан;
И) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
12) регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;
13) государственных символов;
14) статуса государственного языка;
15) изменения функций государственных органов;
16) об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.
Статья 90-5. Прием, регистрация и учет петиций
1. При достижении порогового значения, указанного в пункте 6 статьи 90- 2 настоящего Кодекса, петиция направляется уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган, в полномочие которого входит рассмотрение петиции, о чем уведомляется заявитель в электронной форме, и информация об этом размещается на интернет-ресурсе в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о направлении петиции.
2. Петиция подлежит обязательному приему, регистрации, учету.
Отказ в приеме петиции запрещается.
3. Регистрация, учет петиций осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества.
Статья 90-6. Присоединение к петиции
1. Присоединение к петиции осуществляется на интернет-ресурсе гражданами Республики Казахстан с удостоверением электронной цифровой подписью.
Присоединение к петиции осуществляется при условии согласия гражданина Республики Казахстан на сбор и обработку его персональных данных, предоставляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
2. Присоединение к петиции возможно в течение шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе.
3. Гражданин Республики Казахстан имеет право выразить отношение к петиции путем присоединения к ней и (или) размещения комментария на интернет-ресурсе в публичном доступе.
Статья 90-7. Порядок и срок рассмотрения петиции
1. При рассмотрении петиции государственный орган, местный представительный и исполнительный орган обязаны:
1) осуществлять выезд на место, за исключением случаев, не требующих проверки фактов, изложенных в петиции;
2) проводить публичные обсуждения проекта решения с приглашением и обязательным уведомлением за три рабочих дня до начала проведения заявителя и заинтересованных лиц о дате и месте проведения;
3) создать отдельную комиссию или рабочую группу с включением в состав представителей заинтересованных государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и (или) маслихата, а также общественных объединений;
4) анализировать поступившие к петиции комментарии, а также экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию по предмету петиции;
5) изучать зарубежный опыт и проводить сравнительно-правовой анализ (в случае, если предмет петиции требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан).
2. Срок рассмотрения петиции составляет не более шестидесяти рабочих дней со дня регистрации петиции государственным органом, местным представительным и исполнительным органом.
3. Срок рассмотрения петиции может быть продлен мотивированным решением первого руководителя государственного и местного исполнительного органа, секретаря местного представительного органа не более чем до двадцати рабочих дней ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения петиции, о чем уведомляется заявитель в течение трех рабочих дней со дня продления срока.
Статья 90-8. Виды решений по результатам рассмотрения петиции
1. По результатам рассмотрения петиции первым руководителем государственного и местного исполнительного органа, секретарем местного представительного органа принимается одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении петиции;
2) об отказе в удовлетворении петиции.
2. Решение принимается по форме, утверждаемой уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества.
Решение должно быть по содержанию обоснованным и мотивированным на государственном языке или языке петиции со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя и граждан Республики Казахстан, присоединившихся к петиции, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.
3. Решение размещается на интернет-ресурсе в срок не позднее следующего рабочего дня со дня вынесения решения.
По результатам рассмотрения петиции первый руководитель государственного и местного исполнительного органа, секретарь местного представительного органа обязаны выступить с официальным сообщением.".
3. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года:
статью 190 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Общественный экологический контроль может осуществляться в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".
4. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан":
в статье 21:
пункт 1 дополнить подпунктами 5-1), 5-2), 5-3), 5-4), 5-5) следующего содержания:
"5-1) участвовать в сборе подписей на этапе продвижения петиций;
5-2) составлять петиции от своего лица или от имени избирателей;
5-3) давать рекомендации и консультации по составлению петиций по вопросам, касающимся административно-территориальной единицы, депутатом маслихата которой он является;
5-4) проводить мониторинг по рассмотрению петиций государственными органами, местными представительными и исполнительными органами в пределах административно-территориальной единицы, депутатом маслихата которой он является;
5-5) выносить петиции на рассмотрение сессии маслихата;";
подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, не реже одного раза в год информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, исполнении решений маслихата, рассмотрении петиций, а также ходе своей депутатской деятельности, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;".
5. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира":
статью 57 изложить в следующей редакции:
"Статья 57. Общественный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира
Общественный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".
6. В Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года "О профессиональных союзах":
подпункт 7) пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"7) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов своих членов в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле";";
статью 20 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Общественный контроль может осуществляться в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".
7. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации":
1) пункт 1 статьи 6-2 дополнить подпунктами 13-1), 13-2) следующего содержания:
"13-1) разрабатывает и утверждает стандарт открытости обладателей информации;
13-2) разрабатывает и утверждает правила доступа к заседаниям обладателей информации;";
2) пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"3. В дополнение к обязанностям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, руководители центральных исполнительных органов (за исключением министерств обороны, иностранных дел Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе.";
3) в статье 10:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) обеспечением доступа к открытым заседаниям;";
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) стандартом открытости обладателей информации;";
4) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Обеспечение доступа к открытым заседаниям
1. Заседания палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) Республики Казахстан являются открытыми и доступными пользователям информации, за исключением закрытых заседаний, а также заседаний правоохранительных и специальных государственных органов.
2. При рассмотрении вопросов, которые относятся к категории информации с ограниченным доступом, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, заседания могут проводиться в закрытом режиме без присутствия пользователей информации.
3. Информация о месте, дате, времени и формате проведения открытого заседания, повестка дня, контакты лица, ответственного за подготовку, публикуются на официальном интернет-ресурсе обладателя информации за три рабочих дня, но не позднее, чем за 24 часа до его начала.
4. Порядок доступа пользователей информации к заседаниям определяется правилами доступа к заседаниям обладателей информации, утверждаемыми уполномоченным органом в области доступа к информации.
5. Палаты Парламента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы - коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн.";
5) дополнить статьей 17-1) следующего содержания:
"Статья 17-1. Стандарт открытости обладателей информации
Стандарт открытости обладателей информации - установленная для обособленной сферы общественных отношений система минимальных требований, направленная на обеспечение доступа к информации и открытости деятельности обладателей информации.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |