О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2021 года № 801

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля".

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года:

      статью 48 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      "5. Общественный контроль в области использования и охраны водного фонда осуществляется субъектами общественного контроля в соответствии с настоящим Кодексом или Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".

      2. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года:

      1) часть первую статьи 4 дополнить подпунктом 31-1) следующего содержания:

      "31-1) петиция - коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронной форме и рассматриваемое в порядке, установленном главой 12-1 настоящего Кодекса;";

      2) дополнить главой 12-1 следующего содержания:

      "Глава 12-1. ПЕТИЦИИ

      Статья 90-1. Общие положения

      1. Петиция рассматривается государственным органом, местным представительным и исполнительным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой.

      2. Для целей настоящей главы под заявителем понимается гражданин Республики Казахстан, подавший петицию, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

      Статья 90-2. Порядок подачи петиции

      1. Петиция подается заявителем посредством интернет-ресурса, определяемого уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества (далее - интернет-ресурс).

      2. Для размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе петиция должна соответствовать следующим условиям:

      1) присоединение к петиции не менее ста пятидесяти граждан Республики Казахстан в течение двадцати рабочих дней с даты подачи;

      2) соответствие петиции требованиям, установленным статьями 90-3, 90-4 настоящего Кодекса;

      3) отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.

      3. Уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение двадцати рабочих дней с даты присоединения к петиции не менее ста пятидесяти граждан Республики Казахстан осуществляет проверку петиции на соответствие условиям, указанным в части второй настоящей статьи.

      При необходимости установления соответствия петиции условиям, указанным в статье 90-4 настоящего Кодекса, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества вправе направить запрос в уполномоченные государственные органы.

      4. В случае несоответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение трех рабочих дней со дня установления несоответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, отклоняет петицию с обоснованием причин отклонения, о чем уведомляется заявитель.

      5. В случае соответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение трех рабочих дней со дня установления соответствия петиции условиям, указанным в части второй настоящей статьи, размещает петицию на интернет-ресурсе для начала присоединения гражданами Республики Казахстан, о чем уведомляется заявитель.

      6. По итогам присоединения поддержанной считается петиция, которая в течение шести месяцев после ее размещения на интернет-ресурсе получила не менее:

      пятидесяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Республики Казахстан;

      не менее двух процентов от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

      не менее одного процента от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

      пяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан от численности населения при населении свыше пятидесяти тысяч, для остальных - не менее десяти процентов от населения соответствующей административнотерриториальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;

      двух тысяч пятисот голосов граждан Республики Казахстан от численности населения при населении свыше пятидесяти тысяч, для остальных - не менее пяти процентов от населения соответствующей административно- территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах.

      7. Петиция, не достигшая порогового значения, указанного в пункте 6 настоящей статьи, возвращается заявителю уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества по истечении шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе.

      Такая петиция направляется уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества по компетенции в соответствующий государственный орган, местный представительный и исполнительный орган и рассматривается как индивидуальное сообщение, отклик или предложение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

      Статья 90-3. Общие требования, предъявляемые к петиции

      В петиции указываются:

      1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;

      2) электронная копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подается его представителем);

      3) описание предмета петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции;

      4) электронная цифровая подпись заявителя или его представителя.

      При необходимости заявителем прилагаются к петиции подтверждающие документы и (или) иные материалы.

      Статья 90-4. Вопросы, которые не могут быть предметом петиции

      Не могут быть предметом петиции вопросы:

      1) которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;

      2) изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статуса;

      3) административно-территориального устройства и границ Республики Казахстан;

      4) досудебного расследования и правосудия;

      5) высшего надзора органов прокуратуры;

      6) внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;

      7) уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;

      8) обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

      9) амнистии и помилования;

      10) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, палат Парламента и Правительства Республики Казахстан;

      И) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;

      12) регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;

      13) государственных символов;

      14) статуса государственного языка;

      15) изменения функций государственных органов;

      16) об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.

      Статья 90-5. Прием, регистрация и учет петиций

      1. При достижении порогового значения, указанного в пункте 6 статьи 90- 2 настоящего Кодекса, петиция направляется уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган, в полномочие которого входит рассмотрение петиции, о чем уведомляется заявитель в электронной форме, и информация об этом размещается на интернет-ресурсе в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о направлении петиции.

      2. Петиция подлежит обязательному приему, регистрации, учету.

      Отказ в приеме петиции запрещается.

      3. Регистрация, учет петиций осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества.

      Статья 90-6. Присоединение к петиции

      1. Присоединение к петиции осуществляется на интернет-ресурсе гражданами Республики Казахстан с удостоверением электронной цифровой подписью.

      Присоединение к петиции осуществляется при условии согласия гражданина Республики Казахстан на сбор и обработку его персональных данных, предоставляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

      2. Присоединение к петиции возможно в течение шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе.

      3. Гражданин Республики Казахстан имеет право выразить отношение к петиции путем присоединения к ней и (или) размещения комментария на интернет-ресурсе в публичном доступе.

      Статья 90-7. Порядок и срок рассмотрения петиции

      1. При рассмотрении петиции государственный орган, местный представительный и исполнительный орган обязаны:

      1) осуществлять выезд на место, за исключением случаев, не требующих проверки фактов, изложенных в петиции;

      2) проводить публичные обсуждения проекта решения с приглашением и обязательным уведомлением за три рабочих дня до начала проведения заявителя и заинтересованных лиц о дате и месте проведения;

      3) создать отдельную комиссию или рабочую группу с включением в состав представителей заинтересованных государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и (или) маслихата, а также общественных объединений;

      4) анализировать поступившие к петиции комментарии, а также экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию по предмету петиции;

      5) изучать зарубежный опыт и проводить сравнительно-правовой анализ (в случае, если предмет петиции требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан).

      2. Срок рассмотрения петиции составляет не более шестидесяти рабочих дней со дня регистрации петиции государственным органом, местным представительным и исполнительным органом.

      3. Срок рассмотрения петиции может быть продлен мотивированным решением первого руководителя государственного и местного исполнительного органа, секретаря местного представительного органа не более чем до двадцати рабочих дней ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения петиции, о чем уведомляется заявитель в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

      Статья 90-8. Виды решений по результатам рассмотрения петиции

      1. По результатам рассмотрения петиции первым руководителем государственного и местного исполнительного органа, секретарем местного представительного органа принимается одно из следующих решений:

      1) о полном или частичном удовлетворении петиции;

      2) об отказе в удовлетворении петиции.

      2. Решение принимается по форме, утверждаемой уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества.

      Решение должно быть по содержанию обоснованным и мотивированным на государственном языке или языке петиции со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя и граждан Республики Казахстан, присоединившихся к петиции, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

      3. Решение размещается на интернет-ресурсе в срок не позднее следующего рабочего дня со дня вынесения решения.

      По результатам рассмотрения петиции первый руководитель государственного и местного исполнительного органа, секретарь местного представительного органа обязаны выступить с официальным сообщением.".

      3. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года:

      статью 190 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

      "8. Общественный экологический контроль может осуществляться в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".

      4. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан":

      в статье 21:

      пункт 1 дополнить подпунктами 5-1), 5-2), 5-3), 5-4), 5-5) следующего содержания:

      "5-1) участвовать в сборе подписей на этапе продвижения петиций;

      5-2) составлять петиции от своего лица или от имени избирателей;

      5-3) давать рекомендации и консультации по составлению петиций по вопросам, касающимся административно-территориальной единицы, депутатом маслихата которой он является;

      5-4) проводить мониторинг по рассмотрению петиций государственными органами, местными представительными и исполнительными органами в пределах административно-территориальной единицы, депутатом маслихата которой он является;

      5-5) выносить петиции на рассмотрение сессии маслихата;";

      подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:

      "2) поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, не реже одного раза в год информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, исполнении решений маслихата, рассмотрении петиций, а также ходе своей депутатской деятельности, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;".

      5. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира":

      статью 57 изложить в следующей редакции:

      "Статья 57. Общественный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира

      Общественный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".

      6. В Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года "О профессиональных союзах":

      подпункт 7) пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

      "7) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов своих членов в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле";";

      статью 20 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      "5. Общественный контроль может осуществляться в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".".

      7. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации":

      1) пункт 1 статьи 6-2 дополнить подпунктами 13-1), 13-2) следующего содержания:

      "13-1) разрабатывает и утверждает стандарт открытости обладателей информации;

      13-2) разрабатывает и утверждает правила доступа к заседаниям обладателей информации;";

      2) пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:

      "3. В дополнение к обязанностям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, руководители центральных исполнительных органов (за исключением министерств обороны, иностранных дел Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе.";

      3) в статье 10:

      подпункт 3) изложить в следующей редакции:

      "3) обеспечением доступа к открытым заседаниям;";

      дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:

      "7-1) стандартом открытости обладателей информации;";

      4) статью 13 изложить в следующей редакции:

      "Статья 13. Обеспечение доступа к открытым заседаниям

      1. Заседания палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) Республики Казахстан являются открытыми и доступными пользователям информации, за исключением закрытых заседаний, а также заседаний правоохранительных и специальных государственных органов.

      2. При рассмотрении вопросов, которые относятся к категории информации с ограниченным доступом, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, заседания могут проводиться в закрытом режиме без присутствия пользователей информации.

      3. Информация о месте, дате, времени и формате проведения открытого заседания, повестка дня, контакты лица, ответственного за подготовку, публикуются на официальном интернет-ресурсе обладателя информации за три рабочих дня, но не позднее, чем за 24 часа до его начала.

      4. Порядок доступа пользователей информации к заседаниям определяется правилами доступа к заседаниям обладателей информации, утверждаемыми уполномоченным органом в области доступа к информации.

      5. Палаты Парламента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы - коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн.";

      5) дополнить статьей 17-1) следующего содержания:

      "Статья 17-1. Стандарт открытости обладателей информации

      Стандарт открытости обладателей информации - установленная для обособленной сферы общественных отношений система минимальных требований, направленная на обеспечение доступа к информации и открытости деятельности обладателей информации.".

      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

      Президент
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.