Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.21
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированных в любой форме, составленные или полученные обладателями информации и имеющиеся в их распоряжении;
2) доступ к информации – гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;
2-1) уполномоченный орган в области доступа к информации – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области доступа к информации;
3) пользователь информации – физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию;
3-1) проактивное распространение информации – распространение информации, за исключением информации с ограниченным доступом, без запроса пользователя информации и по инициативе обладателя информации в интересах обеспечения прозрачности своей деятельности и (или) участия общественности в принятии актов и решений, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц;
4) интернет-портал открытых бюджетов – объект информатизации, обеспечивающий размещение бюджетной отчетности, консолидированной финансовой отчетности, гражданского бюджета, результатов государственного аудита и финансового контроля, а также публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ;
5) открытые данные – данные, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде;
6) интернет-портал открытых данных – объект информатизации, обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным;
6-1) интернет-портал открытого диалога – объект информатизации, обеспечивающий возможность направления пользователями информации запросов посредством блог-платформы первых руководителей субъектов квазигосударственного сектора, за исключением лиц со стопроцентным участием государства, а также участия пользователей информации в интернет-конференциях и опросах;
7) интернет-портал открытых нормативных правовых актов – объект информатизации, обеспечивающий размещение проектов нормативных правовых актов и иной информации в соответствии с настоящим Законом для проведения процедуры публичного обсуждения, за исключением информации с ограниченным доступом;
7-1) общественно значимая информация – информация, представляющая общественный интерес, установленная статьей 6 настоящего Закона;
8) информация с ограниченным доступом – информация, отнесенная к государственным секретам, личной, семейной, банковской, коммерческой тайне, тайне медицинского работника и (или) иным охраняемым законом тайнам, персональные данные ограниченного доступа, а также служебная информация ограниченного распространения;
8-1) блог-платформа первых руководителей субъектов квазигосударственного сектора, за исключением лиц со стопроцентным участием государства – объект информатизации, обеспечивающий возможность направления гражданами запросов и получения ответов на них от первых руководителей субъектов квазигосударственного сектора;
9) исключен Законом РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);10) единая платформа интернет-ресурсов государственных органов – технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет-ресурсов государственных органов;
11) интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов – объект информатизации, обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов;
11-1) исключен Законом РК от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);12) запрос – просьба в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, о предоставлении информации, озвученная или направленная обладателю информации в порядке, установленном настоящим Законом.
Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.03.2021 № 15-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 14.07.2022 № 141-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации
1. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на общественные отношения, связанные с доступом к информации, не относящейся к информации с ограниченным доступом.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, административном судопроизводстве, а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
3. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения запросов, установленный Законом Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах".
4. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок предоставления информации средствам массовой информации, предусмотренный Законом Республики Казахстан "О масс-медиа".
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021); от 19.06.2024 № 94-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 4. Основные цель и задачи обеспечения доступа к информации
1. Основной целью обеспечения доступа к информации является создание правовых основ для обеспечения эффективной реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
2. Основные задачи обеспечения доступа к информации:
1) создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и равного доступа к информации;
2) охрана и защита права каждого на доступ к информации;
3) регулирование общественных отношений между обладателями и пользователями информации;
4) установление механизмов реализации права на доступ к информации и ответственности за незаконное ограничение данного права;
5) своевременное и полное информирование пользователей информации;
6) определение организационно-технических и иных требований для обеспечения обладателями информации доступа к информации.
Сноска. Статья 4 в редакции Закона РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 4-1. Основные принципы обеспечения доступа к информации
1. Информация, находящаяся во владении обладателей информации, является открытой (презумпция открытости), за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.
2. Обеспечение доступа к информации основывается на следующих основных принципах:
1) законности;
2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации;
3) достоверности и полноты;
4) актуальности и своевременности;
5) равного доступа к информации;
6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн;
7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
8) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц;
9) учета потребностей лиц с инвалидностью;
10) проактивного распространения информации;
11) ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.
Сноска. Закон дополнен статьей 4-1 в соответствии с Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 5. Ограничение права на доступ к информации
1. Право на доступ к информации ограничивается только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
2. Ограничение доступа к информации должно осуществляться только на определенный срок, необходимый для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. В случае если требованиям пункта 1 настоящей статьи соответствует только часть информации, то ограничивается доступ только к данной части.
4. Срок ограничения может быть пересмотрен в том случае, если цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не были достигнуты в установленный срок.
Сноска. Статья 5 в редакции Закона РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6. Общественно значимая информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Сноска. Заголовок статьи 6 в редакции Закона РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Не подлежит ограничению доступ к следующей общественно значимой информации:
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о фактах совершения актов терроризма;
4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7) о размерах золотовалютного резерва Национального Банка Республики Казахстан;
8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;
9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
10) о контроле, государственном аудите и финансовом контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, активов государства, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами;
12) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах, за исключением информации, относимой к государственным секретам Республики Казахстан.
13) о выполнении пунктов инвестиционного плана государственного органа и других документов Системы государственного планирования Республики Казахстан;
14) о принадлежности объектов электрических сетей, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
15) статистическим данным о состоянии сферы цифровых активов.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6-1. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области доступа к информации
Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в области доступа к информации и организует их осуществление.
Сноска. Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции Закона РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6-2. Компетенция уполномоченных органов
1. Уполномоченный орган в области доступа к информации:
1) на основе и во исполнение основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом Республики Казахстан, и основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, разработанных Правительством Республики Казахстан, формирует и реализует государственную политику в области доступа к информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) осуществляет государственный контроль в области доступа к информации;
3) оказывает практическую и методическую помощь обладателям информации по вопросам доступа к информации;
4) взаимодействует с обладателями и пользователями информации по вопросам доступа к информации;
5) утверждает единый перечень открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных;
6) утверждает правила информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов и требования к их содержанию;
7) представляет ежегодно не позднее 1 июня Президенту Республики Казахстан годовой отчет о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан;
8) размещает на своем интернет-ресурсе годовой отчет о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан;
9) определяет размеры фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты обладателю информации, а также порядок освобождения социально уязвимых слоев населения от оплаты фактических затрат на копирование или печать;
10) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области доступа к информации в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган в сфере информатизации:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в области доступа к информации в части создания, поиска, сбора, накопления, хранения, обработки, получения, использования, преобразования, отображения, распространения и предоставления электронных информационных ресурсов, содержащихся в объектах информатизации;
2) проводит анализ данных, за исключением информации с ограниченным доступом, содержащихся в объектах информатизации государственных органов, с целью их последующего размещения на интернет-портале открытых данных в порядке, определенном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с уполномоченным органом в области доступа к информации;
3) исключен Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 7. Права и обязанности пользователя информации
1. Пользователь информации имеет право:
1) получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;
2) обращаться с запросом о предоставлении информации;
3) проверять достоверность и полноту получаемой информации;
4) отозвать запрос;
5) не обосновывать необходимость получения информации;
6) обжаловать незаконное ограничение права на доступ к информации, действия (бездействие) должностных лиц;
7) требовать в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации.
2. Пользователь информации обязан соблюдать требования настоящего Закона.
Статья 8. Обладатель информации
Обладателями информации признаются:
1) органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления;
2) государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
3) субъекты квазигосударственного сектора;
4) юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, – в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета;
5) субъекты государственной монополии, специального права – в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги);
6) юридические лица – в части обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов;
7) исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов.
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.2016 № 34-VІ (вводится в действие с 01.01.2017); от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.01.2022 № 101-VII (вводится в действие с 01.07.2022).Статья 9. Права и обязанности обладателя информации
1. Обладатель информации имеет право:
1) направлять запрос соответствующему обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации;
2) уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом;
3) отказать в предоставлении информации в случаях и по основаниям, установленными законами Республики Казахстан.
2. Обладатель информации обязан:
1) обеспечивать доступ к информации;
2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для эффективного и своевременного доступа к информации, создаваемой и (или) собираемой в процессе его деятельности;
3) предоставлять достоверную и полную информацию;
4) обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений о должностном лице в объеме, достаточном для идентификации;
5) обеспечивать соблюдение установленных законом сроков предоставления информации;
6) вести учет, обобщение и анализ запросов;
7) создавать необходимые условия для лиц с инвалидностью при предоставлении информации;
8) обеспечивать бесперебойное функционирование интернет-ресурсов, содержащих информацию;
9) обеспечивать повышение квалификации должностных лиц и работников в области обеспечения доступа к информации;
10) проводить внутренний контроль за качеством и своевременностью предоставления информации;
11) соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных секретах и иные охраняемые законом тайны;
12) размещать на постоянной основе в виде открытых данных информацию на интернет-портале открытых данных, не относящуюся к информации с ограниченным доступом;
12-1) своевременно актуализировать в пределах компетенции информацию, размещаемую на интернет-порталах открытых данных, открытых бюджетов и оценки эффективности деятельности государственных органов;
13) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
2-1. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, обязаны:
1) иметь уполномоченное структурное подразделение или назначить уполномоченное лицо по вопросам доступа к информации, осуществляющее внутренний мониторинг, координацию и контроль за обеспечением доступа к информации, находящейся во владении обладателя информации;
2) при принятии решения об ограничении права на доступ к информации руководствоваться статьей 5 настоящего Закона;
3) проактивно распространять информацию, которая создается и (или) собирается в процессе их деятельности, за исключением информации с ограниченным доступом.
Проактивное распространение информации осуществляется в виде размещения по собственной инициативе открытых данных, не входящих в единый перечень открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных, исходя из анализа часто запрашиваемой и востребованной информации.
3. В дополнение к обязанностям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, руководители центральных исполнительных органов (за исключением министерств обороны, иностранных дел Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе.
Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 10. Способы обеспечения доступа к информации
Доступ к информации обеспечивается следующими способами:
1) предоставлением информации по запросу;
2) размещением информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах;
3) обеспечением доступа к открытым заседаниям;
4) заслушиванием и обсуждением отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением министерств обороны, иностранных дел Республики Казахстан), акимов и руководителей национальных высших учебных заведений;
5) размещением информации в средствах массовой информации;
6) размещением информации на интернет-ресурсе обладателя информации;
7) размещением информации на соответствующих компонентах веб-портала "электронного правительства";
7-1) соблюдением стандарта открытости обладателей информации;
8) иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 11. Предоставление информации по запросу
1. Информация по запросу предоставляется бесплатно.
2. По запросу предоставляется любая информация, за исключением информации с ограниченным доступом.
Нормативным постановлением Конституционного Суда РК от 26.12.2023 № 39-НП пункт 2 статьи 11 настоящего Закона РК признан соответствующим Конституции Республики Казахстан.3. Запрос должен адресоваться обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации.
Запрос может быть представлен в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа.
4. Пользователь информации может обращаться с устным запросом лично или по телефону.
Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации:
1) график работы обладателя информации;
2) почтовые адреса, адреса электронной почты и (или) интернет-ресурсов, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях;
3) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
4) порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц;
5) порядок оказания государственных услуг;
6) графики рассмотрения судебных дел;
7) сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);
8) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
9) сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);
10) номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях.
В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ.
5. В письменном запросе указываются:
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию;
2) при обращении от имени юридического лица – полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос.
В запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи.
Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица. Запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью.
К письменному запросу приравнивается запрос в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей субъектов квазигосударственного сектора, за исключением лиц со стопроцентным участием государства.
Запрос, направляемый посредством блог-платформы первых руководителей субъектов квазигосударственного сектора, за исключением лиц со стопроцентным участием государства, не требует его подписания пользователем информации при условии наличия у него учетной записи на веб-портале "электронного правительства" и подключения к ней абонентского номера пользователя информации, предоставленного оператором сотовой связи.
6. Пользователю информации, непосредственно обратившемуся к обладателю информации и представившему запрос в письменной форме, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего запрос.
7. Письменные запросы, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением анонимных запросов, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.
8. Письменные запросы могут вноситься через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
9. Запросы, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.
10. Ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации.
В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.
11. Письменный запрос, поступивший к обладателю информации, в компетенцию которого не входит предоставление запрашиваемой информации, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления запроса, направляется соответствующему обладателю информации с одновременным уведомлением об этом пользователя информации, направившего запрос.
12. Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору пользователя информации в бумажной и (или) электронной формах на языке обращения.
Ответ на устный запрос предоставляется в устной форме на языке обращения.
13. В случае если ответ на письменный запрос предусматривает копирование или печать, то пользователь информации обязан возместить обладателю информации фактические затраты на копирование или печать.
Размеры фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты подлежат обязательному опубликованию в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, и размещению на интернет-ресурсах обладателей информации.
От оплаты фактических затрат на копирование или печать освобождаются социально уязвимые слои населения.
14. В ответе на письменный запрос указываются наименование, почтовый адрес обладателя информации, должность лица, подписавшего ответ, дата и номер регистрации запроса.
15. Если запрашиваемая информация размещена в порядке, установленном настоящим Законом, то обладатель информации может уведомить об этом пользователя информации, но не позднее трех рабочих дней, с одновременным направлением ему сведений о способах и месте доступа к запрашиваемой информации.
При повторном обращении обладатель информации предоставляет запрашиваемую информацию в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
16. В предоставлении доступа к информации отказывается:
1) если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;
2) если запрос не соответствует требованиям настоящего Закона;
3) если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом;
Нормативным постановлением Конституционного Суда РК от 26.12.2023 № 39-НП подпункт 3) пункта 16 статьи 11 настоящего Закона РК признан соответствующим Конституции Республики Казахстан.4) если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации либо подведомственных им органов и организаций или проведении иной аналитической работы до ее завершения;
5) до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора;
6) до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах;
7) до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.
17. Мотивированный ответ об отказе в предоставлении информации по письменному запросу доводится до сведения пользователя информации в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса.
18. Личную ответственность за организацию работы с запросами, за состояние их приема, регистрации, учета и рассмотрения несут руководители обладателей информации.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 12. Размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации
1. Обладатели информации в занимаемых ими помещениях размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения с информацией о своей деятельности.
Обладатели информации, деятельность которых связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, обязаны обеспечивать круглосуточный свободный доступ к информационным стендам и (или) другим техническим средствам аналогичного назначения с информацией о своей деятельности.
2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, содержит:
1) порядок работы обладателя информации, включая порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
2) условия и порядок получения информации;
3) иные сведения.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 13. Обеспечение доступа к открытым заседаниям
1. Заседания Палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) являются открытыми и доступными пользователям информации, за исключением закрытых заседаний, а также заседаний правоохранительных и специальных государственных органов.
2. При рассмотрении вопросов, которые относятся к категории информации с ограниченным доступом, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, заседания могут проводиться в закрытом режиме без присутствия пользователей информации.
О данном решении пользователи информации извещаются не позднее чем за три рабочих дня путем размещения данной информации на интернет-ресурсе обладателя информации, в масс-медиа и помещении, занимаемом обладателем информации.
3. Порядок доступа пользователей информации к заседаниям Палат Парламента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан определяется их регламентами.
Порядок доступа пользователей информации к заседаниям коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) определяется правилами доступа к заседаниям обладателей информации, утверждаемыми уполномоченным органом в области доступа к информации.
4. Палаты Парламента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, коллегиальные органы центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) обеспечивают трансляцию открытых заседаний, в том числе на интернет-ресурсах.
Сноска. Статья 13 - в редакции Закона РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 14. Отчеты руководителей центральных исполнительных органов, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений
Руководители центральных исполнительных органов (за исключением министерств обороны, иностранных дел Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений не реже одного раза в год отчитываются перед населением о проделанной работе.
Порядок проведения отчетных встреч определяется законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 15. Размещение информации в средствах массовой информации
Размещение информации в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Размещение информации на интернет-ресурсах
1. Обладатели информации создают интернет-ресурсы.
Созданные интернет-ресурсы должны соответствовать национальному стандарту.
2. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, размещают интернет-ресурсы на единой платформе интернет-ресурсов государственных органов.
3. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, в пределах своей компетенции обязаны размещать на интернет-ресурсах с указанием даты размещения и обновления:
1) общую информацию о деятельности:
организационную структуру, сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании;
контактные данные;
перечень структурных подразделений и подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании;
перечень территориальных органов, их задачи и функции, а также сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании;
нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции;
официальные новости, пресс-релизы;
ленту новостей;
информацию о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, территориальных органов, дочерних организаций;
2) информацию о нормотворческой деятельности:
перечень принятых нормативных правовых актов;
тексты разрабатываемых консультативных документов регуляторной политики, проектов нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками (при их наличии) и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты), заключения научных экспертиз и экспертные заключения субъектов частного предпринимательства (при их наличии), отчеты о завершении их публичного обсуждения;
информационные сообщения, пресс-релизы, направленные на оповещение населения о сроках проведения публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов;
3) информацию о бюджетных средствах:
проекты республиканского и местных бюджетов;
утвержденные республиканский и местные бюджеты;
информацию об общей сумме бюджетных средств, выделенных на функционирование государственного органа;
информацию об использовании средств республиканского и местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан;
бюджетную отчетность;
консолидированную финансовую отчетность;
результаты государственного аудита и финансового контроля;
гражданский бюджет;
информационные сообщения, пресс-релизы, направленные на оповещение населения о сроках проведения публичных обсуждений проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ;
4) информацию о текущей деятельности:
стратегический план государственного органа и отчет о его реализации;
программы развития территорий и отчеты об их реализации;
государственные и отраслевые программы, концепции, доктрины, стратегии, планы развития соответствующей отрасли, а также отчеты об их реализации;
статистическую информацию и показатели, характеризующие состояние и динамику развития отрасли (сферы);
перечни общедоступных электронных информационных ресурсов, а также ведомственных баз (банков) данных, реестров, регистров, кадастров, находящихся в их ведении;
аналитические доклады и обзоры о деятельности, а также отчеты и доклады о проделанной работе;
стенограммы и (или) протоколы открытых заседаний коллегиальных органов;
информацию о деятельности консультативно-совещательных органов (советов, комиссий), в которых государственный орган является рабочим органом;
итоги оценки эффективности деятельности государственных органов;
5) информацию по вопросам кадрового обеспечения:
нормативные правовые акты, регулирующие порядок поступления граждан Республики Казахстан на государственную службу;
сведения об объявленном конкурсе на занятие административной государственной должности корпуса "Б";
квалификационные требования к административным государственным должностям корпуса "Б";
контактные данные (фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер телефона и адрес электронной почты) работников службы управления персоналом (кадровой службы), уполномоченных консультировать по вопросам занятия вакантных должностей;
6) информацию в сфере государственных услуг:
подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг;
ежегодный отчет о деятельности государственного органа по вопросам оказания государственных услуг;
проекты разрабатываемых подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг, а также отчеты о завершении их публичного обсуждения;
результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг;
информацию о порядке обжалования результата оказания государственных услуг;
7) информацию о принимаемых мерах по противодействию коррупции;
8) информацию в сфере международного сотрудничества:
перечень международных организаций, в деятельности которых принимает участие государственный орган;
перечни и тексты заключенных (подписанных) международных договоров и соглашений;
сведения о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом;
сведения об участии государственного органа в реализации международных договоров и программ международного сотрудничества;
заключения, экспертные оценки, рекомендации и другие аналитические материалы международных организаций по вопросам деятельности государственного органа;
иные сведения в сфере международного сотрудничества;
9) информацию в сфере государственных закупок:
нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулирующие порядок осуществления государственных закупок;
годовой план государственных закупок;
информацию о государственных закупках, осуществляемых государственным органом способами открытого конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, из одного источника, а также через товарные биржи, включая условия их проведения, порядок участия в них потенциальных поставщиков, протоколы об итогах государственных закупок, порядок обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок;
10) порядок осуществления разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация и другие);
11) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом и его территориальными органами, а также результатах проверок, проведенных в государственном органе и его территориальных органах с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан;
12) информацию о мерах государственной поддержки частного предпринимательства;
13) данные о результатах проведенных социологических, аналитических и иных исследований, а также опросов населения;
14) информацию по работе с населением:
график личного приема физических лиц и представителей юридических лиц;
контактные данные (фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер телефона и адрес электронной почты) уполномоченных лиц, посредством которых предоставляется возможность получить информацию по вопросам личного приема физических лиц и представителей юридических лиц, а также рассмотрения обращений и запросов, включая порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) по результатам рассмотрения обращений и запросов;
образцы заявлений и запросов, принимаемых государственным органом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
14-1) информацию о правах и обязанностях граждан, иностранцев и лиц без гражданства в соответствующих сферах;
15) информацию, неоднократно запрашиваемую пользователями информации, по результатам обобщения и анализа поступивших запросов;
16) иную информацию, обязанность размещения которой установлена законами Республики Казахстан, или информацию, размещение которой государственный орган считает необходимым.
4. Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления, размещает на своем интернет-ресурсе Государственный фондовый каталог, содержащий сведения о документах Национального архивного фонда и источниках его комплектования.
5. Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, на интернет-ресурсах судов Республики Казахстан также должны размещаться:
1) судебные акты, за исключением не подлежащих размещению в открытом доступе;
2) графики рассмотрения судебных дел с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан.
6. Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, на интернет-ресурсах органов местного самоуправления также должны размещаться:
1) отчет о результатах проведенного мониторинга исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа;
2) время, место созыва схода, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
3) протоколы схода или собрания местного сообщества, а также принятые на них решения.
7. На интернет-ресурсах государственных учреждений, не являющихся государственными органами, должны размещаться:
1) общая информация о деятельности:
история;
организационная структура;
сведения о руководстве;
сведения о деятельности;
информация о деятельности консультативно-совещательных органов (при наличии);
контактные данные (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, структурных подразделений, территориальных представительств (при наличии);
2) информация по вакантным должностям:
объявленные вакантные должности;
квалификационные требования к кандидатам на занятие вакантных должностей;
номера телефонов для получения информации о вакантных должностях;
3) официальные новости, пресс-релизы, календари предстоящих событий;
4) финансовая отчетность, информация о расходовании средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, гражданский бюджет;
5) нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность;
6) сведения о проводимых государственных закупках в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
7) информация в сфере международного сотрудничества;
8) информация, неоднократно запрашиваемая пользователями информации, по результатам обобщения и анализа поступивших запросов;
9) данные о результатах проведенных социологических, аналитических и иных исследований, а также опросов населения;
10) перечень баз (банков) данных, реестров, регистров, кадастров, находящихся в их ведении;
11) сервис "Вопрос-ответ";
12) график личного приема физических лиц и представителей юридических лиц;
13) контактные данные (фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер телефона и адрес электронной почты) уполномоченных лиц, посредством которых предоставляется возможность получить информацию по вопросам личного приема физических лиц и представителей юридических лиц, а также рассмотрения обращений и запросов, включая порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) по результатам рассмотрения обращений и запросов;
14) образцы заявлений и запросов, принимаемых к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
15) иная информация, обязанность размещения которой установлена законами Республики Казахстан, или информация, размещение которой государственное учреждение, не являющееся государственным органом, считает необходимым.
8. На интернет-ресурсах субъектов квазигосударственного сектора должны размещаться:
1) общая информация о деятельности:
история;
организационная структура (перечень подразделений с указанием руководителей);
сведения о руководстве (должностные обязанности в курируемых сферах, сведения о трудовой деятельности и образовании);
виды деятельности;
стратегия развития, план развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний;
информация о деятельности консультативно-совещательных органов (при наличии);
контактные данные (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов) справочных служб, структурных подразделений, территориальных представительств и дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
информация о приобретении (отчуждении) активов, кадровых изменениях в руководящем составе (в том числе дочерних и зависимых организаций);
2) информация по вакантным должностям:
объявленные вакантные должности;
квалификационные требования к кандидатам на занятие вакантных должностей;
номера телефонов для получения информации о вакантных должностях;
3) официальные новости, пресс-релизы, календари предстоящих событий;
4) финансовая отчетность, а также информация о расходовании средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов;
5) информация о деятельности дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
6) нормативные документы, регламентирующие деятельность;
7) информация о закупках товаров (работ, услуг);
8) информация в сфере международного сотрудничества;
9) статистические показатели и результаты деятельности;
10) аналитические отчеты и доклады о проделанной работе;
11) данные о результатах проведенных социологических, аналитических и иных исследований, а также опросов населения;
12) информация, неоднократно запрашиваемая пользователями информации, по результатам обобщения и анализа поступивших запросов;
13) перечень баз (банков) данных, реестров, регистров, кадастров, находящихся в их ведении;
14) сервис "Вопрос-ответ";
15) график личного приема физических лиц и представителей юридических лиц;
16) контактные данные (фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер телефона и адрес электронной почты) уполномоченных лиц, посредством которых предоставляется возможность получить информацию по вопросам личного приема физических лиц и представителей юридических лиц, а также рассмотрения обращений и запросов, включая порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) по результатам рассмотрения обращений и запросов;
17) образцы заявлений и запросов, принимаемых к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
18) иная информация, обязанность размещения которой установлена законами Республики Казахстан, или информация, размещение которой субъект квазигосударственного сектора считает необходимым.
9. На интернет-ресурсах получателей бюджетных средств размещается информация, касающаяся использования бюджетных средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, и не отнесенная к информации с ограниченным доступом.
10. На интернет-ресурсах субъектов рынка, занимающих монопольное положение, размещаются нормативные правовые акты Республики Казахстан, регламентирующие вопросы ценообразования на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые субъектами рынка, занимающими монопольное положение, а также цены на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги).
11. На интернет-ресурсах исполнителей функций центральных и (или) местных исполнительных органов размещается информация, касающаяся осуществления функций центральных и (или) местных исполнительных органов в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления.
12. Обладатель информации, не имеющий технической возможности размещать информацию на собственном интернет-ресурсе, размещает ее на интернет-ресурсе местного исполнительного органа.
13. Актуализация ленты новостей на интернет-ресурсе обладателя информации должна осуществляться ежедневно, актуализация иных разделов осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня получения или создания информации.
14. Информация на интернет-ресурсе должна предоставляться на казахском и русском языках. Интернет-ресурс обладателя информации может иметь версии на других языках.
14-1. Исключен Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Информация с ограниченным доступом не подлежит размещению на интернет-ресурсе обладателя информации.
16. Бесплатный доступ к нормативным правовым актам через интернет обеспечивается также посредством веб-портала "электронного правительства" в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.2016 № 34-VІ (вводится в действие с 01.01.2017); от 25.11.2019 № 272-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.03.2021 № 15-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2021 № 95-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 14.07.2022 № 141-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023); от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 17. Размещение информации на веб-портале "электронного правительства"
1. Пользователи информации могут получать и использовать информацию, размещаемую в соответствии с настоящим Законом обладателями информации на компонентах веб-портала "электронного правительства", а также участвовать в ее обсуждении при условии регистрации на веб-портале "электронного правительства" либо авторизации на компонентах веб-портала "электронного правительства".
2. На интернет-портале открытых данных обладателями информации, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 7) статьи 8 настоящего Закона, размещаются и своевременно актуализируются открытые данные.
Уполномоченный орган в области доступа к информации вправе запрашивать открытые данные у обладателей информации для размещения на интернет-портале открытых данных по результатам опроса общественного мнения о потребностях населения Республики Казахстан в открытых данных.
Обладатели информации вправе также размещать информацию на интернет-портале открытых данных в целях проактивного распространения информации.
3. На интернет-портале открытых бюджетов обладателями информации, указанными в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, размещается бюджетная отчетность, консолидированная финансовая отчетность, гражданский бюджет, результаты государственного аудита и финансового контроля, а также проводится публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ.
4. На интернет-портале открытых нормативных правовых актов государственными органами – разработчиками проектов нормативных правовых актов до направления на согласование в заинтересованные государственные органы для публичного обсуждения размещаются консультативные документы регуляторной политики и проекты нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законы), а также иная информация, предусмотренная правилами законотворческой работы Правительства Республики Казахстан. Отчеты по результатам публичного обсуждения также размещаются на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
Размещение информации на интернет-портале открытых нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. На интернет-портале оценки эффективности деятельности государственных органов обладателями информации, указанными в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, в пределах своей компетенции размещаются информация об оценке деятельности государственных органов, отчеты о достижении целевых индикаторов планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также проводится публичное обсуждение деятельности государственных органов.
6. На интернет-портале открытого диалога обладатели информации, указанные в подпунктах 1) и 3) статьи 8 настоящего Закона, проводят интернет-конференции и опросы, а также обладатели информации, указанные в подпункте 3), предоставляют ответы на запросы, поступившие посредством блог-платформы первых руководителей субъектов квазигосударственного сектора, за исключением лиц со стопроцентным участием государства.
Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.03.2021 № 15-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023); от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 17-1. Стандарт открытости обладателей информации
Стандартом открытости обладателей информации признается установленная для обособленной сферы общественных отношений система минимальных требований, направленная на обеспечение доступа к информации и открытости деятельности обладателей информации.
Сноска. Закон дополнен статьей 17-1 в соответствии с Законом РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 17-2. Обеспечение доступа лиц с инвалидностью к информации
1. Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан посредством:
1) выпуска периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с инвалидностью, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля;
2) сурдоперевода или перевода в виде субтитров не менее одной телепрограммы новостного характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) соответствия интернет-ресурсов обладателей информации национальному стандарту по обеспечению доступности веб-контента для лиц с инвалидностью;
4) адаптированности интернет-ресурсов государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора для использования лицами с инвалидностью с нарушениями зрения и (или) слуха;
5) свободного доступа к информационным стендам и (или) другим техническим средствам аналогичного назначения с информацией о деятельности обладателей информации;
6) размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения и территориальных подразделений его ведомств актуальной и полной информации о мерах социальной защиты лиц с инвалидностью.
2. В качестве средства межличностного общения используется перевод на жестовый язык, который применяется также в программах обучения организаций образования для детей с нарушением слуха.
Сноска. Закон дополнен статьей 17-2 в соответствии с Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 18. Обжалование незаконного ограничения права на доступ к информации
1. Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
2. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом.
Сноска. Статья 18 - в редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).Статья 19. Комиссия по вопросам доступа к информации
В целях учета и защиты общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей информации при уполномоченном органе в области доступа к информации создается консультативно-совещательный орган – Комиссия по вопросам доступа к информации.
Под общественными интересами в области доступа к информации понимается создание благоприятных условий, форм, механизмов и способов реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.
Деятельность Комиссии по вопросам доступа к информации осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении и решении вопросов, входящих в ее компетенцию.
Заседания Комиссии по вопросам доступа к информации проводятся не реже одного раза в квартал, в последней декаде последнего месяца квартала.
Сноска. Статья 19 – в редакции Закона РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 19-1. Государственный контроль в области доступа к информации
1. Государственный контроль в области доступа к информации осуществляется уполномоченным органом в области доступа к информации в форме дистанционного контроля и внеплановых проверок в соответствии с настоящей статьей на предмет соответствия деятельности субъектов контроля требованиям законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.
2. Субъектами контроля в области доступа к информации (далее – субъекты контроля) являются обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, за исключением Парламента Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, судов и уполномоченного государственного органа в сфере судебного администрирования.
3. Объектами государственного контроля в области доступа к информации являются:
1) информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения с информацией о деятельности;
2) интернет-ресурсы обладателей информации;
3) компоненты веб-портала "электронного правительства";
4) онлайн-трансляции открытых заседаний, записи и (или) ссылки на записи открытого заседания, сохраненные на общедоступном интернет-ресурсе;
5) протоколы и стенограммы открытых заседаний;
6) материалы, документы и сведения, относящиеся к предмету дистанционного контроля и (или) внеплановой проверки, на бумажных и (или) электронных носителях либо их копии.
4. Дистанционный контроль проводится без посещения субъекта контроля уполномоченным органом в области доступа к информации на основе анализа и данных информационных систем, электронных информационных ресурсов, открытых источников, масс-медиа, а также других сведений о деятельности субъекта контроля.
5. Целями дистанционного контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля.
6. Дистанционный контроль проводится не чаще одного раза в квартал.
7. При выявлении нарушений по результатам дистанционного контроля на имя первого руководителя либо лица, его замещающего, оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений.
8. В рекомендации об устранении нарушений уполномоченным органом в области доступа к информации указываются:
1) номер, дата и место составления рекомендации;
2) выявленные нарушения со ссылкой на конкретные нормы настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области доступа к информации;
3) рекомендации и меры, которые необходимо принять субъекту контроля для устранения нарушений;
4) сроки для устранения нарушений, не превышающие тридцати календарных дней со дня вручения рекомендации;
5) фамилия и инициалы, подпись должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации.
9. Рекомендация об устранении нарушений направляется одним из нижеперечисленных способов и считается врученной в следующих случаях:
1) почтой – с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;
2) электронным способом – с даты уведомления о доставке посредством системы электронного документооборота.
10. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган в области доступа к информации возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
Уполномоченный орган в области доступа к информации рассматривает возражение субъекта контроля и в течение пяти рабочих дней предоставляет мотивированный ответ.
Мотивированный ответ пересмотру не подлежит.
11. Информация по исполнению рекомендации об устранении нарушений направляется субъектом контроля в уполномоченный орган в области доступа к информации в срок не позднее двух рабочих дней со дня исполнения рекомендации.
К предоставленной информации субъект контроля прилагает материалы (при необходимости), доказывающие факт устранения нарушения.
12. После получения информации об устранении нарушений, указанных в рекомендации, уполномоченный орган в области доступа к информации принимает одно из следующих решений:
1) об исполнении рекомендации;
2) о неисполнении либо частичном исполнении рекомендации.
13. Основаниями для назначения внеплановой проверки служат:
1) неисполнение либо частичное исполнение рекомендаций об устранении нарушений;
2) непредоставление информации по исполнению рекомендаций об устранении нарушений;
3) обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств;
4) требование прокурора по конкретным фактам причинения либо угрозы причинения вреда правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
5) поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.
14. Внеплановая проверка назначается без уведомления субъекта контроля в течение пяти рабочих дней с момента возникновения одного из оснований, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи.
15. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении внеплановой проверки вправе:
1) не допускать к проверке должностных лиц уполномоченного органа в области доступа к информации, прибывших для проведения проверки, в случаях:
превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии) сроков, не соответствующих срокам, установленным настоящей статьей;
отсутствия документов, предусмотренных частью первой пункта 20 настоящей статьи;
2) не представлять документы и сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки;
3) по выявленным в результате проверки нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат не позднее трех рабочих дней обратиться в уполномоченный орган в области доступа к информации с заявлением о продлении сроков устранения нарушений;
4) обжаловать акт о результатах проверки, а также действия (бездействие) должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) не исполнять не основанные на законе запреты должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, ограничивающие деятельность проверяемого субъекта контроля;
6) фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, проводимые им (ими) в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица (должностных лиц).
16. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении внеплановой проверки обязаны:
1) обеспечить беспрепятственный доступ должностному лицу (должностным лицам) уполномоченного органа в области доступа к информации на территорию и в помещения проверяемого субъекта контроля с соблюдением требований пропускного и внутриобъектового режимов;
2) представлять должностному лицу (должностным лицам) уполномоченного органа в области доступа к информации документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проведенной проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;
3) сделать отметку о получении акта о назначении проверки в день начала проверки и акта о результатах проведенной проверки в день завершения;
4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверки, если иное не предусмотрено настоящим Законом либо иными законами Республики Казахстан;
5) обеспечить пребывание руководителя либо его уполномоченного лица по месту нахождения проверяемого субъекта контроля в назначенные сроки проверки.
17. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки или дистанционного контроля имеет (имеют) право:
1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого субъекта контроля в соответствии с предметом проверки с соблюдением требований пропускного и внутриобъектового режимов;
2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки или рекомендации об устранении нарушений, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки или дистанционного контроля;
3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и иных организаций;
4) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку.
18. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки или дистанционного контроля обязано (обязаны):
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы проверяемого субъекта контроля;
2) проводить проверку или дистанционный контроль на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;
3) не препятствовать установленному режиму работы проверяемого субъекта контроля в период проведения проверки;
4) не препятствовать проверяемому субъекту контроля либо его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки или дистанционного контроля;
5) предоставлять проверяемому субъекту контроля необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки или дистанционного контроля;
6) вручить проверяемому субъекту контроля акт о результатах проверки или рекомендацию об устранении нарушений не позднее срока завершения проверки или дистанционного контроля, указанного в акте о назначении проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии) или рекомендации об устранении нарушений (при наличии);
7) обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в результате проведения проверки или дистанционного контроля;
8) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
19. Внеплановая проверка проводится на основании акта о назначении внеплановой проверки.
20. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки субъектов контроля предоставляет (предоставляют):
1) акт о назначении внеплановой проверки;
2) служебное удостоверение либо идентификационную карту.
В акте о назначении внеплановой проверки указываются:
1) номер и дата акта;
2) наименование уполномоченного органа в области доступа к информации;
3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность уполномоченного на проведение внеплановой проверки;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов и организаций, привлекаемых для проведения внеплановой проверки;
5) наименование субъекта контроля и его место нахождения;
6) предмет назначенной внеплановой проверки;
7) срок проведения внеплановой проверки;
8) основания проведения внеплановой проверки;
9) права и обязанности субъекта контроля, предусмотренные пунктами 15 и 16 настоящей статьи;
10) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, печать уполномоченного органа в области доступа к информации;
11) подпись руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта.
21. Акты о назначении, приостановлении, возобновлении, прекращении и продлении внеплановых проверок подписываются должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа в области доступа к информации и вручаются руководителю субъекта контроля либо уполномоченному им лицу для ознакомления.
22. Течение срока внеплановых проверок приостанавливается на срок действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также в случае реорганизации субъекта контроля.
Внеплановая проверка возобновляется в течение десяти рабочих дней со дня прекращения действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также определения правопреемника реорганизованного субъекта контроля.
Течение срока внеплановой проверки прекращается в случае ликвидации субъекта контроля.
23. Срок проведения внеплановой проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и не должен превышать десять рабочих дней.
24. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного органа в области доступа к информации либо лицом, его замещающим, не более чем на пять рабочих дней.
Продление срока проведения внеплановой проверки оформляется дополнительным актом о продлении внеплановой проверки с уведомлением субъекта контроля, в котором указываются номер, дата регистрации предыдущего акта о назначении внеплановой проверки и причина продления.
Уведомление о продлении срока внеплановой проверки вручается субъекту контроля уполномоченным органом в области доступа к информации за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении.
25. Началом проведения внеплановой проверки считается дата вручения субъекту контроля либо его уполномоченному лицу акта о назначении внеплановой проверки.
26. По результатам внеплановой проверки должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа в области доступа к информации составляется в трех экземплярах акт о результатах внеплановой проверки.
Первый экземпляр акта о результатах внеплановой проверки в электронной форме сдается в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта контроля, на бумажном носителе под роспись или в электронной форме передается субъекту контроля для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий экземпляр остается в уполномоченном органе в области доступа к информации, проводившем проверку.
В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам внеплановой проверки субъект контроля излагает их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах внеплановой проверки, о чем делается соответствующая отметка.
27. В акте о результатах внеплановой проверки указываются:
1) номер, дата, время и место составления акта;
2) наименование уполномоченного органа в области доступа к информации;
3) дата и номер акта о назначении внеплановой проверки;
4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность должностного лица уполномоченного органа в области доступа к информации, проводившего внеплановую проверку;
5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов и организаций, привлекаемых для проведения внеплановой проверки;
6) наименование субъекта контроля и его место нахождения;
7) предмет внеплановой проверки;
8) срок и период проведения внеплановой проверки;
9) требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований и принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения;
10) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи;
11) подпись должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, проводившего (проводивших) внеплановую проверку.
28. В случае отсутствия нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан о доступе к информации, при проведении внеплановой проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.
29. Сроки устранения выявленных нарушений, указанных в акте о результатах внеплановой проверки, определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не более тридцати календарных дней со дня вручения акта о назначении внеплановой проверки.
30. Неисполнение в установленный срок акта о результатах внеплановой проверки влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
31. Акт о результатах внеплановой проверки может быть обжалован в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Обжалование не приостанавливает исполнение акта о результатах внеплановой проверки.
32. Акт о результатах внеплановой проверки, признанный вышестоящим государственным органом либо судом недействительным, не может являться доказательством нарушения субъектом контроля требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.
33. К грубым нарушениям требований к организации и проведению внеплановых проверок относятся:
1) отсутствие оснований проведения внеплановой проверки;
2) отсутствие акта о назначении внеплановой проверки;
3) назначение внеплановой проверки по вопросам, не входящим в компетенцию уполномоченного органа в области доступа к информации;
4) нарушение срока проведения внеплановой проверки, предусмотренного настоящей статьей.
34. Завершением срока внеплановой проверки считается день вручения субъекту контроля акта о результатах внеплановой проверки не позднее срока окончания внеплановой проверки, указанного в акте о назначении внеплановой проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии).
Сноска. Закон дополнен статьей 19-1 в соответствии с Законом РК от 13.01.2025 № 157-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации
Нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 3) статьи 10 и пункта 5 статьи 17, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года.
Президент Республики Казахстан |
Н. НАЗАРБАЕВ |