О проекте Конституционного закона Республики Казахстан "О Конституционном Суде Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2022 года № 589

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан "О Конституционном Суде Республики Казахстан".

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Проект

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О Конституционном Суде Республики Казахстан
Раздел I. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус Конституционного Суда Республики Казахстан

      Конституционный Суд Республики Казахстан обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан.

      При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, руководствуется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом, воздерживается от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов, и не может исходить из политических и иных мотивов.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Республики Казахстан

      1. Статус, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

      2. По вопросам организации и порядка своей деятельности, не урегулированным Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом, Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда и иные акты.

Статья 3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Казахстан

      1. Конституционный Суд состоит из одиннадцати судей, включая Председателя и его заместителя.

      2. Председатель Конституционного Суда назначается на должность Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента.

      3. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда.

      4. Четверо судей Конституционного Суда назначаются на должность Президентом Республики Казахстан, по трое судей Конституционного Суда назначаются по представлению председателей палат Парламента, соответственно, Сенатом и Мажилисом Парламента.

Глава 2. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 4. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда

      1. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда являются лицами, занимающими ответственную государственную должность, статус которых определяется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

      2. Статус судьи Конституционного Суда не совместим с депутатским мандатом, членством в политической партии, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

      В случае, если судья Конституционного Суда на момент его назначения на должность состоит в политической партии, он должен прекратить свое членство в ней в течение десяти дней со дня его назначения.

Статья 5. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда

      В состав Конституционного Суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан не моложе сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, высокую квалификацию в области права, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Статья 6. Срок полномочий судей Конституционного Суда

      1. Полномочия Председателя и судей Конституционного Суда длятся шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более двух раз подряд.

      2. В случае прекращения своих полномочий, Председатель и судьи Конституционного Суда замещаются в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Статья 7. Присяга судей Конституционного Суда

      Судьи Конституционного Суда после своего назначения приносят присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности судьи Конституционного Суда Республики Казахстан, быть беспристрастным и в своей деятельности подчиняться только Конституции Республики Казахстан, никому и ничему кроме нее.".

      Присяга судей Конституционного Суда принимается в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

Статья 8. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда

      1. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:

      1) судья по состоянию здоровья не способен временно выполнять свои обязанности более шестидесяти календарных дней;

      2) в отношении него начато досудебное расследование;

      3) имеются подтвержденные данные о начале безвестного отсутствия.

      2. Приостановление или восстановление полномочий Председателя Конституционного Суда осуществляются Президентом Республики Казахстан, а судьи Конституционного Суда – Председателем Конституционного Суда. Решение о приостановлении полномочий принимается не позднее одного месяца со дня обнаружения оснований для приостановления полномочий.

      3. Полномочия судьи Конституционного Суда приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению.

      4. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда.

      При определении кворума не учитываются судьи, полномочия которых приостановлены Конституционным Судом.

      5. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом.

Статья 9. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда

      1. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются назначившим его Президентом Республики Казахстан, Сенатом Парламента, Мажилисом Парламента вследствие:

      1) удовлетворения прошения об отставке;

      2) подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

      3) прекращения гражданства Республики Казахстан или получения гражданства иностранного государства, вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

      4) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;

      5) признания его ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

      6) признания его безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу;

      7) его смерти;

      8) назначения с нарушением требований, установленных Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом;

      9) нарушения требований Конституции и настоящего Конституционного закона, установленных к судьям Конституционного Суда;

      10) истечения установленного Конституцией срока пребывания в должности;

      11) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда не менее трех раз подряд без уважительных причин.

      2. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 4), 5), 6) и 7) пункта 1 настоящей статьи, может осуществляться Конституционным Судом.

      3. Освобождение от должности заместителя Председателя Конституционного Суда не влечет прекращение его полномочий в качестве судьи Конституционного Суда.

Глава 3. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 10. Независимость судей Конституционного Суда

      1. Судьи Конституционного Суда при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан. Никакие иные акты не имеют для них заведомо обязательной силы. Какое-либо вмешательство в их деятельность, а также оказание давления или иного воздействия на них в какой бы то ни было форме не допускаются и влекут ответственность по закону.

      2. Деятельность судей Конституционного Суда по вопросам конституционного производства не подотчетна. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий.

      3. Никто не вправе испрашивать, а судьи Конституционного Суда не вправе, кроме как на заседании Конституционного Суда, высказывать мнение или разглашать содержание материалов по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда.

      4. В течение срока полномочий судьи Конституционного Суда несменяемы. Их полномочия не могут быть прекращены или приостановлены, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Конституционным законом.

      5. Судья Конституционного Суда обязан заявить самоотвод, который подлежит удовлетворению Конституционным Судом при условии, если его объективность может вызвать сомнение вследствие личной прямой или косвенной заинтересованности в рассматриваемом Конституционным Судом вопросе.

      6. Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде или иных государственных органах.

Статья 11. Неприкосновенность судей Конституционного Суда

      1. Судьи Конституционного Суда в течение срока своих полномочий не могут быть задержаны, подвергнуты содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

      2. После регистрации повода к началу досудебного расследования в едином реестре досудебных расследований досудебное расследование в отношении судей Конституционного Суда может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности судей Конституционного Суда. В случаях, когда судья Конституционного Суда задержан на месте преступления либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении него может быть продолжено до получения согласия Генерального Прокурора, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным Прокурором.

      3. Судьи Конституционного Суда дисциплинарной ответственности не подлежат.

      4. Никто не вправе отстранить судью Конституционного Суда от участия в заседании Конституционного Суда, если его полномочия не приостановлены в соответствии с настоящим Конституционным законом.

      5. Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за позицию, выраженную им при рассмотрении дела в Конституционном Суде.

Статья 12. Равенство прав судей Конституционного Суда

      Судьи Конституционного Суда обладают равными правами при рассмотрении находящихся в производстве Конституционного Суда вопросов и принятии по ним решений, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 59 настоящего Конституционного закона.

Статья 13. Обеспечение безопасности судей Конституционного Суда

      Судьи Конституционного Суда, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.

      Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи Конституционного Суда и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение.

      Вред, причиненный судье Конституционного Суда и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.

Статья 14. Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного Суда

      1. Заработная плата Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда устанавливается в порядке, предусмотренном подпунктом 9-1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан.

      2. Жилищное, транспортное и иное обеспечение, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение Председателя Конституционного Суда осуществляется на уровне Первого заместителя Премьер-Министра Республики, заместителя Председателя Конституционного Суда – на уровне Заместителя Премьер-Министра, судей Конституционного Суда – на уровне Министра Республики Казахстан.

      3. Судьям Конституционного Суда предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов.

      4. Впервые назначенным на должность судьям Конституционного Суда и членам их семей возмещаются расходы по переезду в случае, если судья Конституционного Суда и члены его семьи проживают в другой местности.

      5. Обеспечение судей Конституционного Суда жильем производится за счет средств республиканского бюджета в случае отсутствия жилья по месту нахождения Конституционного Суда. Судье Конституционного Суда и членам его семьи во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев со дня назначения на должность, предоставляется благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда по нормам, исключающим отнесение судьи Конституционного Суда к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Служебное жилое помещение, занимаемое для постоянного проживания судьей Конституционного Суда, может быть по его желанию приватизировано в случае отсутствия жилья в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      6. Судьи Конституционного Суда обеспечиваются мантиями и нагрудным знаком за счет средств республиканского бюджета.

      7. Судьи Конституционного Суда и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения.

Статья 15. Компенсации в случаях получения увечья или гибели (смерти) судьи Конституционного Суда

      1. При получении судьей Конституционного Суда увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания) в период исполнения им служебных обязанностей ему производится выплата единовременной компенсации в размере, установленном настоящей статьей.

      2. В случае гибели (смерти) судьи Конституционного Суда при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после прекращения полномочий судьи Конституционного Суда вследствие получения увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), полученного при исполнении служебных обязанностей, наследникам выплачивается единовременная компенсация в размере тридцатимесячного должностного оклада судьи Конституционного Суда.

      При этом судья Конституционного Суда лишается права на компенсацию, указанную в части первой настоящего пункта, в случае, если его полномочия прекращены в связи со вступлением в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда.

      3. При установлении судье Конституционного Суда инвалидности, наступившей в результате увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), полученного при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременная компенсация в размерах:

      1) лицу с инвалидностью первой группы – двадцатимесячного должностного оклада;

      2) лицу с инвалидностью второй группы – пятнадцатимесячного должностного оклада;

      3) лицу с инвалидностью третьей группы – пятимесячного должностного оклада.

      4. В случае получения судьей при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), не повлекшего установления инвалидности, ему выплачивается единовременная компенсация в размере полуторамесячного должностного оклада, легкого увечья – половины месячного должностного оклада.

      5. Для погребения умерших или погибших судей Конституционного Суда и пенсионеров, вышедших на пенсию с должности судьи Конституционного Суда, выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячной заработной платы судьи Конституционного Суда на момент их кончины.

      6. Порядок выплаты единовременной компенсации определяется Правительством Республики Казахстан.

      7. Единовременная компенсация не выплачивается, если в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, доказано, что увечье (травма, ранение, контузия, профессиональное заболевание) или гибель (смерть) судьи Конституционного Суда наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

Статья 16. Отставка судьи Конституционного Суда

      1. Отставкой является прекращение полномочий судьи Конституционного Суда в форме почетного ухода с должности судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы в Конституционном Суде не менее двух конституционных сроков полномочий, с сохранением за ним звания судьи Конституционного Суда, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных настоящим Конституционным законом.

      Освобождение судьи Конституционного Суда от должности в форме отставки осуществляется по письменному заявлению судьи об отставке.

      2. Судьи Конституционного Суда, прекратившие свои полномочия в связи с назначением их на другие должности, имеют право на отставку и предусмотренные настоящей статьей выплаты и гарантии при условии соответствия требованиям, установленным настоящей статьей.

      3. Судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, достигшему пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", выплачивается необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере ста двадцатикратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, кроме случаев приостановления или прекращения отставки. Судья Конституционного Суда, которому были назначены пенсионные выплаты, с момента выхода в отставку вправе по своему усмотрению получать ежемесячное пожизненное содержание. В этом случае начисление ему пенсионных выплат прекращается.

      Порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, определяется Правительством Республики Казахстан.

      4. Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, приостанавливается в случае занятия им в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка Республики Казахстан должности, за исключением должности, связанной с занятием преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

      В случае прекращения занятия должности, оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка Республики Казахстан, выплата ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда возобновляется.

      5. Отставка судьи Конституционного Суда прекращается в случаях:

      вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;

      по собственному желанию;

      прекращения гражданства Республики Казахстан;

      его смерти или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

      До рассмотрения оснований для прекращения отставки судьи отставка судьи Конституционного Суда приостанавливается.

      Приостановление отставки судьи Конституционного Суда осуществляется Конституционным Судом.

      Отставка судьи Конституционного Суда возобновляется, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении отставки судьи Конституционного Суда.

      6. В случае прекращения отставки судья Конституционного Суда лишается гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 14 настоящего Конституционного закона.

      В случае приостановления отставки судьи Конституционного Суда, приостанавливается также действие гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 14 настоящего Конституционного закона.

      Прекращение отставки осуществляется Конституционным Судом.

Статья 17. Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда

      Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

Глава 4. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 18. Финансирование деятельности Конституционного Суда

      Финансирование деятельности Конституционного Суда и его аппарата осуществляется за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления полномочий по обеспечению верховенства Конституции на всей территории Республики Казахстан.

Статья 19. Аппарат Конституционного Суда

      Аппарат Конституционного Суда является государственным органом, выполняющим информационно-справочную, научно-консультативную и другую работу.

      Аппарат Конституционного Суда является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.

      Деятельность Аппарата Конституционного Суда регулируется законодательством Республики Казахстан, Регламентом Конституционного Суда и Положением об Аппарате Конституционного Суда.

      Работники Аппарата Конституционного Суда являются государственными служащими.

      Правовое положение и оплата труда работников Аппарата Конституционного Суда регулируются законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

Статья 20. Консультанты Конституционного Суда

      1. Консультантом Конституционного Суда является государственный служащий, который способствует надлежащему рассмотрению поступающих в Конституционный Суд обращений.

      2. Консультант Конституционного Суда:

      1) во взаимодействии с судьей Конституционного Суда – докладчиком принимает меры по подготовке материалов к заседанию Конституционного Суда;

      2) изготавливает проекты процессуальных документов о привлечении экспертов (специалистов), опросе заинтересованных лиц и проведении иных действий по обращению;

      3) обобщает материалы конституционного производства с подготовкой доклада;

      4) выполняет иные обязанности, определяемые Председателем Конституционного Суда.

Статья 21. Научно-консультативный совет при Конституционном Суде

      1. При Конституционном Суде может быть образован научно-консультативный совет, являющийся консультативно-совещательным органом.

      2. Состав, задачи и порядок деятельности научно-консультативного совета определяются положением, утверждаемым Конституционным Судом.

Статья 22. Международное сотрудничество Конституционного Суда

      Конституционный Суд в порядке, установленном законодательством, сотрудничает с международными и региональными правозащитными организациями, а также органами конституционного контроля зарубежных стран, может быть членом создаваемых ими ассоциаций и иных объединений. Для определения предмета и механизма взаимодействия могут заключаться соглашения (меморандумы) о сотрудничестве.

Статья 23. Удостоверения, нагрудный знак и мантия судей Конституционного Суда, а также официальное издание и иные ресурсы Конституционного Суда

      1. Председателю Конституционного Суда, его заместителю и судьям Конституционного Суда выдаются удостоверения установленного образца, подписываемые Президентом Республики Казахстан, а также нагрудный знак и мантия.

      2. Положение о нагрудном знаке и мантии, их образцы и описание утверждаются Конституционным Судом.

      3. Официальным изданием Конституционного Суда является "Вестник Конституционного Суда Республики Казахстан".

      4. Конституционный Суд вправе создавать библиотеку, интернет-ресурс, символы и иные знаки отличия.

Глава 5. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 24. Компетенция Конституционного Суда

      1. Конституционный Суд в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения:

      1) выборов Президента Республики Казахстан;

      2) выборов депутатов Парламента Республики Казахстан;

      3) республиканского референдума.

      2. Конституционный Суд в соответствии с подпунктами 2), 2-1) и 3) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает на соответствие Конституции:

      1) до подписания Президентом принятые Парламентом законы;

      2) принятые Парламентом и его палатами постановления;

      3) международные договоры Республики Казахстан до их ратификации.

      3. Конституционный Суд в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан дает:

      1) официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан;

      2) до принятия Парламентом, соответственно, решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики Казахстан, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики Казахстан – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.

      4. Конституционный Суд в соответствии с:

      1) пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает обращения Президента Республики Казахстан в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, а также обращения судов в случаях, предусмотренных статьей 78 Конституции Республики Казахстан;

      2) подпунктом 6) статьи 53 Конституции Республики Казахстан по результатам обобщения практики конституционного производства ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан;

      3) пунктом 3 статьи 72 Конституции Республики Казахстан по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Казахстан;

      4) пунктами 4 и 5 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает обращения Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

      5. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам, послужившим поводом для обращения.

Статья 25. Иные полномочия Конституционного Суда

      Конституционный Суд:

      1) утверждает Регламент Конституционного Суда;

      2) в пределах компетенции вправе запрашивать и получать документы, материалы и иную информацию от всех государственных органов, организаций, а также привлекать в установленном порядке специалистов к экспертной и научно-консультационной работе (по таким запросам необходимые документы и иная информация должны быть представлены в течение пятнадцати рабочих дней, если иной срок не указан Конституционным Судом);

      3) утверждает образец нагрудного знака и мантии судей Конституционного Суда;

      4) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Конституционным законом.

Статья 26. Заседания Конституционного Суда

      1. Конституционный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает входящие в его полномочия вопросы на заседаниях Конституционного Суда.

      2. Заседание Конституционного Суда правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

      3. Рассмотрение обращений граждан на заседании может осуществляться составами судей, формируемыми Конституционным Судом. В случае, если решение состава судей по обращениям граждан может привести к расхождениям в правовых позициях, выраженных в ранее принятых решениях, а также затрагивает концептуальные вопросы, имеющие важное значение, рассмотрение обращения граждан осуществляется Конституционным Судом в полном составе.

      4. Рассмотрение на заседании вопроса о принятии к производству обращения субъектов, указанных в пунктах 3, 4 и 5 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, может осуществляться тремя судьями Конституционного Суда под председательством Председателя Конституционного Суда, его заместителя либо одного из судей по поручению Председателя Конституционного Суда.

      5. Заседания Конституционного Суда созываются по мере необходимости Председателем Конституционного Суда.

Статья 27. Совещания Конституционного Суда

      Совещания Конституционного Суда могут проводиться по вопросам, непосредственно не связанным с осуществлением конституционного производства, и не относящимся к вопросам, разрешаемым на заседаниях Конституционного Суда.

Статья 28. Полномочия Председателя Конституционного Суда

      1. Председатель Конституционного Суда:

      1) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями Республики Казахстан, а также с органами иностранных государств и международных организаций;

      2) руководит подготовкой к рассмотрению вопросов, принятых Конституционным Судом к производству;

      3) созывает заседания и совещания Конституционного Суда, председательствует на них, вносит на их рассмотрение вопросы;

      4) организует работу судей Конституционного Суда;

      5) определяет меры по обеспечению проведения заседания;

      6) оглашает на совместном заседании палат Парламента послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан;

      7) подписывает решения, а также протоколы заседаний Конституционного Суда, в которых он председательствовал;

      8) представляет на утверждение Конституционного Суда его Регламент, положение о научно-консультативном совете при Конституционном Суде, кандидатуры секретаря и членов научно-консультативного совета;

      9) утверждает Положение об Аппарате Конституционного Суда, в пределах выделенных бюджетных ассигнований – структуру и штатное расписание Аппарата Конституционного Суда;

      10) назначает и освобождает от должности Руководителя Аппарата Конституционного Суда и его заместителей;

      11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

      2. По вопросам своей компетенции Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

      3. В случаях временного отсутствия Председателя Конституционного Суда его обязанности исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда, а в случае временного отсутствия заместителя Председателя – один из судей Конституционного Суда, определяемый приказом Председателя Конституционного Суда.

Статья 29. Заместитель Председателя Конституционного Суда

      Заместитель Председателя Конституционного Суда исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его временного отсутствия, координирует работу по организации заседаний Конституционного Суда, их протоколированию, а также осуществляет иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда.

Раздел II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Глава 6. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 30. Конституционное производство и формат его осуществления

      1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Суда, осуществляются в порядке конституционного производства, установленного Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

      2. Конституционное производство ведется в бумажном и (или) электронном форматах.

Статья 31. Особенности электронного формата конституционного производства

      1. Конституционное производство полностью или частично может осуществляться в электронном формате, о чем выносится постановление. При таком формате акты Конституционного Суда и действия его должностных лиц, участников конституционного производства и лиц, привлекаемых при рассмотрении обращения, могут быть оформлены в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью.

      2. При ведении конституционного производства в электронном формате его материалы формируются в электронное дело.

      3. По инициативе Конституционного Суда участники конституционного производства, лица, привлекаемые при рассмотрении обращения, их представители и иные лица могут участвовать в заседании Конституционного Суда путем использования технических средств связи.

      4. Порядок применения в ходе конституционного производства технических средств и информационных сервисов определяется с учетом требований настоящего Конституционного закона, Регламента Конституционного Суда и законодательства Республики Казахстан.

Статья 32. Верховенство Конституции Республики Казахстан

      Конституционное производство осуществляется на основе принципа верховенства Конституции Республики Казахстан

Статья 33. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств обращения

      Конституционный Суд обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств обращения.

Статья 34. Коллегиальность

      Рассмотрение обращений в Конституционном Суде и принятие решений по ним производятся коллегиально.

Статья 35. Гласность

      Рассмотрение обращений в Конституционном Суде является открытым. Закрытое заседание допускается по определению Конституционного Суда в интересах охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Статья 36. Равноправие участников конституционного производства

      Конституционное производство осуществляется на основе равноправия его участников, которые пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

Статья 37. Язык конституционного производства

      1. Конституционное производство осуществляется на государственном языке, наравне с казахским официально употребляется русский язык.

      2. Участвующим в конституционном производстве лицам, не владеющим языком конституционного производства, Конституционный Суд обеспечивает перевод на их родной язык или язык, которым они владеют.

      3. Участники заседания, не владеющие языком конституционного производства, могут давать пояснения на родном языке или на языке, которым они владеют, и пользоваться услугами переводчика.

Статья 38. Приостановление конституционного производства

      1. Конституционное производство может быть приостановлено в связи с действием непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по обращению, и иных случаях. При этом приостанавливается и срок рассмотрения обращения.

      2. Производство по делу возобновляется при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Статья 39. Прекращение конституционного производства

      1. Конституционное производство подлежит прекращению на любой стадии, но до удаления состава Конституционного Суда в совещательную комнату для вынесения итогового решения, в случаях:

      1) отказа субъекта от заявленного им обращения;

      2) отмены или утраты юридической силы акта, конституционность которого оспаривается, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к соответствующим правоотношениям;

      3) неподведомственности заявленного обращения Конституционному Суду;

      4) принятия итогового решения Конституционного Суда по другому обращению, в котором ставился аналогичный вопрос.

      2. Решение Конституционного Суда о прекращении конституционного производства по заявленному обращению лишает субъекта обращения возможности повторно обратиться в Конституционный Суд по тем же основаниям.

Статья 40. Протоколирование заседания Конституционного Суда

      1. Заседание Конституционного Суда протоколируется и по мере необходимости стенографируется.

      2. Протокол заседания Конституционного Суда ведется на языке конституционного производства.

      3. Порядок ведения протокола заседания Конституционного Суда, требования, предъявляемые к его содержанию, а также иные вопросы протоколирования заседаний Конституционного Суда определяются Регламентом Конституционного Суда.

Статья 41. Государственная пошлина

      Порядок уплаты и размер государственной пошлины при направлении обращений граждан в Конституционный Суд, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

      Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами, а при оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза "электронное правительство" – чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде.

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ И ИНЫЕ ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Статья 42. Участники конституционного производства, иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения

      1. Участниками конституционного производства признаются: лица и органы, по обращениям которых возбуждено конституционное производство, государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.

      2. Лицами и органами, привлекаемыми при рассмотрении обращения, признаются:

      1) государственные органы и организации;

      2) эксперт и иные лица, мнения которых способствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению обращения;

      3) переводчик.

      3. В случае необходимости участники конституционного производства и иные лица и органы, указанные в подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, могут определять своих представителей для участия в конституционном производстве, полномочия которых оформляются в доверенности или ином документе, выданном в установленном порядке. Представители участников конституционного производства в силу закона вправе участвовать в конституционном производстве без оформления полномочий.

      4. Представителями при рассмотрении обращений граждан могут быть только законные представители, адвокаты, являющиеся членами палаты юридические консультанты, а также уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, права и интересы других лиц.

      5. По просьбе субъекта обращения, имеющего право на получение гарантированной государством юридической помощи, участие адвоката или юридического консультанта обеспечивается Конституционным Судом путем направления в профессиональную организацию адвокатов или юридических консультантов соответствующего постановления. Оплата труда адвоката или юридического консультанта производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Количество представителей не может превышать двух лиц.

      7. Государственные органы, организации обязаны сохранять за гражданином, направившим обращение, его законным представителем, переводчиком, экспертом средний заработок за все время, затраченное ими по требованию Конституционного Суда на участие в его заседании.

Статья 43. Права и обязанности участников конституционного производства и иных лиц и органов, привлекаемых при рассмотрении обращения

      1. Участники конституционного производства в пределах полномочий пользуются равными процессуальными правами.

      2. Участники конституционного производства, их представители имеют право:

      1) знакомиться с материалами производства, производить из них выписки и снимать копии, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

      2) представлять доказательства, участвовать в их исследовании и доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих обращений и возражений;

      3) высказывать Конституционному Суду свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе конституционного производства;

      4) заявлять ходатайства и высказывать свое мнение по заявленным ходатайствам;

      5) давать устные и письменные объяснения Конституционному Суду.

      3. Участник конституционного производства:

      1) по обращению которого возбуждено конституционное производство, вправе до удаления состава Конституционного Суда в совещательную комнату для принятия итогового решения изменить основание обращения, увеличить или уменьшить его объем, отказаться от обращения;

      2) по поводу актов которого возбуждено конституционное производство, вправе признать заявленные в обращении требования полностью или частично либо возражать против них.

      4. Лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения, вправе:

      1) с разрешения Конституционного Суда и в соответствии определенными им объемами знакомиться с материалами производства;

      2) высказывать Конституционному Суду свои доводы и соображения по предмету обращения.

      5. Участники конституционного производства и иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения, их представители обязаны:

      1) добросовестно пользоваться своими правами, (сообщение ими Конституционному Суду заведомо ложных сведений или непредставление затребованных Конституционным Судом документов, материалов и иной информации расцениваются как неуважение к Конституционному Суду и влекут ответственность по закону);

      2) уважительно относиться к Конституции Республики Казахстан, к Конституционному Суду, его требованиям и принятым в Конституционном Суде процедурам;

      3) подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания;

      4) не разглашать сведения об обстоятельствах обращения или иные данные, ставшие им известными в связи с участием в закрытых заседаниях Конституционного Суда.

      6. Эксперт (специалист) вправе:

      1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы (исследования);

      2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

      3) получать вознаграждение за выполненную работу, если об этом было указано в определении судьи Конституционного Суда.

      7. Эксперт (специалист) обязан:

      1) давать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам;

      2) при необходимости разъяснить содержание подготовленного им заключения и принять участие в заседании Конституционного Суда.

      8. Переводчик вправе:

      1) задавать присутствующим лицам при осуществлении перевода уточняющие вопросы для полноты и правильности перевода;

      2) получать вознаграждение за выполненную работу.

      9. Переводчик обязан:

      1) выполнить точно и полно порученный ему перевод;

      2) удостоверить правильность перевода своей подписью в документах конституционного производства.

Глава 8. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Статья 44. Виды обращений в Конституционный Суд

      Основаниями для рассмотрения дел в Конституционном Суде являются обращения указанных в пунктах 1, 3, 4 и 5 статьи 72 Конституции Республики Казахстан лиц и представления судов.

Статья 45. Форма и содержание обращения в Конституционный Суд

      1. Обращения в Конституционный Суд подаются в письменной и (или) электронной форме.

      2. В обращении должны быть указаны:

      1) наименование Конституционного Суда;

      2) наименование, местонахождение, адрес и иные необходимые данные о субъекте обращения;

      3) наименование, адрес и иные данные о представителе субъекта обращения и его полномочиях, кроме случаев представительства по должности или по закону;

      4) проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Казахстан, если в обращении ставится вопрос о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции;

      5) наименование, местонахождение и адреса государственных органов, должностных лиц, подписавших или издавших акты, связанные с проведением выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента и республиканского референдума, в случае, если в обращении ставится вопрос о правильности их проведения;

      6) наименование, дата принятия законов в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан законов, принятых Парламентом;

      7) наименование, дата принятия постановлений Парламента и его палат в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии постановлений Парламента и его Палат Конституции Республики Казахстан;

      8) наименование, дата и место подписания международных договоров Республики Казахстан, должностные лица, подписавшие их от имени Республики Казахстан или ее государственных органов, в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии международных договоров Республики Казахстан Конституции Республики Казахстан;

      9) нормы Конституции Республики Казахстан, об официальном толковании которых ставится вопрос в обращении;

      10) наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного правового акта в случае, если в обращении ставится вопрос о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики Казахстан;

      11) наименование, местонахождение и адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего акт, наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного нормативного правового акта в случае, если в представлении суда ставится вопрос о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащие применению, ущемляют закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина;

      12) наименование, состав образуемой Парламентом в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Конституции Республики Казахстан комиссии и ее заключение; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом вопроса о досрочном освобождении от должности Президента Республики Казахстан;

      13) сведения о количестве депутатов, инициировавших вопрос об отрешении от должности Президента Республики Казахстан; сведения о результатах голосования в палатах Парламента; сведения о результатах расследования выдвинутого против Президента Республики Казахстан обвинения; сведения о заключении Верховного Суда об обоснованности выдвинутого обвинения; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом вопроса об отрешении от должности Президента Республики Казахстан;

      14) сущность обращения, позиция лица, подающего обращение, и его правовое обоснование;

      15) иные факты, обстоятельства и, при наличии, доказательства, служащие основанием для обращения и подтверждающие его обоснованность;

      16) нормы Конституции Республики Казахстан и настоящего Конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд;

      17) перечень прилагаемых документов.

      3. Обращение должно быть подписано надлежащим субъектом. Обращение, оформленное в форме электронного документа, удостоверяется электронной цифровой подписью.

      4. К обращению прилагаются:

      1) копии текстов актов, подлежащих проверке;

      2) документы о полномочиях представителя, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности или по закону;

      3) копия решения суда о приостановлении производства по делу;

      4) судебное решение, подтверждающее применение законов и иных нормативных правовых актов в конкретном деле;

      5) письменное согласие гражданина, если обращение подается от его имени уполномоченными лицами;

      6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины при направлении обращений граждан на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, или документ, подтверждающий право на освобождение от нее;

      7) иные материалы, подтверждающие позицию лица, обращающегося в Конституционный Суд.

      5. К документам, изложенным не на языках конституционного производства, должен быть приложен их перевод на казахский или русский язык.

Статья 46. Обращения граждан на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина

      1. Конституционный Суд по обращению гражданина рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Казахстан.

      2. Обращение гражданина допустимо, если:

      1) оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием лица и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу;

      2) обращение подано в срок не позднее одного года после принятия судебного акта, предусмотренного в подпункте 1) настоящего пункта.

      3. Конституционный Суд вправе принять обращение гражданина к своему производству без апелляционного обжалования судебного акта, если официальное разъяснение оспариваемого нормативного правового акта, данное в нормативных постановлениях Верховного Суда, свидетельствует о том, что иное применение нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав гражданина.

      4. Обращение гражданина также допустимо, если предварительное обращение лица в суд не приведет к иному применению закона, непосредственно затрагивающего права и свободы, закрепленные Конституцией, ввиду императивности соответствующих положений закона. При этом должны быть представлены доказательства, что закон, подлежащий применению, непосредственно связан с реализацией прав и обязанностей лица в конкретной ситуации.

Статья 47. Последствия обращения в Конституционный Суд

      В случае обращения в Конституционный Суд по вопросам, указанным в:

      1) подпункте 1) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, – вступление в должность Президента Республики Казахстан, регистрация избранных депутатов Парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются;

      2) подпунктах 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, – течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается;

      3) статье 78 Конституции Республики Казахстан, – производство по делу в суде полностью или в соответствующей части приостанавливается.

Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ

Статья 48. Предварительное рассмотрение обращений Аппаратом Конституционного Суда

      1. Поданное обращение регистрируется в Аппарате Конституционного Суда.

      2. Аппарат Конституционного Суда направляет уведомление о несоответствии обращения требованиям Конституции и настоящего Конституционного закона и возвращает его обратившемуся лицу, если:

      1) предмет обращения явно не входит в компетенцию Конституционного Суда;

      2) обращение по форме и содержанию явно не соответствует установленным настоящим Конституционным законом требованиям;

      3) обращение исходит от явно ненадлежащего субъекта;

      4) не оплачена государственная пошлина, за исключением случаев, когда лицо представило документ, подтверждающий право на освобождение от нее;

      5) явно не соблюдены условия подачи обращения граждан на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

      3. Лицо, направившее обращение, вправе потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу.

      4. После устранения недостатков, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 2 настоящей статьи, гражданин вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд. При этом, в случае подачи в Конституционный Суд исправленного обращения в течение месяца после получения уведомления аппарата Конституционного Суда, обращение для целей исчисления срока, указанного в подпункте 2) пункта 2 статьи 46 настоящего Конституционного закона, считается поданным в день подачи первичного обращения.

Статья 49. Принятие или отказ в принятии обращения к конституционному производству

      1. Зарегистрированное обращение передается Председателем Конституционного Суда одному или нескольким судьям для предварительного изучения, результаты которого докладываются в заседании Конституционного Суда.

      Решение по вопросу о принятии обращения к конституционному производству принимается в заседании Конституционного Суда.

      2. В случае принятия обращения к конституционному производству, в единой системе правовой информации делается соответствующая отметка о начатом производстве по проверке конституционности закона или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений.

      3. В принятии обращения к конституционному производству отказывается, если:

      1) обращение не соответствует установленным настоящим Конституционным законом форме и содержанию обращения, условиям их допустимости или исходит от ненадлежащего субъекта;

      2) предмет обращения не входит в компетенцию Конституционного Суда;

      3) конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась Конституционным Судом и имеется сохраняющее юридическую силу решение Конституционного Суда, при условии, что в последующем нормы Конституции или иных правовых актов, на основе которых было принято решение, не были изменены;

      4) указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции;

      5) акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться на основании его обратной силы.

      4. О принятом Конституционным Судом решении не позднее пяти рабочих дней уведомляются участники конституционного производства.

      5. О принятии к производству обращения Конституционный Суд уведомляет уполномоченные органы и лица, которые должны рассмотреть вопрос о приостановлении действия проверяемого нормативного правового акта, исполнения принятых на его основе правовых актов до принятия Конституционным Судом итогового решения, если их действие или исполнение могут привести к невозможности восстановления прав и свобод человека или необратимым последствиям для безопасности Республики Казахстан.

Статья 50. Порядок подготовки материалов для рассмотрения принятого к производству обращения на заседании Конституционного Суда

      1. Председатель Конституционного Суда своим распоряжением определяет судью Конституционного Суда, осуществляющего подготовку материалов к заседанию Конституционного Суда. Ввиду особой важности или срочности поступившего обращения подготовка материалов может быть поручена нескольким судьям Конституционного Суда.

      2. При поступлении нескольких связанных между собой обращений Конституционный Суд вправе принять решение об их объединении в одно конституционное производство.

      3. По принятому к производству обращению судья Конституционного Суда в установленные Председателем сроки готовит материалы к рассмотрению на заседании Конституционного Суда, для чего он:

      1) определяет участников конституционного производства и иных лиц и органов, привлекаемых для рассмотрения обращения, разъясняет им их права и обязанности, предусмотренные настоящим Конституционным законом;

      2) истребует относящиеся к предмету обращения необходимые документы и иную информацию;

      3) при необходимости опрашивает соответствующих должностных лиц, привлекает ученых, специалистов, экспертов, переводчиков и поручает производство проверок, исследований, экспертиз, о чем выносит определение;

      4) не позднее чем за десять дней до начала заседания обеспечивает материалами обращения судьям Конституционного Суда;

      5) готовит проект решения Конституционного Суда;

      6) проводит иные действия по обеспечению надлежащего рассмотрения обращения.

      4. Ввиду особой важности и срочности поступившего обращения Конституционный Суд может принять решение о его рассмотрении в ускоренном порядке. В этом случае подготовка материалов к заседанию Конституционного Суда осуществляется судьей Конституционного Суда - докладчиком в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда.

      5. После завершения подготовительной работы Председатель Конституционного Суда своим распоряжением определяет дату заседания Конституционного Суда, на котором будут рассматриваться по существу вопросы, поставленные в обращении.

      6. Конституционный Суд вправе рассмотреть обращение без приглашения участников конституционного производства и иных лиц и проведения слушаний.

Статья 51. Критерии и пределы проверки

      1. Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции Республики Казахстан проверяемых нормативных правовых и иных актов:

      1) по содержанию норм;

      2) по форме правового акта;

      3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие, установленных Конституцией Республики Казахстан;

      4) с точки зрения установленного Конституцией Республики Казахстан разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

      5) с точки зрения установленного Конституцией Республики Казахстан разграничения компетенции между органами государственной власти;

      6) принимая во внимание их официальное разъяснение, данное уполномоченными государственными органами и должностными лицами, а также сложившуюся правоприменительную практику.

      2. Конституционный Суд проверяет конституционность нормативных правовых и иных актов только в части, указанной в обращении.

Статья 52. Порядок проведения заседания Конституционного Суда по рассмотрению принятого к производству обращения

      1. Рассмотрение обращений Конституционным Судом производится в его заседании.

      2. В назначенное время председательствующий:

      1) удостоверяется в наличии достаточного для ведения заседания числа судей Конституционного Суда и обеспеченности протоколирования;

      2) объявляет заседание Конституционного Суда открытым;

      3) зачитывает вопросы, подлежащие рассмотрению;

      4) предоставляет слово судье Конституционного Суда – докладчику для изложения существа вопроса, сообщения о наличии вызванных участников заседания и причинах неявки отсутствующих;

      5) опрашивает участников заседания о наличии у них ходатайств, ставит их на разрешение Конституционного Суда;

      6) объявляет о начале рассмотрения вопросов, подлежащих рассмотрению.

      3. При необходимости могут быть выслушаны объяснения и выступления участников конституционного производства и других приглашенных лиц.

      4. По окончании выступлений участников заседания при поступлении ходатайства заслушиваются заключительные выступления участников конституционного производства. Конституционный Суд может предоставить им время для подготовки к заключительным выступлениям.

      5. Если вопрос достаточно выяснен, председательствующий объявляет об удалении состава в совещательную комнату и открытии совещания судей Конституционного Суда для выработки итогового решения. Во время совещания присутствие посторонних лиц не допускается. Разглашение суждений, имевших место во время совещания, хода и результатов голосования запрещается. В ходе совещания судьи Конституционного Суда могут свободно излагать собственную позицию по рассматриваемому вопросу и просить других судей Конституционного Суда уточнить их позиции.

Статья 53. Перерыв заседания Конституционного Суда

      1. Заседание Конституционного Суда может быть прервано в следующих случаях при:

      1) отсутствии кворума;

      2) неявке участников конституционного производства и иных лиц, явка которых признана обязательной;

      3) необходимости истребования дополнительных материалов, если они имеют существенное значение для разрешения обращения;

      4) наличии других обстоятельств, если они не могут быть устранены в ходе заседания.

      2. В случае перерыва заседания Конституционного Суда, об этом уведомляются участники.

Статья 54. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Судом

      Конституционный Суд рассматривает обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня принятия обращения к производству. При этом итоговое решение по обращениям граждан выносится в течение трех месяцев со дня принятия обращения к производству. С учетом сложности обращения и необходимости более полного исследования всех обстоятельств указанные сроки могут быть продлены Конституционным Судом на разумный срок, о чем уведомляются заинтересованные лица.

      По требованию Президента Республики Казахстан, изложенному в письменной или электронной форме, срок для принятия итогового решения по направленному им обращению может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства.

      В случае объединения Конституционным Судом в одно производство связанных между собой обращений, срок, предусмотренный настоящим Конституционным законом для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения.

Статья 55. Меры обеспечения порядка проведения Конституционного Суда

      1. За проявление неуважения к Конституционному Суду в отношении виновных лиц могут применяться меры процессуальной защиты или ответственности.

      2. Об установлении факта неуважения к Конституционному Суду немедленно объявляется правонарушителю председательствующим на заседании.

      3. С целью обеспечения нормального хода заседания Конституционным Судом могут применяться предупреждение или удаление нарушителя с зала заседания.

      4. В целях обеспечения безопасности участников заседания Председатель Конституционного Суда может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать при рассмотрении обращения, включая проверку документов, удостоверяющих их личность, личный досмотр и досмотр проносимых ими вещей.

      5. В случае совершения нарушителем административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составляется работником аппарата и вместе с необходимыми материалами направляется для рассмотрения в суд в соответствии с подсудностью, установленной Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      6. Если в действиях нарушителя порядка в заседании имеются признаки уголовного правонарушения, Конституционный Суд в течение трех рабочих дней направляет материалы прокурору для организации проведения досудебного производства.

Глава 10. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 56. Виды решений Конституционного Суда

      1. Решением Конституционного Суда является акт, принимаемый на его заседании.

      2. Решения Конституционного Суда подразделяются на итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Суда, и другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Суда.

Статья 57. Формы решений Конституционного Суда

      1. Решения Конституционного Суда принимаются в форме:

      1) нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права Республики Казахстан;

      2) посланий;

      3) заключений;

      4) постановлений.

      Нормативные постановления, заключения и послания относятся к итоговым решениям Конституционного Суда.

      2. Нормативные постановления и заключения Конституционного Суда выносятся от имени Республики Казахстан.

Статья 58. Содержание нормативного постановления и заключения Конституционного Суда

      1. В нормативном постановлении и заключении Конституционного Суда должны быть указаны:

      1) наименование, дата и место его вынесения;

      2) состав Конституционного Суда, его вынесшего;

      3) участники конституционного производства и их представители;

      4) предмет обращения;

      5) нормы Конституции и настоящего Конституционного закона, устанавливающие право Конституционного Суда рассматривать принятое к производству обращение;

      6) обстоятельства, установленные Конституционным Судом;

      7) наименование и реквизиты правового акта, конституционность которого проверялась;

      8) решение должностного лица, конституционность которого проверялась;

      9) участки, округа, административно-территориальные единицы, правильность проведения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента или республиканского референдума на которых проверялась;

      10) содержание нормы (норм) Конституции, подвергшейся официальному толкованию;

      11) содержание изменений и дополнений в Конституцию, рассмотренных Конституционным Судом в связи с обращением в порядке, предусмотренном подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции Республики Казахстан;

      12) процедуры, установленные пунктами 1, 2 статьи 47 Конституции, соблюдение которых проверялось;

      13) доводы в пользу решения, к которому пришел Конституционный Суд;

      14) нормы Конституции Республики Казахстан, которыми руководствовался Конституционный Суд;

      15) формулировка решения;

      16) необходимость пересмотра решений государственных органов в случае, если принимаются нормативные постановления, предусмотренные в подпунктах 2) и 3) пункта 2 настоящей статьи;

      17) порядок и срок введения в действие, исполнения и опубликования решения;

      18) окончательность и обязательность решения.

      2. По итогам рассмотрения обращений о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов Конституционный Суд принимает одно из следующих нормативных постановлений:

      1) о признании закона или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений соответствующими Конституции;

      2) о признании закона или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений соответствующими Конституции в данном Конституционным Судом истолковании;

      3) о признании закона или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими Конституции.

Статья 59. Принятие решений Конституционным Судом

      1. Конституционный Суд принимает решения коллегиально.

      2. Конституционный Суд принимает решение большинством голосов судей, участвующих в заседании, путем открытого голосования.

      3. В случае, если при принятии решения произошло разделение голосов судей Конституционного Суда поровну, голос Председателя Конституционного Суда является решающим, который во всех случаях подает свой голос последним. При замещении Председателя Конституционного Суда по его уполномочию соответствующим судьей Конституционного Суда это правило не применяется. В этом случае проводится повторное голосование с участием Председателя или судьи Конституционного Суда, не участвовавшего в первом голосовании.

      4. Во время совещания Конституционного Суда никто из его судей, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

      5. Принятые Конституционным Судом решения до их подписи Председателем предварительно скрепляются подписями судей Конституционного Суда, принимавших участие в голосовании.

Статья 60. Особое мнение судьи Конституционного Суда

      Судья Конституционного Суда, не согласный с его итоговым решением, вправе свое мнение изложить в письменном виде, которое приобщается к материалам конституционного производства.

Статья 61. Дополнительное решение Конституционного Суда

      1. Конституционный Суд принимает дополнительные решения в случаях, если:

      1) ставится вопрос об истолковании решения Конституционного Суда. В этом случае дополнительное решение принимается по ходатайству участников конституционного производства либо государственных органов и должностных лиц, обязанных исполнить итоговое решение Конституционного Суда;

      2) необходимо исправить допущенные в решении Конституционного Суда неточности и ошибки редакционного характера. В этом случае дополнительное решение принимается Конституционным Судом по собственной инициативе.

      2. Дополнительное решение не должно противоречить действительному содержанию, смыслу и назначению решения Конституционного Суда.

      3. Дополнительное решение принимается Конституционным Судом в заседании, порядок проведения которого определяется Регламентом Конституционного Суда.

Статья 62. Пересмотр решения Конституционного Суда

      1. Решение Конституционного Суда может быть пересмотрено им по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случаях, если:

      1) изменилась норма Конституции Республики Казахстан, на основании которой было принято решение;

      2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства.

      2. О пересмотре решения Конституционный Суд выносит постановление, которым отменяет это решение.

      3. Порядок рассмотрения вопроса о пересмотре решения Конституционного Суда определяется Регламентом Конституционного Суда.

Статья 63. Юридическая сила решения Конституционного Суда

      1. Нормативные постановления и заключения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики Казахстан, окончательными и не подлежащими обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Судом.

      2. Решения Конституционного Суда, указанные в пункте 1 настоящей статьи, действуют непосредственно и не требует подтверждения другими государственными органами и должностными лицами. Юридическая сила решения Конституционного Суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Казахстан не может быть преодолена повторным принятием этого акта с таким же содержанием.

Статья 64. Последствия принятия Конституционным Судом итоговых решений

      1. Законы и международные договоры Республики Казахстан, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Признание законов соответствующими Конституции Республики Казахстан возобновляет течение сроков их подписания. Признание международных договоров Республики Казахстан соответствующими Конституции Республики Казахстан возобновляет процесс их ратификации.

      2. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, признанные не соответствующими требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, не могут быть вынесены на республиканский референдум или рассмотрение Парламента Республики Казахстан.

      3. Законы и иные правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным Судом решения или даты, им установленной.

      Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином правовом акте, исполнению не подлежат и должны быть пересмотрены в установленном порядке, за исключением случаев, когда Конституционный Суд определил иной порядок действия и исполнения принятого им итогового решения.

      Признание не соответствующими Конституции Республики Казахстан закона и иного правового акта или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других законов или иных правовых актов, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными, или основанных на таких положениях либо воспроизводящих эти положения.

      4. В случае признания закона или иного правового акта либо отдельных их положений соответствующими Конституции Республики Казахстан в данном Конституционным Судом истолковании при их применении исключается иное их истолкование, а последствия принятия такого решения определяются пунктом 3 настоящей статьи, если иное не установлено Конституционным Судом.

      5. Выборы Президента Республики Казахстан, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание выборов Президента Республики Казахстан соответствующими Конституции Республики Казахстан влечет регистрацию избранного Президента Республики Казахстан.

      6. Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными. Признание выборов депутатов Сената и Мажилиса Парламента соответствующими Конституции Республики Казахстан влечет регистрацию избранных депутатов.

      7. Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующими Конституции Республики Казахстан, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание проведенного референдума соответствующим Конституции Республики Казахстан влечет возобновление подведения итогов референдума.

      8. Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием Парламентом Республики Казахстан, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан, соответственно, решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента Республики Казахстан влечет прекращение рассмотрения вопроса, соответственно, о досрочном освобождении от должности, об отрешении Президента Республики Казахстан. Заключение о соблюдении установленных конституционных процедур влечет продолжение рассмотрения вопроса, соответственно, о досрочном освобождении от должности Президента Республики Казахстан, об отрешении от должности Президента Республики Казахстан.

Статья 65. Введение в действие и исполнение решений Конституционного Суда

      1. Конституционный Суд может определить порядок и сроки введения в действие и исполнения принятых им решений.

      2. О мерах, принятых во исполнение решения Конституционного Суда, сообщается ему соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным Судом.

      3. Содержащиеся в решениях Конституционного Суда рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами и должностными лицами с обязательным уведомлением Конституционного Суда о принятом решении.

      4. В случае принятия Конституционным Судом нормативных постановлений, предусмотренных в подпунктах 2) и 3) пункта 2 статьи 58 настоящего Конституционного закона, если из них вытекает необходимость принятия законодательных и иных мер по устранению пробелов и противоречий в правовом регулировании, уполномоченные государственные органы не позднее шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда, если иной срок не установлен Конституционным Судом, обеспечивают внесение в Мажилис Парламента проекта соответствующего закона, принятие иных правовых актов. До принятия нового правового акта непосредственно применяются Конституция Республики Казахстан и решение Конституционного Суда с учетом особенностей правового регулирования затрагиваемых общественных отношений.

Статья 66. Направление и опубликование решений Конституционного Суда

      1. Итоговые решения Конституционного Суда:

      1) направляются в течение пяти рабочих дней после принятия решения субъектам обращения или их представителям, а также во всех случаях Президенту Республики Казахстан, палатам Парламента, Верховному Суду, Генеральному Прокурору, Министру юстиции Республики Казахстан;

      2) подлежат опубликованию на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, на интернет-ресурсе Конституционного Суда, а также по решению Конституционного Суда – в других источниках.

      2. Иные решения при необходимости публикуются и направляются соответствующим государственным органам, должностным лицам, организациям и гражданам в случаях и порядке, установленных Регламентом Конституционного Суда.

Раздел III. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. Переходные положения

      1. Конституционный Суд является правопреемником Конституционного Совета Республики Казахстан.

      2. Обращения, поступившие в Конституционный Совет до 1 января 2023 года, рассматриваются Конституционным Судом в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

Статья 68. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона

      1. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением статьи 24 и раздела II, которые вводятся в действие с 1 января 2023 года.

      2. Признать утратившим силу Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года "О Конституционном Совете Республики Казахстан" со дня формирования полного состава Конституционного Суда Республики Казахстан.

      Президент
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.