В соответствии с подпунктом 5) статьи 5 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" и подпунктом 21-6) статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правительства РК от 02.09.2024 № 713 (вводится в действие с 01.09.2024).1. Присвоить статус исследовательского университета некоммерческому акционерному обществу "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова".
2. Утвердить прилагаемую Программу развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" на 2024 – 2028 годы.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2024 года № 258 |
Программа развития
некоммерческого акционерного общества
"Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
на 2024 – 2028 годы
Сноска. Программа с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 02.09.2024 № 713 (вводится в действие с 01.09.2024).
г. Астана, 2024 год
Содержание
Раздел 1. Паспорт Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" и введение (краткая аннотация и цель Программы развития)………………………………………………………………………... | 3 |
Раздел 2. Обзор текущего состояния некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова", включая его достижения, проблемы и вызовы……………………………….. | 6 |
Подраздел 1. Анализ текущего состояния……………………………... | 6 |
Подраздел 2. Анализ трендов и вызовов……………………………..… | 11 |
Подраздел 3. Прогноз развития и определение возможных сценариев развития и их влияния на некоммерческое акционерное общество "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"................... | 15 |
Раздел 3. Видение, миссия и ценности Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"………............................................................ | 17 |
Раздел 4. Стратегические приоритеты некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"…................................................................................................. | 18 |
Раздел 5. Пути достижения поставленной цели Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" ..…................................................................. | 20 |
Раздел 6. Описание ожидаемых результатов реализации Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"….............................................. | 26 |
Раздел 7. Мониторинг и оценка прогресса реализации Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"………...................................... | 28 |
Целевые индикаторы Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" | |
План мероприятий по реализации целевых индикаторов Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" |
Раздел 1. Паспорт Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" и введение (краткая аннотация и цель Программы развития)
Наименование Программы | Программа развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" на 2024 – 2028 годы. |
Основание для разработки Программы |
1) Подпункт 5) статьи 5, пункт 5 статьи 12, статья 13 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике". |
Разработчик Программы | Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – МНВО) |
Цели Программы | Трансформация некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в исследовательский университет |
Задачи Программы |
1) Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования; |
Сроки реализации Программы | 2024 – 2028 годы |
Источники финансирования | Источниками финансирования мероприятий, предусмотренных Программой развития, являются собственные средства некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" и привлеченные бюджетные инвестиции |
Программа развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" (далее – КарУ) разработана в соответствии с Концепцией развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248 (далее – Концепция).
КарУ выступает как лидер в сфере высшего и послевузовского образования региона, активно способствуя научно-техническому и социально-экономическому развитию Карагандинского региона. КарУ занимается созданием условий для гармоничного сочетания академической деятельности и инновационных проектов, направленных на подготовку квалифицированных специалистов, способных внести вклад в прогресс региона и страны.
Программа развития КарУ предусматривает устойчивое развитие КарУ как классического исследовательского университета, обеспечивающего подготовку кадров для отраслей экономики и социальной сферы по приоритетным направлениям научно-технологического развития северного и центрального регионов страны и Казахстана в целом, развитие и реализацию прорывных научных исследований и разработок, новых социально-гуманитарных и творческих проектов.
Ученые КарУ будут проводить фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям, определенным государственной политикой в области науки и образования, и обеспечивать лидирующие позиции КарУ среди казахстанских организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) по показателям научной активности и результатам трансферта технологий в реальный сектор экономики. КарУ продолжит развивать сотрудничество с предприятиями в рамках контрактных исследований и коммерциализации научных разработок, в том числе совместно с крупными государственными компаниями и научными институтами.
КарУ продолжит развитие всех уровней образования, направленное на освоение выпускниками фундаментальных знаний, отражающих современный уровень науки, формирование у них творческих навыков исследователя, компетенций цифровой экономики и предпринимательских качеств, позволяющих содействовать внедрению результатов исследований в экономику региона и социальную сферу.
Приоритетом станет подготовка высококвалифицированных кадров по образовательным программам магистратуры и докторантуры PhD.
КарУ – крупный научно-методический центр подготовки высококвалифицированных кадров для всех секторов экономики. В этих целях будет реализовываться широкий спектр образовательных программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры. В КарУ будут продолжены разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с приоритетными направлениями стратегии научно-технологического развития Республики Казахстан, а также модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями развития цифровой экономики.
КарУ обладает сбалансированным креативным кадровым составом, при этом политика привлечения и сохранения кадров на основе создания развитой системы мотивации станет основой управления персоналом в КарУ.
В процессе трансформации в исследовательский университет будет достигнута синергия образовательной и научной деятельности, что приведет к усилению следующих ключевых аспектов, определяющих социально-экономическую ценность КарУ:
1) повышение качества образования: студенты получат доступ к передовым исследованиям и инновационным методам обучения, что повысит их квалификацию и конкурентоспособность на рынке труда;
2) развитие научных исследований: КарУ сможет проводить более масштабные и значимые исследования, привлекая внешнее финансирование и укрепляя свои научные школы;
3) укрепление связей с промышленностью: интеграция науки и образования способствует разработке инновационных решений и технологий, востребованных на рынке, что укрепляет партнерство с предприятиями и организациями;
4) лидирующие позиции в рейтингах университетов: улучшение позиций КарУ в глобальных и национальных рейтингах благодаря высокому уровню научных исследований и образовательных достижений;
5) привлекательность университета для иностранных граждан и международных партнеров: расширение сотрудничества с зарубежными вузами и научными организациями, укрепление позиций КарУ как международного образовательного и научного центра, активное участие в международных научных проектах и программах, что повысит престиж и видимость КарУ на мировой арене;
6) социальная ответственность: вклад КарУ в социально-экономическое развитие региона и страны усилится за счет реализации прикладных исследований и проектов, направленных на решение актуальных проблем общества, поддержки молодых ученых, студентов и волонтеров, вовлечения их в научные, образовательные и социальные проекты.
Цель и задачи, заявленные в плане развития КарУ, фокусируются на совмещении научных исследований с практической производственной деятельностью и повышении уровня высшего образования. Такой подход будет способствовать ускорению устойчивого экономического развития и прогресса Карагандинского региона, занимающего ключевую позицию в промышленном, коммерческом и культурном ландшафте страны.
Раздел 2. Обзор текущего состояния некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова", включая его достижения, проблемы и вызовы
Подраздел 1. Анализ текущего состояния
КарУ является одним из крупнейших многопрофильных университетов Казахстана и осуществляет подготовку бакалавров по 28 направлениям, магистров – по 24 направлениям и докторов PhD – по 10 направлениям подготовки, в настоящее время на 12 факультетах обучаются порядка 14 тысяч студентов, магистрантов и докторантов PhD. КарУ имеет институциональную и специализированную аккредитацию более 140 образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD.
Провозглашая основные принципы Болонской декларации, КарУ базируется на общепринятых трендах всей образовательной среды и призван решать важные цели, связанные с гуманизацией образования и приоритетом общечеловеческих ценностей в образовании, интернационализацией и в целом глобализацией образования.
В содержании учебных планов и программ реализуется мультидисциплинарный и междисциплинарный подход, отдельные модули дисциплин читаются на английском языке. Образовательные программы докторантуры "Химия" и магистратуры "Иностранный язык: два иностранных языка", "Иностранная филология", "Мировая экономика" полностью перешли на английский язык преподавания.
Особое внимание в КарУ уделяется проектированию и экспертизе новых и инновационных образовательных программ, в том числе при совместной коллаборации с ведущими отечественными и зарубежными университетами.
В КарУ успешно реализуются трехъязычные программы, программы двойных квалификаций, обучение в рамках формального, неформального и информального образования, 49 % образовательных программ реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.
КарУ имеет партнерские отношения с зарубежными университетами и научными центрами, входит в состав авторитетных ассоциаций в рамках более 150 договоров, соглашений, меморандумов. В рамках интернационализации образовательного процесса в КарУ реализуется академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) с зарубежными партнерами. Растет привлекательность КарУ среди иностранных граждан. Ежегодно студентами КарУ становятся порядка 60 граждан из Азербайджана, Армении, Германии, Китая, Монголии, России, Украины, Узбекистана и других стран. Кроме того, в КарУ ежегодно обучаются порядка 100 студентов в рамках программ академической мобильности, рассчитанных на 1-2 семестра. Это граждане Китая, Италии, Венгрии, России, Узбекистана, Украины.
В рамках реализации Программы "Привлечение зарубежных ученых за счет республиканского бюджета" за три года с 2020 по 2023 годы были привлечены 16 иностранных специалистов из таких стран, как Болгария, Финляндия, Россия, Италия, Эстония и т.д.
На основании соглашений о сотрудничестве на безвозмездной основе в рамках обмена опытом и чтения лекций были привлечены 33 ученых и преподавателей из университетов-партнеров таких стран, как США, Финляндия, Польша, Венгрия, Греция, Россия, Турция, Кыргызстан и т.д.
Также в период с 2020 по 2023 годы была реализована программа привлечения зарубежных ученых за счет средств КарУ и были привлечены 98 ученых таких стран, как Узбекистан, Великобритания, Украина, Беларусь, Финляндия, Польша, Венгрия, Греция, Россия, Турция, Кыргызстан и т.д.
Согласно рейтингу ОВПО Казахстана КарУ на протяжении последних лет занимает передовые места в национальных рейтингах Независимого агентства по обеспечению качества в образовании и Независимого агентства аккредитации и рейтинга, входит в мировой рейтинг QS World University Rankings, занимая позицию 851+, региональный рейтинг QS Asia, занимая 206 позицию.
КарУ входит в число лидеров отечественной высшей школы. Общая численность преподавателей КарУ составляет 921 человек, из которых 62 доктора наук, 277 кандидатов наук, 117 докторов философии (PhD) и 447 магистров наук, 47 обладателей международной стипендии "Болашак". Преподаватели КарУ 196 раз становились обладателями звания "Лучший преподаватель вуза" и 7 раз – "Лучший научный сотрудник". Среди преподавателей КарУ – члены-корреспонденты Национальной академии наук Республики Казахстан, лауреаты государственных научных стипендий для научных специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники, лауреаты государственных научных стипендий для талантливых молодых учҰных.
В научной инфраструктуре КарУ функционирует 20 научно-исследовательских институтов, научных центров и научных лабораторий: Сарыаркинский археологический институт, Институт молекулярной нанофотоники, Институт исследований цифровой экономики, Институт правовых исследований и государствоведения, центр этнокультурных и историко-антропологических исследований, научно-исследовательский центр "Альтернативная энергетика", лаборатория инженерного профиля "Физико-химические методы исследования", научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения религиозной ситуации в Казахстане, научная лаборатория "Функциональные материалы и технологии зеленой энергетики", научно-образовательные лаборатории "Синтез и исследование биологически активных веществ и фармацевтических технологий", "Деструктивная гидрогенизация твердого и тяжелого углеводородного сырья", лаборатория прикладной биотехнологии и биоинженерии и другие. Проводятся исследования фундаментального и прикладного характера по актуальным направлениям и проблемам нанотехнологий и физики твҰрдого тела; синтеза новых материалов; мониторинга состояния биологических систем; социологии; системы высшего и послевузовского образования; рыночных отношений; юриспруденции; археологии.
В КарУ реализуется 112 научных проектов на общую сумму 1,6 миллиарда тенге, из них 57 научных проектов в рамках грантового финансирования и 2 научно-технические программы в рамках программно-целевого финансирования, в ходе реализации которых решаются задачи по созданию устойчивой экосистемы развития фундаментальных и прикладных исследований, развитию "зеленых" технологий, искусственного интеллекта, социальной адаптации человека в условиях цифровизации общества и окружающего мира.
Также имеется три "мегагранта" на 2023 – 2025 годы на общую сумму свыше 928 миллионов тенге. Первый проект BR21882309 "Создание новых органических люминофоров ТАDF на основе p-сопряженных азуленовых со-олигомеров для органических светоизлучающих диодов (OLED) третьего поколения" был поддержан Комитетом науки МНВО и получил финансирование в размере 298741800 тенге. Второй проект BR21882166 "Научно-практические основы воспроизводства, сохранения, использования плодово-ягодных растений природной флоры Западного, Восточного, Центрального и Северного Казахстана для обеспечения продовольственной безопасности" был финансирован РГП на ПХВ "Мангышлакский экспериментальный ботанический сад" Комитета науки МНВО на сумму 130000000 тенге. Третий проект BR21882302 "Казахстанский социум в условиях цифровой трансформации: перспективы и риски" получил поддержку от РГП на ПХВ "Институт философии, политологии и религиоведения" Комитета науки МНВО и финансирование в размере 499515248 тенге. Такое внушительное финансирование подчеркивает значимость и актуальность исследований, проводимых в КарУ, и способствует его развитию как ведущего научно-исследовательского центра.
Помимо этого КарУ ежегодно проводит конкурс на внутривузовский грант для научно-исследовательских работ и конкурс Совета молодых ученых КарУ "Новое имя в науке" для молодых ученых. В 2023 году КарУ выделил более 57 миллионов тенге из собственных средств на эти гранты, поддерживая тем самым научные исследования и развитие молодых ученых. В результате конкурсного отбора было предоставлено 12 грантов для проведения научно-технических прикладных исследований и 5 грантов от Совета молодых ученых КарУ в рамках программы "Новое имя в науке".
В Совет молодых ученых КарУ входят 359 молодых преподавателей, включая 35 остепенҰнных преподавателей, 155 докторантов и 15 постдокторантов. На факультетах КарУ функционирует 38 научных кружков, организованных научной ассоциацией студентов и магистрантов, в которых исследовательской работой занимаются 1867 студентов.
В КарУ функционирует 11 диссертационных советов по 12 образовательным программам: 8D05101 – "Биология", 8D05401 – "Математика", 8D01301 – "Педагогика и методика начального обучения", 8D01101 – "Педагогика и психология", 8D02301 – "Филология", 8D01702 – "Иностранный язык: два иностранных языка", 8D04101 – "Экономика", 8D05301 – "Химия", 8D05302 – "Физика", 8D02202 – "История", 8D01701 – "Казахский язык и литература", 8D05303 – "Теплофизика и теоретическая теплотехника", которые занимаются защитой диссертаций на соискание ученой степени доктора философии (PhD) и доктора по профилю. Данные диссертационные советы не только обеспечивают строгую оценку научных работ, но и способствуют повышению качества образовательного процесса и научных исследований в КарУ. Наличие диссертационных советов также способствует увеличению количества высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, что в свою очередь повышает репутацию университета как ведущего научно-образовательного центра.
В КарУ издается 10 научных журналов, в том числе "Вестник Карагандинского университета", в которых активно публикуются на казахском, английском, русском языках ведущие учҰные Казахстана и зарубежных стран. Серии журнала "Вестник Карагандинского университета" – "Химия", "Физика" и "Математика" – вошли в основную базу Web of Science Core Collection Clarivate Analytics. В 2019 году издаваемый КарУ на английском языке журнал "Eurasian Physical Technical Journal" включен в базу данных Scopus по четырем научным направлениям и по направлениям Energy и Engineering входит в квартиль Q3. Также в базу Scopus входят журналы Bulletin of the University of Karaganda – Chemistry и Bulletin of the Karaganda University – Mathematics.
В целях реализации кадровой политики в КарУ разработаны квалификационные профессиональные стандарты ППС, концепция развития кадрового потенциала, положение о кадровом резерве, положение об обучении и повышении квалификации работников КарУ.
КарУ является активным участником республиканского социального проекта "Мәңгілік ел жастары – индустрияға!" ("Серпін"), в рамках которого в КарУ обучаются порядка 2000 студентов. В КарУ действует 16 молодежных объединений студенческого самоуправления, 107 клубов, творческих студий и коллективов, 30 спортивных секций. Ежегодно в КарУ проводится порядка 250 мероприятий, направленных на формирование казахстанского патриотизма, популяризацию отечественной истории, государственного языка, здорового образа жизни, профилактику религиозного экстремизма, правонарушений. Особое внимание в КарУ уделяется созданию условий для обучения студентов с особыми образовательными потребностями, функционирует ресурсный центр инклюзивного образования. Конкурентоспособность КарУ поддерживается развитой инфраструктурой, включающей 10 учебных корпусов, научную библиотеку с фондом в 2 миллиона книг с активно развивающимся репозиторием, современными читальными залами, залами электронных ресурсов и коворкинг-центрами, оснащенными самыми современными технологиями по предоставлению услуг. КарУ предоставляет обучающимся 7 благоустроенных домов студентов, загородные базы практик и зоны отдыха, музеи, Дворец студентов, центр психологического сопровождения образовательной деятельности, медицинские пункты, современные спортивные сооружения, функционирует издательство.
В КарУ успешно функционирует система внутреннего обеспечения качества с учетом требований международных стандартов Environmental, Social, and Corporate Governance.
Согласно требованиям Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции" в КарУ создана антикоррупционная комплаенс-служба.
В КарУ разработаны и утверждены политика академической честности, Кодекс корпоративной этики, Положение о выявлении и урегулировании корпоративных конфликтов и конфликтов интересов, антикоррупционная политика, антикоррупционный стандарт, регламент взаимодействия руководителей структурных подразделений, деканов факультетов с антикоррупционной комплаенс-службой по реализации антикоррупционной политики, методические рекомендации по организации института антикоррупционного комплаенса, Положение о порядке проведения анкетирования (социологического опроса) обучающихся по вопросам оценки и восприятия коррупции, качества предоставления образовательных услуг, методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы внутренних (локальных) нормативных актов и их проектов. Также в КарУ действует Совет по этике и применяются инструменты академической честности.
Антикоррупционный стандарт КарУ направлен на формирование устойчивого антикоррупционного поведения и культуры у работников, ППС и обучающихся, устранение причин и условий, порождающих коррупцию, повышение правовой грамотности и формирование нулевой терпимости к любым проявлением коррупции.
19 марта 2023 года КарУ вступил в Лигу академической честности, что способствует повышению качества образования, противодействию коррупции во всех еҰ проявлениях.
На постоянной основе ведутся антикоррупционный мониторинг и анализ коррупционных рисков, конфликта интересов с принятием рекомендаций, направляются информационные письма по выработке эффективных инструментов антикоррупционной политики в КарУ. В рабочие учебные планы образовательных программ бакалавриата включена дисциплина "Основы права и антикоррупционной культуры" в объеме 5 кредитов.
С целью развития корпоративной и стратегической устойчивости КарУ началась интеграция целей устойчивого развития в систему управления, стратегию развития и ключевые процессы деятельности КарУ; разработана политика в области устойчивого развития. В контексте устойчивого развития с 2021 – 2022 учебного года в КарУ внедрена система управления рисками. В соответствии с разработанной политикой управления рисками в настоящее время ведется работа по управлению рисками, связанными с учебной, научной, воспитательной, культурной и другими сферами деятельности КарУ; развивается культура риск-менеджмента.
В рамках реализации стратегической задачи КарУ ориентирован на расширение участия в развитии инновационной среды региона через активное влияние на формирование инновационной экосистемы и культуры, содействие изменению социальной среды, реализации современных моделей общественного развития. КарУ будет способствовать развитию социально-ответственной и инновационно-ориентированной предпринимательской деятельности, используя механизмы государственно-частного партнерства, коммерциализации научных разработок.
Подраздел 2. Анализ трендов и вызовов
В условиях глобализации, формирования и развития "зеленой экономики" инновационная политика является важным фактором диверсификации экономики, что ведет к созданию конкурентоспособной экономики инновационного типа. Реалии четвертой индустриальной революции смещают приоритеты развития познания в направлении наук о жизни и их тесной интеграции с инженерными и точными областями знаний. По мнению главы Давосского экономического форума К. Шваба мегатренды ХХІ века будут представлены в таких направлениях, как биология, физика и информационные технологии. Процесс внедрения транс- и междисциплинарных технологий требует больших материальных и интеллектуальных ресурсов, при этом важно понимать что эти затраты оправданы. Следует отметить, что для создания и работы с высокотехнологичным оборудованием и интерпретации полученных данных необходима соответствующая компетенция сотрудников, то есть необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, способных решать как узкие задачи своей области, так и понимать преимущества трансдисциплинарного взаимодействия. Их подготовка имеет наибольшие условия реализации в многопрофильных классических университетах на базе мультидисциплинарных исследовательских центров.
Анализ ключевых особенностей ведущих зарубежных исследовательских университетов (Stanford University, University of Texas at Austin, Manchester Metropolitan University и другие) позволяет выделить следующие аспекты:
1) привлечение преподавателей высшего уровня, являющихся экспертами в своих областях;
2) наличие современной исследовательской инфраструктуры, способной обеспечить передовые научные изыскания;
3) широкий спектр исследовательских программ по различным дисциплинам, отвечающих разнообразным интересам всех участников университетского сообщества;
4) поощрение сотрудничества между различными профессиональными группами и содействие междисциплинарным исследованиям, способствующим инновационным прорывам;
5) наличие эффективных механизмов для передачи научных открытий и инноваций в коммерческий сектор, способствующих экономическому развитию;
6) эффективное международное сотрудничество, способствующее устойчивому позиционированию КарУ в глобальном научном и образовательном пространстве;
7) участие исследовательского КарУ в решении экономических, социальных и культурных проблем казахстанского социума.
Современное развитие ОВПО невозможно без прогноза изменения тенденций рынка труда и потребности в кадрах. Рынок труда отражает тенденции современного общества и происходящие технологические и социальные изменения как в стране, так и в мире. Несмотря на различные глобальные вызовы, которые ставят все страны перед необходимостью поиска адаптивных подходов в образовании, основные тенденции отечественного рынка труда сохраняются.
Важной тенденцией отечественного рынка труда остаҰтся растущий спрос на специалистов, обладающих мультифункциональными навыками и новыми знаниями, способных оперативно перестроить бизнес-структуры и предприятия под новые стандарты, вывести их из кризиса. По результатам некоторых исследований в среднесрочной перспективе наиболее востребованными станут IT-специалисты разного уровня (от программистов и мобильных разработчиков до экспертов по кибербезопасности), специалисты по цифровой трансформации бизнеса, SMM-менеджеры, маркетологи, аналитики "Big Data". В отношении ОВПО это означает, что будут востребованы такие качества выпускников, как способность ориентироваться в больших объҰмах информации, действовать в условиях неопределҰнности и решать кросс-функциональные задачи. С учҰтом новых реалий КарУ ориентирован в среднесрочной перспективе на проведение модернизации образовательных программ для соответствия глобальным вызовам цифровой реальности.
Переход к "зеленому росту" является необходимым приоритетом для Казахстана, поскольку экономическое развитие страны в настоящее время в значительной степени сосредоточено на добывающих производствах и экспорте сырьевых товаров. В то же время в большинстве секторов экономики наблюдаются относительно высокий уровень энергоемкости и загрязнения, а также низкая энергоэффективность.
В Послании Главы государства Токаева К.К. народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана" говорится: "Нам следует акцентированно заниматься развитием зеленой экономики. Очевидно, что в долгосрочной перспективе глобальный переход на чистую энергетику неизбежен. По данным международных аналитиков, около трети общемировых капитальных вложений уже приходится на проекты возобновляемой энергетики.".
Стратегия "зеленого роста" Казахстана направлена на повышение эффективности использования ресурсов и продвижение новых технологий для обеспечения устойчивого роста для будущих поколений.
Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, создавшим организационно-правовую основу для перехода к "зеленому росту".
В данную основу включено принятие нескольких законодательных актов, среди которых Экологический кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", Концепция перехода Республики Казахстан к "зеленой экономике", утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577.
В Карагандинской области проблема "зеленого роста" и необходимости формирования инновационных экосистем в области "зеленой экономики" стоит особенно остро в силу отраслевой специфики региона с доминированием горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии. В сельскохозяйственном секторе экономики региона урожайность и валовой сбор продукции остаются во многом зависимы от природно-климатических условий. Вопрос рационального использования земель сельскохозяйственного назначения приобретает особую актуальность в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности.
Текущая ситуация в области управления отходами характеризуется такой серьезной проблемой, как наследие исторических промышленных отходов. За предыдущие десятилетия были накоплены значительные исторические объемы отходов тяжелой промышленности, агропромышленного комплекса и разработки полезных ископаемых. Помимо того, что значительная часть таких отходов токсична, следует учитывать, что они содержат значительную долю экономически ценных материалов и могут быть вторично использованы в технологических циклах.
КарУ станет региональным хабом по реализации инновационных проектов. Университетский исследовательский хаб "зеленых" инноваций "Green Innovation Hub" будет представлять собой особую инфраструктуру, обеспечивающую связь исследовательских центров и бизнеса, порождающую и поддерживающую на стартовом этапе малые высокотехнологичные предприятия. Green Innovation Hub станет площадкой для осуществления технологического трансферта, то есть будут осуществляться передача "зеленых" технологий, проекты которых возникли в научных центрах, в производство, доведение замысла до стадии выпуска продукции. Green Innovation Hub будет тесно взаимодействовать с другими хабами как на национальном, так и на международном уровне. Например, Green Innovation Hub с Astana Hub будет реализовывать совместно проекты по созданию прорывных компаний, использующих в своей деятельности искусственный интеллект и другие IT-технологии.
В условиях современного Казахстана наряду с развитием промышленности, высоких технологий и интенсивных экономических преобразований место и роль социально-гуманитарного знания не теряют своей значимости. Основными тенденциями развития современных социально-гуманитарных наук являются их поликонцептуальность, мультидисциплинарность, цифровая трансформация, интегративный подход, транскультуральность, что требует системы образования, способной соответствовать подобным тенденциям.
Одним из трендов социально-гуманитарного образования является смещение ориентиров от обучения узконаправленным специальным знаниям и умениям "hard skills" к формированию универсальных надпрофессиональных компетенций "soft skills", обеспечивающих становление всесторонне развитого конкурентоспособного специалиста. Тема формирования гибких навыков в системе образования в последнее время привлекает все большее внимание исследователей по всему миру, включая как представителей академического научного сообщества, так и различных организаций.
Сегодня очевидно, что основные принципы и категориальный аппарат социально-гуманитарного познания претерпели существенные изменения и требуют как критического и содержательного переосмысления, так и дальнейшего развития. Вызовы современного общества ставят высокие требования к подготовке профессионалов, владеющих актуальными социальными технологиями, знаниями в области демографической и гендерной политики Казахстана, проявляющих активную гражданскую позицию и социальную активность.
Не теряют своей остроты вопросы межконфессионального согласия и религиозной идентичности личности, вопросы сохранения и приумножения культурного наследия казахского народа. Социально-гуманитарное образование выступает своеобразным посредником между достижениями культуры прошлого, настоящего и будущего, примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможности продуктивного диалога времен и поколений. Именно поэтому в современных условиях изменяется и основная функция социально-гуманитарного образования, которое должно трансформироваться в систему вариативного, развивающего образования для людей в условиях кардинально и стремительно меняющегося социума.
Глобальной целью современного отечественного образования является воспитание гуманистической личности. Это свободная личность, способная к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве, обладающая высокой адаптивностью и проактивностью, высоким уровнем субъективного благополучия, творческой свободой и вариативным мышлением. Это обусловливает повышенное внимание к социально-гуманитарному знанию и формирующему человека социально-гуманитарному образованию. В современном мире социальные и гуманитарные науки играют важную роль в объяснении, понимании, прогнозировании социальных, культурных и политических явлений, формировании устойчивого общества и развитии гармоничных межкультурных и межконфессиональных отношений.
Актуальными мировыми трендами высшего образования являются рост доли населения с высшим образованием, практико-ориентированное обучение, цифровизация, онлайн-образование, предметно-ориентированная трансляция знаний, интернационализация, геймификация, персонализация, а также стремительная трансформация миссии ОВПО от источников знаний и исследований в центры инноваций и технологического прогресса, что должно выводить ОВПО на новый уровень деятельности.
Ожидается, что глобальными трендами в развитии системы высшего образования на ближайшие годы станут технологическое переустройство образовательного контента, междисциплинарность и внедрение индивидуальных образовательных траекторий, формирование инновационных образовательных программ, включающих в учебную и проектную деятельность "soft и future-skills".
Данные международных исследований указывают на необходимость развития научно-методического аспекта в подготовке педагогов, формирование их готовности как к изменениям, так и к учету индивидуальных потребностей обучающихся.
Анализ потребностей рынка труда и исследований перспектив образования позволяет констатировать, что необходимо системное развитие процесса непрерывного образования. Следовательно в университетском образовании необходим переход от традиционных программ обучения к подготовке обучающихся к будущему через обновление содержания образования в направлении формирования глобальных компетенций, внедрения интерактивных и дизайнерских технологий обучения.
Подготовка будущих специалистов в любой предметной сфере требует и обеспечения образовательного процесса качественной образовательной инфраструктурой, объектами, соответствующими современным санитарным нормам, безопасности, стандартам оснащенности.
Подраздел 3. Прогноз развития и определение возможных сценариев развития и их влияния на некоммерческое акционерное общество "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
В контексте стратегии развития КарУ нацелен на эффективное адаптирование к динамичным изменениям окружающей среды, в том числе к новым технологическим трендам, экономическим флуктуациям и социальным изменениям. Данный подход подразумевает активное отслеживание и адекватное реагирование на различные вызовы, что способствует поддержанию стабильности и продолжительному развитию университета.
Процессы глобализации и различные интеграционные процессы в мире актуализировали необходимость повышения конкурентоспособности высшего образования. Произошедшие изменения коснулись содержания образования, средств и методов обучения, систем оценки качества образования, подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в образовательной деятельности КарУ. В связи с этим возросло значение качества образовательных услуг, их диверсификации, доступности других показателей сохранения способности учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг. Все это предопределило необходимость разработки КарУ такой стратегии развития, постановки таких интегрально решающих подходов внедрения новых технологий и типов организации производства, управления и подготовки кадров, которые, апеллируя к мировым тенденциям конкурентоспособности, позволили бы организовать выполнение задач высшей школы в условиях международной конкуренции.
Основными инструментами реализации поставленных целей и задач станут систематический мониторинг и корректировка результативности в целях обеспечения успешной образовательной, научной, исследовательской, инновационной, воспитательной деятельности, развития кадрового потенциала, роста интернационализации и международного признания, укрепления финансовой устойчивости КарУ. Обновление организационной архитектуры КарУ, развитие информационной экосистемы и проектной деятельности на всех уровнях управления, рост коммерциализации университетской науки и деятельность эндаумент-фонда позволят обеспечить эффективность бизнес-процессов для достижения запланированных индикаторов.
Важными аспектами новой модели образования становятся коммуникации, критическое мышление и стратегическая командная работа. Вовлечение студентов с первого года обучения в реализацию различных проектных работ, создание открытых площадок для разработки технологических и междисциплинарных исследовательских стартапов, а также организация дуального обучения в условиях корпоративного обучения становятся ключевыми элементами опережающего образования.
Опережающее образование ориентировано на адаптацию системы образования к будущим потребностям, повышение уровня взаимодействия учебных заведений с рыночными отношениями и использование мировых экономических механизмов для финансовой стабилизации. Кроме того, акцент делается на повышении качества образования и формировании у студентов стремления к постоянному обновлению своих знаний.
Основой формирования модели опережающего образования является развитие личности, направленное на формирование новых профессиональных и личностных качеств, адаптирующих человека к жизни и работе в условиях неопределенности и быстрых изменений внешней среды. Реализация этой модели образования призвана обеспечить повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников КарУ, готовых к эффективной деятельности в современном мире.
Раздел 3. Видение, миссия и ценности Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Видение Программы развития:
Классический исследовательский университет – центр высокотехнологичных научных исследований и академического превосходства.
Миссия Программы развития:
КарУ способствует высокотехнологичному развитию региона и страны через прорывные научные исследования и образовательные инновации.
Прямой результат реализации Программы развития – развитие ключевых отраслей экономики республики и региона с учетом мировых тенденций и трендов посредством инновационной модернизации предприятий, создания современных технологий, подготовки высококвалифицированных кадров.
Ценности Программы развития:
1) подготовка кадров для инновационных отраслей экономики страны с учетом Атласа новых профессий;
2) генерация новых знаний и инноваций;
3) развитие конкурентоспособной личности для служения государству и обществу;
4) подготовка молодых ученых на уровне магистратуры и докторантуры, владеющих набором исследовательских компетенций, в соответствии с международными стандартами высшего и (или) послевузовского образования;
5) проведение научных исследований в области инновационной модернизации экономических секторов в условиях "зеленой" экономики, внедрение аддитивного производства, оптимизация систем контроля и управления производством, создание и разработка новых материалов многофункционального назначения с участием ППС КарУ, студентов, магистрантов, докторантов, представителей хозяйствующих субъектов;
6) оказание маркетинговых и инжиниринговых услуг хозяйствующим субъектам в области инновационной модернизации и "зеленых" технологий;
7) проведение в КарУ институциональных и общественных изменений, приводящих к созданию принципиально новых структур – центров, направленных на внедрение корпоративной политики, соответствующих принципам устойчивого развития;
8) создание условий для организации международных консорциумов с привлечением ведущих зарубежных исследователей.
Раздел 4. Стратегические приоритеты некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Вклад КарУ в развитие общества многоаспектен и охватывает различные сферы:
1. Образовательный вклад.
В рамках академического развития КарУ придерживается стратегии по укреплению качественной подготовки конкурентоспособных выпускников, которые соответствуют требованиям современного рынка труда. Это достигается благодаря академической политике КарУ, которая направлена на реализацию миссии и видения университета, а также его стратегических целей развития. Особое внимание уделяется соблюдению принципов академической честности, что обеспечивает высокий уровень доверия к образовательным программам и квалификации выпускников.
2. Научный вклад.
КарУ активно занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в различных областях науки, техники и технологий, с особым вниманием к приоритетным направлениям развития науки. Одной из ключевых задач исследовательского университета является обеспечение эффективного трансфера технологий в реальный сектор экономики, что способствует инновационному развитию и повышению конкурентоспособности страны.
КарУ также концентрирует усилия на подготовке высококвалифицированных магистров и докторов PhD, докторов по профилю. В дополнение к этому КарУ придерживается и продвигает принципы научной этики, обеспечивая честность, прозрачность и ответственность в научных исследованиях и публикациях.
Коммерциализация научных разработок и технологий в КарУ представляет собой системный процесс, направленный на превращение исследовательских находок в конкурентоспособные продукты и услуги, которые могут найти свое применение в промышленности и других секторах экономики.
Крупными внешними заказчиками исследований КарУ являются компании – ТОО "Clean Field Kazakhstan", ТОО "Национальный центр биотехнологий", ТОО "Археологические исследования", ТОО "Минова Казахстан", КГУ "Центр по сохранению историко-культурного наследия" управления культуры, архивов и документации Карагандинской области, КГУ "Қоғамдық келісім" управления внутренней политики Карагандинской области, РГП на ПХВ "Мангышлакский экспериментальный ботанический сад" Комитета науки МНВО и др.
Так, по заказу ТОО "Национальный центр биотехнологий" проводятся работы по изучению современного состояния видового разнообразия сосудистых растений Казахстана с использованием современных методов ботаники, молекулярной генетики и биоинформатики. Учеными химического факультета КарУ для ТОО "Clean Field Kazakhstan" проводятся работы по ультразвуковой обработке нефтепродуктов с последующим физико-химическим анализом исходного материала и полученных продуктов. А также ведутся исследования по заказу ведущих металлургических компаний АО "QARMET", ТОО "Корпорация Казахмыс", ERG Group.
В 2023 году учеными КарУ реализовано 21 хоздоговорных работ на общую сумму 197 миллионов тенге.
Ведется активная работа по защите интеллектуальной собственности. За 2023 год получено 98 охранных документов, из них 7 патентов Республики Казахстан, 91 авторских свидетельств о государственной регистрации авторских прав на объекты интеллектуальной собственности. Совместно с Национальным институтом интеллектуальной собственности ведется консультационная работа ученым по оформлению документов интеллектуальной собственности.
3. Социальный вклад.
КарУ ведет активную социальную работу, включая поддержку социально уязвимых слоев населения, проведение культурных и образовательных мероприятий, а также вклад в развитие локального сообщества.
Система социальной поддержки КарУ охватывает не только ключевые элементы благополучия студентов, но также включает в себя аспекты устойчивого развития, равенства, разнообразия и инклюзивности:
1) гибкая система льгот: КарУ предоставляет различные скидки на обучение для студентов из социально уязвимых слоев населения и талантливой молодежи;
2) политика равенства, разнообразия и инклюзивности: реализация мер по созданию инклюзивной и диверсифицированной образовательной среды, где уважаются и ценятся различия и поддерживается равенство возможностей для всех студентов и сотрудников. Активное внедрение принципов инклюзивного образования для студентов с особыми потребностями. Обеспечение доступности всех учебных пространств;
3) психологическая поддержка: функционирование службы психологической помощи, а также других специализированных структур;
4) цели устойчивого развития: интеграция принципов устойчивого развития в учебные программы и исследовательскую деятельность, способствующая формированию экологической ответственности и социального вовлечения;
5) вклад в развитие инноваций: КарУ активно работает над созданием и развитием инновационной инфраструктуры, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и исследовательские центры, способствуя трансферу технологий и коммерциализации научных разработок;
6) международный вклад: КарУ участвует в международных образовательных и научных проектах, способствуя расширению межкультурного обмена и сотрудничества в глобальном масштабе.
Таким образом, КарУ играет значительную роль в социально-экономическом, научном и культурном развитии общества, способствуя повышению его потенциала и улучшению качества жизни населения.
Раздел 5. Пути достижения поставленной цели Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Для достижения целевых установок Программы развития КарУ планируется проведение мероприятий по следующим стратегическим направлениям:
1) коллаборация с отечественными и зарубежными исследовательскими университетами для обмена опытом в менеджменте, интернационализации образования, научного сотрудничества и создания совместных проектов в инновационных областях;
2) интеграция и взаимодействие с региональным сообществом, неправительственными организациями, местными исполнительными органами и другими стейкхолдерами с целью расширения влияния прогрессивных идей, современных технологий на общество и промышленность региона;
3) реализация фундаментальных и прикладных проектов в направлении устойчивого развития, "зеленых" технологий, развития искусственного интеллекта, социальной адаптации человека в условиях цифровизации общества и окружающего мира;
4) принятие мер и организация мероприятий для формирования и развития у обучающихся патриотизма, религиозной, межэтнической и межконфессиональной толерантности, приверженности целям устойчивого развития;
5) развитие всех уровней образования, направленное на освоение выпускниками фундаментальных знаний, отражающих современный уровень науки, и формирование у них hard-, soft- и digital skills, творческих навыков и предпринимательских качеств;
6) совершенствование цифровой образовательной среды и построение образовательной экосистемы на примере лучших мировых практик;
7) совершенствование системы отбора абитуриентов и расширение географии приема студентов, магистрантов и докторантов;
8) трансформация академической среды, системы управления образовательными программами КарУ через создание меж- и трансдисциплинарных подходов обучения, в том числе с привлечением специалистов других университетов и научно-исследовательских институтов страны и зарубежья;
9) создание современной инфраструктуры КарУ, модернизация материально-технического и лабораторного комплекса;
10) усиление комплексной праворазъяснительной работы среди обучающихся и работников КарУ, направленной на повышение правовой грамотности и формирование нулевой терпимости к любым проявлением коррупции;
11) улучшение взаимодействия с уполномоченным территориальным органом по противодействию коррупции, другими государственными органами и общественными организациями по вопросам предупреждения коррупции, выработке совместных предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства.
КарУ имеет значительный потенциал для развития. Так, за счет собственных средств за последние годы построена инновационная термос-теплица площадью 247,16 м2, проведена реконструкция здания здравпункта в общежитии для студентов на 132 места, начато строительство нового общежития на 500 мест. Также завершается строительство научного технопарка ориентировочной площадью 2000 м2. Строительство научного технопарка позволит создать региональный технополис как единую межотраслевую научно-образовательную и производственно-технологическую платформу для территориальной интеграции высшего образования, инновационной науки и диверсифицированного производства Центрально-Казахстанского региона в соответствии с приоритетами устойчивого стратегического развития в условиях глобализации "экономики знаний" и "зеленого роста". Планируется создание центра компетенций в области альтернативных источников энергии (солнечная, ветровая и геотермальная энергия, производство водорода), аналитической лаборатории для нужд горнодобывающей промышленности и разработки новых наноматериалов.
Как показывает опыт передовых исследовательских университетов Западной Европы и Северной Америки (Harvard University, ETH Zurich, Chicago University и другие), для качественного и эффективного выполнения научно-исследовательских работ R&D необходимо оснащение научного технопарка современным лабораторным оборудованием. Для создания научно-исследовательской экосистемы научного технопарка предусматривается приобретение газового хроматографа Agilent для идентификации водорода и других газов из потока при фоторасщеплении воды, дифрактометра порошкового с твердотельным трехмерным детектором PIXcel3D, рентгенофлуоресцентного спектрометра, ЭПР-спектрометра, мультидетекторной системы гель-проникающей хроматографии 1260 Infinity II Multi-Detector GPC/SEC Agilent Technologies, масс-спектрометра с индуктивно-связанной плазмой и других.
Согласно анализу текущей ситуации, представленной в Концепции, к 2029 году ожидается двухкратный рост количества выпускников школ, что приведет к перегруженности в ОВПО, нехватке квалифицированного ППС, дефициту мест в университетах и общежитиях, возрастанию актуальности формирования современной инфраструктуры, обновления лабораторной базы ОВПО.
Для еще большего импульса в развитии КарУ планируется строительство специализированного учебно-лабораторного корпуса на 1112 мест для химического факультета.
Сейчас химический факультет находится в здании общей площадью 3775,5 м2, этого было достаточно 5 лет назад. За последние годы заказ со стороны государства и соответственно спрос со стороны абитуриентов на химические специальности вырос в разы. Сегодня на химическом факультете обучаются более 1200 человек. Учебный процесс в бакалавриате осуществляется по 8 образовательным программам педагогического, естественно-научного и инженерного направлений подготовки, в магистратуре – по 5 и докторантуре – по одной программе.
Соответственно для качественной подготовки обучающихся нужны специальные помещения, в том числе химические лаборатории, испытательные центры, помещения для полупромышленных установок. Помещения должны соответствовать требованиям международных стандартов Good Laboratory Practice, оснащены специальной мебелью и оборудованием. Данное решение положительно повлияет на все показатели, характеризующие научную и образовательную деятельность.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 520 "Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года", Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 121, и Концепции в КарУ реализуются проекты ученых в направлении создания новых материалов для солнечных батарей, инновационные модели ветровых установок, геотермальных отопительных систем, разработки в области водородной энергетики. В этой связи будет построен испытательный полигон "Альтернативная энергетика", где ученые смогут проводить укрупненные испытания своих разработок. Это будет положительно сказываться на таких показателях, как публикационная активность, участие в международных грантах, и в конечном итоге появится возможность внедрения идей ученых в регионе, например, на солнечных электростанциях фотоэлектрического типа в городах Сарани и Балхаше.
В рамках реализации миссии университета по вкладу в развитие общества при изучении потребностей КарУ, имеющего факультет физической культуры и спорта, выявилась необходимость строительства уличного открытого стадиона со спортивными площадками и административно-бытовым комплексом.
Кроме того, в последние годы резко возрос спрос на обучение по образовательным программам факультета физической культуры и спорта. Ведется разработка новой образовательной программы, которая привлечет абитуриентов в КарУ.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждают необходимость улучшения материально-технической базы факультета физической культуры и спорта КарУ. Это положительно скажется на качестве обучения и спортивных показателях растущего контингента обучающихся факультета физической культуры и спорта (более 1300 обучающихся), расширит возможности ППС в плане проведения занятий, повысит их эффективность.
Наличие стадиона на базе КарУ позволит решать целый ряд важнейших задач в плане воспитания будущего поколения страны, формирования здорового образа жизни населения, оздоровления путем занятий спортом и физической культурой, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, современный стадион будет местом проведения спортивных и других массовых мероприятий для всего города Караганды.
Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития на 2024 – 2028 годы, необходимо финансирование общим объемом 16562306 тысяч тенге, из них за счет привлеченных бюджетных инвестиций – 13692982 тысячи тенге и за счет собственных средств – 2869324 тысячи тенге, в том числе по годам:
2024 год – всего 2298411 тысяч тенге за счет собственных средств;
2025 год – всего 62000 тысяч тенге за счет собственных средств;
2026 год – всего 408729 тысяч тенге за счет собственных средств;
2027 год – всего 5975377 тысяч тенге, из них:
привлеченные бюджетные инвестиции – 5925377 тысяч тенге,
собственные средства – 50000 тысяч тенге;
2028 год – всего 7817789 тысяч тенге, из них:
привлеченные бюджетные инвестиции – 7767605 тысяч тенге,
собственные средства – 50184 тысячи тенге.
В реализации Программы развития КарУ будут участвовать собственные и привлеченные бюджетные инвестиции.
В частности, в 2024 – 2028 годы планируется поэтапное увеличение внебюджетных расходов на повышение качества образования и модернизацию научно-интеллектуальной, социальной инфраструктуры.
Средства планируется направить на реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов в 2024 – 2028 годы, в том числе на:
"Строительство студенческого общежития на 500 мест" (с наружными инженерными сетями и благоустройством территории) общей сметной стоимостью 2152855 тысяч тенге (с учетом расходов по авторскому и техническому надзору). Период реализации проекта – 2023 – 2024 годы, источник финансирования – собственные средства;
"Строительство научного технопарка" сметной стоимостью 509463 тысячи тенге. Период реализации проекта – 2023 – 2024 годы, источник финансирования – собственные средства;
"Строительство учебно-лабораторного корпуса на 1112 мест для химического факультета с инженерными сетями" ориентировочной стоимостью проектных и строительно-монтажных работ 10109875 тысяч тенге. Период реализации проекта – 2026 – 2028 годы, источник финансирования: собственные средства – 58730 тысяч тенге, привлеченные бюджетные инвестиции – 10051145 тысяч тенге;
"Строительство полигона "Альтернативная энергетика"" ориентировочной стоимостью проектных и строительно-монтажных работ 160000 тысяч тенге. Период реализации проекта – 2025 – 2026 годы, источник финансирования – собственные средства;
"Строительство уличного открытого стадиона со спортивными площадками и административно-бытовым комплексом" ориентировочной сметной стоимостью 162000 тысяч тенге. Период реализации проекта – 2025 – 2026 годы, источник финансирования – собственные средства.
В целях материально-технического оснащения научного технопарка предусматривается приобретение оборудования за счет собственных и привлеченных бюджетных инвестиций общим объемом 3872021 тысяча тенге, в том числе по годам:
2024 год – 40000 тысяч тенге;
2025 год – 40000 тысяч тенге;
2026 год – 50000 тысяч тенге;
2027 год – 1870919 тысяч тенге;
2028 год – 1871102 тысячи тенге.
Объем финансирования за счет привлекаемых бюджетных инвестиций на приобретение оборудования для оснащения научных и учебных лабораторий – 3641837 тысяч тенге, в том числе по годам:
2027 год – 1820919 тысяч тенге;
2028 год – 1820918 тысяч тенге.
Всего планируется привлечение бюджетных инвестиций за счет республиканского бюджета в общем объеме 13692982 тысячи тенге, в том числе по годам:
2027 год – 5925377 тысяч тенге: из них на строительство – 4104458 тысяч тенге, на оснащение лабораторий – 1820919 тысяч тенге;
2028 год – 7767605 тысяч тенге: из них на строительство – 5946687 тысяч тенге, на оснащение лабораторий – 1820918 тысяч тенге.
Данные расходы будут рассмотрены в установленном законодательством порядке в пределах доведенного лимита расходов при формировании республиканского бюджета на соответствующий плановый период.
Инфраструктурные инвестиции имеют дальний горизонт и низкую норму доходности, но большой мультипликативный эффект для развития университета, обеспечивая новое качество образовательной и научной, научно-исследовательской деятельности.
Общие доходы КарУ на 2024 – 2028 годы прогнозируются в объеме 92739651 тысяча тенге, из них от:
образовательной деятельности – 65941224 тысячи тенге (71,10 %);
научной деятельности – 9232269 тысяч тенге (9,96 %);
прочей деятельности – 3750507 тысяч тенге (4,04 %);
академической мобильности – 71833 тысячи тенге (0,08 %);
привлечения зарубежных специалистов – 50836 тысяч тенге (0,05 %);
привлеченных бюджетных инвестиций – 13692982 тысячи тенге (14,77 %).
В том числе в разрезе видов деятельности на 2024 – 2028 годы:
в 2024 году:
образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 6983622 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамках государственного заказа) – 68600 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам с физическими и юридическими лицами) – 3935558 тысяч тенге;
научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 1201532 тысячи тенге; внебюджетные средства (по заказам юридических лиц, квазигосударственного сектора) – 349415 тысяч тенге;
академическая мобильность – 13000 тысяч тенге;
привлечение зарубежных специалистов – 9200 тысяч тенге;
прочая уставная деятельность: всего 765149 тысяч тенге;
в 2025 году:
образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 7332803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамках государственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам с физическими и юридическими лицами) – 4535558 тысяч тенге;
научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 1300000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказам юридических лиц, квазигосударственного сектора) – 366885 тысяч тенге;
академическая мобильность – 13650 тысяч тенге;
привлечение зарубежных специалистов – 9660 тысяч тенге;
прочая уставная деятельность: всего 803417 тысяч тенге;
в 2026 году:
образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 7932803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамках государственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам с физическими и юридическими лицами) – 5135558 тысяч тенге;
научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 1400000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказам юридических лиц, квазигосударственного сектора) – 385230 тысяч тенге;
академическая мобильность – 14333 тысячи тенге;
привлечение зарубежных специалистов – 10143 тысячи тенге;
прочая уставная деятельность: всего 692125 тысяч тенге;
в 2027 году:
образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 8532803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамках государственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам с физическими и юридическими лицами) – 5735558 тысяч тенге;
научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 1600000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказам юридических лиц, квазигосударственного сектора) – 404491 тысяча тенге;
академическая мобильность – 15049 тысяч тенге;
привлечение зарубежных специалистов – 10650 тысяч тенге;
прочая уставная деятельность: всего 726801 тысяча тенге;
привлеченные бюджетные инвестиции – 5925377 тысяч тенге;
в 2028 году:
образовательная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 9132803 тысячи тенге; за счет местных бюджетов (в рамках государственного заказа) – 70000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по договорам с физическими и юридическими лицами) – 6335558 тысяч тенге;
научная деятельность: за счет республиканского бюджета (в рамках государственного заказа) – 1800000 тысяч тенге; внебюджетные средства (по заказам юридических лиц, квазигосударственного сектора) – 424716 тысяч тенге;
академическая мобильность – 15802 тысячи тенге;
привлечение зарубежных специалистов – 11183 тысячи тенге;
прочая уставная деятельность: всего 763016 тысяч тенге;
привлеченные бюджетные инвестиции – 7767605 тысяч тенге.
Раздел 6. Описание ожидаемых результатов реализации Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Программа развития предусматривает постепенное обновление управления научной деятельностью, формирование гибкой и открытой структуры научных подразделений в соответствии с моделью исследовательского университета.
В процессе реализации ключевых задач Программы развития КарУ будут достигнуты следующие результаты на протяжении всего срока ее действия:
Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования:
1) позиция КарУ в рейтинге QS World University Rankings – позиция 700+;
2) позиция в рейтинге QS Asia – позиция 150+;
3) позиция в мировом рейтинге Times Higher Education – позиция 1501+;
4) доля обновленного оборудования и исследовательской инфраструктуры – 20 %;
5) число ведущих зарубежных ученых, вовлеченных в научную и образовательную деятельность КарУ, – 90;
6) обновление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и потребностей рынка труда – 15 %.
Задача 2. Обеспечение равенства и доступности качественного образования, привлечение талантливой молодежи:
1) доля иностранных студентов от общего количества студентов – 3,5 %;
2) увеличение доли обучающихся на уровне послевузовского образования – 20 %;
3) уровень созданных условий для инклюзивного образования в КарУ – 100 %;
4) степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров (по результатам социологических исследований, используемых МНВО), образовательных услуг – 77 %;
5) доля образовательных программ, при реализации которых используются мировые цифровые библиотеки, – 46,2 %.
Задача 3. Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки, которые позволят поднять интеллектуальный потенциал страны, повысить международный авторитет научных школ Казахстана:
1) прирост объема финансирования фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ – 50 %;
2) рост среднего числа цитирований научных публикаций в международных базах – 4,5;
3) увеличение числа студентов – победителей научных конкурсов, конференций, олимпиад – 150;
4) прирост доли ученых, имеющих степень доктора философии (PhD), докторов по профилю – 25.
Задача 4. Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследований ученых КарУ в виде продажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов:
1) доля университетских грантов на проведение научно-прикладных исследований – 21 %;
2) доля исследовательских работ совместно с предприятиями региона и страны – 15 %;
3) доля реализуемых социально значимых для региона проектов – 12 %.
Задача 5. Увеличение вклада КарУ в развитие общества:
1) доля участия обучающихся, вовлеченных в организованную общественную деятельность КарУ, города, области, республики, – 42 %;
2) доля трудоустроенных выпускников в 1-й год после завершения обучения по государственному образовательному заказу – 85,0 %;
3) количество слушателей по программам Серебряного университета – 90.
Для того, чтобы достичь успеха в реализации всех намеченных целей и задач, необходимо обладать гибкостью в реагировании на меняющиеся требования рынка труда, что позволит оперативно адаптировать образовательные программы и исследовательские проекты к текущим потребностям экономики и общества. Кроме того, крайне важно обеспечить достаточный уровень финансирования в рамках Программы развития, чтобы поддерживать качество образования, научные исследования и инфраструктурные проекты на высоком уровне, что в конечном итоге будет способствовать устойчивому развитию КарУ.
Раздел 7. Мониторинг и оценка прогресса реализации Программы некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
Целевые индикаторы Программы развития КарУ и план мероприятий по реализации целевых индикаторов Программы развития КарУ приведены в приложениях 1 и 2 к настоящей Программе развития.
_________________________
Приложение 1 к Программе развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" на 2024 – 2028 годы |
Целевые индикаторы Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
№ п/п | Целевые индикаторы | Единица измерения | В плановом периоде | |||||
2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Цель – трансформация некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в исследовательский университет | ||||||||
Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования | ||||||||
1 | Позиция КарУ в рейтинге QS World University Rankings | позиция | 851+ |
781 |
751 |
731 |
700 | |
2 | Позиция в рейтинге QS Asia | позиция | 206 | 190 | 170 | 160 | 150 | |
3 | Позиция в мировом рейтинге Times Higher Education | позиция | - | - | - | 1501+ | 1501+ | |
4 | Доля обновленного оборудования и исследовательской инфраструктуры | % | 17 | 18 | 19 | 19,5 | 20 | |
5 | Число ведущих зарубежных ученых, вовлеченных в научную и образовательную деятельность | количество | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | |
6 | Обновление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и потребностей рынка труда | % | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | |
Задача 2. Обеспечение равенства и доступности качественного образования, привлечение талантливой молодежи | ||||||||
1 | Доля иностранных студентов от общего количества студентов | % | 2,6 | 2,8 | 3,0 | 3,2 | 3,5 | |
2 | Увеличение доли обучающихся на уровне послевузовского образования | % | 7 | 10 | 13 | 16 | 20 | |
3 | Уровень созданных условий для инклюзивного образования в КарУ | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
4 | Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров (по результатам социологических исследований, используемых МНВО), образовательных услуг | % | 72 | 73 | 75 | 76 | 77 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
5 | Доля образовательных программ, при реализации которых используются мировые цифровые библиотеки | % | 45,4 | 45,6 | 45,8 | 46,0 | 46,2 | |
Задача 3. Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки, которые позволят поднять интеллектуальный потенциал страны, повысить международный авторитет научных школ Казахстана | ||||||||
1 | Прирост объема финансирования фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ | % | 5 | 7 | 10 | 20 | 50 | |
2 | Рост среднего числа цитирований научных публикаций в международных базах | единица | 3 | 3,5 | 3,8 | 4,0 | 4,5 | |
3 | Увеличение числа студентов – победителей научных конкурсов, конференций, олимпиад | количество | 20 | 50 | 80 | 110 | 150 | |
4 | Прирост доли ученых, имеющих степень доктора философии (PhD), докторов по профилю | % | 10 | 12 | 15 | 20 | 25 | |
Задача 4. Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследований ученых КарУ в виде продажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов | ||||||||
1 | Доля университетских грантов на проведение научно-прикладных исследований | % | 17 | 19 | 20 | 20 | 21 | |
2 | Доля исследовательских работ совместно с предприятиями региона и страны | % | 12,5 | 13 | 14 | 14 | 15 | |
3 | Доля реализуемых социально значимых для региона проектов | % | 5 | 7,5 | 10 | 11 | 12 | |
Задача 5. Увеличение вклада КарУ в развитие общества | ||||||||
1 | Доля участия обучающихся, вовлеченных в организованную общественную деятельность КарУ, города, области, республики | % | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | |
2 | Доля трудоустроенных выпускников в 1-й год после завершения обучения по государственному образовательному заказу | % | 82,0 | 83,0 | 83,5 | 84,0 | 85,0 | |
3 | Количество слушателей по программам Серебряного университета | человек | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
_________________________
Приложение 2 к Программе развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" на 2024 – 2028 годы |
План мероприятий по реализации целевых индикаторов Программы развития некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова"
№ п/п | Наименование мероприятий | Единица измерения | В плановом периоде | Форма завершения | ||||||||||||||
2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
Цель – трансформация некоммерческого акционерного общества "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова" в исследовательский университет | ||||||||||||||||||
Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования | ||||||||||||||||||
1 | Участие КарУ в рейтинге QS World University Rankings | позиция | 851+ | 781+ | 751+ | 731+ | 700+ | место в рейтинге | ||||||||||
2 | Участие КарУ в рейтинге QS Asia | позиция | 206 | 190 | 170 | 160 | 150 | место в рейтинге | ||||||||||
3 | Участие КарУ в мировом рейтинге Times Higher Education | позиция | - | - | - | 1501+ | 1501+ | место в рейтинге | ||||||||||
4 | Реализация образовательных программ, в том числе в рамках двудипломного образования, совместно с ведущими университетами мира из Топ-500 рейтинга QS/Top-100 QS by Subject |
единица | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
образовательные программы | ||||||||||
5 | Привлечение зарубежных экспертов к преподавательской и научной деятельности | доля в штате ППС, % | 5,0 | 5,2 | 5,5 | 5,7 | 6,0 | приказы | ||||||||||
6 | Повышение квалификации и зарубежные | % | 25 | 30 | 30,5 | 31 | 31,5 | сертификаты | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
стажировки ППС в ведущих ОВПО и научных центрах | ||||||||||||||||||
7 | Обновление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и потребностей рынка труда | % | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | образовательные программы | ||||||||||
8 | Строительство и оснащение научной инфраструктуры | количество | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | научная инфраструктура | ||||||||||
9 | Обновление оборудования и исследовательской инфраструктуры | % | 17 | 18 | 19 | 19,5 | 20 | исследовательское оборудование | ||||||||||
10 | Открытие зеркальных лабораторий и лабораторий коллективного пользования | количество | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | лаборатории коллективного пользования | ||||||||||
11 | Открытие новых научных центров по приоритетным направлениям развития науки | количество | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | новые научные подразделения | ||||||||||
Задача 2. Обеспечение равенства и доступности качественного образования, привлечение талантливой молодежи | ||||||||||||||||||
1 | Увеличение контингента иностранных студентов | доля в общем контингенте, % | 2,6 | 3,0 | 3,2 | 3,5 | 4,0 | приказы о зачислении обучающихся | ||||||||||
2 | Участие обучающихся в программах академической мобильности на триместр, семестр, учебный год | доля в общем контингенте, % | 0,39 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | признание результатов обучения | ||||||||||
3 | Увеличение числа абитуриентов на обучение за счет грантов местных исполнительных органов, | доля в общем контингенте, % | 2 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | приказы о зачислении | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
работодателей | ||||||||||||||||||
4 | Привлечение работодателей, представителей бизнес-структур к учебному процессу | доля в штате ППС, % | 17 | 18 | 20 | 20,5 | 21 |
приказы | ||||||||||
5 | Реализация образовательных программ в формате онлайн-обучения | количество образовательных программ | - | 2 | 3 | 3 | 4 | лицензия на образовательную деятельность | ||||||||||
6 | Использование обучающимися мировых цифровых платформ (ежегодно) | человек | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | признание результатов обучения | ||||||||||
Задача 3. Реализация проектов в области фундаментальной и прикладной науки, которые позволят поднять интеллектуальный потенциал страны, повысить международный авторитет научных школ Казахстана | ||||||||||||||||||
1 | Проведение обучающих семинаров, тренингов по подготовке заявок на участие в научных конкурсах | количество | 3 | 5 | 6 | 8 | 10 | увеличение количества финансируемых работ | ||||||||||
2 | Внедрение интегрального GPA с учетом работы в лаборатории | % | 10 | 30 | 50 | 75 | 100 | эффективность работы лаборатории | ||||||||||
3 | Организация лекций ведущих зарубежных и отечественных ученых по написанию статей в рейтинговых журналах и академическому письму, участию в конкурсах | количество | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | публикуемые статьи, подготовленные заявки | ||||||||||
4 | Обеспечение прироста статей в индексируемых научных журналах | % | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | рост статей в индексируемых научных журналах | ||||||||||
5 | Увеличение числа научных журналов КарУ, | единица | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | увеличение числа | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
индексируемых в международных базах данных | индексируемых научных журналов КарУ | |||||||||||||||||
6 | Установление стипендии для студентов, имеющих успехи в науке за счет собственных средств КарУ | количество | 3 | 5 | 7 | 10 | 12 | увеличение числа занимающихся наукой студентов | ||||||||||
7 | Реализация Программы поиска талантливой молодежи | человек | 6 | 24 | 40 | 70 | 100 | увеличение числа молодых ученых | ||||||||||
8 | Организация научных стажировок, командировок молодых ученых | количество | 5 | 6 | 6 | 8 | 9 | прирост молодых ученых | ||||||||||
9 | Участие в конкурсах постдокторских программ | количество | 10 | 12 | 15 | 16 | 17 | прирост постдокторантов | ||||||||||
10 | Включение в состав диссертационных советов ведущих зарубежных ученых | количество | - | 1 | 2 | 3 | 5 | увеличение числа привлеченных зарубежных ученых | ||||||||||
Задача 4. Внедрение в экономику региона результатов прикладных исследований ученых КарУ в виде продажи патентов, лицензий, разработки стартап-проектов | ||||||||||||||||||
1 | Проведение конкурса на прикладные внутривузовские гранты | количество | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | внутривузовский грант | ||||||||||
2 | Открытие инновационных структур совместно с предприятиями и организациями региона | количество | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | совместные инновационные структуры | ||||||||||
3 | Заключение договоров, соглашений с организациями региона и страны | количество | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | проведение совместных исследований | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
Задача 5. Увеличение вклада КарУ в развитие общества | ||||||||||||||||||
1 | Проведение тренингов, бесед, анкетирования (социально уязвимых слоев населения) | количество | 5 раз в год | 7 раз в год | 9 раз в год | 11 раз в год | 13 раз в год | создание коммуникативной среды для поддержки | ||||||||||
2 | Проведение конкурсов (видеоролики, эссе, викторины, дебатные, интеллектуальные, социальные) | количество | 50 конкурсов | 55 конкурсов | 60 конкурсов | 65 конкурсов | 70 конкурсов | укрепление взаимоотношений между обучающимися | ||||||||||
3 | Проведение мероприятий (творческие, познавательные, духовные) | количество | 50 конкурсов | 55 конкурсов | 60 конкурсов | 65 конкурсов | 70 конкурсов | повышение духовно-нравственного уровня студентов | ||||||||||
4 | Количество слушателей по программам неформального образования, направленным на повышение цифровой грамотности, в возрасте 30-74 лет | человек | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | слушатели по программам неформального образования | ||||||||||
5 | Количество мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, повышение уровня правовой культуры, формирование и развитие антикоррупционного сознания у студенческой молодежи | количество | 13 | 15 | 18 | 20 | 22 | увеличение количества мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, формирование антикоррупционного сознания |
_________________________