Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план по противодействию незаконному игорному бизнесу и лудомании в Республике Казахстан на 2024 – 2026 годы (далее – Комплексный план).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Комплексного плана:
1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных Комплексным планом;
2) два раза в год, не позднее 15 января и 15 июля, следующего за отчетным полугодием, представлять информацию о ходе исполнения мероприятий Комплексного плана в Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
3. Министерству туризма и спорта Республики Казахстан два раза в год, не позднее 15 февраля и 15 августа, следующего за отчетным полугодием, представлять сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана в Аппарат Правительства Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
|
О. Бектенов
|
|
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2024 года № 432 |
Комплексный план
по противодействию незаконному игорному бизнесу и лудомании в Республике Казахстан на 2024 – 2026 годы
Введение
О противодействии незаконному игорному бизнесу и лудомании
В настоящее время в Республике Казахстан работает 26 субъектов игорного бизнеса, в том числе 6 казино, 9 залов игровых автоматов, 11 букмекерских контор.
В 2020 году кассы букмекерских контор, тотализаторов выведены в игорные зоны на побережье Капшагайского водохранилища Алматинской области и в Бурабайский район Акмолинской области.
В результате ужесточения государственного контроля с 2021 года лицензии лишены 36 игорных заведений, в том числе 28 букмекерских контор, 6 тотализаторов и 2 зала игровых автоматов.
В марте 2024 года Министерством туризма и спорта Республики Казахстан (далее – Министерство, МТС) проведена плановая проверка 3 букмекерских контор и 1 зала игровых автоматов, расположенных в городе Қонаев, на предмет соблюдения законодательства в сфере игорного бизнеса и противодействия отмыванию (легализации) преступных доходов.
С 2019 года в целях блокировки сайтов незаконных букмекерских контор и интернет-казино Министерством, Агентством Республики Казахстан по финансовому мониторингу, Генеральной прокуратурой, министерствами внутренних дел, культуры и информации Республики Казахстан используется информационная система "Кибернадзор" (далее – ИС "Кибернадзор").
В 2024 году в ИС "Кибернадзор" для блокировки внесены 5164 интернет-ресурса и ссылок интернет-казино и незаконных букмекерских контор.
МТС совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстане, АО "Национальные информационные технологии" завершена работа по автоматизации деятельности по самостоятельному ограничению граждан и резидентов Республики Казахстан от участия в азартных играх и пари.
С марта 2024 года граждане Казахстана, а также иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, могут через мобильное приложение eGov mobile подать заявление о добровольном ограничении участия в азартных играх и пари на срок от 6 до 12 месяцев. На сегодняшний день этой услугой воспользовались более 110 тысяч человек.
Комплексным планом по противодействию незаконному игорному бизнесу и лудомании в Республике Казахстан на 2024 – 2026 годы (далее – Комплексный план) предусмотрено 28 мероприятий по 4 направлениям:
1) организация профилактики лудомании;
2) выявление зависимости от азартных игр среди различных групп населения;
3) лечение и медико-социальная реабилитация лудоманов;
4) государственное регулирование игорного бизнеса.
В рамках Комплексного плана планируется достичь следующих показателей:
снижение числа людей, регулярно участвующих в азартных играх и ставках, с 350000 до 201600 человек: в 2024 году – 35000 (10 %), 2025 году – 63000 (20 %), 2026 году – 50400 (20 %);
увеличение охвата лиц, страдающих патологической зависимостью от азартных игр, бесплатным лечением и медико-социальной реабилитацией за счет государства с 13 до 300 человек: в 2024 году – 50 человек, 2025 году – 150 человек, 2026 году – 300 человек;
увеличение количества заблокированных интернет-казино и нелегальных букмекерских сайтов с 4500 до 7722: в 2024 году – на 450 (10 %), 2025 году – на 990 (20 %), 2026 году – на 1782 (30 %).
Реализация Комплексного плана не требует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.
Все мероприятия будут осуществляться в рамках действующих бюджетных лимитов государственных органов и за счет внебюджетных средств.
В реализации Комплексного плана участвует 12 центральных государственных органов, Национальный Банк, Агентство по делам государственной службы, а также местные исполнительные органы.
№ п/п
|
Наименование мероприятия
|
Форма завершения
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Объем финансирования, тыс. тенге
|
Источники финансирования
|
всего на 2024-2026 годы
|
в том числе
|
2024 год
|
2025 год
|
2026 год
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Ожидаемые результаты:
|
Ожидаемые результаты:
1. Снижение количества лиц, постоянно участвующих в азартных играх и пари, с 350000 до 201600 человек: в 2024 году - на 35000 (10 %), 2025 году – 63000 (20 %), 2026 году – 50400 (20 %).
2. Увеличение охвата лиц, страдающих патологической зависимостью от азартных игр, бесплатным лечением и медико-социальной реабилитацией за счет государства с 13 до 300 человек: в 2024 году – 50 человек, 2025 году – 150 человек, 2026 году – 300 человек.
3. Увеличение количества заблокированных интернет-казино и сайтов нелегальных букмекеров c 4500 до 7722: в 2024 году – на 450 (10 %), 2025 году – на 990 (20 %), 2026 году – на 1782 (30 %).
|
1. Организация профилактики лудомании
|
1.
|
Разработка методических рекомендаций по профилактике лудомании среди школьников, студентов и других категорий молодежи
|
методические рекомендации
|
Август 2024 года
|
МТС,
МЗ,
МП,
МНВО,
МКИ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
2.
|
Разработка электронных буклетов и инфографиков по профилактике лудомании для проведения семинаров, тренингов, а также их размещение на интернет-ресурсах и в социальных сетях
|
электронные буклеты и инфографики
|
Август 2024 года
|
МЗ,
МТС,
МКИ
|
143,3
|
143,3
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
3.
|
Организация обучения коучей по профилактике лудомании для работы со школьниками, студентами и другими категориями граждан
|
семинары
|
Август 2024 года
|
МТС,
МП,
МНВО, МКИ,
МЗ,
МСХ,
МВД,
МО,
МИО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
4.
|
Реализация комплекса просветительских мер для несовершеннолетних и их родителей о негативных последствиях игровой зависимости (уроки, классные часы, воспитательные мероприятия, тренинги)
|
воспитательные мероприятия
|
раз в полугодие январь, июль
|
МП,
МИО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
5.
|
Выявление наличия признаков компьютерной и игровой зависимости с согласия родителей в виде тестов среди обучающихся
|
проведение тестов
|
ежегодно декабрь
|
МП
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
6.
|
Ведение разъяснительной работы священнослужителями о пагубном влиянии азартных игр, последствиях их злоупотребления среди прихожан религиозных объединений
|
разъяснительная работа
|
ежеквартально
|
МКИ,
религиозные объединения (по согласованию)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
7.
|
Информационное сопровождение и разъяснение мероприятий по профилактике азартных игр и противодействию лудомании (5 документальных фильмов, 50 выпусков радиопрограмм, 20 видеороликов)
|
фильмы, радиопрограммы, видеоролики
|
ежеквартально
|
МКИ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
8.
|
Организация мер по предупреждению лудомании среди:
1) студентов организаций высшего и (или) послевузовского образования и молодежи;
2) военнослужащих и курсантов учебных заведений, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан;
3) государственных служащих.
|
семинары, ролики, буклеты
|
раз в полугодие январь, июль
|
МНВО,
МКИ,
МЗ,
МСХ,
МВД,
МО,
АДГС (по согласованию),
МИО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
9.
|
Мониторинг охвата и снижения количества участников азартных игр среди студентов организаций высшего и (или) послевузовского образования и молодежи, военнослужащих и курсантов учебных заведений, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан, государственных служащих
|
результаты мониторинга
|
ежегодно декабрь
|
МТС
МНВО,
МКИ,
МЗ,
МСХ,
МВД,
МО,
АДГС (по согласованию),
МИО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
10.
|
Увеличение государственного образовательного заказа на подготовку клинических психологов
|
приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан
|
март 2025 года
|
МЗ, МНВО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
11.
|
Разработка образовательной программы по подготовке бакалавров клинической психологии
|
образовательная программа
|
Июль 2025 года
|
МЗ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
2. Выявление зависимости от азартных игр среди различных групп населения
|
12.
|
Разработка специальных тестов по выявлению признаков зависимости от азартных и компьютерных игр среди обучающихся организаций среднего, профессионального, высшего образования и других категорий граждан Казахстана
|
тесты
|
Сентябрь 2025 года
|
МЗ,
МТС,
МП,
МНВО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
13.
|
Организация социологического исследования о причинах и масштабах увлечения азартными играми среди различных демографических групп
|
социологическое исследование
|
Декабрь 2025 года
декабрь 2026 года
|
МТС,
МЗ,
МКИ
|
80931,2
|
40465,6
|
40465,6
|
|
внебюджетные средства
|
14.
|
Введение требования к платежным организациям по осуществлению биометрической идентификации участников пари при пополнении и выводе средств из аккаунта букмекерской конторы
|
постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан
|
Декабрь 2024 года
|
НБ (по согласованию),
МТС, МЦРИАП
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
3. Лечение и медико-социальная реабилитация лудоманов
|
15.
|
Организация центрами психического здоровья медико-социальной помощи и реабилитации лицам, страдающих патологическим влечением к азартным играм, в том числе с привлечением реабилитационных центров
|
информация о количестве лиц, проходящих и прошедших реабилитацию
|
ежегодно декабрь
|
МЗ,
МО,
МВД,
МИО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
16.
|
Введение в пилотном режиме консультативного наблюдения лиц, страдающих патологическим влечением к азартным играм, без постановки на динамический учет
|
пилотный проект
|
Март 2025 года
|
МЗ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
|
17.
|
Организация приема звонков на базе колл-центра 111 РГП на ПХВ "Республиканский научно-практический центр психического здоровья" для оказания психологической помощи лудоманам и их близким
|
горячая линия
|
Октябрь 2024 года
|
МЗ,
МТС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
18.
|
Запуск интерактивного сайта (онлайн-чат, телефон доверия) по оказанию консультативной помощи лудоманам
|
веб-сайт
|
Ноябрь 2025 года
|
МТС
|
3000
|
3000
|
-
|
-
|
внебюджетные средства
|
4. Государственное регулирование игорного бизнеса
|
19.
|
Запрет рекламы азартных игр и пари на улицах, в средствах массовой информации и Интернете, за исключением экипировки спортсменов, помещений спортивных сооружений во время соревнований и аккредитованных спортивных средств массовой информации и интернет-ресурсов
|
проект Закона Республики Казахстан
|
Август 2024 года
|
МТС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
20.
|
Увеличение максимального срока самостоятельного ограничения от участия в азартных играх и пари до 10 лет
|
проект Закона Республики Казахстан
|
Август 2024 года
|
МТС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
21.
|
Введение запрета платежей в пользу интернет-казино и нелегальных букмекерских контор
|
проект Закона Республики Казахстан
|
Август 2024 года
|
МТС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
22.
|
Введение законодательного запрета на рассылку рекламы букмекерских контор и тотализаторов посредством SMS операторами связи
|
проект Закона Республики Казахстан
|
Август 2024 года
|
МТС, МЦРИАП, МНЭ,
МКИ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
23.
|
Усиление уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса
|
проект Закона Республики Казахстан
|
Август 2024 года
|
МТС, МЦРИАП,
МКИ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
24.
|
Проведение плановых и внеплановых проверок субъектов игорного бизнеса
|
акты проверок
|
Ежегодно декабрь
|
МТС,
МФ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
25.
|
Создание при Министерстве туризма и спорта Республики Казахстан Совета по продвижению принципов ответственной игры с участием субъектов игорного и лотерейного бизнеса, врачей, психологов, программистов
|
Приказ Министра туризма и спорта Республики Казахстан
|
Август 2025 года
|
МТС, МЦРИАП, акиматы Алматинской, Акмолинской областей, субъекты игорного бизнеса (по согласованию)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
26.
|
Проведение переговоров с администрациями онлайн-платформ ("YouTube", "Facebook", "Instagram", "TikTok") с инициированием вопроса повышения качества модерации рекламного контента автоматизированными системами модерации онлайн-платформ для недопущения распространения рекламы интернет-казино и пропаганды азартных игр
|
заключение меморандума
|
Декабрь 2025 года
|
МКИ, МЦРИАП, МТС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
27.
|
Совершенствование налогового администрирования путем оптимизации процессов интеграции аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов (при наличии) с информационными системами органов государственных доходов с учетом результатов пилотной реализации и технической доработки
|
внесение изменений и дополнений в приказ
Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2024 года № 160
|
Декабрь 2024 года
|
МФ, МЦРИАП
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
28.
|
Проведение анализа регуляторного воздействия в целях введения разрешительного порядка ввоза игровых автоматов, лотерейных терминалов, а также иного игорного и лотерейного оборудования на территорию Республики Казахстан, в том числе из стран Евразийского экономического союза
|
анализ регуляторного воздействия
|
Февраль 2026 года
|
МТС,
МТИ,
МНЭ,
МФ, МЦРИАП
|
-
|
-
|
-
|
-
|
не требуются
|
Примечание: расшифровка аббревиатур:
АО – акционерное общество;
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
МИО – местные исполнительные органы;
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;
МО – Министерство обороны Республики Казахстан;
РГП на ПХВ "Республиканский научно-практический центр психического здоровья" МЗ РК – республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский научно-практический центр психического здоровья" Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан;
МКИ – Министерство культуры и информации Республики Казахстан;
АДГС – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы;
МП – Министерство просвещения Республики Казахстан;
РБ – республиканский бюджет;
МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;
МТС – Министерство туризма и спорта Республики Казахстан;
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
__________________________