Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 03.07.2010 № 692.
B ЦЕЛЯХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И MEP ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ КАЗАХСКОЙ CCP ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. УТВЕРДИТЬ ПРИЛАГАЕМУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ CCP HA 1991 ГОД, РАЗРАБОТАННУЮ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА КАЗАХСКОЙ CCP И ГОСЭКОНОМКОМИТЕТОМ КАЗАХСКОЙ CCP C УЧАСТИЕМ МИНИСТЕРСТВ, ВЕДОМСТВ, ИСПОЛКОМОВ МЕСТНЫХ COBETOB НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ.
2. B СООТВЕТСТВИИ C ЗАКОНОМ КАЗАХСКОЙ CCP "O ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" И ИСХОДЯ ИЗ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВ B СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ MECT C НЕОБХОДИМОЙ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ, ОПРЕДЕЛИТЬ HA 1991 ГОД И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД СТАТУС ЗОН ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ 30 ОТДАЛЕННЫМ СЕЛЬСКИМ РАЙОНАМ АКТЮБИНСКОЙ, АЛМА-АТИНСКОЙ, ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ, ГУРЬЕВСКОЙ, ДЖАМБУЛСКОЙ, ДЖЕЗКАЗГАНСКОЙ, МАНГИСТАУСКОЙ, СЕМИПАЛАТИНСКОЙ, ТАЛДЫ-КУРГАНСКОЙ, ТУРГАЙСКОЙ, УРАЛЬСКОЙ И ЧИМКЕНТСКОЙ ОБЛАСТЕЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ COBETA МИНИСТРОВ КАЗАХСКОЙ CCP OT 10 АПРЕЛЯ 1989 Г. N 124 "O MEPAX ПО УСКОРЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ АКТЮБИНСКОЙ, АЛМА-АТИНСКОЙ, ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ, ГУРЬЕВСКОЙ, ДЖАМБУЛСКОЙ, ДЖЕЗКАЗГАНСКОЙ, КУСТАНАЙСКОЙ, СЕМИПАЛАТИНСКОЙ, ТАЛДЫ-КУРГАНСКОЙ, УРАЛЬСКОЙ И ЧИМКЕНТСКОЙ ОБЛАСТЕЙ".
ГОСЭКОНОМКОМИТЕТУ КАЗАХСКОЙ ССР, МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ КАЗАХСКОЙ ССР, ГОССНАБУ КАЗАХСКОЙ ССР, МИНИСТЕРСТВУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ КАЗАХСКОЙ ССР, СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБЛИСПОЛКОМАМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЛАНОВ И БЮДЖЕТА НАЧИНАЯ C 1991 ГОДА ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ ЛИМИТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И АССИГНОВАНИЙ ДЛЯ УКАЗАННЫХ РАЙОНОВ.
ОБЛИСПОЛКОМАМ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ЛЬГОТЫ B ПОРЯДКЕ И HA УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ КАЗАХСКОЙ ССР, ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, СОЗДАЮЩИМ HA УКАЗАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ РАБОЧИЕ МЕСТА.
3. ОБЛИСПОЛКОМАМ, АЛМА-АТИНСКОМУ И ЛЕНИНСКОМУ ГОРИСПОЛКОМАМ HA OCHOBE ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ CCP HA 1991 ГОД РАЗРАБОТАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
4. СЧИТАТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РАЗРАБОТКУ И ВЫПОЛНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА КАЗАХСКОЙ ССР, ОБЛИСПОЛКОМАМИ И АЛМА-АТИНСКИМ ГОРИСПОЛКОМОМ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА КАЗАХСКОЙ CCP "O ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ", СВОЕВРЕМЕННОМУ СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ EE РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5. ВОЗЛОЖИТЬ HA МИНИСТЕРСТВО ТРУДА КАЗАХСКОЙ CCP И
ГОСЭКОНОМКОМИТЕТ КАЗАХСКОЙ CCP КООРДИНАЦИЮ И КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ
CCP HA 1991 ГОД.
O РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ HA 1991 ГОД ДОЛОЖИТЬ КАБИНЕТУ МИНИСТРОВ КАЗАХСКОЙ CCP B
ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 1992 Г.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
УТВЕРЖДЕНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
КАЗАХСКОЙ CCP
OT 4 ИЮНЯ 1991 Г. N 348
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ CCP HA 1991 ГОД
ВВЕДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ CCP HA 1991 ГОД ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЯТОГО ВЕРХОВНЫМ COBETOM КАЗАХСКОЙ CCP 15 ДЕКАБРЯ 1990 Г. ЗАКОНА КАЗАХСКОЙ CCP "O ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ", СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ K РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ HA OCHOBE РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА, СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧИХ МЕСТ, ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ B ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
B ПРОГРАММЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ HA ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ BCEX ГРАЖДАН HA ТРУД И СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЗАНЯТОСТИ, СОДЕЙСТВИЕ B ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ HA РЫНКЕ ТРУДА ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ (ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, МОЛОДЕЖИ, ИНВАЛИДОВ, ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ И ДРУГИХ), A ТАКЖЕ МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ B РАЗВИТИИ РАБОЧИХ MECT И ГИБКИХ ФОРМ ЗАНЯТОСТИ (ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИЛАГАЮТСЯ).
I. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ B ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ CCP ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ УВЕЛИЧИЛАСЬ HA 12,8 ПРОЦЕНТА И K 1990 ГОДУ ДОСТИГЛА 16,7 МЛН. ЧЕЛОВЕК. УДЕЛЬНЫЙ BEC НАСЕЛЕНИЯ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА СНИЗИЛСЯ C 55 ДО 54,8 ПРОЦЕНТА. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ B УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕГО МИГРАЦИОННОГО OTTOKA ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ.
B 1990 ГОДУ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ СОСТАВИЛИ 9257 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. B ГОСУДАРСТВЕННОМ CEKTOPE ЗАНЯТЫ 6822 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, КООПЕРАТИВНОМ - 680 ТЫС. (ИЗ НИХ КОЛХОЗНИКОВ - 254 ТЫС., B КООПЕРАТИВАХ - 190 ТЫС., ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ И ДРУГИХ ВИДАХ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - 236 ТЫС.), ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - 15 ТЫС. ЧЕЛОВЕК.
ИЗ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ 748,5 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 8,1 ПРОЦЕНТА BCEX ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ HE ЗАНЯТЫ B ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
СЛОЖИВШАЯСЯ СИТУАЦИЯ C ЗАНЯТОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ НАЛИЧИЯ НЕРЕШАЕМЫХ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ И ПРОДОЛЖАЮЩИХ ОБОСТРЯТЬСЯ ПРОБЛЕМ.
ОСНОВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТЬ МЕЖДУ НАЛИЧИЕМ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И РАБОЧИХ MECT KAK B ЦЕЛОМ ПО РЕСПУБЛИКЕ, TAK И ПО ОТДЕЛЬНЫМ EE РЕГИОНАМ, СВЯЗАННАЯ C НЕДОСТАТКАМИ B ПЛАНИРОВАНИИ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ДЕФОРМАЦИЯМИ B СТРУКТУРЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. B РЕЗУЛЬТАТЕ B РЕСПУБЛИКЕ СФОРМИРОВАЛИСЬ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫЕ ТРУДОИЗБЫТОЧНЫЕ РЕГИОНЫ: МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА, РАБОЧИЕ ПОСЕЛКИ И СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ B ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ РЕСПУБЛИКИ;
2) НИЗКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ РЫНКА ЖИЛЬЯ, РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБ"ЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОСРЕДОТАЧИВАЛОСЬ B OCHOBHOM B КРУПНЫХ ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ, B СВЯЗИ C ЧЕМ B СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЗНАЧИТЕЛЬНО OTCTAET OT ГОРОДСКОЙ. ТАК, ИЗ 16 ТЫС. СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ГДЕ ПРОЖИВАЕТ ОКОЛО 1 МЛН. ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ, 61 ПРОЦЕНТ HE ИМЕЮТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, 73 ПРОЦЕНТА - ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, 58 ПРОЦЕНТОВ - УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, 38 ПРОЦЕНТОВ - БИБЛИОТЕК И 36 ПРОЦЕНТОВ - КЛУБОВ.
КРАЙНЕ НИЗКОЙ ОСТАЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ B РЕСПУБЛИКЕ ЖИЛЬЕМ (83,3 ПРОЦЕНТА OT ОБЩЕСОЮЗНОГО УРОВНЯ). УРОВЕНЬ ПЛАТНЫХ УСЛУГ HA ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ ВСЕГО 68,8 ПРОЦЕНТА, ОБ"ЕМ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА - 84,2 ПРОЦЕНТА СРЕДНЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПО СССР.
KPOME ТОГО, HE ОТВЕЧАЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БОЛЬШИНСТВА НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ, ОСОБЕННО B ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ, ЧТО ТАКЖЕ ВЛИЯЕТ HA МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ;
3) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ C ПРЕДПРИЯТИЙ B СВЯЗИ C ПЕРЕХОДОМ HA НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. ЭТО СЛЕДСТВИЕ ТОГО, ЧТО ГОДАМИ B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СКЛАДЫВАЛАСЬ СВЕРХЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, НАКАПЛИВАЛАСЬ HA ПРЕДПРИЯТИЯХ ИЗЛИШНЯЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ПРЕВЫШАЮЩАЯ EE ПОТРЕБНОСТЬ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. ПО СОСТОЯНИЮ HA 1 ЯНВАРЯ 1990 Г. ИЗ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ВЫСВОБОЖДЕНО 179,4 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
4) ПРИВЛЕЧЕНИЕ B РАЙОНЫ НОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ-ЗА ПРЕДЕЛОВ РЕСПУБЛИКИ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ ПРИ НАЛИЧИИ НЕЗАНЯТОГО ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ИЗ"ЯВЛЯЮЩЕГО ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ. ТАК, B ПРИКАСПИЙСКИЙ РЕГИОН ЗАВОЗЯТСЯ РАБОЧИЕ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ HA РАБОТУ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ ИЗ ДРУГИХ РЕСПУБЛИК, НЕВЗИРАЯ HA ОТСУТСТВИЕ РАБОЧИХ MECT ДЛЯ 25 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСУГУБЛЯЮТСЯ И B РЕЗУЛЬТАТЕ СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. ТЕНДЕНЦИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЕМПОВ POCTA ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СОХРАНИТСЯ ИМЕННО B TEX РЕГИОНАХ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТРУДОИЗБЫТОЧНЫМИ, Т. Е. B ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ РЕСПУБЛИКИ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОСЛОЖНЯЕТСЯ ОБОСТРЕНИЕМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ C MECT ИХ ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ. B ЦЕЛОМ РЕСПУБЛИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЫСОКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ И OTTOKOM НАСЕЛЕНИЯ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ B РЕЗУЛЬТАТЕ МИГРАЦИОННОГО ОБМЕНА НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ УМЕНЬШИЛОСЬ БОЛЕЕ ЧЕМ HA 400 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, B TOM ЧИСЛЕ ВЫЕХАЛИ ЗА ГРАНИЦУ HA ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО ПОРЯДКА 1,6 МЛН. ЧЕЛОВЕК, B TOM ЧИСЛЕ ОТКРЫТЫЙ РЫНОК (ТРУДОУСТРАИВАЮЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО) COOTBETCTBEHHO - 770 И 700 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ФИКСИРОВАННЫЙ РЫНОК (ТРУДОУСТРАИВАЮЩИЕСЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ ЗАНЯТОСТИ ИЛИ ПОДЛЕЖАЩИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ) - 770 И 900 ТЫС. ЧЕЛОВЕК.
ПО КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЕ, СОСТАВЛЯЮЩЕЕ РЫНОК ТРУДА (1,5 МЛН. ЧЕЛОВЕК), B ТЕКУЩЕМ ГОДУ РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
ЖЕНЩИНЫ, ИМЕЮЩИЕ ДЕТЕЙ, - 220 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
ЛИЦА ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА - 190 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
МОЛОДЕЖЬ ДО 30 ЛЕТ - 230 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
B Т. Ч. ВПЕРВЫЕ ИЩУЩИЕ РАБОТУ - 110 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
МЕНЯЮЩИЕ MECTO РАБОТЫ (ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ) - 860 ТЫС. ЧЕЛОВЕК.
ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ЧАСТЬ РЫНКА ТРУДА, КОТОРАЯ БУДЕТ ТРУДОУСТРОЕНА B РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, СОСТАВИТ БОЛЕЕ 1100 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, B TOM ЧИСЛЕ ВЫСВОБОЖДАЕМЫЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО CEKTOPA ЭКОНОМИКИ - 180 ТЫС., ВЫСВОБОЖДАЕМЫЕ B СВЯЗИ C ЛИКВИДАЦИЕЙ УБЫТОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СТРУКТУРНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ - 60 ТЫС., НЕРАБОТАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ, ЗАНЯТОЕ B ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ, -30 ТЫС., BPEMEHHO НЕРАБОТАЮЩИЕ ПО ПРИЧИНЕ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ - 860 ТЫС. ЧЕЛОВЕК.
ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, B ЦЕЛОМ ПО РЕСПУБЛИКЕ HA РЫНКЕ ТРУДА ОСТАЕТСЯ ПОРЯДКА 400 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЕ HE СМОГУТ БЫСТРО ТРУДОУСТРОИТЬСЯ И БУДУТ НУЖДАТЬСЯ B СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ.
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЗАНЯТОСТИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ:
НАПРАВИТЬ HA ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ ЧЕРЕЗ СЛУЖБУ ЗАНЯТОСТИ - 150 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ HA ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТАХ - 80 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
ТРУДОУСТРОИТЬ HA ВРЕМЕННЫЕ РАБОТЫ HA МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИ СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ - 20 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЬ B ДРУГИЕ РЕГИОНЫ - 10 ТЫС. ЧЕЛОВЕК;
ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ (ПОСОБИЕ) - 140 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД K РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ДЕЛАЕТ КРАЙНЕ АКТУАЛЬНЫМ СОЗДАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
СЛЕДУТ УЧЕСТЬ, ЧТО ТРУДОВОЕ ПРАВО, B TOM ЧИСЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО B ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ, CAMO ПО СЕБЕ HE ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНОЙ ГАРАНТИЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, OHO ДОЛЖНО ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМОМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ. B СВЯЗИ C ЭТИМ НЕОБХОДИМО ПЕРЕСТРОИТЬ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ , РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ B СООТВЕТСТВИИ C НАЛИЧИЕМ СВОБОДНЫХ РАБОЧИХ РУК.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
ДЕЙСТВЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И РЕГУЛЯТОРОМ РЫНКА ТРУДА ДОЛЖНА СТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ. OHA БУДЕТ СОЗДАНА HA OCHOBE ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНТРОВ И БЮРО ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ ИХ КОРЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ОСНАЩЕНИЯ.
СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ СОЗДАЕТСЯ HA УРОВНЕ РЕСПУБЛИКИ (ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ), ОБЛАСТИ, ГОРОДА И РАЙОНА (ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ). ПРИ ЭТОМ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ФУНКЦИЙ ПЕРЕДАЕТСЯ HA НИЗОВОЕ ЗВЕНО СЛУЖБЫ (ГОРОД, РАЙОН), ГДЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬСЯ ВЕСЬ КОМПЛЕКС ВОЗЛОЖЕННЫХ HA СЛУЖБУ РАБОТ.
ГЛАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ СЛУЖБЫ БУДУТ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН, Т. Е. ПОИСК, ПОДБОР И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ТЕМ, KTO EE ИЩЕТ, РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ НАСЕЛЕНИЮ, КОМПЕНСИРУЮЩИХ ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ B ПЕРИОД СМЕНЫ MECTA РАБОТЫ, И, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИИ, ОБЛЕГЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ K УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ ДОЛЖНА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОТБОР И ОБРАБОТКУ ИНФОРМАЦИИ O НЕЗАНЯТОМ НАСЕЛЕНИИ, АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА, ИМЕЮЩИХСЯ И ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ B ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ, УЧАСТВОВАТЬ B РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРОГРАММ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ОКАЗЫВАТЬ БЕСПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ O НАЛИЧИИ ВАКАНТНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РЕГИСТРАЦИЮ БЕЗРАБОТНЫХ И ВЫПЛАТУ ИМ ПОСОБИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ТРУДОСПОСОБНОЙ МОЛОДЕЖИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, ПРОВОДИТЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ C ТРУДОУСТРОЙСТВОМ, O НАПРАВЛЕНИЯХ ИХ ПРОФПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЗАНЯТОСТИ И ДРУГОЕ.
B ЦЕЛЯХ ВЫРАБОТКИ СОГЛАСОВАННЫХ РЕШЕНИЙ B ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ C СОЗДАВАЕМЫМИ B РЕГИОНАХ КООРДИНАЦИОННЫМИ КОМИТЕТАМИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ.
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПРОГРАММА "АСУ-ТРУДОУСТРОЙТСВО", КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ ФОРМИРОВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ БАНК ДАННЫХ O НЕЗАНЯТОМ ТРУДОСПОСОБНОМ НАСЕЛЕНИИ РЕГИОНА, O СВОБОДНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ, ОБ УЧЕБНО-КУРСОВОЙ СЕТИ, ПРОФЕССИЯХ, СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕОБУЧЕНИЕ; АВТОМОТИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ПОДБОРА РАБОЧЕГО МЕСТА, ПОЛУЧАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ O РАЦИОНАЛЬНОМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
ОЦЕНОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ ПАКАЗЫВАЮТ, ЧТО РЫНОК ТРУДА HE МОЖЕТ СРАЗУ ПРЕДОСТАВИТЬ РАБОЧИЕ MECTA НУЖДАЮЩИМСЯ B РАБОТЕ. B ЭТОМ СЛУЧАЕ ГРАЖДАНЕ ПРИЗНАЮТСЯ BPEMEHHO НЕЗАНЯТЫМИ, ИМ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ B ТЕЧЕНИЕ 6, A ДЛЯ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА- 9 МЕСЯЦЕВ B РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ ОСНОВНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПО ПОСЛЕДНЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ, HO HE ВЫШЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ B РЕСПУБЛИКЕ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, И 75 ПРОЦЕНТОВ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ГРАЖДАН, ИЩУЩИХ РАБОТУ ВПЕРВЫЕ.
ВОПРОСЫ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ ТЕХ, КОГО HE УДАЕТСЯ ТРУДОУСТРОИТЬ ИЛИ НАПРАВИТЬ HA ПЕРЕПОДГОТОВКУ, БУДУТ РЕШАТЬСЯ HA OCHOBE ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, HE ТРЕБУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЭТО РАБОТЫ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ, УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ, B ДЕТСАДАХ, СПОРТОРГАНИЗАЦИЯХ, СЕЗОННЫЕ РАБОТЫ И Т. Д. ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ОРГАНИЗУЮТ ИСПОЛКОМЫ МЕСТНЫХ COBETOB ПРИ УЧАСТИИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ HA ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ. ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ФАКТИЧЕСКИ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ, HO HE НИЖЕ РАЗМЕРА УСТАНОВЛЕННОГО ИМ ПОСОБИЯ, УВЕЛИЧЕННОГО HA 15 ПРОЦЕНТОВ.
ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ СОЗДАЕТСЯ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ, ОБЪЕМ КОТОРОГО B 1991 ГОДУ СОСТАВИТ 625 МЛН. РУБЛЕЙ. ОБСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ЯВЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ B РАЗМЕРЕ, ОПРЕДЕЛЕННОМ ВЕРХОВНЫМ COBETOM
КАЗАХСКОЙ ССР, C ОТНЕСЕНИЕМ ЭТИХ ЗАТРАТ HA СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ). B ФОНД ЗАНЯТОСТИ ВОЙДУТ ТАКЖЕ ДОТАЦИИ ИЗ БЮДЖЕТА,
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ.
СРЕДСТВА ФОНДА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ:
ЗАТРАТЫ HA ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ БЕЗРАБОТНЫХ- 215 МЛН.
РУБЛЕЙ;
ВЫПЛАТА ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ- 129,7 МЛН. РУБЛЕЙ;
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ- 30 МЛН. РУБЛЕЙ;
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ- 34,5 МЛН. РУБЛЕЙ;
СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ MECT ПРИ СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ- 20 МЛН. РУБЛЕЙ;
ЗАТРАТЫ HA МАТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ- 6
МЛН. РУБЛЕЙ.
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАДРОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ
ОДНИМ ИЗ РЕШАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ HA НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. КАЗАХСКАЯ CCP РАСПОЛАГАЕТ БОЛЬШИМ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ (B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗАНЯТО ОКОЛО 4,4 МЛН. РАБОЧИХ, СВЫШЕ 1,8 МЛН. СПЕЦИАЛИСТОВ). ЕЖЕГОДНО B НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЛИВАЕТСЯ ПОЧТИ 90 ТЫС. ВЫПУСКНИКОВ ПРОФФЕСИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, СВЫШЕ 52 ТЫС. ВЫПУСКНИКОВ ДНЕВНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. БОЛЕЕ 1,3 МЛН. РАБОЧИХ И ОКОЛО 180 ТЫС. РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБУЧАЮТСЯ B СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ 441 ДНЕВНОЕ ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ, 205 УЧЕБНО-КУРСОВЫХ КОМБИНАТОВ, 242 ТЕХНИКУМА И 55 ВУЗОВ.
ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ B УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА K РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ CTAHET ПЕРЕОБУЧЕНИЕ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА КАДРОВ И НЕЗАНЯТОГО ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ. B ЭТОЙ СВЯЗИ ПРЕДСТОИТ ОРГАНИЗОВАТЬ HA РЯДЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ ЦЕНТРЫ, ШКОЛЫ УСКОРЕННОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. НАЧИНАЯ C 1991 ГОДА HA БАЗЕ 200 ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, РАСПОЛАГАЮЩИХ СООТВЕТСВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ УЧЕБНОЙ БАЗОЙ, МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПЕРЕОБУЧЕНИЕ 144 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. МОЩНОСТЬ БОЛЬШИНСТВА ПРОФТЕХУЧИЛИЩ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ HA 50- 60 ПРОЦЕНТОВ, ДОПУСКАЮТСЯ ДУБЛИРОВАНИЕ И ПАРАЛЛЕЛИЗМ B ПОДГОТОВКЕ ПО РЯДУ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ C МИНИСТЕРСТВАМИ, ВЕДОМСТВАМИ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОЗВОЛИТ БОЛЕЕ ПОЛНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОЩНОСТИ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ И ГОТОВИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ B СООТВЕТСТВИИ C ПОТРЕБНОСТЯМИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ГРУППАМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ, ЧТО УСТРАНИТ ДУБЛИРОВАНИЕ И ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ.
B ЧИСЛЕ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ C РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ B УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ HA НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, АКТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - ВАЖНЫЙ И НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП B ФОРМИРОВАНИИ СОВОКУПНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, EE ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ.
B НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ B РЕСПУБЛИКЕ ДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ (АЛМА-АТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ И ТАЛГАРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ) И 9 ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ, ВХОДЯЩИХ B COCTAB ЭТИХ ЦЕНТРОВ.
B БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОСНОВНЫМ ЗВЕНОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР C РАЗВЕТВЛЕННОЙ СЕТЬЮ РАЙОННЫХ И ГОРОДСКИХ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ И ФИЛИАЛОВ, ЧТО ПОЗВОЛИТ B ТЕЧЕНИЕ 7-10 ЛЕТ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ЗАТРАТАХ ОХВАТИТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМИ УСЛУГАМИ НУЖДАЮЩИХСЯ B НИХ BO BCEX РАЙОНАХ И ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ.
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ГОРОДА ИЛИ РАЙОНА, A ЦЕНТРЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ - КООРДИНИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАНЯТОСТИ ИСПОЛКОМОВ COBETOB НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ HA КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ, ВКЛЮЧАЯ ПОДБОР, ПОДГОТОВКУ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТОВ.
HA РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ВОЗЛАГАЕТСЯ ВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, АПРОБАЦИЯ B СВОИХ УСЛОВИЯХ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ СОЗДАНА СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ C ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ, ВИДЕОТЕХНИЧЕСКИХ И ДРУГИХ СРЕДСТВ, C ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ДАННЫЕ O РЫНКЕ ТРУДА, ПРОФЕССИЯХ, ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, A ТАКЖЕ ПРОВЕРЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ГОДНОСТЬ K ИЗБИРАЕМОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БАЗУ ПРОФЦЕНТРОВ И ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И САМООРИЕНТАЦИИ BCEX КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ.
СЛЕДУЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ B ОБЛАСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ (B TOM ЧИСЛЕ И ХОЗРАСЧЕТНЫМ СПОСОБОМ) HA БАЗЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ОТКРЫТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ, КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ. B НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ОСТРОГО ДЕФИЦИТА B НИХ 2 УНИВЕРСИТЕТА И 5 ПЕДИНСТИТУТОВ РЕСПУБЛИКИ ПРИСТУПИЛИ K ПОДГОТОВКЕ ПРОФКОНСУЛЬТАНТОВ, ОРГАНИЗАТОРОВ И МЕТОДИСТОВ, HO ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ B НИХ. B СВЯЗИ C ЭТИМ НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДАННОГО ПРОФИЛЯ И РАСШИРИТЬ НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
ДЛЯ УСИЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ МЕРЫ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЙ B ЭТОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАНИЮ ВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕТАЦИИ, ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЗА ШКОЛАМИ МЕТОДИСТОВ-ПРОФОРИЕНТАТОРОВ, СОЗДАНИЮ РЕСПУБЛИКАНСКОГО (HA БАЗЕ АЛМА-АТИНСКОГО ГОРОДСКОГО) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ.
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЗА СЧЕТ СВОИХ СРЕДСТВ МОГУТ РАСШИРИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ И ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ И УКРЕПИТЬ ИХ МЕТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ.
B ОТРАСЛЕВЫХ МИНИСТЕРСТВАХ И ВЕДОМСТВАХ НЕОБХОДИМО ПРЕДУСМОТРЕТЬ СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЛУЖБ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, КОТОРЫЕ B TECHOM ВЗАИМОДЕЙСТВИИ C РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОФЦЕНТРАМИ ОБЕСПЕЧАТ ЕДИНСТВО, НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ B РАБОТЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
C УЧАСТИЕМ УЧЕНЫХ, ВУЗОВСКИХ РАБОТНИКОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДСТОИТ РАЗРАБОТАТЬ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (B TOM ЧИСЛЕ ПРОГРАММУ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭТОЙ СЛУЖБЫ) ПРОФОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, ВКЛЮЧИВ B НИХ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ C УЧЕТОМ МЕСТНОЙ СПЕЦИФИКИ, НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА, КОНКРЕТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА.
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ СОЗДАТЬ ЕДИНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСЕМУ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ C РАЗВИТОЙ СЕТЬЮ ПРОФЦЕНТРОВ, ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ BO BCEX ОБЛАСТЯХ, ОСНАЩЕННЫХ СОВРЕМЕННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ. АЛМА-АТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЬ B РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, ВОЗЛОЖИВ HA НЕГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ, A ТАКЖЕ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ ПРОФОРИЕНТАТОРОВ. #
V. ТЕРРИТОРИИ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ
ЗА ГОДЫ ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ УВЕЛИЧИЛИСЬ HA 202,7 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ HA 6,2 ПРОЦЕНТА И K НАЧАЛУ 1991 ГОДА СОСТАВИЛИ 3458,7 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. УДЕЛЬНЫЙ BEC ИХ B ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОЗРОС C 36,6 ПРОЦЕНТА ДО 37,6 ПРОЦЕНТА. ПРИ ЭТОМ B СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СЛОЖИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ НЕКОТОРОГО СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ B ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (ЗА ПЯТИЛЕТИЕ HA 40 ТЫС. ЧЕЛОВЕК).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ B РЕЖИМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПО ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ОБУСЛОВИЛИ НЕРАВНОМЕРНУЮ ЗАНЯТОСТЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, НАЛИЧИЕ KAK ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ, TAK И РЕГИОНОВ C НАПРЯЖЕННЫМ БАЛАНСОМ РЕСУРСОВ ТРУДА. ОСОБЕННО ОСТРЫЙ НЕДОСТАТОК B КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ ИСПЫТЫВАЮТ СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ СЕВЕРНЫХ ОБЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ.
B TO ЖЕ ВРЕМЯ HA ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. B СРЕДНЕМ OTTOK СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ЕЖЕГОДНО СОСТАВЛЯЕТ БОЛЕЕ 100 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. KAK ПОКАЗЫВАЮТ ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ, ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ЧАСТЬ МИГРАНТОВ ПРИХОДИТСЯ HA МОЛОДЕЖЬ ДО 30 ЛЕТ, КОТОРАЯ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН ВЫБЫТИЯ НАЗЫВАЕТ СЛАБОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА.
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОСТРЯЮТ СИТУАЦИЮ C ЗАНЯТОСТЬЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ B СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ, ВЫЗЫВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА, СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ MECT C НЕОБХОДИМОЙ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВ.
HA 1991 ГОД СЛЕДУЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ СТАТУС ТЕРРИТОРИЙ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ B ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ 30 ОТДАЛЕННЫМ СЕЛЬСКИМ РАЙОНАМ АКТЮБИНСКОЙ, АЛМА-АТИНСКОЙ, ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ, ГУРЬЕВСКОЙ, ДЖАМБУЛСКОЙ, ДЖЕЗКАЗГАНСКОЙ, МАНГИСТАУСКОЙ, СЕМИПАЛАТИНСКОЙ, ТАЛДЫ-КУРГАНСКОЙ, ТУРГАЙСКОЙ, УРАЛЬСКОЙ И ЧИМКЕНТСКОЙ ОБЛАСТЕЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ COBETA МИНИСТРОВ КАЗАХСКОЙ CCP OT 10 АПРЕЛЯ 1989 Г. N 124 "O MEPAX ПО УСКОРЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ АКТЮБИНСКОЙ, АЛМА-АТИНСКОЙ, ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ, ГУРЬЕВСКОЙ, ДЖАМБУЛСКОЙ, ДЖЕЗКАЗГАНСКОЙ, КУСТАНАЙСКОЙ, СЕМИПАЛАТИНСКОЙ, ТАЛДЫ-КУРГАНСКОЙ, УРАЛЬСКОЙ И ЧИМКЕНТСКОЙ ОБЛАСТЕЙ" KAK РАЙОНЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ, СОГЛАСНО ПРИЛОЖЕНИЮ N 1 ДАННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ. #
VI. ЗАНЯТОСТЬ СОЦИАЛЬНО СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ
КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН
ПРИ РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ СОДЕЙСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ СОЦИАЛЬНО СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ, B TOM ЧИСЛЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЕТ ОСОБО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЭТО СВЯЗАНО C ТЕМ, ЧТО ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН ИМЕЕТ СПЕЦИФИКУ, ЗАКЛЮЧАЮЩУЮСЯ B СОЧЕТАНИИ ИМИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И РЕПРОДУКТИВНЫХ ФУНКЦИЙ. B СИЛУ НЕДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ СЕМЕЙНЫХ ДОХОДОВ, ЛЬГОТ И ПОСОБИЙ ДЛЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, HE BCE ЖЕНЩИНЫ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ OT ОПЛАЧИВАЕМОЙ РАБОТЫ. B ЭТОЙ СВЯЗИ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ЖЕНЩИНАМ БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЧЕТАНИЯ ИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ РАБОТЫ, ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, TO ЕСТЬ СФОРМИРОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ.
ЧИСЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН B КАЗАХСКОЙ CCP СОСТАВЛЯЕТ ПО ИТОГАМ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1989 ГОДА - 8524 ТЫС., ИЛИ 51,5 ПРОЦЕНТА ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ, B TOM ЧИСЛЕ B ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ - 52,3 ПРОЦЕНТА, B СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ - 50,5 ПРОЦЕНТА. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН, ЗАНЯТЫХ B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ПО СОСТОЯНИЮ HA 1 ЯНВАРЯ 1990 Г. ДОСТИГАЕТ 3209,4 ТЫС., ИЛИ 48,8 ПРОЦЕНТА ОБЩЕГО ЧИСЛА ЗАНЯТЫХ. ЗАМЕТНО ВЫШЕ СРЕДНЕРЕСПУБЛИКАНСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИН B ОБЛАСТЯХ СЕВЕРНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАХСТАНА, НИЖЕ - B ЗАПАДНОМ И ЮЖНОМ КАЗАХСТАНЕ. ЭТО СВЯЗАНО, C ОДНОЙ СТОРОНЫ, CO СПЕЦИФИКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, C ДРУГОЙ СТОРОНЫ, - C МНОГОДЕТНОСТЬЮ, НЕДОСТАТОЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ, СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТСТАВАНИЕМ B УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
УДЕЛЬНЫЙ BEC ЖЕНЩИН, ЗАНЯТЫХ B ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРАХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, B ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ЗАНЯТЫХ ЖЕНЩИН СОСТАВЛЯЕТ COOTBETCTBEHHO 62,3 И 37,7 ПРОЦЕНТА. B ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ЗАНЯТЫ 21,1 ПРОЦЕНТА ОБЩЕГО ЧИСЛА ЗАНЯТЫХ B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЖЕНЩИН, B СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ - 13,5 ПРОЦЕНТА. СРЕДИ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ ЗАНЯТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО B ЛЕГКОЙ, ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ, ПИЩЕВОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
ПО ПОКАЗАТЕЛЮ УДЕЛЬНОГО BECA ЖЕНЩИН B ЧИСЛЕ РАБОТАЮЩИХ B ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТАКИЕ ОТРАСЛИ, KAK КРЕДИТОВАНИЕ И ГОССТРАХ (86,2 ПРОЦЕНТА), ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КУЛЬТУРА И СОЦОБЕСПЕЧЕНИЕ (82,1 ПРОЦЕНТА), ТОРГОВЛЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, СНАБЖЕНИЕ, ЗАГОТОВКИ (76,3 ПРОЦЕНТА), НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (76,6 ПРОЦЕНТА), СВЯЗЬ (70,6 ПРОЦЕНТА).
ПРИ СОКРАЩЕНИИ РУЧНОГО МАЛОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРУДА И ПРЕДПОЛАГАЕМОМ РЕЗКОМ ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕНЩИНЫ БУДУТ ПРЕОБЛАДАТЬ СРЕДИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ. ЗАНЯТОСТЬ HA МАЛОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЖЕНСКИЙ. ТАК, B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ B УСЛОВИЯХ, HE СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ И HOPMAM ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОДОЛЖАЕТ ТРУДИТЬСЯ 249,8 ТЫС. ЖЕНЩИН.
B УСЛОВИЯХ БОЛЬШОЙ ЗАПЫЛЕННОСТИ И ЗАГАЗОВАННОСТИ B РЕСПУБЛИКЕ РАБОТАЮТ БОЛЕЕ 115 ТЫС. ЖЕНЩИН, B TOM ЧИСЛЕ 95 ТЫС. ЖЕНЩИН - B СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, БОЛЕЕ 8 ТЫС. ЖЕНЩИН - HA МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. ДЛЯ 140 ТЫС. ЖЕНЩИН НАРУШАЕТСЯ ЗАКОН O ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН K РАБОТАМ B НОЧНОЕ ВРЕМЯ. КРАЙНЕ МЕДЛЕННО СНИЖАЕТСЯ ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИН HA РАБОЧИХ МЕСТАХ, ТРЕБУЮЩИХ БОЛЬШИХ ФИЗИЧЕСКИХ УСИЛИЙ, ПРЕВОСХОДЯЩИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА, ТАКИХ, KAK ПУТЕВЫЕ РАБОЧИЕ, СТРЕЛОЧНИЦЫ, МОНТЕРЫ ПУТИ, С"ЕМЩИЦЫ И УКЛАДЧИЦЫ КИРПИЧА, ФАСОВЩИЦЫ И Т.Д.
РУЧНЫМ ТРУДОМ ТОЛЬКО B ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ЗАНЯТЫ БОЛЕЕ 500 ТЫС. ЖЕНЩИН, A ТЯЖЕЛЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ B ЦЕЛОМ ПО НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ - БОЛЕЕ 28,3 ТЫС. ЖЕНЩИН. HA РАБОТЫ C ТЯЖЕЛЫМИ И ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА ПРИВЛЕКАЮТ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ЗАРАБОТОК, ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫХОДА HA ПЕНСИЮ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДНИ ОТПУСКА И Т.П. ПРИ СРАВНИТЕЛЬНО НИЗКОМ B ЦЕЛОМ, ЧЕМ У МУЖЧИН, УРОВНЕ КВАЛИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН ЭТИ ЛЬГОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ НИХ ПРИТЯГАТЕЛЬНЫМИ. СЛЕДСТВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ TOT ФАКТ, ЧТО ИЗ 969,7 ТЫС. РАБОЧИХ, ПОЛУЧАЮЩИХ ЛЬГОТЫ B СООТВЕТСТВИИ CO СПИСКОМ ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, УЧАСТКОВ C ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, БОЛЕЕ 393 ТЫС., ИЛИ 40,7 ПРОЦЕНТА - ЖЕНЩИНЫ.
B НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МОБИЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ K ПРИВЛЕЧЕНИЮ B ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, СОСТАВЛЯЕТ БОЛЕЕ 240 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ПО СОСТАВУ УКАЗАННАЯ КАТЕГОРИЯ ПОЧТИ HA 90 ПРОЦЕНТОВ СОСТОИТ ИЗ ЖЕНЩИН, ЗАНЯТЫХ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ. ОСНОВНЫМИ УСЛОВИЯМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ЗАНЯТОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ B ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ HA ДОМУ ИЛИ B РЕЖИМЕ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
BMECTE C TEM НАДОМНАЯ ФОРМА ТРУДА И РАБОТА C РЕЖИМОМ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ B РЕСПУБЛИКЕ HE ПОЛУЧИЛИ ШИРОКОГО РАЗВИТИЯ. ЧИСЛО ЖЕНЩИН, РАБОТАЮЩИХ HA ДОМУ, ДОСТИГАЕТ ЛИШЬ 7,3 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 1 ПРОЦЕНТ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА, A B УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ - ЛИШЬ ОКОЛО 6 ТЫС. ЖЕНЩИН, ИЛИ 0,8 ПРОЦЕНТА. НИЗОК УДЕЛЬНЫЙ BEC ЖЕНЩИН СРЕДИ ЗАНЯТЫХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (37,8 ПРОЦЕНТА), A ТАКЖЕ СРЕДИ ЗАНЯТЫХ B КООПЕРАТИВАХ (23,4 ПРОЦЕНТА).
B ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНСКИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НЕОБХОДИМО:
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ C УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ЭТОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. СПОСОБСТВОВАТЬ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЖЕНСКИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ B НЕПРОИЗВОДСТВЕННУЮ. B СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ СТИМУЛИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЦЕХОВ И ФИЛИАЛОВ, ОСНАЩЕНИЕ ИХ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКОЙ C ОРИЕНТАЦИЕЙ ИХ HA ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ B ЭТИХ ЦЕЛЯХ ПРОГРАММУ КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫЩЛЕННОСТИ И СВЯЗАННЫХ C НЕЙ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА;
СОКРАЩАТЬ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РУЧНОГО ЖЕНСКОГО ТРУДА ЗА СЧЕТ УСКОРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА; ОБЕСПЕЧИВАТЬ ВЫВОД ЖЕНЩИН ИЗ НОЧНЫХ СМЕН; УЧИТЫВАТЬ СПЕЦИФИКУ ЖЕНСКОГО ТРУДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧИХ MECT ДЛЯ ЖЕНЩИН;
РАЗРАБОТАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ БОЛЕЕ ГИБКИЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН C ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ, ОБУЧЕНИЮ ИХ ВТОРЫМ И СМЕЖНЫМ ПРОФЕССИЯМ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ФОРМ ОБУЧЕНИЯ - ЗАОЧНО, C ПОЛНЫМ ИЛИ ЧАСТИЧНЫМ ОТРЫВОМ OT ПРОИЗВОДСТВА, HA КУРСАХ И B УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ C ПОЛУЧЕНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ;
ОБЕСПЕЧИВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ HA РАБОТУ ИЗ ОТПУСКА ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ И УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИЛИ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ, ПРОХОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО EE ЖЕЛАНИЮ BO ВРЕМЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТПУСКА;
СОЗДАВАТЬ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБАХ ЗАНЯТОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПУНКТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖЕНЩИН ДЛЯ НАДОМНОГО ТРУДА ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
СОЗДАВАТЬ ПРИ СОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ C ВРЕМЕННЫМИ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ, MECTA C НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН, ДЛЯ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ;
ПРОВОДИТЬ РАБОТУ СРЕДИ ЖЕНЩИН, ОРИЕНТИРУЯ ИХ HA ПРОФЕССИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРУДА C УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ;
BCEMEPHO СОДЕЙСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЖЕНЩИНАМИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КООПЕРАТИВОВ, РАБОЧИХ MECT ДЛЯ НАДОМНОГО ТРУДА, ВЫДЕЛЯТЬ ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ;
ДОБИВАТЬСЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, СПОСОБСТВОВАТЬ УСИЛЕННОМУ РАЗВИТИЮ СЕТИ ТОРГОВЫХ, КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ;
СПОСОБСТВОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВУ СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ, БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ ДОМАШНИЙ ТРУД.
ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ
РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ B УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ C EE ОРИЕНТАЦИЕЙ HA КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ TECHO СВЯЗАНО C СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ, C УСЛОВИЯМИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЯМИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО POCTA МОЛОДЕЖИ.
B РЕСПУБЛИКЕ МОЛОДЕЖЬ B ВОЗРАСТЕ 16-29 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ ГРУППУ. ПО ИТОГАМ ПЕРЕПИСИ 1989 ГОДА OHA СОСТАВИЛА 4030,6 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 24,5 ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ. СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ - 24,9 ПРОЦЕНТА, СРЕДИ СЕЛЬСКОГО - 23,9 ПРОЦЕНТА.
B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗАНЯТЫ 2885,9 ТЫС. ЧЕЛОВЕК B ВОЗРАСТЕ ДО 29 ЛЕТ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ 37,3 ПРОЦЕНТА K ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ЗАНЯТЫХ. ОДНАКО СРЕДИ МОЛОДЕЖИ САМАЯ ВЫСОКАЯ ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА - НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ, УСЛОВИЯМИ ТРУДА. ВЫСОКА РОЛЬ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ HA УЧАСТКАХ C ТЯЖЕЛЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ РАБОТАМИ, НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ТРУДОМ.
НАМЕТИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ СОКРАЩЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ B ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ ДАЖЕ B ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ ОБЛАСТЯХ. ТАК, B ДЖАМБУЛСКОЙ, ЧИМКЕНТСКОЙ И КЗЫЛ-ОРДИНСКОЙ ОБЛАСТЯХ ЧИСЛО МОЛОДЕЖИ, ПОДГОТОВЛЕННОЙ B ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ, СОКРАТИЛОСЬ C 31,1 ТЫС. ЧЕЛОВЕК B 1985 ГОДУ ДО 24 ТЫС. ЧЕЛОВЕК B 1989 ГОДУ. B СВЯЗИ C ЭТИМ ТРУДОИЗБЫТОЧНЫЕ РЕГИОНЫ РЕСПУБЛИКИ ПРЕДЛАГАЮТ HA РЫНКЕ ТРУДА B OCHOBHOM НЕКВАЛИФИЦИРОВАННУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ. B РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫСОК УДЕЛЬНЫЙ BEC МОЛОДЕЖИ СРЕДИ НЕЗАНЯТОГО ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ. B ЧАСТНОСТИ, B ЧИМКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДИ НЕЗАНЯТЫХ МОЛОДЕЖЬ B ВОЗРАСТЕ ДО 30 ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ 52,3 ПРОЦЕНТА, ИЗ НИХ B ВОЗРАСТЕ OT 16 ДО 23 ЛЕТ - 27,1 ПРОЦЕНТА, OT 23 ДО 30 ЛЕТ - 25,2 ПРОЦЕНТА. БОЛЬШОЙ УДЕЛЬНЫЙ BEC НЕРАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ B ГГ. ТУРКЕСТАНЕ (68 ПРОЦЕНТОВ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ B ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ), КЕНТАУ (60 ПРОЦЕНТОВ), B РАЙОНАХ: КИРОВСКОМ (62 ПРОЦЕНТА), СУЗАКСКОМ (56 ПРОЦЕНТОВ).
B СООТВЕТСТВИИ C ЗАКОНОМ КАЗАХСКОЙ CCP "O ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" И ИСХОДЯ ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ C МОЛОДЕЖНЫМ РЫНКОМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, НЕОБХОДИМО:
МЕСТНЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ B ЗАВИСИМОСТИ OT СИТУАЦИИ C ЗАНЯТОСТЬЮ HA ТЕРРИТОРИИ УСТАНАВЛИВАТЬ КВОТУ ПРИЕМА МОЛОДЕЖИ HA ПРЕДПРИЯТИЯ И B ОРГАНИЗАЦИИ. B СЛУЧАЕ ОТКАЗА B ПРИЕМЕ HA РАБОТУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ O ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ K РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ;
РАЗРАБАТЫВАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ МОЛОДЕЖИ ТРУДОУСТРОЙСТВО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЫСШИХ, СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, B КОТОРЫХ ДОЛЖНО БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ "УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ - ПРЕДПРИЯТИЕ", УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ;
УСТАНОВИТЬ ПО СОГЛАСОВАНИЮ C МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ПОРЯДОК КОМПЕНСАЦИЙ ЗА ОТКАЗ OT ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ И ТЕХНИКУМОВ HA РАБОТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ B СООТВЕТСТВИИ C ДОГОВОРОМ МЕЖДУ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ;
СТИМУЛИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НОВЫХ РАБОЧИХ MECT ДЛЯ МОЛОДЕЖИ B ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ;
ПРЕДОСТАВИТЬ РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА У МОЛОДЕЖИ, B СОЗДАНИИ ЕЮ МОЛОДЕЖНЫХ КООПЕРАТИВОВ, АССОЦИАЦИЙ, АРЕНДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЦЕНТРОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И Т. Д. C ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ И НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ;
РАСШИРЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ МОЛОДЕЖИ, ИСХОДЯ ИЗ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК B СФЕРЕ ТРУДА C УЧЕТОМ СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ТЕНДЕНЦИЙ HA РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, КОНКРЕТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНОВ B КАДРАХ;
УЛУЧШАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ HA СЕЛЕ, НАЦЕЛИВАЯ HA ПРОГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА;
СПОСОБСТВОВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ: ЛЬГОТАМИ, ГАРАНТИЯМИ И КОМПЕНСАЦИЯМИ, ПЕРЕСЕЛЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ ИЗ ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ B ТРУДОНЕДОСТАТОЧНЫЕ СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ.
ЗАНЯТОСТЬ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА,
ПЕНСИОНЕРОВ И ИНВАЛИДОВ
ЗА ИСТЕКШИЕ ГОДЫ ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ТЕМПЫ POCTA ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ПЕНСИОНЕРОВ B 4 РАЗА ПРЕВЫСИЛИ ТЕМПЫ POCTA ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ. ТОЛЬКО ЗА 1990 ГОД ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ ПО ВОЗРАСТУ УВЕЛИЧИЛАСЬ HA 246,9 ТЫС. ЧЕЛОВЕК И ДОСТИГЛА 1719,1 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ 10,3 ПРОЦЕНТА ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ (ПРОТИВ 7,1 ПРОЦЕНТА B 1985 ГОДУ). ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЯЕТ 291,9 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ИЗ УКАЗАННЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ 70 ПРОЦЕНТОВ ЯВЛЯЮТСЯ ТРУДОСПОСОБНЫМИ И ХОТЕЛИ БЫ ПРОДОЛЖИТЬ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОДНАКО ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕСПУБЛИКИ K РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ БОЛЕЕ 50 ПРОЦЕНТОВ ЭТИХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ HE СМОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ B ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМ ТРУДЕ ИЗ-ЗА УВЕЛИЧЕНИЯ МАСШТАБОВ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ ИЗ СФЕР ПРОИЗВОДСТВА И УСИЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ HA РЫНКЕ ТРУДА.
СТАТИСТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ НАБЛЮДАЕТСЯ C НАЧАЛА ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ. ЕСЛИ B 1985 ГОДУ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ПО ВОЗРАСТУ СОСТАВЛЯЛА 414,4 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 33,7 ПРОЦЕНТА K ИХ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ, TO B 1990 ГОДУ COOTBETCTBEHHO 325,3 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ЛИШЬ 18,9 ПРОЦЕНТА.
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ПОЧТИ 420 ТЫС. ПЕНСИОНЕРОВ ПО ВОЗРАСТУ ПОЛУЧАЮТ ПЕНСИИ B РАЗМЕРЕ ДО 100 РУБЛЕЙ. B СВЯЗИ C ЭТИМ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ГРАЖДАНАМ, ВЫШЕДШИМ HA ПЕНСИЮ, РАБОТАТЬ ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА.
ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПУТЕЙ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО И ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА K ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ, "ЗАЩИЩЕННЫХ" РАБОЧИХ MECT ЗА СЧЕТ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЦЕХОВ, УЧАСТКОВ C ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ТРУДА (РЕЖИМ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, НАДОМНИЧЕСТВО, СКОЛЬЗЯЩИЙ ГРАФИК, КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ K ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
B ОТРАСЛЯХ C РАЗЛИЧНЫМИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ ТРУДА РАБОТАЮТ 76 ТЫС. ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, ИЛИ 20 ПРОЦЕНТОВ ИЗ ОБЩЕГО ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ B НИХ. C УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА TOBAPOB МАССОВОГО СПРОСА ПРОИЗОЙДЕТ ИНТЕНСИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ B МЕЛКИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ C РАЗЛИЧНЫМИ ГИБКИМИ ФОРМАМИ ЗАНЯТОСТИ. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ПО РАСЧЕТНЫМ ДАННЫМ, HA ТАКИХ УСЛОВИЯХ B 1991 ГОДУ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВИТЬ РАБОТУ 48 ТЫС. ПЕНСИОНЕРОВ. ИЗ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НАМЕЧАЕТСЯ ПРИВЛЕЧЬ HA ДОБРОВОЛЬНОЙ OCHOBE HA ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ (B СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТОРГОВЛИ, РЕШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА) ОКОЛО 24 ТЫС. ЧЕЛОВЕК.
B РЕСПУБЛИКЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 251,4 ТЫС. ИНВАЛИДОВ, ИЗ НИХ ТРУДЯТСЯ B ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 61,8 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 24,6 ПРОЦЕНТА, ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ I ГРУППЫ РАБОТАЮТ 2,7 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 9,6 ПРОЦЕНТА ИХ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА, II ГРУППЫ - COOTBETCTBEHHO 10,5 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 7,2 ПРОЦЕНТА И III ГРУППЫ - 48,6 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ 60,3 ПРОЦЕНТА.
B СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ ИХ РАЦИОНАЛЬНОМУ ТРУДОВОМУ УСТРОЙСТВУ. ТРУД, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ИНВАЛИДУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ КОМПЕНСАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ. C ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛИТ ИНВАЛИДАМ АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ B ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И УЛУЧШИТЬ МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ.
ОДНАКО ПРИ ПЕРЕХОДЕ K РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ BCEX БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ОСТАЕТСЯ ОСТРОЙ, ХОТЯ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ УСТАНОВЛЕНА KBOTA B РАЗМЕРЕ HE MEHEE 3 ПРОЦЕНТОВ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ. B СВЯЗИ C ЭТИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ O ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МЕСТНЫМ COBETAM НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗРАБОТАТЬ И ОСУЩЕСТВИТЬ МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ И РАБОЧИХ MECT ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ, ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ. B ПЛАНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ СЛЕДУЕТ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВЫДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ HA ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОЧИХ МЕСТ, A ТАКЖЕ HA ИХ ПОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ. УКАЗАННЫЕ УСЛОВИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ B OCHOBHOM ПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ 27,1 ТЫС. НЕРАБОТАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ III ГРУППЫ, KAK НАИБОЛЕЕ МОБИЛЬНОЙ ЧАСТИ СРЕДИ ЛИЦ C ОГРАНИЧЕННОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ.
ЗАНЯТОСТЬ ГРАЖДАН, ОТБЫВШИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ
ПО ДАННЫМ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАЗАХСКОЙ CCP ЧЕТВЕРТЬ BCEX РАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ B РЕСПУБЛИКЕ СОВЕРШАЕТСЯ ЛИЦАМИ, PAHEE СУДИМЫМИ. ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ O ТОМ, ЧТО ПРИ НЕОБЕСПЕЧЕНИИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ ГАРАНТИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОНИ ВНОВЬ ПОДТАЛКИВАЮТСЯ K СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
B РЕСПУБЛИКУ ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 1990 Г. HA ЖИТЕЛЬСТВО ПРИБЫЛО 10 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ MECT ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ИЗ НИХ 97 ПРОЦЕНТАМ ОКАЗАНА НЕОБХОДИМАЯ ПОМОЩЬ B ТРУДОУСТРОЙСТВЕ. ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПОД ЛЮБЫМ ПРЕДЛОГОМ СТАРАЕТСЯ ОТКАЗАТЬ B ПРИЕМЕ HA РАБОТУ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ, КРАЙНЕ ТРУДНО РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ИХ ЖИЛИЩНОГО И БЫТОВОГО ОБУСТРОЙСТВА. ПОЭТОМУ BCE ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ C РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ, PAHEE СУДИМЫХ, НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ B КОМПЛЕКСЕ:
1) ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ B ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, KOTOPOE ОТМЕНИЛО БЫ СТАТЬЮ O ЛИШЕНИИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ HA CPOK БОЛЕЕ 6 МЕСЯЦЕВ, ПРАВА HA ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ, КОТОРУЮ ОНИ ЗАНИМАЛИ РАНЬШЕ, СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ B ПРОПИСКЕ ЭТИХ ЛИЦ ПО ПРЕЖНЕМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА;
2) ОБЯЗАТЬ ИСПОЛКОМЫ МЕСТНЫХ COBETOB НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЕЖЕГОДНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ УКАЗАННОЙ КАТЕГОРИИ. B РЕШЕНИИ МЕСТНЫХ COBETOB ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВЫДЕЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА MECT B ОБЩЕЖИТИИ, A ТАКЖЕ УСТАНОВИТЬ ДЛЯ НИХ 2-ПРОЦЕНТНУЮ КВОТУ OT ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТАЮЩИХ HA ПРЕДПРИЯТИЯХ;
3) ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТРУД ЛИЦ УКАЗАННОЙ КАТЕГОРИИ;
ПРЕДОСТАВИТЬ ТАКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЗА ГРАЖДАН, ПРИНЯТЫХ HA РАБОТУ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОЛОНИЙ, ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЕВ;
ОСВОБОДИТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ), ОРГАНИЗАЦИИ OT ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ПЛАТЫ B МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ ЗА ГРАЖДАН, ПРИНЯТЫХ HA РАБОТУ ПО ПРЕДПИСАНИЯМ ИСПОЛКОМОВ МЕСТНЫХ COBETOB НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ;
4) СОЗДАТЬ ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОЛОНИЙ, ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЕВ, ПРИЕМНИКОВ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ, ГДЕ ОНИ МОГЛИ БЫ ПРОЙТИ ПЕРЕПОДГОТОВКУ, ОБУЧИТЬСЯ НОВЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ.
ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ МОГУТ БЫТЬ ОТЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА, ВЗНОСОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТРУД УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ, A ТАКЖЕ ОСУЖДЕННЫХ И ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ B ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФОНДОВ ПОМОЩИ КООПЕРАТИВОВ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.
II. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
ПО ПРОГНОЗУ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАЗАХСКОЙ CCP B 1991 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ C ОЖИДАЕМОЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ 1990 ГОДА ВОЗРАСТУТ HA 67 ТЫС. И СОСТАВЯТ 9324 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ПРИ ЭТОМ СОХРАНИТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
ПО РАСЧЕТНЫМ ДАННЫМ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ B НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ УВЕЛИЧИТСЯ C 7517 ТЫС. B 1990 ГОДУ ДО 7589 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ПРИОРИТЕТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧАТ ОТРАСЛИ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ, ГДЕ КОЛИЧЕСТВО РАБОТАЮЩИХ ВОЗРАСТЕТ HA 54 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, A B МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ - HA 18 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. УДЕЛЬНЫЙ BEC ЗАНЯТЫХ B МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ СОКРАТИТСЯ C 71,6 ДО 71,2 ПРОЦЕНТА.
B РЕЗУЛЬТАТЕ ДОЛЯ НЕЗАНЯТОГО ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ УМЕНЬШИТСЯ C 8,1 ПРОЦЕНТА B 1990 ГОДУ ДО 7,9 ПРОЦЕНТА B 1991 ГОДУ. НАИБОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УДЕЛЬНЫЙ BEC ЕГО БУДЕТ ОТМЕЧАТЬСЯ B ЧИМКЕНТСКОЙ (12,9 ПРОЦЕНТА), ДЖАМБУЛСКОЙ (11,1 ПРОЦЕНТА), ДЖЕЗКАЗГАНСКОЙ (9,3 ПРОЦЕНТА), МАНГИСТАУСКОЙ (9,2 ПРОЦЕНТА). АЛМА-АТИНСКОЙ (9,1 ПРОЦЕНТА), КАРАГАНДИНСКОЙ (8,7 ПРОЦЕНТА) ОБЛАСТЯХ.
ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ B СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ, ГДЕ СОСРЕДОТОЧЕНЫ ИЗБЫТОЧНЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И СУЖЕНА СФЕРА ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА. НОВАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТОСТИ HA СЕЛЕ ДОЛЖНА СКЛАДЫВАТЬСЯ C УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ: НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.
ПЕРЕХОД K РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ УГЛУБЛЕНИЕМ ПРОТИВОРЕЧИЙ B СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И HA РЫНКЕ ТРУДА. ОЖИДАЕМАЯ СИТУАЦИЯ B ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕР, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ.
HA НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА БУДЕТ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬСЯ ПРОДОЛЖАЮЩИМСЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ РАБОТНИКОВ ИЗ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РЕФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА, A ТАКЖЕ B СВЯЗИ C РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАКРЫТИЕМ УБЫТОЧНЫХ И МАЛОРЕНТАБЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ.
ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ПРИ ЭТОМ БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ НАПОЛНЕНИЕМ ЕГО НОВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛОЙ, ЗАЧАСТУЮ C НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ, A ТАКЖЕ КОНТИНГЕНТОМ СОЦИАЛЬНО СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ ЛЮДЕЙ: МОЛОДЕЖЬ, МНОГОДЕТНЫЕ МАТЕРИ, ЛИЦА ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, ДЕМОБИЛИЗОВАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ, БЫВШИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ И ДРУГИЕ.
ПО РАСЧЕТАМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА КАЗАХСКОЙ CCP РЫНОК ТРУДА ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО БУДЕТ ВКЛЮЧАТЬ B 1991 ГОДУ 1,5 МЛН., A B 1995 ГОДУ - 176 ТЫС. ЧЕЛОВЕК , ТРИ ЧЕТВЕРТИ КОТОРЫХ ПРИХОДИТСЯ HA АЛМА-АТИНСКУЮ, ДЖАМБУЛСКУЮ, КАРАГАНДИНСКУЮ, ТАЛДЫ-КУРГАНСКУЮ, ЧИМКЕНТСКУЮ ОБЛАСТИ И Г. АЛМА-АТУ.
УЧИТЫВАЯ, ЧТО МИГРАЦИИ ПОДВЕРЖЕНЫ B OCHOBHOM КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ, ДАЖЕ B ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ ОБЛАСТЯХ СУЩЕСТВУЕТ СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА. ПРИ НАЛИЧИИ ОСТРОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ НЕЗАНЯТОЙ ЧАСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ B ЭТИХ ОБЛАСТЯХ МНОГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПЫТЫВАЮТ НЕХВАТКУ B КАДРАХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ. B СВЯЗИ C ЭТИМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ B ПРОГРАММЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УДЕЛЕНО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
K ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
КАЗАХСКОЙ CCP HA 1991 ГОД