В целях совершенствования организации осуществления в республике мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, снижения ущерба при их возникновении, координации действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения единой технической политики в создании аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных средств и во исполнение постановления Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1282 Кабинет Министров Казахской ССР постановляет:
1. Принять предложение Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям, согласованное с облисполкомами, Алма-Атинским и Ленинским горисполкомами, Госэкономкомитетом Казахской ССР, Госснабом Казахской ССР, Министерством финансов Казахской ССР, Государственным комитетом Казахской ССР по архитектуре и строительству, Министерством внутренних дел Казахской ССР, Штабом гражданской обороны Казахской ССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Казахской ССР, о создании Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В Республиканскую систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях входят подсистемы областей, городов Алма-Аты и Ленинска, министерств и ведомств Казахской ССР, государственных объединений, концернов, ассоциаций и других организационно-производственных структур республики.
Конкретные структуры этих подсистем определяются соответственно Государственной комиссией Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям, облисполкомами, Алма-Атинским и Ленинским горисполкомами, министерствами и ведомствами Казахской ССР, государственными объединениями, концернами, ассоциациями и другими организационно-производственными структурами республики и закрепляются в положениях о подсистемах.
Утвердить прилагаемое Положение о Республиканской системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. В связи с необходимостью сосредоточения усилий республики по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий возложить на министерства и ведомства Казахской ССР, государственные объединения, концерны, ассоциации и другие организационно-производственные структуры республики функции по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
3. Разрешить Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации общегосударственные, республиканские системы, а также ведомственные сети связи и передачи информации.
4. Казахскому управлению гражданской авиации, управлениям Алма-Атинской, Западно-Казахстанской и Целинной железных дорог, территориально-производственному объединению речного флота "Казречфлот", Казахскому государственному автотранспортному концерну "Казавтотранс" обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям доставку в районы бедствия и возвращение обратно специальных формирований, групп и грузов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Разрешить Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям и Министерству транспорта Казахской ССР в случае необходимости привлекать для этих целей транспортные средства министерств и ведомств Казахской ССР, государственных объединений, концернов, ассоциаций и других организационно-производственных структур, расположенных на территории республики.
5. Принять к сведению и руководству, что Совет Министров СССР постановлением от 15 декабря 1990 г. N 1282:
- возложил информационное обеспечение деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР), поручив ему осуществить в 1991-1995 годах работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В связи с этим определил:
заказчиком системы и головным исполнителем работ по постановке задач системы, их информационному обеспечению и эксплуатации системы - Госцентр СССР;
головным исполнителем работ по разработке и созданию системы в целом - Министерство радиопромышленности СССР (научно-исследовательский институт "Восход");
головным исполнителем работ по разработке и созданию системы связи и передачи данных автоматизированной системы - Министерство связи СССР (Центральный научно-исследовательский институт связи);
- поручил Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР совместно с Советами Министров союзных республик, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Госстроем СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством радиопромышленности СССР, Министерством связи СССР, Министерством обороны СССР (Гражданской обороны СССР) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР предусмотреть в составе Государственной научно-технической программы "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" выполнение научно-исследовательских работ по созданию нормативно-правовой основы деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Утвердил План подготовки основных законодательных актов, необходимых для обеспечения деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
- поручил Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) с участием Советов Министров союзных республик, Госплана СССР, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета СССР по народному образованию Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 6-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения об организации подготовки и повышения квалификации кадров специалистов по управлению в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий, о совершенствовании обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Возложил функции головной организации по координации подготовки указанных кадров специалистов на Высшие центральные курсы Гражданской обороны СССР;
- установил, что на базе мобильных пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных, газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения постоянной готовности, которые могут привлекаться Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как в различных регионах старны, так и для оказания помощи за рубежом;
- поручил Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою СССР, Министерству финансов СССР, Министерству связи СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны СССР (Гражданской обороны СССР) и других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оплаты труда лиц и организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по привлечению граждан к занятиям, учениям и тренировкам.
Временно, до введения этого порядка, распространил на работников предприятий и организаций министерств и ведомств, ассоциаций, концернов, других государственных, кооперативных и общественных организаций, командируемых в район бедствий для выполнения работ, непосредственно связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, порядок и условия оплаты труда, установленные распоряжениями Совета Министров СССР от 13 декабря 1988 г. N 2505 и от 2 января 1989 г. N 3;
- принял предложение Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и Академии наук СССР о преобразовании Института проблем безопасного развития атомной энергетики Академии наук СССР в Институт проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР с возложением на этот институт решения комплексных проблем, связанных с теорией риска и повышением устойчивости объектов народного хозяйства и социальной сферы к неблагоприятным техногенным и природным воздействиям.
Установил, что в вопросах практического внедрения разработок Институт проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР руководствуется заданиями Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям;
- поручил Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР), Госплану СССР совместно с Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министреств и ведомств СССР определить возможность использования высвобождаемых в результате сокращения Вооруженных Сил СССР техники, оборудования и аппаратуры для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР;
- возложил на Всесоюзный научно-исследовательский институт гражданской обороны СССР функции головной организации по научному сопровождению работ, связанных с созданием Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Сноска. Абзац семнадцатый пункта пятого - не для печати.
В связи с этим поручил Министерству обороны СССР по согласованию с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике и Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям уточнить положение об указанном институте, его структуру и штаты, принять меры к укомплектованию института квалифицированными кадрами;
- поручил Министерству обороны СССР:
сформировать в 1991-1992 годах в мобильных соединениях гражданской обороны, созданных во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. N 886-213, в пределах численности этих соединений по одному отдельному аварийно-спасательному батальону (отряду);
Сноска. Абзац девятнадцатый пункта пятого - не для печати.
организовать в соединениях инженерных и химических войск, мобильных соединениях гражданской обороны, созданных во исполнение указанного постановления, боевое дежурство отдельных батальонов с готовностью выдвижения в районы чрезвычайных ситуаций или пункты погрузки не более 1 часа.
Премьер-министр
Казахской ССР
Утверждено | |
постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 25 июня 1991 г. N 395 |
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканской системе по предупреждению
и действиям в чрезвычайных ситуациях
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) , являющейся составной частью Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Сноска. Чрезвычайная ситуация - обстановка на объекте или определенной части территории республики, сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности.
2. РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории Казахской ССР, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба, наносимого народному хозяйству.
Сноска. Предупреждение и действия по ликвидации последствий социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков в компетенцию органов не входят.
3. Основными задачами РСЧС являются:
проведение на территории республики единой государственной политики, предусматривающей комплекс экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и осуществление в этих целях республиканских целевых программ, организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ;
обеспечение надежного функционирования республиканского звена общегосударственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, заблаговременное выявление таких объектов (районов), прогнозирование возникновения различного рода бедствий, принятие необходимых мер по реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявляемым требованиям безопасности их работы, обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения;
создание специальных материально-технических средств, медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и других;
обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, быстрое реагирование, включая оценку характера, масштабов и возможных последствий происшедших событий, оперативное оповещение соответствующих органов власти и управления и населения об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, своевременное выдвижение сил и средств в районы бедствия;
проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Сноска. Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, восстановлены движение транспорта и жизнедеятельность населения, начинается период восстановительных работ.
организация сотрудничества с союзными республиками, зарубежными странами и международными организациями по вопросам оказания взаимной помощи в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
4. РСЧС, являющаяся составной частью Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, включает в себя территориальные (областные, а также городов Алма-Аты и Ленинска) и отраслевые (министерские, ведомственные и др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие существующему в республике административно-территориальному делению и структуре министерств и ведомств Казахской ССР, межотраслевых государственных объединений, государственных консорциумов, концернов и ассоциаций, расположенных на территории Казахстана.
Сноска. В дальнейшем именуются министерствами и ведомствами.
Республиканская система включает в себя Государственную комиссию Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям, центральные республиканские ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомэкология Казахской ССР, Казгидромет Госкомгидромета СССР, Госгортехнадзор Казахской ССР, Институт сейсмологии Академии наук Казахской ССР, производственное объединение "Казселезащита" Минавтодора Казахской ССР, Штаб гражданской обороны Казахской ССР).
Конкретные структуры областных, Алма-Атинской и Ленинской городских, а также отраслевых подсистем РСЧС и их звеньев определяются соответствующими облисполкомами, Алма-Атинским и Ленинским горисполкомами, министерствами и ведомствами Казахской ССР и закрепляются в положениях об этих подсистемах и звеньях.
При этом, как правило, каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения, резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия, средств жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
5. Руководящими органами РСЧС являются:
Государственная комиссия Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям (КазРКЧС);
комиссии исполнительных комитетов областных, городских и районных Советов народных депутатов по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, создаваемые на объектах народного хозяйства (ОКЧС);
Сноска. Комиссии исполкомов городских и районных Советов народных депутатов и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии соответствующей базы.
ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (ВКЧС), создаваемые в министерствах и ведомствах Казахской ССР, государственных объединениях, концернах и ассоциациях, осуществляющих свою деятельность на территории республики.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются соответственно: Председателем Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям, заместителями председателей исполнительных комитетов Советов народных депутатов, руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства, заместителями министров и председателей государственных комитетов Казахской ССР, заместителями руководителей государственных объединений, концернов, ассоциаций и других организаций.
При комиссиях по чрезвычайным ситуациям всех уровней могут создаваться штатные структурные подразделения (аппарат комиссий), состав которых определяется органами, образующими соответствующие комиссии, в зависимости от объемов работы.
6. Учитывая единство задач, решаемых в Республиканской системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:
руководство и координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственных территориях, в отраслях промышленности транспорта, связи, сельского хозяйства и на объектах народного хозяйства;
разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами на подведомственной территории (объектах), оценки и прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, имеющихся в республике (областях, городах, районах), к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
создание финансовых и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних регионов (республик, областей, городов, районов), военным командованием, общественными организациями и движениями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направление сил и средств для ликвидации их последствий;
руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их последствий;
непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, объектах народного хозяйства.
7. Органами повседневного управления РСЧС являются:
дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы министерств, ведомств, объектов народного хозяйства;
штабы гражданской обороны всех уровней;
дежурные службы Казахского республиканского подразделения Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Руководящие органы и органы повседневного управления образуют систему управления РСЧС.
8. Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов состоят из:
сил Госгортехнадзора Казахской ССР, Госархстроя Казахской ССР и Казгосстандарта;
сил санитарного надзора Минздрава Казахской ССР;
сил контрольно-инспекционной службы Госкомэкологии Казахской ССР;
сил службы (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций министерств и ведомств Казахской ССР, занимающихся природной средой;
сил ветеринарной помощи и службы защиты растений и животных Минсельхоза Казахской ССР;
сил наблюдения и лабораторного контроля Гражданской обороны Казахской ССР;
сил службы предупреждения о гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за радиоактивностью и загрязнением природной среды Казгидромета;
сил службы сейсмических наблюдений и информации Академии наук Казахской ССР;
сил ведомственных служб контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомэкологии Казахской ССР;
сил Научно-исследовательского комплекса по прогнозированию селевых явлений и землетрясений, а также службы наблюдения и оповещения о селевых явлениях ПО "Казселезащита" Минавтодора Казахской ССР;
сил Минлесхоза Казахской ССР. #
9. Основными задачами системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами являются:
сбор и анализ информации о состоянии природной среды;
прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической, гелиогеофизической и экологической обстановкой;
контроль за промышленной и экологической безопасностью при эксплуатации и строительстве, модернизации и реконструкции народнохозяйственных объектов;
контроль за соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмоопасных районах республики;
экологическая экспертиза текущих и перспективных планов и схем развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
прогнозирование и оценка экологических последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
прогнозированиие появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.
10. Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоят из:
формирований, входящих в аварийно-спасательную службу Казахской ССР;
военизированных и невоенизированных аварийно-спасательных, спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных формирований министерств и ведомств Казахской ССР;
аварийно-восстановительных формирований, образуемых на базе действующих на территории Казахстана строительных и монтажных организаций строительных министерств, ведомств, концернов, ассоциаций и территориальных органов управления строительством;
учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава Казахской ССР, учреждений здравоохранения других министерств и ведомств республики, а также предприятий и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Казахстана;
формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Казахской ССР;
формирований службы предупредительного спуска снежных лавин Казгидромета, ПО "Казселезащита" и "Казахвзрывпром";
пожарных частей и подразделений, специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД Казахской ССР;
подразделений милиции, частей и соединений внутренних войск МВД СССР, привлекаемых для выполнения задач по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения в зонах бедствия;
соединений и воинских частей Гражданской обороны СССР, закрепленных за Казахстаном, а также территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны Казахской ССР;
соединений и воинских частей химических, инженерных войск и войск связи Министерства обороны СССР, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий в Казахской ССР;
восстановительных и пожарных поездов управлений Алма-Атинской, Западно-Казахстанской и Целинной железных дорог;
военизированных горноспасательных, газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб объектов народного хозяйства, подведомственных союзным органам управления;
отрядов, служб и специалистов Казахского подразделения Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций;
формирований республиканской и областных (Чимкентская и Восточно-Казахстанская области) контрольно-спасательных служб Казтурсовета.
Все перечисленные силы и средства РСЧС составляют в целом систему сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
11. Информационно-управляющая система РСЧС, осуществляющая информационное обеспечение ее функционирования, включает:
ситуационный центр Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям;
Головной информационно-вычислительный центр Казахской ССР при Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям;
информационно-вычислительные центры областных и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
пункты управления сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных и невоенизированных формирований);
информационные центры (центры первичной обработки информации) системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами;
средства связи и передачи данных.
12. Основными функциями информационно-управляющей системы РСЧС являются:
сбор и комплексная обработка данных, полученных от системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, в том числе оповещений о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями) по принадлежности;
Сноска. Абонентами (пользователями) РСЧС являются руководящие органы и органы повседневного управления системы.
сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) системы;
обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также пунктами управления системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами.
13. Деятельность РСЧС ограничивается территорией Казахстана и заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:
режим повседневной деятельности - функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении того или иного режима функционирования РСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки подсистемы (звенья) РСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.
14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами;
выполнение республиканских целевых программ и привентивных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, повышению безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой готовности, совершенствование подгтовки органов управления, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) при режиме повышенной готовности:
принятие на себя непосредственного руководства деятельностью РСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
принятие мер по возможной защите населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;
повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых действий;
в) при чрезвычайном режиме:
организация защиты населения;
организация ликвидации послдедствий чрезвычайных ситуаций;
выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;
выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций.
15. Ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют:
частных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям;
объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям;
местных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям исполнительных комитетов Советов народных депутатов, в зависимости от границ распространения и масштабов последствий чрезвычайной ситуации;
региональных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией нескольких областей республики, - Государственная комиссия Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям;
глобальных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых охватывает территории нескольких республик страны или сопредельные страны, - Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (планово-восстановительные работы осуществляются силами союзных республик).
16. Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из государственного бюджета СССР, республиканского и местных бюджетов, фондов министерств и ведомств Казахской ССР, государственных консорциумов, концернов, ассоциаций и объединений, действующих на территории республики, а также фондов социально-экономического развития предприятий. Распорядителями указанных фондов являются комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Каждый уровень РСЧС организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
17. Обучение населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется на курсах гражданской обороны, курсах подготовки и повышения квалификации, в составе учебных груп и самостоятельно по месту работы, учебы и жительства путем проведения специальных занятий, учений и тренировок, а также через средства массовой информации.
18. В целях совершенствования организации РСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренирорвки.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 | |
к постановлению Кабинета Министров Казахской ССР от 25 июня 1991 г. N 395 |
|
ФУНКЦИИ
министерств и ведомств Казахской ССР, государственных
объединений, концернов, ассоциаций и других
организационно-производственных структур республики
по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях
Государственные объединения, концерны, ассоциации и другие
организационно-производственные структуры, входящие в
топливно-энергетический комплекс
Координация деятельности предприятий, входящих в организационно-производственную структуру, направленная на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных военизированных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений при чрезвычайных ситуациях.
Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Организация и координация работ по переработке и захоронению отходов подведомственных предприятий.
Государственные объединения, концерны, ассоциации и другие
организационно-производственные структуры, входящие
в химико-лесной и военно-промышленный комплексы
Координация деятельности предприятий, входящих в организационно-производственную структуру, направленная на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных военизированных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений при чрезвычайных ситуациях.
Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Минсельхоз Казахской ССР, государственные объединения,
концерны, ассоциации, входящие в агропромышленный
комплекс республики
Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленная на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.
Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Организация и координация работ по эпизоотологическому,
фитопатологическому и токсикотологическому контролю, ликвидации
эпизоотий и эпифитотий.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ силами ведомственных формирований при чрезвычайных ситуациях.
Академия наук Казахской ССР
Организация проведения научных исследований в интересах развития
и совершенствования Республиканской системы по предупреждению и
действиям в чрезвычайных ситуациях.
Госархстрой Казахской ССР
Разработка системы мер, направленных на обеспечение безопасности
строительства, защиты городов и населенных пунктов от опасных природных
воздействий.
Участие в организации аварийно-восстановительных работ в районах
чрезвычайных ситуаций.
Воинские подразделения Туркестанского военного округа,
а также части и соединения, подчиненные непосредственно
Минобороны СССР, расположенные на территории Казахской ССР
Организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией и транспортировкой вооружения и военной техники.
Контроль радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения войск (сил).
Обеспечение при необходимости связью Государственной комиссии Казахской ССР по чрезвычайным ситуациям с районами аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий и эпизоотий.
Выдвижение сил и средств, материальных ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций силами военно-транспортной авиации в установленном порядке.
Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами и средствами инженерных и химических войск, медицинской службы и других войск (сил) в порядке, установленном законодательством СССР.
Штаб гражданской обороны Казахской ССР
Организация и контроль за подготовкой населения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществление мероприятий, направленных на его защиту от последствий аварий и катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Методическое руководство соответствующей подготовкой сил и средств, входящих в Республиканскую систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Планирование использования сил и средств, входящих в Республиканскую систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Организация совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Казахской ССР, государственными объединениями, концернами, ассоциациями и другими организационно-производственными структурами республики жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.
Участие в работе Штаба ГО СССР по проведению единой политики в области создания технических средств для оснащения аварийно-спасательных подразделений.
Взаимодействие с органами военного командования (согласно планам взаимодействия) по использованию воинских частей и подразделений, расположенных на территории Казахской ССР, для проведения спасательных и других неотложных работ в случае
чрезвычайных ситуаций.
МВД Казахской ССР
Обеспечение общественного порядка при чрезвычайных ситуациях.
Профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий,
аварий, пожаров на дорогах и объектах народного хозяйства.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ силами подразделений военизированной пожарной охраны.
Центральные экономические ведомства Казахской ССР
(Госэкономкомитет Казахской ССР, Госснаб Казахской ССР, Минфин
Казахской ССР, Минтруда Казахской ССР и Казахское
территориальное управление по материальным резервам
ГУМР СССР)
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшему населению.
Создание необходимых страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимыми средствами.
Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.
Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории республики с учетом требований промышленной и экологической безопасности (Госэкономкомитет Казахской ССР).
Госкомэкология Казахской ССР
Организация контроля экологической обстановки в республике, планирование и организация осуществления мер по ее улучшению.
Методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
Организация работ по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения опасных производств и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Казахское республиканское управление по
гидрометеорологии Госкомгидромета СССР
Организация и проведение мониторинга, осуществление прогнозов радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды на территории республики при чрезвычайных ситуациях.
Прогнозирование и предупреждение возможности возникновения стихийных гидрометеорологических явлений и масштабов связанных с ними чрезвычайных ситуаций.
Организация оперативного контроля и прецизионных измерений радиактивного загрязнения и химического заражения в районах аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Обеспечение гидрометеорологической информацией органов управления Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Госгортехнадзор Казахской ССР
Координация деятельности подразделений, входящих в организационную структуру, направленная на совершенствование надзора и контроля за потенциально опасными объектами и производствами с целью обеспечения технической безопасности, предотвращения аварий и катастроф.
Методическое руководство работами по ликвидации последствий аварий на объектах и производствах.
Участие в выработке предложений по размещению предприятий, объектов и производств на территории республики с учетом требований промышленной, экологической безопасности и охраны недр.
Минздрав Казахской ССР
Организация и осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в республике.
Прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий.
Обеспечение готовности специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций.
Минлесхоз Казахской ССР
Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесном фонде республики.
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесном фонде республики.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных аварийно-спасательных подразделений.
Госкомводресурсы Казахской ССР
Прогнозирование и оценка водохозяйственных объектов и гидротехнических сооружений и возможных последствий при чрезвычайных ситуациях на них.
Координация и методическое руководство водохозяйственными работами, направленными на предупреждение и выполнение водоохранных мероприятий с учетом экологических требований и действиями по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Организация проведения предупредительных работ при эксплуатации потенциально опасных водохозяйственных объектов и гидротехнических сооружений на водных источниках, ликвидация последствий при их разрушениях от стихийных бедствий и техногенных аварий.
Организация оперативного контроля за состоянием водохранилищ.
Обеспечение координации разработки и проведение работ по строительству водохозяйственных объектов с учетом осуществления мероприятий по сейсмостойкости.
Участие в проведении аварийно-восстановительных работ на водохозяйственных объектах и гидротехнических сооружениях.
Управления Алма-Атинской, Западно-Казахстанской и Целинной
железных дорог, Казахское управление гражданской авиации,
Минавтодор Казахской ССР, Минтранс Казахской ССР,
концерн "Казавтотранс", территориально-производственное
объединение речного флота "Казречфлот"
Органзация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте, дорожном хозяйстве, реализация комплекса мер по борьбе с селевыми потоками, снежными лавинами, оползнями и обвалами в горных районах республики.
Обеспечение перевозок сил и средств, материально-технических
ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и эвакуационных мероприятий.
Участие в проведении аварийно-спасательных,
аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах
чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований в пределах их
тактико-технических возможностей.
Промышленные министерства и ведомства Казахской ССР,
государственные объединения, концерны, ассоциации и другие
организационно-производственные структуры республики
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и
ликвидации последствий аварий и катастроф на подведомственных
объектах народного хозяйства.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ силами ведомственных специальных формирований, включенных в
состав сил Республиканской системы по предупреждению и действиям
в чрезвычайных ситуациях.
Специализированные государственные строительные объединения,
концерны, ассоциации и другие организационно-производственные
структуры Казахской ССР
Участие в проведении аварийно-восстановительных работ силами
специальных формирований по восстановлению объектов жизнеобеспечения
в районах чрезвычайных ситуаций.
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению аварий
и катастроф на производственных объектах.
Приложение N 2 | |
к постановлению Кабинета Министров Казахской ССР от 25 июня 1991 г. N 395 (УТВЕРЖДЕН постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1282) |
|
ПЛАН
подготовки проектов основных законодательных актов,
неободимых для правового обеспечения деятельности
Государственной общесоюзной системы по предупреждению
и действиям в чрезвычайных ситуациях
(Таблица)