Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Установить, что с 1 января 1992 г. услуги по подаче воды, подаваемой государственными водохозяйственными эксплуатационными организациями из водохозяйственных систем, оплачиваются колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями и организациями, арендаторами и крестьянскими хозяйствами по ценам согласно договоренности сторон, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 3 января 1992 г. N 3 "О мерах по либерализации цен".
Рекомендовать Национальному государственному банку Республики Казахстан и коммерческим банкам выдавать кредиты водохозяйственным организациям на покрытие эксплуатационных расходов с последующим их погашением за счет доходов, поступающих за услуги по подаче воды.
2. Главам областных администраций:
осуществить координацию взаимоотношений вышеуказанных водопотребителей с государственными водохозяйственными эксплуатационными организациями;
установить при необходимости предельные тарифы оплаты за услуги по подаче воды в орошаемом земледелии.
3. Утвердить прилагаемое Типовое положение об условиях и порядке оплаты за услуги по подаче воды для орошения сельскохозяйственных угодий.
4. Предприятиям и организациям Государственного комитета по водным ресурсам, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и другим водопользователям оборудовать точки выдела воды и оросительные системы достоверными средствами измерения и учета воды.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об условиях и порядке оплаты за услуги по подаче
воды для орошения сельскохозяйственных угодий
1. Настоящим положением устанавливаются условия и порядок оплаты услуг государственным водохозяйственным эксплуатационным организациям по подаче воды из водохозяйственных систем в точки выдела колхозам, совхозам, другим предприятиям и организациям, независимо от форм собственности.
2. Плата за услуги по подаче воды в точки выдела устанавливается на все виды водопользования и для всех водопотребителей, обслуживаемых государственными водохозяйственными эксплуатационными организациями, по ценам согласно договоренности сторон с учетом налога на добавленную стоимость.
3. Взаимоотношения потребителей с государственными водохозяйственными эксплуатационными организациями регламентируются договором на работы и услуги, оказываемые водопотребителям, в котором отражаются основные условия, обязательства сторон, объем проводимой работы, тарифы на услуги, штрафные санкции, применяемые в случае невыполнения условий договора.
4. В зависимости от целевого назначения используемой воды и условий сельскохозяйственного производства оплата услуг по подаче воды в точки выдела производится по основным, льготным и штрафным тарифам, определяемым по соглашению сторон, с учетом налога на добавленную стоимость.
Основные тарифы применяются при оплате услуг по подаче воды, используемой для предпосевных и вегетационных поливов, в пределах объемов, рассчитанных в соответствии с нормативами водопотребления по конкретным видам возделываемых культур и угодий, а также для других производственных нужд.
Льготные тарифы применяются при расчетах за подачу воды, используемой на проведении промывных и влагозарядковых поливов.
Штрафные тарифы применяются при сверхнормативном заборе воды для орошения и других производственных нужд, а также в случаях самовольного забора воды.
Виды применяемых тарифов, периоды использования в течение года, а также конкретные их размеры по отдельным водопользователям определяются по соглашению сторон.
5. Плата за услуги по подаче воды в точки выдела взимается по одноставочному и двуставочному договорным тарифам.
Одноставочный (покубометровый) тариф применяется в районах с постоянной и устойчивой ежегодной потребностью в водоподаче для орошения, а также для нужд, не связанных с орошением. Одноставочный тариф устанавливается на единицу объема поданной воды в точки выдела водопотребителей.
Двуставочный тариф применяется в районах, где потребность в воде для орошения в течение вегетационного периода колеблется в значительных пределах. Двуставочный тариф на воду слагается из покубометровой (на один кубометр поданной воды) и погектарной (на один гектар орошаемой площади) ставок.
Расчеты погектарного и покубометрового тарифов осуществляются исходя из плановых затрат эксплуатационных организаций с учетом распределения их на условно-постоянные и условно-переменные.
К условно-постоянным расходам, используемым для расчета погектарного тарифа, относятся затраты на содержание эксплуатационного штата, текущий и капитальный ремонт мелиоративной сети и сооружений, противопаводковые работы, уход за лесонасаждениями и другие расходы, не зависящие от объема поданной воды.
К условно-переменным расходам, используемым для расчета покубометрового тарифа, относятся затраты на содержание гидротехнических сооружений, гидропостов, дамб и каналов, насосных станций и скважин (включая стоимость электроэнергии и топлива), очистку межхозяйственной сети, метрологическое обеспечение средств водоучета и другие расходы, величина которых прямо или косвенно зависит от объема поданной воды.
При определении ставок договорных тарифов на воду для орошения и нужд, не связанных с орошением, затраты эксплуатационных организаций распределяются пропорционально объемам водоподачи на эти цели.
6. Тарифы на услуги водохозяйственных организаций расчитываются с учетом затрат и рентабельности, достаточной для обеспечения нормальной деятельности этих организаций.
7. Затраты эксплуатационных водохозяйственных организаций, учитываемые при расчете тарифов, включают расходы на содержание эксплуатационного штата управлений и участков, текущий ремонт мелиоративной сети и сооружений, затраты на капитальный ремонт основных фондов эксплуатационных организаций, приобретение средств связи и телемеханики, водоучитывающих приборов, механизмов, оборудования, транспорта и инвентаря для этих организаций, на мероприятия по защите природной среды, а также другие расходы, предусмотренные в соответствии со сметой.
8. Водопотребители планируют свои годовые затраты на оплату услуг водохозяйственных организаций исходя из договорных тарифов и в соответствии с графиком водопользования, согласованным с районным (областным) сельскохозяйственным органом и соответствующим органом управления водными ресурсами, и графиком проведения ремонтных работ на мелиоративной сети.
9. Эксплуатационные организации на основании приемо-сдаточных актов ежемесячно предъявляют водопотребителям счета на оплату услуг по подаче воды в точки выдела и за проведенные работы на оросительной сети.
Учреждения банков в безакцептном порядке оплачивают эти счета. Первичный учет расходов на оплату услуг водохозяйственных организаций по каждому производственному подразделению, сельскохозяйственным культурам, отраслям животноводства и другим видам производственной деятельности осуществляют водопотребители.
Сверхнормативный забор воды оплачивается в трехкратном, а самовольный забор - в пятикратном размере к покубометровому тарифу, 50 процентов суммы указанного штрафа перечисляется в доход местного бюджета.
Водопотребители освобождаются от уплаты штрафных санкций в тех случаях, когда сверхнормативный забор воды вызван стихийными бедствиями.
10. Государственные водохозяйственные эксплуатационные организации возмещают водопотребителям ущерб, нанесенный в результате нарушения по их вине графика подачи воды, или выплачивают неустойку за неподанный объем воды в случае невозможности определения размера причиненного ущерба.
В том случае, если нарушения графика подачи воды вызваны стихийными бедствиями, водохозяйственные организации освобождаются полностью или частично от возмещения нанесенного ущерба.
11. Разногласия, возникающие между водопотребителями и водохозяйственной организацией, связанные с нарушением договорных обязательств, решаются в установленном порядке.