В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на территории Республики Казахстан и определения порядка их пользования Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить Правила пользования автомобильными дорогами, дорожными сооружениями и порядок их охраны на территории Республики Казахстан (прилагаются).
2. Обязать Министерство транспортного строительства, Министерство внутренних дел Республики Казахстан обеспечить контроль за исполнением утвержденных Правил.
3. Признать утратившим силу пункт 7 постановления Совета Министров Казахской ССР от 30 июня 1975 г. N 339 "О состоянии и мерах по улучшению ремонта и содержания автомобильных дорог республики" (СП КазССР, 1975 г., N 14, ст. 67).
Первый заместитель
Премьер-министра
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 20 апреля 1993 г. N 316
ПРАВИЛА
пользования автомобильными дорогами, дорожными
сооружениями и порядок их охраны на территории
Республики Казахстан
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования автомобильными дорогами и дорожными сооружениями в целях обеспечения их сохранности и безопасности дорожного движения. Правила распространяются на все министерства и ведомства, предприятия и учреждения, а также на всех участников движения по дорогам, водителей и граждан, пользующихся ими и производящих строительные и ремонтные работы в пределах полосы отвода автомобильных дорог.
2. Правила определяют права, обязанности и ответственность пользователей автомобильных дорог, дорожных органов и владельцев хозяйственных автомобильных дорог.
Сноска. Дорожные органы - организации, на балансе которых находятся автомобильные дороги общего пользования.
3. В соответствии с Положением о классификации автомобильных дорог Республики Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 марта 1992 г. N 260 P920260_ "О реализации постановления Верховного Совета Республики Казахстан "О введении в действие Закона Республики Казахстан "О дорожном фонде" (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 12, ст. 201), автомобильные дороги, расположенные на территории Республики Казахстан, подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и хозяйственные автомобильные дороги. Автомобильные дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на республиканские автомобильные дороги и местные автомобильные дороги.
4. Автомобильные дороги общего пользования Республики Казахстан со всеми входящими в их состав сооружениями и элементами обустройства (мостами, трубами, зданиями дорожно-эксплуатационной службы, снегозащитными устройствами и ограждениями, архитектурным оформлением, техническими средствами организации дорожного движения, комплексами автосервиса и др.), а также зелеными насаждениями являются государственной собственностью.
Охрана дорог общего пользования осуществляется дорожными органами Республики Казахстан.
5. Движение на автомобильных дорогах общего пользования должно осуществляться с соблюдением настоящих Правил и Правил дорожного движения.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
6. На автомобильных дорогах допускается движение транспортных средств, обеспечивающих сохранность дорог и дорожных сооружений и безопасный проезд по ним.
7. Обязанностью всех пользователей дорог, дорожных органов, органов контроля и регулирования дорожного движения является обеспечение на дорогах безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта и транспортных средств с заданными скоростями.
8. Водители транспортных средств и граждане, обнаружившие на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях неисправности, угрожающие безопасности движения, должны принять зависящие от них меры по устранению их собственными силами или немедленно сообщить об этом в ближайший дорожный орган или орган внутренних дел Республики Казахстан.
9. Ответственные за пользование транспортными средствами должностные и другие лица, организации, предприятия, производящие земляные или строительные работы, обязаны в местах выезда транспортных средств на дороги с усовершенствованным покрытием обеспечивать очистку колес от грязи и не допускать попадания ее на проезжую часть.
10. Землепользователи, по территории которых проходят автомобильные дороги вне границ полосы отвода, обязаны:
содержать в технически исправном состоянии съезды на дороги общего пользования и подъезды к ним;
не допускать образования необустроенных съездов и выездов на дороги транспортных средств;
содержать смежные с дорогой изгороди и строения в исправном состоянии;
не допускать складирования конструкций, камней и прочих материалов, затрудняющих видимость и ухудшающих безопасность движения;
скашивать сорняки.
11. Должностные лица предприятий, учреждений, хозяйств и организаций, а также граждане, которые имеют в пользовании земельные участки, граничащие с дорогой, обязаны принимать меры, исключающие возможность выхода домашних животных и птиц на дорогу.
12. Производство работ на дорогах допускается только при наличии ордера на право производства работ, выданного владельцем дороги и согласованного с госавтоинспекцией.
13. Порядок и организация движения в местах производства работ на автомобильных дорогах осуществляются в соответствии с действующими инструкциями, согласованными с подразделениями Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
14. Предприятия, учреждения и организации, производящие любые работы в пределах дороги или полосы отвода, несут полную ответственность за соблюдение выданных дорожными органами и Госавтоинспекцией МВД Республики Казахстан технических условий, сроков осуществления этих работ и обеспечение безопасности движения в зоне их производства и на временных объездах.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СОГЛАСОВАНИЙ
ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
15. Владельцы автотранспорта при пользовании автомобильными дорогами производят согласования с дорожными органами, подразделениями Госавтоинспекции на:
перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
перевозку взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ;
пересечение автомобильных дорог каналами, линиями связи и электропередачи, нефтепроводами, газопроводами, водопроводами и железными дорогами;
подъем и понижение железнодорожных путей или укладку дополнительного пути при пересечении с автомобильными дорогами в одном уровне;
устройство, реконструкцию, ремонт и ликвидацию железнодорожных переездов;
размещение киосков, павильонов или иных сооружений;
установку транспарантов, вывесок, реклам, плакатов, не имеющих отношения к дорожной информации;
устройство опор наружного освещения;
углубление русел рек и водотоков выше или ниже мостов для мелиоративных и других целей на расстоянии 2,5 км;
устройство, реконструкцию и ремонт шлюзов, плотин и других мелиоративных и гидротехнических сооружений, совмещенных с дорогами или расположенных выше дорог по уклону местности;
проведение массовых и спортивных мероприятий;
возведение зданий в полосе отвода и на границе с ней, устройство заборов, разработку карьеров;
открытие маршрутов движения пассажирских транспортных средств общего пользования;
устройство съездов с дорог и площадок для погрузки и разгрузки грузов, а также вырубку и посадку насаждений;
производство измерений и съемок дорог и дорожных сооружений.
16. Если в результате проезда транспортных средств с габаритами, массой или нагрузками на ось более нормативных и проезда гусеничного транспорта или машин и механизмов, имеющих на колесах выступы, возникли разрушения или деформация на автомобильных дорогах, то восстановление их несущей способности производится за плату, взимаемую дорожными органами с владельцев грузов и транспортных средств;
17. Министерства, ведомства и другие юридические лица могут осуществлять проектирование и строительство объектов, в том числе мелиоративных, а также оформление малых архитектурных форм, располагаемых вдоль дорог, только после согласования заданий на проектирование с дорожными органами и владельцами хозяйственных дорог. Последние имеют право приостанавливать строительство объектов, осуществляемое с нарушением проекта застройки, благоустройства и озеленения автомобильных дорог.
18. В целях создания условий для перспективного строительства и реконструкции дорог общего пользования, обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения порчи придорожного ландшафта запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и других объектов без предварительного согласования с дорожными органами:
- на расстоянии менее 100 метров от дорог местного значения;
- на расстоянии менее 200 метров от дорог республиканского значения.
В этих придорожных полосах земельные участки могут отводиться только под строительство зданий и сооружений дорожной службы и дорожного сервиса.
Прокладка инженерных коммуникаций вдоль автомобильных дорог должна производиться не ближе 25 м от бровки земляного полотна в населенных пунктах и не ближе 50 м за их пределами.
Работы по восстановлению дорог и дорожных сооружений при прокладке коммуникаций производятся за счет средств и материалов организации, выполняющей работы. Эти работы выполняются дорожными организациями или организацией, осуществляющей работы по прокладке инженерных коммуникаций.
19. Для получения разрешения на прокладку инженерных коммуникаций от дорожных органов организация, производящая эти работы, обязана представить:
- проектную документацию, разработанную и утвержденную в установленном порядке;
- гарантийное письмо заказчика об обеспечении финансирования работ;
- календарный график производства работ;
- обязательство о восстановлении поврежденных элементов дороги и гарантийное письмо о финансировании конкретной дорожной организации, которой предстоит осуществлять восстановление поврежденного участка дороги.
В случае, если восстановительные работы будут выполняться дорожной организацией, то разрешение на прокладку инженерных коммуникаций выдается только после перечисления необходимых для этого средств на ее расчетный счет. Для этого представителями дорожной организации заказчика оформляется двусторонний акт о фактическом состоянии дорожного покрытия, земляного полотна, объездов и дорожных сооружений, характере и объеме предстоящих работ с указанием сроков восстановления поврежденных участков.
В тех случаях, когда работы предполагаются в границах населенных пунктов, необходимо также разрешение главы соответствующей местной администрации.
20. Дорожные органы обязаны согласовывать с госавтоинспекцией производство работ на дорогах общего пользования.
21. В случаях необходимости проведения срочных аварийно-восстановительных работ они должны выполняться с участием представителя дорожных органов, в ведении которых находится данная дорога, и владельцев хозяйственных дорог с последующим оформлением разрешений в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Указания представителя дорожных органов в части обеспечения безопасности дорожного движения являются обязательными.
22. Приемка выполненных восстановительных работ на дорогах осуществляется дорожными органами с участием организации-исполнителя и оформляется двусторонним актом.
23. Предельная нагрузка на ось транспортных средств, перевозящих грузы, не должна превышать допустимую. Информация о предельных нагрузках устанавливается дорожными органами. В случаях превышения веса перевозимых грузов владельцы транспортных средств обязаны возмещать дорожным органам затраты на восстановление дорожных покрытий по нормативам, утверждаемым Министерством транспортного строительства Республики Казахстан.
24. Владельцы транспортных средств других государств уплачивают в дорожный фонд по установленным Кабинетом Министров Республики Казахстан тарифам за въезд на ее территорию по автомобильным дорогам. Указанная плата применяется к тем государствам, которые ввели аналогичные платы (сборы) за въезд автотранспортных средств на их территории.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ ПО ОТНОШЕНИЮ К
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ДОРОГ
25. Дорожные органы и владельцы хозяйственных дорог, ответственные за эксплуатацию дорог, мостов, путепроводов, технических средств организации движения и других сооружений, в целях обеспечения безопасности движения транспортных средств на автомобильных дорогах обязаны:
содержать автомобильные дороги и сооружения на них в исправном и безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, а также принимать необходимые меры к улучшению условий движения на этих дорогах;
своевременно очищать дороги и сооружения от снега в зимний период, принимать меры против скользкости покрытия и загрязнения дорог, предоставлять участникам движения пункты обогрева и ночлега;
обеспечивать ограждения аварийных участков дорог барьерами, дорожными знаками и другими средствами, хорошо видимыми в дневное и ночное время. Устраивать объезды ремонтируемых участков дорог и искусственных сооружений, обставлять их необходимыми дорожными знаками и содержать в исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения;
принимать необходимые меры к оповещению участников движения об ожидаемых опасных изменениях метеорологической обстановки, а также о временном ограничении или прекращении движения;
ограничивать или запрещать движение при возникновении неблагоприятных климатических и стихийных явлений или потере несущей способности дорожной одежды, а также при проведении строительно-ремонтных работ (ограничения могут вводиться только с помощью дорожных знаков, разметки и специальных средств организации движения) с оперативным уведомлением соответствующих глав местных администраций и органов управления автомобильным транспортом. Решения об ограничении или прекращении движения с указанием срока его действия и информированием участников движения, в том числе через средства массовой информации, принимаются дорожными органами либо Государственной автомобильной инспекцией;
вести учет дорожно-транспортных происшествий, анализировать причины и условия их возникновения с принятием соответствующих мер;
обеспечивать возможную доврачебную медицинскую помощь и осуществлять меры по спасению участников движения в случаях аварий, автокатастроф, стихийных бедствий;
принимать участие в расследовании дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, и в случаях нанесения значительного материального ущерба, а также проводить служебное расследование, если дорожно-транспортное происшествие произошло по дорожным условиям;
способствовать развитию сети придорожных пунктов автосервиса и ремонта автотранспортных средств для оказания платных услуг водителям транспортных средств.
26. Содержание переездов через железнодорожные пути в одном уровне с автомобильными дорогами, а также всех видов шлагбаумов и охрана переездов осуществляются дистанциями пути железной дороги или владельцами соответствующих железнодорожных путей, а содержание путепроводов автомобильных дорог общего пользования через железную дорогу - дорожными органами Министерства транспортного строительства Республики Казахстан.
27. Во избежание загрязнения проезжей части основных дорог с усовершенствованными типами покрытий все съезды и выезды с них должны иметь твердое покрытие протяженностью 50 метров при супесчаных и песчаных грунтах и 100 метров при других видах грунта, а на дорогах с гравийными покрытиями - не менее 25 метров. Устройство твердого покрытия на выездах и съездах, пересекающих и примыкающих к дорогам общего пользования, осуществляется предприятиями, организациями, хозяйствами, в ведении которых они находятся, и за счет их средств под техническим контролем дорожных органов Министерства транспортного строительства Республики Казахстан.
28. Экстренные перевозки по закрытым или ограниченным для движения участкам дорог из-за потери их несущей способности могут производиться только по разрешениям дорожных органов, при условии компенсации расходов на ликвидацию разрушений и восстановление несущей способности дорог, организацией, осуществляющей перевозки.
29. Дорожные органы и владельцы хозяйственных дорог, проводящие строительство или реконструкцию дорог, обязаны приводить участки старых дорог в состояние, пригодное для их использования в составе смежных угодий.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ,
ДОРОЖНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ И ПОРЯДКА ИХ ОХРАНЫ
30. На автомобильных дорогах запрещаются:
проезд транспортных средств, общие габариты, масса или нагрузка на ось которых с грузом или без груза превышают нормы или больше указанных на установленных дорожных знаках;
повреждение дорог, дорожных сооружений, технических средств организации дорожного движения, зеленых насаждений и другого дорожного обустройства;
съезд и въезд транспортных средств, сельскохозяйственной и другой техники на дороги и проезд через них в не установленных и не оборудованных для этого местах;
съезд всех видов транспорта на разделительную полосу и остановка на ней;
учебная езда на дорогах, где она не разрешена;
проезд гусеничного транспорта, машин и механизмов, имеющих на колесах выступы: шпоры, шипы, цепи и др.;
выполнение работ, связанных с вероятностью пролива горюче-смазочных материалов, ремонт и смазка транспортных средств, чистка и мойка транспорта (эти операции в случае необходимости должны производиться в специально оборудованных местах, а в исключительных случаях - на обочине, при этом оставшийся мусор, материалы и другие предметы должны быть немедленно убраны водителями или владельцами транспортных средств);
загрязнение и загромождение проезжей части, обочин дороги, мостов, труб, канав, дренажных и водоотводных устройств и полосы отвода строительными материалами, сельхозпродуктами и другими предметами, а также провоз засоряющих дорогу и полосу отвода грузов без соответствующей паковки, погрузка и выгрузка грузов на проезжей части;
прогон животных через дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости; прогон животных по дорогам с усовершенствованным покрытием и выпас их в полосе отвода;
устройство лагерей, палаточных и других городков отдыха, торговля в неустановленных местах в пределах полосы отвода дороги;
прогулки на проезжей части автомобильных дорог и мостов, купание, стирка белья и ловля рыбы с мостов, возле опор мостов и ледорезов на расстоянии 50 метров;
устройство под мостами лодочных станций, причаливание лодок и плотов к опорам мостов;
курение на деревянных мостах и мостах с деревянными настилами, разведение огня в полосе отвода и ближе 100 м от деревянных мостов;
складирование в полосе отвода дорог (при наличии разрешения на общее складирование) легковоспламеняющихся и горючих материалов без соблюдения требований пожарной безопасности;
выжигание сухой травы;
устройство пересечений автомобильных дорог высоковольтными линиями электропередачи без предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность в случае обрыва проводов;
прокладка каких-либо коммуникаций (нефтепродуктопровода, водопровода, газопровода, канализации и др.) в теле земляного полотна, также под мостами и путепроводами;
промывка засоленных земель, использование дорожных кюветов как оросителей, полив сельскохозяйственных культур, влекущий подтапливание автомобильных дорог и заболачивание полосы отвода;
спуск канализационных, промышленных, мелиоративных и сточных вод в водоотводные сооружения и резервы;
производство карьерных разработок по добыче песка и гравия и углубление русел в поймах рек и водоотводов выше и ниже мостов на расстоянии менее 2,5 км;
вспашка почвы ближе 1 метра от наружной бровки кювета, края выемки или подошвы насыпи;
устройство шлюзов, плотин и других мелиоративных и гидротехнических сооружений.
31. За нарушение требований настоящих Правил по вине дорожных органов их работники несут установленную законодательством материальную, административную и уголовную ответственность.
32. За нарушение настоящих Правил на основании актов, представленных владельцами дорог, должностные лица и граждане несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Независимо от уплаты штрафа предприятия и граждане, нарушившие Правила пользования автомобильными дорогами, полностью возмещают дорожным органам убытки, причиненные нарушениями.
33. В случаях, когда материальный ущерб участникам движения и автотранспортным средствам причинен по вине дорожных органов, дорожные органы обязаны возместить причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
34. Предприятия и граждане, производящие работы в пределах дороги или ее полосы отвода, несут установленную законом ответственность за несоблюдение согласованных с дорожными органами и органами государственной автомобильной инспекции технологии и сроков работ, а также за необеспечение безопасности движения как в зоне производства работ, так и на временных съездах и объездах.
35. Предприятия, организации, учреждения и граждане, допустившие самовольное строительство примыканий или пересечений автомобильных дорог, дорожных сооружений и обустройств, а также допустившие самовольное производство работ, устройство и установку сооружений, возмещают материальный ущерб