Сноска. Утратило силу нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).
(Неофициальный текст)
Обобщение практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с недостачей продукции и товаров, рассмотренных в 1992 году, показало, что дела этой категории разрешаются в основном правильно, в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем имеют место случаи, когда суды неполно исследуют доказательства, не подвергают их глубокому анализу с позиции законодательства и правовых норм, регулирующих отгрузку, приемку и хранение товаров.
В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики Пленум Высшего арбитражного суда Республики Казахстан, руководствуясь ст. 26 Закона Республики Казахстан "Об арбитражном суде Республики Казахстан" Z926000_ , постановляет:
Разъяснить в порядке судебного толкования, что:
1. При рассмотрении споров, связанных с недостачей продукции и товаров, арбитражным судам необходимо руководствоваться Гражданским кодексом Казахской ССР, Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, требованиями, указанными в стандартах, другой нормативно-технической документации, Положением о поставках продукции, Транспортными уставами и кодексами, Правилами перевозки грузов и другими нормативными актами Республики Казахстан.
Следует учитывать, что нормы Гражданского кодекса и Основ Гражданского законодательства могут применяться в части, не противоречащей законам Республики Казахстан, принятым после 1 января 1990 г.
Нормы об ответственности за недостачу товаров при перевозках содержатся в ст. 368 ГК КазССР и ст. 104 Основ. В остальных случаях недостачи или утраты товаров ответственность наступает на основании ст. 205 ГК КазССР и ст. 70 Основ.
2. При разрешении споров, связанных с недостачей товаров, арбитражным судам следует оценивать представленные доказательства, выяснять причины и место образования недостач, требовать от сторон представления всех необходимых документов, в том числе материалов служебных проверок, обязательность проведения которых отправителем (поставщиком) и получателем прямо предусмотрена Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству.
3. Особое внимание следует обратить на соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями действующих правил отгрузки, транспортировки и приемки продукции. Тщательно анализировать обстоятельства, имеющие важное значение для выявления причин и места образования недостачи продукции и установления виновных в этом лиц, в частности:
а) соблюдение отправителями (поставщиками) предусмотренных Правилами перевозок грузов мер к обеспечению сохранности отгружаемой продукции, наличие в транспортных документах отметки о недостатках тары, правильность заполнения сопроводительных документов (спецификаций, фактур, ярлыков, кипных карт и др.) и их соответствие требованиям стандартов технических условий;
б) способ определения отправителями (поставщиками) веса груза при сдаче его органам транспорта, за чьим весом и пломбами (органа транспорта или отправителя) отправлен груз и за чьими пломбами прибыли вагоны (контейнеры) и другие перевозочные средства, в каких перевозочных средствах (опломбированных или неопломбированных) следовал груз и сопровождал ли его проводник отправителя или получателя; правильность оформления транспортных документов;
в) соблюдение Правил перевозок грузов при перегрузке или перевалке груза в пути, время нахождения груза в пути и дата его прибытия;
г) когда и откуда (из транспортного средства или со склада органа транспорта) был выдан груз получателю; производилась ли выдача груза органом транспорта с проверкой веса, количества мест. Если выдача груза производилась без такой проверки, то имеется ли на накладной отметка, предусмотренная соответствующими транспортными уставами и кодексами. Составлялся ли в необходимых случаях коммерческий акт, наличие в акте всех необходимых данных;
д) соблюдение грузополучателем правил приемки продукции по количеству при получении. Когда и каким способом груз был доставлен на склад получателя, когда и кем составлен акт о недостаче, указаны ли в акте все необходимые реквизиты (даты отправки и прибытия груза, состояние пломб и описание оттисков на них, состояние тары и упаковки и другие обстоятельства).
Если в результате проверки материалов дела будут выявлены нарушения правил отгрузки, транспортировки и приемки продукции, повлекшие за собой невозможность определить, где и по чьей вине образовалась недостача продукции, требование стороны, допустившей нарушения, о возложении ответственности за недостачу продукции на другую сторону удовлетворению не подлежат.
При получении груза в порядке статей 65, 67 Устава железных дорог СССР грузополучатель обязан требовать от органов транспорта проставления в транспортной накладной в графе 6 отметки о порядке выдачи груза. Когда в накладной отсутствует надлежащая отметка о том, в каком состоянии получен груз от органов транспорта, нет оснований возлагать ответственность за недостачу на отправителя (поставщика), поскольку недостача могла произойти вследствие несохранной перевозки. Исключением могут быть только случаи, когда получателем установлена недостача внутри исправных тарных мест.
4. Порядок приемки, предусмотренный Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами, договором не установлен другой порядок приемки продукции и товаров по количеству.
Приемка импортных товаров, в том числе поступивших из стран СНГ, производится в соответствии с Инструкцией "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов", если иное не установлено договором или межгосударственными соглашениями.
5. При перевозке крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом, конечный получатель вправе проверить на своем складе соответствие фактического веса товаров указанному в стандартах, технических условиях, с учетом определения фактической и нормативной влажности.
Такая проверка может быть произведена только с участием представителя отправителя (поставщика), или экспертом Бюро товарных экспертиз, представителя органа Госстандарта.
6. Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству установлено, что в акте приемки должны указываться данные о состоянии пломб и оттисков на них. При оценке актов приемки следует учитывать, что в них должны быть указаны те же сведения об оттисках на пломбах, которые предусмотрены в разделе "а" коммерческого акта.
7. Удостоверение недостачи груза коммерческими актами может иметь место только тогда, когда органы транспорта в соответствии с действующими на транспорте правилами выдают получателю груз с проверкой веса, количества мест и состояния его, и при обнаружении во время такой выдачи обстоятельств, являющихся основанием для выдачи коммерческого акта. При этом следует иметь в виду, что коммерческий акт является одним из доказательств и подлежит оценке в совокупности с другими обстоятельствами дела.
При неправильном отказе органа транспорта от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующими на транспорте правилами обжаловать этот отказ и произвести приемку товара в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству.
8. Если недостача груза удостоверяется коммерческими актами и дата составления акта не совпадает с датой выдачи груза, то арбитражному суду для установления даты фактической выдачи груза следует запрашивать ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, выписки из книг перевески и другие первичные документы, составленные на железной дороге.
9. В случаях, когда в коммерческом акте или в акте о несохранной перевозке точно определен размер недостачи продукции, то арбитражные суды не вправе отказывать в иске к отправителю (поставщику) только по той причине, что грузополучателем не составлен акт приемки в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, если договором не установлено иное.
10. Установленные нормы естественной убыли при перевозках могут применяться лишь в случаях, когда при приемке продукции выявляется фактическая недостача веса продукции. Арбитражным судам необходимо иметь в виду, что не допускается покрытие недостачи целых мест и недостачи веса в отдельных поврежденных местах за счет нормы естественной убыли продукции, исчисленной от всего веса продукции.
При проверке веса всей продукции норму естественной убыли следует исчислять от веса продукции в поврежденных местах отдельно от веса продукции в исправных местах.
Нормы точности взвешивания не включают в себя естественную убыль, которая должна применяться в соответствии с установленными для отдельных видов продукции нормами.
11. В случаях, когда недостача окажется выше нормы точности взвешивания (при отсутствии нормы естественной убыли для данного вида продукции), вся недостача, без исключения из нее указанной нормы, должна быть оформлена в установленном порядке.
Если для данного вида продукции установлены нормы естественной убыли, то при обнаружении недостачи, превышающей норму точности взвешивания, из этой недостачи следует исключить норму естественной убыли. Когда после исключения нормы естественной убыли останется недостача, не превышающая норму точности взвешивания, то она рассматривается как норма точности взвешивания.
Если же недостача будет превышать сумму нормы естественной убыли и нормы точности взвешивания, то из недостачи исключается только норма естественной убыли.
12. Не допускается определение веса нетто путем вычитания из веса брутто веса тары, указанного в сопроводительных или транспортных документах, без фактической проверки веса тары, а также определение веса нетто путем вычитания из веса брутто, указанного в сопроводительных или транспортных документах, веса тары без фактической проверки веса брутто.
13. Если образовавшаяся недостача явилась следствием поставки (отгрузки) продукции в ненадлежащей таре или упаковке, при удовлетворении иска решается вопрос о возмещении убытков, причиненных таким нарушением (отгрузка вытекающей продукции в металлических бочках ненадлежащего качества, давших течь при транспортировке).
При решении споров по недостачам необходимо также обращать внимание на разграничение их с поставкой некомплектной продукции, то есть если ГОСТами, ТУ и другими документами установлена определенная совокупность составных частей изделий, в своем единстве позволяющая его хозяйственное использование, нехватка составных частей является некомплектностью, а не недостачей.
14. Иски о взыскании боя, поломки, вытечки продукции (товаров) при транспортировке, если она утрачена полностью и исключена возможность ее доукомплектования и восстановления, при отсутствии в этом вины перевозчика должны рассматриваться как споры о взыскании недостачи.
В остальных случаях, а также если бой, поломка, вытечка явились следствием отгрузки (поставки) продукции в ненадлежащей таре или упаковке, иски следует расценивать как вытекающие из договоров поставки (отгрузки) продукции ненадлежащего качества. Аналогичным образом осуществляется приемка возвратной тары.
15. Арбитражным судам следует иметь в виду, что разграничение споров по недостачам от споров по качеству имеет различные правовые последствия в части сроков исковой давности, так как к искам по качеству применяется шестимесячный срок исковой давности.
16. Если при приемке продукции обнаруживается наличие земли, шелухи и других примесей сверх допусков, установленных стандартами, такие споры следует расценивать как иски о взыскании недостачи.
Аналогичным образом должны расцениваться иски, связанные с поставкой продукции с повышенной против установленной нормативами влажностью.
17. При разрешении споров, связанных с недостачей скоропортящейся продукции при железнодорожной перевозке, арбитражным судам следует проверять соблюдение железной дорогой сроков доставки и температурного режима, а при установлении вины железной дороги в просрочке доставки или в нарушении температурного режима выносить решения с учетом того, в какой степени это повлияло на образование недостачи продукции.
В случаях, когда получатель вопреки Уставу железных дорог и Правилам перевозок грузов при нарушении железной дорогой сроков доставки или температурного режима не истребовал выдачи груза с проверкой его веса и состояния и в соответствующих случаях составления коммерческого акта, арбитражным судам необходимо при вынесении решения по спору в связи с недостачей продукции исходить из того, что убытки, причиненные недостачей, не могут возлагаться на отправителя (поставщика) в той части, в которой ответственность могла быть возложена на железную дорогу.
Если будет доказано, что в недостаче продукции виновны и железная дорога (в связи с нарушением срока доставки, температурного режима), и грузоотправитель (ввиду нерассортировки продукции, ее ненадлежащей упаковки и т.п.), решения по спору следует выносить с учетом степени вины каждого из них.
18. При оценке актов о недостаче продукции, в которых отсутствуют сведения о местонахождении весов, арбитражным судам следует особо проверять, насколько удалены были весы от места выгрузки продукции и была ли обеспечена сохранность продукции при ее транспортировке к месту взвешивания. Если получателем не будут представлены доказательства, подтверждающие, что при транспортировке продукции от места выгрузки к месту взвешивания была обеспечена ее сохранность, нет оснований возлагать ответственность за недостачу на поставщика (отправителя).
Если в актах приемки отсутствуют сведения об исправности, дате клеймения весов, на которых производилось взвешивание поступившей продукции, арбитражному суду следует истребовать доказательства исправности весов.
Что касается самого акта приемки продукции, то его следует оценивать в совокупности с другими материалами, имеющимися в деле.
19. Если при доставке груза на склад получателя имела место смешанная перевозка (груз от станции железной дороги до получателя был доставлен автотранспортом по договору экспедирования), то арбитражному суду при разрешении спора о взыскании стоимости недостающего груза следует проверить обеспечение сохранности перевозки от станции назначения до склада получателя, истребовать товарно-транспортную накладную на автоперевозку, иные доказательства сохранности груза.
20. При разрешении споров о недостаче лесопродукции арбитражным судам следует особое внимание обращать на правильность заполнения отправителем груза транспортных документов и спецификации.
Если лесопродукция подлежит поштучному обмеру, спецификация должна содержать данные о количестве штук лесопродукции и их размерах. Отметка о выдаче железной дорогой получателю лесопродукции должна соответствовать параграфам 15 и 26 Правил выдачи грузов.
В актах о приемке лесопродукции по количеству должна содержаться ссылка на соблюдение порядка и способа определения количества по ГОСТу, ТУ, в соответствующих случаях должны быть отражены данные ведомостей поштучного обмера, при геометрическом замере - порядок, результаты замера, переводные коэффициенты.
При оценке результатов обмера отправителем и получателем следует иметь в виду, что поштучный обмер является наиболее точным.
21. При разрешении споров данной категории арбитражным судам необходимо активизировать профилактическую работу путем вынесения частных определений, выезда на предприятия для рассмотрения дел, привлечения к ответственности виновных в причинении убытков должностных лиц, в необходимых случаях направлять в органы прокуратуры сообщения о необходимости проведения соответствующих проверок.