О программе занятости населения на 1995 год

Утративший силу

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 13 июня 1995 г. N 820. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 9 февраля 2005 г. N 124 (P050124)

      В целях реализации государственной политики занятости и социальной поддержки безработных Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить представленную Министерством труда Республики Казахстан Программу занятости населения на 1995 год (прилагается).
      2. Министерству труда Республики Казахстан совместно с главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций организовать выполнение Программы, обеспечив ее финансирование за счет средств Государственного фонда содействия занятости.

      Первый заместитель
       Премьер-министра
     Республики Казахстан

                                        Утверждена
                             постановлением Кабинета Министров
                                    Республики Казахстан
                                  от 13 июня 1995 г. N 820

             Программа занятости населения на 1995 год


      Настоящая Программа направлена на снижение напряженности на рынке труда, обеспечение прав и социальных гарантий граждан, потерявших работу, социальную защиту безработных и содействие занятости населения. Параметры Программы определены исходя из прогноза экономического развития республики.

               1. Положение на рынке труда в 1994 году

      Сложившаяся экономическая ситуация в республике привела к обострению положения на рынке труда. Возросло число вынужденных остановок производств. Ежемесячно полностью или частично останавливалось около 900 предприятий и организаций, до 200 предприятий переводилось на режим неполного рабочего времени. Численность работников, находящихся в вынужденных отпусках, достигала 180-200 тыс.человек. Частичная безработица отмечалась на средних и мелких предприятиях легкой, пищевой промышленности, транспорта, сельского хозяйства и строительства, а также на отдельных крупных предприятиях цветной и черной металлургии, в горно-добывающей и химической промышленности, машиностроения, где от 40 до 60 процентов работников пользовались вынужденными отпусками или переводились на неполную рабочую неделю. Наличие работников, длительное время находящихся под угрозой увольнения, - одна из характерных черт рынка труда 1994 года. Спрос на рабочую силу сократился, ввод новых рабочих мест не компенсировал их выбытие.
      Наибольшее сокращение занятости работников имело место в государственном секторе. При этом увеличилась численность населения трудоспособного возраста, занятого в домашнем хозяйстве, доля которого составила 21 процент от трудовых ресурсов.
      Продолжалось высвобождение работников, объемы которого превысило 90 тыс. человек. Более 80 процентов высвобождено с предприятий и организаций государственного сектора. Интенсивно происходило высвобождение работников в Семипалатинской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях.
      Осложнилось трудоустройство граждан. За истекший год из 258 тыс. обратившихся в службы занятости в поисках работы удалось трудоустроить 93,5 тыс. человек.
      Наибольшему риску потерять работу подвергались женщины и молодежь, доля которых среди безработных составила соответственно 60 и 45 процентов.
      Уменьшились возможности трудоустройства выпускников специальных и высших учебных заведений. Сложнее было поддерживать занятость в городах и рабочих поселках с моноэкономической структурой, где на одном-двух предприятиях занято в основном все трудоспособное население.
      В 1994 году численность безработных составила 113 тыс. человек, из которых 59 процентов получали пособие по безработице, 12 процентов были направлены на профподготовку и переобучение, 4 процента приняли участие в общественных работах.

                  2. Прогноз рынка труда на 1995 год

      Дальнейшее углубление и развитие в 1995 году экономических преобразований потребует разработки и реализации мер, направленных на смягчение социальных последствий безработицы.
      Рынок труда с учетом наметившихся тенденций в сфере занятости будет формироваться под воздействием следующих основных факторов:
      структурной перестройки;
      применения специальных мер к предприятиям-банкротам;
      финансово-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономики и снижение инфляции;
      политики в социальной сфере, адресность которой будет способствовать снижению напряженности на региональных рынках труда;
      миграции.
      С учетом структурных изменений в экономике численность занятых в 1995 году может сократиться до 6,7 млн. человек. Уменьшение численности работающих ожидается практически во всех отраслях, в том числе в промышленности, строительстве, на транспорте и связи.
      Число занятых на убыточных предприятиях может достигнуть 10 процентов от общей численности занятых. Риск потери работы гражданами в связи с закрытием или реорганизацией предприятий усилится.
      Количество высвобождаемых работников может составить 150-200 тыс. человек и прежде всего из отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства.
      Скрытая безработица все более будет перерастать в открытую. Частичная безработица оценивается в пределах 700-800 тыс. человек.
      Спрос на рабочую силу снизится. Предложение рабочей силы возрастет. Численность граждан, ищущих работу, превысит 1800 тыс. человек. Затруднится трудоустройство выпускников школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов. На рынке труда может оказаться до 600 тыс. молодежи. Предполагается, что в Государственную службу занятости обратится свыше 400 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных достигнет 220 тыс. человек.
      По степени напряженности на рынке труда будут выделяться две группы территорий: трудоизбыточные области - Южно-Казахстанская, Кзыл-Ординская, Семипалатинская, Атырауская; другая группа областей обусловлена их производственной специализацией и кризисными явлениями в отдельных отраслях - Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская. Ожидается, что масштабы безработицы в Атырауской, Семипалатинской областях в 3-4 раза превысят среднереспубликанский уровень.
      Возможно, что безработица приобретет новые особенности. Из-за диспропорции между количеством освобождающихся и числом вакантных мест она может принять в ряде регионов хронический характер.
      В этом случае возрастут сроки выплаты пособий по безработице, а доля длительно безработных составит 25-30 процентов, что приведет к росту затрат на поддержку безработных.
      Прогнозируемый уровень безработицы, ограниченные возможности экономики, усиление регионального аспекта в проведении социальной политики требует уточнения приоритетов и направлений политики занятости.

             3. Направление поддержки незанятого населения

      Банкротство отдельных предприятий, реальное высвобождение работников, осложнение поиска работы для неконкурентноспособных на рынке труда слоев населения неизбежны. Поэтому Государственная служба занятости будет способствовать скорейшему их возвращению к активному труду путем подбора рабочих мест, обучения и переподготовки, а также содействовать конверсируемым предприятиям переподготовки освобождаемых работников.
     По прогнозам, Государственная служба занятости окажет поддержку более 400 тыс. человек.

                      Содействие трудоустройству

     Содействие трудоустройству включает следующие основные услуги, предоставляемые Государственной службой занятости:
     информирование населения о возможности трудоустройства;
     подбор подходящих рабочих мест;
     подбор работника по запросу работодателя;
     проведения ярмарок вакансий и специалистов;
     консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
     содействие занятости слабоконкурентным на рынке труда категориям населения, включая квотирования рабочих мест.
     При поддержке Государственной службы занятости работа будет предоставлена 120 тыс. человек.

                         Общественные работы


      Прогнозируемое превышение спроса на рабочие места не дает оснований рассчитывать на значительное увеличение вакансий, дающих постоянную работу. Поэтому Государственная служба занятости предоставит безработным возможность для временной занятости на общественных работах.
      Первоочередной доступ к ним получат безработные, лица предпенсионного возраста, граждане, нуждающиеся в трудовой реабилитации, имеющие значительный перерыв в профессиональной деятельности в связи с воспитанием детей и уходом за членами семьи, лишением свободы, а также лица, уволенные за нарушение трудовой дисциплины. Предполагается использование их труда в основном в здравоохранении, сельском хозяйстве, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
      Общественными работами намечено охватить до 15 тыс. человек.

                  Предпринимательство и самозанятость

      В целях развития предпринимательства предполагается: оказание поддержки 10 тыс. безработных, намеренным организовать собственное дело;
      консультирование и профессиональная ориентация незанятого населения и безработных для выявления возможностей их деятельности в качестве предпринимателей;
      обучение незанятого населения и безработных основам предпринимательства;
      содействие организации совместных предприятий с целью создания рабочих мест для трудоустройства обученного незанятого населения и безработных;
      выделение централизованных государственных и зарубежных кредитных ресурсов на развитие частного предпринимательства в соответствии с экономическими приоритетами, утвержденными в установленном порядке.

        Профессиональное обучение, профессиональная ориентация

      Задача профессионального обучения, незанятых граждан и безработных, а также лиц, находящихся под риском увольнения является повышение их конкурентоспособности на рынке труда путем развития профессиональных навыков, значений и расширения их возможностей в поисках нового рабочего места. В области профессиональной ориентации безработных особое внимание будет уделено содействию выбора гражданами эффективных форм занятости, ориентированных на формирование количественной рабочей силы.
      Этими услугами предполагается охватить 80 тыс. человек.
      Государственная служба занятости предполагает предоставить возможности для переподготовки профобучения 30 тыс. человек, осуществить профессиональное консультирование не менее 50 тыс. человек.
      Для решения этих задач предусматривается:
      координировать совместно с органами управления образованием объемы и профили подготовки молодежи в профессиональных образовательных учреждениях, исходя из потребностей региональных рынков труда;
      продолжить формирование учебно-курсовой сети, имеющей развитую учебно-производственную базу, отвечающую требованиям рынка труда к подготовке рабочей силы;
      использовать возможности обучения специалистов на создаваемых совместно с зарубежными фирмами предприятий;
      координировать деятельность и оказывать практическую помощь негосударственным учебным заведениям в осуществлении профессионального обучения безработных и незанятого населения.

                         Выплата пособий по
                    безработице  и материальной
                помощи безработным и членам их семей

     
      В целях социальной поддержки безработных в период поиска работы будет организована выплата пособий по безработице и материальной помощи.
      Ожидается, что получателями пособий по безработице станут 175 тыс. безработных, материальной помощи - 22 тыс. человек.

                   Регулирование трудовой миграции

      Миграционная политики призвана содействовать преодолению географических расхождений между спросом и предложением на квалифицированную рабочую силу, смягчению напряжения на рынке труда за счет временного использования рабочей силы за рубежом.
      Число граждан Казахстана, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 10 до 15 тыс.человек в год.
      Мерами регулирования трудовой миграции определены:
      регулирование иммиграции и эмиграции рабочей силы на основе заключения со странами соответствующих соглашений с учетом интересов внутреннего рынка труда;
      организации иммиграционного контроля.
      Порядка 10 тыс. безработных смогут использовать возможности смены работы и места жительства внутри республики путем добровольного переселения в другую местность с более благоприятной ситуацией на рынке труда.

           4. Деятельность Государственной службы занятости

     Государственная служба занятости ставит совей задачей гибко и заблаговременно реагировать на изменения на рынке труда, тщательно прогнозировать ситуацию на рынке труда, совершенствовать свою работу, в том числе по организации выявления спроса на рабочую силу, а также изучать возможности и организовывать перераспределение рабочей силы в трудонедостаточные, но перспективные в экономическом развитии регионы.

                  5. Финансовое обеспечение Программы

      Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств Государственного фонда содействия занятости в соответствии со сметой расходов, утвержденной Правлением Фонда.

                    6. Условие реализации Программы

      Реализация Программы предполагает, что средства в Государственный фонд содействия занятости будут поступать регулярно, за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов-работодателей в размере 2 процентов к фонду оплаты труда.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.