Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 19.09.2009 № 1411.
В целях реализации государственной политики занятости населения и обеспечения социальной защиты безработных Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу занятости населения на 1996 год (далее - Программа).
2. Министерствам, государственным комитетам и иным центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан, работодателям всех форм собственности принять меры по поддержке занятости населения.
3. Министерству труда совместно с Министерством образования Республики Казахстан организовать профессиональное обучение и переобучение безработных, особо обратив внимание на подготовку новым профессиям и специальностям для развития предпринимательства, среднего и малого бизнеса с учетом региональных особенностей.
Министерству образования Республики Казахстан при подготовке квалифицированных кадров учитывать изменения на рынке труда.
4. Министерству труда Республики Казахстан до 1 сентября 1996 года разработать и внести на рассмотрение Правительству Республики Казахстан проекты нормативных актов, предусмотренных в Программе.
5. Министерству труда Республики Казахстан не позднее 15 февраля 1997 года представить информацию о реализации Программы в Правительство Республики Казахстан.
6. Министерству труда Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, иными центральными и местными исполнительными органами Республики Казахстан внести в декабре 1996 года в Правительство Республики Казахстан проект Программы занятости населения на 1997 год.
Премьер-Министр Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 1996 г. N 432
ПРОГРАММА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 1996 ГОД
ВВЕДЕНИЕ
Программа занятости населения на 1996 год разработана Министерством труда Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, с участием областных, городских и районных акимов.
Приоритеты Программы определены на основе Программы действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы (далее - Программа Правительства), а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного Министерством труда Республики Казахстан с учетом данных органов исполнительной власти.
I. ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА В 1995 ГОДУ
И ПРОГНОЗ НА 1996 ГОД
Ситуация на рынке труда в 1995 году характеризовалась следующими процессами:
нарастанием безработицы на фиксированном рынке труда;
значительным преобладанием численности выбывших работников над численностью принятых на работу;
продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора;
увеличением разрыва между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы;
сохранением на протяжении года "скрытой" безработицы;
дальнейшей дифференциацией уровней безработицы по областям, районам и городам Казахстана;
снижением трудовой мотивации населения, особенно в государственном секторе экономики и в связи с этим оттоком из него высококвалифицированных кадров.
За 1995 год численность высвобожденных составила 136 тыс. человек, при этом каждый четвертый был высвобожден с промышленных предприятий, отмечен рост темпов высвобождения в сельском хозяйстве, торговле, общепите и здравоохранении, замедлился процесс высвобождения в строительстве, на транспорте и в связи.
При этом общая численность занятых во всех отраслях экономики оценивается в 6,3 млн. человек.
Спрос на рабочую силу в течение года колебался на открытом рынке труда в пределах 70-74 тыс. человек, на фиксированном 17-28 тыс. человек.
В 1995 году службами занятости зарегистрировано 203 тыс. безработных, что в 1,8 раза больше, чем в 1994 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы (отношение числа безработных к численности занятых в отраслях экономики) в течение года колебался от 1,1 до 3,2 процента.
Увеличилась продолжительность безработицы: среди ищущих работу лишь 30 процентов находят ее в первые четыре месяца, 20 процентов остаются безработными в течение 9-12 месяцев, более года не могут найти работу 8 процентов от общего числа безработных.
За 1995 год в службы занятости республики обратилось 350 тыс. человек, из которых было трудоустроено 27 процентов. Из общего числа безработных 69 процентов получали пособие по безработице, 3,4 процента приняли участие в общественных работах, 9,3 процента - прошли обучение и переподготовку.
По степени напряженности на рынке труда выделялись Южно-Казахстанская, Кзыл-Ординская, Атырауская и Семипалатинская области, где сосредоточено до 40 процентов безработных от общего их числа по республике, а уровень безработицы значительно превысил среднереспубликанский показатель.
Ежемесячно около 650-750 тыс. человек формально числились занятыми на предприятиях полностью или частично остановивших производство. "Скрытая" безработица превысила 10 процентов от общего числа занятых в отраслях экономики.
В наиболее сложной ситуации оказались предприятия химической, легкой промышленности, цветной металлургии.
Общий же потенциал безработицы в республике, рассчитанный в соответствии с методологией МОТ, когда к числу безработных относятся лица с неполной занятостью, а также незанятые, но активно ищущие работу, составил 1,5 млн. человек.
Определяющее влияние на состояние рынка труда, занятость и безработицу окажут реальные возможности по стабилизации экономики, выполнение Программы Правительства. Ожидается, что в 1996 году основные макроэкономические параметры будут более благоприятными для занятости. Однако полностью остановить кризисные тенденции еще не удастся.
Дальнейшее развитие и углубление рыночных реформ потребует разработки и реализации мер, направленных на смягчение социальных последствий безработицы.
Прогнозы показывают, что в 1996 году рынок труда будет формироваться под воздействием следующих факторов:
структурной перестройки производства: приватизации, банкротства, перепрофилирования;
инвестиционных возможностей, от которых зависит сохранение экономически эффективных и создание новых рабочих мест;
масштабов высвобождения работников с предприятий и организаций;
масштабов внутриреспубликанской и внешней миграции.
Актуальность ускорения структурной перестройки, технического переоснащения производства, формирование конкурентной среды в целях оздоровления казахстанской экономики объективно потребуют освобождения предприятий от излишней рабочей силы, ликвидации нерентабельных производств, что соответственно приведет к повышению уровня безработицы.
Дополнительный спрос на рабочую силу со стороны предприятий снизится. Уменьшение численности работающих ожидается во всех отраслях материального производства. Среди несостоятельных предприятий может оказаться большинство строительных и сельскохозяйственных организаций. Все это приведет к обострению ситуации на рынке труда.
Особую актуальность на рынке труда приобретет занятость населения в аграрном секторе экономики. По прогнозным оценкам численность сельского населения в 1996 году составит 7278,5 тыс. человек, численность трудовых ресурсов 3518,3 тыс. человек. Ожидается дальнейшее снижение уровня занятости сельского населения до 68,7 процента (в 1994 году - 69,6 процента).
Это связано с продолжением реформы в АПК, завершением приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, образованием новых агроформирований, крестьянских (фермерских) хозяйств, легализацией "скрытой" безработицы.
Однако за счет выделения из республиканского бюджета ассигнований на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве в сумме 3,5 млрд. тенге предполагается, что ситуация с занятостью может быть несколько смягчена.
Численность занятых граждан в отраслях экономики по прогнозу Министерства труда Республики Казахстан может снизиться до 6,1 млн. человек, т.е. на 3,2 процента по сравнению с 1995 годом.
Наибольший уровень безработицы сохранится в Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Северо-Казахстанской, Атырауской областях, высокий уровень безработицы возможен в Западно-Казахстанской, Талдыкорганской, Тургайской областях, наименьший - ожидается в Карагандинской области и г. Алматы.
Обострится проблема занятости женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и других слабозащищенных категорий на рынке труда. При этом сложности могут возникнуть с трудоустройством выпускников учебных заведений.
Предложение рабочей силы на открытом рынке труда будет возрастать. Одним из факторов этого является продолжающиеся процессы миграции типа "село-город". Наплыв в города малоквалифицированной молодежи из сельской местности станет одной из причин пополнения числа безработных и роста занятых в городском неформальном секторе.
Значительное увеличение незанятого населения пополнит рынок труда в связи с увеличением размера пособия по безработице. При этом из-за низкой мобильности населения и дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном аспектах будет интенсивно формироваться слой длительно безработных.
В результате, в 1996 году в службы занятости могут обратиться около 530 тыс. человек, из которых трудоустроен будет лишь каждый пятый, а 420 тыс. человек, или 6,9 процента от общей численности занятых в отраслях экономики, будут признаны безработными.
Прогноз основывается на фактических данных складывающейся ситуации в 1993-1995 годах, положениях и условиях Меморандума о политике в области конверсии социальной сферы предприятий и в отношении безработицы, Программе Правительства, анализе и прогнозе Министерства труда Республики Казахстан.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В 1996 ГОДУ
Согласно Программе Правительства будут задействованы как традиционные, так и не традиционные методы решения проблем занятости населения в рыночных условиях.
Основными направлениями политики, связанной с поддержкой и развитием занятости в 1996 году, определены:
преодоление неблагоприятных макроэкономических тенденций, связанных со снижением объемов производства, инфляцией и нестабильностью системы рабочих мест;
создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
дополнительное содействие занятости групп трудоспособного возраста, испытывающих трудности с трудоустройством;
сдерживание роста безработицы;
избирательная финансовая поддержка на возвратной основе предприятий, особенно градообразующих, находящихся в состоянии "скрытой" безработицы, с целью предупреждения массового высвобождения;
смягчение последствий длительной безработицы (развитие общественных работ и временной занятости безработных, социальная защита безработных, создание гибкой системы обучения и профподготовки);
содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства на основе организации обучения и переподготовки кадров предпринимателей из числа безработных.
Основные меры, направленные на экономическую поддержку населения, - снятие угрозы массовой безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах.
Это возможно достигнуть путем:
реализации инвестиционных программ;
оказания материальной поддержки работникам, находящимся под угрозой массового увольнения, из Государственного фонда содействия занятости (далее - Фонд занятости) на возвратной основе;
организации дополнительных рабочих мест, особенно для социально-уязвимых категорий населения;
опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, основной задачей которого является предоставление высвобождаемым работникам возможности получения дополнительных профессиональных навыков и знаний для скорейшего трудоустройства.
В рамках активной политики приоритетными направлениями определены: содействие трудоустройству; дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, включая квотирование рабочих мест; организация общественных работ, временной (сезонной) занятости, развитие предпринимательства и самозанятости; профессиональное обучение и консультирование. III. МЕРЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ БЕЗРАБОТНЫХ 3.1. Содействие в трудоустройстве по заявкам работодателей В целях регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда служба занятости будет продолжать оказывать следующие услуги: информирование граждан о возможностях трудоустройства; подбор работников по заявкам работодателей; подбор подходящего рабочего места; проведение ярмарок вакансий; обучение и переобучение безработных; обучение навыкам поиска работы и консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы. При поддержке службы занятости будет предоставлена работа 110 тыс. человек. 3.2. Организация общественных работ
Организация общественных работ позволит безработным и незанятым гражданам предоставить временные места работы.
Общественные работы включают в себя:
в городской местности: экологическую очистку городов, прокладку тротуаров, ремонт школ и больниц, работу в дневных детских садах, выращивание зеленых насаждений, овощей, фруктов, цветов и др.;
в сельской местности: мелкие ирригационные работы, прокладку дорог, строительство жилья и школ, защиту земель и проведение лесопосадок.
Кроме того, в городской и сельской местностях, занятые на общественных работах, окажут услуги престарелым, инвалидам, помощь в обслуживании больных и уходе за детьми.
Всего намечается охватить общественными работами 50 тыс. безработных из числа работников низкой квалификации и оказывать содействие в трудоустройстве учащимся и студентам в свободное от занятий время, затратив на это из Фонда занятости 190,1 млн. тенге.
3.3. Содействие развитию самозанятости,
предпринимательства, малого бизнеса
Основными направлениями работы служб занятости в развитии самозанятости, малого бизнеса и предпринимательства будут:
организация профессионального обучения безработных основам предпринимательства;
содействие в открытии собственного дела, на основе разработанных службами занятости договоров, соглашений, планов совместных действий и мероприятий с Союзом промышленников и предпринимателей Казахстана, Казахстанским центром поддержки и развития предпринимательства, национальной федерацией фермеров Казахстана "Казагро" и другими государственными и негосударственными экономическими структурами. Договорами предусматривается в основном обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных и высвобождаемых работников с предприятий и организаций на договорной основе со службами занятости республики;
консультирование и профессиональная ориентация безработных в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей.
В 1996 году будет оказана поддержка 3,3 тыс. безработных, организующих собственное дело.
3.4. Профессиональное обучение и переобучение
безработных
Профессиональное обучение и переобучение безработных - важнейшее направление активной политики занятости.
Органы Государственной службы занятости в 1996 году предполагают предоставить возможность прохождения профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации 30 тыс. человек, на что будет израсходовано из Фонда занятости 1,26 млрд. тенге. Основными категориями контингента обучаемых будут являться женщины, молодежь до 30 лет, инвалиды и др.
Для решения этих задач предполагается:
изучать и анализировать потребность государственных и негосударственных структур в кадрах, профессионально-квалификационный состав безработных, нуждающихся в профессиональном обучении и профориентации, и на основе этого, разрабатывать прогнозы в разрезе профессий и специальностей, систематически доводить их до учреждений образования и средств массовой информации;
осуществлять координацию профподготовки и профориентации безработных, уделять особое внимание безработным из социально уязвимых слоев населения;
проводить профориентационные консультации по подбору профессии или рабочего места клиентам службы занятости с учетом их интересов и потребности рынка труда, создавать в этих целях информационные банки данных о профессиях, учебных заведениях;
организовать обучение безработных, особенно из числа молодежи и женщин, по новым профессиям для развития частного предпринимательства, малого бизнеса, ведения фермерского хозяйства, при этом обратив внимание на национальные, географические, социально-экономические и демографические особенности региона;
совместно с Министерством образования Республики Казахстан активно использовать возможности тендера при отборе учебных заведений для организации профессиональной подготовки граждан из числа безработных, направлять их на профессиональное обучение в учреждения образования с развитой учебной базой, отвечающей требованиям рынка труда к присваиваемой специалистам квалификации;
внедрять новые формы и методы обучения безработных с использованием опыта МОТ, зарубежных государств в части развития малого бизнеса, предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, осуществлять совместные мероприятия с негосударственными предпринимательскими союзами, объединениями, центрами поддержки и развития предпринимательства по оказанию содействия в трудоустройстве обученным безработным;
содействовать предприятиям и организациям в проведении опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников в целях их последующего трудоустройства на вакантные и новые рабочие места;
оказывать информационную и методическую помощь образовательным учреждениям в корректировке объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с учетом потребности экономики регионов;
завершить строительство Республиканского центра обучения для военнослужащих, уволенных в запас, и безработных в пос. Тургень Алматинской области, выделив на эти цели из Фонда занятости 75 млн. тенге.
3.5. Содействие занятости малоконкурентных категорий
на рынке труда (молодежь, женщины, инвалиды)
3.5.1. Занятость женщин.
Численность женщин в республике составляет 8,5 млн. человек, или 51,3 процента от всего населения, из которых занято в отраслях экономики более 3,0 млн. человек.
В 1995 году число безработных женщин возросло по сравнению с предыдущим годом более чем в 1,6 раза, составив среди безработных 57 процентов. Наибольшее их число имело место в Мангистауской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Семипалатинской областях. В условиях падения спроса на рабочую силу практически не имеют перспектив найти работу женщины с высшим и специальным образованием.
В целях содействия занятости женщин предусматривается:
мониторинг тенденций развития женской безработицы. Организация социологических исследований по определению ценностных ориентаций и психологической готовности безработных женщин к инициативной деятельности на рынке труда;
обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания работающих женщин по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
обеспечение профессионального обучения женщин с ориентацией на самозанятость;
содействие (совместно с местными исполнительными органами) в регистрации собственного дела;
содействие в организации клубов "Деловая женщина";
разработка на региональном уровне превентивных программ регулирования женской занятости;
содействие в создании новых рабочих мест для женщин в сфере производства товаров народного потребления, бытовых услуг, художественных промыслов.
3.5.2. Занятость молодежи
В настоящее время в Казахстане проживает свыше 4 млн. человек в возрасте 16-29 лет, что составляет четвертую часть всего населения, или более 40 процентов численности населения в трудоспособном возрасте, из них около 1 млн. - неработающая и неучащаяся молодежь.
В 1995 году в среднем по республике из общей численности безработных каждый третий был в возрасте до 30 лет.
Особенно быстро происходит увеличение безработной молодежи в сельской местности: за 1995 год она возросла более, чем в 1,7 раза по сравнению с 1994 годом и составила 42 тыс. человек.
Около трети безработной молодежи, зарегистрированной в службе занятости, составляют выпускники учебных заведений.
В целях решения проблем занятости молодежи действия службы занятости будут сосредоточены на:
информировании выпускников учебных заведений о возможности обучения, получения дополнительной профессии (специальности) для трудоустройства;
организации временной (сезонной) занятости молодежи, в том числе в свободное от учебы время;
содействии реализации региональных проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, организации специальных обучающих курсов;
совершенствовании механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений, осуществляемых местными исполнительными органами власти;
повышении профессиональной и территориальной мобильности незанятой части молодежи, путем обучения двум-трем смежным профессиям;
создании межрегионального банка вакансий для содействия занятости молодежи с целью развития маятниковой миграции, вахтового метода работы, переселения и закрепления ее в трудонедостаточных регионах.
3.5.3. Занятость инвалидов
Число инвалидов в республике составляет 301,9 тыс. человек, или 1,8 процента от общей численности населения, из них трудятся в общественном производстве 31,2 тыс. человек. При этом из числа инвалидов первой группы работают 2,5 процента, второй группы - 3,2 процента, третьей группы - 31,2 процента.
При переходе к рыночной экономике инвалиды оказались одной из самых уязвимых групп на рынке труда, нуждающихся в эффективной социальной поддержке.
Государственной службой занятости предусматривается:
содействие в трудоустройстве инвалидов путем направления их для приема на специально созданные или квотируемые рабочие места;
содействие в создании дополнительных рабочих мест посредством возмещения из Фонда занятости затрат на приобретение оборудования и приспособления рабочих мест, на что предусматривается затратить 50 млн. тенге.
3.5.4. Занятость сельского населения
Рыночные преобразования в аграрном секторе, сопровождающиеся спадом производства, высвобождением работников, осложнили ситуацию на сельском рынке труда. Особенности рынка труда в сельской местности обусловлены:
наличием отдаленных сельских районов с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой, с ограниченными возможностями инвестиций для создания дополнительных рабочих мест;
нахождением некоторых сельских районов в зонах экологического бедствия, где особенно затруднено трудоустройство безработных;
трудовой миграцией и ее воздействием на сельский рынок труда, расселением беженцев, беженцев-репатриантов, возвращающихся на свою историческую родину, свыше 90 процентов которых оседает в сельской местности;
преобладанием на сельских рынках труда лиц, незанятых трудовой деятельностью, среди которых около одной трети не имеют профессии.
Многие сельскохозяйственные предприятия, меняя форму собственности, высвобождали работников, которые пополняли рынок труда.
Численность экономически активного населения в сельской местности по оценке уменьшилась до 2140 тыс. человек в 1995 году, уровень занятости по отношению к численности трудовых ресурсов соответственно снизился до 69,6 процента.
Безработица на сельском рынке труда выявляет большую дифференциацию по регионам: от 1,2-1,3 процента в Акмолинской, Карагандинской, Кокшетауской, Кустанайской областях до 7,8-11 процентов - в Атырауской и Семипалатинской областях.
В целях содействия занятости сельского населения предусматривается:
проведение экспертизы финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников, с целью приостановки этих процессов либо поэтапного их проведения;
упорядочение нелегальной трудовой миграции в южные трудоизбыточные районы, стихийного перераспределения беженцев-репатриантов;
организация проведения общественных сезонных сельскохозяйственных работ, таких как заготовка кормов, уборка урожая, расплодная кампания и другие, обслуживание населения в социальной сфере;
введение механизма избирательной поддержки работодателей в сельских районах с экстремальной ситуацией, создающих новые рабочие места, способствующих развитию малого бизнеса, переподготовке кадров, путем направления части денежных средств, полученных от приватизации;
содействие в создании совместных и других предприятий по переработке сельхозпродукции с установкой технологического оборудования малой мощности;
создание банка данных по дефицитным профессиям и профессиям, не востребованным в каждом сельском районе, информирование об этом населения;
содействие негосударственным бизнес-центрам, школам предпринимателей, осуществляющих подготовку незанятого населения, особенно молодежи, по профилю предпринимательской деятельности;
содействие в организации крестьянских (фермерских) хозяйств, поддержке личных подсобных хозяйств, создании потребительских кооперативов.
В рамках мероприятий, предусмотренных Политической матрицей Программного займа Азиатского Банка Развития для сельскохозяйственного сектора в срок до 1 июля 1996 года разработать республиканскую и региональные программы обучения безработных жителей села.
3.6. Квотирование рабочих мест
С целью трудоустройства социально слабозащищенных групп населения предприятиям и организациям на 1996 год устанавливаются квоты по приему на работу молодежи, одиноких и многодетных матерей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, лиц, освобождаемых из мест заключения, военнослужащих, уволенных в запас, и других категорий населения, испытывающих затруднения в поиске работы (статья 7 Закона "О занятости населения").
Перечень предприятий, на которых квотируются рабочие места, определяются местными службами занятости индивидуально на каждой территории (район, город) с утверждением его акимами.
Предполагается трудоустроить по квоте 35 тыс. человек, из них 20 тыс. - молодежь в возрасте до 21 года, 5 тыс. - женщин, 4 тыс. человек - инвалидов.
3.7. Регулирование трудовой миграции.
Защита внутреннего рынка труда
Миграционная политика в части поддержки занятости населения призвана содействовать преодолению географических расхождений между спросом и предложением на квалифицированную рабочую силу, защите внутреннего рынка, смягчению напряженности на рынке труда за счет временного использования рабочей силы за рубежом, защите трудовых прав и интересов мигрантов.
Государственная служба занятости совместно с акимами в течение 1996 года должна будет реализовывать следующие меры:
организация добровольного переселения из зон экологического бедствия (Семипалатинская, Кзыл-Ординская области) и трудоизбыточной Южно-Казахстанской области в регионы с наиболее благоприятными условиями экономического развития. Предполагается организовать добровольное переселение в г. Приозерск Жезказганской области, где совместно с заинтересованными республиканскими, областными органами, акимом области и города будут приниматься дополнительные меры по обеспечению жильем и созданию дополнительных рабочих мест для приема семейных граждан, переселяемых из трудоизбыточных регионов республики;
содействие внутренней миграции, развитию межобластного вахтового метода организации работ с учетом ситуации на локальных рынках труда (т.е. привлечение только тех специалистов, которые отсутствуют на местном рынке труда);
регулирование иммиграции и эмиграции рабочей силы путем заключения с зарубежными странами соответствующих соглашений, предусматривающих в числе других мер защиту прав и интересов мигрантов в странах временного пребывания, а также обеспечение прав мигрантов по возвращении;
пресечение нелегальной трудовой миграции и организацию иммиграционного контроля.
Деятельность, связанная с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу будет осуществляться на основе лицензий и соглашений.
3.8. Содействие занятости населения в регионах
с напряженной ситуацией на рынке труда
Ситуация на республиканском рынке труда будет во многом определяться положением на сельских рынках труда Южно-Казахстанской, Семипалатинской, Западно-Казахстанской, Атырауской, Алматинской, Павлодарской областях, где сосредоточено почти 55 процентов всех безработных.
В этих регионах необходимо осуществление ряда превентивных мер:
проведение экспертизы финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников, особенно в период реорганизационных процедур санации и банкротства;
приостановка процессов высвобождения работников или его поэтапное проведение;
разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности;
организация общественных работ;
организация переобучения высвобождаемых работников и безработных с перспективой дальнейшего трудоустройства или занятия индивидуальным предпринимательством в соответствии с потребностями рынка труда данного региона;
создание на предприятиях временных пунктов по учету и профориентации высвобождаемых работников при ликвидации предприятий с численностью работников более 200 человек. 3.9. Выплата пособий по безработице, оказание безработным материальной помощи Государственная служба занятости в 1996 году продолжит выплату пособий по безработице и материальной помощи. Предполагается, что в 1996 году пособие по безработице получат 340 тыс. человек, на что предусматривается затратить из Фонда занятости 4,24 млрд. тенге. Предусматривается совершенствование системы социальной поддержки безработных, включая выплату пособий. IV. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ 4.1. Развитие службы занятости
Развитие службы занятости имеет своей целью приведение ее возможностей в соответствие с возложенными на нее задачами, способной гибко, а при необходимости заблаговременно реагировать на изменение ситуации на рынке труда.
Улучшение обслуживания возрастающего потока граждан, обращающихся в службы занятости, предполагается обеспечить за счет внедрения компьютерных систем, прогрессивных технологий информационной поддержки программ занятости и повышения квалификации работников органов службы занятости.
Предусматривается автоматизация основных видов работ, связанных с начислением пособий по безработице, подбором рабочих мест, осуществлением профессиональной ориентации и ведением учета безработных граждан.
В рамках реализации проекта Всемирного Банка по социальной защите в 1996 году предполагается создать модельные центры занятости в гг. Петропавловске, Кзыл-Орде, Актюбинске, Кустанае, Жамбыле, Акмоле, Атырау, Семипалатинске, Талдыкоргане (резервными для организации модельных центров являются гг. Алматы, Караганда, Усть-Каменогорск).
4.2. Мониторинг рынка труда.
Информационное обеспечение
В течение 1996 года будут реализованы мероприятия по формированию системы информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости, что позволит гибко реагировать на быстрые изменения региональной конъюнктуры в сфере занятости.
Основными элементами системы информации о рынке труда станут:
информирование через средства массовой информации населения и работодателей о состоянии рынка труда и услугах, предоставляемых службами занятости;
сбор информации для принятия управленческих решений на уровне службы занятости и планирования деятельности.
Основными элементами формирования системы информационной поддержки политики занятости населения в 1996 году станут:
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации;
содействие самостоятельному поиску работы через распространение памяток, плакатов и непериодических изданий;
содействие трудоустройству граждан, их обучению и переобучению посредством публикации сведений о вакантных рабочих местах, перспективных и отмирающих профессий;
создание заочных школ консультирования населения по вопросам занятости по телефонным и письменным обращениям.
Предполагается проведение выборочных исследований, опросов по проблемам рынка труда, а также оценка хода реализации программ службы занятости.
4.3. Законодательное и иное нормативное обеспечение
В 1996 году Министерство труда Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, иными центральными и местными исполнительными органами подготовит предложения о внесении изменений и дополнений в Закон "О занятости населения", разработает следующие нормативные акты:
проект Закона Республики Казахстан "О добровольном переселении";
положение о порядке и условиях назначения льгот и гарантий гражданам, потерявшим работу в результате банкротства предприятий;
положение о порядке предоставления информации о массовом
высвобождении и сведений о наличии рабочих мест и вакантных должностей центрам занятости; положение о финансировании профессионального обучения безработных и незанятого населения; положение об условиях и порядке оказания материальной помощи безработным и членам их семей; положение об условиях и порядке выплаты пособий по безработице; положение по определению естественного и предельно допустимого уровней безработицы. 4.4. Финансовое обеспечение Программы занятости
На реализацию мер по социальной поддержке безработных предполагается израсходовать из Фонда занятости около 5,7 млрд. тенге, в том числе: на подготовку и переподготовку безработных - 1,26 млрд. тенге, организацию общественных работ - 190,1 млн. тенге, выплату пособий по безработице - 4,24 млрд. тенге.
В развитие службы занятости предполагается вложить 536 млн. тенге, включая повышение квалификации и обучение ее специалистов, оснащение центров занятости техническими средствами и оргтехникой, аренду служебных помещений, а также рекламно-издательскую работу и оперативную информацию населения.
При этом из средств займа Всемирного Банка на реализацию технического проекта (компонент службы занятости) намечается истратить 3,8 млн. американских долларов, из Фонда занятости в качестве выплаты процентов за пользование займом Всемирного Банка -
16,3 млн. тенге. Возмещение расходов конверсируемым предприятиям на переподготовку высвобождаемых работников обойдется в 26,6 млн. тенге, на приобретение оборудования и приспособлений инвалидам - 50 млн. тенге. Общие расходы Фонда занятости с учетом финансирования переселенческих мероприятий и жилищной сферы составят около 7 млрд. тенге.