В целях улучшения продовольственного обеспечения населения Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить разработанные Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан рекомендации по созданию и развитию системы оптовых продовольственных рынков в Республике Казахстан (прилагаются).
2. Акимам областей и города Алматы разработать и осуществить меры по организации системы оптовых продовольственных рынков.
3. Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом оказать содействие создаваемым оптовым продовольственным рынкам в передаче им в аренду объектов, находящихся в государственной собственности, с правом последующего выкупа.
1. Настоящие Рекомендации устанавливают общий порядок механизма создания и развития системы оптовых продовольственных рынков (далее - оптовый рынок) сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан.
2. Оптовый рынок является юридическим лицом, зарегистрированным в установлением порядке. Оптовый рынок в качестве юридического лица осуществляет свою деятельность в зависимости от организационно-правовой формы на основании устава и учредительного договора.
3. Торги, проводимые на оптовом рынке, - форма размещения заказов на реализацию или получение сельскохозяйственной продукции и продовольствия, предусматривающая выбор партнера (исполнителя, посредника) для выполнения заказа и оказания услуг.
Участники торгов - юридические и физические лица Республики Казахстан, а также иностранных государств.
4. Основными задачами оптового рынка являются:
создание производителям и поставщикам сельскохозяйственной продукции и продовольствия необходимых условий для выхода на конкурентный рынок;
обеспечение круглогодичного снабжения населения свежими и качественными продуктами питания, сокращение сверхнормативных потерь сельскохозяйственной продукции;
концентрация сельскохозяйственной продукции и продовольствия в конкретном месте.
2. Функции оптового рынка
5. Основными функциями оптового рынка являются:
создание организационных условий для ведения оптовых торгов, заключение торговых сделок, оборудование специальных торговых мест, конторских и офисных помещений и других объектов по обслуживанию участников оптовых торгов;
организация, по согласованию с участниками оптовых торгов (собственниками товара), аукционных и конкурсных торгов;
обеспечение контроля качества реализуемого на оптовом рынке товара, а также соблюдения правил торговли, утвержденных в установленном порядке;
сбор, обобщение материалов и информирование участников оптовых торгов о состоянии спроса и предложения реализуемой сельскохозяйственной продукции и продовольствия и складывающемся уровне цен;
обеспечение участников оптовых торгов по их заказам услугами транспортных организаций, необходимым торгово-технологическим, подъемно-транспортным, погрузочно-разгрузочным и весоизмерительным оборудованием и другими видами услуг;
выполнение по заказам участников оптовых торгов внутрискладского перемещения товаров, а также разгрузки и погрузки торговых грузов;
создание и обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры, техническое обслуживание холодильного, торгового, подъемно-транспортного и иного оборудования и механизмов;
организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения;
организация охраны объектов оптового рынка, системы регистрации участников оптовых торгов, работы системы средств внутренней связи, обеспечение противопожарной безопасности;
обеспечение участников оптовых торгов услугами социально-бытового назначения;
осуществление уборки территории, всех складских, торговых, конторских и офисных помещений.
6. Оптовый рынок вправе осуществлять другую деятельность, связанную с организацией оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
7. По широте ассортимента сельскохозяйственной продукции и продовольствия оптовые рынки могут быть специализированными и универсальными.
Специализированные оптовые рынки ориентируются на торговлю отдельными видами продукции: мясом и мясопродуктами, фруктами, овощами, рыбой и рыбопродуктами и другими.
Универсальные оптовые рынки организуют торговлю несколькими видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
8. Оптовые рынки в зависимости от специфики ассортимента и конкретных условий функционирования могут размещаться как в зонах производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и в центрах их массового потребления.
9. Оптовый рынок создается его учредителями в установленном законодательством порядке, которыми могут быть юридические и физические лица, включая иностранных участников. Количественный состав учредителей не ограничивается.
10. Оптовый рынок может создаваться путем объединения финансовых средств, имущества и иной собственности юридических и физических лиц Республики Казахстан, а также иностранных государств.
Участие иностранных юридических и физических лиц определяется законодательством Республики Казахстан.
11. Выбор организационно-правовой формы при создании оптового рынка определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан его учредителями.
12. Необходимыми условиями эффективного функционирования оптового рынка является наличие:
немонополизированной системы организаций розничной торговли;
развитой сети товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и сырья для перерабатывающей промышленности;
соответствующей материально-технической базы хранения, охлаждения, упаковки, транспортировки продукции и коммуникаций.
13. Для обеспечения функционирования оптового рынка при нем создаются специализированные службы: информационная расчетно-финансовая, юридическая, а также транспортная и сервисная (питания, гостиничного хозяйства и др.). На территории оптового рынка располагается служба по контролю качества сельхозпродукции с лабораторией.
Для создания и размещения служб выделяется, в установленном законом порядке, земельный участок, создается заново или используется имеющаяся материально-техническая база хранения, охлаждения, упаковки, транспортировки продукции.
Указанные службы оптового рынка могут создаваться как подразделения этого рынка или функционировать как самостоятельные организации на договорных началах с администрацией оптового рынка с правами юридического лица.
14. Универсальные и специализированные оптовые рынки формируют собственную инфраструктуру, исходя из особенностей реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
При этом:
специализированные плодоовощные оптовые рынки могут формироваться на основе реконструкции и перепрофилирования существующих плодоовощных баз, торгово-закупочных организаций, рынков. Специализированные плодоовощные оптовые рынки для городов с большой численностью населения создаются по специальным проектам;
специализированные оптовые рынки скота должны обеспечивать реализацию всех видов скота и птицы. В зависимости от специализации региона на конкретном оптовом рынке может преобладать определенный вид скота или птицы.
На территории оптового рынка могут располагаться: приемный и убойный пункты, хранилище для кормов, помещение для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарная служба, отделение (филиал) банковского учреждения, холодильные емкости для временного хранения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Специализированные оптовые рынки рыбопродуктов (морепродуктов) организуются в местах их промысла, переработки и хранения, также как и специализированные оптовые мясные рынки должны в своем составе, наряду с общими для всех оптовых рынков службами, иметь обязательно холодильные емкости для временного хранения продуктов.
15. Оптовый рынок может:
вступать, в установленном законодательством порядке, в союзы, ассоциации для координации деятельности, защиты интересов своих участников, осуществления совместных программ;
иметь филиалы, представительства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
16. Оптовый рынок не может устанавливать:
уровни и пределы цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, реализуемые на рынках;
размеры вознаграждения, взимаемого посредниками на рынке за посредничество при сделках.
17. Не действительными могут быть признаны соглашения и действия оптовых рынков, имеющие целью или влияющие на устранение либо ограничение конкуренции на этих рынках.
18. Налогообложение, кредитование, страхование оптовых рынков осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
5. Экономический механизм функционирования
оптового рынка
19. Доходы оптового рынка используются для компенсации производственных затрат, оплаты труда сотрудников, развития производственной базы, информационно-технического и социального развития рынка и его инфраструктуры.
20. Доход оптового рынка формируется за счет арендных платежей на право торговли, платежей за предоставляемые рынком производственные, консультативные и другие услуги (транспортные, погрузочно-разгрузочные работы, анализ качества, утилизация нереализованной продукции), оказываемые в установленном законом порядке.
21. Собственностью оптового рынка могут быть здания, сооружения, оборудование, техника, материалы, незавершенное производство, денежные средства, ценные бумаги, лицензии и иное имущество.
22. Источниками средств оптовых рынков являются собственные средства.
Собственные средства оптового рынка составляют уставный капитал и фонды, создаваемые оптовым рынком, средства, полученные за счет различных взносов, включая благотворительные, прибыль от хозяйственной деятельности созданных им организаций с правами юридического лица, иные поступления, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Средства оптового рынка образуют кредиты банков и других организаций, средства, переданные во временное пользование, средства, полученные от выпуска ценных бумаг, и иные средства материального обеспечения, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
7. Управление оптовым рынком
Порядок управления оптовым рынком определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
8. Организация торговли на оптовом рынке
23. Торговля на оптовом продовольственном рынке должна предусматривать:
функции основных структурных подразделений рынка;
порядок проведения оптовой торговли на рынке;
перечень реализуемых товаров;
перечень оказываемых услуг;
права и обязанности продавцов и покупателей (участников торговли);
меры, обеспечивающие правопорядок и дисциплину на рынке, соблюдение участниками оптового рынка действующего законодательства.
24. Участниками оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием на оптовых рынках являются продавцы (поставщики) и покупатели.
Продавцы - сельскохозяйственные товаропроизводители и их объединения, предприятия пищевой промышленности, торгово-сбытовые и иные организации, физические лица.
Покупатели - предприятия пищевой промышленности, торгово-закупочные и другие организации, их союзы, ассоциации, физические лица.
25. Участники торгов на оптовом рынке имеют право:
представлять (для продавцов) образцы товара (торговля по образцам);
изучать всю информацию о представленных товарах, их количестве, качестве, ценах;
получать информацию о сделках с аналогичным товаром на других оптовых рынках;
хранить доставленный для продажи или купленный товар в складских помещениях оптового рынка (порядок размещения на хранение и оплаты хранения определяются уставом оптового рынка);
проверять качество и безопасность для потребителей и окружающей среды представленного товара;
проверять соответствие предоставляемых рынком помещений для размещения и хранения товаров, предъявляемым к этим помещениям требований соблюдения условий и правил хранения.
26. Участники оптовой торговли на оптовом рынке обязаны:
предоставлять (для производителей) для реализации товар по качеству и упаковке в соответствии с требованиями стандартов, если другие требования не предусмотрены в заключенных контрактах;
предоставлять достоверную информацию о реализуемом товаре;
предоставлять документы о качестве продукции и ее безопасности для потребителей и окружающей среды.
27. Отношения между участниками торгов на оптовых рынках регулируются с помощью контрактов, в том числе на закупку сельскохозяйственной продукции и продовольствия для региональных нужд.
28. Операции купли-продажи на оптовом рынке могут осуществляться с помощью посредника. При этом операции ведутся путем:
совершения сделок с посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерская деятельность);
совершения сделок посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи (дилерская деятельность).
29. Посредниками на оптовом рынке могут быть брокерские фирмы, брокерские конторы, созданные и зарегистрированные в установленном законом порядке, а также независимые брокеры, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Также посредниками могут выступать оптовые, торгово-закупочные и другие организации, действующие на оптовом рынке.
30. Отношения посредников на оптовом рынке с их клиентами регулируются соответствующими договорами (контрактами), заключенными между ними.
31. Торговые посредники или товаропроизводители, доставляющие сельскохозяйственную продукцию и продовольствие для реализации на оптовом рынке, обязаны предоставить его администрации сертификат качества или иной документ, гарантирующий доброкачественность, в соответствии с требованиями правил торговли.
32. На сделки, совершенные на оптовом рынке, гарантии оптового рынка не распространяются.
33. Сделки на оптовом рынке не могут совершаться от имени и за счет этого рынка.
34. Участники оптовой торговли могут в ходе торгов совершать сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей, в отношении:
реального товара;
реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
реального товара, принятого оптовым рынком на условиях залога.
35. Государственный контроль и надзор, за соблюдением участниками оптового рынка обязательных требований стандартов при реализации (поставках, продаже) сельскохозяйственной продукции и продовольствия на нем, а также при хранении, транспортировке, подработке и упаковке осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
9. Разрешение споров на оптовом рынке
36. Споры, связанные с заключением и исполнением на оптовом рынке сделок купли-продажи, рассматриваются в установленном законом порядке в суде.
37. В том же порядке рассматриваются споры, возникающие между администрацией оптового рынка и участниками оптовых торгов или структурами, обслуживающими оптовый рынок на договорной основе.
10. Ответственность администрации оптового рынка
38. Администрация оптового рынка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
11. Ликвидация оптовых рынков
39. Ликвидация оптового рынка производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.