1. Согласиться с предложением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан о создании республиканской автоматизированной системы контроля и информационного обеспечения перевозок автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении (далее - система "СКАТ").
Возложить на Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан функции по контролю и координации работ, связанных с разработкой, опытным внедрением и эксплуатацией системы "СКАТ".
Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан:
обеспечить разработку и утвердить развернутую Программу создания системы "СКАТ" с использованием инфраструктуры сети телекоммуникаций Государственного таможенного комитета Республики Казахстан;
по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным таможенным комитетом Республики Казахстан утвердить Положение о системе "СКАТ", регламентирующее принципы ее функционирования, сферу решаемых задач, режимы предоставления информации, а также иные вопросы, связанные с ее деятельностью.
2. Утвердить прилагаемую Концепцию создания республиканской автоматизированной системы контроля и информационного обеспечения перевозок автомобильным транспортом в международном, междугородном, городском и пригородном сообщении до 2007 года.
3. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан определить на конкурсной основе:
головного исполнителя работ;
внебюджетные источники кредитно-финансового обеспечения системы "СКАТ".
4. Государственному таможенному комитету, Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Казахстан, а также другим заинтересованным организациям в двухнедельный срок представить в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан свои предложения для формирования программного обеспечения системы "СКАТ".
5. Министерству науки - Академии наук Республики Казахстан предусмотреть научно-технические и опытно-конструкторские разработки и экспертизу системы "СКАТ" в рамках Республиканской целевой научно-технической программы "Развитие современных систем телекоммуникации и связи".
6. Министерству экономики и торговли Республики Казахстан и Национальному центру по радиоэлектронике и связи на конкурсной основе решить вопрос размещения на отечественных предприятиях радиоэлектронного профиля заказов победителя конкурса по изготовлению радиотехнической аппаратуры и устройств, необходимых для пуска системы "СКАТ" в действие.
7. Министерству транспорта и коммуникаций по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан решить вопросы:
выделения служебных помещений и зданий для контрольно-диспетчерских и автоматизированных контрольных пунктов, операторской службы информационного обслуживания пользователей, размещаемых вдоль автомобильных дорог и на автомобильных переходах в соответствии с техническими условиями эксплуатации системы "СКАТ";
формирование государственной доли имущества, включаемого в систему "СКАТ" и составляющего не менее 51 процента от уставного фонда головного исполнителя работ;
определения принципов управления системой "СКАТ".
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1997 г. N 861
К О Н Ц Е П Ц И Я
Создания Республиканской автоматизированной системы
контроля и информационного обеспечения перевозок
автомобильным транспортом в международном,
междугородном, городском и пригородном
сообщении до 2007 года
I. Общая характеристика и принципы разработки системы
Повышение эффективности перевозок автомобильным транспортом неразрывно связано с информатизацией процессов управления и контроля передвижения транспортных средств и грузов. Решение этой проблемы предполагает создание республиканской автоматизированной системы контроля и информационного обеспечения перевозок автомобильным транспортом в международном, междугородном, городском и пригородном сообщении (далее - система "СКАТ").
Система "СКАТ" предназначена для:
совершенствования организации международных и междугородных перевозок;
повышения эффективности рынка транспортных услуг;
рационального и эффективного использования дорог;
совершенствования контроля за соблюдением перевозчиками транспортного законодательства и Правил дорожного движения;
оказания информационных услуг водителям и обеспечения сохранности транспортных средств.
В основу разработки системы "СКАТ" положены следующие основные принципы:
1. Все автодороги на территории Казахстана, включая города и населенные пункты, представляются как единое контролируемое пространство.
2. Все автотранспортные средства, осуществляющие международные и междугородние перевозки, вне зависимости от типа, вида и принадлежности, являются объектами контроля.
3. Функционирование системы представляет собой процесс автоматизированного дистанционного контроля и учета движения автотранспортных средств на дорогах республики.
4. Информационная технология и техническая база должны соответствовать перспективным требованиям и обеспечивать возможность совершенствования и развития системы.
5. Элементная база системы должна соответствовать требованиям стандартизации, унификации и обеспечивать возможность ее серийного производства на отечественных предприятиях радиоэлектронного профиля.
6. При создании системы должны быть максимально использованы имеющаяся структура автотранспортного комплекса и существующие возможности телекоммуникаций и связи.
7. Разработка системы и ее внедрение должно осуществляться поэтапно, с учетом приоритетности решаемых задач, возможности привлечения необходимых средств и существующего законодательства.
Создание системы "СКАТ" включает три этапа:
I этап - разработка и внедрение системы контроля и информационного обеспечения передвижения транспортных средств и грузов при международных автомобильных перевозках в Республике Казахстан;
II этап - разработка и внедрение системы контроля и информационного обеспечения передвижения транспортных средств и грузов при междугородних перевозках;
III этап - разработка и внедрение системы контроля и информационного обеспечения передвижения транспортных средств при городских и пригородных перевозках грузов и пассажиров.
Общая характеристика этапов приведена в таблице 1.
В системе "СКАТ" должны быть предусмотрены:
автоматические дистанционные идентификаторы (АДИ) со сменным носителем кодированной информации - электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), выполненным в виде пластиковой карточки (типа sмаrt-саrd), которыми снабжаются транспортные средства;
автоматические контрольные пункты (АКП), которые располагаются на автостоянках, в автопарках, на перекрестках, вдоль автодорог или на подвижных средствах патрульной службы Госавтоинспекции и обеспечивают дистанционный прием кодированной информации с АДИ;
центральный диспетчерский пункт (ЦДП), контрольно-диспетчерские пункты (КДП) и телекоммуникационная сеть (ТС), обеспечивающие информационное взаимодействие между элементами системы и пользователями.
Состав и функциональная схема системы приведена на рис.1.
II. Цели и задачи, решаемые системой
Цели и задачи, решаемые системой "СКАТ", а также услуги, предоставляемые ее пользователям, приведены в таблице 2.
Система "СКАТ" предназначена для:
обеспечения водителей транспортных средств оперативной информацией о состоянии дорожной сети, погодных условиях и обстановке по маршрутам следования;
оперативного информирования грузоотправителей и грузополучателей о местоположении и состоянии транспортных средств и грузов при международных и междугородних перевозках;
предоставления информации транспортно-экспедиторским и фрахтовым фирмам о передвижении транспортных средств в интересах планирования их рациональной загрузки в прямом и обратном направлениях, минимизации простоя, повышения эффективности транспортных операций;
для обеспечения интересов службы Государственной автоинспекции Республики Казахстан в области:
а) контроля за соблюдением водителями требований Правил дорожного движения для повышения безопасности движения;
б) оперативного контроля за незаконным использованием автотранспорта для предотвращения угона (кражи) транспортных средств вне зависимости от их принадлежности;
предоставления Государственному таможенному комитету Республики Казахстан информации о маршрутах передвижения транспортных средств, сроках доставки грузов и другой необходимой информации для эффективного решения задач, стоящих перед таможенной службой.
Принципиальной особенностью системы "СКАТ" является то, что все операции контроля осуществляются дистанционно в процессе движения транспортных средств без участия водителей. Это исключает необходимость остановки транспортных средств для соответствующих проверок и отвлечения водителей от их прямых обязанностей. Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТАПОВ ---------------------------------------------------------------------- N ! Основные направления !Контролируемая!Количество !Сроки этапа! работ !территория !контролируемых!реализации ! ! !транспортных !этапов ! ! !средств ! ! ! !(единиц) ! ---------------------------------------------------------------------- I Разработка и внедрение Автомагистрали 20 000 3 года системы контроля пе- республикан- редвижения транспор- ского значения тных средств и грузов Протяженность при международных L = 13 000 км автомобильных перевозках в Республике Казахстан ---------------------------------------------------------------------- II Разработка и внедрение Автодороги 550 000 4 года системы контроля и областного информационного значения обеспечения передви- Протяженность жения транспортных L = 40 000 км средств и грузов при междугородних автомо- бильных перевозках в Республике Казахстан (работы выполняются по регионам с включе- нием в единицу систему) ---------------------------------------------------------------------- III Разработка и внедрение Дороги городов 1 600 000 2-3 системы контроля и и населенных года информационного пунктов обеспечения передви- жения транспортных средств при городских и пригородных пере- возках грузов и пас- сажиров (работы выполняются по отдельным городам и населенным пунктам) ---------------------------------------------------------------------- Таблица 2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ ---------------------------------------------------------------------- N ! Цели ! Задачи, решаемые системой ! Предоставляемые услуги п/п! !--------------------------------!----------------------- ---! ! I этап ! II этап ! III ! ! ! ! ! этап ! ---------------------------------------!------!------------------------ 1 Совершен- 1. Сбор данных о состо- ! !Предоставление оператив- ствование янии дорожной сети, ги- ! !ной информации о состо- организа- дрометеорологических ! !янии дорожной сети, ции меж- условиях и дорожной ! !погодных условиях, об- дународ- обстановке ! !становки на дорогах. ных и 2. Маршрутизация автот- ! !Предоставление информа- междуго- ранспортных перевозок с ! !ции о рациональных мар- родних учетом параметров транс-! !шрутах перевозки грузов. перевозок портных средств и обста-! !Оперативное информиро- новки на дорогах ! !вание грузоотправите- 3. Слежение за транспор-! !лей, грузополучателей, тными средствами, осу- ! !владельцев автомобилей ществляющими перевозку ! !о местоположении и грузов ! !состоянии транспортных ! !средств и грузов на дорогах !на доро- ! ! республикан- !гах обла-! ! ского значения!стного ! ! !значения ! ! ---------------------------------------!------!----------------------- 2 Повышение Учет, анализ и контроль ! !Предоставление информа- эффектив- работы автомобилей при ! !ции машиновладельцам и ности перевозках грузов ! !транспортно-экспедитор- рынка ! !ским предприятиям о транспорт- ! !потребности в перевозке ных услуг ! !грузов и передвижении иностранными !отечест- ! !автотранспорта в инте- автоперевоз- !венными ! !ресах планирования его чиками !автопе- ! !загрузки в прямом и !ревозчи- ! !обратном направлении, !ками ! !минимизации простоя ! !и т.п. ---------------------------------------!------!------------------------ 3 Повышение Сбор данных об интенсив-! !Информирование о факти- эффектив- ности движения транспор-! !ческой транспортной наг- ности ис- тных средств на автодо- ! !рузке на дорогах в ин- пользова- рогах республики ! !тересах планирования и ния и ! !финансирования восстано- сохраннос- ! !вительных работ, обосно- ти автодо- ! !вание развития дорожной рог ! !сети ----------------------------------------------!----------------------- 4 Контроль 1. Контроль !Контроль наличия!Контоль осуществляется за соблю- соответствия !лицензии и соот-!дистанционно на стоянке дением документов !ветствия ее фак-!или в процессе движения автопере- требованиям !тической деяте- !транспортного средства возчиками при осущест- !льности автопе- !без участия водителя транспор- влении между- !ревозчика !(т.е. исключается тного народных пе- !Контроль соблю- !необходимость остановки законо- ревозок !дения разрешен- !транспортного средства датель- грузов !ной лицензией !для проверки и отвлече- ства 2. Контроль !зоны деятельно- !ния водителя от его соблюдения !сти автоперевоз-!прямых обязанностей) выделенного !чика ! маршрута !Контроль соблю- ! 3. Контроль !дения разрешен- ! разрешенного !ного лицензией ! срока пребы- !срока деятель- ! вания на !ности автопере- ! территории !возчика ! Казахстана ! ! -----------------------------!----------------! 5 Контроль !1. Контроль на- ! за соблю- !личия регистра- ! дением !ционных докумен-! требова- !тов у водителя ! ний Пра- !транспортного ! вил До- !средства (пп. ! рожного !3.1, 3.2 ПДД) ! движения !2. Контроль вы- ! (ПДД) !полнения требо- ! !ваний по регис- ! !трации транс- ! !портного сред- ! !ства в Госавто- ! !инспекции ! !(пп. 26.1, ! !26.2 ПДД) ! !3. Контроль вы- ! !полнения требо- ! !ваний по про- ! !хождению тран- ! !спортным ! !средством го- ! !сударственного ! !периодического ! !технического ! !осмотра ! !(п. 25.3 ПДД) ! ---------------------------------------------------------------------- 6 Оказание 1. Прием и доведение сигналов !Оказание оперативной помощи об авариях и происшествиях на !помощи водителям транс- водителям автодорогах !портных средств в не- и обеспе- !2. Прием сигна- !предвиденных ситуациях. чение !льной информации!Розыск и возвращение сохран- !о несанкциониро-!угнанных автомобилей ности !ванном использо-!владельцам, предотвра- транспор- !вании автомоби- !щение кражи транспор- тных !лей и определе- !тных средств средств !ние их местона- ! !хождения ! рис.1 Автоматизированная информационная система контроля автотранспорта.