В целях реализаций Закона Республики Казахстан от 10 апреля 1997 г. Z970090_ "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом" Правительство Республики Казахстан постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Положение о порядке координации деятельности центральных исполнительных органов Республики Казахстан в области государственного внешнего заимствования и управления государственным внешним долгом по внешним займам Правительства Республики Казахстан;
Порядок и условия выдачи государственных гарантий Республики Казахстан;
Положение о порядке регистрации государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан.
Первый заместитель
Премьер-Министра
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 сентября 1997 г. N 1366
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке координации деятельности центральных
исполнительных органов Республики Казахстан в области
государственного внешнего заимствования и управления
государственным внешним долгом по внешним займам
Правительства Республики Казахстан
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом".
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок координации деятельности центральных исполнительных органов республики в области государственного внешнего заимствования и государственного долга Республики Казахстан, а также гарантированного государством внешнего долга.
2. В рамках управления внешним долгом Республики Казахстан объектами управления являются:
государственный внешний долг;
гарантированный государством внешний долг;
валовый внешний долг.
3. Государственный внешний долг формируется в процессе внешнего заимствования Правительства Республики Казахстан в лице Министерства финансов Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан и погашения полученных внешних займов, а также отнесения в установленном порядке на государственный внешний долг других внешних долговых обязательств, принятых Республикой Казахстан.
Управление внешним долгом рассматривается как деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению рационального внешнего заимствования и оптимизации стоимости обслуживания внешних займов в целях избежания в будущем макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса государства.
Мониторинг и управление государственным и гарантированным государством внешним долгом осуществляются Министерством финансов Республики Казахстан.
4. Привлечение, использование и погашение займов, формирующих государственный долг Национального Банка Республики Казахстан, осуществляется им в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
5. Управление внешним долгом включают в себя следующие основные этапы и процедуры:
определение потребности в заимствовании, источников заимствования и финансовых инструментов, установление критериев и ограничений, построение макроэкономических моделей развития, сценарное моделирование и принятие программы заимствования;
процедуры заимствования, включая переговоры, оценку условий займов и их последствий для экономики, бюджета и платежного баланса государства, подписание, ратификацию, регистрацию;
процедуры погашения основного долга и обслуживания займов, с учетом источников обслуживания и специфики отдельных займов;
мониторинг условий заимствования и их изменения, освоения, погашения и обслуживания займов;
мониторинг ставок кредитного процента, курсов валют, доходности инструментов финансового рынка и прочей, связанной с заимствованием и управлением долгом информации рынков капитала;
учет, оценку и анализ платежного баланса, платежеспособности государства;
защиту республиканского бюджета, платежного баланса от неблагоприятных изменений курсов валют, процентных ставок специальными финансовыми инструментами;
реорганизацию задолженности;
взаимоотношения с международными финансовыми организациями.
Эффективное управление внешним долгом базируется на современных информационных технологиях и компьютеризации его мониторинга и анализа.
6. Координация деятельности центральных исполнительных органов республики при выполнении процедур внешнего заимствования и управления внешним долгом Республики Казахстан предусматривается на всех этапах процесса привлечения, использования, погашения и обслуживания внешних займов, а также при создании и использовании соответствующих компьютерных технологий.
II. Государственное внешнее заимствование и долг
7. Государственное заимствование осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой Правительством Республики Казахстан Программой заимствования.
Координация деятельности органов управления на этапе определения потребности в заимствовании, источников и инструментов заимствования достигается путем разработки Министерством финансов совместно с Министерством экономики и торговли и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан проекта Программы заимствования на предстоящий 10-летний период.
Разработка проекта Программы заимствования выполняется Министерством финансов Республики Казахстан, с учетом бюджетной политики, рекомендуемых Министерством экономики и торговли Республики Казахстан для финансирования за счет средств республиканского бюджета инвестиционных проектов, а также валютно-денежных показателей, представляемых Национальным Банком Республики Казахстан. При разработке проекта Программы заимствования учитывается, при необходимости, планируемое внешнее заимствование Национального Банка Республики Казахстан для поддержки платежного баланса страны.
8. Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет разработку проекта бюджета на очередной год с учетом принятой на этот год Программы заимствования. Министерство экономики и торговли Республики Казахстан осуществляет отбор и рассмотрение проектов, предлагаемых к финансированию из бюджета, участвует в предварительных переговорах с иностранными кредиторами. В соответствии с возложенными на Министерство финансов Республики Казахстан обязанностями и правами заемщика от имени Республики Казахстан оно проводит переговоры, выбирает банки-агенты для обслуживания займов, предпринимает другие необходимые действия по привлечению займов.
Министерством финансов Республики Казахстан осуществляется координация и контроль выполнения центральными исполнительными органами республики установленных процедур получения, использования, обслуживания и (если предусматривается) возврата заемных ресурсов конечными заемщиками путем оформления и реализации соответствующих кредитных и иных соглашений, регистрации займов, предоставления и обслуживания займов через бюджет.
9. Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет мониторинг процесса государственного внешнего заимствования, обслуживания государственного внешнего долга, его обобщенной оценки на основании ежеквартальной информации по освоению, погашению и обслуживанию внешних займов Национального Банка Республики Казахстан и банков второго уровня.
При этом взаимоотношения центральных исполнительных органов республики - участников процесса управления государственным внешним долгом определяются двусторонними соглашениями по информационному взаимодействию и действующими формами регулярной статистической оперативной отчетности.
10. Вопросы управления валютными рисками и рисками процентных ставок как составная часть управления долгом, а также проведения, при необходимости, мероприятий по реорганизации государственного внешнего долга ввиду своей специфичности прорабатываются подразделениями Министерства финансов и Национального Банка Республики Казахстан и учитываются в рамках разработки или изменения Программы заимствования.
11. Координация взаимоотношений с международными финансовыми организациями по вопросам управления государственным внешним долгом осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан путем централизации и контроля децентрализованных потоков информации, предоставляемой республиканскими органами управления этим организациям, а также организацией или обязательным участием в проводимых с ними встречах, переговорах и других мероприятиях.
12. Координация в области информационных технологий и компьютеризации управления государственным долгом осуществляется на стадиях их создания, функционирования и развития и предполагает:
а) совместную разработку центральными исполнительными органами республики и Национальным Банком Республики Казахстан, взаимное согласование, при необходимости, утверждение Правительством Республики Казахстан, организационно-распорядительных, методических, информационно-технологических и инструктивных межведомственных документов, на базе которых осуществляется совместная отработка технологии информационного взаимодействия участников процесса управления;
б) создание компьютерных технологий и систем для организаций - участников процесса управления государственным внешним долгом. Координация при создании и развитии ведомственных компьютерных систем управления осуществляется путем учета в этих системах информационных запросов других ведомств и организаций. Основными способами координации в этой сфере являются двусторонние контакты, переписка, соглашения между министерствами и комитетами. С учетом специфики технического и программного обеспечения таких систем координация деятельности центральных исполнительных органов республики на организационном и информационно-технологическом уровне дополняется координацией работы специалистов и специализированных по этих видам обеспечения организаций;
в) интеграцию компьютерных технологий организаций - участников процесса управления государственных внешним долгом во взаимосвязанную республиканскую систему путем внедрения единых технических и программно-технологических средств обработки и передачи данных, согласования и создания режимов, методов и средств информационной стыковки ведомственных систем управления. Основными формами координации при этом являются регулярные рабочие контакты руководителей работ по компьютеризации управления (менеджеров проектов), формирование программ совместных работ и мероприятий, учет, анализ и регулирование отклонений при их выполнении.
III. Гарантированный государством внешний долг
13. Привлечение и использование негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии, также производится в соответствии с принятыми на соответствующий год Программой заимствования, а также Программой государственных инвестиций.
14. Проведение мероприятий, связанных с подготовкой, экспертизой, регистрацией и реализацией кредитных соглашений и других документов, связанных с предоставлением государственных гарантий Республики Казахстан, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан.
15. На этапе погашения и обслуживания гарантированного государством внешнего долга координация мероприятий, связанных с реализацией обязательств гаранта (Правительства в лице Министерства финансов), осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан путем выполнения в рамках исполнения бюджета процедур выплат за заемщиков, сбора, анализа информации и оформления необходимых документов, рабочих контактов с заемщиками, обслуживающими банками, центральными исполнительными органами республики.
16. Все вопросы, связанные, с координацией действий центральных исполнительных органов республики в процессе управления гарантированным государством внешним долгом, решаются в комплексе с процессом управления государственным внешним долгом.
IV. Негосударственный внешний долг без гарантий
государства
17. В соответствии с действующим законодательством негосударственное заимствование без гарантий государства осуществляется резидентами Республики Казахстан самостоятельно.
18. Национальный Банк Республики Казахстан в целях учета негосударственного заимствования и долга ведет регистрацию внешних займов резидентов Республики Казахстан, не имеющих гарантий государства, мониторинг движения средств и обслуживания этих займов в соответствии с Положением о порядке регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, разработанным Национальным Банком Республики Казахстан.
Уполномоченные банки, привлекающие и обслуживающие иностранные кредиты, и заемщики, привлекающие иностранные кредиты, ежеквартально представляют в Национальный Банк Республики Казахстан сведения по установленным формам статистической отчетности.
V. Валовой внешний долг
19. Оценку валового внешнего долга и разработку платежного баланса Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании данных о государственном долге Правительства Республики Казахстан, представляемых Министерством финансов Республики Казахстан, и негосударственном долге, представляемых банками второго уровня и заемщиками.
Для определения прогноза платежного баланса и валового внешнего долга Министерство финансов Республики Казахстан ежеквартально представляет в Национальный Банк Республики Казахстан информацию о выданных государственных гарантиях, с описанием основных характеристик гарантированных займов (кредитор, заемщик, срок действия, сумма кредита и т. д.).
Координация деятельности Национального Банка с Министерством финансов Республики Казахстан в этой сфере осуществляется на основе двусторонних соглашений.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 сентября 1997 г. N 1366
Порядок и условия выдачи
государственных гарантий Республики Казахстан
I. Общие положения
1. Настоящие Порядок и условия выдачи государственных гарантий Республики Казахстан разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 апреля 1997 г. "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом" и определяют компетенцию государственных органов Республики Казахстан и порядок их взаимодействия в процессе выдачи, регистрации и учета государственных гарантий Республики Казахстан.
2. Государственная гарантия Республики Казахстан - обязательство Правительства Республики Казахстан перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок.
3. Государственная гарантия Республики Казахстан в установленном порядке предоставляется Правительством Республики Казахстан иностранному кредитору через уполномоченный орган - Министерство финансов Республики Казахстан.
4. Государственные гарантии Республики Казахстан выдаются в пределах лимита, утвержденного в составе республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
II. Форма государственной гарантии
Республики Казахстан
5. Государственная гарантия имеет форму договора о предоставлении государственной гарантии (гарантийного договора), заключенного Министерством финансов Республики Казахстан с иностранным кредитором, письменного уведомления (гарантийного обязательства) Министерства финансов Республики Казахстан.
6. B случае письменного уведомления государственная гарантия Республики Казахстан оформляется на специальных бланках и на языке, принятом договаривающимися сторонами.
7. Гарантийный договор, гарантийное обязательство по каждому инвестиционному проекту подписывается Министром финансов Республики Казахстан либо лицом, исполняющим его обязанности.
III. Содержание государственной гарантии
Республики Казахстан
8. Титульный лист гарантийного обязательства должен содержать наименование документа, Государственный герб Республики Казахстан, номер, дату оформления и текст гарантии, который может располагаться на нескольких листах.
Последний лист гарантийного обязательства должен содержать завершающую часть текста, подпись Министра финансов Республики Казахстан.
9. В гарантийном договоре и гарантийном обязательстве должны быть указаны:
постановление Правительства Республики Казахстан, согласно которому инвестиционный проект включен в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет привлечения внешних займов под государственные гарантии Республики Казахстан;
общая сумма, на которую выдается государственная гарантия Республики Казахстан;
срок, на который выдается государственная гарантия Республики Казахстан;
содержание основного обязательства заемщика по внешнему займу, имеющему государственную гарантию Республики Казахстан.
10. При отсутствии в гарантийном договоре и гарантийном обязательстве условий, указанных в пункте 9, считается, что:
общая сумма государственной гарантии Республики Казахстан равна общей сумме задолженности конечного заемщика по внешнему займу;
государственная гарантия Республики Казахстан обеспечивает исполнение всех обязательств должника по внешнему займу в соответствии с условиями кредитного соглашения;
государственная гарантия Республики Казахстан прекращается с исполнением обязательств по договору внешнего займа.
11. При отсутствии в гарантийном договоре и гарантийном обязательстве ссылки на постановление Правительства Республики Казахстан, согласно которому инвестиционный проект включен в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых в финансированию за счет привлечения займов под государственные гарантии Республики Казахстан, либо их подписании неуполномоченным лицом в нарушение пункта 7 государственная гарантия считается недействительной.
IV. Процедуры и условия выдачи государственных
гарантий Республики Казахстан
12. Предоставление государственных гарантий Республики Казахстан осуществляется исключительно на основании соответствующего постановления Правительства Республики Казахстан по определенному проекту и при условии заключения уполномоченным банком соглашения с Министерством финансов Республики Казахстан по обслуживанию и обеспечению обязательств с приложением контргарантий.
13. Гарантийный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, если в договоре не предусмотрено иное.
14. Гарантийное обязательство вступает в силу со дня его выдачи.
15. За предоставление государственных гарантий Республики Казахстан по негосударственным внешним займам с конечного заемщика взимается предварительная единовременная плата в размере 0,2 процентов от суммы государственной гарантии для юридических лиц, образованных со стопроцентным участием государства, и в размере 2 процентов от суммы государственной гарантии для прочих юридических лиц.
Сноска. Пункт 15 - в редакции постановления Правительства РК от 22 апреля 1999 г. N 445 P990445_ .
16. В случае отсутствия у конечного заемщика или уполномоченного банка средств на единовременную плату за предоставленную государственную гарантию Республики Казахстан и при наличии соответствующего решения Правительства Республики Казахстан об отсрочке платежа за выдачу государственной гарантии Республики Казахстан Министерство финансов Республики Казахстан вправе заключать соответствующее соглашение с конечным заемщиком.
17. Если иное не предусмотрено условиями государственной гарантии Республики Казахстан, такая гарантия подлежит исполнению, но не ранее чем через 30 дней после наступления даты платежа, по требованию иностранного кредитора в случае, если обеспеченный государственной гарантией Республики Казахстан внешний займ не будет погашен конечным заемщиком полностью или частично на день наступления срока платежа и после того, как кредитор примет все разумные меры к удовлетворению этого требования заемщиком.
Обязательства конечного заемщика или уполномоченного банка по возврату в республиканский бюджет средств, направленных на обеспечение для него гарантийных обязательств государства, вступают в силу с даты проведения платежа иностранному кредитору по государственной гарантии. Возврат осуществляется в национальной валюте - тенге по курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на день возврата средств негосударственного внешнего займа.
V. Срок действия государственной гарантии
Республики Казахстан
18. Действие государственной гарантии Республики Казахстан прекращается с исполнением обязательств по договору внешнего займа.
19. Если в течение шести месяцев после выдачи государственной гарантии освоение кредита не осуществлено и иное не предусмотрено договором о внешнем займе, Министерство финансов Республики Казахстан по согласованию с иностранным кредитором вправе внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан вопрос об аннулировании гарантии.
20. Решение об аннулировании государственной гарантии принимается Правительством Республики Казахстан на основании предложения Министерства финансов Республики Казахстан и по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан.
Информация об аннулировании государственной гарантии направляется иностранному кредитору в течение десяти дней со дня принятия решения.
Подлинные экземпляры аннулированных государственных гарантий подлежат возврату в Министерство финансов Республики Казахстан.
VI. Контроль
21. Контроль за использованием средств, полученных по договору внешнего займа, имеющего государственную гарантию Республики Казахстан, осуществляет Министерство финансов Республики Казахстан.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 сентября 1997 г. N 1366
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке регистрации государственных внешних
займов и негосударственных внешних
эаймов, имеющих государственные
гарантии Республики Казахстан
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 апреля 1997 r. "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом" и определяет порядок регистрации государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан.
2. Регистрация всех государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан.
3. Регистрации в Министерстве финансов Республики Казахстан подлежат государственные внешние займы и негосударственные внешние займы, имеющие государственные гарантии Республики Казахстан, предоставляемые:
Правительству Республики Казахстан или Национальному Банку Республики Казахстан в соответствии с межправительственными соглашениями с иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными банками и другими кредиторами;
банкам второго уровня и организациям - резидентам Республики Казахстан.
4. Регистрация государственных внешних займов осуществляется в 10-дневный срок после ратификации Парламентом Республики Казахстан соглашения о займе.
5. Для регистрации негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан, организация, выступающая в качестве заемщика в кредитном или заемном соглашении (Заемщик), обязана в 10-дневный срок со дня подписания сторонами соглашения представить в Министерство финансов Республики Казахстан оригинал этого соглашения.
6. Заемщиком и банком, уполномоченным на обслуживание регистрируемых государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан, в 10-дневный срок с момента подписания сторонами регистрируемого соглашения о займе предоставляются пакет документов (распорядительные документы, контракты, гарантии и контргарантии, схемы погашения, графики платежей и т.п.).
7. Регистрация производится в течение 15 дней со дня представления заемщиком всех необходимых документов в Министерство финансов Республики Казахстан.
8. В Министерстве финансов Республики Казахстан остаются копии кредитного или заемного соглашения и всех остальных документов, прилагаемых к последнему в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
9. Заемщику выдается регистрационное свидетельство
установленной формы (прилагается).
10. Любые изменения, вносимые в кредитное или заемное
соглашение, зарегистрированное в Министерстве финансов Республики
Казахстан, должны быть согласованы с Правительством Республики
Казахстан в установленном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство финансов Республики Казахстан
РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО N
гор. ___________________ "___"______________19__г.
Настоящим удостоверяется следующее:
а) заемщик _____________________________________________________
представил на регистрацию в Министерство финансов Республики
Казахстан кредитное соглашение
N___________ от "___"_________________________19__г. вид соглашения
________________(ГКС, ИКС)__________________,
Тип кредита__________________Кредитор _______________________________
(наименование, местонахождение кредитора) ___________________________
Заемщик _____________________________________________________________
(наименование, местонахождение заемщика)
Сумма займа ___________ наименование валюты _________________________
Период освоения:_____________________________________________________
дата начала - дата окончания (срок использования)
Период погашения: ___________________________________________________
дата начала - дата окончания
Источники погашения:
1.___________________________________________________________________
(наименование источника)
2.___________________________________________________________________
(наименование источника)
Источники сопутствующих расходов:
наименование расходов_________________источник_______________________
наименование расходов_________________источник_______________________
б) к данному кредитному или заемному соглашению прилагаются
копии документов:
---------------------------------------------------------------------
N !Вид документа ! Номер документа ! Дата оформления
! ! !
---------------------------------------------------------------------
! ! !
---------------------------------------------------------------------
в) Министерство финансов Республики Казахстан зарегистрировало
указанное кредитное или заемное соглашение и разрешает заемщику
приступить к его реализации.
Вице-Министр финансов
Республики Казахстан _______________