Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 октября 1998 г. N 991 утратило силу постановлением Правительства РК от 7 июля 2006 года N 646 .
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3834 U983834_ "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" и постановления Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1998 года N 119 P980119_ "О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 1998-2000 годы (прилагается).
2. Министерству финансов Республики Казахстан решить вопрос оплаты членских взносов за текущий 1998 год и задолженности за предыдущие годы в международные организации по стандартизации (ISО), законодательной метрологии (IOML) и межгосударственный Совет по стандартизации (МГС).
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 октября 1998 года N 991
ПРОГРАММА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СИСТЕМ СТАНДАРТИЗАЦИИ
И СЕРТИФИКАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА 1998-2000 ГОДЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
Программа совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1998 года N 119 "О плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы" (пункт 1.1.2).
Разработка Программы направлена на создание в Казахстане системы стандартов, обеспечивающих соответствие казахстанской продукции требованиям мирового рынка и увеличение экспорта сертифицированной продукции.
В настоящее время в республике создана основа государственных систем стандартизации и сертификации.
Принят Закон Республики Казахстан "О стандартизации и сертификации" в 1993 году, в развитие которого разработан и внедрен комплекс государственных стандартов, регламентирующих основные положения систем стандартизации и сертификации, порядок организации и проведения работ по стандартизации и сертификации, определены органы по стандартизации и сертификации.
Вместе с тем, перед нами стоят новые задачи, требующие развития и совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации, так как в республике идет активный процесс реформирования экономики Казахстана. С целью эффективного развития производства и увеличения выпуска конкурентоспособной продукции привлекаются иностранные инвестиции, решаются вопросы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), ведется работа по созданию единого информационного пространства республики и определяются формы участия Казахстана в международном разделении труда в вопросах разработки документов, получения и распространения информации.
Правительство в рамках своей Программы действий на 1998-2000 годы наметило основные приоритеты и сферы национальной безопасности в развитии общества и отраслей экономики и, начиная с текущего года, приступило к претворению в жизнь Послания Президента страны народу Казахстана "Казахстан 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".
Решение поставленных задач требует новых нетрадиционных подходов к развитию и совершенствованию законодательной основы систем стандартизации и сертификации путем изменения их приоритетов, форм и методов, а также развития и применения систем межгосударственной и государственной стандартизации, прямого применения международных стандартов.
2. ЦЕЛИ
Основными целями Программы являются:
обеспечение конкурентоспособности и признания отечественной
продукции на мировом рынке;
обеспечение безопасности продукции и услуг для жизни и здоровья
людей, имущества граждан, окружающей среды;
устранение технических барьеров в движении товаров (продукции)
и услуг в процессе торгово-экономических отношений с другими
странами;
защита рынка Казахстана от производства и проникновения
недоброкачественных и потенциально опасных товаров.
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ СТАНДАРТИЗАЦИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ НА 1998-2000 годы
Основными приоритетными направлениями Программы являются:
разработка и совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан и комплекса стандартов государственной системы стандартизации в соответствии с требованиями Всемирной Торговой Организации (ВТО) и международными нормами и правилами;
применение международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира;
гармонизация национальных стандартов на продукцию и услуги с международными требованиями;
создание и внедрение систем каталогизации, фирменной стандартизации и штрихового кодирования;
совершенствование национальной системы сертификации и аккредитации в соответствии с международными требованиями;
переход на международные системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
формирование и развитие Государственного фонда стандартов Республики Казахстан;
создание в Казахстане Информационного центра, отвечающего требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО);
межгосударственное и международное сотрудничество по стандартизации, метрологии и сертификации.
1. Совершенствование действующего законодательства и нормативной базы системы стандартизации.
Состояние дел. В настоящее время в республике основы государственной системы стандартизации уже определены, включая общие положения системы, порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации государственных стандартов, стандартов предприятий и технических условий, а также порядок их построения, содержания и изложения; основы систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ТЭСИ) и штрихового кодирования, постановки продукции на производство; основы применения международных и национальных стандартов зарубежных стран.
Вместе с тем, существующая в настоящее время законодательная и нормативная основа государственной системы стандартизации, в связи с новыми задачами в отраслях экономики, вступлением республики во Всемирную Торговую организацию (ВТО) и переходом к цивилизованным рыночным отношениям, требует дальнейшего ее совершенствования, гармонизации с международными требованиями.
Цель. Снятие технических барьеров в торговле и признание отечественной продукции на мировом рынке.
Основные мероприятия должны предусматривать дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства и нормативной базы в области стандартизации, а также разработку проекта Закона "О технических барьерах и оценке соответствия" с целью приведения положений государственной системы стандартизации в соответствие с требованиями ВТО, международными нормами и правилами.
При проведения работ должны быть определены/предусмотрены и учтены:
требования и положения, обеспечивающие вступление Казахстана во Всемирную Торговую организацию (ВТО), открытость системы и прозрачность устанавливаемых в ней требований для заинтересованных государств;
категории отечественных и применяемых в республике стандартов и документов, имеющих статус "нормативных документов по стандартизации" и "технических регламентов" и критерии отнесения к ним;
вопросы включения в Государственные программы и планы научно-исследовательских работ, применяемых в отраслях экономики, заданий по их нормативному обеспечению;
формы и правила экологического нормирования в документах на различные виды продукции;
способы реализации государственной политики в области применения государственного языка при проведении работ по стандартизации;
возможные механизмы защиты рынка Казахстана от производства и проникновения недоброкачественной и потенциально опасной для жизни и здоровья людей и окружающей среды продукции;
порядок применения международных, региональных и национальных технических регламентов промышленно развитых стран мира и внедрения нормативных документов;
использование новых (программных) подходов в планировании работ по стандартизации с определением критериев планирования в зависимости от решаемых в отраслях задач;
свобода действий юридических лиц в совершенствовании форм работы по стандартизации;
четкий порядок согласования разрабатываемых и применяемых в республике нормативных документов с органами государственного надзора республики за безопасностью продукции, работ и услуг;
подходы к передаче нормативных документов и оформлению договоров/контрактов с зарубежными партнерами на поставку продукции;
вопросы создания системы стандартов в области здравоохранения;
введение в республике системы каталогизации и фирменной стандартизации;
вопросы совершенствования деятельности и изменения форм работы технических комитетов по стандартизации;
порядок совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров в отраслях экономики с участием специалистов системы Госстандарта, привлечением экспертов-аудиторов независимых международных организаций и преподавателей из стран Содружества независимых государств, а также изучения вопросов стандартизации во всех технических учебных заведениях республики независимо от их форм собственности. Программа обучения, тематика преподавания по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и проведение практических занятий согласовывается с Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан.
2. Применение международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира.
Состояние дел. Действующие в республике правила по стандартизации, регламентирующие процедуру внедрения международных и национальных стандартов зарубежных стран (ПР РК 50.1.21 96), данную проблему решают не в полном объеме, т.к. не предусматривают применение других видов и категорий документов, в международной практике отнесенных к техническим регламентам, а также отраслевых стандартов, стандартов предприятий и технических условий.
Цель. Исключение неоправданных затрат на разработку национальных стандартов и норм, унификация процедур применения всех возможных категорий и видов документов в государственный стандарт.
Основные мероприятия. Подготовка государственного стандарта, регламентирующего решение следующих вопросов:
определение видов и категорий документов, подлежащих применению из числа, предусмотренных изменением в закон Республики Казахстан "О стандартизации и сертификации";
введение понятий "прямое", "косвенное" применение нормативных документов с определением условий, при которых требуется выполнение одного из трех условий: разработка национальных стандартов, учетная регистрация аутентичных текстов документов или выпуск продукции без выполнения указанных процедур.
В связи с тем, что вопросы применения нормативных документов связаны с возможными условиями передачи калькодержателем (разработчиком) заказчику документов по лицензии (договору или контракту), то параллельно требуют решения вопросы разработки рекомендаций по порядку передачи нормативных документов по стандартизации.
3. Гармонизация национальных стандартов на продукцию и услуги с международными требованиями.
Состояние дел. В связи с выходом Казахстана на международный уровень и подготовительной работой по вступлению во Всемирную Торговую Организацию необходимо провести работу по гармонизации отечественных стандартов с требованиями международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира, в т.ч. стран СНГ.
Выполнение этих работ позволит максимально сблизить требования отечественных стандартов с международными, повысить технический уровень стандартов на мировом рынке товаров и услуг, сделать отечественную продукцию конкурентоспособной, снять технические барьеры при обмене товарами, активно и эффективно бороться за рынки сбыта своей продукции за рубежом.
Цель. Повышение качества и конкурентоспособности продукции, признание отечественной продукции на международном рынке товаров и услуг.
Основные мероприятия. В целях гармонизации государственной системы стандартизации с аналогичными системами, характерными для стран с рыночной экономикой, планируется:
сместить приоритеты в стандартизации в сторону разработки стандартов, регламентирующих термины и определения, порядок отбора образцов и методы испытаний, оценку качества объектов стандартизации и сертификации, что в мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания;
осуществлять разработку стандартов техническими комитетами по стандартизации с учетом требований международных стандартов, для чего будут проведены дальнейшие работы по восстановлению и созданию в республике этих подразделений;
провести анализ применяемых в отраслях экономики республики нормативных документов по стандартизации и подготовки предложений по их гармонизации с международными требованиями, в первую очередь на основные экспортируемые виды продукции, с дальнейшим включением работ по их разработке в планы государственной стандартизации;
применение международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира;
4. Создание систем каталогизации и фирменной стандартизации.
Состояние дел. До настоящего времени разработка данных систем не проводилась.
Цель. Сбор и доведение до государственных органов и потребителей информации о:
производимой в республике и регионе продукции;
ее потребительских свойствах и изготовителях;
сертификации;
применяемых нормативных документах.
Обеспечение автоматизированного учета выпускаемой продукции, обеспечение взаимосвязей заказчиков с изготовителями продукции.
Повышение качества и улучшение дизайна продукции.
Основные мероприятия. Для реализации поставленных целей необходимо провести разработку комплекса стандартов и нормативных документов, регламентирующих основные положения систем, установить порядок учета и ведения системы каталогизации и заполнения каталожных листов, разработать и утвердить бланки каталожных листов, создать базу данных "Продукция Казахстана".
Определить виды и категории нормативных и технических документов, информация о которых, в связи с выпуском продукции, должна входить в систему каталогизации.
Введение системы фирменной стандартизации, кроме разработки основных положений должно предусматривать разработку рекомендаций по построению, содержанию и изложению фирменных стандартов предприятий.
Учитывая то, что из стран СНГ только Россия ввела систему фирменной стандартизации путем разработки и применения стандартов предприятий на поставляемую продукцию, она же внесла на рассмотрение Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации вопрос о признании странами СНГ этой категории документа при поставках продукции наряду с другими документами (в т.ч. стандартами и техническими условиями).
5. Совершенствование системы сертификации
Состояние дел. В рамках государственной системы сертификации Республики Казахстан система аккредитации не выделена отдельно. Действующими стандартами установлены требования к органам, лабораториям и центрам сертификации продукции и услуг. Поскольку в мировой практике система аккредитации функционирует как самостоятельная система, то и в основополагающих стандартах системы сертификации в республике должны быть проведены коренные изменения.
В мировом сообществе, кроме стран Содружества независимых государств (СНГ), не признаются результаты работы, проводимой в республике по сертификации. Следствие такого положения - большие экономические потери при реализации продукции приоритетных отраслей экономики в дальнем зарубежье (в т.ч. нефть, зерно и продукты его переработки, цветные и драгоценные металлы и т.д.). Одна из причин - отсутствие системы аккредитации, результаты которой признавались бы мировым сообществом.
Для решения проблем, сдерживающих данный процесс, должны быть внесены коренные изменения в действующее законодательство и основополагающие стандарты в области сертификации.
Цель. Признание отечественной продукции на международном рынке товаров и услуг. Экономические выгоды государства.
Основные мероприятия. Для реализации данной цели должны быть внесены соответствующие изменения в законодательство и основополагающие государственные стандарты, регламентирующие вопросы организации и проведения работы по сертификации. Для этого необходимо:
сместить приоритеты в сторону сертификации систем качества и производств и добровольной сертификации продукции и услуг;
создать внутри государственной системы сертификации систему аккредитации, соответствующую международным требованиям, с введением в практику участие зарубежных независимых организаций по сертификации, что обеспечит признание результатов оценки соответствия (сертификации) продукции на международном уровне;
гармонизировать процедуры сертификации продукции с международными нормами и требованиями в интересах повышения их технологичности, что будет способствовать развитию рынка товаров и услуг, снижению цен при проведении работ по сертификации, совершенствованию требований к квалификации экспертов аудиторов в соответствии с международными стандартами, усилению ответственности товаропроизводителей, поставщиков и продавцов за качество продукции, а также обеспечению доверия к деятельности органов по сертификации, как к третьей стороне;
решать вопросы применения знака соответствия, который в мировой практике является гарантией качества продукции.
6. Переход на международные системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ТЭСИ).
Состояние дел. В настоящее время в отраслях экономики используются в основном классификаторы технико-экономической и социальной информации бывшего Союза. На уровне ведомственных классификаторов в системе статистики проводится опытное внедрение европейских классификаторов:
видов экономической деятельности;
продукции и услуг.
Ведется работа по пересмотру классификаторов по труду и социальной защите населения, в области здравоохранения и образования.
Цель. Решение проблем согласованности межведомственных потоков информации и преодоления несопоставимости с данными международной практики номенклатур и классификаторов, используемых органами государственного управления и в отраслях экономики. Снятие технических барьеров в торговле.
Основные мероприятия. Для реализации настоящих целей необходимо:
провести анализ в отраслях экономики и органах государственного управления, вводимых в систему статистики европейских классификаторов и выработку предложений по их совершенствованию и применению.
отработать порядок по внедрению принятых межгосударственных классификаторов: валют, стран мира, единиц счета, стандартов, средств измерений.
проработать с заинтересованными подразделениями республики предлагаемые национальные классификаторы стран СНГ в качестве межгосударственных.
7. Формирование и развитие Государственного фонда стандартов Республики Казахстан и создание в Казахстане Информационного центра, отвечающего требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО).
Состояние дел. Существующий в Казахстане Государственный фонд стандартов требует коренного реформирования, около 40 процентов документов которого подлежат пересмотру.
Обеспеченность Государственного фонда стандартами международных организаций ISО, IOML и IЕС составляет около 50, национальных стандартов стран СНГ от 5 до 80 процентов, национальных стандартов стран дальнего зарубежья в фонде практически нет.
Вопреки требованиям Генерального соглашения ГАТТ/ВТО в Казахстане не создан Информационный центр.
Нет единой базы данных о нормативных документах по стандартизации, применяемых в республике.
Отсутствуют единое организационно-методическое руководство и координация работы фонда Республики Казахстан, процессы работы практически не автоматизированы.
Цель. Создание Государственного фонда стандартов Республики Казахстан и Информационного центра, способных удовлетворить информационные нормативные запросы любого уровня, включая отечественных и зарубежных партнеров.
Обеспечение взаимодействия структурных подразделений Государственного фонда стандартов на взаимовыгодной основе с учетом общенациональных интересов.
Основные мероприятия. Для достижения указанных целей должны предусмотреть:
разработку комплекса государственных стандартов и нормативных документов, регламентирующих организацию и технологию проведения работ по фонду стандартов, включая комплектование, учет, расстановку и хранение документов, обслуживание заказчиков;
автоматизацию работы фонда стандартов и внедрение современных информационных технологий;
создание единой справочно-библиографической базы данных по применяемым в республике нормативным документам по стандартизации и защите информации от несанкционированного доступа;
создание Информационного центра, располагающего необходимой множительной, компьютерной базой и оргтехникой, площадями, штатом программистов и экспертов, которые будут отвечать на обоснованные запросы стран-членов ВТО, переводить и рассматривать их нормативные документы с целью исключения дискриминации в отношении прав и интересов потребителей и отечественных товаропроизводителей;
создание подразделения, осуществляющего переводы и экспертизу переведенных (в т.ч. на казахский и с английского языков) материалов и документов по стандартизации, метрологии и сертификации, способного выступать в качестве арбитра по вопросам подтверждения аутентичности переводов;
совершенствование системы подготовки "Дня информации", указателей, каталогов, информационных листков;
изменение форм работы с заказчиками, включающими возможность использования информации, получаемой через систему связи ИНТЕРНЕТ и WEB страницу Госстандарта;
подготовку периодических газетных изданий и журналов, бюллетеней по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта.
8. Межгосударственное и международное сотрудничество по стандартизации, метрологии и сертификации.
Состояние дел. За период с 1993 года Госстандартом проведена определенная работа, направленная на обеспечение межгосударственного и международного сотрудничества с разными странами СНГ и мира.
В настоящее время подписаны на Правительственном уровне и ратифицированы документы (соглашения) о согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации с Россией, Украиной, Грузией, Киргизией. В стадии ратификации соглашения с Азербайджаном и Литвой.
На уровне национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации подписаны аналогичные документы с Иранским институтом стандартов и промышленных исследований (ISIRI), Турецким институтом стандартов (ТSЕ), Американским институтом стандартов (NISТ), немецким институтом DIN, Федеративным ведомством Германии по исследованию и контролю материалов (ВАМ) и Федеративным институтом физики и метрологии Германии (РТВ).
Подготовлены для согласования проекты межправительственных соглашений с Республикой Болгария, Республикой Корея, Республикой Польша, Государством Израиль.
Подготовлены предложения о взаимодействии в области стандартизации, метрологии и сертификации с Пакистаном, Индией, Саудовской Аравией, Вьетнамом и направлены в межправительственные комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
Цель. Участие Казахстана в международном разделении труда в области стандартизации и сертификации, а также защита интересов республики через применение международных стандартов, в которых заинтересован Казахстан.
Основные мероприятия. Учитывая необходимость динамичного совершенствования работ по стандартизации, сертификации и аккредитации, перехода на работу по международным стандартам предполагается продолжить и совершенствовать работу в области международного сотрудничества.
В первую очередь необходимо восстановить Республику Казахстан в Международной организации по стандартизации ISО, постоянно поддерживать сотрудничество в Межгосударственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Международной организации законодательной метрологии (ОIМL), Подготовить условия и необходимые материалы для вступления в члены Международной электротехнической комиссии (EEC) и заключение двустороннего сотрудничества со странами - торговыми партнерами продукции, в том числе трехстороннего сотрудничества: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан.
Учитывая объемы торгового обмена со странами европейского сообщества необходимо совместно с членами Межгосударственного Совета по стандартизации и соответствующими организациями Европы найти решение вопросов применения в странах СНГ европейских стандартов и норм и их централизованного приобретения (обеспечения).
Большое внимание будет уделяться изучению опыта работы национальных органов по стандартизации и аккредитации в зарубежных странах с целью его возможного внедрения на территории Казахстана, а также привлечения международных и национальных организаций промышленно развитых стран мира для проведения семинаров и обучения специалистов в республике.
9. Создание системы штрихового кодирования.
Состояние дел. До настоящего времени в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 1996 года N 1110 "О системе штрихового кодирования в Республике Казахстан" определены основные положения, порядок применения и размещения на продукции и ее упаковках штриховых кодов ЕАN, которые используются при маркировке товаров. Казахстан вступил в члены Международной Ассоциации товарной нумерации ЕАN, которая признала созданную в республике организацию EAN Казахстан в качестве национальной нумерирующей организации.
Основные функции EAN Казахстан: выдает заинтересованным организациям их порядковые коды, которые входят в состав цифрового и штрихового кода продукции.
Цель. Учет товародвижения материальных и финансовых потоков, в т.ч. контроль за материальными потоками практически на всех стадиях жизненного цикла продукции от производства до потребления; ускорение оборачиваемости денежных средств при общем сокращении денежной массы, снижение расходов, связанных с обработкой сопроводительной документации, эффективная борьба с хищениями; повышение эффективности работы в социальной сфере и правоохранительных органах.
Основные мероприятия. Реализация поставленных целей требует:
анализа и разработки нормативно-правовой базы применения технологий штрихового кодирования, в т.ч. комплекта нормативных документов, регламентирующих основные положения и порядок применения в республике штриховых кодов: "2 из 5 чередующихся", 39, 128 или другие, применяемых при кодировании в ускоренной международной почте, управлении технологическими процессами различных отраслей промышленности, в делопроизводстве, кодировании крови и библиотечном деле и других;
внесения изменений в основополагающий стандарт СТ РК 6.0 96 по штриховому кодированию, в части области применения штриховых кодов: "2 из 5 чередующихся", 39, 128 или другие и определения системы взаимодействия, прав и обязанностей продавцов и покупателей/заказчиков продукции и услуг. Одновременно следует определить объекты кодирования в приоритетных отраслях экономики и промышленности для внедрения технологий штрихового кодирования, в т.ч. на промышленных предприятиях, в сфере оптовой и розничной торговли, услуг здравоохранения и фармацевтической службе, службе
крови общественной безопасности.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
1. Ресурсное обеспечение Программы.
Финансирование мероприятий Программы производится за счет
привлечения всевозможных источников технической помощи и
государственного бюджета. Для реализации Программы в 1998-2000 годах
требуется 7 665976 долларов США.
Таблица 1
--------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий ! Финансовые затраты на
! реализацию Программы (тыс.
! долларов США)
!-----------------------------------
! Всего ! в том числе
! !--------------------------
! !на 1998 !на 1999 !на
! !год !год !2000
! !(долг) ! !год
--------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
--------------------------------------------------------------------
1 Финансирование за счет средств
грантов технической помощи:
1) приобретение международных, 2000 - 1000 1000
региональных и национальных
стандартов, технических
регламентов и классификаторов
промышленно развитых стран мира
2) создание и оснащение 4000 - 2000 2000
Информационного центра в
г.Астане;
3) обучение и подготовка кадров 1000 - 500 500
Итого 7000 - 3500 3500
2 Оплата членских взносов:
1) Межгосударственное
сотрудничество
Межгосударственный Совет по 6,855 3,538 3,317 -
стандартизации (МГС).
2) Международное сотрудничество:
Международная организация по 105,343 79,007 26,336 -
стандартизации (ISO)
Международная организация по 53,778 40,557 13,221 -
законодательной метрологии
(IOML)
гармонизация государственных 500 - 300 200
стандартов с международными
требованиями
ИТОГО 665,976 123,102 342,874 200
Общая сумма итого 7665,976 123,102 3842,874 3700
2. Механизм реализации Программы
Основным заказчиком работ определено Министерство энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан, исполнителем Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики индустрии и торговли Республики Казахстан, на который в соответствии с Законами Республики Казахстан "О стандартизации и сертификации" и "О единстве измерений" возложено проведение единой научно-технической политики и координации работ по стандартизации, метрологии и сертификации.
К участию в Программе привлекаются центральные исполнительные органы, а также юридические и физические лица Республики Казахстан.
Механизм реализации Программы включает в себя:
организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
методологические мероприятия, позволяющие завершить совершенствование государственных систем стандартизации и сертификации с учетом международных норм и требований;
технические мероприятия, обеспечивающие создание информационных
систем в республике на основе внедрения новейших технологий с
соблюдением требований защиты информации.
Контроль выполнения Программы осуществляет основной заказчик.
Контроль включает:
периодическую отчетность исполнителя о реализации программных
мероприятий;
контроль за использованием исполнителем выделяемых средств;
контроль соблюдения сроков и качества выполнения программных
мероприятий.
Соисполнители отчитываются основному исполнителю работ в
использовании им средств и выполнении программных мероприятий в
соответствии с порядком, установленным основным заказчиком.
5. Основные мероприятия по реализации Программы
совершенствования государственных систем стандартизации и
сертификации на 1998-2000 годы
---------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятия !Форма !Ответственный !Срок
!завершения!исполнитель !исполнения
---------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4
---------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование
действующего законодательства по
стандартизации и сертификации
Подготовить проекты Законов Проекты Госстандарт, 1998 год:
Республики Казахстан "О законов центральные октябрь - в
стандартизации" и "О исполнительные Минюст,
сертификации" органы ноябрь - в
Правительство
2. Совершенствование
нормативных документов по
стандартизации и сертификации
Пересмотреть и разработать Стандарт Госстандарт 1998-2000
комплекс основополагающих годы
нормативных документов по
стандартизации, сертификации и
аккредитации с целью приведения
их в соответствие с международными
нормами и требованиями (ISO 8402,
ISO 9000, EN 45000, Руководство
ISО/IЕС 2 и др.):
"Государственная система Стандарт Госстандарт ноябрь
стандартизации Республики 1998 года
Казахстан. Основные положения"
"Государственная система Стандарт Госстандарт ноябрь
стандартизации Республики 1998 года
Казахстан. Порядок разработки
государственных стандартов"
проект стандарта "Порядок Стандарт Госстандарт -"-
планирования работ по
стандартизации"
проект стандарта "Порядок Стандарт Госстандарт февраль
применения международных, 1999 года
региональных и национальных
нормативных документов по
стандартизации и сертификации"
проект стандарта "Сертификация Стандарт Госстандарт ноябрь
систем качества и производств. 1998 года
Основные положения"
проект стандарта "Сертификация Стандарт Госстандарт -"-
систем качества и производств.
Порядок проведения сертификации
производств"
проект стандарта "Сертификация Стандарт Госстандарт -"-
систем качества и производств.
Порядок проведения сертификации
системы качества"
проект стандарта "Система Стандарт Госстандарт август
аккредитации органов по 1999 года
сертификации, испытательных и
измерительных лабораторий.
Основные положения"
проект стандарта "Система Стандарт Госстандарт май 2000
аккредитации органов по года
сертификации, испытательных и
измерительных лабораторий.
Требования к испытательным
лабораториям (центрам) и
порядок их аккредитации"
проект стандарта "Система Стандарт Госстандарт -"-
аккредитации органов по
сертификации, испытательных и
измерительных лабораторий.
Требования к органам по
сертификации и порядок их
аккредитации"
3. Гармонизация национальных
стандартов с международными
требованиями
1. Провести анализ состояния Постанов- Госстандарт, июль
нормативных документов, ление министерства 1999 года
применяемых в отраслях Госстан- и организации
экономики республики, на дарта
основные экспортируемые виды
продукции и сырье с целью их
гармонизации с международными
нормами и требованиями
2. Разработать комплекс Стандарты Госстандарт, 1999 год
национальных стандартов на основе заинтересо-
международных стандартов ISO серии ванные
14000 "Система управления министерства
окружающей средой"
4. Создание системы
каталогизации и фирменной
стандартизации
Разработать комплекс стандартов Стандарты, Госстандарт -"-
и рекомендаций, регламентирующих рекомен-
основные положения систем, дации
порядок учета и ведения системы
каталогизации, порядок построения
содержания и изложения фирменных
стандартов/стандартов предприятий
5. Внедрение системы
штрихового кодирования в
республике
Разработать комплекс стандартов Стандарты Госстандарт декабрь
по системе штрихового 1998 года
кодирования.
6. Проведение работ по системе
классификации и кодирования
технико-экономической и
социальной информации (ТЭСИ) в
республике
1. Подготовить перечень Постанов- Госстандарт декабрь
применяемых на территории ление 1998 года
республики классификаторов Госстандарта
(ТЭСИ)
2. Проработать национальные Заключение Госстандарт, ноябрь-
классификаторы о населении в Министерство декабрь
(занятий, профессий, статуса Межгосу- труда и 1998 года
занятости) России и Молдовы, дарствен- соцзащиты
предлагаемых в качестве ный Совет
межгосударственных СНГ
классификаторов
3. Разработать стандарты на: Стандарт Госстандарт февраль
Порядок ведения классификаторов 1999 года
технико-экономической и
социальной информации (ТЭСИ)
7. Формирование и развитие
Государственного фонда стандартов
Республики Казахстан
1. Подготовить перечень Постанов- Госстандарт, 1998-2000
международных, региональных и ление Технические годы
национальных стандартов Госстан- комитеты по
стран мира, которые дарта стандартизации
представляют интерес для
Казахстана
2. Обеспечить приобретение Стандарты Госстандарт, 1998-2000
международных, региональных и Министерство годы
национальных стандартов и энергетики,
перевод с целью их применения индустрии и
на территории республики торговли
3. Разработать комплекс
нормативных документов,
регламентирующих:
порядок работы информационных Норматив- Госстандарт ноябрь
фондов стандартов Республики ный 1998 года
Казахстан (включая подготовку, документ
обеспечение, издание и
распространение НД и каталогов)
порядок отнесения нормативных Нормативный Госстандарт -"-
документов к документам документ
Государственного фонда
стандартов Республики Казахстан
8. Создание специального
Информационного центра в системе
Госстандарта
1. Создать Информационный Постанов- Министерство декабрь
центр, соответствующий ление энергетики, 1998 года
требованиям Генерального Министер- индустрии и
соглашения по тарифам и ства торговли
торговле ГАТТ/ВТО энергетики,
индустрии
и торговли
2. Оснастить Информационный Оснащение Министерство 1999 год
центр необходимыми техническими Центра энергетики,
средствами, оргтехникой и индустрии и
нормативной базой торговли
9. Совершенствование системы
подготовки и переподготовки
кадров
1. Изучение опыта работы по Изучение Министерство 1999-2000
стандартизации и сертификации опыта, энергетики, годы
национальных организаций обучение индустрии и
промышленно развитых стран специалистов торговли
мира за рубежом
2. Создать подразделения по Постанов- Госстандарт октябрь
проведению подготовки кадров и ление 1998 года
их переподготовки в области Госстандарта
стандартизации и сертификации
на базе подведомственных
предприятий системы
Госстандарта
3. Проводить согласование Согласование Госстандарт, ежегодно
программ обучения и программ Министерство
рекомендаций для учебных и образования,
заведений по тематике рекомендаций культуры и
преподавания по вопросам здравоохранения
стандартизации и сертификации
в учебном процессе
10. Межгосударственное и
международное сотрудничество
1. Заключить договоры, контракты
или соглашения о сотрудничестве с:
информационными фондами Двусторонние Госстандарт 1998-2000
национальных органов по договоры годы
стандартизации, метрологии и
сертификации стран СНГ
информационными фондами Двусторонние Госстандарт -"-
международных и региональных договоры
организаций по стандартизации,
метрологии и сертификации
2. Организовать через Согласно Госстандарт, 1998-2000
информационную сеть INTERNET заключенным заинтересо- годы
связь со странами СНГ, договорам ванные
международными, региональными и министерства
национальными организациями по
стандартизации, метрологии и
сертификации и аккредитации, а
также внутри республики.
3. Восстановить (вступить) в Проект Госстандарт, 1998 год
Международную организацию по соглашения Министерство
стандартизации (ISO) или уплата финансов
долга по
взносу
4. Поддерживать членство в Уплата Госстандарт, постоянно
межгосударственном Совете по взносов Министерство
стандартизации, метрологии и финансов
сертификации (МГС)
5. Поддерживать членство в Уплата Госстандарт постоянно
международной организации взносов
законодательной метрологии
(IОМL).
6. Подготовить документы к Проект Госстандарт 1998-1999
вступлению в Международную соглашения годы.
электротехническую комиссию
(IЕС)