Парламенту Республики Казахстан
Послание
Конституционного Совета Республики Казахстан
"О состоянии конституционной законности в Республике"
Настоящее ежегодное послание направляется Парламенту Республики Казахстан в соответствии со статьей 53 K951000_ Конституции и основывается на результатах деятельности Конституционного Совета за 2001 год.
Выступая по случаю десятилетия независимости Казахстана, Президент Республики Н.А. Назарбаев отметил, что "наши главные успехи достигнуты благодаря Конституции, принятой всенародно в 1995 году". Конституция сыграла огромную роль в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в продвижении политических и социально-экономических реформ, достижении стабильности в обществе.
Одним из государственных органов, обеспечивающих верховенство K951000_ Конституции и соблюдение ее норм, является Конституционный Совет Республики. В 2001 году Конституционным Советом рассмотрено 19 обращений. В их числе - 10 обращений об официальном толковании норм Конституции, 2 - о конституционности принятых Парламентом законов, 7 - по представлению судов.
Официальное толкование касалось статей K951000_ Конституции, в которых регламентированы компетенция государственных органов, основания прекращения полномочий депутатов, ратификация международных договоров и некоторые другие вопросы. Субъектами обращений явились группы депутатов (8 обращений), Председатель Мажилиса Парламента и Премьер-Министр.
На предмет соответствия K951000_ Конституции были рассмотрены два закона, принятые Парламентом: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".
В обращениях, поступивших от судов Республики в порядке статьи 78 K951000_ Конституции, ставились вопросы о неконституционности некоторых нормативных правовых актов и международных соглашений. Конституционный Совет признал, в частности, противоречащими Конституции и нарушающими права граждан Казахстана отдельные положения двух международных договоров по комплексу "Байконур", заключенных между Казахстаном и Россией.
В целях более полной характеристики состояния конституционной законности в стране Конституционный Совет анализирует также статистические сведения государственных органов в этой сфере. Анализ показывает, что распространенный характер носят нарушения трудовых прав граждан: в 2001 году выявлено 107 тысяч нарушений трудового законодательства.
Нарушаются конституционные права граждан на свободу и неприкосновенность личности. Так, в истекшем году необоснованно был применен арест в отношении 3788 граждан. Имеют место со стороны работников полиции факты применения физического насилия в отношении задержанных граждан. По рассмотренным судами искам граждан о возмещении ущерба за незаконное привлечение к уголовной ответственности было взыскано с государства свыше 30 миллионов тенге.
Как в предыдущие годы, продолжают иметь место издание незаконных правовых актов со стороны центральных и местных органов исполнительной власти. Только по наиболее серьезным случаям подобного рода было внесено Генеральной прокуратурой в адрес министерств и ведомств около 70 актов прокурорского надзора.
Наблюдается рост преступности в стране. В 2001 году зарегистрировано 152 168 преступлений. Показатель уровня преступности на 10 тысяч населения повысился до 103 (в 1999 году этот показатель был равен 93). Большой удельный вес в структуре преступности составляют тяжкие и особо тяжкие виды преступлений. Сохраняется тенденция роста числа краж и хулиганства, увеличилось количество преступлений с участием несовершеннолетних.
За четыре предыдущих года (1998-2001 гг.) в Республике накопилось 93 448 нераскрытых преступлений, т.е. примерно столько, сколько совершалось их ежегодно в этот период. Из этого количества преступлений 70 тысяч преступлений относятся к числу тяжких и особо тяжких. В частности, не раскрыто 1258 умышленных убийств. Эти показатели вызывают серьезную тревогу, ибо преступные проявления непосредственно ведут к нарушению конституционных прав граждан и установленного Конституцией порядка в обществе.
С целью использования своих полномочий Конституционный Совет уделял значительное внимание вопросам исполнения принятых им постановлений. Практиковалось заслушивание на заседаниях Совета и оперативных совещаниях информации о ходе и результатах исполнения решений. Подобные информации в истекшем году были получены от Правительства Республики, Генерального прокурора, Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде и Центральной избирательной комиссии.
Обобщена практика обращений судов Республики в Конституционный Совет. Имели место факты неисполнения судами итогового решения Совета от 10 июля 2000 года о признании неконституционной одной из статей K010155_ Кодекса об административных правонарушениях. Выявлены также недостатки в оформлении представлений судов, связанные с недоучетом требований законодательства о конституционном производстве и полномочиях Совета. По результатам обобщения было подготовлено и направлено в Верховный Суд Республики соответствующее письмо.
Конституционный Совет правомочен в соответствии с законодательством определять порядок исполнения принятых решений, а также устанавливать срок представления соответствующими органами и их должностными лицами информации о мерах, принятых во исполнение указанных решений. В связи с этим Совет практикует в последнее время формулирование соответствующих предписаний в тексте своих решений.
Способствует надлежащему исполнению постановлений Конституционного Совета и их опубликование. Все итоговые решения публикуются на государственном и русском языках в официальных республиканских изданиях. Кроме того, эти решения направляются Президенту Республики, Председателям Палат Парламента, Верховному Суду, Генеральному прокурору, Министру юстиции, а также субъектам обращений. Издается ежегодный "Вестник" Конституционного Совета.
В порядке разъяснения содержания наиболее важных и имеющих большой общественный резонанс постановлений Конституционного Совета периодически проводятся пресс-конференции для представителей средств массовой информации. Этой форме работы придается важное значение, поскольку в некоторых СМИ порой встречаются необъективная оценка деятельности Совета, искаженная информация о сути и содержании принимаемых им решений, не всегда уважительное отношение к конституционным нормам. Объективная и положительная информация по этим вопросам способствует пропаганде конституционных положений, правовому воспитанию населения и преодолению правового нигилизма.
Обеспечение конституционной законности во многом зависит от состояния и качества текущего законодательства, соответствия его Конституции. В предыдущих посланиях Конституционного Совета обращалось внимание Парламента и Правительства Республики на необходимость исполнения в полной мере статьи 92 Конституции, предусматривающей двухлетний срок с момента принятия Конституции для приведения законодательства в соответствие с ней. В основном, хотя и со значительными нарушениями установленного срока, это требование Конституции выполнено. Однако до сих пор не принят закон о местном самоуправлении, из-за чего не действует статья 89 Конституции и не используется ее большой политико-правовой потенциал.
В S010007_ постановлении Конституционного Совета от 17 мая 2001 года отмечалось, что пункт 2 статьи 87 Конституционного закона Z952464_ "О выборах в Республике Казахстан" в части права политических партий включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной партии, необходимо привести в соответствие с K951000_ Конституцией. К сожалению, указанная норма не пересмотрена до настоящего времени.
Конституционный Совет в своем S000001_ постановлении от 16 февраля 2000 года обратил внимание Парламента и Правительства на необходимость устранения пробелов в законодательстве о третейских судах. Прошло два года, однако, необходимые меры не приняты. Затянулись также сроки принятия актуального для общества закона о безопасности и охране труда.
Общее количество поступающих в Конституционный Совет обращений и их соотношение не способствуют в должной мере обеспечению конституционной законности в стране, не позволяют более полно использовать потенциал Совета как специализированного государственного органа, призванного обеспечить верховенство K951000_ Конституции на всей территории Республики. Так, на предмет соответствия принятого закона Конституции поступило в 2001 году, как отмечалось выше, всего два обращения.
Вызывает озабоченность и малое количество представлений, поступающих в Конституционный Совет от судов. В прошедшем году поступило всего семь таких обращений. Между тем, суд вправе оспаривать конституционность любых нормативных правовых актов, включая законы, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных и местных органов исполнительной власти, если усмотрит, что они ущемляют закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Конституционный Совет повторно вносит предложение дополнить действующее законодательство нормами о праве прокурора инициировать в суде вопрос о конституционности того или иного нормативного правового акта, а также о предоставлении права обращения в Конституционный Совет судьям, а не только председателям судов.
Формулируя по итогам рассмотрения обращений свои рекомендации по совершенствованию законодательства, Конституционный Совет намерен и в дальнейшем регулярно направлять их Парламенту. В принимаемых Парламентом по результатам заслушивания посланий Конституционного Совета постановлениях желательно было бы не ограничиваться принятием этих посланий к сведению, а предусматривать и пути реализации содержащихся в них предложений.
Президент Республики Н.А. Назарбаев в K012002_ Послании народу Казахстана (2001 год) отметил: "Не все ладно в законодательной сфере. Количество принятых в стране за годы независимости законодательных актов уже приближается к тысяче, и это начинает создавать трудности с их правильным применением, возникает необходимость освобождения действующего права от правовых коллизий, устаревших и дублирующих норм". По мнению Конституционного Совета, желательно приступить к разработке Свода законов Республики Казахстан, провести тщательную ревизию созданной в стране законодательной базы.
На наш взгляд, целесообразно также принять Конституционный закон U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан" подобно тому, как на основе соответствующих указов Главы государства были приняты Конституционные законы о Z952733_ Президенте, Z952529_ Парламенте, Z952688_ Правительстве и судах Казахстана. Таким образом система конституционных законов о государственных органах Республики получила бы
свое логическое завершение.
Реализация указанных мероприятий способствовала бы укреплению
конституционной законности в Республике.
Председатель
Конституционного Совета
Республики Казахстан
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Склярова И.В.)