Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Рогова И.И., членов Совета Бахтыбаева И.Ж., Белорукова Н.В., Жаилгановой А.Н., Малиновского В.А., Нурмагамбетова A.M., Стамкулова У.М с участием:
представителя Председателя Сената Парламента Республики Казахстан - заместителя Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Судьина А.С.,
представителей Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан Турецкого Н.Н., Айсиной М.А. и руководителя Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Дошаева Е.Н.,
представителей Правительства Республики Казахстан - вице-Министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д.Р. и председателя Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан Утебаева М.С.,
представителя Верховного Суда Республики Казахстан - судьи Верховного Суда Республики Казахстан Баишева Ж.Н.,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - первого заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Меркеля И.Д.
рассмотрел в открытом заседании обращение Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Токаева К.К. и Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мухамеджанова У.Б. о проверке на соответствие Конституции Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" и Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", принятых Парламентом Республики Казахстан 17 июня 2009 года, а также обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мухамеджанова У.Б. об официальном толковании пункта 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, в части норм: "каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений... Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом".
Изучив материалы конституционного производства, заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Бахтыбаева И.Ж., выступления участников заседания, ознакомившись с заключениями эксперта - директора Института гражданско-правовых исследований, заведующего кафедрой гражданского права Казахского гуманитарно-юридического университета, доктора юридических наук Каудырова Т.Е., специалистов Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева доктора юридических наук, профессора Абайдельдинова Е.М., доктора юридических наук, профессора Бусурманова Ж.Д., доктора юридических наук, профессора Тлепиной Ш.В. и Института государства и права при Казахском национальном университете им. Аль-Фараби академика Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора Сапаргалиева Г.С., кандидата юридических наук, доцента Караева А.А., кандидата юридических наук, доцента Мамонова В.В., а также с другими материалами конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 18 июня 2009 года поступило обращение Председателя Сената Парламента Республики Казахстан и Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан о проверке на соответствие Конституции Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" и Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", принятых Парламентом Республики Казахстан 17 июня 2009 года, а 17 июля 2009 года - обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, в части норм: "каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений... Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом", связанное с вопросами, возникшими при принятии Парламентом Республики Казахстан этих законов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан" постановлением Конституционного Совета от 17 июля 2009 года № 6/1 указанные обращения объединены в одно конституционное производство.
При рассмотрении названных обращений Конституционный Совет считает, что дача официального толкования пункта 2 статьи 18 Конституции должна предшествовать проверке конституционности поступивших законов.
Анализируя нормы Конституции Республики Казахстан и материалы конституционного производства, Конституционный Совет исходит из следующего.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции высшими ценностями Республики Казахстан являются человек, его жизнь, права и свободы, что свидетельствует о приоритетности общечеловеческих ценностей (постановления Конституционного Совета от 21 декабря 2001 года № 18/2 и от 13 июля 2006 года № 4).
В ряде постановлений Конституционного Совета было отмечено, что права и свободы человека гарантируются государством в пределах, установленных Конституцией и соответствующими ей нормативными правовыми актами, и являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, определяющих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Указанное правило является концептуальной основой действующего права Казахстана (постановления Конституционного Совета от 28 октября 1996 года № 6, от 10 июня 2003 года № 8 и от 18 апреля 2007 года № 4).
Пунктом 2 статьи 18 Конституции установлено: "каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений... Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом". В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения".
В перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни в какой форме, закрепленный в пункте 3 статьи 39 Конституции, не включены права, предусмотренные статьей 18 Конституции (постановление Конституционного Совета от 5 августа 2002 года № 5). Следовательно, ограничение права на тайну личных вкладов и сбережений является прерогативой законодателя. Применительно к рассматриваемому обращению это означает, что законодатель не вправе уполномочить иной государственный орган или должностное лицо регулировать подзаконными нормативными правовыми актами пределы ограничения тайны личных вкладов и сбережений.
Статьей 18 Конституции в совокупности с нормами пункта 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 26 Основного Закона собственнику предоставляется право владеть, пользоваться и распоряжаться личными вкладами и сбережениями, осуществлять указанные права путем размещения принадлежащих ему средств денежного или иного имущественного характера, в том числе, на банковских вкладах и иных счетах, в уставных капиталах хозяйствующих субъектов и использования в других разрешенных законом формах предпринимательской и иной деятельности.
Защита конституционного права каждого на тайну личных вкладов и сбережений обеспечивается рядом законов, в том числе, Гражданским Кодексом Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII, Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 10 декабря 2008 года № 99-IV, Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III "О частном предпринимательстве", Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года № 461-II "О рынке ценных бумаг".
Исходя из содержания норм Конституции и вышеперечисленных законов, под тайной личных вкладов и сбережений следует понимать охраняемые законом любые, не являющиеся общедоступными на равных условиях для неограниченного круга лиц, сведения о вкладчике, принадлежащих ему деньгах или ином имуществе, в том числе о банковских вкладах, иных счетах и сбережениях, о долях в уставных капиталах хозяйствующих субъектов и ином имуществе, а также об операциях с ними. Конституционное право каждого на тайну в данном контексте означает, что только сам вкладчик может распоряжаться ею (в том числе передавать сведения кому-либо) по своему усмотрению.
Допустимые пределы и порядок ограничения права каждого на тайну личных вкладов и сбережений, а также критерии такого ограничения должны соответствовать конституционным требованиям, в том числе установленным в статье 39 Конституции.
Ранее Конституционный Совет отмечал, что законодатель при принятии законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями (Нормативное постановление Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2).
Устанавливаемые в законах ограничения тайны личных вкладов и сбережений должны быть адекватными природе соответствующих правовых отношений, соразмерными для защиты прав и свобод человека и гражданина и соответствовать принципу справедливости.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 6, пункта 2 статьи 18 Конституции, Конституционный Совет полагает допустимым возложение государством на банковские, финансово-кредитные институты, предпринимательские и иные хозяйствующие субъекты обязанности представлять уполномоченным законом государственным органам и их должностным лицам информацию, составляющую тайну личных вкладов и сбережений, в случаях и в порядке, необходимых для реализации указанных в пункте 1 статьи 39 Конституции целей. В соответствии с постановлениями Конституционного Совета "в интересах государства право собственности может быть ограничено законом" (от 3 ноября 1999 года № 19/2), "имущественное право не является абсолютным и может быть ограничено как в сфере гражданско-правовых отношений, так и в публично-правовой сфере" (от 1 июля 2005 года № 4, от 28 мая 2007 года № 5).
Вместе с тем, в законе должен быть определен исчерпывающий перечень оснований, наличие которых делает возможными такие ограничения, а также предусмотрены гарантии, обеспечивающие истребование, получение и использование сведений, составляющих тайну личных вкладов и сбережений, в условиях, исключающих неправомерное разглашение таких сведений.
2. При рассмотрении на соответствие Конституции Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 1) и Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 2), принятых Парламентом Республики Казахстан 17 июня 2009 года, Конституционный Совет исходит из следующего.
Указанные законы направлены на совершенствование законодательного регулирования противодействия и профилактики противоправных деяний, связанных с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, и финансированием терроризма, а также усиление мер по борьбе с организованными формами преступной деятельности.
Данные законы приняты Парламентом во исполнение международных обязательств Республики, в том числе Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года (ратифицирована Законом Республики Казахстан от 4 мая 2008 года № 31-IV), Международной конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе с финансированием терроризма от 10 января 2000 года (ратифицирована Законом Республики Казахстан от 2 октября 2002 года № 347-II), Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 13 декабря 2000 года (ратифицирована Законом Республики Казахстан от 4 июня 2008 года № 40-IV), Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятой Шанхайской организацией сотрудничества 15 июня 2001 года (ратифицирована Законом Республики Казахстан от 18 апреля 2002 года № 316-II), Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года (ратифицирован Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 93-II).
В соответствии с указанными международными документами каждое государство-участник устанавливает всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, а также в надлежащих случаях - других органов, являющихся особо уязвимыми с точки зрения отмывания денежных средств, в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств. Такой режим основывается на требованиях в отношении идентификации личности клиента, ведения отчетности и предоставления информации о подозрительных сделках.
Находящиеся в конституционном производстве законы приняты Парламентом в соответствии с подпунктами 1), 2), 6) и 11) пункта 3 статьи 61 Конституции, согласно которым Парламент вправе издавать законы, регулирующие важнейшие общественные отношения, устанавливать основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц, режима собственности и иных вещных прав, вопросов судопроизводства, обеспечения безопасности государства.
Законы № 1 и № 2, проекты которых были внесены в Мажилис Парламента согласно пункту 1 статьи 61 Конституции в порядке законодательной инициативы Правительства, приняты Парламентом с соблюдением конституционных правил (пункты 3-5 статьи 61, пункты 1, 5, 7 статьи 62 Конституции) и требований пункта 1 статьи 39 Основного Закона Республики.
Рассматриваемые законы корреспондируют постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 августа 2005 года № 6 "О проверке законов Республики Казахстан "О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций в Республике Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций" на соответствие Конституции Республики Казахстан", в соответствии с которым "Конституция наделяет законодателя возможностью адекватного правового реагирования на возникающие вызовы особо охраняемым интересам и ценностям государства и общества".
Таким образом, проведенный Конституционным Советом анализ положений Законов № 1 и № 2 показал, что они согласуются с Конституцией Республики Казахстан.
3. В Нормативном постановлении Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2 "О проверке конституционности частей первой и четвертой статьи 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан по обращению Капшагайского городского суда Алматинской области" указано, что "закон, ограничивающий конституционные права и свободы человека и гражданина, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона".
Между тем, из материалов конституционного производства и выступлений участников конституционного производства усматривается, что отдельные положения Законов № 1 и № 2 сформулированы недостаточно четко и не всегда согласуются между собой, в результате чего при их применении не исключается вероятность нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3.1. В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 3 Закона № 1 к субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом. Тем самым, для адвокатов предусматривается ограниченное участие в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Конституцией "каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами" (пункт 1 статьи 13), "каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи" (пункт 3 статьи 13), "каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения" (пункт 3 статьи 16).
Согласно Закону Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года № 195-I "Об адвокатской деятельности" (пункты 1 и 2 статьи 1), "адвокатура призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи", "адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц". Организация и деятельность адвокатуры основывается на принципах "осуществления адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством", "соблюдения норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны" (подпункты 2) и 4) статьи 3).
Указанные гарантии адвокатской деятельности конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-I (статья 74), Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-I (статья 18) и в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II (статья 23).
Анализ норм пунктов 1 и 3 статьи 13 и пункта 3 статьи 16 Конституции в системной связи с положениями вышеуказанных законов показывает, что Конституция возлагает на адвокатов особую обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи как физическим, так и юридическим лицам, а на государство - по обеспечению конституционного права каждого на такую помощь. Изложенное корреспондирует выводам, содержащимся в постановлении Конституционного Совета от 2 июля 1999 года № 12/2 "О соответствии пункта 3 статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" Конституции Республики Казахстан", о том, что конституционно-правовая задача оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам является обязанностью, главным образом, адвокатов.
Положения подпункта 7) пункта 1 статьи 3 Закона № 1 должны рассматриваться также в контексте с ратифицированными Республикой международными договорами, поскольку некоторые из них, в частности, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, предусматривают участие адвокатов, нотариусов и иных лиц в противодействии отмыванию доходов полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Согласно этому документу "Государства-участники стремятся, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, сокращать существующие или будущие возможности для организованных преступных групп действовать на законных рынках при использовании доходов от преступлений, посредством принятия надлежащих законодательных, административных или других мер. Такие меры должны сосредоточиваться на: ...содействии разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе публичных и соответствующих частных организаций, а также кодексов поведения для представителей соответствующих профессий, в частности адвокатов, нотариусов, консультантов по вопросам налогообложения и бухгалтеров" (подпункт b) пункта 2 статьи 31 Конвенции).
В соответствии с пунктом 22 Основных принципов, касающихся роли юристов, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, и Законом Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" (статья 3) важнейшим принципом адвокатской деятельности является обеспечение адвокатской тайны.
Фундаментальной основой права на получение квалифицированной юридической помощи в части взаимоотношений адвоката и гражданина является взаимное доверие сторон, когда клиент сообщает лицу, не связанному с ним кровно-родственными и иными близкими отношениями, какие-либо сведения о себе с уверенностью, что они не станут известны третьим лицам и не будут обращены ему во вред. Возложение на адвокатов, согласно Закону № 1, обязанности доводить до сведения уполномоченных органов информацию о своих клиентах может подрывать доверие к адвокатам и приводить к самоограничению человека при принятии решения об обращении за квалифицированной юридической помощью.
Пункт 3 статьи 10 Закона № 1, освобождающий адвоката от обязанности представлять сведения и информацию по вопросам финансового мониторинга при оказании юридической помощи в органах дознания и предварительного следствия и судах, не устраняет полностью возможности нарушений прав участников правоотношений вне указанной сферы деятельности.
Конституционный Совет полагает, что в силу специфики адвокатской деятельности, направленной на выполнение обязанности по оказанию гарантированной Конституцией каждому квалифицированной юридической помощи, в данном Законе для адвокатов необходимо предусмотреть дополнительные правовые механизмы, исключающие конфликт между выполняемой адвокатом конституционно-значимой миссией и вводимой для них законом обязанностью по информированию уполномоченного органа о сомнительных финансовых сделках своего клиента.
3.2. В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 3 Закона № 1 специалисты по юридическим вопросам являются субъектами финансового мониторинга в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в создании, функционировании или управлении юридическими лицами либо образованиями и купли-продажи предприятий. В контексте данной правовой нормы не ясно, что означает термин "образование", поскольку законодатель не раскрывает его содержание, а иные законодательные акты такой организационно-правовой формы не предусматривают.
3.3. Пунктом 6 статьи 11 Закона № 1 определено, что представление в уполномоченный орган сведений и документов субъектами финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны. Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 1, сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами. Конституционный Совет полагает, что названный порядок должен быть установлен законом (пункт 2 статьи 18 Конституции).
3.4. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона № 1 международное сотрудничество в рассматриваемой сфере между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства может осуществляться путем запроса и обмена информацией. По мнению Конституционного Совета, в Законе должен быть приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым соответствующие органы вправе отказывать зарубежным компетентным органам в предоставлении запрашиваемой ими информации, затрагивающей конституционные права и свободы человека и гражданина. Согласно Конституции Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (пункт 2 статьи 11 Конституции). Следовательно, уполномоченные государственные органы обязаны обеспечить права граждан, связанные с использованием информации, полученной в соответствии с положениями Закона № 1 и за пределами Казахстана. Государство должно создать действенный механизм, максимально обеспечивающий права граждан Республики, вовлеченных в рассматриваемые процессы. Данное конституционное требование указывает на необходимость установления в законе четкого порядка предоставления информации зарубежным органам, а также оснований для отказа в ее предоставлении.
3.5. Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 1 Закона № 2 статья 765 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I дополняется пунктом 7, в соответствии с которым выдача банковского вклада может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Подпунктом 2) пункта 2 статьи 1 Закона № 2 в статью 830 Гражданского Кодекса Республики Казахстан внесены изменения в соответствии с которыми сведения, содержащие тайну страхования, могут предоставляться уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Из содержания этих правовых норм не ясно, правовым актом какого уровня (законом или подзаконным актом) будут установлены основания ограничения выдачи банковского вклада, а также цели и порядок предоставления уполномоченному органу сведений, содержащих тайну страхования.
3.6. Между Законом № 1 и Законом № 2 имеется расхождение по вопросу о статусе нотариуса как субъекта финансового мониторинга. Законом № 1 в качестве такового определены "нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом" (подпункт 6) статьи 3). Законом № 2 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях дополняется статьей 168-3 "Нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, и полученных незаконным путем, и финансированию терроризма". В части второй пункта 1 данной статьи в качестве субъектов административной ответственности за указанные деяния определены "частные нотариусы" без уточнения осуществляемых ими нотариальных действий.
Данная несогласованность может создать в правоприменительной практике неравное отношение со стороны государства к субъектам одной и той же деятельности и разной формы собственности.
Кроме того, поскольку нотариальная деятельность, как и деятельность адвокатов, в значительной мере связана с оказанием гражданам квалифицированной юридической помощи, Конституционный Совет считает необходимым закрепить в законе дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие выполнение этой конституционно-значимой задачи.
4. Конституционный Совет констатирует, что Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" и Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", принятые Парламентом Республики Казахстан 17 июня 2009 года, соответствуют Конституции Республики Казахстан.
Вместе с тем, недостаточная четкость изложения и несогласованность между собой отдельных положений законов могут привести на практике к нарушению конституционных прав человека и гражданина. Поэтому Конституционный Совет считает необходимой законодательную коррекцию соответствующих норм.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктами 2) и 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 и подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31, 32, 33, 37, 40 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Право на тайну личных вкладов и сбережений, гарантированное пунктом 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, следует понимать как право вкладчика на неразглашение охраняемых законом любых, не являющихся общедоступными на равных условиях для неограниченного круга лиц, сведений о самом вкладчике, принадлежащих ему деньгах или ином имуществе, в том числе, о банковских вкладах, иных счетах и сбережениях, о долях в уставных капиталах хозяйствующих субъектов и ином имуществе, а также об операциях с ними.
2. Пределы ограничений предусмотренного пунктом 2 статьи 18 Конституции права каждого на тайну личных вкладов и сбережений должны определяться законом в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 3 статьи 61 Конституции с учетом пункта 2 статьи 18, пунктов 1 и 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан.
3. Признать Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" и Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", принятые Парламентом Республики Казахстан 17 июня 2009 года, соответствующими Конституции Республики Казахстан.
4. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан до введения в действие указанных законов инициировать внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроекта, предусматривающего приведение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, в соответствие с правовыми позициями Конституционного Совета, содержащимися в настоящем Нормативном постановлении.
5. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан Нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
6. Опубликовать настоящее Нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель
Конституционного Совета
Республики Казахстан И. Рогов