Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 24 декабря 2024 года № 56-НП "О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 3) части второй статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года"

Новый

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 24 декабря 2024 года № 56-НП.

      ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

      Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А. и Сарсембаева Е.Ж., с участием:

      субъекта обращения Колесникова В.В.,

      представителей:

      Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Мерсалимовой Л.К.,

      Судебной администрации Республики Казахстан – заместителя руководителя Мусралинова А.С.,

      Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,

      Национального центра по правам человека – заведующего Отделом совершенствования законодательства Беисова Б.М.,

      Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан – заведующего сектором Отдела законодательства Сыздыковой Т.Ю.,

      Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан – заместителя заведующего Отделом законодательства Сартаевой Н.А.,

      Республиканской коллегии адвокатов – члена научно-консультативного совета Дельманова С.С.,

      Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан – заместителя директора Джангарашева Р.М.,

      рассмотрел в открытом заседании обращение Колесникова В.В. о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 3) части второй статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года (далее – ГПК).

      Заслушав докладчика – судью Конституционного Суда Республики Казахстан Кыдырбаеву А.К. и участников заседания, изучив материалы конституционного производства, проанализировав нормы действующего права Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан

установил:

      В Конституционный Суд Республики Казахстан (далее – Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие пункту 2 статьи 13, статьям 14 и 76 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция, Основной Закон) подпункта 3) части второй статьи 434 ГПК в части установленного ограничения на пересмотр в кассационном порядке судебных актов по делам, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей (далее – МРП).

      При рассмотрении вопроса о соответствии Конституции вышеуказанного положения ГПК Конституционный Суд исходит из следующего.

      1. Право на судебную защиту относится к абсолютным и неотчуждаемым правам и свободам, одновременно выступает гарантией других прав и свобод и не подлежит ограничению ни в каких случаях (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 13 и пункт 3 статьи 39 Основного Закона).

      Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200А (ХХI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года и ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года) следует, что государство должно обеспечивать справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.

      Конституция устанавливает, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики (пункт 1 статьи 75, пункт 1 статьи 76 и пункт 4 статьи 77).

      Конституционный принцип "каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод" означает право любого человека и гражданина обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод, а также обжаловать решения судов (нормативное постановление Конституционного Суда от 22 февраля 2023 года № 3). Основной Закон, гарантируя каждому право на судебную защиту прав и свобод и определяя конституционные принципы правосудия, прямо не закрепляет порядок его реализации. Эти вопросы регулируются законами, устанавливающими основополагающие принципы и нормы, касающиеся вопросов судоустройства и судопроизводства.

      Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" закреплены полномочия Верховного Суда Республики Казахстан (далее – Верховный Суд), местных и других судов по рассмотрению гражданских дел. Верховный Суд определен высшим судебным органом по гражданским делам (статья 17).

      Компетенция судов разных уровней определяется кругом дел, отнесенных законом к их ведению, а процессуальный порядок рассмотрения дел в этом случае является единым и обязательным в отношении всех и не должен создавать какие-либо привилегии для одной группы лиц, равно как не ущемлять чье-либо право на судебную защиту своих прав и свобод (нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан (далее – Конституционный Совет) от 5 мая 1999 года № 8/2).

      ГПК, устанавливая порядок рассмотрения дел, в качестве основополагающих принципов гражданского судопроизводства предусмотрел осуществление правосудия только судом (статья 7), право каждого на судебную защиту прав, свобод и законных интересов (статья 8), равенство всех перед законом и судом (статья 13) и свободу обжалования судебных актов (статья 22). Каждый имеет право на получение в ходе гражданского процесса квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (статья 18 ГПК).

      Равенство всех перед законом и судом означает равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность личности перед законом.

      Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции, в том числе соответствующих принципу равенства всех перед законом и судом. Данный принцип, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Конституции, означает, что принимаемыми законами в правах лиц не могут устанавливаться различия, которые не имеют объективного и разумного обоснования. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности.

      2. В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав нормами ГПК предусмотрены процедуры пересмотра в апелляционной инстанции судебных актов, не вступивших в законную силу, и в кассационной – вступивших в законную силу.

      Законодателем приняты правовые меры для реализации конституционного права каждого на судебную защиту прав и свобод именно в судах первой и апелляционной инстанций, поскольку суд апелляционной инстанции наделен правом восполнить пробелы суда первой инстанции с исследованием доказательств, имеющихся в деле, а также новых, представленных сторонами, в условиях, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции. Норма ГПК о том, что судебные акты, вступившие в законную силу, без соблюдения процедуры апелляционного обжалования не подлежат рассмотрению в кассационной инстанции, также свидетельствует о переносе законодателем основного бремени пересмотра судебных актов первой инстанции на суд апелляционной инстанции.

      Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов по имеющимся в деле материалам в пределах доводов ходатайства, представления или протеста (часть первая статьи 449 ГПК) без исследования новых доказательств.

      Основаниями пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке определены существенные нарушения норм материального и процессуального права, предусмотренные статьей 427 ГПК, которые привели к вынесению незаконного судебного акта (часть пятая статьи 438 ГПК).

      Перечисленные основания пересмотра таких судебных актов в кассационной инстанции не могут быть положены в основу ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в общем кассационном порядке по делам, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч МРП.

      Указанное сужение возможности кассационного обжалования отвечает целям обеспечения соразмерности защищаемых прав и процессуальных издержек и не может рассматриваться как недопустимое и нарушающее конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.

      Ранее Конституционный Суд, раскрывая содержание права каждого на судебную защиту своих прав и свобод, в нормативном постановлении от 16 мая 2023 года № 13 изложил правовые позиции, согласно которым:

      1) Основной Закон прямо не закрепляет количество судебных инстанций и порядок их работы, эти вопросы отнесены к регламентации на уровне процессуальных законов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, который вправе в рамках своей компетенции издавать законы, регулирующие важнейшие общественные отношения;

      2) гарантированное Конституцией право каждого на судебную защиту своих прав и свобод предполагает обеспечение государством условий для справедливого разбирательства дела именно в суде первой инстанции с возможностью повторного рассмотрения дела по существу в рамках пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов в апелляционном порядке;

      3) возможность пересмотра судебного акта, вступившего в законную силу, в кассационном порядке является дополнительной гарантией отправления правосудия, при этом определение оснований и процедур на этой стадии входит в компетенцию законодателя.

      Принимая во внимание обозначенные правовые позиции и подходы, Конституционный Суд полагает, что действующая редакция рассматриваемой нормы ГПК по своему конституционно-правовому смыслу не противоречит Конституции, так как доступ к кассационной инстанции, являющейся дополнительной гарантией отправления правосудия, предоставляется при соблюдении допустимых условий.

      Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с правом каждого на судебную защиту, поскольку преследует цели содействия стабильности исполнения вступивших в законную силу правомерных и справедливых судебных актов, процессуальной эффективности использования средств и ресурсов судебной системы. Оно должно быть соразмерным целям, правовой природе и предназначению кассационного производства.

      В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что законодатель, несмотря на установление ограничения для пересмотра в кассационном порядке судебных актов по делам, связанным с имущественными интересами физических лиц при определенной сумме иска, тем не менее в части шестой  статьи 438 ГПК предусмотрел исключительные основания преодоления данного ограничения (исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан; принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права).

      Данный подход основан на принципе правовой определенности, который является одним из основополагающих элементов верховенства права и права на справедливое судебное разбирательство, предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость судебного решения.

      3. Конституционный Суд отмечает, что законодатель может применить в данном вопросе разумную дискрецию через призму верховенства права в пределах Конституции, особенно в отношении гарантированных прав и свобод человека. Конституционный Суд в одном из своих итоговых решений подчеркнул, что законодатель должен найти разумный баланс между доступностью и эффективностью правосудия (нормативное постановление от 22 февраля 2023 года № 3). Примером такого решения в связи с созданием самостоятельных кассационных судов является Закон Республики Казахстан от 21 ноября 2024 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства", который предусматривает исключение подпункта 3) части второй статьи 434 ГПК с 1 июля 2027 года. Это означает, что дела по данной категории с указанной даты будут пересматриваться не только по исключительным, но и по общим основаниям в кассационном порядке, что расширит доступ граждан к кассационной инстанции. Вместе с тем возможные на уровне закона новые способы и процедуры проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в случае их установления, должны наилучшим образом отвечать целям правового и социального государства и соответствовать задаче решения вопросов права, имеющих фундаментальное значение для обеспечения правовой стабильности, формирования единой судебной практики и толкования законодательства в целях верховенства права.

      На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 5862, пунктами 2 и 3 статьи 64 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан

постановляет:

      1. Признать соответствующим Конституции Республики Казахстан подпункт 3) части второй статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

      2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Республики Казахстан в части доступа к кассационной инстанции, изложенными в настоящем нормативном постановлении.

      3. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики Казахстан, окончательным и обжалованию не подлежит.

      4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.

      Конституционный Суд
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.