Об официальном толковании пункта 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан

Утративший силу

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 1997г. N 8/2 ("Вестник Конституционного Совета Республики Казахстан", 1998г., выпуск N 1, стр. 181). Отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года N 9

       Сноска. Постановление Конституционного Совета РК от 29 апреля 1997г. N 8/2 отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 8 ноября 2007 года  N 9 .

      

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе: Председателя Кима Ю.А., членов Конституционного Совета - Акуева Н.И., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Сабикенова С.Н., Темирбулатова С.Г., - рассмотрев в открытом заседании на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан  K951000_  , подпункта 1 пункта 3 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан"  U952737_  , обращение Председателя Мажилиса Парламента Оспанова М.Т. об официальном толковании пункта 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан в части, которая гласит: "Не допускается государственное финансирование общественных объединений", - заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Мамонова В.В. и изучив имеющиеся материалы, установил: 
      В Конституционный Совет Республики Казахстан 31 марта 1997 года поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании нормы пункта 2 статьи 5 Конституции о том, что "не допускается государственное финансирование общественных объединений". 
      Основанием для обращения Председателя Мажилиса Парламента по этому вопросу послужили следующие обстоятельства. 
      Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан "Об общественных объединениях", не допускается слияние общественных и государственных институтов, незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов и государственное финансирование общественных объединений. 
      В то же время в статье 22 Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей" от 5 июня 1991 года  Z913400_  имеется норма о том, что общество потребителей для устранения нарушения прав потребителей предъявляет иски в суденые органы в интересах потребителей и в случае их удовлетворения сумма взысканного с ответчика штрафа в размере 70 процентов поступает в соответствующий бюджет и 30 процентов перечисляется на расчетный счет общества потребителей. Указанная норма остается в действии, и она также не опротестована органами прокуратуры как противоречащая нормам других законов. 
      На этом основании Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанов М.Т. ставит вопрос о том, "не является ли перечисление части сумм штрафов общественным организациям, в т.ч. обществам потребителей, государственным финансированием общественных объединений?" 
      При толковании названной нормы, Конституционный Совет исходит из следующего. 
      Пункт 2 статьи 5 Конституции устанавливает основополагающие принципы взаимоотношений между государством и общественными объединениями, а также определяет, какие отношения между ними недопустимы. 
      Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государств к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Они все равны во взаимоотношениях как между собой, так и с государственными органами при осуществлении своих прав в общественно-политической и хозяйственной деятельности. 
      Указанная норма Конституции запрещает государственным органам и должностным лицам незаконно вмешиваться в дела общественных объединений, а также общественным объединениям в дела государства. Это положение направлено на обеспечение независимости и свободы общественных объединений в их деятельности. 
      Необоснованное вмешательство государства в дела общественных объединений есть противоправные действия со стороны государственных органов и должностных лиц в отношении тех или иных общественных объединений, законно осуществляющих свою деятельность. 
      Одновременно из смысла Конституции вытекает, что не допускается, чтобы общественное объединение, выражающее интересы какой-либо группы граждан, проводило в жизнь свои решения через государственные органы. С этой целью специально оговаривается, что не допускается возложение на общественные объединения функций государственных органов, слияние государственных и общественных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий (пункт 1, 2 статьи 5). 
      Пункт 2 статьи 5 Конституции запрещает государственное финансирование общественных объединений. В соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан "О бюджетной системе" от 24 декабря 1996 года  Z960052_  не допускается выделение средств из республиканского бюджета общественным объединениям. Государственное финанасирование осуществляется на основе ежегодно принимаемого закона о республиканском бюджете. Закон Республики Казахстан "О Республиканском бюджете на 1997 год" от 31 декабря 1996 года  Z960059_  не содержит норм, связанных с государственным финансированием общественных объединений. 
      В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан "Об общественных объединениях" от 31 мая 1996 года  Z960003_  денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, добровольных взносов и пожертвований и других, не запрещенных законодательными актами поступлений. Это гарантирует получение средств для их деятельности, а также предотвращает подчинение посредством материальной зависимости интересам отдельных физических и юридических лиц. 
      Любое финансовое вмешательство государства во внутренние дела общественных объединений в форме прямого или косвенного государственного финансирования как из республиканского, так и местного бюджета, оказание материальной поддержки тому или иному общественному объединению ставит их в материальную зависимость от государственных структур. 
      На поставленный в обращении Председателя Мажилиса вопрос, "не является ли перечисление части сумм штрафа общественным организациям, в том числе обществам потребителей, государственным финансированием общественных объединений", Конституционным Советом ответ может быть дан только по результатам рассмотрения представления суда о соответствии Конституции нормы действующего закона в порядке, установленном статьей 78 Конституции Республики Казахстан. 
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет в связи с официальным толкованием пункта 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан, постановил: 
      1. Норму пункта 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан о том, что "не допускается государственное финансирование общественных объединений" следует понимать так, что государственное финансирование общественных объединений запрещается в любой форме. 
      2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики 

 

Казахстан, постановление вступает в силу со дня его принятия, окончательным 

и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 

статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу 

конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".

     

     

     

     

(специалист: Р.Жантасова

             22.12.98г.)      

     

     

     

     

     

     

      

      

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.