О представлении Верховного Суда Республики Казахстан о признании неконституционной части третьей статьи 261 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях

Новый

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 ноября 1998 г. № 14/2

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Ю.Кима и членов Совета Ж.Бусурманова, У.Ихсанова, В.Мамонова, С.Темирбулатова и В.Шопина в соответствии с пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан K951000_ и подпунктом 1) пункта 4 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" U952737_ , рассмотрев в открытом заседании представление Верховного Суда Республики Казахстан о признании неконституционной части третьей статьи 261 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях K841000_ .
      установил :
      В Конституционный Совет 25 ноября 1998 года в соответствии со статьей 78 Конституции Республики обратился Верховный Суд Республики Казахстан с представлением о признании неконституционной части третьей статьи 261 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях.
      Поводом к обращению Верховного Суда Республики с представлением явился пересмотр в названном суде по жалобам адвокатов дела об административном правонарушении гр-на Кажегельдина А.М., привлеченного к ответственности по статье 188-2 Кодекса об административных правонарушениях.
      Представление мотивировано тем, что в нарушение конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом часть третья статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что лица, привлекаемые к ответственности по статьям 52, 148, 164 и другим, должны обязательно присутствовать при рассмотрении дела, а в случае уклонения от явки по вызову могут быть подвергнуты приводу.

      По мнению  Верховного Суда обязательность и принуждение в вопросах 
явки в соответствующий орган лишь по отдельным видам правонарушений  и лишь 
в отношении  отдельных лиц, а также обязанность органов по пресечению  
уклонения противоречат правам  человека и гражданина, закрепленным 
Конституцией, явно ущемляет права этих лиц.      
      Заслушав   сообщение  докладчика   -  члена Совета Темирбулатова  С. и 
рассмотрев материалы  по представлению Верховного Суда, Конституционный 
Совет  находит доводы суда обоснованными  и учитывает следующее:
      Пункт 1 статьи 14  Конституции Республики Казахстан устанавливает 
равенство всех перед законом и судом. Пункт 2 этой же статьи Конституции 
гласит: "Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации   по    
мотивам   происхождения, социального, должностного и  имущественного 

положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам."
       Эти конституционные нормы содержат равные права человека и гражданина перед законом и судом независимо от любых обстоятельств.
       Следовательно, при привлечении лица к судебной ответственности эти конституционные нормы должны реализовываться без каких-либо ограничений, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции Республики. При производстве по судебным делам должно быть соблюдено и конституционное требование о равенстве всех перед законом и судом.
      Однако, если в части второй статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается возможность рассмотрения дела в отсутствии привлекаемого лица, то в части третьей этой же статьи Кодекса содержится исключение из этого правила, гласящее, что лица, привлекаемые к ответственности по перечисленным в этой части статьям Кодекса об административных правонарушениях, обязаны присутствовать при рассмотрении их дела.
       В этой норме Кодекса об административных правонарушениях Конституционный Совет усматривает установление неравенства перед судом.
       Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что норма закона, закрепленная в части третьей статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях, противоречит статье 14 и пункту 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан, как ущемляющая конституционные права и свободы человека и гражданина.
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 31-33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" U952737_ , Конституционный Совет
      ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Часть третью статьи 261 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях, принятого 22 марта 1984 года, K841000_ признать неконституционной как ущемляющую права и свободы человека и гражданина, закрепленные в статье 14 Конституции Республики Казахстан.
      2. В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", законы, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, и в силу этого неконституционные, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе, исполнению не подлежат.
      3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики

Казахстан  

K951000_

  , постановление вступает в силу со дня его принятия,  
является общеобязательным   на  всей  территории Республики, окончательным и 
обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных  пунктами 2  и 3  
статьи 38  Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу 
конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
 
     Председатель
     
     
     
(специалист Р.Жантасова
            03.12.98г.)      
      
      


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.