Во исполнение поручения Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. от 14 апреля 2008 года N 20-25/2222 Министерство юстиции Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 4) статьи 15 Закона Республики Казахстан "Об органах юстиции", а также, изучив мнения заинтересованных государственных органов, разъясняет следующее.
Проанализировав нормы действующего законодательства применительно к постановлению Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2008 года N 178 "Об объявлении моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - постановление), Министерство юстиции Республики Казахстан исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 постановления центральным и местным исполнительным органам поручено прекратить с 21 февраля 2008 года по 31 декабря 2008 года проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением налоговых проверок, основанием для проведения которых является заявление налогоплательщика, встречных налоговых проверок и хронометражных обследований, проверок, проводимых в соответствии с законодательством в целях пресечения уголовных преступлений, проверок, проводимых для предотвращения действий, направленных на нарушение общественного порядка, прав и свобод человека, норм законодательства Республики Казахстан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, недропользовании, в области ветеринарии, а также проверок по вопросам предоставленных земель вокруг города Астаны и городов областного значения.
При определении субъектов (государственных органов), которым постановлением поручено прекратить проверки следует исходить из Конституционного закона Республики Казахстан " О Правительстве Республики Казахстан " и Закона Республики Казахстан " О местном государственном управлении в Республике Казахстан " согласно которым центральными исполнительными органами являются министерства, агентства, местными исполнительными органами являются акиматы.
Для выяснения субъектов малого и среднего предпринимательства следует учесть, что Законом Республики Казахстан " О частном предпринимательстве " к субъектам частного предпринимательства отнесены физические и негосударственные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, субъектам среднего предпринимательства, субъектам крупного предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
При рассмотрении вопроса о распространении (нераспространении) объявленного моратория к отдельным видам проверок следует исходить из следующего.
В соответствии со статьей 533 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) налоговая проверка - это проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) документальная проверка;
2) рейдовая проверка;
3) хронометражное обследование.
При этом документальные проверки подразделяются на следующие виды: комплексная проверка, тематическая проверка, встречная проверка, дополнительная проверка.
Встречная проверка - это проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.
Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным органом.
Согласно статье 557-8 Кодекса орган налоговой службы при рассмотрении жалобы налогоплательщика в случае необходимости вправе назначить дополнительную проверку.
Дополнительная проверка - это проверка, проводимая на основании решения органа налоговой службы, рассматривающего жалобу налогоплательщика по результатам налоговой проверки, по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика, или рассматривающего заявление нерезидента о повторном рассмотрении вопроса относительно правомерности применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения.
Учитывая, что заявление и жалоба являются обращениями, поданные для реализации, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов, полагаем, что:
- проведение в соответствии со статьей 557-8 Кодекса дополнительных проверок в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика не нарушают нормы постановления, устанавливающего мораторий на проверки;
- названные налоговые проверки следует отнести к основаниям, для проведения которых является заявление налогоплательщика.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" не подлежит рассмотрению анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
В постановлении применительно к данному исключению не предусмотрены виды проверок, которые разрешаются проводить в период действия моратория, а специально оговорена только цель - пресечение уголовных преступлений .
При применении этой правовой нормы необходимо руководствоваться нормами законодательных актов, определяющих статус правоохранительного органа и предоставляющих им полномочия по пресечению уголовных преступлений.
Для пресечения преступлений, как правило, обязательными является проведение до возбуждения уголовного дела проверок, результаты которых необходимы для принятия правоохранительными органами процессуального решения по материалам доследственной проверки.
Установление исключения по проверкам, проводимым в целях пресечения уголовных преступлений, объясняется тем, что введение моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства не должно давать возможности для совершения уголовных преступлений.
Согласно постановлению могут проводиться проверки для предотвращения действий , направленных на нарушение общественного порядка, прав и свобод человека, норм законодательства Республики Казахстан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, недропользовании, в области ветеринарии.
В соответствии со статьей 12 Конституции в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека.
Под общественным порядком полагаем следует понимать охрану личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия, обеспечение дисциплины граждан в общественных местах и в быту.
Задачи, правовые, экономические, социальные и иные условия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан, использование недропользования, соблюдение законодательства в области ветеринарии определены Законами Республики Казахстан " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ", " О недрах и недропользовании ", " О ветеринарии " и иными нормативными правовыми актами.
Проведение проверок по вышеизложенным основаниям считаем возможным при наличии явных признаков, свидетельствующих о совершении действий, направленных на их нарушение, в целях их предотвращения.
При решении вопроса о проведении проверок по вопросам предоставления земель вокруг Астаны и городов областного значения, необходимо учесть, что согласно статье 110 Земельного кодекса в состав земель пригородных зон могут включаться земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию.
Границы пригородных зон города республиканского значения, столицы и городов областного значения устанавливаются и изменяются Правительством Республики Казахстан по совместным предложениям соответствующих местных представительных и исполнительных органов города республиканского значения, столицы и областей.
Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан "О статусе столицы Республики Казахстан" территорию столицы составляют земля, водные объекты в границах административно-территориальных единиц города Астаны, устанавливаемых и изменяемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан и с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов.
Земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию, образуют пригородную зону столицы, размеры и границы которой устанавливаются и изменяются Правительством Республики Казахстан по совместным предложениям маслихата и акимата столицы и маслихата и акимата области, территория которой включена в пригородную зону.
В соответствии с пунктом 3 постановления, данное постановление вводится в действие со дня подписания, то есть с 21 февраля 2008 года.
Вместе с тем, в случае возникновения спорных вопросов относительно распространения действия постановления во времени, полагаем необходимым учесть, что согласно пункту 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключения из правила пункта 1 настоящей статьи представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также, когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, предусмотренную ранее.
Министерство юстиции
Республики Казахстан