9 ноября 2011 года принят Закон Республики Казахстан № 490-IV ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», (далее - Закон) который вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования (впервые опубликован 15.11.2011 года в «Егемен Қазақстан» № 541-542 (26934) и 16.11.2011 года в «Егемен Қазақстан» № 543-547 (26939).
Изучение и анализ некоторых положений данного Закона позволили сделать некоторые обобщенные выводы о характере и содержании в веденных в уголовное законодательство новелл и об их влиянии на правоприменительную практику.
Первое, что следует отметить, изменения коснулись критериев и обстоятельств, позволяющих признавать причинение вреда при необходимой обороне не влекущим уголовной ответственности.
Теперь согласно статье 32 УК не является превышением пределов необходимой обороны причинение вреда:
– при отражении посягательства на жизнь человека;
– при отражении иных посягательств, сопряженных:
– с применением или попыткой применения оружия,
– с применением или попыткой применения иных предметов или средств, представляющих угрозу для жизни и здоровья обороняющегося человека или других лиц,
– с насилием, опасным для жизни и здоровья обороняющегося или других лиц, или с непосредственной угрозой такого насилия,
– с противоправным насильственным вторжением в жилище или иное помещение.
Наряду с этим также и в статью 66 УК внесены изменения, согласно которым лицо, причинившее вред при превышении пределов необходимой обороны, может быть освобождено от уголовной ответственности не только, когда это совершено вследствие страха, испуга или замешательства, вызванного общественно опасным посягательством, но и также вследствие внезапности совершенного нападения.
Многочисленные новеллы по всему УК связаны с тем, что в статью 40 УК (штраф) внесены изменения, согласно которым теперь данный вид уголовного наказания представляет собой денежное взыскание, назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей (от 25 до 20 000), установленных законодательством Республики Казахстан и действующих на момент назначения наказания.
Как известно, до этого изменения размер штрафа мог исчисляться не только количеством месячных расчетных показателей (далее – МРП), но и определенным количеством заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Такие подходы к определению размера штрафа были тогда продиктованы необходимостью дифференциации определения размера штрафа для осужденных с разным материальным доходом. Понятно, что для лиц, ежемесячный доход которых не велик, штраф в размере некоторого количества МРП является для них существенно ощутимым, чего нельзя сказать о более обеспеченных осужденных, для которых размер штрафа в расчете на МРП не является серьезным наказанием, поскольку их месячная зарплата или иной доход во много раз превышает сумму штрафа, рассчитанную по МРП.
При назначении штрафа судам необходимо изучать имущественное положение подсудимых и в зависимости от этого, как указано в статье 40 УК, определять размер штрафа для каждого индивидуально.
В связи с указанными изменениями в статью 40 УК настоящим законом внесены изменения во все статьи УК, в санкциях которых указано наказание в виде штрафа.
Такое изменение имеет правовое значение не только для тех, кому при рассмотрении уголовного дела может быть применено наказание в виде исчисленного в указанном порядке штрафа, но и для тех, кто к такому наказанию до принятия Закона уже осужден и в приговоре расчет размера штрафа указан из расчета заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
Если сумма штрафа, указанная в приговоре, больше суммы, которая в соответствии с санкцией статьи УК может быть назначена за совершение данного преступления в расчете на МРП, то в соответствии с частью второй статьи 5 УК, назначенное наказание подлежит сокращению в пределах санкции вновь изданного уголовного закона.
Изменение, внесенное в статью 42 УК (Привлечение к общественным работам), касается вида общественных работ, к выполнению которых может быть приговорен осужденный. Исполнение данного наказания было сопряжено с определенными трудностями, поскольку в приговоре суда не указывается конкретный вид работ, к выполнению которых может быть привлечен осужденный.
В стадии исполнения приговоров с таким наказанием возникала необходимость определения объектов, на которых осужденные могли бы выполнять общественно полезные работы. В этой связи статья 42 УК дополнена положением о том, что виды бесплатных общественно полезных работ определяются актами местных исполнительных органов или органов местного самоуправления.
В связи этим новшеством местные исполнительные органы или органы местного самоуправления должны издавать акты, которыми определять виды общественно полезных работ. Представляется, что, в этих актах должны быть перечислены не только виды работ, но и объекты, на которых могут трудиться осужденные к общественно полезным работам лица. При определении видов общественно полезных работ и объектов для их выполнения должен делаться акцент на их общественную полезность, чтобы бесплатный труд осужденных не использовался на объектах, принадлежащих частным лицам, не превратился бы в т.н. рабский труд.
Указанные акты местных исполнительных органов или органов местного самоуправления должны своевременно выноситься и доводиться до судов и органов, ведающих исполнением приговоров, также регулярно корректироваться в связи с завершением одних и появлением новых общественно полезных работ в регионе.
Внимание судов должно быть уделено изменениям, внесенным в статью 48 УК.
При определении вида исправительного учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы суды должны иметь в виду, что отбывание лишения свободы в колониях-поселениях теперь назначается:
- лицам, осужденным к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности,
- лицам, впервые осужденным за совершение умышленного преступления (независимо от тяжести), за которое назначено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года.
Лицам, впервые, осужденным к лишению свободы на срок свыше одного года за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений местом отбытия наказания, назначается исправительная колония общего режима.
Изменения коснулись и наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, указанного в статье 50 УК. Теперь это наказание может быть назначено лицам, совершившим умышленные преступления, независимо от их тяжести.
В статью 51 УК (Конфискация имущества) внесены изменения, в соответствии с которыми конфискация имущества как вид уголовного наказания определяется как «принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, а также имущества, являющегося орудием или средством совершения преступления.
Кроме того, за совершение коррупционных преступлений конфискации, кроме собственности осужденного, в порядке, установленном законодательством, подлежит также имущество, добытое преступным путем либо приобретенное на средства, добытые преступным путем, переданное осужденным в собственность других лиц.»
Иными словами, конфискация как вид уголовного наказания, состоит из безвозмездного обращения в доход государства:
- всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного,
- имущества, добытого преступным путем, либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, и переданного в собственность других лиц, - при осуждении лица за совершение коррупционного преступления,
- имущества, являющегося орудием или средством совершения преступления.
Представляется, что данное изменение введено в статью 51 УК без учета разницы между уголовным наказанием, предусматривающим конфискацию всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, и конфискацией имущества, добытого преступным путем, а также конфискацией орудий и средств преступления, т.е. вещественных доказательств.
Как известно, судьба имущества, добытого преступным путем, орудий и средств преступления определяется в соответствии со ст. 121 УПК и решение о конфискации этого имущества не является уголовным наказанием.
Практика показывает, что орудием и средством преступления может быть имущество, не принадлежащее лицу, совершившему преступление. Это имущество может принадлежать другим лицам и быть использовано виновным при совершении преступления без ведома и согласия собственника. Например, автомобиль был угнан, а затем использован при совершении незаконной перевозки наркотиков. В соответствии с новеллами, внесенными в статье 51 УК, автомобиль подлежит конфискации в доход государства, при этом законный владелец автомобиля, не причастный к совершению преступления другим лицом, лишается права собственности. То есть, в подобных случаях уголовное наказание в виде конфискации принадлежащего не подсудимому, а другому лицу имущества распространяется на собственника имущества при отсутствии его вины в совершении другим лицом преступления. Вряд ли это может сочетаться с конституционным положением о праве каждого на собственность, об охране этого права законом, о презумпции невиновности.
К тому же сам осужденный применением конфискации предметов, использованных в качестве орудий и средств преступления, принадлежащих не ему, а другим лицам, либо конфискации имущества приобретенного преступным путем, (например, при мошенничестве, совершенном лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций - п. в) ч.3 ст. 177 УК), но оформленного не на свое имя, а переданного им другим лицам, фактически и не наказан. Зато добросовестные собственники, в отношении которых совершено мошенничество, из-за того, что незаконно изъятое у них преступником имущество и переданное им другим лицам, лишаются своей собственности.
Ссылка в части второй ст. 51 УК о том, что конфискация имущества, переданного осужденным другим лицам, осуществляется в порядке, установленном законодательством, ясности не вносит. К тому же в соответствии со статьей 1 УК РК уголовное законодательство Республики Казахстан «состоит исключительно из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс.» Это положение указывает на то, что вид, содержание уголовного наказания, основания, порядок и условия его назначения и освобождения от него должны определяться уголовным законом, а не иным каким-то законодательством.
В части 5 статьи 53 УК указано, что лишение свободы за преступления небольшой и средней тяжести не назначается, если санкция статьи Особенной части УК, по которой лицо признано виновным, предусматривает различные (альтернативные) виды наказаний, и при наличии смягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом д) части первой настоящей статьи.
Теперь статья 53 УК дополнена еще и частью 5-1, в которой также установлен запрет на применение лишения свободы при осуждении лица за совершение преступлений, предусмотренных нормами главы 7 УК (Преступления в сфере экономической деятельности). Если в санкции статьи, по которой лицо признано виновным, предусматривает различные (альтернативные) виды наказаний, лишение свободы не назначается при добровольном возмещении в полном объеме имущественного ущерба, причиненного преступлением гражданину, организации или государству.
Примечательно, что положения настоящей части не распространяются на лиц, совершивших преступления, предусмотренные пунктом в) части второй статьи 192, пунктом а) части третьей статьи 193, статьей 226, частями первой и второй статьи 226-1 настоящего Кодекса. Между тем, как правило, наиболее значительный вред причиняется именно этими преступлениями, и было бы целесообразнее, чтобы он был возмещен в полном объеме, поскольку для общества и государства это в разы важнее, чем помещение осужденного за эти преступления в изоляцию, что вынуждает тратить государственные средства на его содержание, а он по выходу на свободу заживет на припрятанные средства, полученные в результате преступления, а ущерб не погасит.
Внесение изменений в статью 64 УК направлено на ужесточение требований, предъявляемых к условно осужденным.
А изменения в статью 67 УК связаны с тем, что наряду с потерпевшим, с которым возможно примирение, влекущее освобождение от уголовной ответственности, указано лицо «заявитель» (кстати, процессуальный статус заявителя и его права в УПК не определены).
Такая новелла позволяет примириться не только исключительно с потерпевшим, но и с лицом, заявившем о совершенном преступлении, который не всегда является лицом, которому преступлением причинен имущественный, физический или моральный вред. Это облегчает участь обвиняемого, т.к. заявитель, лично не пострадавший от преступления, согласится на примирение и без заглаживания вреда, который ему и не причинялся. А как же потерпевший? Он в таких случаях остается без возмещения причиненного ему вреда, т.к. вместо него помирился с подсудимым некий заявитель.
В часть вторую статьи 70 УК внесено изменение, согласно которому возложение обязанностей, перечень которых указан в статье 178-2 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, возможно только на лиц, к которым применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы. Если условно-досрочное освобождение применено к лицу, отбывающему исправительные работы, ограничение по воинской службе, ограничение свободы, то указанные обязанности на них не возлагаются.
Тут же следует отметить, что в статью 84 УК внесено изменение, предусматривающее применение УДО к несовершеннолетним, осужденным к наказанию в виде ограничения свободы.
Согласно изменениям, внесенным в статью 72 УК (Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, и мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей), ухудшено положение осужденных указанной категории. Если ранее отсрочка могла быть представлена на срок до исполнения ребенку осужденного 14 лет, то теперь только на пять лет, но не более чем до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
Если бы закон наряду с этим изменением указал бы, что по истечении срока отсрочки и отсутствия обстоятельств, указанных в частях 2, 4 ст. 72 УК, осужденный освобождается от отбывания наказания, тогда бы это нововведение по сокращению срока отсрочки было бы действительно соответствующим цели рассматриваемого закона, обозначенной в самом его названии - дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Но так как по истечении срока отсрочки исполнения наказания (по истечении максимум пяти лет вместо возможных по ранее действовавшему закону 14 лет) суд может (по своему усмотрению) либо освободить осужденного от отбывания наказания, либо заменить назначенное наказание более мягким видом наказания или же принять решение о направлении осужденного лица в соответствующее учреждение для отбывания наказания, в зависимости от поведения осужденного лица, то не исключается вероятность того, что значительная часть осужденных после истечения срока отсрочки может быть направлена в места лишения свободы. Вот вам и «дальнейшая гуманизация». Чем продиктовано такое изменение статьи 72 УК, чтобы в рамках реализации Концепции уголовной политики, направленной на определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания, на защиту интересов несовершеннолетних, осужденные указанной категории, имеющие малолетних детей, все-таки попадали в места лишения свободы, не ясно.
В части 2 статьи 103 УК введен новый квалифицирующий признак – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.
В санкцию части 2 статьи 114 УК установлен минимальный размер наказания в виде лишения свободы, а из санкции части 1 статьи 136 УК исключено наказание в виде лишения свободы, чем смягчена уголовная ответственность родителей за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей и детей – на содержание нетрудоспособных родителей. Тут к этим злостным неплательщикам, не следующим нормам морали и не выполняющих решение суда, действительно проявлена гуманность.
Существенные изменения внесены в статью 175 УК, согласно которым в часть вторую введен квалифицирующий признак - кража с проникновением в салон транспортного средства (охватывается ли понятием «салон» багажник, крытый кузов автомашины?). Кроме того, санкция части 2 статьи 175 УК претерпела также изменения, максимальное наказание в виде лишения свободы снижено с 10 до 7 лет лишения свободы, статья дополнена частью 4.
Эти новеллы необходимо учитывать в соответствии с положениями статьи 5 УК при применении к лицам, совершившим преступления до их внесения в названную статью. Что касается лиц, отбывающих наказание, назначенное по прежнему закону, то приговоры в отношении них могут быть пересмотрены в сторону смягчения их положения, если в каждом конкретном случае это допустимо статьей 5 УК.
Аналогичные изменения претерпели статьи 176, 177, 178, 179-181 УК, а в статьях 192, 192-1 УК усилено наказание.
Следует обратить внимание на то, что ко многим статьям УК имеются примечания.
По поводу юридической природы таких примечаний учеными высказываются разные мнения. Одни считают их уголовно-правовыми нормами, другие – частью уголовно-правовой нормы, третьи – аутентическим толкованием оценочных признаков, четвертые - нетипичным нормативным предписанием, расположенным вне юридической нормы.
Следует согласиться с тем, что по своей юридической природе примечания - это специфический технико-юридический прием, с помощью которого уточняется смысл уголовно-правовой нормы либо определяются пределы ее действия1. Примечания к статьям Особенной части УК представляют собой самостоятельные структурные элементы текста уголовного закона (статьи), уточняющие какой-либо из признаков состава, закрепленного в уголовно-правовой норме, или ограничивающие пределы действия этой нормы, или формулирующие основания освобождения от уголовной ответственности2.
Ниже приведены примечания, в некоторых из них содержится указание на определение размера причиненного преступлением ущерба, иных сумм, составляющих обязательный элемент преступления.
В УК существуют следующие примечания:
1. К статье 41: «Преступлениями, содержащими признаки экстремизма, признаются преступления, предусмотренные статьями 164, 168-171, 233-3, 236, частями второй и третьей статьи 337, статьей 337-1 настоящего Кодекса.»
2.К статье 125: «1. Лицо, добровольно освободившее похищенного (похищенную), освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состав иного преступления.
2. Под эксплуатацией лица в настоящей статье и статьях 126, 128, 133 настоящего Кодекса понимаются использование принудительного труда, занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг в целях присвоения виновным полученных доходов, а равно осуществление им полномочий собственника в отношении лица, которое по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или услуг.»
3. К статье 141-1: «Не признаются пыткой физические и психические страдания, причиненные в результате законных действий должностных лиц.»
4. К статье 162: «Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения или иной личной выгоды и не являющееся гражданином стороны, участвующей в вооруженном конфликте, не проживающее постоянно на ее территории и не направленное другим государством для выполнения официальных обязанностей.»
5. К статье 165: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 166 и 168 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан и если в его действиях не содержится состава иного преступления.»
6. К статье 172: «Крупным ущербом в статьях 172, 173 и 386настоящего Кодекса признается ущерб на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
7. К статье 175: «1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездные изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
2. Крупным размером или крупным ущербом в статьях настоящей главы, за исключением статей 184, 184-1 настоящего Кодекса, признается стоимость имущества или размер ущерба, в пятьсот раз превышающие месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.
2-1. Особо крупным размером или ущербом в статьях настоящей главы признается стоимость имущества или размер ущерба, в две тысячи раз превышающие месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.)
3. Исключен Законом РК от 10.12.2009 № 227-IV (вводится в действие с 01.01.2010).
4. Исключен Законом РК от 10.12.2009 № 227-IV (вводится в действие с 01.01.2010).
5. Мелкое хищение чужого имущества, принадлежащего на праве собственности организации или находящегося в ее ведении, совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, не влечет уголовной ответственности.
Лицо, виновное в его совершении, несет административную ответственность в соответствии с законом. Хищение признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает десятикратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на момент совершения деяния.»
8. К статье 184-1: «1. Деяния, предусмотренные статьями 184, 184-1 настоящего Кодекса, признаются причинившими значительный ущерб или совершенными в значительном размере, если размер ущерба или стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности либо стоимость экземпляров объектов авторского права и (или) смежных прав или товаров, содержащих изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем, в сто раз превышает месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.
2. Деяния, предусмотренные статьями 184, 184-1 настоящего Кодекса, признаются причинившими крупный ущерб или совершенными в крупном размере, если размер ущерба или стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности либо стоимость экземпляров объектов авторского права и (или) смежных прав или товаров, содержащих изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем, в пятьсот раз превышает месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
9. К статье 187: «Примечание. Значительным ущербом признается размер ущерба, в сто раз, превышающий месячный расчетный показатель.»
10. К статье 190: «1. В статьях 190 и 191 настоящего Кодекса доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает десять тысяч месячных расчетных показателей, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей.
2. В статье 190 настоящего Кодекса значительным размером признается такое количество товаров, стоимость которых превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.
3. Крупным ущербом в статьях 190, 191, 192-1, 215, 216, 217, 219 и 220 настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в десять тысяч раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.
4. Крупным ущербом в статьях 194, 198, 199, 200, 202-1, 203, 204, 205 и 218 настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
11. К статье 192: «1. К сделкам, преследующим противоправные цели, в настоящей статье и статье 192-1 настоящего Кодекса относятся сделки, направленные на незаконное получение кредитов, уклонение от уплаты налогов, сокрытие запрещенной деятельности, незаконное получение доходов и (или) извлечение иной имущественной выгоды, а также содействие в совершении указанных действий.
2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в одну тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, превышающую двадцать тысяч месячных расчетных показателей.»
12. К статье 193: «1. Крупным размером в настоящей статье признается совершение сделки или использование денежных средств или другого имущества на сумму, превышающую двадцать тысяч месячных расчетных показателей.
2. Лицо, добровольно заявившее о готовящейся либо совершенной легализации денежных средств или имущества, приобретенного незаконным путем, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится составов преступлений, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, или иного преступления.»
13. К статье 196: «Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает двести тысяч месячных расчетных показателей.»
14. К статье 208: «1. Значительным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель.
2. Лицо, добровольно возместившее причиненный ущерб, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления.»
15. К статье 209: «Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пять тысяч месячных расчетных показателей.»
16. К статье 213: «Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в национальной и иностранной валюте превышает пятнадцать тысяч месячных расчетных показателей.»
17. К статье 214: «1. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает пять тысяч месячных расчетных показателей.
2. Лицо, добровольно уплатившее сумму недоимки, начисленные пени, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления.»
18. К статье 221: «Неуплата гражданином налогов или иных обязательных платежей в государственный бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога или обязательных платежей превышает две тысячи месячных расчетных показателей.»
19. К статье 222: «Неуплата организацией налога и (или) других обязательных платежей в бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.»
20. К статье 224: «Получение незаконного вознаграждения признается совершенным в крупном размере, если полученная лицом сумма или стоимость оказанных ему услуг превышают триста месячных расчетных показателей.»
21. К статье 228: «Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящего Кодекса признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией, доля государства в которой составляет не менее тридцати пяти процентов.»
22. К статье 231: «1. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
2. Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке передача или получение имущества, оказание услуг имущественного характера или пользование такими услугами в качестве подарка или вознаграждения при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия, если стоимость имущества или услуг не превышает двух месячных расчетных показателей.
3. Под крупным размером незаконно полученных денег, ценных бумаг, другого имущества в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей.
4. Под особо крупным размером незаконно полученных денег, ценных бумаг, другого имущества в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, которые превышают две тысячи месячных расчетных показателей.»
23. К статье 233: «1. Лицо, участвующее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма и если в его действиях не содержится состава иного преступления.
2. Террористическими преступлениями признаются преступления, предусмотренные статьями 162, 163, 166-1, 167, 171, 233, 233-1, 233-2, 233-3, 234, 238, 239 настоящего Кодекса.»
24. К статье 234: «Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.»
25. К статье 236: «Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном военизированном формировании и сдавшее оружие и воинское снаряжение, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.»
26. К статье 251: «Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.»
27. К статье 252: «Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.»
28. К статье 256: «Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный физическому лицу на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в одну тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
29. К статье 259: «1. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества или добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье и статье 250 (в части, касающейся наркотических средств или психотропных веществ) настоящего Кодекса.
2. Размер наркотических средств и психотропных веществ определяется Сводной таблицей об отнесении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров к небольшим, крупным и особо крупным размерам, обнаруженных в незаконном обороте, прилагаемой к Закону Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими».
30. К статье 269-1: «Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает тысячу месячных расчетных показателей, доходом в особо крупном размере – доход, сумма которого превышает пять тысяч месячных расчетных показателей.»
31. К статье 288: «Значительным ущербом в статьях настоящей главы признается размер ущерба, в сто и более раз, превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления. Крупным ущербом признается ущерб, в триста и более раз, превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
32. К статье 295: «Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.»
33. К статье 296: «Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.»
34. К статье 297: «Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье.»
35. К статье 299: «Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
36. К статье 307:« 1. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов, а также в организациях, доля государства (не менее тридцати пяти процентов) в уставном капитале которых передана национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным институтам развития, национальным компаниям, а также в их дочерних организациях.
3. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
4. Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические должности государственных служащих.
5. Коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом г) части третьей статьи 177, пунктом в) части второй статьи 192, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, пунктом б) части третьей статьи 226-1, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьями 310 – 315, статьей 380, пунктом в) части второй статьи 380-1, статьей 380-2 настоящего Кодекса.»
35. К статье 310-1: «1. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель.
2. Особо крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в десять тысяч раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.»
36. К статье 311: «1. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей.
2. Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.
3. Особо крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, которые превышают две тысячи месячных расчетных показателей.
4. К должностным лицам применительно к настоящей статье и статье 312 настоящего Кодекса относятся должностные лица, указанные в примечаниях к статье 307 настоящего Кодекса, а также должностные лица иностранных государств или международных организаций.»
37. К статье 312: «1. Не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.
2. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.»
38. К статье 318: «Публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.»
39. К статье 319: «Публичные выступления, содержащие критические высказывания о депутатской деятельности депутата Парламента, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.»
40. К статье 320: «1. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
2. Публичные выступления, содержащие критические высказывания о служебной деятельности представителя власти, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.»
41. К статье 337-1: «Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.»
42. К статье 353: «Лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против самого себя, супруга (супруги) или своих близких родственников, а также священнослужители за отказ от дачи показаний против доверившихся им на исповеди.»
43. К статье 368: «Лицо, добровольно возвратившееся в семидневный срок с момента совершения побега в место заключения или под стражу, освобождается от уголовной ответственности за побег, если оно не совершило иного нового преступления, и побег не был сопряжен с действиями, предусмотренными пунктами б) и в) части второй настоящей статьи.»
44. К статье 363: «Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее необещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом (супругой) или близким родственником.»
45. К статье 364: «Не подлежат уголовной ответственности по настоящей статье супруг (супруга) или близкий родственник лица, совершившего преступление, а также священнослужители за недонесение о преступлениях, совершенных лицами, доверившимися им на исповеди.»
46. К статье 373: «Военнослужащий, совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, и, если он добровольно явился для дальнейшего прохождения воинской службы.»
47. К статье 375: «Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден судом от уголовной ответственности.»
48. К статье 376: «Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.»
49. К статье 377: «Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.»
50. К статье 378: «Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.»
51. К статье 381: «Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.»
Р. Юрченко
член НКС Верховного Суда