Статья 274. Упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость
1. Упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата налога на добавленную стоимость без предварительного проведения налоговой проверки.
Комментарий
1. Упрощенный порядок возврата превышения НДС введен с 1 января 2009 года и предполагает возврат превышения НДС без проведения налоговой проверки.
При этом, достоверность суммы НДС, возвращенной в упрощенном порядке, подтверждается в ходе налоговой проверки, проводимой в соответствии с налоговым законодательством в течение 60 рабочих или 180 календарных дней в пределах сроков исковой давности.
2. Упрощенный порядок возврата превышения НДС производится в течение 15 рабочих дней налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, и автономным организациям образования, определенным пунктом 1 статьи 135-1 Налогового кодекса.
Необходимо отметить, что в случае неприменения налогоплательщиком права на возврат превышения НДС в упрощенном порядке, возврат превышения НДС может быть произведен в общеустановленном порядке с проведением налоговой проверки в течение 60 рабочих или 180 календных дней.
3. При применении статьи 274 Налогового кодекса необходимо учитывать, что для целей возврата превышения НДС в упрощенном порядке налогоплательщиком не представляются какие-либо документы, подтверждающие обороты, облагаемые по нулевой ставке, а также не проводятся процедуры, предусмотренные статьей 635 Налогового кодекса.
2. Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют следующие плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость:
1) состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на мониторинге крупных налогоплательщиков и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость, с указанием требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость.
При реорганизации путем разделения, выделения, преобразования крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, который соответствует требованиям, предусмотренным настоящим подпунктом, право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость переходит к правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного лица.
При реорганизации путем слияния или присоединения крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим подпунктом, право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость переходит к правопреемнику при условии, если все реорганизуемые путем слияния или присоединения юридические лица до реорганизации являлись крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу.
Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость в отношении правопреемника (правопреемников), указанного в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, действует до введения в действие нового перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.
При этом возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период;
Комментарий
1. Одним из условий возникновения права на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС является то, что налогоплательщик должен состоять на мониторинге крупных налогоплательщиков не менее двенадцати последовательных месяцев.
В зависимости от того, с какого момента плательщик НДС состоит на мониторинге крупных налогоплательщиков, существует 2 варианта возникновения права на упрощенный порядок возврата НДС.
СИТУАЦИЯ 1 С 1 января 2015 года введен новый перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу. ТОО «А» включено в данный перечень, при этом ТОО состоит на мониторинге крупных налогоплательщиков непрерывно с 1 января 2009 года. ВЫВОД ТОО «А» имеет право на возврат превышения НДС в упрощенном порядке с 1 января 2015 года. |
СИТУАЦИЯ 2 С 1 января 2015 года введен новый перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу. ТОО «Б» ранее не состояло на мониторинге крупных налогоплательщиков, а включено в этот перечень с 1 января 2015 года. ВЫВОД ТОО «Б» имеет право на возврат превышения НДС в упрощенном порядке с 1 января 2016 года. |
2. Плательщик НДС, состоящий на мониторинге крупных налогоплательщиков, имеет право на возврат в упрощенном порядке только той суммы превышения НДС, которая образована с момента включения данного плательщика НДС в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.
При этом сумма превышения НДС, образованная до включения плательщика НДС в перечень крупных налогоплательщиков, подлежит возврату только по результатам налоговой проверки.
3. В случае исключения плательщика НДС из перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, такому плательщику НДС возврат превышения НДС за налоговые периоды, предшествующие дате исключения из указанного перечня, осуществляется по результатам налоговой проверки.
4. При применении нормы абзаца первого подпункта 1) следует иметь ввиду, что требование об отсутствии неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по НДС, с указанием требования о возврате превышения НДС распространяется также и на структурные подразделения налогоплательщика (в случае их наличия).
СИТУАЦИЯ 3 ТОО «А» состоит на мониторинге крупных налогоплательщиков, имеет два структурных подразделения. На дату представления декларации по НДС, с указанием требования о возврате превышения НДС неисполненное налоговое обязательство по представлению налоговой отчетности у: ТОО «А» - не имеется Структурного подразделения 1 – не имеется Структурного подразделения 2 – имеется по налогу на имущество ВЫВОД ТОО «А» не имеет право на возврат превышения НДС в упрощенном порядке. |
5. Абзац пятый подпункта 1) введен с 1 января 2013 года и устанавливает ограничение суммы превышения НДС, подлежащего возврату в упрощенном порядке, в размере 70 процентов.
СИТУАЦИЯ 4 ТОО «А» имеет право на возврат превышения НДС в упрощенном порядке. В декларации по НДС за 1 квартал 2014 года ТОО указало требование о возврате превышения НДС в сумме 1 500 000 тенге. ВЫВОД ТОО «А» в упрощенном порядке подлежит возврату превышение НДС в сумме 1 050 000 тенге (1500000х70/100) |
СИТУАЦИЯ 5 ТОО «Б» имеет право на возврат превышения НДС в упрощенном порядке. Ранее за 1 квартал 2014 года ТОО получило возврат превышения НДС в упрощенном порядке в сумме 700 000 тенге (70 процентов от превышения НДС 1 000 000 тенге, сложившегося за 1 квартал 2014 года и указанного в требовании о возврате превышения НДС). Впоследствии ТОО «Б» за указанный налоговый период была представлена дополнительная декларация по НДС, согласно которой увеличена сумма НДС, относимого в зачет, соответственно, сумма превышения НДС увеличилась с 1 000 000 тенге до 1 500 000 тенге. В этой связи, ТОО «Б» в декларации по НДС за 3 квартал 2014 года указано требование о возврате НДС за 1 квартал 2014 года в сумме 500 000 тенге в упрощенном порядке. ВЫВОД С учетом дополнительной декларации по НДС, представленной ТОО «Б», актуальное превышение НДС за 1 квартал 2014 года составляет 1 500 000 тенге. Соответственно, по требованию о возврате НДС, указанному в декларации по НДС за 3 квартал 2014 года, в упрощенном порядке подлежит возврату превышение НДС в сумме 350 000 тенге (1500000х70/100 - 700000) |
6. Если налогоплательщиком требование о возврате превышения НДС, образованного до введения данной нормы (т.е. до 1 января 2013 года), представлено после указанной даты, возврату в упрощенном порядке подлежит также 70 процентов от суммы превышения НДС, предъявленной к возврату.
При этом, если налогоплательщику за налоговые периоды до 1 января 2013 года в упрощенном порядке произведен возврат превышения НДС, образованного до введения данной нормы (т.е. до 1 января 2013 года), в размере 100 процентов, то при представлении после 1 января 2013 года требования о возврате дополнительных сумм НДС за указанные периоды в упрощенном порядке подлежит возврату сумма НДС в пределах 70 процентов от суммы превышения НДС, сложившегося в таких налоговых периодах.
СИТУАЦИЯ 6 ТОО «А» за 3 квартал 2012 года получен возврат превышения НДС в упрощенном порядке в сумме 1 000 000 тенге (100 процентов от суммы превышения, сложившегося за 3 квартал 2012 года и указанного в требовании о возврате превышения НДС). Впоследствии ТОО «А» за указанный налоговый период была представлена дополнительная декларация по НДС с увеличением суммы НДС, относимого в зачет, соответственно, сумма превышения НДС увеличилась с 1 000 000 тенге до 1 500 000 тенге. В этой связи, ТОО «А» в декларации по НДС за 3 квартал 2013 года указано требование о возврате НДС за 3 квартал 2012 года в сумме 500 000 тенге в упрощенном порядке. |
ВЫВОД С учетом дополнительной декларации по НДС, представленной ТОО «А», актуальное превышение НДС за 3 квартал 2012 года составляет 1 500 000 тенге. Соответственно, по требованию о возврате НДС, указанному в декларации по НДС за 3 квартал 2014 года, в упрощенном порядке подлежит возврату превышение НДС в сумме 50 000 тенге (1500000х70/100 - 1000000) |
7. При применении абзаца пятого подпункта 1) следует иметь ввиду, что оставшаяся сумма превышения НДС в размере 30 процентов подлежит возврату в соответствии с налоговым законодательством по результатам налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в том числе возвращенных в упрощенном порядке (пункт 26 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1707).