Подлежит опубликованию в Собрании
актов Президента и Правительства
Республики Казахстан
В целях дальнейшего развития и совершенствования системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы (далее - Концепция).
2. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции.
3. Государственным органам Республики Казахстан при выработке соответствующих решений руководствоваться основными положениями Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
Одобрена
Указом Президента
Республики Казахстан
от 19 августа 2008 года N 646
КОНЦЕПЦИЯ
развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан
на 2009-2011 годы
Введение
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что предполагает признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, международных договорах и иных нормативных правовых актах.
Обеспечение соблюдения прав несовершеннолетних непосредственно связано с их правовой защитой. Под правовой защитой понимается совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними.
Правовая защита охватывает всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетних: воспитание, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг.
Правовая защита несовершеннолетних включает защиту прав и интересов детей, попавших в сферу отправления правосудия по уголовным делам. Такая защита в мировой практике осуществляется в рамках специализированной системы правосудия для несовершеннолетних (ювенальной юстиции).
Весь указанный комплекс мер по защите прав несовершеннолетних охватывается термином "ювенальная юстиция". В международной практике, в частности в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), термин "Juvenile Justice" (ювенальная юстиция) означает "правосудие по делам несовершеннолетних".
Однако в более широком социальном плане система правосудия в отношении несовершеннолетних представляет собой систему защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, объединяющую вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные структуры в правоохранительных органах, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуру и правозащитные организации.
Кроме того, ювенальная юстиция - это система, включающая не только комплекс государственных и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществление правосудия в отношении них, но и соответствующее законодательство.
В Республике Казахстан с 2001 года в целях изменения методов работы с несовершеннолетними в системе уголовного правосудия проводится работа по инициированию проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане", определены его цели, задачи и принципы.
30 марта 2007 года на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан рассмотрен вопрос о создании системы ювенальной юстиции в Казахстане, где в целом поддержаны предлагаемые основные подходы к созданию ювенальной юстиции и заинтересованным государственным органам рекомендовано завершить разработку модели специализированных служб ювенальной юстиции.
1. Международный опыт
Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних в разных странах неодинаковый подход. К указанному виду юрисдикции относится две основные модели: англосаксонская и континентальная.
Различия в названных моделях судов для несовершеннолетних состоят в том, что в англосаксонской модели суда дела взрослых соучастников преступлений несовершеннолетних рассматриваются общими судами, а в континентальной модели запрещено рассматривать дела несовершеннолетних в общих судах, при этом дела взрослых соучастников также рассматриваются в ювенальных судах.
Американский уголовный процесс по делам несовершеннолетних прост и оперативен. Главное в нем - обсуждение правонарушения и назначение наказания за него. Конечно, такой процесс достигает своей цели - воздействия на правонарушителя. Известно, что всякое промедление реакции суда на правонарушение опасно именно в делах несовершеннолетних и ведет к рецидиву правонарушения, причем более серьезного. Но быстрота судебного процесса имеет и свою негативную сторону: реальная возможность нарушения прав человека, неполнота расследования, пробелы в доказательствах, сомнения относительно источников их получения.
Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд. Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию трех юрисдикции по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних.
Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу, в департаментах (единица территориального деления Франции) имеется один или несколько судей для детей. В суде дела между судьей для детей и следственным судьей распределяются так: оба могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.
Таким образом, международный опыт показывает, что ювенальная юстиция представляет специализированную систему правосудия для несовершеннолетних, основанную на комплексе мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных несовершеннолетним общественных связей и отношений вследствие изменения социального статуса и девиантного поведения личности, нацеленных на преодоление последствий правонарушения и возвращения правонарушителя в общество.
2. Цель Концепции
Целью Концепции является поэтапное внедрение и развитие элементов ювенальной юстиции в Республике Казахстан, которые позволят повысить эффективность и качество отправления правосудия в отношении несовершеннолетних на всех его этапах. Это включает создание специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними: в министерствах юстиции, внутренних дел, образования и науки, в судах, прокуратурах и адвокатуре.
3. Анализ современного состояния проблемы
В настоящее время в Казахстане радикально изменились подходы к деятельности по профилактике правонарушений детей и подростков: созданы условия для развития подрастающего поколения, действуют системы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Но, несмотря на это, анализ ситуации с детской и подростковой преступностью свидетельствует о необходимости применения дополнительного ряда мер как в области профилактики, так и по защите их прав и законных интересов.
Одним из наиболее актуальных и востребованных направлений социальной политики в области детства является формирование и развитие системы ювенальной юстиции в Казахстане.
Социологические и психологические исследования показывают, что большинство несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, воспитываются в неполных, малообеспеченных, многодетных, часто асоциальных семьях.
За 2007 год по республике зарегистрировано 6274 преступления в отношении несовершеннолетних (в 2006 году - 6488).
На сегодняшний день в Республике Казахстан уголовные наказания в отношении несовершеннолетних исполняют 213 уголовно-исполнительных инспекций, 4 воспитательные колонии, а также находящийся на территории исправительной колонии общего режима ЛА-155/4 локальный участок для содержания несовершеннолетних девочек.
За 2007 год в воспитательных колониях республики содержалось 473 несовершеннолетних осужденных (за 2006 год - 447), в следственных изоляторах - 459 (за 2006 год - 863). Кроме того, по учету уголовно-исполнительных инспекций прошло 2074 несовершеннолетних (за 2006 год - 2078).
Пребывание в пенитенциарных учреждениях не только не исправляет их, но еще более закрепляет сформированную в процессе жизни, семейного воспитания отрицательную сторону поведения. Психологические исследования свидетельствуют, что через полтора года пребывания в условиях режимного учреждения происходят необратимые изменения в структуре личности, психике взрослого человека, затрудняющие его последующую реабилитацию и ресоциализацию в обществе. Можно предположить, что неокрепшая психика подростка "ломается" еще быстрее, а процесс восстановления становится еще более затратным и трудоемким.
Несовершеннолетний, оказавшийся в конфликте с законом, нуждается в помощи, а именно в комплексном сопровождении и поддержке в процессе судопроизводства.
Важным направлением внедрения ювенальной юстиции в Казахстане является совершенствование законодательства.
Необходимо принятие нормативных правовых актов, предусматривающих значительное изменение роли социальных служб и их активное участие:
1) в качестве социального работника, изучающего социальное окружение подростка, оказавшегося в конфликте с законом, а также готовящего спектр социализирующих решений - для предложения судье в качестве вариантов, возможных в виде альтернативы лишению свободы;
2) в качестве медиатора-посредника, организующего и осуществляющего процесс примирения сторон (в рамках процедур, предусмотренных законом, с использованием так называемого восстановительного подхода и возможности заглаживания вреда обвиняемым потерпевшему - в качестве законодательно закрепленного субъекта, осуществляющего вышеназванные действия);
3) в качестве лица, способствующего социализации (социального, бытового и трудового устройства) несовершеннолетнего, возвращающегося из специализированных образовательных учреждений или мест лишения свободы.
Анализ опыта работы по сопровождению несовершеннолетних в процессе судопроизводства показал, что в Казахстане есть варианты решения данной проблемы, которые успешно реализовались в Ауэзовском районе города Алматы и Карасайском районе Алматинской области в рамках пилотного проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане", инициированного благотворительным фондом "Сорос-Казахстан".
Реализация пилотного проекта в период с 2003 по 2006 годы позволила значительно усовершенствовать практику уголовного судопроизводства. Положительным фактором является и то, что за 4 года реализации проекта получены следующие результаты:
1) сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых, в отношении которых применялась мера пресечения в виде ареста (из 485 несовершеннолетних арестовано 68);
2) круглосуточно предоставлялись услуги адвоката, специализирующегося по делам несовершеннолетних;
3) с момента фактического задержания присутствовал социальный психолог;
4) в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан уголовное преследование на стадии следствия прекращено в отношении 131 несовершеннолетнего из 345;
5) в результате тщательного рассмотрения обстоятельств каждого отдельного уголовного дела увеличилось количество дел, по которым обвинения смягчены: в отношении 34 несовершеннолетних прекращено уголовное преследование, в отношении 14 несовершеннолетних статьи Уголовного кодекса Республики Казахстан переквалифицированы на менее тяжкие);
6) в отношении 61 из 91 несовершеннолетнего применены виды наказаний, не связанные с лишением свободы.
На сегодня итоги проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане" с учетом мнения заинтересованных государственных органов (министерств юстиции, внутренних дел, образования и науки, Генеральной прокуратуры и Верховного Суда) свидетельствуют о необходимости создания системы ювенальной юстиции в Казахстане, состоящей из специализированных служб: ювенальной полиции, ювенальной прокуратуры, ювенальных судов, ювенальной адвокатуры, ювенальных уголовно-исполнительных инспекций, социальных психологов и региональных органов по защите прав детей.
Таким образом, создание системы ювенальной юстиции, в том числе путем развития учреждений социальной службы, позволит укрепить стабильность общества, снизить напряженность в среде несовершеннолетних и активно влиять на процессы, происходящие в обществе.
4. Основные направления и механизмы реализации Концепции
4.1. Специализированные (ювенальные) суды
по делам несовершеннолетних
Специализированный (ювенальный) суд должен являться наиболее важным звеном системы ювенальной юстиции. Это обусловлено положением Конституции о том, что судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Именно суд обладает наиболее широкими возможностями при решении вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В качестве одного из перспективных направлений развития судебной системы страны в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года, определено образование ювенальных судов.
В статье 3 Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" также закреплена возможность создания в республике специализированных судов по делам несовершеннолетних.
На IV съезде судей Республики Казахстан 3 июня 2005 года Главой государства поставлена задача создания в стране специализированных судов по делам несовершеннолетних.
23 августа 2007 года подписан Указ "Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних". Пункт 1 Указа предусматривает образование в городах Астане и Алматы специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, уполномоченных рассматривать в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан уголовные дела, дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и гражданские дела, затрагивающие их интересы.
Специализированному межрайонному суду по делам несовершеннолетних подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, за исключением дел, отнесенных к подсудности областного и приравненного к нему суда.
Кроме того, специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.
В целях распространения положительного опыта деятельности специализированных (ювенальных) судов будет проработан вопрос их создания на всей территории республики.
4.2. Специализированная (ювенальная) прокуратура
Согласно статье 83 Конституции Республики Казахстан Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов (в том числе и самой Конституции), указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики.
Органы прокуратуры, обладая широким спектром полномочий и правом реагировать на любые нарушения законности, акцентируют свое внимание на наиболее актуальных проблемах законности, в том числе осуществляют надзор за соблюдением прав несовершеннолетних.
В связи с развитием системы ювенальной юстиции необходимо провести работу по повышению роли прокуратуры в осуществлении надзора за применением законодательства о несовершеннолетних, обеспечивающего гарантированную правовую и социальную защиту подростков. Для этого будет проработан вопрос создания в органах прокуратуры специализированных подразделений по организации надзора за применением законодательства о несовершеннолетних.
Учитывая приоритетность надзора за применением законодательства о несовершеннолетних, координация этой работы в областных и приравненных к ним прокуратурах возложена на первых руководителей.
Исходя из имеющейся правовой базы и сложившейся практики в данной сфере правоотношений, к функциям отделов по надзору за применением законодательства в отношении несовершеннолетних прокуратур областей могут быть отнесены:
1) осуществление надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
2) принятие обязательного участия на всех стадиях судебного разбирательства по уголовным, гражданским и административным делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних;
3) проверка законности судебных актов по уголовным, гражданским и административным делам;
4) опротестовывание в установленном законом порядке незаконных судебных актов в отношении несовершеннолетних;
5) осуществление надзора за законностью в сфере исполнительного производства, уделяя особое внимание своевременности взыскания алиментов;
6) проведение проверок деятельности государственных органов по вопросам применения законодательства о несовершеннолетних;
7) рассмотрение и разрешение обращений физических и юридических лиц по вопросам несовершеннолетних;
8) анализ работы и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и решению тех или иных проблем, возникающих в общественных отношениях с участием несовершеннолетних.
4.3. Специализированная (ювенальная) полиция
Органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
В системе органов внутренних дел профилактика, раскрытие и расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, осуществляется сотрудниками различных специализированных подразделений, в их числе:
1) участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних административной полиции, являющимися одним из основных звеньев профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляющими свою деятельность на основе взаимодействия с иными правоохранительными, государственными, негосударственными структурами и общественными организациями;
2) сотрудниками криминальной полиции по делам несовершеннолетних;
3) следователями, закрепленными для расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их.
Кроме того, в системе органов внутренних дел созданы и функционируют центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, являющиеся специальными детскими учреждениями.
Между тем развитие системы ювенальной юстиции предполагает необходимость создания единой структуры - специализированной ювенальной полиции, включающей в себя участковых инспекторов полиции, следователей и оперативных уполномоченных криминальной полиции по делам несовершеннолетних.
Представляется целесообразным проработать вопросы реорганизации центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних и создания в системе органов внутренних дел специальных учреждений для временного содержания несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений, а также направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания.
Данные положения должны быть реализованы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан.
4.4. Специализированная (ювенальная) адвокатура
В системе уголовного правосудия для несовершеннолетних, ориентированной на защиту прав детей, профессиональным защитником является адвокат. Адвокат защищает несовершеннолетнего на всех стадиях уголовного процесса, начиная с первого допроса и заканчивая обжалованием судебного приговора. Участие адвоката в уголовном процессе в отношении несовершеннолетнего является обязательным. Качественная, высококвалифицированная работа адвоката по делам несовершеннолетних - это составляющая успешного функционирования системы ювенальной юстиции.
Конституция Республики Казахстан и уголовно-процессуальное законодательство содержат нормы, устанавливающие обязательное участие адвоката в уголовном процессе в отношении несовершеннолетних. Это означает, что адвокат, независимо от возможности или желания родственников подростка оплачивать его услуги, осуществляет защиту несовершеннолетнего. При отсутствии такой оплаты, орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление о назначении защитника, и работа адвоката оплачивается из средств государственного бюджета.
Учитывая особую роль адвоката в системе правосудия для несовершеннолетних, усиливая его функции защиты, в ходе проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане" была создана специализированная группа защиты несовершеннолетних, включающая адвокатов и социальных психологов. Это был первый и уникальный опыт объединения усилий адвокатов и социальных психологов.
Впервые на территории Казахстана и в СНГ подростки, подозреваемые в совершении преступления, уже с момента фактического задержания имели не только юридическую, но и социально-психологическую помощь и поддержку. Требование норм международного права и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан об индивидуальном подходе к каждому ребенку было выполнено на более высоком уровне с помощью адвокатов и социальных психологов, предоставляющих информацию о социально-психологическом портрете несовершеннолетнего.
Принимая во внимание международные стандарты в области прав ребенка, опыт проекта "Ювенальная юстиция в Казахстане", Алматинская городская коллегия адвокатов в сентябре 2006 года приняла решение создать специализированную ювенальную юридическую консультацию.
Ювенальная консультация создана в целях обеспечения несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, квалифицированной юридической и социально-психологической помощью на территории города Алматы. В состав ювенальной консультации вошли адвокаты коллегии, социальные психологи, студенты-психологи старших курсов, проходящие практику.
Возникает необходимость создания специализированных ювенальных юридических консультаций в городах и областных центрах республики.
4.5. Специализированные уголовно-исполнительные инспекции
В результате гуманизации уголовной политики в Республике Казахстан увеличилось количество лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в том числе и несовершеннолетних.
Исполнение наказаний без лишения свободы в отношении несовершеннолетних является одним из элементов защиты их прав.
Действующим уголовным законодательством Республики Казахстан предусмотрено 6 видов уголовных наказаний для несовершеннолетних, из них 4 вида наказаний исполняют уголовно-исполнительные инспекции. Кроме этого они осуществляют контроль за условно осужденными и осужденными с отсрочкой исполнения приговора.
На этапе создания системы ювенальной юстиции необходимо проработать вопрос введения должности специалиста-инспектора по делам несовершеннолетних. В их компетенцию будут входить: исполнение общественных и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных несовершеннолетних, а также женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; осуществление надзора за несовершеннолетними, осужденными к ограничению свободы по месту их проживания; предупреждение преступлений и иных правонарушений.
4.6. Региональные органы по защите прав детей
В настоящее время в Республике Казахстан открыты 722 интернатных учреждения для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с охватом 79674 подростка.
В системе здравоохранения функционируют 26 домов ребенка с охватом 2105 подростков.
В системе социальной защиты функционируют 20 домов-интернатов для детей-инвалидов с охватом 2882 подростка.
В правоохранительной системе функционируют 18 центров временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних с охватом 9883 подростка.
В ведении системы образования находятся специальные школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, школы для детей с девиантным поведением. В данные учреждения направляются дети, вступившие в конфликт с законом, которые нуждаются в особом подходе со стороны общества и государства.
Деятельность этих организаций направлена на достижение единой цели - сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников. При этом задачи у них разные и предполагают оказание социальных, медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данным организациям.
Отсутствие единых подходов, скоординированности действий не позволяет реализовать защиту прав ребенка, оказавшегося по различным причинам в подобной организации. В связи с этим предлагается усилить работу уже существующих подразделений местных исполнительных органов.
Местные исполнительные органы осуществляют свои функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних через местные уполномоченные органы образования и здравоохранения в соответствии со статьей 106 Закона Республики Казахстан "О браке и семье", а также через комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Создание эффективной системы межведомственной координации и контроля деятельности организаций образования со стороны уполномоченного органа, представителями которого на местах станут органы опеки и попечительства, будет эффективным механизмом, позволяющим улучшить качество жизни детей и создающим условия для их развития.
В рамках реализации программных документов деятельность местных исполнительных органов в сфере защиты прав несовершеннолетних осуществляется посредством:
1) открытия (реконструирования) специальных коррекционных организаций образования;
2) развития волонтерского движения среди представителей гражданского сектора по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
3) изучения опыта работы региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
4) открытия реабилитационных центров для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
5) разработки основных направлений стратегии деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) текущего обслуживания программного обеспечения для обработки сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;
7) введения в штатное расписание должности специалиста по вопросам охраны прав и защиты интересов детей в областных, городских департаментах, управлениях, районных отделах образования;
8) развития альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (патронатные семьи);
9) открытия детских деревень для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) открытия Дома семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
11) открытия Дома юношества для выпускников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) изучения международного опыта деятельности детских неправительственных организаций (НПО) и детского общественного движения по защите прав детей.
4.7. Система социального сопровождения несовершеннолетних
Важной составляющей уголовного процесса в отношении несовершеннолетних должна стать деятельность специальных социальных служб, рассматривающих специфические вопросы, затрагивающие интересы несовершеннолетних.
В данной службе могут работать лица, имеющие соответствующие профессиональные знания в области психологии и педагогики, социальных наук, что предполагает существенное преимущество при установлении контакта с подростком.
Изучение личности подростка должно осуществляться путем непосредственного общения с несовершеннолетним, его родителями, учителями, ближайшим окружением, а также при помощи сбора и анализа соответствующих документов, позволяющих составить полное представление о личности подростка. По результатам проводимой работы с несовершеннолетними сотрудниками социальных служб будет составляться отчет, содержание которого может приниматься во внимание при принятии процессуального решения органами уголовного преследования и вынесении приговора судом.
Развитие системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан предполагает создание одной из моделей социальной службы - социальные психологи защиты несовершеннолетних в уголовном процессе. Впервые в Казахстане была апробирована практика участия в уголовном процессе специализированных социальных психологов на стороне защиты несовершеннолетнего.
Основой деятельности социальных психологов защиты несовершеннолетних является потребность подростка в профессиональной психологической поддержке.
Подросток, попадающий в сферу уголовного правосудия, требует к себе особого внимания. В силу своей незрелости несовершеннолетний нуждается во внешней помощи и поддержке. И чем больше взрослых людей со специальной подготовкой будет участвовать в его судьбе, тем больше шансов, что подросток благополучно минует этот сложный период.
Для того чтобы поддержка несовершеннолетнего была эффективной социальный психолог должен опираться на общие профессионально-этические нормы. Это свод принципов и правил поведения, который должен выполняться неукоснительно. Этика социального психолога требует безоценочности, толерантности и конфиденциальности в отношениях с клиентом. Это значит, что социальный психолог должен всегда исходить из интересов своего клиента. Клиентом социального психолога является несовершеннолетний.
Таким образом, социальный психолог получает доверие самого подростка, доверие окружения подростка и отсутствие конфликта интересов.
Социальные психологи, работая на стороне защиты, стараются найти те качества в подростке, те положительные черты, которые помогут и самому подростку, и окружающим его взрослым поддержать в нем чувство самоуважения и значимости.
В традиционной системе уголовного правосудия основными действующими лицами при задержании несовершеннолетнего являются оперативные работники, следователи, адвокаты, прокуроры. И хотя каждый из действующих лиц призван учитывать индивидуальные и психологические особенности задержанных несовершеннолетних, практика показывает, что нужен специалист, который осуществлял бы такую поддержку на профессиональном уровне.
Необходимо рассмотреть вопрос об особом социальном сопровождении подростка в системе ювенальной юстиции. Нельзя не учитывать особенности развития подростков, их уязвимость, чувствительность, стресс от самого факта задержания, влияние социальной среды, обстановку в семье, возможные психологические проблемы и педагогическую запущенность, различные формы зависимости.
Таким образом, подросток нуждается в психологической поддержке, в решении социальных нужд, в контроле за исполнением наказания, в предупреждении рецидива, в успешной социализации.
На сегодняшний день нет такой профессии, которая в полной мере удовлетворяла бы всем перечисленным потребностям несовершеннолетнего. Поэтому возникает необходимость особого социального сопровождения подростка разными службами и ведомствами. В этом сопровождении должны участвовать социальные психологи из специализированных ювенальных юридических консультаций, социальные работники ювенальных судов, инспекторы специализированной полиции, специализированные сотрудники уголовно-исполнительной инспекции и специалисты региональных органов по защите прав детей.
В каждой из этих профессиональных сфер будет присутствовать своя специфика:
1) социальные психологи из специализированных ювенальных юридических консультаций - психологическая помощь на стадии следствия и суда, медиация (особая форма переговоров с участием третьей нейтральной стороны - медиатора-посредника, в процессе которых стороны спора с помощью медиатора самостоятельно разрешают имеющую между ними проблему на основе собственных интересов), сбор информации о несовершеннолетнем, составление социально-психологического портрета несовершеннолетнего, работа с родителями, психологическая помощь при социализации;
2) социальные работники ювенальных судов - оценка степени криминогенного риска для подростка и общества, помощь в организации досуга или трудоустройстве, поддержка в учебном процессе, предоставление информации для определения альтернативных видов наказания, работа с семьей, наблюдение за поведением подростка во время следствия и суда, а также после завершения уголовного преследования, оказание помощи в медицинском обслуживании;
3) инспекторы специализированной полиции - профилактика правонарушений, работа с семьей несовершеннолетнего, наблюдение за поведением несовершеннолетнего во время следствия и суда;
4) специализированные сотрудники уголовно-исполнительной инспекции - контроль за поведением подростка во время отбывания наказания, работа с семьей и окружением, а также предупреждение новых преступлений;
5) специалисты региональных органов по защите прав детей - контроль за соблюдением законодательства в части охраны прав и защиты интересов детей.
4.8. Подготовка сотрудников специализированных
подразделений по работе с несовершеннолетними
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан профильная магистратура реализовывает образовательные программы послевузовской подготовки кадров для отраслей экономики, медицины, права и т.д., обладающих углубленной профессиональной подготовкой. В профильной магистратуре также могут реализовываться образовательные программы, направленные на подготовку магистра права (LLA).
Поэтому подготовку судей и сотрудников специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними представляется возможным осуществлять в рамках специальностей 6N0301 - "Юриспруденция"; 6N0302 - "Международное право"; 6N0303 - "Правоохранительная деятельность".
В этой связи высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку по вышеуказанным специальностям, Министерством образования и науки Республики Казахстан будет рекомендовано ввести образовательные программы, предусматривающие подготовку судей и сотрудников специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними.
Кроме того, Верховным Судом будет рассмотрен вопрос внедрения в Институте правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан специальной программы, предусматривающей подготовку судей, специализирующихся на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних.
5. Ожидаемые результаты
Ожидается, что реализация мер, предусмотренных данной Концепцией, позволит:
1) повысить качество соблюдения должностными лицами прав и свобод несовершеннолетних при осуществлении правосудия;
2) минимизировать факты нарушения законности в правоприменительной практике правоохранительных органов;
3) повысить уровень подготовки кадров для ювенальной юстиции;
4) обеспечить нормативное правовое сопровождение процесса взаимодействия всех заинтересованных государственных органов и институтов гражданского общества при решении задач, стоящих перед ювенальной юстицией;
5) усилить ведомственный контроль за деятельностью специализированных подразделений ювенальной юстиции;
6) снизить количество несовершеннолетних, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, и повысить эффективность применения уголовного законодательства, исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы;
7) привести условия и порядок содержания несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствие с прогрессивной системой международной практики.