О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 18 августа 2021 года № 639 “Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года”

Новый

Указ Президента Республики Казахстан от 3 января 2024 года № 428

      ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 18 августа 2021 года № 639 “Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года” следующие изменения и дополнения:

      в Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года, утвержденной вышеназванным Указом:

      в разделе “3. Обзор международного опыта”:

      абзацы третий и четвертый части семьдесят четвертой исключить;

      в разделе “4. Тенденции и видение развития местного самоуправления”:

      в подразделе “Разграничение полномочий и сфер ответственности местного государственного управления и местного самоуправления”:

      часть четвертую исключить;

      абзац пятый части восьмой исключить;

      в подразделе “Вовлечение граждан в местное самоуправление”:

      части шестую, седьмую, восьмую изложить в следующей редакции:

      “На Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов в обязательном порядке будут публиковаться программы развития местных сообществ, протоколы сходов и собраний местных сообществ, сведения о поступлениях в бюджет органа местного самоуправления, гражданский бюджет и другие.

      Данный портал, а также официальный сайт аппарата акима соответствующего сельского округа станут площадкой для взаимодействия органов местного самоуправления с местным сообществом, рассмотрения гражданских инициатив и решения других вопросов. Информация должна быть всегда актуальной и доступной для всех граждан.

      В местных сообществах периодически будут проводиться конкурсы проектов. Лучшие проекты, направленные на озеленение территорий, создание и ремонт мест общего пользования (парки, скверы, спортивные и игровые площадки и иные объекты), за которые проголосует большинство жителей, будут финансироваться из бюджета сельского округа с учетом его возможностей в рамках соответствующих бюджетных программ, а также за счет добровольных сборов, спонсорской помощи и средств инвесторов.”;

      в подразделе “Совершенствование органов местного самоуправления в сельских округах”:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      “В рамках внесения изменений и дополнений в законодательство порядок формирования и механизм проведения собрания местного сообщества будут усовершенствованы, в частности, в состав собрания местного сообщества будет включен представитель от каждого сельского населенного пункта.”;

      часть вторую исключить;

      часть четвертую изложить в следующей редакции:

      “Расширятся полномочия схода местного сообщества по вопросам определения приоритетных задач, сроков их реализации, согласования программы развития местного сообщества, изменения административно-территориального устройства, заслушивания отчетов акима сельского округа, принятия решения о роспуске собрания местного сообщества.”;

      части пятую, шестую, седьмую, восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую, тринадцатую, четырнадцатую, пятнадцатую, шестнадцатую, семнадцатую, восемнадцатую и девятнадцатую исключить;

      дополнить частями двадцатой и двадцать первой следующего содержания:

      “Собрание местного сообщества формируется из представителей местного сообщества, делегированных сходом местного сообщества.

      В дальнейшем полномочия собрания местного сообщества будут возрастать, в частности, собрание местного сообщества будут избирать из членов местного сообщества общественных медиаторов, согласовывать правила благоустройства территорий городов районного значения и населенных пунктов, места выпаса животных в населенных пунктах, а также перечень платных услуг, оказываемых аппаратом акима.”;

      в подразделе “Аким сельского округа”:

      в части первой слова “(администрации местного самоуправления)” исключить;

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      “Выдвижение кандидатов в акимы сельского округа будет осуществляться политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения с установлением базовых квалификационных требований - возрастного ценза для кандидатов - не моложе 25 лет при наличии послевузовского или высшего либо послесреднего или технического, профессионального образования и определенного опыта работы.”;

      часть четвертую исключить;

      часть седьмую исключить;

      часть десятую изложить в следующей редакции:

      “Аким сельского округа будет наделен правом совместно с собранием местного сообщества определять виды имущества, подлежащего передаче в коммунальную собственность местного самоуправления.”;

      часть одиннадцатую исключить;

      заголовок подраздела “Новая структура исполнительного органа - администрация местного самоуправления” исключить;

      в подразделе “Новая структура исполнительного органа - администрация местного самоуправления”:

      часть вторую исключить;

      часть третью изложить в следующей редакции:

      “Аппарат акима будет самостоятельно выполнять работы по благоустройству, санитарной очистке, озеленению населенных пунктов, а также по согласованию с собранием местного сообщества оказывать услуги местным жителям на возмездной основе. При этом, учитывая расширение полномочий, будет рассмотрен вопрос увеличения лимита штатной численности сотрудников аппарата акима.”;

      части четвертую и пятую исключить;

      часть седьмую изложить в следующей редакции:

      “Перечень сотрудников, нанимаемых по трудовому договору, будет формироваться по согласованию с собранием местного сообщества с учетом производственной необходимости.”;

      части восьмую и девятую исключить;

      в подразделе “Фискальная децентрализация”:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      “Укрепление местного самоуправления продолжится с усилением финансовых возможностей бюджета сельского округа.”;

      в частях второй и третьей слова “местного самоуправления” заменить словами “сельского округа”;

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      “В 2024 году продолжится передача следующих налогов и платежей:

      доли налога на имущество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

      платы за пользование водными ресурсами;

      лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;

      платы за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности.”;

      в частях седьмой и восьмой слова “местного самоуправления” заменить словами “сельского округа”;

      часть девятую исключить;

      часть семнадцатую исключить;

      в частях девятнадцатой и двадцатой слова “местному самоуправлению” и “местного самоуправления” заменить словами “бюджету сельского округа” и “сельского округа” соответственно;

      часть двадцать первую изложить в следующей редакции:

      “Для упрощения бюджетных процедур предусмотрена корректировка бюджета сельского округа. Данная мера предоставит возможность по согласованию с собранием местного сообщества перераспределять средства между бюджетными программами на более приоритетные цели.”;

      части двадцать пятую и двадцать шестую изложить в следующей редакции:

      “Для решения общих задач, таких как управление отходами, водоснабжение, водоотведение, обеспечение транспортным сообщением, определение земельных участков для пастбищ, сенокоса местные сообщества получат возможность сотрудничества на своем уровне.

      Органы местного самоуправления будут поэтапно наделяться дополнительными полномочиями и инструментами, подкрепленными финансовыми ресурсами, для обеспечения качественными услугами жителей населенных пунктов.”;

      в подразделе “Развитие местного самоуправления в городах”:

      дополнить частью девятой следующего содержания:

      “В рамках децентрализации функций будет также рассмотрена возможность внедрения самостоятельного бюджета на уровне района в городе.”;

      часть девятую изложить в следующей редакции:

      “Одним из следующих шагов развития местного самоуправления будет проведение в 2023 году в пилотном режиме прямых выборов акимов районов и городов областного значения.”;

      часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

      “В дальнейшем следует рассмотреть вопрос предоставления права акимам городов областного и республиканского значения вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должность акима района в городах областного и республиканского значения.”;

      дополнить частями тринадцатой и четырнадцатой следующего содержания:

      “В результате проводимых конституционных реформ постепенно расширяются механизм участия населения в деятельности государства и потенциал депутатов маслихата через их взаимодействие с избирателями.

      В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос наделения городских маслихатов функциями территориальных советов местного самоуправления.”;

      в подразделе “Повышение эффективности работы маслихатов всех уровней”:

      часть третью изложить в следующей редакции:

      “Правовой статус депутатов и председателей маслихатов будет повышен через предоставление дополнительных полномочий, таких как оглашение на сессии маслихата обращений граждан, имеющих общественную значимость, выдвижение кандидатур в состав образуемых постоянных и временных комиссий маслихатов, внесение в маслихат предложений о необходимости проверки исполнения законодательных актов.”;

      части четвертую и пятую исключить;

      в подразделе “Усиление деятельности ревизионных комиссий”:

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      “Для обеспечения прозрачности деятельности акима сельского округа ревизионные комиссии будут предоставлять маслихату района (города областного значения) итоги аудиторской проверки с проведением онлайн-заседаний с участием председателей собрания местного сообщества.”;

      в подразделе “Совершенствование административно-территориального устройства”:

      в части четвертой слова “местного самоуправления” заменить словами “сельского округа”;

      дополнить частью седьмой следующего содержания:

      “Будет проводиться процесс по поэтапному изменению статуса населенных пунктов с учетом требований административно-территориального законодательства.”;

      в разделе “6. Ожидаемые результаты”:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      “Реализация Концепции позволит усилить роль граждан в управлении государством на местном уровне. Акимы городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с учетом соответствующей бюджетной и управленческой децентрализации получат возможность оперативно и эффективно решать вопросы местного значения.”;

      в части второй:

      подпункты 1) и 3) исключить;

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      “5) проведение в пилотном режиме прямых выборов акимов районов и городов областного значения в 2023 году;”;

      подпункт 6) исключить;

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      “Целевые индикаторы:

      1. Уровень самодостаточности бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов достигнет в 2024 году 25%, в 2025 году - 30%.

      2. Охват аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов доступом к Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов в 2024 году - 100%.”;

      часть четвертую изложить в следующей редакции:

      “Реализация вышеуказанных мер позволит увеличить налогооблагаемую базу, положительно повлияет на открытость и прозрачность принимаемых решений.”;

      в Плане действий по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года:

      строку, порядковый номер 2, исключить;

      строку, порядковый номер 4, исключить;

      строку, порядковый номер 5.3, изложить в следующей редакции:

      "

5.3

обеспечение доступа аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов к Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов;

информация в Аппарат Правительства

МЦРИАП,
заинтересованные государственные органы, акиматы городов Астаны, Алматы, Шымкента и областей

январь 2025 года

      ";

      строку, порядковый номер 10.2, изложить в следующей редакции:

      "

10.2

упрощения процедур оформления правоустанавливающих документов;

информация в Аппарат Правительства

МЦРИАП,
заинтересованные государственные органы

декабрь 2024 года

      ";

      дополнить строкой, порядковый номер 13, следующего содержания:

      "

13.

Проработка вопроса внедрения самостоятельного бюджета на уровне района в городе

предложения в Администрацию Президента

МНЭ, МФ,
заинтересованные государственные органы, акиматы городов Астаны, Алматы, Шымкента, Актюбинской и Карагандинской областей

декабрь 2024 года

      ".

      2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

      Президент
Республики Казахстан
К. ТОКАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.