О товаpных биpжах

Утративший силу

Указ Пpезидента Республики Казахстан от 20 маpта 1994 года N 1604. Утpатил силу Указом Пpезидента Республики Казахстан от 7 апpеля 1995 г. N 2172.

      На основании Закона Республики Казахстан "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" и в целях определения общих правовых основ создания и функционирования товарных бирж, ведения биржевой торговли и государственного регулирования деятельности товарных бирж в Республике Казахстан постановляю:
      1. Установить, что товарной биржей (далее по тексту "биржа") является самостоятельная организация с правами юридического лица, основанная на любых формах собственности, осуществляющая организационную и регулирующую деятельность по оптовой торговле биржевыми товарами путем регулярного проведения гласных публичных торгов в определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам биржевой торговли.
      2. Считать, что биржа - это субъект, не ставящий себе целью получение прибыли для выплачивания дохода своим членам. Доходы биржи используются для компенсации ее затрат, технического и социального развития.
      3. Определить, что биржа на основании предоставленной ей биржевой лицензии осуществляет организационную и регулирующую деятельность, непосредственно связанную с ведением оптовой торговли биржевыми товарами. Биржам запрещается осуществлять торговую, торгово-посредническую и любую иную деятельность, непосредственно не связанную с биржевой торговлей и осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых непосредственно не связана с ведением оптовой торговли биржевыми товарами.
      4. Установить, что биржевым товаром является не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный биржей в установленном порядке к биржевой торговле. Биржевой товар, выносимый биржей на гласные публичные торги, должен отвечать требованиям нормативной документации и действующим стандартам. Биржевыми товарами не могут быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной собственности.
      5. Считать, что биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение, контракт), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не зарегистрированные и не оформленные в установленном ею порядке, считаются недействительными. На такие сделки не распространяются гарантии биржи.
      6. Определить, что в ходе биржевых торгов участники биржевой торговли могут совершать сделки, связанные:
      со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
      со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
      со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на будущую поставку биржевого товара (фъючерсные сделки);
      с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);
      с биржевым товаром или контрактом, установленным в правилах биржевой торговли.
      7. Установить, что только брокерские фирмы, брокеры, дилеры и разовые посетители являются участниками биржевой торговли и ее организация осуществляется путем:
      совершения биржевых сделок от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности);
      совершения биржевых сделок от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности);
      совершение биржевых сделок разовыми посетителями от своего имени и за свой счет.
      8. Бирже запрещается организовывать собственные брокерские фирмы и брокерские конторы, но она имеет право создавать на территории Республики Казахстан и за ее пределами свои филиалы и другие подразделения в соответствии с действующим законодательством, на деятельность которых распространяется действие настоящего Указа и законодательство стран пребывания. Должностные лица биржи не могут быть независимыми брокерами.
      9. Определить, что биржи могут создавать на добровольных началах и с согласия или по решению общих собраний своих членов в соответствии с законодательством Республики Казахстан биржевые союзы, ассоциации и другие объединения с правами юридического лица для координации своей деятельности, защиты общих интересов и осуществления совместных программ, в том числе по организации совместных торгов.
      10. Установить, что биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами, которым законодательно не запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность и приобретает статус юридического лица со дня регистрации ее учредительных документов: биржевой лицензии, решения общего собрания учредителей биржи и устава биржи в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      11. Биржевая лицензия выдается бирже Государственным органом Республики Казахстан по товарным биржам не позднее чем через месяц со дня подачи заявления, если соблюдены следующие условия:
      установлено соответствие учредительных документов и правил

 

биржевой торговли настоящему Указу, другим законодательным и иным

нормативным актам Республики Казахстан;

     сумма вкладов в уставной капитал составляет не менее семидесяти

процентов его объявленной суммы.

     Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия биржевой

лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, 

утверждаемым Кабинетом Министров Республики Казахстан.

     12. В уставе биржи должны быть определены:

     наименование, вид и место нахождения биржи;

     порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;

     основные задачи биржи;

     права и обязанности членов биржи и других участников биржевой

торговли;

     имущественная ответственность членов биржи;

     размер уставного капитала;

     перечень и порядок формирования фондов, образуемых биржей;

     структура управления и органы контроля биржи, их функции

и правомочия, порядок принятия ими решений;


 
       порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, организации и регулированию деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений;
      порядок прекращения деятельности биржи по решению общего собрания ее членов.
      13. Членами биржи могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, которые приобретают брокерские места на бирже.
      Порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства определяется общим собранием ее учредителей.
      Прием в члены биржи подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым биржей.
      14. Определить, что члены биржи имеют право:
      участвовать в публичных торгах вне зависимости от вида биржи;
      участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления с правом совещательного голоса;
      сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу. Договор подлежит регистрации на бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается.
      15. Членами биржи не могут быть:
      служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;
      предприятия, учреждения и организации, если их руководящие

 

работники, в том числе руководители их филиалов и других обособленных

подразделений, являются служащими данной биржи;

     общественные, религиозные и благотворительные объединения

(организации) и фонды;

     физические лица, которые в соответствии с действующим

законодательством не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

     16. Установить, что органами управления биржи являются: общее

собрание членов биржи, биржевой совет.

     Органом контроля биржи является ревизионная комиссия.

     Общее собрание членов биржи является высшим органом управления

биржей и обеспечивает соблюдение всех прав и обязанностей биржи и ее

членов. Функции и полномочия органов управления и контроля биржи,

порядок принятия ими решений определяются нормативными документами

биржи.

     17. Правила биржевой торговли должны предусматривать:

     функции основных структурных подразделений биржи;

     порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих

гласных публичных торгах;

     порядок проведения этих торгов на бирже;

     виды биржевых сделок;

     порядок их регистрации и учета;

     порядок котировки цен биржевых товаров;


 
       порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих гласных публичных торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке цен биржевых товаров;
      порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
      порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
      меры по контролю над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены;
      меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на гласных публичных торгах, проводимых биржей, а также порядок и условия применения этих мер;
      меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти;
      перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взыскания;
      размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей.
      18. Установить, что по требованию участника биржевой торговли биржа обязана организовать квалифицированную экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через гласные публичные торги на соответствие требованиям нормативной документации.
      19. Определить, что для гарантированного исполнения сделок биржа может организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или кредитным учреждением. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от биржи организации участников биржевых торгов.
      20. Клиринговые центры вправе:
      устанавливать виды, размеры и порядок взимания взносов, гарантирующих исполнение форвардных, фъючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате полного или частичного неисполнения обязательств по этим сделкам, а также определять другие финансовые обязательства участников этих сделок;
      осуществлять в установленном порядке кредитование и страхование участников форвардных, фъючерсных и опционных сделок в пределах, необходимых для гарантирования этих сделок, а также возмещения ущерба в случае их неисполнения.
      21. Установить, что биржа имеет право на самостоятельное установление:
      ставок платежей, взимаемых в пользу биржи с ее членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями;
      штрафов, взимаемых за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и других правил, установленных биржей.
      22. Бирже запрещается устанавливать:
      уровни и пределы цен на биржевой товар;
      размер вознаграждения, взыскиваемого участниками биржевых торгов за посредничество в биржевых сделках.
      Прейскурант тарифов за услуги и комиссионных, взимаемые участниками биржевых торгов, должен быть доступен для ознакомления любому участнику биржевой торговли.
      23. Споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в арбитражной комиссии биржи, суде или арбитражном суде. Положения об арбитражной комиссии биржи и о порядке рассмотрения споров утверждаются общим собранием членов биржи. Решение комиссии биржи может быть оспорено в установленном порядке в суде или арбитражном суде.
      24. Установить, что налогообложение бирж и участников биржевых торгов, а также других участников биржевой торговли осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
      25. Биржа осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов

 

своей деятельности, ведет статистическую отчетность. Формы статистической

отчетности и порядок ее представления биржами, устанавливаются

органами государственной статитики. Должностные лица биржи несут

установленную законодательством ответственность за искажение

государственной статистической отчетности.

     26. По степени проведения публичных торгов биржи могут быть:

     закрытыми, в биржевой торговле которых участвуют только члены

биржи;

     открытыми, к биржевой торговле которых допускаются посетители.

     27. Определить, что государственное регулирование и контроль

деятельности товарных бирж осуществляет Государственный орган по

товарным биржам.

     В состав Государственного органа включаются представители

органов государственного управления, деятельность которых связана

с регулированием и контролем товарных рынков, могут входить

представители биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных

объединений предпринимателей, а также ведущие специалисты-эксперты

по товарным биржам.

     28. Функциями Государственного органа являются:

     выдача биржевых лицензий;

     ведение Государственного реестра;

     контроль за соблюдением законодательства о биржах;

     изучение деятельности бирж и развития биржевой торговли;

     разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых

документов;


 
       организация рассмотрения в Государственном органе жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства о биржевой торговле.
      29. Государственный орган по товарным биржам вправе:
      разрабатывать и представлять в Кабинет Министров Республики Казахстан предложения по совершенствованию действующего законодательства о товарных биржах;
      применять к бирже или участникам биржевых торгов соответствующей санкции в случае нарушения законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Государственного органа;
      назначать государственного инспектора на биржу;
      организовывать по согласованию с органами финансового контроля Республики Казахстан аудиторские проверки деятельности бирж и участников биржевых торгов;
      требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых центров) и участников биржевых торгов представления учетной документации и статистической отчетности;
      направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения санкций к биржам и их членам, нарушившим действующее законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в правоохранительные органы.
      30. Государственный инспектор на бирже осуществляет непосредственный контроль за соблюдением биржей и участниками биржевых торгов действующего законодательства и имеет право:
      присутствовать на гласных публичных торгах, организуемых биржей;
      участвовать в общих собраниях членов биржи, ее секций (отделов, отделений) с правом совещательного голоса;
      знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления и контроля биржи и их решения;
      вносить предложения и делать представления руководству биржи;
      вносить предложения и рекомендации в Государственный орган по товарным биржам;
      осуществлять контроль за исполнением биржей и ее членами решений Государственного органа по товарным биржам.
      31. Запрещается Государственному органу, его должностным лицам и служащим разглашать информацию о деятельности товарных бирж, биржевых брокеров и участников биржевой торговли, содержащую коммерческую тайну.
      32. Органы государственной власти, а также их должностные лица, действия которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок или нанесение ущерба участникам сделки, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
      33. Установить, что прекращение деятельности биржи может быть

 

осуществлено по основаниям, предусмотренным законодательством

Республики Казахстан.

     34. Кабинету Министров Республики Казахстан:

     разработать и внести проект Закона Республики Казахстан "О

товарных биржах" на сессию Верховного Совета Республики Казахстан;

     разработать и утвердить Положение о Государственном органе

по товарным биржам, его структуру, а также Положение о лицензировании

товарных бирж.

     35. Настоящий Указ имеет силу Закона и действует до принятия

вновь избранным Верховным Советом Республики Казахстан Закона

Республики Казахстан "О товарных биржах".

     Указ вводится в действие с момента опубликования.

     36. Признать утратившим силу Закон Казахской ССР от 13 июня

1991 г. N 663 "О товарных биржах" (Ведомости Верховного Совета

Казахской ССР, 1991 г., N 25, ст. 314).




       Президент

  Республики Казахстан





Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.