Алматинский городской Маслихат II созыва, заслушав и обсудив доклад Заяц Я.И. - первого заместителя акима города Алматы - "О состоянии противопожарной защиты города Алматы", отмечает, что в области защиты населения от огня имеются проблемы, требующие незамедлительного решения.
Значительный рост пожаров и ущерба от них (только за 7 месяцев 2000 года произошло 673 пожара с ущербом 13 млн. 307 тыс. тенге, что соответственно на 34% и 15% больше чем за аналогичный период 1999 года), свидетельствует о неудовлетворительном состоянии пожарной безопасности в целом по городу.
Сильную обеспокоенность вызывает противопожарное состояние объектов хозяйствования, первые руководители которых безответственно относятся к выполнению положений
Закона
Республики Казахстан "О пожарной безопасности", а именно: СП "Меркур" (генеральный директор Байменов Е.К.), хлебзавода № 1 (директор Махмедов С.Р.), АТЭЦ-1 (управляющий Мамурбеков Х.Р.), промбаза ТОО "Энергожилстрой" (директор Гаврилов А.И.), Алматинская радиотелевизионная передающая станция (директор Ващенко Г.М.), ОАО "Автовокзал "Саяхат" (генеральный директор Логунов А.И.), Национальная библиотека РК (генеральный директор Бердыгалиева Р.А.), Государственная филармония им. Джамбула (директор Утеуов М.), Дом культуры "Строитель" АО "Алматыкурылыс" (директор Нурпеисов Е.М.), городской наркологический центр медико-социальной коррекции (главный врач Дубинин Б.Д.), родильный дом № 2 (главный врач Пак В.И.), КазГосЖенПИ (ректор Пралиев С.Ж.), Казахский Государственный Академический драматический театр им. М.Ауэзова (директор Жаманкулов Т.К.), Театр-шоу "Авангард" (директор Дауырова Г.С.), ДК АО "Искер" (президент Долотин А.И.), Республиканский клинический госпиталь для ИОВ (главный врач Слесарев В.Г.), Республиканская станция переливания крови (главный врач Беспаков С.Б.), гимназия № 23 (директор Нарбаева М.А.), СШ № 94 (директор Богарова Л.И.), СШ № 125 (директор Умешбаев К.Н.), СШ № 3 (директорЛомов А.В.), СШ № 87 (дирек-тор Соболева Е.В.), СШ № 119 (директор Таурбаева Р.Х.), СШ № 49 (директор Чимбаева Р.Т.), рынки - "Жаркент" (директор Черкашина Ф.Ф.), "Болашак" (директор Тлегенов Ш.К.), "Кулагер" (директор Тунгусов О.В.), "Рахат" (директор Сагинбеков А.М.).
В неудовлетворительном состоянии находится противопожарное водоснабжение на таких объектах как АО "Наиза", АТП-3, Госпиталь Инвалидов ВОВ, Авиабаза АО "Аэропорт", ТОО "Хлебо-бараночный комбинат", на торговых рынках города, таких как "Ра-хат", "Алатау", "Диас", "Нур".
Несмотря на общее неудовлетворительное противопожарное состояние городских объектов хозяйствования, ГПС г. Алматы обеспечена специальной техникой, оборудованием и личным составом в недостаточном количестве.
Одной из причин ухудшения противопожарного состояния объектов хозяйствования стала ликвидация добровольных пожарных дружин, выполнявших работу по обеспечению противопожарной защиты непосредственно на предприятиях.
Введение ограничений по количеству проверок противопожарного состояния довольно многочисленной группы объектов хозяйствования, приводит к отсутствию постоянного контроля со стороны органов Государственного пожарного надзора за противопожарным состоянием объектов и ходом выполнения предложенных противопожарных мероприятий.
Руководствуясь Законами Республики Казахстан в области пожарной безопасности, Алматинский городской Маслихат
1. Принять к сведению доклад Заяц Я.И. - первого заместителя акима города Алматы, "О мерах по обеспечению необходимого уровня противопожарной защиты города Алматы".
2. Утвердить "Городскую программу по усилению пожарной безопасности и укреплению материально-технической базы Государственной противопожарной службы города Алматы на период до 2005 года" - прилагается.
3. Рекомендовать Акиму города Алматы (Храпунов В.В.) - при формировании бюджета на 2001 предусмотреть пополнение складов "НЗ" и мобрезерва противопожарной службы на сумму 36 млн. 344 тыс. тенге, а также учитывать необходимость работы по данному направлению в последующие годы.
4. Рекомендовать Акиму города Алматы (Храпунов В.В.) - при формировании бюджета на 2001 и последующие годы, предусматривать финансирование мероприятий "Городской программы по усилению пожарной безопасности и укреплению материальнотехнической базы Государственной противопожарной службы города Алматы на период до 2005 года".
5. Руководителям городских служб обеспечить своевременное выполнение мероприятий, указанных в данной программе.
6. Утвердить "Правила работы общественных пожарных формирований в городе Алматы" - прилагается.
7. Обязать руководителей объектов хозяйствования, указанных в данном решении, в кратчайшие сроки принять меры по приведению подведомственных объектов в соответствие с требованиями норм и правил пожарной безопасности.
8. Рекомендовать Акимам районов города Алматы рассмотреть меру ответственности руководителей объектов, допускающих постоянные нарушения норм и правил пожарной безопасности.
9. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по экологии и ЧС (Булекбаев В.Е.), рассмотреть ход его выполнения в первом полугодии 2001 года.
Председатель
VI-й сессии Алматинского
городского Маслихата
II-го созыва Е.Шайхутдинов
Секретарь
Алматинского городского
Маслихата II-го созыва Ж.Турегельдинов
Приложение
к Решению VI сессии Алматинского
городского Маслихата II-го созыва
от 27 сентября 2000 г.
Городская программа по усилению пожарной безопасности
и дополнительному укреплению материально-технической
базы Государственной противопожарной службы
города Алматы на период до 2005 года
N
|
Мероприятия |
Основание |
Ответствен-
|
Год
|
Сумма
|
1. Строительство учебных башен: Наставление ГПС 2001 11,7
- ПЧ-1,7; по пожарно- 2002 7,8
- ПЧ-9,5,10; строевой 2003 11,7
- ПЧ-2, ШПП. подготовке
2. Приобретение средств фиксации ГПС 2001 0,13
вещественных доказательств.
3. Приобретение особого Постановление ГПС 2001 42,4
оборудования (противовзрывные КЧС РК № 1 от
устройства, колонки пожарные, 26.01.98 г.
лестницы, рукава, медикаменты,
вещевое имущество, сухой паек).
4. В связи с переходом личного Постановление ГПС 2001 101,7
состава ГПС на 4-х сменный Правительства
график несения службы, РК № 481 от
увеличить численность личного 27.04.99 г.,
состава в соответствии с приказ АЧС РК
нормами: № 02 от 30.07.99
- 442 единиц.
5. Компенсации л/с за ГПС 2001 62,4
коммунальные услуги, оплата
за коммунальные услуги,
командировочные расходы
6. Приобретение легкового ГПС
оперативного транспорта:
- 1 единица; 2001 1,5
- 1 единица; 2002 1,5
- 1 единица; 2003 1,5
- 1 единица 2004 1,5
- 1 единица. 2005 1,5
7. Приобрести: ГПС
- 1 автолестницу АЛ-30, 2001 80,5
6 автоцистерн;
- 1 автолестницу АЛ-75; 2002 150,0
- 1 автоподъемник АП-75. 2003 150,0
8. Укомплектовать Постановление ГПС
специализированную пожарную АЧС РК № 1
часть № 12 ГПС: от 26.01.98г.
- аварийно-спасательными
автомобилями АСА - 20:
- 1 единица;
- 1 единица;
- автокраном, грузоподъемностью 2001 14,4
более 16 тонн;
- инженерной машиной 2002 14,4
разграждения;
- приборами обнаружения 2003 7,0
пострадавших в завалах.
2004 14,0
2005 5,0
9. Произвести переоснащение Решение Акима ГПС
гарнизона радиостанциями: г.Алматы № 1095
- стационарными 11 шт; от 6.11.98 г. 2001 1,6
- автомобильными 58 шт; 2001 7,1
- носимыми 116 шт. 2001 11,7
10. Обеспечить пейджинговой Решение Акима ГПС
связью личный состав: г.Алматы № 1095
- 250 единиц; от 6.11.98 г. 2001 3,0
- 100 единиц; 2002 1,2
- 330 единиц; 2003 4,0
- 250 единиц. 2004 3,0
11. Произвести замену: Решение Акима ГПС
- пультов оперативной г.Алматы № 1095 2002 3,0
связи. от 6.11.98 г.
12. Приобрести автомобили нового ГПС
поколения:
- автомобиль углекислотного 2002 150,0
тушения;
- автомобиль комбинированного 2003 150,0
тушения;
- автомобиль газового тушения; 2004 180,0
- автомобиль порошкового 2005 130,0
тушения.
13. Выделить отдельное помещение, Решение Акима ГПС 2003 35,0
оборудование и штаты для г. Алматы № 1095
единой системы связи и от 6.11.98 г.
приема сообщений о
происшествиях
различных категорий.
14. Приобрести компьютерные ГПС
программы и оборудование:
- "АРМ-руководитель, диспетчер"; 2002 7,5
- высылки сил и средств. 2002 4,5
15. Произвести капитальный и Закон РК ГПС 2001 14,4
текущий ремонт пожарных "О пожарной
частей, автотранспорта и безопасности"
средств связи. от 22.10.96 г.
16. Провести ремонт неисправных Закон РК "О Горводоканал 2001 -
пожарных гидрантов на пожарной
территории города безопасности"
от 22.10.96 г.
17. Обеспечить безводные участки Закон РК "О Горводоканал 2001 -
города, вновь строящиеся и пожарной
переданные из Алматинской безопасности"
области противопожарным от 22.10.96 г.
водоснабжением.
18. ГУВД с целью предупреждения Закон РК "Об ГУВД города ежеквар- -
пожаров по вине лиц в органах Алматы тально
нетрезвом состоянии, детской внутренних дел"
шалости проводить рейды по от 21.12.95 г.
выявлению мест нахождения
лиц БОМЖ, проживания
неблагополучных семей и
проводить необходимую работу.
19. Руководителям КСК, жилищных Закон РК "О Руководители 2001 -
управлений, предприятий, пожарной предприятий,
учреждений и организаций безопасности" организаций,
(независимо от форм от 22.10.96 г. КСК.
собственности) на фасадах всех
зданий и жилых домов нанести
их нумерацию, указатели
местонахождения ПГ, отчисть
подвалы, тех. этажи и чердаки
от сгораемого мусора.
Освободить все подъезды к
зданиям, в случае крайней
необходимости изготавливать
их съемными.
20. Руководителям КСК, жилищных Закон РК "О Руководители
управлений, предприятий, пожарной предприятий,
учреждений и организаций безопасности" организаций,
(независимо от форм от 22.10.96 г. КСК.
собственности) имеющим на
балансе здания высотой 10 и
более этажей (30 и более
метров):
- восстановить системы 2001 -
противопожарной защиты;
- обеспечить 2001 -
подведомственные объекты
автолестницами и
автоподъемниками длиной
более 50 метров, в том
числе на основе договоров
с РГП "Орт сондырушi".
21. Департаменту образования Указ Президента Департамент 2001 -
организовать в школах РК № 3558, письмо образования
обязательное изучение правил Мин-ва образования
пожарной безопасности для № 02-03-08-736
города Алматы. от 23.04.98 г.
22. Организовать ежегодно ГПС 2001 1,3
обновляемые выпуски 2002 1,3
материалов по пропаганде 2003 1,3
мер противопожарной 2004 1,3
безопасности, 2005 1,3
видеоматериалов с
постоянной трансляцией их
в СМИ, плакатов, буклетов,
календарей и другой
печатной продукции,
публикации графиков проверок
субъектов хозяйствования, в
том числе в сети intеrnеt.
23. Организовать выпуск ГПС 2001- -
материалов по пропаганде мер 2005
пожарной безопасности
субъектами хозяйствования,
независимо от форм собственности,
производящими алкогольную и
табачную продукцию (в т.ч.
осуществляющими оптовую
реализацию).
24. Организовать проведение ГПС, 2001 -
занятий с учителями средних Департамент
школ в ШПП ГПС по методике образования
преподавания правил пожарной
безопасности.
25. Усилить контроль за ГПС 2001- -
выполнением требований норм 2005
пожарной безопасности при
размещении торговых и
производственных помещений
на 1-х этажах жилых зданий.
26. Энергонадзору разработать и Положение об Энергонадзор 2001 -
провести комплекс мероприятий энергонадзоре,
по предупреждению пожаров от ПУЭ.
нарушения правил использования
электрических приборов.
27. Службе газового хозяйства Правила Служба 2001 -
разработать и провести безопасности газового
комплекс мероприятий по в газовом хозяйства.
предупреждению пожаров от хозяйстве
нарушения правил
использования газовых
приборов, усилить контроль
за продажей газовых баллонов
и использованием их в местах
с массовым пребыванием людей.
28. Руководителям объектов, на Постановление ГПС, РГП 2001 -
которых в обязательном Правительства "Орт
порядке должна быть создана РК № 430 сондырушi",
противопожарная служба, от 22.04.94 г, Акимат
обеспечить ее создание, в города Алматы
том числе на основе договоров
с Алматинским филиалом РГП
"Орт сондырушi".
Итого по годам: 2001 353,8
2002 341,2
2003 360,5
2004 199,8
2005 137,8
И т о г о: 2001- 1 393,1
2005
___________________________________________________________________________
Председатель VI сессии
Алматинского городского
Маслихата II созыва Е. Шайхутдинов
Секретарь Алматинского
городского Маслихата Ж. Турегельдинов
к Решению VI сессии Алматинского
городского Маслихата II-го созыва
от 27 сентября 2000 г.
работы общественных пожарных
формирований в г. Алматы
I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества,
общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Республики Казахстан, нормативными актами уполномоченного государственного органа;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по выполнению требований пожарной безопасности;
общественное пожарное объединение - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений противопожарной службы по предупреждению и (или) тушению пожаров.
2.1. Общественные пожарные формирования создаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, видов деятельности и наличия отраслевой противопожарной службы (далее предприятие), на добровольных началах.
2.2. Общественные пожарные формирования создаются с целью осуществления общественного контроля за соблюдением требований противопожарных норм и правил, проведения мероприятий по предупреждению пожаров и принятия, немедленных мер к тушению.
2.3. Создание общественных пожарных формирований и организация их деятельности возлагаются на руководителей (собственников) предприятий.
2.4. В своей деятельности общественные пожарные формирования руководствуются Конституцией РК, другими нормативными правовыми актами РК и настоящими Правилами.
2.5. Контроль за деятельностью общественных пожарных формирований осуществляют руководители предприятий, на которых они созданы, а также органы Государственной противопожарной службы.
3.1. Содействие администрации предприятия в проведении пожарно-профилактической работы и осуществлении контроля за соблюдением требований стандартов, противопожарных норм и правил, а также в выполнении предписаний Государственного пожарного надзора.
3.2. Проведение, не реже 4 раз в год, детального осмотра всех зданий и помещений предприятия. Выявление нарушений в технологических процессах производства, в работе агрегатов и установок, в мастерских, лабораториях, складах и т.п., которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии и разработка мероприятий направленных на их устранение.
Все противопожарные мероприятия, намеченные к выполнению в ходе осмотра, оформляются актами, утверждаются руководителем предприятия и подлежат выполнению в установленные сроки.
3.3. Осуществление контроля за соблюдением в производственных и административных помещениях строгого противопожарного режима.
3.4. Организация рационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности.
3.5. Оказание помощи подразделениям предприятия в исследовании взрывопожарной опасности технологических процессов производства, аттестации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие пожарной безопасности.
3.6. Информирование работников от лица работодателя о взрывопожарной опасности технологических процессов производства, о возможных причинах пожаров и взрывов, а также о способах их предотвращения.
3.7. Участие в проверке фактов пожаров на предприятии. Выявление причин и подготовка обоснованных заключений по предотвращению подобных случаев.
3.8. Оказание методической помощи руководителям предприятия при разработке и пересмотре инструкций о мерах пожарной безопасности для зданий, сооружений, технологических процессов, отдельных видов взрывопожароопасных работ.
3.9. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по пожарной безопасности со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с работниками подрядных организаций, выполняющими различные работы на предприятии.
3.10. Методическая помощь по организации инструктажа или пожарно-технического минимума, а также проверки знаний по вопросам пожарной безопасности работников предприятия.
3.11. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по пожарной безопасности, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.
3.12. Осуществление контроля за:
3.12.1. Правильным содержанием и сохранностью первичных средств пожаротушения, автоматических систем обнаружения и тушения пожара.
3.12.2. Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов.
3.12.3. Эффективностью работы автоматических систем обнаружения и тушения пожара, противодымной защиты, наружного и внутреннего противопожарного водопровода, систем оповещения о пожаре.
3.12.4. Состоянием противопожарных предохранительных приспособлений и защитных устройств.
3.12.5. Своевременным и качественным проведением противопожарного обучения, проверки знаний и всех видов противопожарных инструктажей.
3.12.6. Правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий пожарной безопасности.
3.13. Доведение до сведения работников предприятия о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
3.14. Организация хранения документации (актов по проверке противопожарного состояния предприятия, актов по проверке фактов пожаров, планов работы и протоколов комиссии, материалов аттестации и сертификации рабочих мест по пожарной безопасности и др.).
3.15. Проведение разъяснительной работы среди работников предприятия по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности.
Проведение общественных смотров противопожарного состояния цехов, складов предприятия и боеготовности боевых расчетов, а также проверка выполнения противопожарных мероприятий, предложенных предписаниями Государственного пожарного надзора.
3.16. Вызов подразделений Государственной противопожарной службы, в случае возникновения пожара (загорания) и принятие немедленных мер по тушению, имеющимися на предприятии средствами пожаротушения.
3.17. При ликвидации аварий, стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, не связанных с тушением пожаров, силы и средства пожарных формирований поступают в распоряжение руководителя по их ликвидации.
4.1 Общественные пожарные формирования создаются на добровольных началах из числа работников предприятия, достигших 18-ти лет, годных по состоянию здоровья исполнять возложенные обязанности.
4.2 В состав общественных пожарных формирований, как правило, входит главный инженер предприятия, энергетик, технолог и др. инженерно-технические работники.
4.3. Общественные пожарные формирования могут быть общеобъектовыми и цеховыми (несколько на объект) в зависимости от структуры и др. особенностей предприятия.
На крупных предприятиях из членов общественного пожарного формирования, по числу рабочих смен, создаются боевые расчеты.
Боевые расчеты создаются также на предприятиях при наличии пожарной техники (пожарные автомобили или мотопомпы).
Табель с обязанностями членов боевых расчетов разрабатывается на основании типового табеля боевого расчета.
4.4. Лица, вступающие в общественные пожарные формирования, подают на имя руководителя предприятия, письменное заявление. Зачисление в члены общественного пожарного формирования и последующие изменения этого состава объявляются приказом по предприятию.
4.5. Начальник общественного пожарного формирования назначается, как правило, из инженерно-технических работников и подчиняется руководителю предприятия.
4.6. Численный состав общественного пожарного формирования определяется руководителем предприятия исходя из особенностей предприятия и наличия пожарной техники.
4.7. Комплектование общественных пожарных формирований следует проводить таким образом, чтобы в каждом подразделении предприятия и в каждой смене были члены формирования.
4.8. Исключение из членов общественного пожарного формирования производится:
4.9.1. За нарушение норм и правил пожарной безопасности.
4.9.2. За невыполнение своих служебных обязанностей.
4.9.3. По собственному желанию путем подачи об этом заявления руководителю предприятия.
4.9.4. В случае увольнения с предприятия.
4.9. С членами общественного пожарного формирования в обязательном порядке проводятся учебные занятия по расписанию, утвержденному руководителем предприятия, в соответствии с программой (приложение № 1). Занятия проводятся, как правило, в свободное от работы время. Лица не прошедшие обучение, не допускаются к участию в работе общественных пожарных формирований.
4.10. Порядок привлечения членов общественных пожарных формирований к дежурствам, связанным с обеспечением пожарной безопасности, в свободное от работы время устанавливается руководителем предприятия.
4.11. При приеме дежурства и работе на пожаре члены общественных пожарных формирований руководствуются табелями боевого расчета (приложения № 3, 4).
5.1. Начальник общественного пожарного формирования:
- осуществляет общее руководство общественным пожарным формированием предприятия;
- организует осмотр зданий (помещений) предприятия на предмет пожарной безопасности, намечает пути и способы устранения выявленных в ходе осмотра недочетов, а также сроки выполнения противопожарных мероприятий;
- проводит занятия с личным составом общественного пожарного формирования;
- проверяет знание членами общественного пожарного формирования противопожарных норм и правил;
- руководит тушением пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
5.2. Член общественного пожарного формирования обязан:
- знать порядок организации тушения пожара, места размещения пожарных водоисточников и первичных средств пожаротушения на предприятии;
- следить за готовностью к действию средств пожаротушения, связи, пожарной техники и инвентаря;
- знать свои обязанности по табелю боевого расчета;
- при тушении пожара выполнять указания начальника общественного пожарного формирования;
5.3. Член общественного пожарного формирования имеет право:
- в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по пожарной безопасности;
- докладывать руководству о необходимости запрещения эксплуатации машин, оборудования и производства работ в цехах, на участках и рабочих местах при выявлении нарушений инструкций о мерах пожарной безопасности, которые могут привести к пожару;
- требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения противопожарного режима. Ходатайствовать перед руководством предприятия о привлечении к ответственности виновных в нарушении требований пожарной безопасности. При необходимости составить протокол об административном правонарушении, с передачей материалов в местный орган Государственного пожарного надзора;
- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по пожарной безопасности, обучение и проверку знаний в системе пожарно-технического минимума или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции о мерах пожарной безопасности;
- представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов пожарной безопасности.
6.1. Все расходы по содержанию общественных пожарных формирований осуществляются за счет средств предприятий, на которых они созданы.
6.2. Оплата труда членов общественных пожарных формирований за время их участия в ликвидации пожаров или аварий, а также за дежурства производится из расчета среднемесячного заработка на предприятии.
6.3. Членам общественных пожарных формирований, принимающим активное участие в обеспечении пожарной безопасности на предприятии и в тушении пожаров, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 6 рабочих дней в год.
Отдельные льготы членам общественных пожарных формирований могут предоставляться решениями собственников предприятий.
6.4. Членам общественного пожарного формирования, входящим в состав боевых расчетов на пожарные автомобили и мотопомпы, за счет предприятия выдается комплект спецодежды (снаряжения), для проведения работ по тушению пожаров, в количестве и порядке установленных в приложении № 2.
6.5. Страхование членов общественных пожарных формирований осуществляется в соответствии со статьей 20
Закона
РК "Об охране труда".
VII. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
Контроль за работой общественных пожарных формирований возлагается на органы Государственного пожарного надзора.
Надзор за исполнением законов в деятельности общественных пожарных формирований осуществляется органами прокуратуры в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу
закона
, "О прокуратуре Республики Казахстан".
Председатель VI сессии
Алматинского городского
Маслихата II созыва Е.Шайхутдинов
Секретарь Алматинского
городского Маслихата Ж.Турегельдинов
Приложение N 1
к правилам работы
общественных пожарных
формирований в г. Алматы
Программа подготовки членов общественного
пожарного формирования
1. Организационно-методические указания
1.1. Настоящая программа разработана как ориентировочная и освещает основные вопросы пожарной безопасности, которые должны знать члены общественного пожарного формирования (ОПФ). Проведение занятий по данной программе с членами ОПФ является обязательным.
В зависимости от характера процесса производства и его пожарной опасности руководителям предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятий) следует вносить в программу соответствующие изменения и дополнения с тем, чтобы члены ОПФ имели достаточно знаний и навыков по предупреждению и тушению пожаров, исходя из особенностей предприятия.
1.2. Подготовка ОПФ проводится, как правило, в свободное от работы время, лицами, имеющими необходимую квалификацию. Дни занятий устанавливаются лицами, ответственными за подготовку членов ОПФ, по согласованию с руководителем предприятия.
1.3. Проведение занятий поручается специалистам предприятия, имеющим необходимые знания по изучаемым вопросам или специалистам РГП "1/4рт Сондiрушi" на договорных началах.
На предприятиях, где имеется отраслевая противопожарная служба, к проведению занятий может привлекаться руководящий состав этой службы.
1 4. Занятия рекомендуется проводить по расписанию, составленному на квартал. Оно должно быть утверждено руководителем предприятия.
1.5. Занятия необходимо проводить конкретно и целенаправленно, применительно к особенностям практической работы ОПФ по предупреждению возможных пожаров и их тушению, с учетом имеющихся средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения.
1.6. Члены ОПФ, задействованные в боевые расчеты на пожарных автомобилях и мотопомпах, дополнительно проходят подготовку во время дежурств.
Начальники ОПФ, водители (мотористы) пожарных автомобилей (мотопомп), другие работники ОПФ могут проходить подготовку (обучение) в подразделениях РГП "Орт Сондiрушi" на договорных началах.
К дежурству в составе боевого расчета на пожарных автомобилях и прицепных мотопомпах допускаются только те члены ОПФ, которые прошли подготовку и сдали зачеты.
1.7. Правила пожарной безопасности необходимо отрабатывать практически, путем ознакомления членов ОПФ с пожарной опасностью предприятия и его особенностями.
1.8. Занятия по изучению средств пожаротушения следует проводить непосредственно возле мест их расположения.
1.9. При проведении занятий по отработке обязанностей членов ОПФ, по табелю боевого расчета, следует обращать особое внимание на порядок распределения их по рабочим сменам, номерам боевого расчета и закрепление основного пожарного инвентаря (пожарно-технического вооружения).
С боевым расчетом пожарных автомобилей и мотопомп следует не менее одного раза в квартал практически отрабатывать навыки пожаротушения.
1.10. Основные правила и методы тушения пожаров изучаются с членами ОПФ непосредственно в цехе (производственном помещении) с учетом различных обстоятельств, которые могут возникнуть во время реального пожара.
1.11. По окончании изучения вопросов данной программы с членами ОПФ проводят итоговые занятия с принятием у них зачетов. В дальнейшем занятия по пожарно-технической подготовке проводятся по мере необходимости.
2.1. Тема 1. Организация работы общественных пожарных
формирований (2 часа)
Закон РК "О пожарной безопасности". Положение об общественных пожарных формированиях, нормативные акты Департамента Государственной противопожарной службы АЧС РК по вопросам организации и работы общественных пожарных формирований.
2.2. Тема 2. Правила соблюдения противопожарного режима в
зданиях и помещениях. Возможные причины возникновения
пожаров и меры по их предупреждению (8 часов)
Краткая характеристика производства (предприятия) и его пожарной опасности, конструктивных элементов строений. Наличие условий возникновения и распространения пожаров.
Пожарная опасность сырья, реактивов, полуфабрикатов готовой продукции и отходов производства. Нормы, место и порядок их хранения. Взрыво- и пожароопасные помещения. Режим работы пожароопасных агрегатов и оборудования.
Производственные трубопроводы, вентиляционные установки, другое инженерное оборудование, их пожарная опасность и меры по профилактике пожаров.
Сварочные и другие огнеопасные работы и требования пожарной безопасности во время их проведения.
Пожарная опасность от оголенных и поврежденных электропроводов, штепселей, штепсельных розеток, выключателей, искрящихся контактов. Пожарная опасность электродвигателей и электроагрегатов. Пожарная опасность от перегрузки и короткого замыкания электропроводов и электроустановок.
Требования правил пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации электросетей и установок.
Пожарная опасность местного и центрального отопления, а также устройств, используемых для просушивания помещений. Профилактические требования к их содержанию и эксплуатации.
Противопожарный режим на предприятии. Разрешенные места для курения и применения открытого огня. Своевременность уборки горючих отходов, металлической стружки, горючей пыли. Требования к эвакуационным проходам, выходам и подходам к средствам пожаротушения.
Требования к содержанию помещений в процессе работы. Содержание рабочего места.
Противопожарный режим в складских помещениях, нормы и порядок хранения в них материальных ценностей. Правила обращения с огнеопасными веществами и материалами во время их хранения.
Общие сведения о наиболее распространенных причинах пожаров: (неосторожное обращение с огнем, неисправность электроустановок, производственного оборудования, нарушение правил пользования электронагревательными приборами, искры от электрогазосварочных работ и т п.). Случаи пожаров, имевших место на предприятии.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
2.3. Тема 3. Противопожарный режим на территории предприятия.
Контроль за его соблюдением (2 часа)
Требования к содержанию территории, противопожарных разрывов, проездов, подъездов к зданиям и водоисточникам. Знаки безопасности.
Порядок разъяснения работникам установленных правил пожарной безопасности, контроль за соблюдением этих правил. Работа членов ОПФ по профилактике пожаров на предприятии. Действия в случаях обнаружения нарушении правил пожарной безопасности.
2.4. Тема 4. Средства пожаротушения, связи и оповещения о
пожаре (6 часов)
Наружное противопожарное водоснабжение:
пожарные резервуары, водоемы, гидранты. Сети противопожарного водопровода. Содержание, порядок использования.
Первичные средства пожаротушения: внутренние пожарные краны, огнетушители, пожарный инструмент, кошма, ящики с песком, бочки с водой и переносные лестницы.
Понятие об устройстве, принципе действия, составе заряда огнетушителя (пенного, углекислотного, порошкового и др.). Размещение огнетушителей, пожарных кранов. Приведение в действие, правила работы, наиболее распространенные неисправности, уход и хранение.
Основные сведения о пожарных рукавах и приспособлениях к ним.
Общие понятия о пожарной сигнализации, автоматических установках пожаротушения, водных, углекислотных, пенных, паровых и порошковых. Понятие об устройстве, принципе действия, порядке приведения в действие.
Порядок содержания имеющихся на предприятии средств пожаротушения (в летних и зимних условиях).
Установленный на предприятии порядок (система) оповещения людей о пожаре.
Средства связи и оповещения, правила их использования в случае возникновения пожара. Порядок вызова противопожарной службы.
Практическая работа членов ОПФ с пожарно-техническим оборудованием, имеющимся на предприятии, организации.
Изучение членами ОПФ тактико-технических данных пожарных автомобилей или мотопомп, другого пожарно-технического вооружения, имеющегося на предприятии, практическая работа с ним.
2.5. Тема 5. Обязанности членов ОПФ по табелю боевого
расчета (4 часа)
Табель боевого расчета, распределение обязанностей среди членов ОПФ.
Действия членов ОПФ, которые при тушении пожара работают со стволом и огнетушителями, занимаются спасением людей и имущества, вскрытием и разборкой конструкции здания и т.п.
Обязанности члена ОПФ, назначенного для вызова и встречи пожарных частей.
Способы вызова пожарных частей в случае возникновения пожара.
Обязанности членов ОПФ, входящих в состав боевого расчета пожарного автомобиля, мотопомпы: заступая на дежурство, по тревоге, на пожаре.
Практическая тренировка с отработкой обязанностей членов ОПФ в соответствии с табелем.
2.6. Тема 6. Основные правила тушения пожара (4-6 часов)
Общие сведения о пожаре и пожарной тактике. Понятие о возможных способах распространения огня во время пожара на объекте. Условия горения легковоспламеняющихся веществ. Способы прекращения горения.
Основные правила тушения пожаров, спасения людей, имущества, вскрытия и разборки конструкций. Техника безопасности во время работы с пожарной техникой и при тушении пожаров.
Изучение членами ОПФ (боевым расчетом) документов по указанным вопросам, которые действуют в государственной противопожарной службе.
Практические занятия по решению пожарно-тактических задач в условиях предприятия.
2.7. Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (2 часа)
Основные сведения об ожогах, отравлениях угарным газом, физическом травмировании и поражении электрическим током. Определение признаков жизни, проведение искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.
Доврачебная помощь. Практические занятия по выработке умения пользоваться набором средств по оказанию первой доврачебной помощи.
Председатель VI сессии
Алматинского городского
Маслихата II созыва Е. Шайхутдинов
Секретарь Алматинского
городского Маслихата Ж. Турегельдинов
Приложение N 2
к правилам работы
общественных пожарных
формирований в г. Алматы
Порядок обеспечения спецодеждой членов
общественного пожарного формирования.
Нормы положенности
1. Спецодежда и снаряжение должны выдаваться только членам общественного пожарного формирования (ОПФ), входящих в состав боевых расчетов пожарных автомобилей и мотопомп. Работа без спецодежды не допускается.
2. Зачисление в боевые расчеты пожарных автомобилей и мотопомп производится приказом руководителя предприятия.
3. Выдача спецодежды (снаряжения) осуществляется бесплатно за счет предприятия, где создается ОПФ.
4. В комплект (с минимальными сроками эксплуатации) спецодежды и снаряжения входят:
- боевая одежда пожарного 2 года,
- рукавицы брезентовые 1 год;
- каска пожарная до износа;
- пояс пожарный до износа;
- телогрейка ватная 3 года;
- шаровары ватные утепленные 6 лет;
- обувь специальная до износа
5. Списание одежды осуществляется по мере ее износа, но не ранее установленных сроков эксплуатации.
Состояние снаряжения не пригодного к дальнейшей эксплуатации и не подлежащего ремонту и восстановлению, определяется по результатам испытаний или по заключению комиссии
6. Боевая одежда, рукавицы, каски, пояса являются инвентарным имуществом и должны постоянно находиться в помещении, где расположена пожарная техника (в пожарном депо) и использоваться только на практических занятиях или работе на пожарах.
Примечание: Термин "износ" определяет состояние, при котором дальнейшая эксплуатация изделия невозможна, вследствие неспособности выполнять свои функции. Выясняется методом испытаний или устанавливается комиссией.
Председатель VI сессии
Алматинского городского
Маслихата II созыва Е. Шайхутдинов
Секретарь Алматинского
городского Маслихата Ж. Турегельдинов
Приложение N 3
к правилам работы
общественных пожарных
формирований в г. Алматы
Типовой табель обязанностей боевого расчета
на мотопомпу
Заступая на работу (дежурство)
Начальник боевого расчета
принимает: мотопомпу с оборудованием, топливо, а также личное
снаряжение.
Дружинник № 1 Принимает: все напорные ракава, стволы, рукавную
задержку, резиновые прокладки, личное снаряжение.
Дружинник № 2 Принимает: разветвления рукавные, рукавные зажимы,
личное снаряжение.
Дружинник № 3 Принимает: ручной пожарный инструмент (лом, ба-гор,
топор, лопату) и личное снаряжение.
Моторист: Принимает: двигатель и насос мотопомпы, всасывающие рукава,
соединительные ключи, переходные гайки, инструмент для обслуживания
мотопомпы.
На пожаре(занятии)
Начальник боевого расчета
1. Руководит работой боевого расчета.
2. Организует спасательные работы и лично принимает
участие в спасении.
3. В случае недостаточного количества воды организует
еҰ доставку.
4. Организует и проводит эвакуацию имущества, разборку конструкций.
Дружинник № 1 Вместе с дружинником № 2 прокладывает рукавную линию к
месту пожара и работает со стволом.
Дружинник № 2
1. Вместе с дружинником № 1 прокладывает рукавную линию к месту
пожара.
2. Прокладывает вторую рукавную линию и работает со стволом.
Дружинник № 3
1. Вместе с мотористом готовит всасывающую линию. Присоединяет рукав
к напорному патрубку насоса.
2. Помогает дружиннику № 2 прокладывать вторую рукавную линию.
3. Работает с ручным пожарным инструментом, осуществляя разборку
конструкций.
Моторист:
1. Вместе с дружинником № 3 готовит всасывающую линию.
2. Запускает мотор мотопомпы, переключает его на работу насоса и
обеспечивает подачу воды в рукавные линии.
3. Наблюдает за рукавными линиями.
Примечание.
1. В Типовом табеле изложены общие обязанности боевого расчета по развертыванию технических средств с подачей стволов на тушение пожара. В зависимости от обстоятельств расчет, в соответствии с указаниями руководителя тушения пожара, может выполнять и другие обязанности.
2. Исходя из наличия оборудования и местных условий работы, необходимо вносить изменения в табель боевого расчета.
3. Минимальный боевой расчет на мотопомпу (МН-800, МН 13/60) состоит из 4 человек: начальник, 2 дружинника и моторист.
4. Боевая одежда и снаряжение должны укладываться в постоянном месте.
5. Табель обязанностей боевого расчета подписывает начальник добровольной пожарной дружины, утверждает - руководитель предприятия.
Председатель VI сессии
Алматинского городского
Маслихата II созыва Е. Шайхутдинов
Секретарь Алматинского
городского Маслихата Ж. Турегельдинов
Приложение N 4
к правилам работы
общественных пожарных
формирований в г. Алматы
Типовой табель обязанностей боевого
расчета на автоцистерну
Заступая на работу (дежурство)
Начальник боевого расчета
Принимает: автоцистерну с оборудованием и средствами тушения,
топливо, а также личное снаряжение.
Дружинник № 1 Принимает: стволы Б и напорные рукава 51 мм,
гидроэлеватор, пеногенератор, спасательные верҰвки, личное снаряжение.
Дружинник № 2 Принимает: стволы А и напорные рукава 66-77 мм,
комплект для резки электропроводов, личное снаряжение.
Дружинник № 3 Принимает: лестницы, ручной пожарный инструмент
(лом, багор, топор, лопату), разветвления и личное снаряжение.
Дружинник № 4 Принимает: всасывающие рукава, всасывающую
сетку, соединительные переходные головки, колонку, зажимы рукавные, мостик
рукавный, личное снаряжение.
Шофер Принимает: двигатель, насос, ходовую часть и
управление автомобилем, ключи и соединения всасывающих рукавов, крюк для
открывания крышки гидранта, аптечку, огнетушитель, переходные гайки,
инструмент для обслуживания автоцистерны.
На пожаре (занятии)
Начальник боевого расчета
1. Руководит работой боевого расчета.
2. Организует спасательные работы и лично принимает
участие в спасении.
3. В случае недостаточного количества воды организует
еҰ доставку.
4. Организует и проводит эвакуацию имущества,
разборку конструкций.
5. Оказывает помощь дружинникам во время работы.
Дружинник № 1
Вместе с дружинником № 2 прокладывает рукавную линию к месту пожара и
работает со стволом.
Дружинник № 2
1. Вместе с дружинником №1 прокладывает рукавную
линию к месту пожара.
2. Работает подствольщиком.
Дружинник № 3
1. Помогает дружиннику № 2 прокладывать магистральную
рукавную линию.
2. Вместе с дружинником № 2 переносит и устанавливает
выдвижную лестницу.
3. Освещает место работы, прокладывает третью рукавную
линию и работает со стволом.
4. Проводит спасение людей. Работает ручным пожарным
инструментом, осуществляет разборку конструкций.
Дружинник № 4
1. Вместе с шофером устанавливает АЦ на водоисточник
(водоем, гидрант).
2. Устанавливает разветвления и рукавные мостики,
работает на разветвлении.
Шофер
1. Вместе с дружинником №4 устанавливает АЦ на
водоисточник (водоем, гидрант).
2. Переключает работу двигателя на насос и
обеспечивает подачу воды (пены) в рукавную линию.
3. Наблюдает за рукавными линиями.
Примечание.
1. В Типовом табеле изложены общие обязанности боевого расчета по развертыванию технических средств с подачей стволов на тушение пожара. В зависимости от обстоятельств расчет, в соответствии с указаниями руководителя тушения пожара, может выполнять и другие обязанности.
2. Исходя из наличия оборудования, вывозимого на автоцистерне, и местных условий работы, необходимо вносить изменения в табель боевого расчета.
3. Минимальный боевой расчет на автоцистерну состоит из 4 человек: начальник, 2 дружинника и шофер.
4. Боевая одежда и снаряжение должны укладываться на постоянном месте в автоцистерне.
5. Табель обязанностей боевого расчета подписывает начальник добровольной пожарной дружины, утверждает - руководитель предприятия.
Председатель VI сессии
Алматинского городского
Маслихата II созыва Е. Шайхутдинов
Секретарь Алматинского
городского Маслихата Ж. Турегельдинов