Во исполнение
Закона
Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства" РЕШИЛ:
1. Утвердить "Правила предоставления бюджетных кредитов в 2001 году на кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне" (Прилагается).
2. Определить администратором программы "Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне" областное управление экономики и развития предпринимательства (Ким Г.З.).
3. Областному управлению экономики и развития предпринимательства (Ким Г.З.), областному финансовому управлению (Ажигалиева А.Т.) осуществлять контроль за выполнением банком-заемщиком условий кредитных соглашений.
4. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя акима области Ергалиева Ф.Г.
предоставления бюджетных кредитов в 2001 году на кредитование
для развития малого предпринимательства на местном уровне
Настоящие Правила разработаны в соответствии Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года
Z990357_
"О бюджетной системе", Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 31 августа 1995 года N 2444
Z952444_
"О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан от 2 августа 1999 года
Z990464_
"О государственном и гарантированном заимствовании и долге", Постановлениями Правительства Республики Казахстан
P001440_
"Об утверждении Правил предоставления кредитов Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами Республики Казахстан" от 22 сентября 2000 года N 1440,
P010478_
"О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года N 1440" от 9 апреля 2001 года N 478 и определяют порядок и условия предоставления бюджетных кредитов по программе 13 3 272 80 00 "Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне".
1. Общие условия
1. В настоящих Правилах используются следующие понятия: кредитор - местный исполнительный орган в лице акима области или лица его заменяющим;
администратор программы - Областное управление экономики и развития предпринимательства, назначенное решением акима области;
банк-заемщик - банк второго уровня, имеющий лицензию Национального банка РК на осуществление отдельных видов банковских операций и указанный в перечне Национального банка, который получает бюджетные кредиты для дальнейшего кредитования конечных заемщиков;
бюджетный кредит - деньги, предоставляемые кредитором из областного бюджета на условиях срочности, платности и возвратности;
задолженность по бюджетному кредиту - сумма платежей, невыплаченных заемщиком в соответствии с графиком погашения и обслуживания бюджетного кредита, на определенную дату;
заемщик - банк-заемщик или конечный заемщик;
конечный заемщик - юридическое или физическое лицо, получатель бюджетного кредита через банк-заемщик.
2. Бюджетное кредитование является составной частью исполнения местным исполнительным органом принятого на соответствующий год местного бюджета и осуществляется путем предоставления бюджетных кредитов банку-заемщику с последующим предоставлением их конечным заемщикам.
Предоставление бюджетных кредитов оформляется кредитными договорами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Заключение кредитных договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов за счет денег местных бюджетов осуществляется от имени местного исполнительного органа - акимом области или лицом его заменяющим.
2. Направление бюджетного кредитования
4. Бюджетные кредиты являются целевыми и предоставляются по направлениям и в пределах сумм, предусмотренных по Программе 13 3 272 80 00 "Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне" и утвержденных решением областного Маслихата на соответствующий финансовый год.
5.Основными направлениями бюджетного кредитования, предусматриваемыми местными бюджетами, являются выполнение региональной программы поддержки малого предпринимательства.
3. Виды и формы бюджетных кредитов
6. В процессе бюджетного кредитования заключаются кредитные договора между:
кредитором и банком-заемщиком;
банком-заемщиком и конечными заемщиками;
7. Формой предоставления бюджетного кредитования определяется кредитная линия, согласно которой кредиты, предоставляются путем периодического перечисления суммы бюджетного кредита на счет банка-заемщика согласно графику перечисления утверждаемого Администратором программы.
8. Бюджетные средства выдаются на кредитование проектов поддержки
малого предпринимательства на возвратной основе в виде среднесрочных
кредитов - сроком до 2-х лет.
9.В отдельных случаях возможно предоставление льготного периода
сроком до 3-х лет по погашению основной суммы долга и выплате
вознаграждения.
10.Бюджетные кредиты предоставляются в национальной валюте.
11.Бюджетные кредиты предоставляются с фиксированной ставкой
вознаграждения, определяемой кредитором.
12. Основными условиями бюджетного кредитования являются:
- направление кредитов, для развития малого предпринимательства;
- соблюдение заемщиками предъявляемых при бюджетном кредитовании
требований;
- использование установленных для бюджетного кредитования форм
предоставления кредитов;
- обеспечение возвратности кредитов.
4. Порядок и условия предоставления
бюджетных кредитов банку-заемщику
13. Администратором программы определяются требования к
банку-заемщику.
К основным требованиям, предъявляемым к банку-заемщику, относятся:
отсутствие задолженности по кредитам, полученным ранее за счет денег
республиканского и/или местных бюджетов;
соблюдение пруденциальных нормативов Национального банка Республики Казахстан в течение трех последних месяцев, предшествующих дате проведения конкурса;
соблюдение установленных Национальным Банком Республики Казахстан лимитов минимального размера уставного и собственного капиталов;
наличие соответствующего обеспечения по своевременному возврату бюджетных кредитов.
14. Администратор программы направляет в Национальный Банк Республики Казахстан запросы по банкам второго уровня (далее - банки-участники) с приложением предъявляемых требований для проведения конкурса среди них на получение кредита в рамках реализации конкретных бюджетных программ.
15. В соответствии с перечнем Национального Банка Республики Казахстан Администратор программы объявляет конкурс среди банков-участников, имеющих положительное заключение Национального Банка Республики Казахстан, для получения ими кредитов в рамках реализации конкретных бюджетных программ с указанием срока предоставления заявок, согласно Закону Республики Казахстан
Z970163_
"О государственных закупках".
16. Банки-участники в определенные администратором программы сроки проведения конкурса подают заявки на участие в конкурсе с приложением документов, подтверждающих предложения по условиям получения бюджетных кредитов и осуществления ими кредитования конечных заемщиков в рамках реализации конкретных бюджетных программ.
17. Для рассмотрения документов и отбора банка-заемщика из числа допущенных к участию в конкурсе банков-участников администратором программы создается конкурсная комиссия.
Конкурсная комиссия в целях надлежащего кредитования, обеспечивающего выполнение бюджетных программ, и экономии бюджетных средств производит рассмотрение заявок банков-участников и осуществляет их отбор исходя из:
наименьшего уровня расходов, связанных с бюджетным кредитованием;
качества обеспечения (объем, форма, ликвидность);
уровня ликвидности ссудного портфеля банков;
объема собственного капитала банков;
опыта работы банков в области кредитования.
18. По результатам конкурса Администратор программы в установленном порядке вносит проекты решения акима области об определении банка-заемщика, условия и степень их участия в реализации региональных бюджетных программ по поддержке малого предпринимательства.
19. На основании решения акима области, местным исполнительным органом - в лице акима области или лицом его заменяющим, совместно с банком-заемщиком производится заключение кредитных договоров и связанных с ними документов (договора о залоге, гарантии, графики платежей и другие) в пределах годовой суммы, утвержденной в областном бюджете.
Заключенный кредитный договор в трехдневный срок со дня заключения подлежат регистрации в областном управлении Казначейства по бюджетным кредитам за счет денег местных бюджетов.
В случае изменения годовой суммы, в результате уточнения местного бюджета кредитные договора подлежат изменению в части кредитования в стоимостном выражении и перерегистрации в областном управлении Казначейства.
В случае принятия конкурсной комиссией отрицательного решения администратор программы организует повторное проведение конкурса.
20. Кредитор предоставляет банку-заемщику свою долю кредитных ресурсов в стоимости проекта по ставке вознаграждения 1%.
Банк-заемщик несет полную ответственность перед кредитором и представляет свои гарантии возврата бюджетных средств, используемых как кредитные ресурсы в кредитовании проектов, согласно утвержденного графика поступления средств на коррес пондентский счет Банка, независимо от состояния взаиморасчетов с конечными - заемщиками.
Банк-заемщик имеет право дополнительно предоставлять свою долю
кредитных ресурсов в финансирование проекта по ставке, согласованной с
головным банком.
21. После регистрации кредитного договора на основании заявок
Администратора программы областное финансовое управление производит
зачисление кредитных средств с бюджетного счета на счет Администратора
программы в управлении Казначейства и Администратор программы перечисляет
на счет банка-заемщика.
22. В кредитном договоре в обязательном порядке необходимо
предусмотреть следующие условия бюджетного кредитования:
1) количественные значения и характеристика получения;
2) сумму кредита;
3) сроки предоставления и возврата кредита;
4) условия кредитования банком-заемщиком конечных заемщиков;
5) ставки и порядок начисления вознаграждения;
6) права и обязанности сторон;
7) санкции при невыполнении условии договора;
8) порядок разрешения споров;
9) срок действия договора;
10) все споры и разногласия сторон, возникающие при бюджетном
кредитовании, разрешаются на условиях заключенного кредитного договора и в
соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Порядок и условия предоставления банком-заемщиком
бюджетных кредитов конечным заемщикам
23. Предоставление бюджетных кредитов конечным заемщикам из кредитных ресурсов местного бюджета осуществляется банком-заемщиком в соответствии с действующим законодательством, заключенными с кредитором кредитными договорами и внутренней кредитной политикой банка-заемщика.
24. Банк-заемщик производит экспертизу кредитных предложений конечных заемщиков путем проведения: анализа платежеспособности конечных заемщиков и степени риска непогашения бюджетного кредита, анализа экономической целесообразности, техническо-экономических и финансовых показателей проекта, проверки наличия источников и обеспечения погашения кредита.
25. На основании результатов экспертизы кредитных предложений банк-заемщик по согласованию с Администратором программы принимает решение о кредитовании конечных заемщиков, заключает с ними кредитные договора и другие документы, связанные с бюджетными кредитами.
26. Конечные заемщики, получающие бюджетный кредит обязаны производить найм работников из числа зарегистрированных безработных, в целях осуществления активных форм борьбы с безработицей и бедностью в области.
27. После заключения кредитных договоров и связанных с ними документов банк-заемщик открывает на имя конечных заемщиков ссудные счета, на которые в соответствии с кредитными договорами зачисляются суммы бюджетных кредитов. С указанного счета производится выдача кредитов путем перечисления денег на расчетный счет конечного заемщика либо оплаты его платежных документов.
Банк-заемщик предоставляет кредитные ресурсы конечным заемщикам:
1) под залоговое обеспечение в соответствии с действующим Законодательством Республики Казахстан;
2) сроком до 2-х лет, в отдельных случаях при предоставлении льготного периода сроком до 3-х лет, с условием начала погашения кредитов равными долями после истечения половины установленного договором срока возврата кредита.
28. Для каждого района устанавливается лимит бюджетных средств, сроком до 1 сентября 2001 года, используемых как кредитные ресурсы, эквивалентный доле численности населения города и районов.
Основными приоритетными направлениями, по которым отбираются
бизнес-проекты, являются:
- товаропроизводство;
- сельскохозяйственное производство;
- реанимация бездействующих производственных мощностей, направленных
на выпуск импортозаменяющих продукций и товаров;
- оказание услуг населению;
- реконструкция и организация общепита и торговли.
Районным акиматам при предоставлении проектов Администратору
программы рекомендуется избрать приоритетным направление на развитие
сельского хозяйства не менее 50% от общей суммы лимита финансирования.
-----------------------------------------|
| Выделяемая сумма согласно |
|эквивалентной доле населения |
-----------|-----------------------------|
Всего: | 100 |
-----------|-----------------------------|
г. Атырау | 44,0 |
-----------|-----------------------------|
Жылыой | 4,0 |
-----------|-----------------------------|
Индер | 6,6 |
-----------|-----------------------------|
Исатай | 5,2 |
-----------|-----------------------------|
Курмангазы | 12,7 |
-----------|-----------------------------|
Кзылкога | 7,0 |
-----------|-----------------------------|
Махамбет | 5,8 |
-----------|-----------------------------|
Мақат | 5,7 |
-----------|-----------------------------|
Резервы | 9,0 |
------------------------------------------
Выделение кредитных средств банком-заемщиком, будет осуществляться
периодически, согласно смете расходов. В первую очередь будут приниматься
к финансированию сельскохозяйственные проекты.
29. В случае не прохождения конкурса-отбора представленных районами
бизнес-проектов в срок до 1 сентября 2001 года, неиспользованный лимит
подлежит перераспределению по другим районам.
8. Порядок погашения и обслуживания бюджетных кредитов
30. Погашение основного долга и выплата начисленного вознаграждения
осуществляется заемщиком в соответствии с заключенным кредитным договором.
При этом устанавливается следующая очередность платежей:
1) платежи начисленных штрафов и пеней (в случае просрочки возврата
бюджетного кредита);
2) начисленное вознаграждение;
3) погашение основного долга.
31. В кредитных договорах по усмотрению сторон может быть
предусмотрено право на досрочное погашение.
32. Администратор программы имеет право на досрочное расторжение кредитного договора и возврат фактически предоставленных сумм кредита с начисленными штрафами в случае нарушения банком-заемщиком условий кредитного договора.
33. В случае не расторжения кредитного договора кредитор вправе при выявлении фактов не целевого использования бюджетного кредита взыскать с банка-заемщика неправомерно использованные суммы кредита с взиманием штрафа в размере, оговоренном в кредитном договоре.
34. В случае непогашения конечным заемщиком бюджетного кредита или невыплате по нему вознаграждения в срок, установленный в кредитном договоре, на образовавшуюся задолженность начисляются штрафные санкции.
35. При образовании у конечного заемщика задолженности по бюджетному кредиту и ее непогашении в течение срока, определенного условиями кредитного договора, банком-заемщиком (в случае с конечным заемщиком) принимаются соответственно следующие меры, обеспечивающие возврат задолженности:
1) направление гаранту (поручителю) документов об исполнении им обязательств по погашению задолженности заемщика в установленном законодательством порядке;
2) реализация заложенного имущества заемщика на основании договора о залоге в соответствии с действующим законодательством;
3) предъявление к оплате требований заемщика к должнику, которые заемщик уступил в пользу банка-заемщика;
4) осуществление взыскания в судебном порядке, вплоть до объявления судом заемщика банкротом в соответствии с Законом РК
Z970067_
"О банкротстве".
36. При образовании у банка-заемщика задолженности по бюджетному кредиту и ее непогашении в течение срока, определенного условиями кредитного договора, кредитором принимается меры, обеспечивающий возврат задолженности в денежном выражении в соответствии с действующим Законодательством Республики Казахстан.
37. Кредит, выданный за счет средств местного бюджета, считается погашенным при возврате банком-заемщиком в местный бюджет суммы основного долга с вознаграждением, включая штрафы.
9. Учет и контроль бюджетных кредитов
38. Кредиты предоставленные банку-заемщику за счет денег местного бюджета, подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Министерством финансов Республики Казахстан.
39. Мониторинг предоставленных бюджетных кредитов Кредитором осуществляется в порядке и по формам, установленным Министерством финансов Республики Казахстан, на основе регулярно предоставляемой банком-заемщиком отчетности.
40. Контроль за освоением, целевым использованием, своевременным и полным погашением банком-заемщиком бюджетных кредитов осуществляются Кредитором и Администратором программы, а в отношении конечных заемщиков - банком-заемщиком.
41. Акимы районов и города, также осуществляют контроль за целевым использованием и своевременным возвратом кредитных средств. Акимам города и районов запрещается выдавать гарантии местного бюджета и обязательства по финансируемым проектам.
42. Выделение бюджетных средств банку-заемщику производится путем финансирования кредитором через Администратора программы. В случае не освоения банком-заемщиком в течение 15 дней выделенных бюджетных средств, финансируемых как кредитные ресурсы, с учетом проведения соответствующих банковских операций, они подлежат возврату кредитору на восстановление лимита финансирования.
43. Вносимые конечными заемщиками средства в счет погашения полученных кредитов, в течение 2-х лет до истечения срока возврата установленного договором срока возврата в бюджет полученных денег, банком-заемщиком подлежат направлению на повторное кредитование проектов субъектов малого предпринимательства.
44. В соответствии с заключенным кредитным договором между акимом области или лицом его заменяющим и банком-заемщиком обеспечивается представление отчетов об освоении бюджетных средств в установленном объеме и порядке.
45. Администратор программы в целях контроля вправе затребовать от банка-заемщика другую необходимую информацию, связанную с бюджетными кредитами.
46. Все бюджетные кредиты, предоставленные из местных бюджетов, подлежат централизованному учету областным финансовым управлением на основании регулярной отчетности Администратора программы о фактическом предоставлении, обслуживании и погашении бюджетных кредитов по формам и в сроки, определяемые Министерством финансов РК.
47. Областное финансовое управление в целях контроля вправе затребовать у Администратора программы и банка-заемщика необходимую информацию, связанную с бюджетными кредитами.