Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 11.02.2010 № 79.
В целях приведения нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации в соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2003 года N 106 "Об утверждении некоторых нормативных правовых актов в области гражданской авиации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Перечень документов, прилагаемых к заявке на сертификацию услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;
2) Сертификационные требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Наурзалиева Б.М.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о.Председателя
Утвержден
приказом и.о. Председателя
Комитета гражданской авиации
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 9 января 2004 г. N 5
Перечень документов,
прилагаемых к заявке на сертификацию услуг
по техническому обслуживанию и ремонту
авиационной техники
1. Копия устава организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее - Организация).
2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
3. Справка о финансово-экономическом состоянии Организации.
4. Руководство по деятельности Организации.
5. Руководство по качеству технического обслуживания и ремонту авиационной техники.
6. Утвержденная структура Организации.
7. Положение о структурных подразделениях Организации.
8. Штатное расписание Организации.
9. Данные на командно-руководящий состав Организации и копии соответствующих документов об образовании.
10. Должностные инструкции командно-руководящего состава Организации.
11. Список сотрудников Организации с указанием видов допусков и видов работ по типам авиационной техники.
12. Список инженерно-технического состава Организации, допущенного к выполнению полетов в составе экипажей для выполнения технического обслуживания воздушных судов вне базы.
13. Копии страховых полисов на инженерно-технический состав, выполняющий полеты в составе экипажа.
14. Копии медицинских справок на сотрудников инженерно-авиационной службы, выполняющих полеты в составе экипажа.
15. Перечень действующих документов, на основании которых осуществляется деятельность Организации.
16. Копии договоров на технолого-конструкторское сопровождение эксплуатации авиационной техники между Организацией и изготовителями, разработчиками авиационной техники или научно-исследовательскими организациями гражданской авиации.
17. Копии договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники между Организацией и другими сторонними организациями гражданской авиации.
18. Копии договоров на ремонт авиационной техники между Организацией и ремонтными организациями гражданской авиации.
19. Копии договоров на метрологическое обеспечение деятельности Организации.
20. Копии договоров на проведение технической учебы и повышение квалификации инженерно-технического состава Организации.
21. Копии договоров на использование арендуемых сооружений и средства наземного обслуживания.
22. Копии договора на обработку и анализ полетной информации.
Утверждены
приказом и.о. Председателя
Комитета гражданской авиации
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 9 января 2004 г. N 5
Сертификационные требования, предъявляемые
к организациям, осуществляющим техническое обслуживание
и ремонт авиационной техники 1. Общие положения
1. Настоящие Сертификационные требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники (далее - Сертификационные требования) разработаны в соответствии с Правилами сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2003 года N 106 и устанавливают сертификационные требования к организациям, осуществляющими техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники (далее - Организация). Сертификационные требования распространяются на юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.
2. В настоящих Сертификационных требованиях используются следующие понятия:
1) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;
2) Изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство авиационной техники;
3) Разработчик - организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники;
4) ремонт авиационной техники - комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности изделий авиационной техники;
5) руководство по деятельности Организации - документ, определяющий цели Организации и описывающий ресурсное обеспечение и организацию выполнения работ;
6) руководство по качеству технического обслуживания и ремонту авиационной техники - документ, регламентирующий систему качества Организации;
7) система качества - совокупность организационной структуры, документальных методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством;
8) техническое обслуживание - комплекс работ, выполняемых на авиационной технике для поддержания лҰтной годности (исправности, работоспособности и правильного функционирования) при подготовке воздушного судна к полҰту, после полҰтов, при хранении и транспортировке;
9) текущий ремонт - комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности компонента воздушного судна с допуском к эксплуатации в пределах остатка межремонтного ресурса и (или) срока службы;
10) орган контроля качества - подразделение Организации, функционирующее:
как отдел технического контроля;
как группа специально назначенных сотрудников по контролю качества;
либо в виде следующих подразделений:
по управлению качеством продукции;
по техническому контролю, диагностике и надҰжности авиационной техники;
по управлению техническим состоянием авиационной техники, при условии, что основной или одной из основных задач такого подразделения является осуществление функций по контролю качества технического обслуживания авиационной техники.
3. Эксплуатант гражданских воздушных судов, выполняющий коммерческие перевозки и (или) авиационные работы, для обеспечения поддержания летной годности воздушных судов должен иметь в своей структуре Организацию, сертифицированную в установленном порядке на выполнение работ по техническому обслуживанию, либо заключить договоры на техническое обслуживание своих воздушных судов с сертифицированной Организацией, имеющей право на выполнение данных видов работ.
4. Документом, подтверждающим соответствие Организации к выполнению определенных работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту авиационной техники, является Сертификат, выдаваемый уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Сертификационные требования, предъявляемые к Организациям, оказывающим услуги по техническому обслуживанию авиационной техники, включают:
1) организацию и структуру управления;
2) документационное и информационное обеспечение технического обслуживания авиационной техники;
3) обеспеченность персоналом;
4) производственную базу;
5) организацию процессов технического обслуживания;
6) систему качества технического обслуживания;
7) материально-техническое и финансовое обеспечение.
6. Сертификационные требования, предъявляемые к Организациям, оказывающим услуги по ремонту авиационной техники, включают:
1) организацию деятельности;
2) профессиональная подготовка и допуск к работе;
3) метрологическое обеспечение;
4) работа с поставщиками;
5) входной контроль, хранение и транспортировка материалов и изделий;
6) технологический процесс ремонта авиационной техники;
7) специальные технологические процессы;
8) неразрушающий контроль;
9) испытания;
10) техническое обслуживание воздушного судна и компонентов в процессе ремонта;
11) документация;
12) действия с несоответствующей продукцией;
13) система информации и принятие мер по отказам изделий;
14) доработка изделий по бюллетеням;
15) оценка и оформление летной годности. Возврат изделий в эксплуатацию.
2. Сертификационные требования, предъявляемые к
Организациям, оказывающим услуги по техническому
обслуживанию авиационной техники §1. Организация и структура управления
7. Организация должна иметь документально оформленную организационную структуру, утвержденную руководителем Организации, обеспечивающую выполнение следующих основных функций:
1) планирование деятельности Организации;
2) планирование и управление поступлением воздушных судов на техническое обслуживание;
3) оценка технического состояния обслуживаемой авиационной техники, назначение объемов работ по техническому обслуживанию с учетом наработки и результатов оценки технического состояния конкретного воздушного судна, совершенствование регламентов, технологий и методов технического обслуживания;
4) организация выполнения работ и управления процессами технического обслуживания в соответствии с требованиями нормативной и эксплуатационно-технической документации в необходимом объеме и в установленные сроки;
5) кадровое обеспечение ожидаемых объемов работ по техническому обслуживанию воздушных судов, в том числе необходимым количеством специалистов по категориям, специальностям и квалификации;
6) обеспечение процессов технического обслуживания средствами обслуживания, запасными частями, материалами, различными видами энергии;
7) обеспечение высокого качества технического обслуживания и эффективности его контроля.
8. В Организации должны быть разработаны и утверждены Положения всех структурных подразделений, где должны быть отражены функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности должны охватывать все функции, реализуемые Организацией, а также должностные инструкции для персонала, руководящего, выполняющего и проверяющего работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту авиационной техники, в которых четко определены задачи каждого работника, полномочия и схема взаимодействия с непосредственным руководителем и подчиненными.
9. В Организации должен быть отработан и изложен в документах порядок (схемы) взаимодействия подразделений между собой и с иными организациями при выполнении основных функций, с указанием материальных ценностей, информации и документов, которые получает и выдает данное подразделение, а также определен работник, отвечающий за выполнение каждой функции, задачи или процедуры.
10. Организация должна иметь документально оформленное и утвержденное в виде Руководства по деятельности описание действующих методов и процедур организации технического обслуживания и текущего ремонта авиационной техники и используемых производственных, материально-технических и трудовых ресурсов.
§2. Документационное и информационное
обеспечение технического обслуживания авиационной техники
11. Организация должна:
1) иметь в своем распоряжении полный комплект общей эксплуатационной документации, относящейся к ее деятельности;
2) располагать всей действующей типовой эксплуатационной документацией по каждому типу обслуживаемых воздушных судов, применительно к выполняемым видам работ и обеспечить получение изменений и дополнений к указанной документации;
3) располагать перечнем такой документации по каждому типу воздушного судна (регламенты технического обслуживания, технологические указания по техническому обслуживанию, инструкции, бюллетени, приказы, указания уполномоченного органа) с указанием по каждой позиции количества и местонахождения эталонного, контрольных и рабочих экземпляров.
12. В Организации должны быть определены:
1) порядок хранения, использования (выдачи) типовой документации;
2) порядок внесения изменений и дополнений в документацию в течение установленных руководящими документами сроков, обеспечения работников структурных подразделений извещениями о корректировке документов;
3) порядок оперативного изучения инженерно-техническим персоналом поступивших новых документов, а также изменений и дополнений к действующим документам.
13. Ведение организационно-распорядительной документации должно соответствовать нормативным документам, регулирующим техническую эксплуатацию и ремонт авиационной техники гражданской авиации Республики Казахстан.
14. По всем обнаруженным недостаткам технического состояния авиационной техники, которые могут нарушить нормальное функционирование систем и компонентов воздушного судна, Организация информирует уполномоченный орган и разработчика/изготовителя данной авиационной техники, а также эксплуатанта-владельца или арендатора воздушного судна.
§3. Обеспеченность персоналом
15. Организацией обеспечивается:
1) укомплектованность своих подразделений необходимым количеством квалифицированных специалистов, имеющих сертификат (свидетельство) подготовленности к техническому обслуживанию (допуск к самостоятельному техническому обслуживанию) для определенных функций и (или) видов работ на конкретных типах воздушного судна и авиационной технике с правом оформления документации о проведенном техническом обслуживании авиационной техники и о готовности воздушного судна к полету;
2) укомплектованность подразделений исполнителями различных специальностей в количестве, необходимом для выполнения ожидаемого объема работ;
3) подготовку и систематическое повышение квалификации (знаний, навыков) своих специалистов, в частности, авиационные техники (авиамеханики) должны проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года, инженеры не реже одного раза в шесть лет.
16. Должности работников, контролирующих качество работ по техническому обслуживанию авиационной техники и оформляющих заключение о годности обслуженной авиационной техники к полетам, должны укомплектовываться специалистами, квалификация которых соответствует выполняемым работам.
17. В Организациях должны быть разработаны и утверждены:
1) перечень специализаций инженерно-технического персонала, участвующего в выполнении, контроле и обеспечении технического обслуживания авиационной техники;
2) табель минимальной укомплектованности инженерно-технического персонала подразделений Организации;
3) списки должностных лиц:
отвечающих за руководство процессами технического обслуживания;
уполномоченных контролировать качество работ по техническому обслуживанию авиационной техники;
уполномоченных давать окончательное заключение о годности воздушного судна (их компонентов) к полетам.
§4. Производственная база
18. Организация должна располагать собственными или арендованными зданиями, сооружениями, производственными, складскими, служебными и бытовыми помещениями и быть обеспеченной различными видами энергии, которые необходимы для выполнения видов работ по техническому обслуживанию авиационной техники в соответствии с требованиями общей и типовой эксплуатационной документации с учетом типов воздушных судов и климатических условий.
19. В складских, инструментальных, комплектовочных помещениях необходимо обеспечить сохранение свойств и характеристик, защита от повреждений и загрязнений, изоляция непригодных к использованию изделий от годных, раздельное хранение различных видов изделий авиационной техники и авиационно-технического имущества.
20. Организация должна быть обеспечена собственными или арендованными средствами наземного обслуживания общего применения, станочным и другим оборудованием для всех типов воздушных судов, а также специальными для данного типа средствами обслуживания, стендовым оборудованием, инструментом, контрольно-поверочной аппаратурой и средствами измерений, которые предусмотрено использовать при техническом обслуживании авиационной техники в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
21. Организация должна соблюдать порядок поддержания объектов производственной базы, технических средств, инструмента, оборудования в исправном состоянии и готовности к использованию путем проведения регулярного технического обслуживания и метрологических поверок, а также вести регистрацию такого обслуживания и поверок.
22. Метрологическое обеспечение необходимо осуществлять в соответствии с нормативными документами, регулирующими техническую эксплуатацию и ремонт авиационной техники и Перечнем подлежащих проверке средств измерений, применяемых в гражданской авиации.
23. В лаборатории и подразделениях Организации должны быть Перечни средств измерений и графики их поверки, а также назначены должностные лица, контролирующие соблюдение этих графиков.
§5. Организация процессов технического обслуживания
24. Техническое обслуживание воздушных судов и их компонентов должно производиться в объемах (по перечню работ и глубине проверки технического состояния авиационной техники) и с периодичностью (по интервалам времени или по наработке авиационной техники в часах, количестве полетов или циклов использования), определяемых нормативными документами, регулирующими техническую эксплуатацию и ремонт авиационной техники гражданской авиации Республики Казахстан, регламентами и технологическими указаниями (технологиями), а также другими документами по техническому обслуживанию авиационной техники (по типам), руководствами по ее ремонту.
25. Документ о разрешении на вылет воздушного судна или использование компонента для установки на воздушное судно должен оформляться соответствующим уполномоченным персоналом, который удостоверяет, что все требуемое техническое обслуживание на воздушном судне или его компонентах проведено полномочной Организацией (или ее полномочными специалистами) должным образом и в соответствии с процедурами, определенными Руководством по деятельности и Руководством по качеству данной Организации.
26. Организация регистрирует все подробности выполненной работы в документах по формам, согласованным или утвержденным уполномоченным органом.
27. Организация должна планировать (вести перспективный график) проведения периодического технического обслуживания и трудоемких работ на приписных и прикрепленных воздушных судах.
28. Организация обеспечивает, чтобы каждый специалист, которому она поручает производство работ по техническому обслуживанию авиационной техники, руководство такими работами и (или) контроль качества их выполнения:
1) имел действующий сертификат (свидетельство) подготовленности (или допуск к самостоятельному выполнению) к техническому обслуживанию авиационной техники данного типа по видам и комплексам работ, которые ему поручено выполнять, либо выполнял данную работу под непосредственным контролем соответствующего сертифицированного специалиста;
2) усвоил положения типовой эксплуатационной документации, изменений и дополнений к ней, а также положения технологической документации, относящиеся к данному виду и перечню работ;
3) имел в своем распоряжении необходимую эксплуатационную и производственную документацию, информационные данные, а также инструменты, средства измерений, средства определения технического состояния авиационной техники, приспособления и оборудование для технического обслуживания, предусмотренные эксплуатационными документами и с действующими сроками метрологической поверки и других технических проверок.
29. Организация по каждому обслуживаемому воздушному судну или при выполнении на воздушном судне отдельных трудоемких работ по замене агрегатов или устранению неисправностей должна назначить должностное лицо, ответственное за выполнение таких работ и оформления итоговых заключений о пригодности авиационной техники к эксплуатации.
30. Организация обеспечивает соблюдение порядка предъявления для контроля и производства контроля полноты и качества работ, выполняемых при техническом обслуживании авиационной техники, с четким распределением полномочий и ответственности по контролю качества между производственным персоналом и персоналом органа контроля качества.
31. Организация должна иметь документально регламентированный порядок передачи незаконченных работ на воздушных судах из смены в смену, от одной бригады другой, от одного исполнителя другому и обеспечить соблюдение этого порядка.
32. Особенности порядка приема-передачи воздушного судна от технических бригад экипажу воздушного судна или под охрану, приемки воздушного судна экипажем от охраны или технических бригад, приема-передачи воздушного судна от одного экипажа другому в тех случаях, когда этот порядок отличается от типового, рекомендуемого нормативными документами, должны быть регламентированы инструкцией, утвержденной руководителем Организации.
33. Технолого-конструкторское обеспечение процессов технического обслуживания авиационной техники должно соответствовать нормативным документам, регулирующим техническую эксплуатацию и ремонт авиационной техники гражданской авиации Республики Казахстан.
34. В случае использования при техническом обслуживании нового оборудования, приспособлений, средств диагностики и неразрушающего контроля Организация должна провести инструктаж персонала, которому предстоит применять данное оборудование, в части правил его применения и техники безопасности.
35. Организация технологических процессов в части охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды должна обеспечивать выполнение требований нормативных документов, регулирующих эксплуатацию и ремонт авиационной техники гражданской авиации Республики Казахстан.
§6. Система качества технического обслуживания
36. Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему качества, как систему управления состоянием всех элементов производства с тем, чтобы обеспечить условия для качественного выполнения технического обслуживания авиационной техники в соответствии с установленными требованиями.
37. Система качества должна охватывать все этапы процессов технического обслуживания и летно-технической эксплуатации изделия от приемки на техническое обслуживание до поступления на следующую такую же или более сложную форму регламента технического обслуживания и все виды деятельности по обеспечению и выполнению работ, влияющих на качество технического обслуживания авиационной техники.
38. Система качества включает независимую систему контроля за правильностью и эффективностью применения процедур управления элементами производства и системы качества.
39. Система качества должна функционировать таким образом, чтобы предупреждать несоответствия (отклонения) в элементах производства и системы качества, а не только выявлять и устранять несоответствия.
40. Качество любой выполненной на авиационной технике работы контролируется, помимо исполнителя работы, также и руководителем Организации.
41. Система качества должна гарантировать, что предусмотренные технологической документацией работы по контролю и восстановлению технического состояния изделий авиационной техники выполняются в полном объеме и в соответствии с установленными требованиями.
42. Для достижения поставленных целей в области качества технического обслуживания авиационной техники и эффективного использования, имеющихся трудовых и материальных ресурсов, руководству Организации необходимо держать под контролем все административные, технические, экономические и иные факторы, влияющие на качество, путем управления данными факторами. Для этого Организация должна разработать основные положения, требования и процедуры по качеству технического обслуживания, которые необходимо документально оформить и реализовать в Системе управления качеством технического обслуживания.
43. Непосредственный контроль качества технического обслуживания осуществляется в форме:
1) приемочного или окончательного, осуществляемого персоналом специализированного подразделения по контролю качества - ответственными контролерами;
2) производственного, осуществляемого персоналом производственных участков: бригадирами авиатехников, инженерами и начальниками смен, участков.
В связи с этим требования к системе контроля качества технического обслуживания предъявляются не только в отношении специализированных подразделений по контролю, но и к Организации в целом.
44. Организационная структура системы качества устанавливается в рамках организационной структуры управления Организацией в целом, с созданием подсистем (комплексов подразделений) обеспечения качества (планово-ресурсной, производственной, инженерно-технической) и управления качеством. Руководство подсистемами осуществляется высшим руководящим персоналом Организации.
45. Структура системы качества формируется по принципу функциональной подчиненности должностных лиц и исполнителей.
46. В Организации должно быть должностное лицо, подчиненное непосредственно первому руководителю Организации, которое имеет полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за организацию работ по управлению качеством.
Распоряжения этого лица по вопросам качества являются обязательными для остального персонала Организации.
47. Работник Организации выполняет указания закрепленного за данным подразделением сотрудника службы качества, если они обусловлены установленными требованиями к качеству работ или продукции.
48. Функционирование элементов системы качества осуществляется под общим руководством службы качества, даже если оно непосредственно осуществляется сотрудниками других служб Организации.
49. Организация должна иметь в своей структуре специализированное подразделение, осуществляющее надзор за выполнением работ авиационной техники (в соответствии с действующими нормами, правилами и эксплуатационно-техническими документациями) и контролирующее в установленном объеме качество выполнения работ - орган контроля качества.
50. Организационно-штатная структура органа контроля качества должна соответствовать производственной структуре Организации и обеспечивать осуществление приемочного контроля на всех производственных участках и при всех технологических процессах, где предусматривается возложенный на орган контроля качества постоянный или выборочный контроль качества работ, выполняемых на авиационной технике.
51. Штатная численность органа контроля качества должна быть достаточной для выполнения предусмотренного объема контроля качества работ по техническому обслуживанию авиационной техники и укомплектована специалистами соответствующей квалификации.
52. Персонал органа контроля качества и производственные контролеры при контроле состояния авиационной техники и качества ее технического обслуживания должны руководствоваться типовыми методиками и технологиями контроля по позициям, предусмотренных Перечнем операций и работ, подлежащих контролю для авиационной техники каждого типа, а также соблюдать правила приемки работ или их отклонения, если работы выполнены с нарушениями, и правила оформления установленной производственной документации и документации по недостаткам технического обслуживания.
53. Правила и процедуры функционирования системы качества и ее элементов должны быть документально оформлены и соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих техническую эксплуатацию и ремонт авиационной техники гражданской авиации Республики Казахстан.
54. Организацией должны быть разработаны и документально оформлены (в инструкциях или графически) схемы взаимодействия органа контроля качества и его сотрудников:
с другими подразделениями данной Организации;
с предприятиями, службами, подразделениями данного объединения гражданской авиации или региона, обеспечивающими процессы технического обслуживания или являющимися заказчиками на услуги по техническому обслуживанию авиационной техники;
со сторонними организациями (опытно-конструкторское бюро, заводами-изготовителями, ремонтными заводами, органами материально-технического обеспечения, ведущими Организациями по типам воздушных судов);
с вышестоящими органами, курирующими или инспектирующими техническую эксплуатацию воздушных судов и качество технического обслуживания авиационной техники в данной Организации.
55. В Организации должны быть разработаны Перечни операций и работ, подлежащих контролю по каждому типу обслуживаемой авиационной техники, которые определяют распределение полномочий, обязанностей и ответственности в вопросах контроля качества технического обслуживания между персоналом специализированного подразделения по контролю качества и персоналом производственных участков. Указанные Перечни разрабатываются в каждой Организации применительно к выполняемым ею видам работ и с учетом требований эксплуатационной документации, условий работы, опыта эксплуатации данной авиационной техники и квалификации инженерно-технического персонала и утверждаются руководителем Организации. Функции по контролю качества должны быть отражены в должностных инструкциях производственных контролеров.
56. Основные положения, требования и другие условия по вопросам обеспечения качества технического обслуживания в данной Организации должны быть оформлены в виде Руководства по качеству, утвержденного руководителем самостоятельной Организации или руководителем предприятия, в которое она входит. Указанное Руководство должно быть в каждом подразделении Организации и быть доступным и изученным персоналом Организации.
57. Организация должна уведомлять уполномоченный орган о любом изменении в системе качества, которое может повлиять на годность к эксплуатации обслуженных изделий авиационной техники.
58. Система качества должна обеспечивать своевременное представление органам управления Организации необходимой и достаточной информации для принятия решений по устранению несоответствий в действующей системе качества и по улучшению системы качества.
59. В Организации должны быть документально оформлены правила и процедуры сбора, обработки и анализа всех видов информации для принятия оперативных решений, долгосрочных программ улучшения качества технического обслуживания и текущего ремонта авиационной техники, оценки эффективности работы подразделений Организации.
60. Система качества должна обеспечивать регулярное представление в уполномоченный орган установленной документами информации, необходимой для функционирования отраслевой информационной системы сбора, учета, анализа и использования данных о дефектах и отказах авиационной техники.
61. При обнаружении на воздушном судне отказов и неисправностей, которые могут повлиять на безопасность полетов, Организация незамедлительно сообщает об этом в уполномоченный орган, разработчику, изготовителю и эксплуатанту авиационной техники.
62. Организация обеспечивает получение от разработчиков и изготовителей авиационной техники всей документации (бюллетени, указания, изменения в эксплуатационную документацию), которая касается обеспечения безопасности полетов и поддержания летной годности обслуживаемых ею типов изделий авиационной техники.
63. Документы по обеспечению безопасности полетов должны изучаться и быть доступными для пользования соответствующим персоналом Организации.
§7. Материально-техническое и финансовое обеспечение
64. В тех случаях, когда Организация является самостоятельным юридическим лицом, в ее структуре должны быть предусмотрены подразделения, выполняющие функции материально-технического обеспечения своими силами и(или) заключены договоры с другими организациями на оказание соответствующих услуг.
65. В Организации должно быть предусмотрено (плановое в течение года) снабжение запасными частями, агрегатами и расходными материалами в соответствии с рассчитанными потребностями, подтвержденные заключенными договорами на поставку имущества с отраслевыми органами материально-технического снабжения, предприятиями-изготовителями и другими поставщиками, а также разработаны по каждому типу воздушных судов перечни неснижаемого запаса агрегатов, деталей и материалов, которые утверждаются руководителем Организации.
66. В Организации должны быть созданы и поддерживаться необходимые условия хранения авиационно-технического имущества, предохраняющие его от повреждений, коррозии, загрязнения. Должна действовать рациональная схема складского хозяйства, включая расходные кладовые, обеспечивающая круглосуточную (при необходимости) возможность получения необходимых деталей и материалов, а также система учета наличия и расходования материальных ценностей, приема, хранения и выдачи авиационно-технических имуществ.
67. Должно быть организовано раздельное хранение агрегатов и запасных частей, пригодных к установке на воздушном судне, от неисправных, подлежащих ремонту и списанию.
68. В тех случаях, когда Организация не является самостоятельной и входит в структуру авиапредприятия, авиакомпании или объединения, указанные выше требования относятся к подразделениям материально-технического снабжения таких предприятий, авиакомпаний или объединений.
69. Организация (или предприятие, подразделением которого она является) должна обладать достаточными финансовыми ресурсами, для подбора, подготовки соответствующего персонала по техническому обслуживанию и своевременного приобретения всех необходимых технических средств, оборудования, запасных частей и материалов.
70. Если Организация является финансово самостоятельной, она должна иметь устойчивое финансовое состояние, обеспечивающее своевременное решение задач материально-технического снабжения, оплату ремонта авиационной техники, расчеты с поставщиками авиационной техники и иных услуг организаций по обеспечению технического обслуживания, а также обеспечивающее выплату заработной платы и соответствующих платежей в государственный бюджет.
В иных случаях, она должна иметь утвержденную руководителем смету расходов (по статьям с необходимой детализацией). В таких случаях вышеуказанные требования относятся к вышестоящему предприятию (объединению) и их выполнение проверяется при сертификации этого предприятия.
3. Сертификационные требования, предъявляемые к Организациям,
оказывающим услуги по ремонту авиационной техники §1.Организация деятельности
71. Организация должна иметь документально оформленную организационную структуру, утвержденную руководителем Организации, обеспечивающую взаимосвязь руководства со всеми подразделениями и службами, участвующими в процессе ремонта авиационной техники, а также разработать следующие документы по системе качества:
1) руководство по качеству;
2) документированные процедуры процессов;
3) документы, необходимые для обеспечения планирования, работы и управления процессами.
72. Система качества определяется Руководством по качеству, утвержденным руководителем Организации и являющимся основным документом системы качества, а также стандартами, инструкциями и иными нормативными актами, конкретизирующими:
1) организационную структуру Организации;
2) структуру и организацию управления системой качества;
3) состав и требования к элементам (функциям) системы качества и процедуры их реализации;
4) ответственность должностных лиц Организации в системе качества;
5) распределение функций между структурными подразделениями;
6) особенности ремонта различных типов изделий.
73. Действующая в организации система качества должна соответствовать требованиям стандартов по качеству.
§2. Профессиональная подготовка и допуск к работе
74. Организации необходимо разработать процедуры, регламентирующие набор новых специалистов, профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала, Положения о подразделениях и должностные инструкции для сотрудников, которые должны соответствовать требованиям действующих документов.
75. Для этих целей организация:
1) определяет компетентность, необходимую для персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции в должностных инструкциях, каждому работнику Организации;
2) обеспечивает подготовку, повышение квалификации с использованием внешних обучающих организациях или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей.
76. В Организации должно быть достаточное число квалифицированного административно-управленческого, производственного, контролирующего качество ремонта авиационной техники персонала.
К самостоятельному выполнению работ и их приемке, а также к непосредственному руководству этими работами допускаются только лица, имеющие необходимую квалификацию и имеющие допуск на право выполнения работ, о чем в установленном порядке делается запись в соответствующих документах.
Работники Организации, командируемые для выполнения работ вне Организации, должны иметь допуск на право выполнения этих работ.
Квалификация исполнителей и контролеров должна соответствовать характеру, сложности и ответственности выполняемой работы и определяться разработанными Организацией документами.
Специалисты, непосредственно связанные с организацией функционирования системы качества и допускающие изделия к эксплуатации, вносятся в Реестр кадров.
В Организации назначаются лица, ответственные за проведение профессиональной подготовки и сроков действия допусков.
§3. Метрологическое обеспечение
77. Организация обеспечивает разработку нормативных документов, определяющих порядок деятельности по всем направлениям метрологического обеспечения ремонтного производства. Метрологическое обеспечение работ должно осуществляться с соблюдением стандартов Системы обеспечения единства измерений и включать в себя:
1) обучение и аттестацию специалистов метрологических лабораторий;
2) поверку средств измерений;
3) паспортизацию и метрологическую аттестацию средств измерений;
4) ведение реестра средств измерений;
5) метрологическую экспертизу технологической и конструкторской документации.
78. Организация устанавливает устройства для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения соответствия изделий авиационной техники установленным требованиям.
Оборудование должно быть:
1) откалибровано или поверено в установленные периоды или перед его применением по образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. В случае отсутствия таких эталонов, база, используемая для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована;
2) отрегулировано;
3) идентифицировано с целью установления статуса калибровки;
4) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
5) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе использования, технического обслуживания и хранения.
79. Организация производит оценку и регистрацию предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям.
80. Организация должна обеспечить своевременное изъятие из технологических процессов неисправных и неповеренных средств измерения, а также назначить лиц, ответственных за контроль состояния и соблюдения графиков поверки технических средств измерений.
§4. Работа с поставщиками
81. Организация должна разработать процедуры по первичной оценке и одобрению поставщиков продукции и услуг, выполнять предъявленные требования по качеству поставляемой продукции, а также подготовить Перечень по всей номенклатуре изделий и материалов, применяемых при ремонте и перечень одобренных поставщиков.
82. В процессе закупок:
1) организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставки продукции в соответствии с требованиями Организации, а также разработать критерии отбора, оценки и повторной оценки;
2) организация должна обеспечить адекватность установленных требований по закупкам и сообщить о них поставщику.
83. Верификация (проверка) закупленной продукции включает в себя:
1) разработку процедур по порядку заключения договоров и внесения в договоры на поставку индексов стандартов, технических условий, сертификатов качества и другой документации, устанавливающей требования к качеству продукции, к виду и комплектности сопроводительных документов;
2) осуществление контроля или иных мероприятий, необходимых для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям;
3) ведение рекламационной работы с поставщиками и принятие мер по закрытию рекламаций.
§5. Входной контроль.
Хранение и транспортировка материалов и изделий
84. Организация должна разработать процедуры и осуществлять входной контроль или иные мероприятия, необходимые для обеспечения соответствия закупленных изделий, установленным требованиям нормативно-технической документации.
Для ремонта изделий авиационной техники и воздушного судна используются комплектующие изделия и материалы согласно документации Изготовителя или Разработчика.
Комплектующие изделия и материалы перед их использованием подвергаются входному контролю подразделениями, ответственными за проведение входного контроля, для проверки соответствия их состояния, физических и химических свойств, технических параметров требованиям стандартов, технических условий и условий поставки.
85. Порядок проведения входного контроля устанавливается соответствующим документом Организации, разработанным с учетом требований действующей нормативной документации.
86. Порядок складирования, хранения и транспортировки запчастей, комплектующих изделий и материалов должен быть определен в соответствующих документах, и обеспечивать:
1) сохранение химических, физических свойств, геометрических параметров и характеристик, заданных нормативной документации и условиями поставки;
2) предохранение от порчи и загрязнений;
3) сохранность сопроводительной документации, клейм, бирок, этикеток и других знаков идентификации;
4) сохранение комплектности;
5) раздельное хранение кондиционных и некондиционных деталей, запасных частей, изделий и материалов;
6) идентификация деталей, узлов и комплектующих изделий, не подлежащих обезличиванию в процессе ремонта;
7) наличие документов, регламентирующих порядок и контроль получения и выдачи продукции со складов;
8) закрепление ответственных за соблюдение порядка и контроль получения и выдачи материалов и изделий со складов.
§6. Технологический процесс ремонта авиационной техники
87. Организации необходимо планировать и разрабатывать процедуры по управлению нормативной, организационно-распорядительной, технической и поизводственно-контрольной документацией в подразделениях.
Организация технологического процесса ремонта изделий осуществляется в соответствии с требованиями действующих стандартов и нормативной документации.
88. Производственные площади.
Организации необходимо иметь производственные площади, достаточные для выполнения запланированных работ, в том числе для размещения ангаров, цехов, складских, служебных и бытовых помещений, ремонтируемых изделий, средств ремонта, а также для размещения персонала.
При этом производственные площади должны:
1) соответствовать требованиям нормативной документации и технологической документации по размерам, планировкам, обеспечиваемых освещенности, температуре, влажности, чистоте и другим параметрам;
2) оснащаться необходимыми для выполнения работ источниками энергии и коммуникациями (электроэнергией, сжатым воздухом, теплом, водой, вентиляцией и другое);
3) обеспечивать безопасность рабочих зон (наличие систем контроля и защиты от пожара, взрыва, токсичных воздействий и другое).
Участки сборки изделий изолируются от мест, где выполняются любые виды механической обработки с образованием стружки, металлической и абразивной пыли и других загрязнений. Участки по очистке, промывке, окраске изделий также изолируются от других рабочих мест.
Выполнение ремонтных работ вне производственных помещений должно быть оговорено в технологической документации, но при этом работы допускается выполнять только при погодных условиях, приемлемых по температуре, влажности, запыленности и атмосферным осадкам.
Необходимо предусмотреть складские помещения для хранения материалов, изделий, инструмента и оборудования. Условия хранения должны отвечать требованиям нормативной документации.
Служебные помещения, в которых работает персонал, необходимо спроектировать и оборудовать для осуществления планирования и руководства производством, управления качеством, защиты персонала от неблагоприятных погодных и производственных факторов, а также для оформления и изучения документации.
89. Организация должна обеспечивать выполнение всех требований по охране окружающей среды.
90. Средства ремонта.
Организации необходимо иметь средства ремонта для выполнения запланированных работ, которые должны соответствовать (быть идентичными или равноценными) требованиям технологической документации.
Применяемые средства ремонта должны быть идентифицированы (маркировка, паспортизация) и аттестованы соответствующим подразделением Организации.
Периодические проверки, калибровки, обслуживание, ремонт и хранение средств ремонта необходимо осуществлять согласно требованиям нормативной документации, а также изоляция тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.
§7. Специальные технологические процессы
91. Организация должна разработать внутренние нормативные документы, а также согласовать с Разработчиком перечень специальных технологических процессов, применяемых при ремонте.
92. Специальные технологические процессы должны выполняться с соблюдением требований действующей нормативной документации, ремонтной и, при необходимости, другой технологической документации.
93. Организация регистрирует контролируемые параметры и оформляет производственно-контрольную документацию, а также разрабатывает процедуры, определяющие порядок проверки качества выполнения специальных процессов в соответствии с требованиями нормативной документации.
§8. Неразрушающий контроль
94. Организация должна разработать:
1) процедуры контроля деятельности подразделений неразрушающего контроля;
2) нормативные документы для всех применяемых методов неразрушающего контроля;
3) процедуры, регламентирующие применение отраслевых контрольного и рабочего образцов для вихретокового, ультразвукового, магнитного, капиллярного контроля;
4) технологические инструкции на технологические процессы неразрушающего контроля;
5) процедуры по оформлению результатов и принятию решения неразрушающего контроля узлов и деталей ремонтируемой авиационной технике, по регистрации результатов контроля в производственно-контрольной документации.
95. Оборудование, применяемое при неразрушающем контроле, должно проходить периодическую метрологическую поверку и калибровку для гарантии точности измерений.
96. Рабочие места выполнения неразрушающего контроля должны быть обеспечены технологической документацией по неразрушающему контролю и оснащены эталонами для настройки оборудования.
97. Организация должна иметь отдельные помещения, лаборатории или специально оборудованные рабочие места для проведения неразрушающего контроля, а также достаточное количество отраслевых стандартных образцов, применяемых при вихретоковом, ультразвуковом, магнитопорошковым, капиллярном методах контроля.
§9. Испытания
98. Организация должна разработать процедуры, устанавливающие порядок проведения испытаний, ответственных руководителей и подразделений за обеспечение и проведение испытаний, а также обеспечить наличие в подразделениях нормативной и технической документации, в соответствии с установленными требованиями.
Каждый экземпляр изделия после ремонта (модификации) подвергается наземным (стендовым) испытаниям в порядке и объеме, определенным технологической документацией на проведение испытаний, по результатам которых должно быть принято решение о соответствии технических характеристик изделия требованиям технологической документации.
99. Организация обеспечивает соответствие оформляемых "Дел ремонта" воздушного судна эталонному. Параметры, технические и летные характеристики испытанных изделий должны быть зафиксированы в производственно-контрольной документации и эксплуатационной документации. Производственно-контрольной документации по результатам испытаний включается в "Дело ремонта" воздушного судна (изделия).
100. Подразделение Организации, выполняющее после ремонта (модификации) воздушного судна его летные испытания, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нему действующей нормативной документации.
§10. Техническое обслуживание воздушного судна
и компонентов в процессе ремонта
101. В Организации должны быть разработаны процедуры выполнения технического обслуживания воздушных судов и компонентов в процессе ремонта:
1) по внесению изменений в эксплуатационной документации;
2) по оформлению допусков для инженерно-технического персонала;
3) по организации выполнения видов технического обслуживания на воздушном судне;
4) по организации выполнения общих видов технического обслуживания, оперативного, сезонного, техническое обслуживание при хранении и особых видов технического обслуживания воздушных судов.
102. Организация должна иметь средства для проведения технического обслуживания воздушных судов согласно требований Руководства по технической эксплуатации, обеспечить контроль качества выполнения и оформления результатов технического обслуживания ответственными должностными лицами.
103. Организация может выполнять периодическое техническое обслуживание воздушных судов, при наличии соответствующего Сертификата.
§11. Документация
104. В Организации должны быть конструкторская, технологическая, производственно-контрольная и эксплуатационная документации.
105. Конструкторская документация.
Организация должна располагать комплектом учтенной конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке, по составу и количеству обеспечивающим:
1) разработку Организацией всей необходимой технологической документации;
2) разработку и изготовление необходимых средств ремонта;
3) выявление в процессе ремонта изделий всех неисправностей (дефектов) и принятие решений по их оценке и устранению;
4) выполнение модификаций и восстановительных ремонтов изделий;
5) изготовление деталей.
106. Организация обеспечивает:
1) разработку процедуры по управлению конструкторской документации;
2) наличие ведомости документов для ремонта по каждому виду ремонтируемой авиатехники;
3) организацию учета и хранения действующей конструкторской документации;
4) правильное и своевременное внесение поступающих изменений и доведение их до исполнителей и работников отдела технического контроля;
5) изъятие из обращения непригодной конструкторской документации.
107. Технологическая документация.
Ремонт (модификация) изделий должен осуществляться по ремонтной документации (Руководство по ремонту, Альбом основных сочленений и ремонтных допусков и другое), разработанной Изготовителем (Разработчиком) в установленном порядке, с соблюдением требований нормативно-технической документации по ремонту авиатехники.
Может применяться технологическая документация, разработанная Организацией на основе конструкторской и технологической документации Изготовителя (Разработчика), а также действующих государственных, отраслевых стандартов и технологических инструкций промышленности. Такая документация должна быть согласована с Изготовителем (Разработчиком).
В технологической документации должны указываться методы, последовательность и условия выполнения работ, контролируемые параметры и способы контроля, технологическая оснастка, инструмент и материалы, требования к защите изделий от повреждений и загрязнений, производственной среде, способы идентификации деталей.
Организация осуществляет использование, внесение изменений, доведение до исполнителей, учет и хранение технологической документации.
Модификация отдельных экземпляров воздушных судов (компонентов) должна выполняться по документации Разработчика или согласованной с ним.
108. Производственно-контрольная документация.
На всех этапах ремонта (модификации) изделий должна оформляться производственно-контрольная документация, содержащая:
1) наименование, обозначение и номер изделия;
2) объем и содержание выполненных работ, включая модификации и допущенные отклонения от требований конструкторской документации и технологической документации (листы технических решений, карты разрешений и другое);
3) фактические характеристики и параметры деталей, узлов и изделий;
4) даты выполнения и контроля работ;
5) фамилии и подписи (штампы, личные клейма) исполнителей и контролеров.
109. Состав и формы производственно-контрольной документации (эталонное Дело ремонта) разрабатываются, утверждаются и корректируются Организацией применительно к типу изделия и организации ремонта на основании действующей нормативной документации.
Оформленная на изделие производственно-контрольная документация комплектуется в составе "Дела ремонта изделия".
110. "Дело ремонта", оформленное на каждый экземпляр изделия, должно соответствовать эталонному "Делу ремонта изделия".
"Дело ремонта изделия" хранится в организации до списания изделия.
При ликвидации Организации "Дело ремонта" передается организации, определенной уполномоченным органом.
111. Эксплуатационная документация.
Номенклатура и порядок ведения эксплуатационной документации должны отвечать требованиям стандартов и правил эксплуатации авиационной техники, утвержденных уполномоченным органом.
§12. Действия с несоответствующей продукцией
112. Организация должна разработать процедуры управления несоответствующей продукцией на всех этапах ремонта, в которых определяются Средства управления, ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией.
113. Организации необходимо разработать процедуры периодического анализа принятых решений по несоответствующей продукции и порядок уведомления Разработчика и Авиационной администрации о вновь выявленных дефектах и неисправностях изделий авиационной техники, влияющих на летную годность.
§13. Система информации и принятия мер по отказам изделий
114. Отчеты об опасных отказах.
Организация:
1) разрабатывает порядок сбора, учета и доведения до сведения уполномоченного органа обо всех обнаруженных опасных отказах (дефектах), связанных с летной годностью;
2) определяет порядок принятия мер по оперативному устранению отказов (дефектов) в эксплуатации;
3) обеспечивает наличие нормативно-технических документов, определяющих требования по проведению служебного расследования авиационных происшествий и инцидентов.
115. В Организации должна действовать:
1) система сбора, учета и анализа информации по отказам (дефектам), выявленным в процессе ремонта и эксплуатации изделий после ремонта и доведение информации до непосредственных исполнителей и служб;
2) система проведения служебного расследования и установления причин дефектов изделий с определением ответственных подразделений и должностных лиц;
3) обеспечено взаимодействие с Изготовителем, Разработчиком и научно-исследовательских институтов при проведении исследований изделий.
116. Организация должна принимать профилактические меры по предотвращению отказов ремонтируемой авиатехники и разработать процедуры, регламентирующие порядок предупреждения отказов ремонтируемых изделий и реализации корректирующих и предупреждающих действий.
§14. Доработки изделий по бюллетеням
117. В Организации должен быть утвержденный Разработчиком Перечень действующих бюллетеней по основным изделиям и комплектующим, а также Порядок заказа имущества по бюллетеням, подлежащих выполнению на воздушном судне и компонентах.
118. Организация разрабатывает процедуры, определяющие организацию выполнения доработок по бюллетеням основных изделий и комплектующих в процессе ремонта. Порядок внедрения доработок авиатехники:
1) по бюллетеням БА (БА - бюллетени, направленные на устранение конструктивных и производственных недостатков, вызвавших прекращение эксплуатации изделия) работы должны выполняться в кратчайшие технически возможные сроки;
2) по бюллетеням БД (БД - бюллетени, направленные на устранение конструктивных и производственных недостатков, не приводящих к прекращению эксплуатации изделия);
3) по бюллетеням БУ (БУ - бюллетени, направленные на улучшение конструкции и повышение надежности изделия). Работы по данным бюллетеням должны выполняться, комплексно, а также при выполнении очередных ремонтов изделий, что должно быть указано в решении о выпуске бюллетеня;
4) по бюллетеням БР (БР - бюллетени, по которым изменяют ремонтную документацию изделия);
5) по бюллетеням БЭ (БЭ - бюллетени, по которым изменяют эксплуатационную документацию, в том числе ресурсы, сроки службы хранения авиационной техники).
119. Организация обеспечивает наличие должностных лиц, осуществляющих учет, планирование, выполнение доработок и контроль качества выполняемых работ по бюллетеням, ответственных за оформление производственно-контрольной и пономерной документации и разработку процедур по выполнению модификации и переоборудованию воздушных судов, оформлению карт доработок "Дела ремонта".
§15. Оценка и оформление летной годности.
Возврат изделия в эксплуатацию
120. В Организации должны быть разработаны процедуры заключительной оценки летной годности изделия и принятия решения о возврате изделия в эксплуатацию и контроля соответствия летной годности нормативным документам.
121. Летная годность изделий, прошедших ремонт (модификацию), должна подтверждаться записями в их формулярах (паспортах) о следующем:
1) выполнении комплекса работ в соответствии с действующей технологической документацией;
2) выполненных модификациях и мероприятиях по летной годности изделия к эксплуатации за подписями уполномоченных лиц;
3) установленных межремонтных и гарантийных ресурсах и сроках службы;
4) комплектности изделия;
5) массе и центровке (для воздушных судов) и других особенностях изделия.
122. Организация осуществляет в установленном порядке устранение отказов, возникающих в процессе эксплуатации изделий после ремонта, и разрабатывает процедуры возврата отремонтированной авиатехники в эксплуатацию.