Во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2003 года N 816 "О несении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года N 1745" и в целях реализации постановления областного акимата от 4 декабря 2002 года N 297 "О программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства по Атырауской области на 2003-2005 годы" акимат области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления бюджетных кредитов на кредитование для развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
2. Определить администратором программы "Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне" Главное управление экономики и поддержки предпринимательства Атырауской области.
3. Главному управлению экономики и поддержки предпринимательства Атырауской области, Атыраускому областному финансовому управлению осуществлять контроль за выполнением банком-заемщиком условий кредитных соглашений.
4. Считать утратившим силу постановление областного акимата от 7 марта 2003 года N 64 "Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на кредитование для развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне" (зарегистрировано в управлении юстиции Атырауской области от 22 апреля 2003 года за N 1448).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Супруна В.В. первого заместителя акима области.
Аким области |
Утверждено постановлением областного акимата |
ПРАВИЛА предоставления бюджетных кредитов на кредитование для развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года "О бюджетной системе" и Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 "Об утверждении Правил финансовых процедур по исполнению бюджета и внедрению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета" и от 14 августа 2003 года" N 816 "О несении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года" N 832 и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года N 1745" и определяют порядок и условия предоставления бюджетных кредитов по Программе 272-5 "Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне".
1. Общие условия
1. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
кредитор - местный исполнительный орган в лице акима области или лица его замещающего;
администратор программы - Главное управление экономики и поддержки предпринимательства Атырауской области;
бюджетный кредит - деньги, предоставляемые кредитором из областного бюджета на условиях срочности, платности и возвратности, а также отвлекаемые на исполнение обязательств по государственной гарантии;
банк-заемщик - банк второго уровня или организация, имеющая лицензию Национального Банка Республики Казахстан на осуществление отдельных видов банковских операций, которые получают бюджетные кредиты из соответствующих бюджетов для дальнейшего кредитования конечных заемщиков;
конечный заемщик - юридическое или физическое лицо, получатель бюджетного кредита через банк-заемщик.
фиксированная ставка вознаграждения - ставка вознаграждения, размер которой устанавливается неизменным на весь срок бюджетного кредита.
плавающая ставка вознаграждения - ставка вознаграждения, изменяющаяся в зависимости от конъюнктуры на рынках капитала.
2. Бюджетное кредитование является составной частью исполнения местным исполнительным органом принятого на соответствующий год местного бюджета. Бюджетное кредитование осуществляется путем предоставления бюджетных кредитов банку-заемщику с последующим предоставлением их конечным заемщикам.
Процедуры по предоставлению банку-заемщику кредитов местных исполнительных органов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами.
3. Заключение договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов за счет денег местных бюджетов осуществляется от имени местного исполнительного органа акимом области или лицом его замещающим.
В договоре между кредитором и получателем кредита банком-заемщиком необходимо учитывать следующее:
участники обязательства по договору кредитор и получатель кредита, банк-заемщик;
полное наименование, РНН (регистрационный номер налогоплательщика) и адреса сторон;
наименование бюджетной программы;
цель заключения договора;
размер кредита;
валюта кредита;
форма предоставления кредита;
ставка вознаграждения;
срок погашения основной суммы долга;
возможность досрочного использования обязательств получателями кредита;
обеспечение возвратности кредита;
наличие (отсутствие) льготного периода по погашению основной суммы долга и выплате вознаграждения;
действия при невыполнении сторонами его условий и зачисление штрафа и пени второй стороной договора;
ответственность сторон за выполнение условий договора.
При этом:
наименование бюджетной программы, цель заключения договора, размер денежных обязательств (кредита) указывается в соответствии с паспортом;
размер бюджетного кредита может быть выражен как в абсолютной величине, так и в сумме эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте;
валюта кредита выражается в национальной валюте;
форма предоставления кредита зависит от способа и порядка осуществления платежей.
2. Направление бюджетного кредитования
4. Бюджетные кредиты являются целевыми и предоставляются по направлениям и в пределах сумм, предусмотренных по Программе 272-5 "Кредитование для развития малого предпринимательства на местном уровне" и утвержденных решением областного маслихата на соответствующий финансовый год.
3. Процедуры по предоставлению кредитов местным исполнительным органом
5. В целях достижения требуемой эффективности предоставленных бюджетных кредитов и своевременности их возврата при реализации местных бюджетных программ, наряду с решением вопросов по предъявляемым к банку-заемщику требованиям кредитором в зависимости от характера конкретных бюджетных программ рассматривается решение вопросов:
возможности получения банком-заемщиком соответствующих доходов при бюджетном кредитовании конечных заемщиков.
возмещение банку-заемщику операционных расходов, возникающих в результате бюджетного кредитования конечных заемщиков за счет бюджетного кредита, не производится.
6. Основными направлениями бюджетного кредитования, предусматриваемым местным бюджетом, являются:
реализация местных инвестиционных проектов;
выполнение программы региональной поддержки малого предпринимательства.
7. Обязательным условием бюджетного кредитования является обеспечение защиты интересов кредитора, сведение к минимуму возникновения кредитного риска.
8. Бюджетные средства выдаются на кредитование проектов развития малого и среднего бизнеса на возвратной основе в виде:
краткосрочных кредитов сроком до 1 года;
среднесрочных кредитов сроком свыше 1 года, но не более 3 лет.
Ставка вознаграждения в национальной валюте устанавливается равной сложившейся в предыдущем квартале по результатам операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг средневзвешенной ставке доходности по государственным среднесрочным неиндексируемым ценным
бумагам, эмитированным Министерством финансов в национальной валюте, со сроком до погашения равном сроку бюджетного кредита.
Размер ставки вознаграждения для конечного заемщика не может превышать 1,5 (одна целая пять десятых) кратной ставки вознаграждения в национальной валюте.
В случае, если операции на организованном вторичном рынке ценных бумаг, эмитированных Министерством финансов, в текущем периоде не производились, ставка вознаграждения устанавливается равной ставке вознаграждения в предыдущем периоде в национальной валюте.
9. После принятия местного бюджета администратором программы, в срок не более двух месяцев определяются требования к претендентам на определение банка-заемщика.
К основным требованиям, предъявляемым к претендентам на определение банка-заемщика, относятся:
отсутствие задолженности по кредитам, полученным ранее за счет денег республиканского и/или местных бюджетов;
соблюдение пруденциальных нормативов Национального банка Республики Казахстан в течение трех последних месяцев, предшествующих дате проведения конкурса;
соблюдение установленных Национальным банком Республики Казахстан лимитов минимального размера уставного и собственного капиталов;
наличие соответствующего обеспечения по своевременному возврату бюджетных кредитов;
сроки рассмотрения банком-заемщиком бизнес-проектов, направленных администратором программы;
имидж банка-заемщика среди предпринимателей;
при необходимости наличие филиальной сети и/или корреспондентской сети;
при необходимости наличие международных электронных систем передачи информации (SPRINT, SWIFT, REUTER).
10. Администратор программы направляет в Национальный банк Республики Казахстан запросы по банкам второго уровня и организациям, имеющим лицензию Национального банка Республики Казахстан на осуществление отдельных видов банковских операций (далее - банки-участники), с приложением основных требований для проведения конкурса среди них на получение кредитов в рамках реализации конкретных бюджетных программ, за исключением требований по отсутствию задолженности по кредитам, полученным ранее за счет денег республиканского и/или местных бюджетов и наличию соответствующего обеспечения по своевременному возврату бюджетных кредитов.
11. Национальный банк Республики Казахстан подготавливает и направляет администратору программы перечень банков-участников, соответствующих установленным требованиям для участия в конкурсе.
Министерство финансов и/или местный исполнительный орган согласно запросу администратора программы направляет информацию о наличии задолженности претендентов на определение банка-заемщика по кредитам, полученным ранее за счет денег республиканского и/или местного бюджета.
12. Администратор программы в соответствии с перечнем объявляет конкурс среди банков-участников, имеющих положительное заключение Национального банка Республики Казахстан, для получения ими кредитов в рамках реализации бюджетной программы с указанием срока предоставления заявок.
13. Банки-участники в определенные администратором программы сроки проведения конкурса подают заявки на участие в конкурсе с приложением документов, подтверждающих их соответствие условиям конкурса и содержащих предложения по условиям получения бюджетных кредитов и осуществления ими кредитования конечных заемщиков в рамках реализации бюджетной программы.
14. Для рассмотрения документов и отбора банка-заемщика из числа допущенных к участию в конкурсе банков-участников администратором программы создается конкурсная комиссия.
Конкурсная комиссия в целях надлежащего кредитования, обеспечивающего выполнение бюджетной программы и экономии бюджетных средств производит рассмотрение заявок банков-участников и осуществляет их отбор исходя из:
наименьшего уровня расходов конечных заемщиков, связанных с бюджетным кредитованием;
качества обеспечения (объем, форма, ликвидность);
качества ссудного портфеля банков;
объема собственного капитала банков;
опыта работы в области кредитования.
имиджа банка-заемщика среди предпринимателей;
сроков рассмотрения бизнес-проектов.
15. По результатам конкурса администратор бюджетной программы в установленном порядке вносит проект постановления областного акимата. Кредитором принимается окончательное решение, в котором определяется банк-заемщик, условия и степень его участия в реализации бюджетной программы.
16. На основании принятого положительного решения местного исполнительного органа кредитором совместно с банком-заемщиком с участием, при необходимости, администратора бюджетной программы производится заключение кредитного договора и связанных с ним документов (договора о залоге, гарантии, графики платежей и другие) в пределах годовой суммы, утвержденной в областном бюджете.
В случае принятия кредитором отрицательного решения администратор программы организует повторное проведение конкурса.
Кредитный договор в трехдневный срок со дня заключения подлежит регистрации:
Атырауским областным финансовым управлением по бюджетным кредитам за счет денег местного бюджета.
После регистрации кредитных договоров и регистрации обязательств между кредитором и банком-заемщиком платежи осуществляются на основании заявок на снятие средств банков-заемщиков кредитором и заявки администратора бюджетной программы согласно приложению 11 к Правилам финансовых процедур по исполнению бюджета и внедрению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета, утвержденных постановлением Правительства РК от 25 июля 2002 года N 832.
Областное финансовое управление производит зачисление кредитных средств с бюджетного счета на счет администратора программы в управлении Казначейства и администратор программы перечисляет на счет банка-заемщика.
В случае изменения годовой суммы, в результате уточнения местного бюджета кредитные договора подлежат изменению в части кредитования в стоимостном выражении и перерегистрация в областном финансовом управлении.
17. Кредитор предоставляет банку-заемщику свою долю кредитных ресурсов в стоимости проекта по ставке вознаграждения, определенных пунктом 8 настоящих Правил.
18. Банк-заемщик несет полную ответственность перед кредитором за возврат бюджетных средств, используемых как кредитные ресурсы в кредитовании проектов, согласно утвержденного графика поступления средств на корреспондентский счет банка-заемщика, независимо от состояния взаиморасчетов с конечными заемщиками.
Банк-заемщик имеет право дополнительно предоставлять свою долю кредитных ресурсов в финансирование проекта по ставке, согласованной с головным банком.
19. Все споры и разногласия сторон, возникающие при бюджетном кредитовании, разрешаются на условиях заключенного кредитного договора и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
20. Отбор приоритетных для финансирования проектов осуществляется Комиссией при акимате области по вопросам малого и среднего бизнеса и представителей акиматов города Атырау и районов из числа бизнес-проектов, поступивших администратору бюджетной программы.
4. Виды и формы бюджетных кредитов
21. В процессе бюджетного кредитования, по результатам конкурса среди банков-участников заключаются кредитные договора между:
кредитором и банком-заемщиком;
банком-заемщиком и конечными заемщиками.
22. Бюджетное кредитование осуществляется путем предоставления бюджетного кредита банку-заемщику с последующим предоставлением их конечным заемщикам.
Процедуры по предоставлению банку-заемщику кредитов местного исполнительного органа осуществляются в соответствии с настоящими Правилами.
Заключение договора о предоставлении бюджетного кредита за счет денег местного бюджета осуществляется от имени местного исполнительного органа акимом или лицом, его замещающим.
23. Формой предоставления бюджетного кредитования определяются кредитная линия, согласно которой кредиты, предоставляются путем периодического перечисления суммы бюджетного кредита на счет банка-заемщика согласно графику перечисления, утверждаемого администратором программы.
24. Бюджетные средства выдаются на кредитование проектов развития малого и среднего предпринимательства на возвратной основе в виде:
краткосрочных - кредитов сроком до 1 года;
среднесрочных - кредитов сроком свыше 1 года, но не более 3-х лет.
25. Бюджетные кредиты предоставляются в национальной валюте.
26. Бюджетные кредиты будут предоставляться как с фиксированной, так и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения, определяемыми кредитором.
Срок бюджетного кредита исчисляется со дня перечисления бюджетного кредита на счет заемщика.
27. Основными условиями бюджетного кредитования являются:
направление кредитов для развития малого и среднего предпринимательства;
соблюдение заемщиками предъявляемых при бюджетном кредитовании требований;
использование установленных для бюджетного кредитования форм предоставления кредитов;
обеспечение возвратности кредитов.
5. Порядок и условия предоставления банком-заемщиком бюджетных кредитов конечным заемщикам
28. Банком-заемщиком предоставление бюджетных кредитов конечным заемщикам из кредитных ресурсов кредитора осуществляется в соответствии с действующим законодательством, заключенным с кредитором кредитным договором и внутренней кредитной политикой банка-заемщика.
29. Банк-заемщик производит экспертизу кредитных предложений конечных заемщиков путем проведения: анализа платежеспособности конечных заемщиков и степени риска непогашения бюджетного кредита, анализа экономической целесообразности, технико-экономических и финансовых показателей проекта, проверки наличия источников и
обеспечения погашения кредита.
30. На основании результатов экспертизы кредитных предложений банком-заемщиком по согласованию с администратором программы принимается решение о кредитовании конечных заемщиков, заключаются с ними кредитные договора и другие документы, связанные с бюджетными кредитами.
31. После заключения кредитных договоров и связанных с ними документов банком-заемщиком открываются на имя конечных заемщиков ссудные счета, на которые в соответствии с кредитными договорами зачисляются суммы бюджетных кредитов. С указанного счета производится выдача кредитов путем перечисления денег на расчетный счет конечного заемщика либо оплаты его платежных документов.
32. Основными приоритетными направлениями, по которым отбираются бизнес-проекты, являются:
производство;
выпуск конкурентоспособной продукции;
переработка сельскохозяйственной продукции;
развитие животноводства и птицеводства;
выращивание овощебахчевых культур;
рыболовство и рыбоводство;
выпуск строительных материалов;
развитие жилищного строительства;
организация оптовой торговли;
предоставление услуг;
организация торговли в сельских округах;
организация ремонта техники, включая бытовую.
Сноска: Пункт 32 с изменением, внесенным решением Акимата Атырауской области от 06.07.2004 N 148.
6. Порядок погашения и обслуживания бюджетных кредитов
33. Погашение основного долга и выплата начисленного вознаграждения осуществляется заемщиком в соответствии с заключенным кредитным договором.
При этом устанавливается следующая очередность платежей:
начисленные штрафы и пени;
начисленное вознаграждение;
погашение основного долга.
Продолжительность льготного периода основного долга бюджетного кредита подтверждается соответствующими расчетами заемщика и администратора бюджетной программы.
При этом продолжительность льготного периода не должна превышать 1/3 (одной трети) продолжительности срока кредита.
34. Начисление вознаграждения за пользование бюджетным кредитом осуществляется с даты перечисления средств бюджетного кредита со счета администратора бюджетной программы на счет банка-заемщика, при реструктуризации бюджетного кредита с даты подписания соответствующих договоров.
35. В кредитных договорах по соглашению сторон может быть предусмотрено право на досрочное погашение.
36. Кредитор имеет право на досрочное расторжение кредитного договора и возврат фактически предоставленных сумм кредита с начисленными вознаграждением и штрафами в случае нарушения банком-заемщиком условий кредитного договора.
37. При выявлении фактов нецелевого использования бюджетного кредита кредитор вправе взыскивать с банка-заемщика неправомерно использованные суммы кредита с взиманием штрафа в размере, оговоренном в кредитном договоре, в порядке, определяемом Министерством финансов Республики Казахстан.
В случае выявления фактов использования кредитов не по целевому назначению, предоставленных за счет местных бюджетов, конечный заемщик возвращает сумму средств, использованную не по целевому назначению и выплачивает штраф в размере 25% от суммы, использованной не по целевому назначению.
38. При образовании у заемщика задолженности по бюджетному кредиту и ее непогашении в течение срока, определенного условиями кредитного договора, банком-заемщиком (в случае с конечным заемщиком) принимаются соответственно следующие меры, обеспечивающие возврат задолженности:
направление гаранту (поручителю) документов об исполнении им обязательств по погашению задолженности заемщика в установленном законодательством порядке;
реализация заложенного имущества заемщика на основании договора о залоге в соответствии с действующим законодательством;
предъявление к оплате требований заемщика к другому лицу, которые заемщик уступил в пользу кредитора либо банка-заемщика;
осуществление взыскания в судебном порядке, вплоть до объявления судом заемщика банкротом в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 января 1997 года "О банкротстве".
39. При образовании у банка-заемщика задолженности по бюджетному кредиту и ее непогашения в течение срока, определенного условиями кредитного договора, кредитором принимаются также иные меры, обеспечивающие возврат задолженности в денежном выражении в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
40. Кредит,выданный за счет средств местного бюджета, считается погашенным при возврате банком-заемщиком в местный бюджет суммы основного долга и уплате в полном объеме вознаграждения и других сопутствующих платежей, связанных с этим кредитом, включая штрафы.
41. Реструктуризация кредитов, предоставленных за счет средств местного бюджета, как то изменение:поставки вознаграждения;
срока погашения кредита или очередного платежа;
валюты кредита осуществляется на основании постановления областного акимата.
При реструктуризации кредита между кредитором и заемщиком заключается договор (соглашение) о реструктуризации.
При этом кредитором:
установленные ставки вознаграждения осуществляется в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.
При этом изменение сроков погашения кредита или очередного платежа, валюты кредита, а также ставки вознаграждения не должно влиять на размер доходной части бюджета, утвержденного решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
При реструктуризации кредитов заемщикам, решение о реструктуризации кредитов, предоставленного за счет средств местного бюджета производится на основании предложений Комиссии ставка вознаграждения определяется в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил в национальной валюте.
7. Учет и контроль бюджетных кредитов
42. Мониторинг предоставленных бюджетных кредитов администратором программы осуществляется в порядке и по формам, установленным Министерством финансов Республики Казахстан, на основе регулярно предоставляемой банком-заемщиком отчетности.
43. Контроль за освоением, целевым использованием, своевременным и полным погашением банком-заемщиком бюджетных кредитов осуществляются кредитором по кредитам, выданным из
местных бюджетов; банками-заемщиками по всем бюджетным кредитам в случае с конечным заемщиком.
Оценка эффективности использования бюджетных кредитов осуществляется администратором программы.
44. Акимы города Атырау и районов также осуществляют контроль за целевым использованием и своевременным возвратом кредитных средств.
Акимам города Атырау и районов запрещается выдавать гарантии местного бюджета и обязательства по финансируемым проектам.
45. Выделение бюджетных средств банку-заемщику производится путем финансирования кредитором через администратора программы. В случае не освоения по каким-либо причинам банком-заемщиком в течение 20 рабочих дней выделенных бюджетных средств, финансируемых как кредитные ресурсы, с учетом проведения соответствующих банковских операций, подлежат возврату на счет администратора бюджетных программ.
46. Вносимые конечными заемщиками средства в счет погашения полученных кредитов до истечения установленного договором срока возврата в бюджет полученных денег, банком-заемщиком могут быть направлены на повторное кредитование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, представленных администратором бюджетной программы.
47. В соответствии с заключенным кредитным договором между акимом области или лицом его замещающим и банком-заемщиком обеспечивается представление отчетов об освоении бюджетных средств в установленном объеме и порядке.
48. Администратор программы в целях контроля вправе затребовать от банка-заемщика другую необходимую информацию, связанную с бюджетными кредитами.
49. Все бюджетные кредиты, предоставленные из местных бюджетов, подлежат централизованному учету Атырауским областным финансовым управлением на основании регулярной отчетности администратора программы о фактическом предоставлении, обслуживании и погашении бюджетных кредитов по формам и в сроки, определяемые Министерством финансов Республики Казахстан.
50. Атырауское областное финансовое управление в целях контроля вправе затребовать у банка-заемщика и администратора программы необходимую информацию, связанную с бюджетными кредитами.