Извлечение из
приказа Министра индустрии и торговли
Республики Казахстан от 26 сентября 2006 года N 245
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актов" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу приказы Министра индустрии и торговли Республики Казахстан согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
Министр
...
1. Приказ Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 14 сентября 2005 года N 301 "Об утверждении Правил по определению монопольно высокой и монопольно низкой цены" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3837, опубликован в газете "Юридическая газета" 2005 г., N 193 (927) и в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2005 г., N 19, ст. 170).
...
__________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы", ПРИКАЗЫВАЮ:
2. Департаменту административно-правовой работы - Аппарат обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан - Министр
Утверждены
приказом Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан-Министром индустрии
и торговли Республики Казахстан
от 14 сентября 2005 года N 301
1. Правила по определению монопольно высокой и монопольно низкой цены (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "
О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности" (далее - Закон), на основе Правил введения государственного регулирования цен на товары субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, утвержденных
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года N 1212, и Правил по регулированию цен на услуги монопольно осуществляемые государственными предприятиями утвержденных
приказом
Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 25 августа 1999 года N 61-ОД (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 930), а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок бухгалтерского учета в Республике Казахстан.
Целью настоящих Правил является определение монопольно высоких и монопольно низких цен, устанавливаемых субъектами рынка, занимающими доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке (далее - доминант).
1) монополистическая деятельность - противоречащие Закону действия (бездействие) субъектов рынка, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемляющие законные интересы потребителей;
2) монопольно высокая цена - цена, устанавливаемая доминантом с целью компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительного дохода в результате злоупотребления доминирующим (монопольным) положением;
3) монопольно низкая цена - цена товара, сознательно устанавливаемая доминантом, целью установления которой является ограничение конкуренции путем устранения конкурентов с товарного рынка;
4) монопольный доход - доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности;
5) монопсония - состояние рынка, при котором спрос на товар предъявляется единственным покупателем, а предложение формируется множеством продавцов, ни один из которых не может оказать ощутимого влияния на формирование цены потребления;
6) монопсонически низкая цена - монопольно низкая цена товара, установленная доминантом в целях получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет субъектов рынка, продающих (производящих) необходимый потребителю (приобретателю) товар;
7) обоснованная цена - цена доминанта, монопольно продающего (производящего) товар, сложившаяся исходя из его фактических затрат с учетом обоснованной им прибыли, необходимой для осуществления его монопольного вида деятельности или сложившейся, в среднем, по отрасли;
9) субъекты рынка - физические, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров;
10) товар (работы, услуги) - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи и обмена.
3. Признаками монополистической деятельности субъекта рынка, выразившимися в установлении монопольно высоких цен, являются:
1) превышение роста цен на монопольно продаваемый (производимый) субъектом рынка товар над ростом цен на продукцию субъектов рынка, осуществляющих свою деятельность на том же товарном рынке, что и субъект рынка, монопольно продающий товар;
2) превышение роста прибыли по монопольно продаваемым товарам доминанта над ростом себестоимости монопольно продаваемого (производимого) им товара;
3) превышение роста расходов периода на единицу продукции над ростом производственной себестоимости единицы продукции;
4) необоснованное использование производственных мощностей не в полном объеме по сравнению с проектной мощностью предприятия при наличии спроса на монопольно продаваемый (производимый) товар;
5) необоснованное сокращение доминантом объемов продажи (поставки) товара или прекращение его продажи (поставки) при наличии возможности его продажи (поставки), а также спроса (заказов) потребителей;
6) скрытое повышение цен на монопольно продаваемый (производимый, поставляемый) товар путем снижения качества и других характеристик (например вес единицы продукции) монопольно продаваемого (производимого) товара;
7) действия доминанта, направленные на:
искусственное увеличение цены, выражающиеся в навязывании доминантом потребителю дополнительных условий, не относящихся к предмету договора на продажу (производство) товара;
включение им в договор на продажу (производство) товара дискриминирующих условий, которые ставят определенного потребителя в неравные условия по сравнению с другими потребителями монопольно продаваемого (производимого) товара;
выражение доминантом согласия на заключение договора на продажу (производство) товара только при внесении в него определенных условий, также приводящих к увеличению цены на монопольно продаваемый (производимый) товар;
8) включение в себестоимость продаваемого (производимого) товара затрат, не связанных с продажей (производством) товара;
9) необоснованный рост себестоимости продаваемого (производимого) товара;
10) опережающий рост затрат по сравнению с индексом роста оптовых цен на товары, стоимость которых включаются в затраты субъекта рынка, монопольно продающего (производящего) товар;
11) увеличение темпов роста заработной платы административного персонала по сравнению с темпами роста заработной платы производственного персонала;
12) необоснованное увеличение темпов роста расходов периода;
13) превышение уровня рентабельности монопольно продаваемого (производимого) товара над среднеотраслевым показателем рентабельности и/или над рентабельностью другого аналогичного товара, продаваемого (производимого) другим субъектом рынка, (при этом, необходимо учитывать, что если наибольший удельный вес в структуре себестоимости монопольно продаваемого (производимого) товара занимает какой-то один вид издержек, на который проверяемый субъект рынка не может оказать влияния, то по динамике именно этого вида затрат также можно судить о том, является ли цена монопольно высокой или нет).
4. Признаки монополистической деятельности субъекта рынка, выразившейся в установлении монопольно низких цен:
1) себестоимость монопольно продаваемого (производимого) субъектом рынка товара превышает цену реализации монопольно продаваемого (производимого, поставляемого) товара;
2) снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на товар за определенный период времени, не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства.
5. Признаки монополистической деятельности субъекта рынка, выразившейся в установлении монопсонически низких цен:
1) сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей продавцов (производителей) при наличии спроса на продаваемый (производимый) товар;
2) приобретение субъектом рынка, занимающим в качестве потребителя (приобретателя) доминирующее положение на определенном товарном рынке, товаров по ценам, сложившимся на рынке, не обеспечивающим продавцу (производителю) получение прибыли на среднеотраслевом уровне и/или возмещение себестоимости;
3) не обусловленное конъюнктурой рынка увеличение прибыли субъекта рынка, занимающего в качестве потребителя (приобретателя) доминирующее положение на определенном товарном рынке, путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика (производителя);
4) уход с рынка двух или более продавцов (производителей) вследствие спровоцированной потребителем (приобретателем) убыточности их деятельности.
6. Для выявления злоупотреблений субъекта рынка своим доминирующим (монопольным) положением, выразившихся в установлении ими монопольно высоких и монопольно низких цен, проводится анализ:
1) товарного рынка, на котором субъект рынка занимает доминирующее (монопольное) положение;
2) предназначения (применения) товаров, монопольно продаваемых (производимых) субъектом рынка;
3) финансового состояния доминанта;
4) динамики производственной и полной себестоимости монопольно продаваемого (поставляемого) субъектом рынка товара с целью выявления причин увеличения (сокращения - для монопсонически низких цен) издержек производства;
5) динамики производственной и полной себестоимости единицы продукции;
6) прибыли, полученной субъектом рынка в результате монопольной продажи (потребления) товара;
7) динамики цен на монопольно продаваемый (производимый) субъектом рынка товар;
8) динамики объемов производства (потребления) доминанта;
9) использования производственных мощностей;
10) договоров;
11) производственных затрат, расходов периода и прибыли;
12) использование прибыли.
7. Определение монопольно высоких цен может включать в себя следующие этапы:
1) сопоставление динамики роста цен на монопольно продаваемый (производимый) товар и издержек производства (в том числе издержек, связанных с поставкой). При этом, свидетельством установления монопольно высоких цен могут являться:
2) сравнение уровня цен на аналогичный товар на различных географических границах товарных рынков. При этом, могут учитываться:
сопоставимы ли сами товары на сравниваемых товарных рынках по назначению и качеству;
сравнимы (сходны) ли рынки по объему, условиям производства (ценам на ресурсы) и налогообложению;
имеется ли развитая конкуренция на сравниваемых товарных рынках;
имеется ли на других сравниваемых товарных рынках регулирование цен или других параметров производственно-хозяйственной деятельности;
3) анализ уровня прибыли субъекта рынка, монопольно продающего (производящего) товар, назначение и использование прибыли.
8. Определение монопольно низких цен может включать в себя следующие этапы:
1) анализ превышения себестоимости монопольно продаваемого (производимого) товара над фактической ценой монопольного товара;
2) определение уровня цены единицы продукции, не приносящей убытки от продажи (производства) монопольного товара.
9. Определение монопсонически низких цен может включать в себя следующие этапы:
1) установление факта доминирования субъекта рынка, являющегося потребителем (покупателем) товара;
2) подтверждение получения потребителем (покупателем) дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца (производителя) товара;
3) установление факта занижения доминантом в качестве потребителя (покупателя), покупной цены товара.
10. Обоснованная цена формируется из фактических затрат субъекта рынка, связанных с продажей (производством) монопольного товара, с учетом обоснованной прибыли и необходимой для осуществления его деятельности (или сложившейся на уровне среднеотраслевой прибыли).
11. Фактические затраты субъекта рынка включают в себя обоснованные затраты, непосредственно связанные с продажей (производством) монопольного товара и расходы периода (включая налоги и обязательные сборы и платежи).