Сноска. Утратило силу решением маслихата города Астаны от 26.08.2009 года N 244/37/-IV
Рассмотрев представленную акиматом города Астаны Программу развития малого предпринимательства города Астаны на 2006-2008 годы, руководствуясь статьей 6 закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении В республике Казахстан", маслихат города Астаны РЕШИЛ:
Утвердить прилагаемую Программу развития малого предпринимательства города Астаны на 2006-2008 годы.
Председатель сессии
маслихата города Астаны С. Байболов
Секретарь маслихата
города Астаны В. Редкокашин
Лист согласования
к Программе развития малого предпринимательства
города Астаны на 2006-2008 годы
Директор Государственного учреждения
"Департамент предпринимательства
и промышленности города Астаны" А. Керимбеков
Директор Государственного учреждения
"Департамент финансов города Астаны" А. Аскарова
И.о. директора
Государственного учреждения
"Департамент экономики и бюджетного
планирования города Астаны" Ж. Нурпиисов
Директор Государственного учреждения
"Департамент внутренней политики
города Астаны" А. Орсариев
Директор филиала Общенационального
союза предпринимателей и работодателей
Казахстана "Атамекен" в городе Астане Т. Омурзаков
УТВЕРЖДЕНА
решением маслихата города Астаны
от 17 ноября 2005 года N 197/23-III
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА АСТАНЫ
на 2006-2008 ГОДЫ
Астана - 2005 год
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование Программы Программа развития малого предпринимательства
города Астаны на 2006-2008 годы.
Основание для Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997
разработки Программы года N 131 "О государственной поддержке
малого предпринимательства", Послание
Президента Республики Казахстан народу
Казахстана от 18 февраля 2005 года
"Казахстан на пути ускоренной экономической,
социальной и политической модернизации",
Программа ускоренных мер по развитию малого
и среднего предпринимательства в Республике
Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденная
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 12 мая 2005 года N 450.
Разработчик Департамент предпринимательства и
промышленности города Астаны.
Цель Программы Повышение конкурентоспособности малого
предпринимательства города Астаны и
увеличение его доли в экономике столицы
через формирование новой идеологии
взаимодействия власти и бизнеса.
Задачи Программы Искоренение практики принудительного
спонсорства в городе.
Содействие самоорганизации бизнес-сообщества.
Создание благоприятных условий для открытия
бизнеса в социально значимых сферах экономики.
Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки
предпринимательства.
Сроки реализации 2006-2008 годы.
Объемы и источники 2006 год - 92055 тыс. тенге;
финансирования 2007 год - 86677 тыс. тенге;
2008 год - 99063,7 тыс. тенге.
Средства местного бюджета в пределах
ежегодно выделяемых средств на указанные
цели, средства республиканского бюджета,
внебюджетные целевые средства, гранты
международных и отечественных финансовых
организаций, средства предпринимателей и
их общественных организаций, а также иные,
не запрещенные законодательством
Республики Казахстан источники.
Ожидаемые результаты В результате реализации Программы:
будут созданы благоприятные инфраструктурные,
финансовые, информационные и правовые условия
для развития малого предпринимательства;
будет обеспечено устойчивое развитие субъектов
малого предпринимательства (далее - СМП);
увеличена доля СМП в валовом региональном
продукте;
активизирована деятельность СМП в развитии
новых видов предпринимательства в рамках
организуемых производственных кластеров.
Программа развития малого предпринимательства города Астаны на 2006-2008 годы разработана на основании Закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года N 131 "О государственной поддержке малого предпринимательства", Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" и Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года N 450.
На прошедшем 25 марта 2005 года Конгрессе предпринимателей Казахстана Глава государства сформулировал несколько основных задач, решение которых позволит увеличить вдвое долю малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте:
повышение конкурентоспособности и производительности отечественного бизнеса;
глобальный подход к ведению бизнеса;
дальнейшее стимулирование развития предпринимательства, включающее в себя устранение административных барьеров и расширение сферы применения специального налогового режима;
создание партнерских отношений между предпринимательством и государством.
Настоящая Программа разработана в духе новых задач, поставленных Президентом Республики Казахстан, и ее реализация положительно скажется на развитии малого предпринимательства и в целом социально-экономическом развитии города.
3. Анализ современного состояния и развития
малого предпринимательства
Анализ реализации Программы поддержки и развития малого предпринимательства города Астаны на 2003-2005 годы (далее - действующая программа) демонстрирует постоянный рост показателей развития малого предпринимательства (см. Приложение 1).
Сравнивая оценочные показатели 2005 года (рассчитанные по средней динамике года, а также в соответствии с оценкой показателей по Среднесрочному плану) и итоговые данные 2002 года - начала действия нынешней программы, необходимо отметить следующее.
К концу 2005 года будет зарегистрировано более 38 тысяч субъектов малого предпринимательства, из них более трети - юридические лица и менее двух третей - индивидуальные предприниматели. В 2002 году эта пропорция составляла 50 на 50. При этом доля работающих в фирмах увеличилась с 50 до 65 %. Это показывает качественный рост городских компаний.
По сравнению с 2002 годом, количество СМП увеличится на 81,9 %.
Следует отметить, что проблема учета количества СМП по-прежнему не решена на уровне центральных органов, и это не позволяет оперировать точными данными.
Численность занятых в сфере малого бизнеса превысит 88 тысяч человек. По итогам 2002 года в сфере малого предпринимательства работали 51329 человек. Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятого населения в 2005 году составит 32 %, тогда как в 2002 году она составляла 23 %.
По оценкам в 2005 году объем произведенной продукции, работ и услуг превысит 91 млрд. тенге, рост по сравнению с итоговыми данными за 2002 год составит 75,6 %. В общей отраслевой структуре производства в 2002 году доля торговли составляла 41,4 %, доля производства в реальном секторе экономики - 41 %. В 2003 году доля торговли составила 37,5 %, реальный сектор - 45 %. По предварительному прогнозу в 2005 году доля торговли будет составлять 36 %, а доля производства в реальном секторе составит 45,6 %. По сравнению с итогами 2003 года, в 2005 году предполагается увеличение производства в реальном секторе на 11 млрд. тенге, или на 37,7 %, в торговле и сфере услуг - на 29,6 %, или на 7,5 млрд. тенге. Темпы роста свидетельствуют о стабильном росте производства СМП, причем производство в реальном секторе в сравнении с производством в торговле и сфере услуг увеличивается опережающими темпами.
Прогнозируется, что за 2005 год поступления налогов и платежей в бюджет от СМП превысят 19 млрд. тенге, что на 16,5 млрд. тенге больше, чем за 2002 год, или почти в 6 раз. Удельный вес поступлений налогов и платежей в общей налоговой массе в 2005 году составит 9,7 %, (5,5 % - в 2002 году).
В 2005 году СМП будет выдано почти 54 млрд. тенге по 3900 проектам. В 2002 году коммерческими банками второго уровня города Астаны прокредитованы 2637 проектов на сумму 28194,2 млн. тенге.
Исходя из имеющихся данных, с 2003 года по настоящее время увеличили кредитование СМП: филиал АО "Народный банк Казахстана" - в 6 раз, филиал АО "АльянсБанк" - в 2,6 раза, филиал АО "ТемирБанк" - в 2,5 раза, филиал АО "БанкЦентрКредит" - в 2 раза, филиал АО "Банк Каспийский" - в 1,8 раза, филиал АО "Нурбанк" - на 35 %, филиал АО ДБ "АльфаБанк" - на 23 %, АО "Цеснабанк" - на 7 %.
В то же время снижение кредитования СМП допустили такие банки, как филиал АО "Банк Туран Алем" - в 2,8 раза, филиал АО "АТФ банк" - в 1,7 раза.
В период действия Программы согласно Указу Президента Республики Казахстана от 6 марта 1997 года N 3398 "О мерах по усилению государственной поддержки развития малого предпринимательства":
передано в аренду и продано почти 8000 земельных участков;
выдано более 2000 разрешений на переоборудование и перепланировку помещений на первых этажах;
объектов коммунальной собственности передано: в аренду - 11, в доверительное управление - 25, в безвозмездную собственность - 61, продано - 17.
Количество зарегистрированных СМП на 10 тыс. жителей столицы по прогнозным оценкам составит в 2005 году 705 единиц вместо 416 единиц в 2002 году, или на 69 % больше.
В структуре занятости малого предпринимательства по видам экономической деятельности в период реализации действующей программы в торговле заняты порядка 39 % СМП, в то время как ежегодно растет доля занятых в реальном секторе экономики: в 2003 году - 22 %, в 2004 году - почти 26 %. По оценке 2005 года данный показатель достигнет 29 %, а на долю торговли придется 36 % занятых в малом предпринимательстве.
Доля торгово-посреднической деятельности продолжает оставаться значительной, поскольку не требует больших вложений при входе в бизнес.
Анализ реализации действующей программы показывает перспективное значение системы финансовой поддержки СМП для их эффективного развития. Такие меры были предусмотрены в действующей программе. На льготное кредитование из местного бюджета в 2003 году было выделено 50 млн. тенге, которые не были освоены, в 2004 году было выделено и освоено 18,4 млн. тенге лизинговых средств, а в 2005 году выделено и освоено 28,1 млн. тенге лизинговых средств и 50 млн. тенге кредитных ресурсов.
Одна из первоочередных задач действующей программы - расширение и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства была достигнута за счет создания в декабре 2002 года ГКП "Центр поддержки малого бизнеса города Астаны" (ныне ГКП "Центр индустриально-инновационного развития города Астаны", далее - Центр) на базе Сервис-центра, образованного в 1999 году.
С 1999 года Департаментом экономики и развития малого бизнеса, позднее ГКП "Фонд коммунальной собственности" для Сервис-центра было закуплено оборудование для передачи в аренду СМП. Поскольку закупка оборудования была произведена по неоправданно высоким ценам, аренда и лизинг по нему оказались невостребованными СМП.
Начиная с 2004 года, Центр изменил порядок работы по лизинговой программе. Закупка оборудования осуществляется только под конкретный проект СМП, прошедший отбор на заседании экспертной комиссии при акимате города, что позволило значительно активизировать работу по льготному лизинговому кредитованию. Также СМП оказываются бесплатные консультации по организации работы, ведению бухгалтерии, внедрению систем менеджмента качества на основе международных стандартов серии ИСО, что позволяет предпринимателям выйти на более высокий уровень управления бизнес-процессами, обеспечения конкурентоспособности продукции и продвижения на рынке.
С декабря 2002 года в городе Астане функционирует бизнес-инкубатор "Астана-инновация", в задачи которого входит выделение помещений вновь создаваемым фирмам, предоставление офисных услуг, доступа к сети Интернет для клиентов бизнес-инкубатора, бесплатные консультационные услуги, включая юридические и маркетинговые. В бизнес-инкубаторе в настоящее время размещаются 25 СМП на условиях аренды. Следует признать, что из-за ветхости системы коммуникаций здания, в котором размещен Бизнес-инкубатор, и отсутствия бюджетных средств на его содержание основная функция бизнес-инкубатора по ротации предприятий в связи с истечением инкубационного периода оказалась неэффективной.
Другая задача действующей программы - обеспечение защиты прав и интересов СМП достигается программой "Адвокатура малого бизнеса", действующая с 2004 года. За это время бесплатную помощь получил 51 СМП. Кроме этого, с апреля 2005 года организована "Централизованная бухгалтерия малого бизнеса", бесплатные услуги которой получили 85 СМП.
Также с 2004 года начато ситуативное обучение предпринимателей посредством выпуска брошюр. В рамках этой работы были изданы следующие брошюры: "Как организовать бизнес на первых этажах", "Как составить бизнес-план", "За что чаще всего контролеры штрафуют бизнесменов", "Как создать микрокредитную организацию", "Право интеллектуальной собственности", "Как разработать, внедрить и сертифицировать систему менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО 9001:2000", "Как не нарушать права потребителей", "Отель Ревю" общим тиражом 9000 экземпляров. Все эти путеводители были презентованы в средствах массовой информации и бесплатно распространяются среди предпринимателей.
Основной принцип издания брошюр - анализ и синтез проблем, волнующих предпринимателей.
По инициативе Департамента предпринимательства и промышленности города Астаны упрощены процедуры по организации бизнеса на первых этажах жилых зданий. На 6,5 тыс. тенге снижены цены на услуги КГП "Горархитектура". Упрощены процедуры согласования наружной рекламы и требований санитарно-эпидемиологического надзора.
Директором Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора города Астаны 1 июня 2004 года издан приказ N 42/1 "Об ограничении согласований объектов, расположенных на первых этажах жилых и административных зданий", которым установлено не проводить согласования объектов, не представляющих санитарно-эпидемиологическую значимость.
В 2004 году решен вопрос о совершенствовании лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией на территории города Астаны (упрощение получения "повторных" лицензий). В результате этого число соприкосновений СМП с чиновниками при получении повторной лицензии сократилось в 5 раз.
Летом 2005 года внесены дополнения в Правила застройки территории города Астаны, утвержденные решением маслихата города Астаны от 29 июня 2004 года N 55/9-III. Они направлены на то, чтобы акимат города был вправе одним решением разрешать СМП одновременно проектирование и строительство на предоставляемом земельном участке. До этого же выносились два отдельных решения.
В городе Астане функционируют Экспертные советы при городском Налоговом комитете и Департаменте СЭС. Заседания этих Советов обычно посвящены темам уменьшения очередей, ускорения выдачи различных справок и сокращения объектов для согласования.
Задача по ускорению формирования системы общественной поддержки малого предпринимательства нашла свое продолжение в принятой Программе ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
В республиканской программе основной акцент сделан на недопущении необоснованного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Для достижения этой цели с 2004 года проводятся специальные акции:
"Нет - принудительному спонсорству", в рамках которой соответствующим департаментам и управлениям в 2005 году было выделено 20 млн. тенге для организации общественных мероприятий в районных акиматах;
"Очередь - предпосылка коррупции", которая направлена на защиту предпринимателей и потребителей нашего города. В рамках этой акции постоянно проводится мониторинг очередей в кабинеты, обслуживающие СМП, и принимаются меры по их сокращению, поскольку очереди - это возможность возникновения коррупционных правонарушений. В частности, такой мониторинг проведен в РГП "Центр по недвижимости", Астанинском филиале "Астанинский почтамт" ОАО "Казпочта", городском центре телекоммуникаций "Астанателеком", Департаменте жилья города Астаны, районных налоговых комитетах и паспортных столах.
В эти годы проводились различные конкурсы, ярмарки, форумы, встречи по профессиям и презентации с целью информационного обеспечения и пропаганды малого предпринимательства.
Проведенный анализ выделил ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.
Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов.
Недостаточный уровень фондовооруженности СМП не способствует повышению экономической эффективности сектора и сдерживает его кредитование.
По этой причине торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств.
Наблюдается дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в сфере правового обеспечения бизнеса, ведения бухгалтерского учета. Большинство СМП отличаются низкой правовой, финансовой и информационной культурой.
Традиционное представление, что сферой деятельности малого предпринимательства являются торговля и питание, существенно сужает поле применения инициативы предпринимателей, а также не способствует увеличению емкости рынка предоставления услуг СМП. Вместе с тем существует мировая практика вовлечения малого предпринимательства в производственную сферу, позволяющая за счет их деятельности эффективно дополнять технологические цепочки производства в рамках отраслевых кластеров. Подобная схема взаимодополнения по кластерному типу начала выстраиваться в Астане как в сфере производства (кластер промышленности строительных материалов), так и в сфере предоставления услуг (туристический кластер).
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ на местном уровне путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет, современной государственной политики развития предпринимательства и взаимодействия с ним государства на качественно высоком уровне.
Целью Программы является повышение конкурентоспособности малого предпринимательства и увеличение доли СМП в экономике города Астаны через формирование принципов новой идеологии взаимоотношений власти и бизнеса. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
искоренение практики принудительного спонсорства в городе;
содействие самоорганизации бизнес-сообщества;
создание благоприятных условий для открытия бизнеса в социально значимых сферах экономики;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
§ 1. Искоренение практики принудительного спонсорства
Важнейшим направлением формирования новой идеологии является мера по исключению практики принудительного спонсорства. Следует закрепить существующий позитивный опыт выделения бюджетных средств на эти цели, который реализуется в столице с начала 2005 года. В связи с этим предполагается, что районным акиматам ежегодно, начиная с 2006 года, будут выделяться средства для проведения праздничных и других городских мероприятий с размещением заказов среди предпринимателей.
Таким образом, постоянное финансирование городских мероприятий с целью исключения практики принудительного спонсорства станет прямым сигналом городской власти бизнес-сообществу о том, что государство располагает достаточными средствами, чтобы не принуждать предпринимателей оказывать бесплатные услуги, а, напротив, оплачивать их, и тем самым способствовать развитию предпринимательства. Подобная практика позволит сформировать в общественном сознании стойкий иммунитет к любым попыткам принудительного спонсорства со стороны государственных органов, будет способствовать укреплению отношений социального партнерства между государством и бизнес-сообществом.
В то же время отказ от принудительного спонсорства не означает, что общество не нуждается в социальных программах, которые могли бы финансироваться из частных источников. Корпоративная социальная ответственность является общемировой практикой, которую принято рассматривать с маркетинговой точки зрения как выгодные инвестиции в бизнес. В этой связи Программа предполагает проведение социологических исследований на эту тему и выработку рекомендаций предпринимателям по выстраиванию собственной стратегии корпоративной социальной ответственности.
§ 2. Содействие самоорганизации бизнес-сообщества
Общественные объединения предпринимателей являются важным механизмом взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами и населением. Все проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, должны систематизироваться и анализироваться внутри таких объединений и создавать предпосылки для формирования консолидированной позиции предпринимателей, что, в свою очередь, будет способствовать повышению статуса предпринимателей как равноправных партнеров государственных органов в реальном процессе принятия решений. Кроме того, такие объединения позволяют государственным органам оперативно взаимодействовать с предпринимателями в целях доведения информации о государственной политике в этой области.
Опыт показывает, что основным препятствием в деятельности объединений является проблема их совместного финансирования предпринимателями.
Поэтому предполагается выделение средств по стимулированию создания новых и поддержки существующих общественных объединений предпринимателей города Астаны. В частности, будет осуществлено финансирование общественных объединений предпринимателей, в том числе среди женщин, молодежи и лиц с ограниченными физическими возможностями, через государственный социальный заказ.
Важным аспектом формирования новой идеологии предпринимательства является гармоничное сочетание усилий государства, направленных на развитие и поддержку предпринимательства, с мерами по соблюдению требований качества производимых СМП товаров и оказываемых услуг. В этой связи Программа предполагает, с одной стороны, принятие мер по активизации контроля по соблюдению правил проведения государственными органами проверок деятельности СМП, с другой стороны, - тесное сотрудничество с неправительственными организациями, работающими в сфере защиты прав потребителей, для эффективного мониторинга рынка товаров и услуг и своевременного принятия мер в отношении недобросовестных предпринимателей. Кроме того, совместно с общественными объединениями предпринимателей будут проводиться профессиональные конкурсы, а также конкурсы "Лучшие товары", "Лучший рынок", призванные стимулировать повышение качества товаров и предоставляемых услуг. Совместно с Комиссией по делам семьи и женщин при акимате города Астаны ежегодно будет проводится конкурс "Лучшее предприятие, возглавляемое женщиной" для стимулирования предпринимательства среди женщин.
Эти меры позволят укрепить вертикальные и горизонтальные институциональные связи между предпринимателями в рамках существующего Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана "Атамекен".
§ 3. Создание благоприятных условий для открытия
бизнеса в социально значимых сферах экономики
В связи с формированием новой идеологии местным исполнительным органам важно научиться направлять усилия бизнес-сообщества на решение социально значимых вопросов.
Важнейшим социально значимым вопросом на протяжении последних пяти лет для горожан является проблема быстрого роста цен на продукты питания и услуги. Решение этого вопроса - дальнейшее расширение конкурентной торговой среды.
Эффективному расширению конкурентной торговой среды будет способствовать создание благоприятных условий для вхождения в бизнес.
Предполагается, что в период реализации Программы на указанные цели из местного бюджета ежегодно будут выделяться средства на организацию и обустройство мест сезонной торговли плодоовощной продукцией, включая дачные палатки, площадки и торговое оборудование для ярмарочной и праздничной торговли, а также торговли "с колес".
В вопросах льготного кредитования СМП важная роль в качестве механизма взаимодействия местных государственных органов с АО "Фонд развития малого предпринимательства" отводится Комиссии при акимате города Астаны по развитию малого предпринимательства. Комиссия будет рассматривать и рекомендовать к льготному кредитованию бизнес-проекты СМП, реализация которых имеет важное социально-экономическое значение для региона, в том числе способствует созданию и развитию в столице современной инфраструктуры торговли и сервиса.
На постоянной основе будет осуществляться анализ объема и номенклатуры товаров (работ и услуг), закупаемых у СМП.
Будет продолжена работа по мониторингу строительства и ввода в эксплуатацию социально значимых объектов в сфере торговли, сервиса и услуг, в том числе с учетом гендерного аспекта, с целью ускорения прохождения предпринимателями процедур административного согласования проектов.
Проведение мероприятий в рамках данной Программы по созданию инфраструктурных условий для открытия бизнеса в сфере торговли и услуг будет способствовать поддержке малого бизнеса и развитию конкуренции среди торговых организаций города Астаны, что, в свою очередь, приведет к мультипликативному эффекту решения целого комплекса актуальных для столицы проблем, таких, как стабилизация цен на основные продукты питания и услуги; упорядочение несанкционированной уличной торговли; улучшение санитарно-эпидемиологического состояния города; повышение культуры обслуживания, а также увеличение занятости населения (организация новых рабочих мест).
§ 4. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства
Основным финансовым институтом для СМП, созданным по инициативе государства, является АО "Фонд развития малого предпринимательства" (далее - Фонд), филиал которого расположен и в Астане. На 1 января 2005 года ссудный портфель Фонда составил 15,4 млрд. тенге. В соответствии с Планом мероприятий Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в течение 2005-2007 гг. ежегодная капитализация Фонда за счет средств республиканского бюджета будет составлять 10 млрд. тенге.
Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2006 года будут приостановлены программы кредитования для развития малого предпринимательства за счет бюджетных средств, Фонд становится основным источником кредитования СМП. В этой связи для акимата города Астаны актуальной становится задача тесного взаимодействия с Фондом с целью оказания эффективной финансовой поддержки развитию предпринимательства в социально значимых сферах жизнедеятельности столицы. Для этого необходимо наладить систему мониторинга проектов СМП, проходящих рассмотрение в Фонде по городу Астане, и их экспертизу со стороны Комиссии при акимате города Астаны по развитию предпринимательства, а также Комиссии по делам семьи и женщин при акимате города Астаны с целью выработки рекомендаций Фонду по отбору социально значимых для города проектов.
Такая же система мониторинга и экспертизы проектов будет налажена в отношении других финансовых институтов, действующих на территории города Астаны (банки, микрокредитные и микрофинансовые организации).
В рамках Программы будет акцентировано внимание на развитии таких функций бизнес-инкубатора, как оказание консалтинговых, маркетинговых, правовых, бухгалтерских, образовательных и обучающих услуг всем субъектам предпринимательства независимо от того, располагаются ли они на территории бизнес-инкубатора или нет. В этой связи в равной мере на поддержку развития данных видов услуг для бизнеса могут претендовать и другие организации, номинально не являющиеся бизнес-инкубаторами.
В соответствии с Планом мероприятий по созданию пилотных кластеров, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года N 633, в городе Астане планируется создать Индустриальный парк промышленности строительных материалов. Одним из направлений функционирования Индустриального парка является привлечение СМП в технологическую инфраструктуру кластера строительных материалов. В связи с этим в рамках Программы через имеющуюся инфраструктуру поддержки предпринимательства будет оказана целенаправленная помощь в виде консалтинговых и маркетинговых услуг в отношении новых разработок в области технологий и практики ведения бизнеса. Будет организована система делового сотрудничества между крупными предприятиями и СМП для определения потенциальных партнеров и необходимого оборудования в рамках кластера строительных материалов.
Аналогичная работа также будет вестись в туристической отрасли с целью создания предпосылок формирования туристического кластера в городе Астане.
В целях усиления кадрового потенциала СМП, работающих в производственной сфере, будут приняты меры по обеспечению ежегодного прохождения производственной практики не менее 50 студентов колледжей и вузов города на высокотехнологичных предприятиях производства и сервиса.
На начальных этапах становления СМП сталкиваются с рядом организационных проблем, решение которых требует функциональных навыков и знаний. При этом у большинства СМП недостаточно ресурсов и не сформировалась культура аутсорсинга.
Учитывая, что услуги консалтинговых компаний - юридические, аудит и бухгалтерия, маркетинговые исследования, бизнес-планирование - являются дорогостоящими, в Программу включены мероприятия по закупу таких услуг для СМП.
Важным направлением деятельности государственных органов является сотрудничество с международными институтами поддержки предпринимательства для обмена информацией, совместного мониторинга проектов, реализуемых в регионе, с целью формирования скоординированной политики в области поддержки предпринимательства.
Формирование новой идеологии требует развития образовательной и информационно-методической системы поддержки СМП. В этой связи Программа предусматривает ряд мероприятий, таких, как разработка и выпуск методических и справочных пособий для малого предпринимательства; организация цикла теле- и радиопередач по вопросам малого предпринимательства; пропаганда и реклама новых видов бизнеса; проведение обучающих семинаров, конференций, выставок, "круглых столов" и конкурсов. Также предусмотрены меры по широкому информированию СМП об изменениях в законодательстве Республики Казахстан, касающихся деятельности малого предпринимательства; о мероприятиях, проводимых государственными органами по поддержке малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации, выполняющие государственный заказ.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансовое обеспечение Программы развития малого предпринимательства города Астаны на 2006-2008 годы будет осуществляться за счет средств местного бюджета в пределах ежегодно выделяемых средств на указанные цели, средств республиканского бюджета, внебюджетных целевых средств, грантов международных и отечественных финансовых организаций, средств предпринимателей и их общественных организаций, а также иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.
Для реализации мер, описанных в настоящей Программе, из местного бюджета в 2006 году будет выделено 92055 тыс. тенге, в 2007 году - 86677 тыс. тенге, в 2008 году - 99063,7 тыс. тенге.
При этом объемы финансирования из местного бюджета будут уточняться ежегодно при формировании и уточнении бюджета соответствующего года в установленном порядке.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Полная реализация Программы должна способствовать:
формированию новой идеологии предпринимательства;
созданию благоприятных инфраструктурных, финансовых, информационных и правовых условий для развития малого предпринимательства;
обеспечению устойчивого развития СМП;
увеличению доли СМП в валовом региональном продукте;
активизации деятельности субъектов малого предпринимательства в развитии новых видов предпринимательства в рамках организуемых производственных кластеров.
8. План мероприятий по реализации Программы развития
малого предпринимательства города Астаны на 2006-2008 годы
N |
Мероприятия |
Форма завершения |
Ответствен- |
Срок ис- |
Предпо- |
Источ- |
1. Искоренение практики принудительного спонсорства |
||||||
1. |
Исключить практику принудитель- |
Отчеты акиматов районов "Алматы" и "Сарыарка" в Департамент предпринима- |
Акиматы районов "Алматы" и "Сарыарка" |
По итогам квартала |
2006 год - 40000 2007 год - 42400 2008 год - 44944 |
Местный бюджет |
2. |
Подготавливать рекомендации для предприни- |
Рекомендации для СМП |
ДПП |
Ежегодно |
2006 год - 600 2007 год - 636 2008 год - 674,1 |
Местный бюджет |
2. Содействие самоорганизации бизнес-сообщества |
||||||
3. |
Содействовать общественным объединениям предпринима- |
Отчеты |
ДПП |
Ежегодно |
2006 год - 7000 2007 год - 7420 2008 год - 7865,2 |
Местный бюджет |
4. |
Активизировать функцию контроля за соблюдением государствен- |
Информация в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИТ) |
ДПП, Филиал Общенацио- |
По итогам полугодия |
Не требуется |
|
5. |
Содействовать НПО, работающим в сфере защиты прав потребителей. |
Отчет в МИТ |
ДПП, Филиал "Атамекен" (по согласованию) |
По итогам полугодия |
2006 год - 1500 2007 год - 1590 2008 год - 1685,4 |
Местный бюджет |
6. |
Совместно с общественными объединениями предпринима- |
Отчет в МИТ |
ДПП совместно с заинтересо- |
Ежегодно |
2006 год - 2400 2007 год - 2544 2008 год - 2696,6 |
Местный бюджет |
7. |
Содействовать проведению Форума предпринима- |
Информация в МИТ |
ДПП, Ассоциация по защите прав предпринима- |
Ежегодно |
Не требуются |
|
3. Создание благоприятных условий для открытия бизнеса в |
||||||
8. |
Анализировать объемы и номенклатуру товаров (работ и услуг), заку- |
Информация в МИТ |
ДПП совместно с заинтересо- |
По итогам полугодия |
Не требуются |
|
9. |
Проводить мониторинг строящихся |
Информация в акимат города Астаны |
ДПП совместно с заинтересо- |
По итогам квартала |
Не требуются |
|
10. |
Изготовить новые и реставрировать существующие прилавки для торговли дачной продукцией. |
Информация в ДПП |
ГКП "Центр индустриально |
По итогам квартала |
2006 год - 6055 2007 год - 605 2008 год - 3027,5 |
Местный бюджет (посред- |
11. |
Подготовить места для торговли во дворах (планировка, щебенение, |
Отчет в ДПП |
Акиматы районов "Алматы" и "Сарыарка" |
До 15 мая ежегодно |
2006 год - 1700 2007 год - 1802 2008 год - 1910,1 |
Местный бюджет |
12. |
Организовать выездную торговлю на городские мероприятия |
Организация |
Акиматы районов "Алматы" и "Сарыарка" |
По итогам квартала |
2006 год - 6500 2007 год - 6890 2008 год - 7303,4 |
Местный бюджет |
13. |
Организовать закуп палаток (фиеста) и мебели для праздничной торговли (стулья, столы, зонты). |
Информация в ДПП |
ЦИИР |
По итогам полугодия 2006 год |
2006 год - 4800 2008 год - 4800 |
Местный бюджет (посред- |
4. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства |
||||||
14. |
Активизировать сотрудничество Комиссии при акимате города Астаны по развитию малого предпринима- |
Информация в МИТ |
ДПП, Филиал "Атамекен" (по согласованию) |
По итогам полугодия |
Не требуются |
|
15. |
Совершенство- |
Информация в МИТ |
ДПП |
Ежегодно |
2006 год - 5000 2007 год - 5300 2008 год - 5618 |
Местный бюджет |
16. |
Обеспечить ежегодное прохождение производствен- |
Информация в МИТ |
ДПП, Филиал "Атамекен" (по согласованию) |
Ежегодно |
2006 год - 1500 2007 год - 1590 2008 год - 1685,4 |
Местный бюджет |
17. |
Обеспечить деятельность адвокатуры малого бизнеса по оказанию правовой помощи пред- |
Информация в акимат города Астаны |
ДПП |
По итогам полугодия |
2006 год - 3000 2007 год - 3180 2008 год - 3370,8 |
Местный бюджет |
18. |
Обеспечить деятельность централизо-ванной бух- |
Информация в акимат города Астаны |
ДПП |
По итогам года |
2006 год - 4000 2007 год - 4240 2008 год - 4494,4 |
Местный бюджет |
19. |
Обеспечить проведение маркетинговых исследований с целью информирования СМП о новых направлениях в бизнесе. |
Информация в СМИ |
ДПП |
Постоянно |
2006 год - 3000 2007 год - 3180 2008 год - 3370,8 |
Местный бюджет |
20. |
Осуществлять пропаганду и рекламу новых направлений бизнеса. |
Информация в СМИ |
ДПП, Филиал "Атамекен" (по согласованию) |
По итогам полугодия |
2006 год - 500 2007 год - 530 2008 год - 561,8 |
Местный бюджет |
21. |
Осуществлять мониторинг деятельности международных институтов в сфере поддерж- |
Информация в МИТ |
ДПП, Филиал "Атамекен" (по согласованию) |
По итогам полугодия |
Не требуется |
|
22. |
Выпускать методические пособия для ситуативного обучения пред- |
Выпуск мето- |
ДПП совместно |
По итогам полугодия |
2006 год - 1500 2007 год - 1590 2008 год - 1685,4 |
Местный бюджет |
23. |
Обеспечить информирование СМП о государ- |
Информация в МИТ |
Пресс-служба акима города Астаны, Департамент внутренней политики города Астаны, ДПП |
По итогам полугодия |
2006 год - 2000 2007 год - 2120 2008 год - 2247,2 |
Местный бюджет |
24. |
Обеспечить проведение семинаров, конференций, выставок, "круглых |
Информация в МИТ |
ДПП, Филиал "Атамекен" (по согласованию) |
По итогам полугодия |
2006 год - 1000 2007 год - 1060 2008 год - 1123,6 |
Местный бюджет |
Всего в течение трех лет на Программу необходимы средства в размере 277795,7 тыс. тенге, в том числе: в 2006 году - 92055 тыс. тенге, в 2007 году - 86677 тыс. тенге и в 2008 году - 99063,7 тыс. тенге.
_____________________________________________
Приложение 1
к Программе развития малого
предпринимательства города
Астаны на 2006-2008 годы
Таблица 1
Показатели развития малого предпринимательства
города Астаны за 2002-2005 годы
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Количество субъектов МП, ед. |
20970 |
25892 |
32008 |
38150* |
Численность занятых в сфере МП, чел. |
51329 |
66500 |
71508 |
88390 |
Объем произведенной продукции в сфере МП, млн. тенге |
52038,7 |
67730,4 |
79625,4 |
91403* |
Поступление налогов от СМП, млн. тенге |
3335,5 |
5954,5 |
11560,5 |
19800,5 |
Доля налогов от СМП в общей налоговой массе, % |
5,5 |
7,5 |
9,6 |
9,7 |
Примечание: звездочкой * помечены оценочные данные в соответствии со Среднесрочным планом социально-экономического развития города Астаны на 2006-2008 годы.